Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повышение квалификации / профессиональные навыки / педагогическая практика / программа повышения квалификации / дополнительное профессиональное образование / advanced training / professional skills / teaching practice / advanced training program / additional professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамидуллаев Роман Играмеддинович

В данной статье рассматривается повышение квалификации у преподавателей по физической подготовке, как один из видов дополнительного профессионального образования. Во время изучения затрагиваются основные виды, функции и задачи данного процесса, было дано определение педагогической практики ее цель, основные задачи и этапы. Выделены и раскрыты основные функции повышения квалификации. Рассмотрены факторы влияющие на эффективность повышения квалификации и взаимосвязь их между собой. Выявлены основные формы курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гамидуллаев Роман Играмеддинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses advanced training for physical training teachers as one of the types of additional professional education. During the study, the main types, functions and tasks of this process are touched upon; a definition of pedagogical practice, its purpose, main tasks and stages was given. The main functions of advanced training are identified and disclosed. The factors influencing the effectiveness of advanced training and their relationship with each other are considered. The main forms of advanced training courses have been identified.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

6. Мишагина, О.М. Взаимосвязь учебной мотивации студентов и их личностных характеристик / О.М. Мишагина, И.В. Пшеничнова // Образование. - 2023. - № 2. - С. 48-51

7. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 15.11.2023)

8. Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик): сайт.-2023. - URL: Шрз://нкф.крду.мвд.рф/ (дата обращения: 15.11.2023)

9. Хикматов, Х.Х. Формирование инновационных идей у студента на лабораторных и практических занятиях / Х.Х. Хикматов, С.З. Буриева//Academy.-2020. - №7 (58).- С.19-21

10. Чеченский государственный педагогический университет:сайт,-2023,-URL: https://chspu.ru/(flaTa обращения: 15.11.2023)

Педагогика

УДК 37.01

адъюнкт кафедры педагогики и психологии Гамидуллаев Роман Играмеддинович

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКЕ У РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается повышение квалификации у преподавателей по физической подготовке, как один из видов дополнительного профессионального образования. Во время изучения затрагиваются основные виды, функции и задачи данного процесса, было дано определение педагогической практики ее цель, основные задачи и этапы. Выделены и раскрыты основные функции повышения квалификации. Рассмотрены факторы влияющие на эффективность повышения квалификации и взаимосвязь их между собой. Выявлены основные формы курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональные навыки, педагогическая практика, программа повышения квалификации, дополнительное профессиональное образование.

Annotation. This article discusses advanced training for physical training teachers as one of the types of additional professional education. During the study, the main types, functions and tasks of this process are touched upon; a definition of pedagogical practice, its purpose, main tasks and stages was given. The main functions of advanced training are identified and disclosed. The factors influencing the effectiveness of advanced training and their relationship with each other are considered. The main forms of advanced training courses have been identified.

Key words: advanced training, professional skills, teaching practice, advanced training program, additional professional education.

Введение. Современное общество постоянно развивается, следовательно, профессиональная деятельность преподавателя по физической подготовке предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности. Профессиональная подготовка, педагогическая практика преподавателя в рамках повышения квалификации, его сертификация, обмен профессиональными навыками и опытом, охватывает не только государственные, но и частные организации. Все ранее перечисленные элементы входят в систему непрерывного профессионального образования, которое позволит получить высоко квалифицированные кадры в области профессиональной подготовки.

Изложение основного материала статьи. Основные вопросы связанные с профессиональным образованием изложены в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЭ (ред. от 16.04.2022) "Об образовании в Российской Федерации" в статье 76 говорится о том, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), также в порядке реализации ч. 3 ст. 81 [1] Департаментом государственной службы и кадров МВД России утверждена Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации инспекторского состава подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России на районном уровне (с дополнительными обязанностями по организации профессиональной служебной и физической подготовки) [2]. В процессе анализа данной учебной программы был сделан вывод, что качество формирования и совершенствования профессиональных компетенций будет низким. В виду того, что программа повышения квалификации включает в себя 92 часа из них 10 часов приходится на раздел 2 «Организация правовой и служебной подготовки в органах внутренних дел» и 14 часов — на раздел 4 «Организация физической подготовки в органах внутренних дел».

Важно так же отметить, что различие дополнительного образования от основного состоит в том, что первый вариант обучения направлен на повышение и усовершенствование уже имеющегося уровня компетенции, а также на продолжение развития личностной и профессиональной самореализации [4]. В то же время дополнительное образование дает возможность изучить новые пути решения проблем, возникших в профессиональной деятельности.

На сегодняшний день важно владеть актуальной информацией о новшествах и достижениях в рамках своей специальности, совершенствовать ранее полученные навыки, следовательно, повышение квалификации преподавателей по физической подготовке является важной задачей.

