Зарипова Елена Игоревна,
к.п.н., доцент, доцент Омский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: [email protected] 644009, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 195, кор.18
р.т.8(3812) 69-29-76
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В
ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Повышение роли самостоятельной работы студентов, усиление ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности, инициативы, самостоятельности представляются приоритетными направлениями в решении задач российского высшего профессионального образования. Основным механизмом тьюторской деятельности в организации СРС является тьюторское сопровождение.
Ключевые слова: Организованная самостоятельная работа студента, тьюторства, три уровня тьюторской работы, схемы-коллаж.
В связи с введением образовательных стандартов третьего поколения, построенных на усилении принципов вариативности, открытости, практической направленности образовательных программ, происходит индивидуализация обучения в том числе и при организации самостоятельной работы студентов. Изменения в характере современного образования - в его направленности, целях, содержании всё более явно ориентируют его на стимулирование личностного потенциала студента, на его творческую инициативу, мобильность, самостоятельность.
Одним из средств решения, стоящих перед высшим профессиональным образованием задач, является адекватно организованная самостоятельная работа студента (СРС).
Повышение роли самостоятельной работы студентов, усиление ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности, инициативы, самостоятельности представляются приоритетными направлениями в решении задач российского высшего профессионального образования в целом и экономического в частности (А.А. Вербицкий, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя и др.). Возникает необходимость в другой модели обучения, в которой смещается акцент с того, чтобы заставлять студентов учиться на то, чтобы они сами захотели обучаться. В этой модели самостоятельная работа организуется не для освоения содержания учебной дисциплины, а для того, чтобы использовать содержание дисциплины в формировании и развитии способности студента самостоятельно решать профессиональные задачи на основе своих интересов, склонностей, жизненного опыта.
Самостоятельная работа рассматривается исследователями как метод обучения (Ю.К. Бабанский, Л.В. Жарова, А.В. Усова и др.); форма организации учебных занятий (Б.Н. Есипов, Т.И. Шамова и др.); специфический вид учебной деятельности (И.А. Зимняя, О.И. Нильсон и др.); средство обучения (П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др.); синтез формы учебной деятельности и средства организации и вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность (О.В. Долженко, В.Л. Шатуновский и др.), вида деятельности и организационной формы (Л.И. Рувинский, И.И. Кобыляцкий и др.), средства приобретения знаний и вида учебной работы (А.В. Петровский и др.); учение, определяющееся способностью сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, планировать свою деятельность, осуществлять ее и рефлексировать (А.В. Петров и др.); форма обучения (В.А. Сластенин и др.); как основа самообразования (А.Я. Айзенберг, Г.Н. Сериков и др.); самонаправляемый процесс преобразования умственных способностей в учебные умения и навыки (Д. Шунк, Б. Зиммерман и др.), элемент модели процесса приобретения знаний (М. Мартинез-Понс, Ф. Вайнерт, М. Боекаертс и др.), набор стратегий обучения (Л. Корно, Е. Мандинач, Д.Шунк и др.), одна из форм компетентности (К. Леви-Лебоиер, Ф. Вайнерт и др.) и т.д.
Аналитики Российского научно-исследовательский институт высшего образования (НИИВО) выделяет основные характеристики успешности организации СРС:
• Психологические условия успешности СРС зависят от взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе; от уровня сложности заданий для самостоятельной работы; от степени включенность студентов в учебно-профессиональную деятельность.
• Профессиональная ориентация СРС по разным дисциплинам. Причём, глубина профилирования тех или иных дисциплин должна учитывать психологические закономерности многоуровневого деления будущих профессионалов на бакалавров, специалистов, магистров.
• Учёт ограниченного бюджета времени студента.
• Индивидуализация СРС, которая включает: увеличение удельного веса интенсивной работы с более подготовленными студентами; деление занятия на обязательную и творческую части (для всех, пытающихся самостоятельно справиться с более трудными и, главное, -нестандартными задачами, дополнительными вопросами, учебно-проблемными ситуациями и т. д.); регулярность консультаций с обучаемыми; исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работе, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов с обязательным сравнением с ожидаемыми.
