Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования оценки динамики физической подготовленности студентов нефизкультурных вузов'

Основные направления совершенствования оценки динамики физической подготовленности студентов нефизкультурных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL PREPAREDNESS / ТЕСТИРУЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ / TESTING PROCEDURES / ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ / PRINCIPLES OF EVALUATION / СТУДЕНТЫ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ / STUDENTS OF NON PHYSICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Локтев С. А., Овчаров И. А.

Основной целью работы являлось определение валидности тестов, традиционно используемых в системе оценки уровня развития отдельных физических качеств у лиц женского пола 17-21 года, не занимающихся спортом. Обследовано 390 студенток нефизкультурного вуза. Согласно полученным данным, целый ряд показателей физической подготовки у избранного контингента лиц проявляет взаимосвязь с длиной тела. Степень прироста параметров находится в обратной зависимости от исходного уровня. Наиболее корректным способом их оценки является центильный. Ряд показателей обнаружил колебания с менструальным циклом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Локтев С. А., Овчаров И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE EVALUATION OF PHYSICAL PREPAREDNESS DYNAMICS OF STUDENTS OF NON - PHYSICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The principal goal of the given paper was to define tests validity traditionally used in the system of evaluation of the level of the development of some physical qualities in 17-21 aged female persons who dont go in for sport. 390 girls-students of a non-physical educational institution were examined. In accordance with the data received a number of indices of physical preparedness seem to interconnect with the body length in the selected contingent of people. The extent of the growth of parameters depends in an opposite way on their initial level. The centile way of their evaluation is the most correct one. A number of indices appeared to fluctuate along with the menstrual cycle.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования оценки динамики физической подготовленности студентов нефизкультурных вузов»

informational and educational provision in the process of long-term training in russian

taekwondo

Shulika Y.A., Ed.D, professor, Kuban state university of physical education, sport and tourism Poroger G.E., doctoral candidate, Kuban state niversity of physical education, sport and tourism Lee Jeung Kee, Ph.D., professor, Kosin university (Republic of Korea)

The purpose of the present research was to prove the objective necessity of implementation of the informational and educational systems, aimed at methodical long-term mass technical and tactical training and future fromation of sport contingent for the enhancement of taekwondo coaches qualification.

Key words: taekwondo, integral model of taekwondo spatial-semantic techincaland tactical activity, classification of tactical actions, the system of stage educational control

основные направления совершенствования оценки динамики физической подготовленности

студентов нефизкультурных вузов

Доктор педагогических наук, профессор С.А. Локтев, доцент И.А. Овчаров

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Основной целью работы являлось определение валидности тестов, традиционно используемых в системе оценки уровня развития отдельных физических качеств у лиц женского пола 17-21 года, не занимающихся спортом.

Обследовано 390 студенток нефизкультурного вуза. Согласно полученным данным, целый ряд показателей физической подготовки у избранного контингента лиц проявляет взаимосвязь с длиной тела. Степень прироста параметров находится в обратной зависимости от исходного уровня. Наиболее корректным способом их оценки является центильный. Ряд пока-

зателей обнаружил колебания с менструальным циклом.

Ключевые слова: физическая подготовленность, тестирующие процедуры, принципы оценки, студенты нефизкультурных вузов.

Комплекс критериев, традиционно используемых для оценки уровня развития отдельных физических качеств у самых различных слоев населения - от спортсменов высокой квалификации до лиц пожилого возраста, никогда не занимавшихся спортом, к сожалению, очень редко оценивается с позиции валидности.

Учитывая сказанное, мы сочли необходимым провести специальные исследования, направленные

на изучение избирательности (валидности) тестов, традиционно используемых для оценки уровня развития отдельных физических качеств у лиц женского пола 1721 года, не занимающихся спортом.

Решение поставленной задачи применительно к обследуемому контингенту лиц предполагало определение степени взаимосвязи между различными показателями, характеризующими каждое физическое качество, а также между всеми параметрами физической подготовленности.

В качестве параметров, определяющих уровень развития отдельных физических качеств, были избраны следующие:

1. Силовая выносливость:

а) результаты отжимания от гимнастической скамейки;

б) подтягивания на низкой перекладине высотой 90

см;

в) поднимания и опускания туловища из положения лёжа, руки за голову, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах и не закреплены.

2. Скоростно-силовые возможности:

а) результаты в метании гранаты весом 500 г;

б) прыжке в длину с места;

в) прыжке в длину с разбега.

3. Скоростные возможности:

а) результаты в беге на 30, 60 и 100 м.

