А.Н. ВЫРЩИКОВ (Волгоград)
методологические основы тьюторского сопровождения
Рассматриваются вопросы, посвященные разработке методологических основ теории и практики тьюториала - совокупности педагогических действий, направленных на выявление и регулирование соответственных мировоззренческих и профессиональных ориентиров обучающихся в процессе тьюторско-го сопровождения, развернутого в виде единого цикла взаимосвязанных этапов (диагностического, мотивационного, целеполагания, проектировочного, реализационного, аналитического). Обосновывается, что тьюторское сопровождение должно обеспечить соответствие между индивидуальностью ученика и требованиями программы обучения.
Ключевые слова: тьюториал, сопровождение, индивидуальность, универсальная педагогическая технология, индивидуализация, принципы, экзистенциальная педагогика.
В последнее десятилетие в системе российского образования изменились ведущие приоритеты и ценности: специалисты в своей педагогической практике начинают опираться на освоение потенциала личности обучающихся, развивая такие технологии, которые стимулируют развертывание их собственного стремления и активности, направленные на проявление индивидуальности, установок, интересов и способностей. При этом основной задачей педагога становится выявление и создание условий, формирующих ключевые компетентности обучающихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Такая активизация познавательных установок и действий самих обучающихся складывается на основе создания своеобразного диалога и партнерских отношений между ними и учителями, что обеспечивает взаимопонимание сторон и совпадение их интересов. В этом контексте возникла и активно осваивается новая педагогическая и образовательная позиция - тьюторство (тью-торская практика или сопровождение), в котором развитие обучающегося происходит через выявление и освоение его собственной индивидуальности и личностной устремленности в процессе общения с педагогом. Последний
КИЕ науКИ -
создает особую «траекторию» - движение ученика к самому себе в виде осмысления осваиваемой через его внутренний опыт окружающей среды и личностных побуждений.
Все это содержательно и методологически входит в теорию и практику тьюториа-ла - совокупности педагогических действий, направленных на выявление и регулирование собственных мировоззренческих и профессиональных ориентиров обучающихся. Принципы этой педагогики уже вошли в новую структуру федерального государственного образовательного стандарта общего образования и выражают направленность последнего на расширение индивидуальных образовательных возможностей обучающихся благодаря более активному включению их собственного личностного потенциала в образовательно-воспитательный процесс.
В современной литературе отмечается, что тьюторское сопровождение обучающихся - это «вид гуманитарного педагогического сопровождения, в ходе которого педагог-тьютор создает условия для осуществления и осмысления подростком образовательного действия, под которым мы понимаем любое действие подростка, направленное на достижение целей самообразования... Педагогическое сопровождение подразумевает взаимодействие педагога и обучающегося, в ходе которого обучающийся выполняет некоторые действия, преследующие цели образования и обучения, а педагог обеспечивает условия не только для выполнения этого действия, но и для его осмысления» [3, с. 27].
Однако в этой относительно простой взаимной корректировке сторон сопровождения начинают открываться сложные внутренние структуры, которые требуют отдельного рассмотрения. Во-первых, педагогическое сопровождение осуществляется через выявление присущей каждому конкретному обучающемуся индивидуальной траектории, в рамках которой он проходит учебно-воспитательное пространство школы. Со стороны педагога-тьютора важным оказывается здесь прояснение образовательных мотивов и интересов обучающихся, поиск ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирования учебной рефлексии обучающихся. Поэтому «тьюторское сопровождение разворачивается в виде единого цикла взаимосвязанных этапов: диагностического, мотиваци-онного, целеполагания, проектировочного, ре-
О Вырщиков А.Н., 2019
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ализационного, аналитического, каждый из которых имеет свою специфику и предполагает определенные способы работы тьютора и обучающихся. В структуру старшей школы тью-торское сопровождение вводится для оказания обучающемуся помощи в оформлении образа его профессионального будущего и адекватной программы по его достижению» [2].
Во-вторых, формирование профориентации обучающегося должно опираться на его внутренний мир, ценностные ориентиры и предпочтения, интересные и важные для него виды деятельности, так или иначе выражающие особенности его личности. Следовательно, тьюторское сопровождение должно выражать соответствие между индивидуальностью обучающегося и требованиями программы обучения. Всякий перекос здесь в сторону организованных педагогами моделей и программ без адекватной связи с личностью обучающегося или недооценкой его индивидуальности оказывается тормозом для этой педагогической работы, резко снижают ее эффективность.
