Научная статья на тему 'Педагогическая практика студентов через призму тьюторства'

Педагогическая практика студентов через призму тьюторства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / TEACHING PRACTICE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРНАТУРА / PEDAGOGICAL INTERNSHIP / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ / TUTORIAL SUPPORT OF STUDENTS / ТЬЮТОРИАЛ / TUTORIAL / СОБЫТИЕ / EVENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / EDUCATIONAL EVENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилипчевская Наталья Викторовна, Яковлева Галина Сергеевна, Петропавловская Наталья Владимировна

Рассматриваются особенности организации педагогической практики студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Освещаются проектирование индивидуальных программ педагогической практики студентов и реализация образовательных событий с обучающимися.The article are the peculiarities of organization of pedagogical practice of students in accordance with the requirements of state educational standards of higher professional education considered. Covers design individual programs of pedagogical practice of students and implementation of educational events with the students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая практика студентов через призму тьюторства»

УДК 378

Н.В. Пилипчевская, Г.С. Яковлева,

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Н.В. Петропавловская,

Дом детского творчества (г. Сосновоборск, Красноярский край)

Педагогическая практика студентов через призму тьюторства

Рассматриваются особенности организации педагогической практики студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Освещаются проектирование индивидуальных программ педагогической практики студентов и реализация образовательных событий с обучающимися. Ключевые слова: педагогическая практика, педагогическая интернатура, тью-торское сопровождение студентов, тьюториал, событие, образовательное событие.

The article are the peculiarities of organization of pedagogical practice of students in accordance with the requirements of state educational standards of higher professional education considered. Covers design individual programs of pedagogical practice of students and implementation of educational events with the students. Key words: teaching practice, pedagogical internship, tutorial support of students, tutorial, event, educational event.

Сегодня образование рассматривается как сложный культурный процесс, совокупность условий для личностного становления и саморазвития. В наши дни образование невозможно представить без обращения к личности и рассмотрения ее существования. Содержание образования обретает качественно новый личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта индивида. Это требует перехода к целостной педагогике личности, основанной на адекватной методологии, когда образование выступает как гуманитарная система с особыми закономерностями формирования и развития, а педагогическая реальность представляется как приобщение человека к смыслу, а не только к знанию [1].

В свете последних изменений в области образования достаточно четко проявляется тенденция к созданию открытой образовательной среды, включающей вариативность, индивидуализацию, событийность процесса образования. Соблюдение этих принципов неизменно приведет к пересмотру, корректировке образовательных программ, изменению и расширению воспитательной среды в образовательном учреждении, возможности построения и реализации собственной образовательной программы, а также выбору индивидуального маршрута, наиболее полно удовлетворяющего личностные образовательные потребности обучающихся.

Особенности современной системы образования задают иные требования к организации работы с детьми, строгое соблюдение которых в первую очередь относится к новому поколению студентов-педагогов, будущему поколению учителей. В этой связи уже сейчас важно осуществлять работу среди студентов по формированию иного, другого мировоззрения относительно построения учебного и воспитательного пространства в рамках образовательного учреждения, показывать важность применения современных педагогических технологий, форм, методов в работе с обучающимися. Следовательно, педагогическая практика студентов должна выстраиваться по-иному типу сопровождения. Мы предлагаем рассмотреть особенности тьюторского сопровождения студентов. В настоящей статье мы остановимся на реализации принципа событийности в образовательном учреждении

и рассмотрим педагогическую практику студентов через призму тьюторства.

Рассматривая «событие» в контексте инновационных преобразований современной школы, раскроем его с двух позиций: первая - применение событийного подхода в практике воспитания, вторая - потребность построения образовательной стратегии на примере применения событийного тьюторства в работе с обучающимися.

В последние годы событийный подход активно разрабатывается в воспитательной работе с обучающимися. Н.Л. Селиванова [2], раскрывая событийный подход в воспитании, обращает внимание на воспитательный процесс, который рассматривается как дидактическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребенка и повседневности с ее будничными, но не менее важными делами. Реализация собы-

© Пилипчевская Н.В., Яковлева Г.С., Петропавловская Н.В., 2014

тийного подхода предполагает наличие в школьной жизни эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Эти дела становятся своеобразными вехами в воспитательном процессе. Ощутить происходящее с ним как событие ребенок может только на фоне повседневной жизни. Важно, чтобы у ребенка сформировалось понимание ценности, значимость повседневности, поэтому нужно научить его жить не только от праздника к празднику. Автор подчеркивает, что событие случается только в рамках события ребенка со взрослым и с другими детьми. Следовательно, и событийный подход рассматривается как бытие взрослых и детей, их взаимодействие и сотрудничество.