4. Выносливость:

а) результаты в беге на 1500, 2000 и 3000 м.

5. Гибкость:

а) результаты теста «наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке».

Учитывая, что с позиции энергетических потенций организма вышеперечисленные критерии не отражают анаэробных гликолитических возможностей организма, дополнительно было проведено тестирование обследуемых на дистанциях 300, 500 и 600 м.

Обследованы 390 не занимающихся спортом студенток в возрасте от 17 до 21 года.

Первая серия исследований заключалась в установлении и анализе взаимосвязей между регистрируемыми критериями физических качеств у студенток в целом в возрастном диапазоне от 17 до 21 года и в каждом отдельно взятом возрасте - 17, 18, 19, 20 лет и 21 год. При проведении корреляционного анализа в качестве меры зависимости был избран критерий Спирмена. При этом его критические значения составили для возраста 17 лет (п=70) - 0,235, 18 и 19 лет (п=100) - 0,197, 20 лет (п=80) - 0,220, 21 год (п=40) - 0,312, а в возрастном диапазоне от 17 до 21 года (п=390) - 0,099.

Как показали полученные данные, практически между всеми параметрами физической подготовленности у студенток, не занимающихся спортом, регистрируется статистически значимая взаимосвязь (исключение в этом плане составляет только тест на гибкость).

То есть, согласно результатам проведенного корреляционного анализа, у данного контингента обследуемых каждое из рассматриваемых физических качеств в

известной мере может служить отражением остальных параметров физической подготовленности, в связи с чем отпадает необходимость использования столь обширной «батареи» тестов. И здесь, естественно, возникает вопрос: какие же именно из тестирующих процедур следует избрать в качестве критериев физической подготовленности студенток нефизкультурных вузов?

В подобной ситуации мы сочли необходимым обратиться к факторному анализу, одной из основных целей которого является сокращение числа коррелирующих переменных (редукция данных).

Результаты проведенного факторного анализа параметров физической подготовленности студенток 1721 года представлены в таблице 1.

Как показали полученные данные, тестовые задания, традиционно используемые для определения физической подготовленности студенток, могут быть сгруппированы в три кластера, соответствующие трем выделенным факторам:

бег на 30, 60, 100 м, прыжок в длину с места и с разбега;

подтягивание на низкой перекладине, отжимание от гимнастической скамейки и упражнение для мышц брюшного пресса;

бег на 500, 600, 1500, 2000 и 3000 м.

При этом в каждой группе представляется возможным выделить тестирующую процедуру, отмеченную максимальной факторной нагрузкой: это бег на 60 м, отжимание от гимнастической скамейки и бег на 3000 м.

Таким образом, из комплекса традиционных критериев, используемых для определения уровня физической подготовленности, у студенток нефизкультурных ВУЗов в возрасте 17-21 года достаточна регистрация результатов в беге на 60 м, 3000 м, отжимании от гимнастической скамейки и тесте на гибкость.

При этом отдельно хотелось бы остановиться на тесте - бег на 3000 м.

Если речь идет о лицах, имеющих определенный уровень выносливости, то испытание в беге на 3000 м правомерно и достаточно информативно. Если же уровень выносливости минимален, с чем мы встретились в настоящих исследованиях, то частота сердечных сокращений (ЧСС) по окончании бега находится в диапазоне выше 170 уд/мин, т. е. речь идёт о тестировании не аэробной экономичности, что вкладывается в понятие общей физической работоспособности, а аэробной мощности, которая достигается при выполнении нагрузок, энергообеспечение которых предполагает существенный вклад анаэробного гликолитического обеспечения. Это и объясняет статистически значимую взаимосвязь между результатами в беге на 300, 500, 600, 1500, 2000 и 3000 м.

Отсюда вытекает, что для тестирования истинной выносливости (аэробной экономичности) или общей физической работоспособности у данного контингента лиц необходим другой подход. В частности, для них более приемлема методика определения общей физической работоспособности, предложенная С.А. Локте-

Примечание: жирным шрифтом выделены значимые факторные нагрузки (превышающие критический уровень, который составляет 0,7).