Реально осуществить все эти условия в вузе возможно посредством тьюторства. Тьюторство как форма обучения, как насущная необходимость входит в реальную российскую действительность и ищет современные средства институализации. Нормативно это закреплено приказом Минздравсоцразвития в мае 2008 года (позиция тьютора была введена в перечень профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования), а в сентябре 2009 года Министерство образования и науки утвердило квалификационные характеристики должностей работников образования, в том числе тьютора. Тьютор - педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуального образовательного маршрута. Теоретической основой тьюторской деятельности являются концепции, технологии, опыт тьюторства и особенности тьюторского сопровождения, представленные в научных работах
Н.В.Рыбалкиной, Т.М.Ковалёвой, Е. А. Сухановой, Н.В. Пилипчевской и др.
Тьютор в вузе - это координатор динамики делового и научного общения и сотрудничества между студентами и преподавателями, он организатор и руководитель выборов студентов по карте спецкурсов, он модератор острых учебных ситуаций (пересдач, консультаций, дополнительных занятий, ликвидации пропусков). В его обязанности входит сбор информации для составления нелинейного расписания на факультете, он составляет индивидуальную образовательную программу, если студент учится на нескольких факультетах. Задача тьютора - построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие) желания, интересы.
Некоторые учёные выделяют три уровня тьюторской работы в вузе:
первый уровень направлен на реализацию процессов специализации, адаптации и профессионализации студента;
второй уровень работы тьютора - в качестве эксперта, аналитика, исследователя, управленца в сфере новых знаний и технологий, в качестве сопровождающего научноисследовательской и самообразовательной деятельности студента;
тьютор третьего уровня решает задачи поиска условий для вхождения вуза в международное образовательное пространство.
Тьютор может рассматриваться как самостоятельная профессия и как дополнительная профессиональная компетенция у преподавателя, его тьюторская позиция. Должность тьютора введена в штатные расписания таких ведущих вузов, как РУДН, МГУ, Академия народного хозяйства при правительстве РФ. Тьюторская позиция - это особая педагогическая позиция в которой осуществляется сопровождение индивидуального образования. Особенность тьюторской позиции характеризуется следующими положениями:
- студент самостоятельно решает образовательную задачу, а тьютор помогает ему, технологически организуя особые пространства совместной деятельности;
- обучение происходит на основе и с включением в содержание обучения реального опыта студента;
- обучение не ограничивается ресурсами одного образовательного учреждения.
Основным механизмом тьюторской деятельности в организации СРС является тьюторское сопровождение. Тьюторское сопровождение - это вид педагогического сопровождения процесса индивидуализации в открытом образовании. Выделяют три вектора тьюторского сопровождения:
• Социальный - тьютор раскрывает образовательный потенциал окружающего социума, образовательных и иных учреждений, событий и т. д. при формировании и реализации студентом индивидуальных образовательных программ, маршрутов, траекторий.
• Антропологический - тьютор помогает овладеть техниками и технологиями развития личностных качеств, необходимых в образовании, создает условия для саморазвития и самовоспитания, для раскрытия потенциальных возможностей и способностей.
• Культурно-предметный - тьютор раскрывает образовательный потенциал учебных дисциплин, помогает осуществить выбор курсов, заданий по самостоятельной работе.
Содержание тьюторского сопровождения включает организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное, с одной стороны, на инициирование движения студентов к профессии, имеющих затруднения в практической деятельности, выбора и построение ими собственного профессионального маршрута в процессе обучения, с другой стороны, на оказание помощи студентам в профессиональном движении.
Дисциплина «Организация коммерческой деятельности» входит в блок специальных дисциплин и является обязательной для изучения студентами-менеджерами. Целью дисциплины является содействие студентам в овладении знаниями и действиями по организации коммерческой деятельности, направленными на совершенствование организационно-хозяйственной деятельности предприятий, функционирующих во внутренней торговле Российской Федерации.