Педагогическое событие - это момент реальности, в котором происходит развивающая, целе-и ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребенка (их со-бытие). Взрослые, встречаясь с детьми, удерживают в своем сознании и деятельности цели воспитания подрастающего поколения, а дети самостоятельно, свободно и ответственно выбирают со-трудничество с взрослыми как режим их совместной деятельности. Сам момент реальности (во время существования) педагогического события может быть кратким и длительным. Пример длительного педагогического события - это возникновение и существование детско-взрослой событийной общности. В.И. Слобод-чиков считает, что со-бытийная общность есть живое единство, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее сродство при внешней их противопоставленности. Со-бытие предполагает, что, несмотря на препятствия и «непрозрачность» других, все-таки возможны понимание (постижение) личности другого, ответственность за дру-

гих, преданность, которая включает в себя и Я, и Ты, и Мы. Следовательно, исходной нормой общности является устойчивая духовная связь между ее участниками, обеспечивающая понимание одной индивидуальностью другой индивидуальности. Это достигается при условии постоянного общения, диалога, взаимного доверия и сопереживания [3].

Идеальная же модель событийного тьюторства основана на формировании связи между знанием и практикой, личными ценностями и стратегиями и нацелена на решение задач в рамках сопровождения индивидуальной образовательной программы обучающихся (М.А. Аверков, М.М. Мир-кес, Н.В. Муха).

Для более полного представления о данной модели раскроем второй подход к понятию «событие» в контексте тьюторского сопровождения.

Образовательное событие -это специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм (Б.Д. Эль-конин). Образовательное событие - это ситуация, которая переживается и осознается человекам как значимая (поворотная) в его собственном образовании. Человек обретает новое знание, наращивает компетентности, способности, собственную субъектность, вынужден менять стереотипы действий. При этом он активный участник происходящего, глубоко его переживает и оценивает как событие в своем образовании. При отборе культурного содержания событийность должна стать своеобразным фильтром, тем самым «вектором», «общественным способом отбора содержания образования», которые современные дидакты называют предметностью содержания (И.М. Осмоловская). По мнению О.Ю. Жилиной, ядром событийной предметности являются моти-

вы познания, самоопределения, саморазвития, собственного жиз-нестроительства. Основной элемент в структуре содержания событийного образования - это событийный предмет. Событийный предмет - это решение образовательной задачи, разложенное на эпизоды. Мы выделяем следующие характеристики образовательного события:

- «актуальная культуросооб-разность» - наличие культурного прототипа и одновременно поддержка в среде и укладе образовательного учреждения и местного сообщества (публичность);

- полидеятельностная структура, обязательное включение коммуникации;

- возможность и уместность импровизации, порождение новых смыслов. Для этого используются игры, диалоги, экспертизы, групповая работа, метод проектов, погружение, образовательное путешествие, эвристическое обучение и др.;

- «укорененность во времени» - событие может состояться лишь в продолжение или в преддверии чего-то.

Педагогическая работа с событийным типом предметности включает в себя следующие характеристики:

- опосредованное педагогическое управление, направленное не на процесс и результат, а на создание условий деятельности ребенка, группы, сообщества;

- особая позиция педагога («кто знает, что случится?»);

- осознанное педагогическое использование трех групп ресурсов: культурного (становление социального опыта), социального (реальных людей и сообществ), антропологического (индивидуальных особенностей интеллекта, стиля деятельности и др.) [4].

Ю.Л. Троицкий отмечает, что при организации образовательного события важно не подменить его образовательной повседневностью (квазисобытийностью),

которая может привести к профанации и обесцениванию образовательного события, а также превратить событие в подготовленное мероприятие [5].

Следовательно, включение учащихся в разнообразные виды деятельности на основе событийных форм работы будет способствовать раскрытию потенциальных возможностей, которые определяют развитие, помогают рождению в образовании и в личностном опыте новых когнитивных и эмоциональных идей и смыслов, культурных ценностей, личностных и межпредметных результатов. Сопровождение в его психолого-педагогической сущности есть деятельность, содержанием которой является «быть вместе с ребенком», а не «быть вместо ребенка». Учащийся находится в своей собственной деятельности, и в ней он совершает действия, которые способствуют приобретению умений.

Учитывая особенности реализации принципа событийности в образовательном пространстве, нами было разработано, подготовлено и осуществлено образовательное событие «Город - X» в рамках реализации проекта «Педагогическая интернатура» на базе средней общеобразовательной школы № 150 под руководством кандидата педагогических наук доцента кафедры педагогики, директора учебно-методического центра тьюторского и социально-психологического сопровождения студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Н.В. Пилипчевской. В образовательном событии приняли участие 1036 учащихся 1-4-х классов средней общеобразовательной школы № 150, студенты Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (факультеты начальных классов, иностранных языков, педагогики и психологии детства (специальность «Со-

циальная работа»), 27 студентов Института психолого-педагогического образования, сотрудники учебно-методического центра тьюторского и социально-психологического сопровождения студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

Многолетняя практика тью-торского сопровождения студентов в системе высшего педагогического образования доказала важность применения в работе со студентами такой формы деятельности, как групповые и индивидуальные тьюториалы. Именно поэтому в рамках проекта «Педагогическая интернатура» мы воспользовались этой формой организации встреч со студентами. План тьюториалов, их краткое содержание и формы работы со студентами представлены в таблице.