Таблица 1

Результаты факторного анализа параметров физической подготовленности студенток 17-21 года (n = 390, метод выделения главных компонент, стратегия вращения Varimax normalized)

Параметры физической подготовленности Факторные нагрузки

фактор 1 фактор 2 фактор 3

Бег 30 м 0,824961 0,107806 0,249314

Бег 60 м 0,837234 0,039698 0,361316

Бег 100 м 0,832259 0,015276 0,382468

Бег 300м 0,632349 -0,054752 0,632421

Бег 500м 0,519192 0,047118 0,734720

Бег 600 м 0,502139 -0,035084 0,708287

Бег 1500м 0,260412 0,113458 0,853256

Бег 2000м 0,185900 0,296639 0,848074

Бег 3000м 0,190793 0,113163 0,858806

Прыжок в длину с места -0,784089 -0,105312 -0,198569

Прыжок в длину с разбега -0,812096 -0,109924 -0,279114

Метание гранаты весом 500 г -0,552260 -0,146871 -0,074510

Подтягивание на низкой перекладине -0,203551 -0,766129 -0,109346

Отжимание от гимнастической скамейки -0,082422 -0,855393 -0,063075

Упражнение «опускание-поднимание туловища» 0,002951 -0,812179 -0,098930

Общая дисперсия Доля общей дисперсии 4,762042 0,317469 2,156583 0,143772 4,113861 0,274257

вым (1994). Ее суть заключается в регистрации в качестве критерия общей физической работоспособности (аэробной экономичности) показателя пульс/скорость, который проявляет тесную взаимосвязь со значениями PWC170в лабораторных испытаниях. Расчет показателя пульс/скорость осуществляется на основании скорости пробегания дистанции и постнагрузочной ЧСС в тесте, представляющем собой 3-5-минутный бег трусцой (ЧСС от 130 до 160 уд/мин).

Выполнение этой пробы позволяет рассчитать для данного контингента обследуемых и показатель PWC170(V) по формуле Л.А. Абросимовой с соавт. (1978).

Отдельно следует остановиться на результатах, касающихся координационных возможностей (применительно к верхним и нижним конечностям).

К сожалению, в отечественных программах по физическому воспитанию их оценка не предусмотрена. В то же время зарубежные специалисты уделяют этому вопросу большое внимание. В частности, в Югославии используются два теста: на максимальное количество касаний руками в четырех квадратах и на перекрестную работу рук и ног.

Учитывая это, мы сочли интересным проанализировать уровень развития координационных способностей у обследуемого нами контингента лиц.

Как показали полученные данные, у значительной

части студенток он значительно ниже средних для них значений.

При этом корреляционный анализ традиционных показателей физической подготовленности с результатами в вышеперечисленных тестах показал, что значимая взаимосвязь между ними не определяется. То есть, представленный выше комплекс критериев физической подготовленности должен быть расширен за счет внесения в него результатов тестов на координацию.

Отдельно следует остановиться также на вопросах, касающихся методов тестирования и принципов оценки функциональной силы мышц брюшного пресса и спины (разгибателей позвоночника).

Подобные исследования в общепринятых программах тестирования учащихся школ и вузов не предусмотрены. В то же время именно нормальное соотношение силовой выносливости мышц брюшного пресса и спины является одним из важнейших факторов профилактики нарушений осанки и изменений положения позвоночника во фронтальной плоскости.

В данной серии исследований приняли участие 120 студенток (40 учащихся 1-го курса, 40 - 11-го и 40 - Ш-го).

Как показали полученные данные, 95,0% студенток I курса, 95,0% - 11-го и 97,5% - Ш-го курса (в целом по группе - 95,8%) не смогли выполнить контрольное

испытание, использующееся в целях оценки функциональной силы мышц брюшного пресса.

Относительно мышц-разгибателей спины эти цифры выглядели следующим образом: из тестируемых студенток I курса выполнили испытание только 40%, II курса - 37,5%, и только на III курсе данная цифра составила 77,5%.

Исходя из этого, тестирование основных посту-ральных мышц и мышечных групп, безусловно, должно стать одним из необходимых компонентов в оценке общей физической подготовленности студенток нефизкультурных вузов.

Следующая серия исследований была посвящена обоснованию методических принципов оценки уровня развития отдельных физических качеств у студенток нефизкультурных вузов в возрасте от 17 до 21 года и его динамики на протяжении обучения.

Как показали полученные данные, в каждом возрасте (труднообъяснимое исключение в этом плане составляет только возраст 21 год) и в целом в возрастном диапазоне от 17 до 21 года наблюдается четкая взаимосвязь целого ряда параметров физической подготовленности с длиной тела.

На первый взгляд, существование подобной взаимосвязи кажется достаточно парадоксальным, поскольку подавляющее большинство регистрируемых параметров физической подготовленности не должно обнаруживать взаимосвязи с длиной тела. Скорее всего, речь идет о том, что в данном возрастном диапазоне длина тела (в отличие от массы тела, увеличение которой, как правило, искусственно сдерживается представительницами женского пола) является наиболее объективным отражением физического развития, которое у нетренированных лиц оказывает очень значимое влияние на уровень физической подготовленности. Причем, на наш взгляд, чем теснее взаимосвязь показателей физического развития и физической подготовленности, тем более убедительно это свидетельствует об отсутствии влияния на последние занятий физической культурой.