сложность позиции тьютора в том, что самосознание и самоопределение обучающегося должно быть реализовано именно через освоение материалов учебно-образовательной программы, которая всегда весьма далека - как норма и форма общего - от индивидуальных особенностей конкретного обучающегося. Тем не менее обучающийся призван здесь самостоятельно (т. е. активно, в соответствии со своими стремлениями и интересами) выполнять конкретную образовательную деятельность, а тьютор - обсуждать и анализировать эту деятельность вместе с обучающимся, выясняя, зачем ему эта деятельность, каковы результаты деятельности, что они означают, к каким переменам ведут, в чем причины успеха или неудачи и т. д. тьютор доводит до сознания и самосознания ученика смысл тех личностных результатов, которые формируются самим обучающимся в этом процессе. таким образом, значительно усиливается (развивается, проясняется) субъективная сторона ученика, его «доверие самому себе», что значительно отличает работу тьютора от деятельности педагога-воспитателя. Действительно, если последний призван формировать вместе с преподаваемой дисциплиной и сам внутренний мир ученика, черты его личности, то тьютор опирается на уже существующую индивидуальность школьника, обеспечивая тем самым самораскрытие (и осознание, осмысление!) его целей и интересов через активизацию этой индивиду-
альности. тьютор как бы направляет ученика к тому, чтобы он активно реализовал свою индивидуальность, опирался на нее как условие самореализации. следовательно, тьютор должен выявить и признать черты индивидуальности школьника, найти здесь какие-то компоненты, которые могут реагировать на внешнее тьюторское воздействие, и связать эти последние с самосознанием школьника, с его интересами и целями: найти будущую профессию и призвание как форму своего адекватного самоопределения.
Предметом тьюторского сопровождения может быть любая деятельность или процесс, направленные на решение образовательных задач. Это позволяет рассматривать такое сопровождение как универсальную педагогическую технологию, эффективную в достижении индивидуализации обучения. стало быть, синтез или стержневая направленность тьютор-ского сопровождения - индивидуализация обучения школьника.
Как считает М.Р. Мирошкина, «индивидуализация - это деятельность учителя и учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в нем... от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте... Стержневая черта индивидуализации - поддержка человека в автономном духовном строительстве, в творческом самовоплощении, в развитии способности к жизненному самоопределению» [4, с. 23-24].
Именно для такой поддержки личного в ученике важны диалог с педагогом, его особое партнерство с учеником. Действительно, для осуществления индивидуализации обучения у ученика всегда возникает необходимость обращения к другому (в данном случае - к педагогу-тьютору), т. е. опора на диалог (а не только на самого себя) для прояснения и осмысления собственных проблем. «Присутствие» другого позволяет самому ученику сформировать отношение к собственному опыту - новым состояниям его внутреннего духовного мира, т. е. осознать этот опыт как свою собственную внутреннюю жизнь. И это отношение вместе с тем проявляется как конкретная индивидуальность подростка: ведь спрашивает и переживает здесь не кто-либо другой, а сам обучающийся, выявляющий в этих процессах свои проблемы.
Несмотря на эти уточнения, проблема всестороннего выявления индивидуальности ученика до сих пор оказывается решенной лишь частично, т. к. ее предмет - феномен индиви-
дуализации обучения - остается все еще во многом не раскрытым. Главное здесь - какие аспекты освоения программного (школьного) материала и каким образом могут быть обеспечены за счет развития индивидуальности ученика.
Это проблема оказывается одной из ведущих для нашей педагогики уже значительное время. Так, если посмотреть на поиски моделей более эффективного обучения и воспитания, которые происходили в нашей школе и высшей школе три-четыре десятилетия назад, то становится ясно, что основным направлением здесь было сближение конкретного обучающегося и учебной программы. однако это сближение оказывалось скорее поисками и раскрытием типического в ученике, чем выявлением его индивидуальности (даже при установке на развитие личности обучающегося).
сегодня отношение между индивидуальным и программно-типовым в технологиях тьюторского сопровождения не выяснено во всей его сложности. Поэтому наблюдается тенденция, с одной стороны, делать упор на программное, организационное обеспечение такого сопровождения, а с другой - выявлять экзистенциально-мировоззренческие характеристики личности учащегося. Это развивающееся противоречие между общим - предметной (дисциплинарной) стороной - и единичным - личностью обучающегося. Если современная педагогика стремится как раз максимально включить индивидуальность учащегося, она должна искать средства и способы разрешения этого противоречия через некоторые опосредующие модели или программы, т. е. через формирование особенного.
Может ли тьюторское сопровождение реализовать функцию такого посредника, связывающего личность и программу через прокладывание индивидуального учебно-воспитательного маршрута? Надежда на значительный потенциал тьюторства в воспитании и образовании сегодня - важнейшая установка в его оценке и освоении как формы открытого образования современными педагогами.
