Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая социализация подростков / образовательный процесс как информационноцифровое поле социализации обучающихся / педагогическая поддержка цифровой социализации личности / digital socialisation of adolescents / educational process as an information and digital field of students’ socialisation / pedagogical support of digital socialisation of personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капкова Елена Евгеньевна

Феномен цифровой социализации подростков – это процесс и результат освоения обучающимися социального опыта средствами использования стремительно обновляющихся компьютерных и информационных устройств и технологий, затрагивающих все сферы и области социально-культурной, экономической, политической, профессиональной деятельности человека, в рамках школьного образования. Особенности социальной и экономической ситуации обусловили актуальность и востребованность исследования цифровой социализации подростков. Основные характеристики, цель и условия педагогической поддержки как особого вида педагогической деятельности заключаются в гармонизации индивидуально-психологического состояния обучающихся. В соответствии с их ключевыми потребностями, в четко предъявленных правилах и границах, помогающих подростку самостоятельно и успешно интегрироваться как субъекту цифровой социализации. Существующие особенности педагогической поддержки подростков в образовательном процессе являются принципиально значимым фактором их цифровой социализации. Результаты педагогического эксперимента по проектированию информационно-образовательной среды школы в условиях новых реалий социальной ситуации в цифровом мире предусматривают расширение и использование педагогических ресурсов образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR DIGITAL SOCIALISATION OF ADOLESCENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The phenomenon of digital socialization of adolescents is the process and result of students mastering social experience through the use of rapidly updated computer and information devices and technologies that affect all spheres and areas of socio-cultural, economic, political, and professional human activity within the framework of school education. The peculiarities of the social and economic situation have determined the relevance and demand for research into the digital socialization of adolescents. The main characteristics, purpose and conditions of pedagogical support as a special type of pedagogical activity are to harmonize the individual psychological state of students. In accordance with their key needs, within clearly defined rules and boundaries that help the teenager independently and successfully integrate as a subject of digital socialization. The existing features of pedagogical support for adolescents in the educational process are a fundamentally significant factor in their digital socialization. The results of a pedagogical experiment on designing a school’s information and educational environment in the context of the new realities of the social situation in the digital world provide for the expansion and use of the pedagogical resources of an educational organization.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

DOI:1C).25198/1814-6457-241-32 УДК 373.51

Капкова Е.Е.

МОАУ «СОШ №34», г Оренбург, Россия E-mail: principal34@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Феномен цифровой социализации подростков - это процесс и результат освоения обучающимися социального опыта средствами использования стремительно обновляющихся компьютерных и информационных устройств и технологий, затрагивающих все сферы и области социально-культурной, экономической, политической, профессиональной деятельности человека, в рамках школьного образования. Особенности социальной и экономической ситуации обусловили актуальность и востребованность исследования цифровой социализации подростков. Основные характеристики, цель и условия педагогической поддержки как особого вида педагогической деятельности заключаются в гармонизации индивидуально-психологического состояния обучающихся. В соответствии с их ключевыми потребностями, в четко предъявленных правилах и границах, помогающих подростку самостоятельно и успешно интегрироваться как субъекту цифровой социализации. Существующие особенности педагогической поддержки подростков в образовательном процессе являются принципиально значимым фактором их цифровой социализации. Результаты педагогического эксперимента по проектированию информационно-образовательной среды школы в условиях новых реалий социальной ситуации в цифровом мире предусматривают расширение и использование педагогических ресурсов образовательной организации.

Ключевые слова: цифровая социализация подростков; образовательный процесс как информационно-цифровое поле социализации обучающихся; педагогическая поддержка цифровой социализации личности.

Kapkova E.E.

School 34, Orenburg, Russia E-mail: principal34@yandex.ru

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR DIGITAL SOCIALISATION OF ADOLESCENTS

IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The phenomenon of digital socialization of adolescents is the process and result of students mastering social experience through the use of rapidly updated computer and information devices and technologies that affect all spheres and areas of socio-cultural, economic, political, and professional human activity within the framework of school education. The peculiarities of the social and economic situation have determined the relevance and demand for research into the digital socialization of adolescents. The main characteristics, purpose and conditions of pedagogical support as a special type of pedagogical activity are to harmonize the individual psychological state of students. In accordance with their key needs, within clearly defined rules and boundaries that help the teenager independently and successfully integrate as a subject of digital socialization. The existing features of pedagogical support for adolescents in the educational process are a fundamentally significant factor in their digital socialization. The results of a pedagogical experiment on designing a school's information and educational environment in the context of the new realities of the social situation in the digital world provide for the expansion and use of the pedagogical resources of an educational organization.