То есть, совершенно очевидно, что оценку отдельных параметров физической подготовленности у данного контингента лиц следует осуществлять дифференцированно, с учетом различий в длине тела. При этом диапазоны различий должны определяться только после проверки распределения на предмет его нормальности (параметричности) на основании величины квадратического отклонения с учетом возможной асимметричности распределения.

Как известно, для оценки показателей физической подготовленности могут быть использованы различные способы: сопоставление с известными нормативами (стандартами), метод сигмальных отклонений и метод перцентилей. До последнего времени в большинстве исследований использовался метод сигмальных отклонений. Однако в плане точности и сопоставимости, безусловно, более перспективен перцентильный метод. Попытка его использования в этих целях была

предпринята Н.В. Решетниковым (1991), однако проводимые им расчеты явно противоречили классическому варианту расчета перцентилей.

В связи с этим нами (совместно с кандидатом технических наук С.В. Усатиковым) была разработана специальная компьютерная программа перцентильной оценки показателей физической подготовленности у различного контингента лиц.

В отношении совершенствования оценки динамики физической подготовленности нами решались два вопроса: воспроизводимость результатов при повторных измерениях в каждом из контрольных испытаний, с учетом ежемесячных циклических изменений, происходящих в женском организме, и подчинение (или неподчинение) их прироста «закону исходного уровня».

С целью ответа на первый вопрос в экспериментальной группе из 20 студенток была проведена четырехкратная (с интервалом в 1 неделю) регистрация результатов в следующих испытаниях: беге на 60 м с ходу, прыжке в длину с места, отжимании от гимнастической скамейки, упражнении для мышц брюшного пресса, а также в тестах на гибкость и координацию рук.

Средняя колеблемость результатов (максимальное значение минус минимальное) у обследуемой группы студенток представлена в таблице 2.

Разумеется, изменение результатов в вышеперечисленных тестах на величину, соответствующую диапазону их естественных колебаний, связанное с колебаниями функционального состояния женского организма, не может расцениваться как свидетельство позитивных (или негативных) сдвигов, когда речь идет об оценке их динамики в процессе обучения.

Отдельно следует остановиться на необходимости учета «закона исходного уровня» (В.В. Романов, И.Н. Чернова, 1983), когда речь идет об оценке тренировочного эффекта. Это убедительно подтверждено целым рядом исследований, в частности, результатами 2-летних наблюдений С.А. Локтева (1994), в которых показано, что даже на фоне в целом разносторонней подготовки легкоатлетов в возрастном диапазоне от 11 до 15 лет между начальными и конечными значениями подавляющего большинства показателей базовых и специальных двигательных способностей отсутствует значимая положительная взаимосвязь, а их прирост проявляет четкую отрицательную зависимость с исходным уровнем. Применительно к лицам, не занимающимся спортом, решение данного вопроса требует проведения дополнительных исследований.

В связи с этим нами были проанализированы результаты 50 участниц экспериментальных исследований, показанные ими в отдельных контрольных испытаниях в начале и конце учебного года.

Как показали полученные данные, изменения всех анализируемых показателей физической подготовленности, происходящие в процессе занятий физической культурой, также подчиняются «закону исходного уровня». Таким образом, когда речь идет о переходе результата из зоны «ниже средних» в зону «средних»

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средняя колеблемость результатов (разница между максимальным и минимальным значением) в различных тестах у студенток на протяжении 4 последовательных недель эксперимента

Ф.И.О. Бег на 60 м с ходу (с) Прыжок в длину с места (см) Отжимание от гимнастической скамейки (кол-во раз) Упражнение «опускание-поднимание туловища» (кол-во раз) Тест на гибкость (см) Тест на координацию рук (раз/с)

Средняя колеблемость результатов 0,6 17 13 25 3,5 14/10

Таблица 3

«Цена» прироста (в баллах) результатов в контрольных испытаниях у студенткк нефизкультурных вузов

Прирост рнеплнаоаок к еннаилан Оенноо к баллон

Ыз ^ Ы25 1

Ы3 ^ Ы50 Ы10 ^ Ы50 2

Ы3 ^ Ы75 Ы10 ^ Ы75 Ы25 ^ Ы75 3

Ы3 ^ Ы90 Ы10 ^ Ы90 Ы25 ^ Ы90 Ы50 ^ Ы90 4

Ы3 ^ Ы97 Ы10 ^ Ы97 Ы25 ^ Ы97 Ы50 ^ Ы97 5

Ы75 ^ Ы97 5

значений, «цена» такого перехода в балльном выражении должна быть ниже, чем при егт переходе из зоныы «средних» в зону «твыняе средних»» значений.