Тьюторская практика в антропологическом контексте реализует сопровождение всего процесса построения подопечным своей образовательной программы, начиная с работы с его первичным познавательным интересом через углубление этого интереса за счет образовательных исследований или проектов и специальной работы по формированию этого проекта как образовательного до тьютор-ского консультирования в области профессио-
КИЕ НАУКИ -
нальных образовательных программ. Таким образом, основной принцип работы тьютора в современном образовании - это принцип «расширения» образовательного пространства каждого обучающегося до преобразования этого пространства в открытое (контексты открытого образовательного пространства: информационный, социальный, антропологический) [1].
Расширение образовательного пространства - это как раз поиски опосредований, связывающих индивидуальность обучающегося и типовую учебную программу, т. е. обеспечивающих освоение учебной программы конкретным обучающимся, а не среднестатистическим, типологизированным персонажем школы - абстрактным учащимся. Здесь формирование личности выходит на первый план как основная «сверхзадача» школьного образования и воспитания, но соединение личности, программы и индивидуальности в обучающемся происходит в основном через усилия не педагога, а самого обучающегося - при помощи тьютора, реализующего свою программу воспитательного «сопровождения». Таким образом, здесь возникает и активизируется важный компонент, соединяющий программу и индивидуальность обучающегося -образовательное пространство, в котором как раз и развертываются личность обучающегося, его позиции. структура этого пространства, его экзистенциальное, личностно-мировоззренческое «наполнение» в значительной мере предопределяют возможность выявления и развертывания индивидуальности ученика, его движения к самому себе. И формирование такого пространства, его постоянная корректировка и обновление - одна из важных задач тьюторского сопровождения.
Можно считать, что носителем такого общего является не просто сама программа, а совместное взаимодействие в образовательном пространстве обучающегося и тьютора. Программа лишь структурирует и формализует это взаимодействие, сохраняя его направленность к заданным целям. Но именно профессионально подготовленное тьютором расширение этого пространства в информационно-предметном, социальном и антропологическом направлениях вместе с решением возникающих в ходе совместной деятельности с обучающимся проблем так или иначе выявляет и черты индивидуализации обучения, которые обеспечивают усвоение преподаваемых дисциплин через призму индивидуальности обучающегося. Автор считает, что как раз в направлениях
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
расширения образовательного пространства и должна концентрироваться работа тьютора. так, в социальном векторе тьюторского действия задача педагога «состоит в том, чтобы вместе со своим подопечным увидеть и проанализировать всю информационную карту образовательных предложений с точки зрения их ресурсности для реализации индивидуальной образовательной программы» [1]. Предметный вектор расширения образовательного пространства со стороны тьютора выражается в том, что «изменение границ предметного знания становится направлением специальных тьюторских консультаций и вносит коррективы в реализацию индивидуальной образовательной программы каждого обучающегося» [там же].
В данном подходе индивидуальность ученика учтена, однако не совсем ясными остаются условия и факторы регулирования со стороны тьютора мотивации ученика, связанной с приобретением важных для него знаний. Здесь, как представляется, открывается важность экзистенциального «измерения» субъективности (индивидуальности) обучающегося: выявления в нем глубинного противоречия, жизненно важного для его бытия и самореализации как личности. С одной стороны, это стремление подростка к свободе и независимости, с другой - желание побороть чувство одиночества через растворение в окружающем мире (группе, коллективе сверстников и др.). Здесь подросток осуществляет собственный выбор, проявляя свою индивидуальность.
Учет указанной ситуации стал одной из основ развития экзистенциальной педагогики, основная идея которой, как отмечает М.Р. Ми-рошкина, - «формирование человека, умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности. Реализация этой цели возможна только через педагогическое влияние на жизнь ребенка, которая состоит из определенных значимых для него событий. Объектом экзистенциальной педагогики является субъективное отношение ребенка к событию в его жизни. Предметом экзистенциальной педагогики является педагогическое сопровождение этого события, которое предполагает помощь ребенку в развитии его личности и индивидуальности. Основой такого сопровождения является синергетический подход, предполагающий в качестве основной задачи организации педа-
гогической деятельности стимулирование саморазвития ребенка на основе его рефлексивной оценки происходящих событий, в том числе ситуаций, специально создаваемых педагогами» [4, с. 32]. На основании этого автор делает вывод о том, что «индивидуализация в педагогике - это система воспитательной деятельности, помогающей (через создание педагогических условий) растущему человеку осознать свое отличие от других, самостоятельно выбрать собственный смысл жизни, преодолеть барьеры, возникающие на пути его реализации» [Там же, с. 33-34].