Key words: digital socialisation of adolescents; educational process as an information and digital field of students' socialisation; pedagogical support of digital socialisation of personality.

Проблемы социализации подрастающего поколения постоянно находятся в центре внимания общества, семьи, системы образования. Традиционно понятийно-терминологическое поле исследуемого явления рассматривается как процесс и результат освоения индивидом социальной действительности, окружающего мира, вхождение в общество в качестве субъекта собственной судьбы и жизнедеятельности, по мере личностного, и индивидуально-психологического развития на каждом этапе взросления.

В связи с глобальными трансформационными процессами в мире и стране появляются новые педагогические задачи, касающиеся обновления подходов к исследованию содержания, факторов и механизмов социализации современных подростков. Одним из таких феноменов, требующих углубленного изучения, является цифровая социализация обучающихся, отражающая направленность личности подростка на освоение социального опыта средствами использования стремительно обновляющихся

компьютерных и информационных устройств и технологий, затрагивающих все сферы и области социально-культурной, экономической, политической, профессиональной деятельности человека. В настоящее время особое значение имеет организация образовательного процесса как информационно-цифрового поля социализации личности современных обучающихся.

Исследователи (социологи, социальные психологи, педагоги, культурологи, экономисты) настойчиво подчеркивают ряд особенностей социальной ситуации, в которой протекает процесс социализации современных подростков. Углубленно исследуются содержание и проблемы феномена «цифровое поколение России», его компетентность и безопасность (Г.В. Солдатова) [16]; охарактеризованы проблемы цифровизации информационной среды, интегрирующей противоречивые риски, представления, взаимодействия (Панов В.И., Па-траков Э.В.) [13]; рассмотрены особенности цифрового социокультурного пространства, требующего обновленного управления активностью молодежи в его освоении (Мишин Л.В) [11]; обозначен цифровой разрыв в фокусе меж-поколенческой коммуникации, оказывающий влияние на становление личности подростков и молодежи (А.П. Глухов, Ю. М. Стаховская) [4]; раскрыта специфика социальных предикатов (свойств, признаков) новомедийного субъекта в дискурсе медиаграмотности (П.С. Котляр) [9]; введено понятие социализации подростков и молодежи в транзитивном мире, наполненном условиями неопределенности, изменчивости, множественности выборов (Д.П. Ткаченко; С.В. Преображенская). [18;14]

Теоретико-концептуальные основания понятия «цифровая социализация подростков» рассмотрены нами с опорой на идеи психолого-педагогических научных работ (Гревцева Г.Я., Дробышева, Т.В, Солдатова Г.В, Ткаченко Д.П. и др.). [5], [6], [16], [18] Цифровизация исследуется как актуальная тенденция обновляющегося мира, влияя на социализацию подростков и молодежи, предусматривая формирование особой системы взаимоотношений человека с техникой, и наличие комплекса способов социального взаимодействия, опосредованных цифровыми средствами. Создана инновационная социально-когнитивная концепция цифровой

социализации, как новая экосистема и социальная эволюция психики (Войскунский А.Е., Солдатова Г.В) [7] .

С позиций педагогики становится очевидным изменение содержания и механизмов влияния на данный процесс со стороны традиционно встречающихся в качестве агентов (факторов) социализации - родителей, образовательной организации, значимых взрослых, квалифицированных ^-специалистов. Обеспечить пространство успешной цифровой социализации для обучающихся становится не всегда возможно со стороны старшего поколения в виду недостаточного уровня образования родителей, необходимости повышения квалификации педагогов, слабой компетентности друзей и сверстников обучающихся в системных знаниях.

Анализ проблем и затруднений в цифровой социализации подростков подтверждает, что сегодня школа, образовательные организации, не могут игнорировать наличие цифрового пространства, медиа-средств, мессенджеров, могущественного интернета, обладающего огромной силой стихийного воздействия, являющегося по сути формирующей онлайн - средой социализации для подрастающего поколения.

В результате происходит накопление учащимися хаотичных, зачастую неосознанных знаний и технических действий, приобретение которых производит впечатление освоения новых, важных для жизни умений, влияющих на развитие личности и самосознание подростков. Отсутствие целенаправленного педагогического регулирования рисками и угрозами стихийной социализации подростков в информационно-цифровом поле приводит к неблагоприятному итогу, когда отдельные восприятия, образы, понятия не связываются между собой. Это, в свою очередь, влияет на преобразование его психических функций, порождает негативное отношению к признанным исторически социокультурным ценностям, нравственным нормам и правилам поведения, к формированию навязанного медиа-средствами фрагментарного мировоззрения, которое считается проблемой уже не одного поколения.