Повышение квалификации - процесс, направленный на совершенствование и (или) приобретение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации [1]. Цель повышения квалификации заключается в следующем: обновление как теоретических, так и практических, навыков, умений преподавателя, так как наблюдается увеличение критериев к уровню его квалификации, а также важностью изучения и применения актуальных методов решения задач, связанных с профессиональной деятельностью.

Выделяют несколько задач повышения квалификации преподавателя физической подготовки:

1. Совершенствование профессиональных навыков, необходимых для результативной, эффективной работы в быстроизменяющихся современных условиях.

2. Преодоление и решение проблем, касающихся профессиональной деятельности преподавателя, его специальности.

3. Расширение уже имеющихся знаний, в связи с нововведениями и инновациями в области образования.

4. Развитие педагогической компетенции, путем внедрения новых и передовых технологий.

5. Создание среды для усовершенствования индивидуальных способностей к профессиональной деятельности.

Основные функции повышения квалификации заключаются в следующем:

• диагностическая функция - связана с рассмотрением направлений и предрасположенностей, анализом степенью подготовленности преподавателя с целью организации эффективного процесса повышения квалификации;

• компенсаторная функция - предусматривает устранение пробелов в профессиональных навыках, внесение изменений в теоретические знания преподавателя, его практический опыт с целью более глубокого изучения, овладения предметно-профессиональными и педагогическими умениями;

• адаптационная функция - включает в себя изучение информации, обучение самообразованию для дальнейшей ориентации в деятельности, если вдруг произойдет смена учебного заведения, должности;

• познавательная функция - способствует удовлетворению информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей преподавателя;

• специализирующая функция - заключается в учете профессиональных потребностей преподавателя и требованиям к его профессиональной деятельности;

• прогностическая функция - способствует развития у преподавателя возможности в дальнейшем предвидеть проблемы профессиональной деятельности и в соответствии с ними разрабатывать пути их разрешения, а также предвидеть возможные последствия принимаемых решений [2].

В настоящее время выделяют несколько видов курсов повышения квалификации в зависимости от продолжительности обучения:

- краткосрочные курсы;

- тематические курсы;

- долгосрочные курсы;

Если речь идет про краткосрочные курсы, то период обучения составляет не более 72 академических часов. Цель данных курсов - ознакомление преподавателя с актуальными проблемами его деятельности, выявление и ликвидация пробелов в знаниях, повышение его профессиональных навыков. Чаще всего такие занятия проводятся по месту работы.

Во втором случае - тематические курсы. Время, которое затрачивается на учебу, варьируется от 72 до 100 академических часов. В процессе обучения, как и в первом случае, рассматриваются проблемы и способы их решения. Этот тип повышения квалификации обычно осуществляется в форме семинаров и направлен на приобретения знаний, необходимых и важных для работы в новой среде.

Цель долгосрочных курсов повышения квалификации - это более подробное исследование вопросов, касающихся работы преподавателя, а также изучение инновационных подходов в профессиональной деятельности. В данном случае уже потребуется больше 100 академических часов на занятия, которые проводятся в специализированных образовательных учреждениях.

Обучение заканчивается сдачей экзамена или зачета, в некоторых случаях защитой реферата. Важно отметить, что по окончании краткосрочных и тематических курсов повышения квалификации выдается удостоверение повышения квалификации. Но такой документ, как правило, не дает возможности занимать более высокую должность. Что же касается долгосрочных курсов, то в конце обучения выдается сертификат, который дает право претендовать на карьерный рост.

Эффективность повышения квалификации педагогов зависит от:

1. Личностных и психологических факторов обучающегося. В данную группу факторов можно отнести особенности содержания и характера профессиональной деятельности преподавателя, личные взгляды, мотивация обучения, уровень его профессиональной квалификации. Данный набор факторов важен, поскольку система повышения квалификации взаимодействует с людьми, которые уже определились в своем профессиональном развитии и обладают некой зрелостью в данной сфере.

2. Организационные факторы функционирования системы повышения квалификации подразумевают частоту прохождения курсов, содержание учебных программ, ресурсные возможности (материально-техническое обеспечение, библиотечный фонд и т.д.).

3. Научно-педагогический потенциал профессорско-преподавательского состава.

4. Использование эффективных форм в процессе обучения. Цель применения таких форм заключается в эффективном задействовании активной позиции обучаемого в процессе прохождения обучения, выработке у него профессиональных навыков.

Таким образом, можно сказать, что факторов, влияющих на эффективность повышения квалификации не мало и только, при слаженном их взаимодействии можно добиться желаемого результата. А проблема организации эффективного процесса повышения квалификации является важной, актуальной и на сегодняшний день.

Есть три основные формы курсов повышения квалификации:

• Очные, предполагающие взаимодействие с преподавателями лично и представляющие собой более систематизированный подход к повышению квалификации.