Этот формат позволил студентам построить собственную траекторию профессионального развития в процессе прохождения практики, осознать возможности событийных форм в работе с учащимися.

Перейдем непосредственно к образовательному событию, для реализации которого студентами была выбрана такая форма, как игра. Она включала четыре взаимосвязанных этапа: подготовительный, ознакомительный, дея-тельностный, рефлексивный. Раскроем каждый из них.

Работа по созданию игры на подготовительном этапе была сосредоточена на формулировании ее целей и задач в период педагогической практики студентов, разработке плана действий тьюторов, определении основополагающих понятий и принципов, таких как открытое пространство, образовательное событие, сопровождение, принцип вариативности и др. В процессе организации игры учитывалась работа со студентами как в профессиональном, так и личностном плане. Игра предоставляла широкий

спектр возможностей для работы студента с собой как личностью и как профессионалом. Задача тьютора заключалась в оказании помощи студентам в планировании предстоящей деятельности и способов достижения конкретных ее результатов. Так, на подготовительном этапе итогом работы стала схема сопровождения тьютором студентов в процессе реализации образовательного события и практики в целом.

Целью ознакомительного этапа стало формирование у студентов проектной компетентности как основы проектирования образовательного пространства в школе. Перед группой студентов была поставлена задача, которая должна была быть решена с использованием различных форм, методов, технологий и др. Эта задача заключалась в преобразовании образовательного пространства начальной школы, создании особой детской среды посредством категорий «единство», «насыщенность», «разнообразие», «вариативность», в рамках которой возникает целенаправленный заказ от педагогического коллектива школы, родительского сообщества, а главное, от самих учащихся на создание детской организации. Соответственно, итогом работы студентов на подготовительном этапе стал выбор варианта запуска детской организации среди учащихся I ступени. Следует отметить, что задача тьютора заключалась в сохранении целостности разрабатываемого студентами образовательного события, соблюдении основных правил открытого пространства как основы разработки новой, иной формы. Работа на ознакомительном этапе была начата с выявления ресурсных возможностей этой формы работы, определения собственных дефицитов, формулирования собственных целей/задач. Необходимо подчеркнуть, что проектная деятельность предполагает наличие субъективно зна-

Таблица

План тьюториалов для студентов университета в рамках проекта «Педагогическая интернатура»

№ Назначение тьюториала Содержание Формат работы

1 Первая встреча: введение в эксперимент Знакомство Работа с представлениями студентов о практике (ожидания, опасения) Выявление образовательных потребностей и дефицитов студентов Выявление личных целей и задач Установка на целеполагание Презентация, беседа, рефлексивный круг, вводное анкетирование

2 Разработка индивидуальных планов практики Постановка индивидуальной цели практики Работа с индивидуальным запросом Расширение ресурсного пространства Разработка индивидуальных планов практики Дистанционный (индивидуальный формат - личностное самоопределение, групповое обсуждение посредством ресурсов социальных сетей: онлайн, оффлайн)

3 Подготовка к проектированию образовательного события. Часть I Постановка задач и формирование проектного замысла образовательного события Освоение и моделирование культурного содержания Выбор формата Составление группового плана и определение ответственных Определение места других субъектов образовательного процесса в образовательной системе Обсуждение места и роли образовательного события в индивидуальном плане практики Мозговой штурм, групповое обсуждение Деятельностный результат: форма проектного мышления осваивается студентами как средство организации деятельности (знают, как это делать)

4 Проектирование образовательного события. Часть II Постановка цели образовательного события Утверждение формата, постановка образовательных задач Построение план-карты образовательного события Онтологическое конструирование, расширение рефлексивной рамки Масштабирование и определение поля собственной ответственности Презентация рабочих вариантов, проблематизация, конструирование, онтологические вопросы

5 Корректировка индивидуальных планов практики Корректировка целей Работа с ресурсами Обсуждение образовательного шага Обсуждение места образовательного события в индивидуальном плане практики Беседа, рефлексивный круг

6 Корректировка индивидуальных планов практики Обсуждение образовательного шага, рефлексия Корректировка целей, выявление особенностей индивидуального образовательного движения конкретного студента Обсуждение организационных вопросов образовательного события Дистанционный (индивидуальный формат - личностное самоопределение, групповое обсуждение посредством ресурсов социальных сетей: онлайн, оффлайн)

7 Итоги проведения образовательного события, педагогической практики Обсуждение итогов образовательного события «Город - X», фиксация наблюдений и затруднений, выявление собственной оценки деятельности Рефлексия со студентами по поводу образовательной системы Установка на создание индивидуальной образовательной программы Беседа, индивидуальные суждения, рефлексивный круг, итоговое анкетирование

чимой для студентов проблемы, ее исследование, поиск путей решения и практического воплощения полученных результатов в том или ином продукте деятельности.