Для организации СР студентов-менеджеров используются индивидуальный и групповой, основной и вспомогательный тьюторинг. Модель группового тьюторинга направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей студентов и в то же время на снижение высокого уровня отсеивания и отчуждения студентов в группе. Гибкость личного взаимодействия в сочетании с эмоциональной поддержкой являются основными причинами для введения индивидуального тьюторинга. Тьюторинг также можно разделить на базовый и вспомогательный. В базовую модель тьюторинга входит обучение и обратная связь, вспомогательная модель призвана поддерживать студентов в учебе и решать возникающие в процессе обучения проблемы. Первая модель тьюторинга используется в качестве способа обучения и обратной связи, когда подготовленные для учебной программы материалы не в полной мере позволяют студентам достичь целей обучения. В данной модели студенты обязаны поддерживать контакт со своим тьютором или посещать тьюториалы. Вторая модель тьюторинга предлагает дополнительную поддержку в учебе тем студентам, которым нужна особая помощь или социальные контакты. Многие студенты нуждаются в этом виде поддержки в начале своих занятий, и она может помочь снизить уровень отсеивания и увеличить скорость обучения. Кроме этого в тьюторское сопровождение включаются групповые тьюториалы для всех студентов. Тьюториалы проводятся во время семинарских занятий.
Включение студентов в самостоятельную работу осуществляется поэтапно. Первый этап призван способствовать положительной мотивации к самостоятельной работе по дисциплине. Тьюторское сопровождение на этом этапе заключается в стимулировании, в создании условий для самоопределения обучающихся по отношению к учебному материалу курса, т.е. во включении студентов в процесс целеполагания. Задачами данного этапа являются: возбуждение интереса к самостоятельной работе; обеспечение правильного понимания сущности самообразовательных умений; раскрытие приемов самообразования. Содержание деятельности педагога на этом этапе включает ознакомление студентов с образцами самостоятельной работы, с общими подходами к её организации, развитию соответствующих умений по её выполнению. На первом этапе организации самостоятельной работы студентов рекомендуется выполнение заданий, направленных на поиск, обработку информации и обмен информацией (написание резюме, составление плана, выписок, тезисов, аннотаций, библиографического списка использованных источников; систематизированной картотеки прочитанных книг), выполнение тестовых заданий.
Второй этап - формирование умений самостоятельной работы. Этап направлен на мобилизацию и активизацию внутренних резервов студентов, на максимальное погружение их в работу с информацией, сознательное и целенаправленное извлечение и генерирование на ее основе субъективно новых знаний. На данном этапе студенту предлагается выполнить выделение основных понятий курса, составление новых смысловых суждений, умозаключений. По теме «Формирование процессов товародвижения в оптовой торговле» студенты составляют схемы-
коллаж по каналам распределения товара: студенты представляют теоретический материал в форме оригинальных идей «ромашки», «камня на распутье» из русских былин ..., что способствует развитию логического и образного мышления. В конце изучения раздела «Особенности организации и управления коммерческой деятельностью предприятий оптовой, розничной торговли, торгово-посреднических структур» студенты осуществляют фокусированное составление списка основных проблем. Студент может подготовить сообщение, доклад, реферат, выступление на научно-практической конференции; разработать проект; выступить в роли консультанта или помощника преподавателя при плановом обсуждении локального вопроса; написать рецензию на студенческую работу; описать самостоятельно обнаруженные факты, явления, процессы из реальной действительности, ситуации, относящиеся к организации коммерческой деятельности, научные методы, которыми эти факты выявлялись, практикуется решение учебно-профессиональных задач.