• Очно-заочные, сочетающие самостоятельные занятия и контроль со стороны эксперта.

• Дистанционные, требующие от обучающегося высокого уровня ответственности, самостоятельности, дисциплины, так как обучение будет осуществляться по индивидуальному плану, доступному в любое время в электронном виде.

Обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации преподавателя по физические подготовки предусматривает проведение педагогической практики. Педагогическая практика - это процесс, ориентированный на развитие и усовершенствование научно-педагогического, учебного, методического, организационного обеспечения образовательных программ и направленный на разработку, внедрение новых образовательных технологий и ресурсов.

Цель педагогической практики - совершенствование и развитие полученных в процессе освоения теоретического курса навыков и знаний, необходимых для формирования профессиональной компетенции обучающегося.

Задачи педагогической практики, заключаются в следующем:

1. Закрепление умений и знаний, приобретенных обучающимся в процессе изучения дисциплин программы повышения квалификации.

2. Освоение методики подготовки и проведения различных форм занятий.

3. Приобретения навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активизации научно-педагогической деятельности.

В педагогической практике развития профессиональных навыков по физической подготовке у работников организаций профессиональной подготовки в системе повышения квалификации выделяют несколько этапов, показанных в таблице.

Таблица

Этапы педагогической практики в процессе развития профессиональных навыков по физической подготовке

Подготовительный этап включает в себя решение организационных вопросов, которые обеспечат успешное прохождение практики: доводятся цели и задачи педагогической практики, ее содержание и формы.

Диагностический этап, заключающийся в адаптации к новым условиям, знакомства с педагогическим коллективом и изучении условий организации учебного процесса.

Проектировочный этап, целью которого является планирование самого процесса педагогической практики.

Конструктивный этап, заключающийся в самостоятельном проведении практики.

Аналитический включает в себя анализ преподавателем своей деятельности, выявление собственных проблем во время практики, подготовка рекомендаций для дальнейшего самосовершенствования.

Заключительный этап или итоговый, задача которого - выявить успехи, достоинства и трудности во время проведения практики, рекомендации по ее совершенствованию.

В результате прохождения педагогической практики приобретаются следующие навыки:

1. Планирования работы и способов ее организации;

2. Работа с методической литературой, необходимой для преподавания учебного материала;

3. Выбор методов и средств обучения, соответствующих целям и содержанию учебного материала.

Педагогическая практика - эффективное средство подготовки в профессиональной деятельности, она организуется и

проводится целенаправленно, во время ее прохождения преподаватель приобретает профессионально-педагогические навыки, совершенствует процесс своего профессионального самообразования и самовоспитания.

Но есть и проблемы, с которыми может столкнуться преподаватель в процессе повышения квалификации [4]. Одной из таких является проблема слабого использования современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов в процессе повышения квалификации специалиста.

Еще одной проблемой является соединение одновременно двух значительно отличающихся друг от друга методологических подходов, а именно компетентностного и личностно-развивающего. Так, повышение квалификации должно обеспечить каждому преподавателю условия для его саморазвития и самореализации, но в тоже время - необходимо создать условия для овладения значимыми компетенциями, которые пригодятся в успешной профессиональной деятельности.

Можно назвать еще одну проблему, которая заключается в слабой ответственности слушателей курсов подготовки и руководителей за внедрение умений и навыков, полученных в ходе подготовки в практику работы в образовательных организациях.

Решение названных проблем возможно в условиях модернизации данного вида дополнительного профессионального образования.

Выводы. Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что на сегодняшний день повышение уровня знаний преподавателей в области физической подготовки необходимо, так как это поможет оставаться востребованным специалистом в данной сфере, а также поспособствует вовлеченности человека в профессиональную деятельность. Рост профессиональных навыков, актуализация профессионального потенциала, повышение осведомленности в рамках своей специальности - все эти показатели являются результатом повышения квалификации. Процесс повышения квалификации преподавателей физической подготовки направлен на формирование научно-методической компетентности, овладение методическими знаниями, умение воплощать в работе достижения и инновации в рамках своей специальности, осуществление мониторинга качества образовательной деятельности.

Литература:

1. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ // Российская газета. - 2012. -31 декабря.

2. Примерная программа повышения квалификации инспекторского состава подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России на районном уровне (с дополнительными обязанностями по организации профессиональной служебной и физической подготовки). - М., 2014. - 34 с.

3. Воробьева, C.B. Управление образовательными системами: учебник практикум для бакалавриата и магистратуры / C.B. Воробьева. - 2-е изд., перераб, и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2019. -491 с.

4. Коряковцева, O.A. Новый взгляд на повышение квалификации преподавателя высшей школы / O.A. Коряковцева // Ярославский педагогический вестник. -2016. - №3. - С. 13-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.