Итогом совместной деятельности студентов стал сценарный план проведения игры отдельно для 1-2-х и 3-4-х классов. В основу организации игры была положена фабула о разрушении пространства Вселенной, в которой были потеряны основные человеческие ценности. Перед детьми были поставлены вопросы: «Без чего не может быть жизни на Земле?» и «Что не-

обходимо для создания нового города?» Для ответов на поставленные вопросы учащиеся разделились на несколько групп. Каждая группа представляла свой вариант необходимой для жизни города частицы, которые были объединены в один целостный город со своим названием. Для учащихся 3-4-х классов игра была усложнена созданием иерархизированных структур в городе (управление, инфраструктура и др.), написанием послания будущему поколению жителей «Города - Х». Таким образом, данный этап игры несет

в себе реализацию таких задач, как формирование коллективного мышления, развитие активной позиции, привитие общечеловеческих, общегрупповых ценностей внутри коллектива детей.

Следующим этапом стало соединение «Города - Х» в большую систему городов каждого класса, и вновь учащиеся столкнулись с необходимостью решать проблемную ситуацию. На вопросы пришлось искать не просто ответы, а прийти к единству, открытию разнообразия в окружающем пространстве, поиску ресурсов в новом, частич-

но структурированном пространстве. Завершающим этапом работы учащихся стало написание письма «Хранителям города».

Каждый этап игры ведущими (студентами) был реализован в студенческой аудитории поочередно. Такая форма работы позволила каждому студенту понять собственные дефициты, построить траекторию своего изменения, а также предвидеть различные варианты продвижения детского коллектива в игре.

Деятельностный этап заключался непосредственно в проведении игры «Город - Х». Она проходила два дня: отдельно для 1-2-х и 3-4-х классов. Созданные учениками города получились разнообразными, непохожими друг на друга, что стало основой для возникновения многочисленных вопросов у детей к их создателям, а это оживило познавательный интерес, активность учащихся. В процессе игры ее участникам удалось спроектировать следующие новые направления деятельности: «Бизнес», «Межкультурная коммуникация», «Интеллект» и другие, которые предстоит детально разрабатывать и реализо-вывать в рамках проекта детской организации «Республика "Мы"».

Завершающим, но наиболее важным этапом стал рефлексивный этап, на котором состоялось активное обсуждение игры в соответствии со следующими моментами:

- полноценностью реализации игровой фабулы и достижением педагогической задачи;

- сложностью в реализации сценарного плана, объективными и субъективными причинами;

- собственным ростом студента: решением первоначальной цели/задачи, рефлексией опыта.

Ведущую роль в обсуждении играли тьюторы, деятельность которых была направлена на сопровождение студентов в процессе всего проекта, который начался с проектирования, корректировки и реализации собственной образовательной программы, в частности индивидуальной программы педагогической практики и планирования следующего шага действий на пути профессионального становления.

Таким образом, как показал опыт организации игры «Город -Х», изменения в системе общего образования связаны прежде всего с созданием среды для развития личности ребенка, а именно с обучением с удовольстви-

ем, общением с другими детьми и взрослыми, становлением гражданина общества. В заключение хочется отметить, что индивидуализация образовательного процесса должна стать основной тенденцией развития школьного образования.

Литература

1. Жилина О.Ю. Событие и событийная предметность в образовании // Школьные технологии. 2009. № 1. С. 132-137.

2. Пилипчевская Н.В., Адольф В.А. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития: монография. Красноярск, 2011. 224 с.

3. Селиванова Н.Л. Проблемы современного воспитания: поиск решения // Воспитание: традиции и перспективы. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. С. 4-20.

4. Слободчиков В.И. Событийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Вып. 1 (43). 2010. С. 5-13.

5. Троицкий Ю.Л. Событие как образовательная стратегия // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Вып. 1 (43). 2010. С. 77-83.

УДК 378 (045)

Н.Н.Ганина,

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

Диагностика уровня творческого мышления студентов в процессе обучения и воспитания в высшей школе*

Стремительность, с которой развивается общество, требует от человека креативного мышления и творческого подхода к решению разного рода задач.

Человеку с творческим складом ума гораздо легче проявить себя и достичь высоких результатов в любом виде деятельности.

Креативность как специфический вид способностей являлась объектом комплексных исследований американских психологов Дж. Гилфорда и Э.П. Торрен-

*Работа проводилась при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16 марта 2013 года). © Ганина Н.Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.