Рекомендуемый нами вариант оценки в баллах динамики параметров физенеской подготовленности у обследуемого контингента лиц с учетом предложенты1х выше персентильнык диапазонох и средней колеблемости отдельным токчзателей физтческой подготовленности представлен в тй блице 3.

Заключение. Таким образом, согласно полученным данным, у лиц женского пола в возрасте 17-21 года градации целого ряда показателей фнзической подготовленности должны! предусматривать налгеие их взаимосвязи с длиноН тела, косорая в этом возрастном диапазоне еще значимо изменяетчя.

Наиболее корректнпм способом их оценки является центильныш, с насчетом общепринятых значеннй центилей (Р3, Р10, Н25, Р50, Р75, Р97) для каждого участка кривой распределения длины1 тела.

Оценка динамики изменеиий общепринятый показателей физической яодготовлеиности у обследуемого контингента лйц должна учитытать различную надежность (то естн воснроизводимость при повторных испытаниях) анализируемых параметров, а также их

подчинении законо исходного уровня. Сутн последнего заключаетия в том, что степень выраженности прироста каждого из погазатмлеИ в течетие годичного цикла занятий физической культурой находится в обратной зависимости от их исходного уровня. Исходя из этого, «цена»» измеиений яоказателей в каждом, центильном диапазоне по баллыной системе должна иметь различ-нои в дражеои е. При этом, если изменения соответствуют естественным колебанеям регистрируемые параме-трои, которыю сиязаны! с циклическими колебаниями, происходящими в женском организме, то они не могут рассматриваться как значимые.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абртеимова, Л.И., Карасик, В.Е. Определение физической работоспособности детей и подростков // Медицинские нроблемы! физииескмй оультуры1. - Киов, 1д78. - Вып. 6. -С. 38-41.

2. Локтев, С.А. Организационно-педагогическая концепция преобразования системы подготовки спортивного резерва в беге на с.кдние и длгнныи дистан.ои (мужчины): дис. ... док. пед. наук. - Крас нода р, 1994. - 3987 с.

3. Решетников Н.В. Совершенствовать контрольные нормативы учебной программы по физическому воспитанию студентов // Теория и практика физической культуры. - 1987. -№ 5. - С. 22-23.

main directions of improving the evaluation of physical preparedness dynamics of students of non - physical educational institutions

S. Loktev, Doctor of Pedagogics, Professor, I. Ovcharov, Associate Professor

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

The principal goal of the given paper was to define tests validity traditionally used in the system of evaluation of the level of the development of some physical qualities in 17-21 aged female persons who don't go in for sport.

390 girls-students of a non-physical educational institution were examined. In accordance with the data received a number of indices of physical preparedness seem to interconnect with the body length in the

selected contingent of people. The extent of the growth of parameters depends in an opposite way on their initial level. The centile way of their evaluation is the most correct one. A number of indices appeared to fluctuate along with the menstrual cycle.

Key words: physical preparedness, testing procedures, principles of evaluation, students of non - physical educational institutions.

модернизация годичной подготовки спортсменов в пляжном волейболе

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Костюков,

аспиранты П.В. Коляго, В.В. Смирнов, М.А. Кондратенко, А.А. Баскаков, Р.Н. Николенко Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Исследование проводилось на базе кафедры теории и методики спортивных игр КГУФКСТ с октября 2007 года по сентябрь 2008 года. В нем участвовали 2 группы спортсменов (по 8 человек в каждой), имеющих квалификацию: 1 разряд - кандидат в мастера спорта.

Цель работы - повышение эффективности годичной подготовки спортсменов в пляжном волейболе на основе использования комплекса педагогических инноваций, нивелирующих выявленные недостатки традиционного построения занятий и включающих изменение продолжительности и содержания тренировочных периодов, выявление

рационального соотношения выполняемых тренировочных и соревновательных нагрузок, обоснованние интенсификации двигательной активности волейболистов, осуществление подробного этапного контроля уровня их общей и специальной физической, игровой и технической подготовленности.

Показана высокая эффективность модернизированного варианта годичной подготовки спортсменов по критериям физической, игровой и технической подготовленности.

Ключевые слова: модернизация, пляжный волейбол, тренировка, годичный цикл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.