Третий этап в организации СРС - совершенствование умений самостоятельной работы за счет овладения творческой рефлексивной деятельностью. Исследования ученых позволяют сделать вывод о том, что систематически «выход» студентов в рефлексивную позицию позволяет выявить личностные изменения, проследить динамику личностного развития, существенно влияющего на развитие самообразовательной деятельности. Кроме того, рефлексия позволяет студенту осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которое выявляется из анализа его предметной деятельности и ее продуктов, поскольку студент проявляет себя в тех приоритетных для него вопросах самостоятельной работы, которые присущи его индивидуальности. Например, используется интерпретация изучаемых явлений - прямое перефразирование. По фундаментальным темам курса («Торговые организации», «Организация коммерческих служб на предприятиях», «Ценообразование в коммерческой деятельности», «Оценка и результаты коммерческой деятельности») студенты пишут проспекты (цель изучения темы и основные вопросы, на которые нужно ответить, чтобы всесторонне осветить тему). При подготовке к семинарам студентами выполняется анализ существующих в сети рефератов на заданную тему, их оценивание; написание своего варианта плана лекции; написание фрагмента лекции по дополнительному вопросу; обзор профессиональных телеконференций; анализ обсуждения актуальных проблем торговли в научных и периодических изданиях. Во время семинаров студенты работают с кейсами, частично или полностью самостоятельно решают учебно-профессиональные задачи. В дальнейшем, при создании определенных условий, могут предлагаться задания на взаимодействие в сети: обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы; работа в списках рассылки; общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами-менторами или студентами других групп, вузов, изучающих данную тему; консультации со специалистами; создание веб-страниц и реализация веб-квестов.
При реализации трех этапов организации СРС необходимо учитывать, что чаще всего не получается достигать цели этапы одновременно для всех студентов, поэтому необходимо вместе с каждым студентом проектировать самостоятельную деятельность в границах общей архитектуры организации СР. Для решения этой задачи системообразующим элементом в организации самостоятельной работы студента-менеджера по дисциплине «Организация коммерческой деятельности» выбран учебный «портфель». Учебный портфолио - это спланированная заранее, индивидуальная подборка достижений студента за курс, которая оценивается с точки зрения затраченного им труда, степени усвоения учебной программы, позитивных личностных изменений. Цель использования портфолио студентом - доказать индивидуальный прогресс в обучении. Самостоятельная работа является единицей формирования «портфеля» студента. Вид, форму, содержание и сложность самостоятельной работы студент выбирает сам из рекомендуемых преподавателем: чем сложнее работа, тем больше баллов за качественное её выполнение может набрать студент, тем в большее количество баллов будут оценены его достижения по усвоению курса. Самостоятельно выбирая вид, форму представления, сложность работы, субъектов взаимодействия при её выполнении, студент конструирует свою архитектуру организации учебной деятельности.
Таким образом, только тьюторское сопровождение позволяет организовать СРС в вузе, отвечающую современным ориентирам российского образования и только при реальном выходе на индивидуализацию и индивидуальные образовательные программы, когда образование становится открытым, возникает потребность в тьюторском сопровождении.
Литература
1. Зарипова, Е.И. Инновации в организации самостоятельной работы студентов экономического вуза. Учебно-методическое пособие / Е.И.Зарипова. - Омск: Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. - 124 с.
2. Ковалева, Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании// Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии: сборник статей. - М.: МИОО,2008. - С. 8-16.
3. Ковалева, Т.М. Тьюторское сопровождение как управленческая технология// Технологии открытого образования. - М., 2002.
4. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научнометодического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч. ред. Т.М. Ковалева. - М.: АПКиППРО, 2009. - 208с.
5. Пилипчевская, Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика: учебно-методическое пособие для студентов-тьюторов и педагогов высшей школы; Крастояр. гос пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Крастоярск, 2009. - 136 с.
6. Попов, Ю.В. и др. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в техническом университете: Организация и технологии обучения. М., 1999. - 52 с., р. 3.1 Самостоятельная работа студентов С. 15—24. (Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 9).
7. Рыбалкина, Н.В. К истории тьюторства // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конфереций.1996-2005.- Томск: «М-Принт», 2005.- С.65-79.