Научная статья на тему 'Основы формирования профессиональной компетентности преподавателей физической подготовки в образовательных организациях МВД России'

Основы формирования профессиональной компетентности преподавателей физической подготовки в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / профессиональная компетентность / повышение квалификации / переподготовка / physical training / professional compe- tence / advanced training / retraining

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рустам Олегович Бештоев

В статье рассмотрены вопросы профессиональной компетентности преподавателей физической подготовки в образовательных организациях МВД России. Исследованы пути решения проблемы организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рустам Олегович Бештоев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foundations for Building Professional Competence of Teachers of Physical Training in Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

The article considers the issues of professional competence of teachers of physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and explores ways to solve the problem of organization of their education, advanced training and retraining.

Текст научной работы на тему «Основы формирования профессиональной компетентности преподавателей физической подготовки в образовательных организациях МВД России»

УДК 796 ББК 75.1

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10032

Основы формирования профессиональной компетентности преподавателей физической подготовки в образовательных организациях МВД России

Foundations for Building Professional Competence of Teachers of Physical Training in Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Рустам Олегович БЕШТОЕВ,

преподаватель кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы профессиональной компетентности преподавателей физической подготовки в образовательных организациях МВД России. Исследованы пути решения проблемы организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки.

Ключевые слова: физическая подготовка; профессиональная компетентность; повышение квалификации; переподготовка

Становление новой российской государственности, происходящей на фоне изменения социально-политических условий, сопровождается масштабными преобразованиями в МВД России, где ключевую роль в обновлении кадровой политики играет повышение качества педагогической деятельности преподавателей физической подготовки [2; 6]. Отметим, что лишь квалифицированный педагог, обладающий гуманистическим мировоззрением и в полном объеме использующий свои профессиональные знания, умения и навыки, способен обеспечить подготовку слушателей к успешному выполнению оперативно-служебных задач [1; 2].

Главным условием успешности образовательного процесса слушателей выступает высокий уровень профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава кафедр физической подготовки. Указанный контингент кроме профессиональных знаний, умений и на-

Abstract. The article considers the issues of professional competence of teachers of physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and explores ways to solve the problem of organization of their education, advanced training and retraining.

Keywords: physical training; professional competence; advanced training; retraining

выков должен обладать эрудицией, высоким уровнем коммуникации и юридической грамотностью [2].

Функционирующая сегодня система педагогических кадров по физической подготовке подверглась серьезным изменениям, в результате чего дала возможность указанным специалистам обрести педагогическое мастерство, соответствующее требованиям профессиональной деятельности, а также обрести умения и навыки разрешать проблемы и задачи, обусловленные педагогической деятельностью. Таким образом, молодые педагоги, начинающие работать на кафедрах физической подготовки в образовательных организациях МВД России, довольно успешно решают проблемы профессионального характера. Хотя в недавнем прошлом для формирования педагогического мастерства требовалось 7—8 лет непрерывной профессиональной деятельности [2; 7].

Кроме того, процесс профессиональной подготовки преподавателей физической подготовки

не теряет своей актуальности, так как в рамках указанной подготовки изучаются не только итог деятельности преподавателя, но и условия, необходимые для результативной реализации собственного потенциала. Также изучаются основания, обеспечивающие системную взаимосвязь личностных качеств и педагогического опыта, которые формируются и совершенствуются в специализированной профессиональной деятельности [3; 7].

Вместе с тем отсутствие в системе МВД России образовательных организаций, выпускающих специалистов по физической подготовке, привело к тому, что для «работы с личным и переменным составом в качестве преподавателей (инструкторов, руководителей занятий) приглашаются бывшие спортсмены и тренера, имеющие классическое педагогическое образование» [2]. Однако актуален вопрос о необходимости создания факультетов для подготовки таких специалистов в образовательных организациях МВД России, а для действующих специалистов — организации курсов повышения квалификации при кафедрах физической подготовки головных образовательных организаций МВД России [2; 7].