Итак, индивидуализация - это сохранение той личностной основы (внутреннего мира школьника, его «самости»), через «призму» или контекст которой школьник не только усваивает учебный материал, но и формирует свой будущий профессиональный интерес и установку. Индивидуализация - это постоянный отбор и закрепление через образование (как и другой опыт подростка) всего того, что оказывается для него наиболее важным в той или другой конкретной ситуации. С этих позиций ученик самостоятельно расширяет свой смысловой горизонт, формирует его пространство. Но открывает он это пространство педагогу или же просто участвует, «присутствует» в тех ситуациях и проблемах, которые предлагаются тьютором, - это все еще оказывается под вопросом. Индивидуализация образования как предмет тьюторского сопровождения открывает новую дилемму: либо тьютор может неосознанно для обучающегося «снять» основные параметры и ценности внутреннего «жизненного мира» и встроить в него свою модель обучения, превращая параметры модели в значимые для школьника смыслы и отношения (т. е. создать возможности для управления процессом формирования личности школьника педагогическими средствами), либо этот внутренний мир личности оказывается недоступным для педагога, а ученик будет просто играть «роль» обучающегося, если он как индивидуальность не «попадает» в сам предмет тьюторского сопровождения.
Список литературы
1. Ковалева Т.М. О возможности тьюторско-го сопровождения в современной школе // Тьютор-ские практики: от философии до технологии: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Волгоград, 2010. С. 21-22.
2. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реа-
педагогические науки
лизации предпрофильной подготовки и профильного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://vv ww.thetutor.ru/school/high_school_article01.htm (дата обращения: 03.05.2009).
3. Лях Ю.А. Принципы тьюторского сопровождения и сущность тьюторской практики // Тью-торские практики: от философии до технологии: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Волгоград, 2010. С. 27-34.
4. Мирошкина М.Р. Индивидуализация как предмет научных исследований // Казан. пед. журн. 2008. № 3. С. 29-34.
1. Kovaleva T.M. O vozmozhnosti t'yutorskogo soprovozhdeniya v sovremennoj shkole // T'yutorskie praktiki: ot filosofii do tekhnologii: materialy mezh-region. nauch.-prakt. konf. Volgograd, 2010. S. 21-22.
2. Kovaleva T.M. T'yutorskoe soprovozhdenie v starshej shkole kak vozmozhnost' ehffektivnoj realiza-cii predprofil'noj podgotovki i profil'nogo obucheniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://vvww.thetutor.ru/ school/high_school_article01.htm (data obrashcheniya: 03.05.2009).
3. Lyah Yu.A. Principy t'yutorskogo soprovozhdeniya i sushchnost' t'yutorskoj praktiki // T'yutorskie praktiki: ot filosofii do tekhnologii: materialy mezh-region. nauch.-prakt. konf. Volgograd, 2010. S. 27-34.
4. Miroshkina M.R. Individualizaciya kak predmet nauchnyh issledovanij // Kazan. ped. zhurn. 2008. № 3. S. 29-34.
Methodological basis of tutoring assistance
The article discusses issues related to the development of the methodological foundations of the theory and practice of tutoring. The author looks upon tutoring as a set of pedagogical actions aimed at identifying and regulating the world outlook and professional guidelines of students developed as a single cycle of interrelated stages, namely the diagnostic, motivational, goal-setting, design, implementation, and analytical stages). It is substantiated that tutoring assistance should ensure consistency between the individuality of the student and the requirements of the training program.
Key words: tutoring assistance, individuality, universal pedagogical technology, individualization, principles, existential pedagogy.
(Статья поступила в редакцию 18.03.2019)
Э.И. БАХТЕЕВА (Волгоград)
тьюторское сопровождение культурных практик социального поведения ребенка-дошкольника*
Анализируется актуальность проблемы организации культурных практик социального поведения как основополагающего компонента в социально-коммуникативном развитии ребенка дошкольного возраста. Обосновывается значение тьюторского сопровождения культурных практик в дошкольной образовательной организации как психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребенка.
Ключевые слова: тьюторское сопровождение, тьютор, культурные практики, социальное развитие, личность, социально-коммуникативное развитие.
Актуальность тьюторского сопровождения в современном российском образовании определяется задачами модернизации системы образования и требованиями новых образовательных стандартов. одной из основополагающих задач в федеральном государственном стандарте дошкольного образования являются формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности. Образовательная программа дошкольного образования реализуется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста [7]. Внедрение стандарта дошкольного образования определило в качестве приоритетного направления в реализации образовательных задач психолого-педагогическое сопровождение дошкольника.
Организация эффективного сопровождения образовательного процесса и успешной социализации дошкольника рассматривается нами как система профессиональной деятельности воспитателя, осуществляющего построение и реализацию индивидуальной образовательной траектории, направленной на поддержку
* Исследование выполнено при поддержке РФФИ (проект № 18-413-340015 р_а «Тьюторство как форма педагогического сопровождения культурных практик дошкольников»).
О Бахтеева Э.И., 2019