Одним из эффективных способов повышения профессиональной компетентности преподавателей по физической подготовке является, по нашему мнению, стажировка в практических органах, где реализуется возможность ознакомления с опытом применения физической силы, боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия, в целях дальнейшего использования этого опыта на учебно-тренировочных занятиях со слушателями [2; 4].

В настоящее время преподаватели кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России (СКИ(ф) КрУ МВД России) повышают свою профессиональную компетентность в следующих основных формах:

(1) проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку в головной образовательной организации и в специализированных организациях МВД России;

(2) принимают участие в научно-практических конференциях международного, всероссийского, регионального, межвузовского, вузовского и кафедрального уровней;

(3) принимают участие в учебно-методических сборах профессорско-преподавательского состава СКИ(ф);

(4) принимают участие на занятиях по физической подготовке с постоянным личным составом СКИ(ф);

(5) осуществляют самоподготовку и сдачу нормативов по физической подготовке;

(6) принимают участие в заседаниях, учебно-методических сборах, предметно-методических секциях кафедры физической подготовки.

Таким образом, представленные формы повышения профессиональной компетентности преподавателей физической подготовки отражают структуру и содержание для формирования необходимых знаний умений и навыков, а также творческих способностей и личностных качеств, обеспечивающих эффективные результаты при достижении профессиональных целей с помощью специализированного набора компетенций.

Вместе с тем профессиональная компетентность преподавателей физической подготовки включает «профессионально-педагогическую готовность, представляющую собой качественное, системное, динамическое условие, обеспечивающее эффективность учебно-тренировочного процесса, на основе реализации преподавателями личностных качеств. Личностные качества, в свою очередь, включают активность, целеустремленность, высокую работоспособность, мотивированность, самоактуализацию и самореализации» [1; 2; 6; 7].

Выводы. На основе изложенного сделаем вывод, что профессиональная компетентность преподавателя физической подготовки направлена «на формирование у слушателей образовательных организаций МВД России физической и психологической готовности к действиям в сложных ситуациях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Также на плечи преподавателей ложится воспитание у слушателей высоких морально-волевых, нравственно-этических качеств, грамотное обучение слушателей действиям, связанным с правомерным применением физической силы, боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия». И ключевую роль здесь играют, как мы уже выше указывали, личностные качества педагога [7].

Список литературы

1. Бештоев P.O. Основы формирования профессиональной компетентности и совершенствование физической подготовки сотрудников полиции // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 178—180.

130

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 1

2. Витютнев Е.Е. Проблемы профессиональной подготовки преподавателей физической подготовки образовательных организаций МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. № 1 (39). С. 83—86.

3. Карданов А.К. Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России как педагогический процесс // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 163—165.

4. Кодзоков А.Х. Оптимизация процесса профессиональной адаптации средствами физической подготовки // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 166—168.

5. Морозов В.В. К вопросу о повышении эффективности процесса профессионально-приклад-

ной физической подготовки сотрудников в системе МВД России // Сборник материалов II научно-практической конференции. Хабаровск, 8— 10 октября 2014 г. С. 18—19.

6. Настуев Э.Б. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности слушателей программ профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 4А. С. 75—81.

7. Торопов ВА. Профессиональная компетентность и личностные качества преподавателя физической подготовки образовательного учреждения МВД России // Вестник университета. 2014. № 17. С. 335—337.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Основы

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Барчуков И. С., Барчукова Г.В., Назаров Ю.Н. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 295 с.

ISBN 978-5-238-02790-6

Рассматриваются история возникновения и развития физической культуры, научные теории, концепции и модели физкультурно-спортивного обучения и воспитания. Уделяется внимание методам и методическим приемам обучения физической культуре, использованию информационных образовательных технологий в физическом воспитании студентов.

Самостоятельная глава посвящена правовым основам в физической культуре и спорте.

Для студентов, изучающих теорию и организацию методики обучения и воспитания личности средствами физической культуры, аспирантов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.