Ученые и практики связывают такие негативные процессы и явления с сетевой зависимостью, клиповым мышлением, когда человек воспринимает информацию короткими отрыв-

ками, не может сосредоточиться, перескакивает постоянно с одного на другое. В таком случае человеку сложно читать длинные тексты, большие книги, систематизировать получаемую информацию, углубляясь последовательно в логику учебников и текстов произведений.

Охарактеризованные тенденции подчеркивают актуальность накопленного положительного опыта педагогического коллектива образовательной организации МОАУ «СОШ .№34». г. Оренбурга, на базе которой в течение нескольких лет осуществляется проект «Внуки Циолковского», в рамках реализации гранта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков обучающихся». Основными задачами проекта являлись: повышение качества образования обучающихся в ИТ-сфере; построение системы развития у учащихся компетенций цифровой экономики; подготовка лидеров и команд для цифрового прорыва в решении актуальных вопросов экономического, социокультурного, образовательного плана.

В целях исследования проблем цифровой социализации подростков проводился педагогический эксперимент по проектированию школьного образования в условиях новых реалий социальной ситуации, предусматривающей расширение цифрового пространства с использованием ресурсов образовательной организации в рамках пролонгированного проекта. Учитывалось, что социализация, как процесс вхождения растущего человека в жизнь современного ему общества, всегда явление феноменальное, индивидуальное, особое, и представляет собой субъектно-средовое взаимодействие, существенно влияющее на личностное развитие взрослеющего члена социальной общности.

Анализ педагогической практики, связанной с проблемами цифровой социализации обучающихся показывает, что в подростковом возрасте проявляются потребности в педагогической поддержке, отражающейся в сочетании двух сторон процесса. С одной стороны, подросток стремится овладеть необходимым комплексом знаний об обществе и получить практический личный опыт их применения в жизни. Здесь необходима психолого-педагогическая поддержка в его самоопределении, выборе интересов, пробе сил и способностей

в социальной практике. Педагог содействует усвоению целей и ценностей, норм и правил, одобряемых в обществе, гуманистическими способами вовлекает подростка в общественно значимые виды совместной деятельности.

С другой стороны, педагогическая поддержка необходима в помощи подростку в процессах самопознания, изучения особенностей собственного внутреннего мира личности, того специфично-индивидуального, что проявляется в каждом конкретном человеке. Здесь важно педагогическое содействие доверительного характера, тактичного ненавязчивого характера, опосредованного влияния с помощью примеров, образцов и моделей поведения для дальнейшей самореализации усвоенного в будущем.

Педагогическая поддержка как особый вид помогающей деятельности обучающимся, теоретическими основаниями восходит к понятийному полю гуманистической педагогики, с ее особым вниманием к становлению личности как субъекта социализации в современном ему обществе. Сегодня традиционное понимание «поддерживающих отношений» педагога и учащихся характеризуется словарным тезаурусом: взаимодействие, содействие, помощь, сопровождение, - и развивается в отличие от воздействия, диктата, жесткого управления, недопустимого в существенно субъективном процессе социализации обучающихся.

Мы исходили из научных представлений о педагогической поддержке, аргументированных учеными Анохиной Т.В; Косенко Л.Л. (как реальности и актуальной парадигме образования); Колпаковой Е.С., Маренцевой Е.С. (как социально-педагогической и научной категории); Афониной Н.И., Никифоровой Н.В. (во взаимосвязи с сопровождением); Бороздиной О.С. (о культурно-антропологических основаниях педагогики поддержки); Сиверской У.П. (как совокупности технологий) и др. [1]-[4], [7], [10], [15]

Применительно к исследуемой проблеме сопровождения цифровой социализации обучающихся в образовательном процессе, педагогическая поддержка выступает как особый вид деятельности, связанный не просто с обыкновенным обучением способам создания, обработки и реализации информации, представленной в цифровой форме. Поддержка в данном случае необходима в воспитании и становлении

обновленного типа человека, цифровой личности, мировосприятие которого происходит на основе осмысления фундаментальных вопросов развития мира, в котором фактически каждая область, сфера жизни общества имеет свой цифровой аналог. И этот факт имеет важнейшее общетеоретическое и личностное значение для каждого гражданина страны, члена общества, для общечеловеческого прогресса.

Данный подход к рассмотрению педагогической поддержки обучающихся, апробированный нами в экспериментальном режиме, подтвердил ее эффективность в рамках цифро-визации современной школьной среды.

В соответствии с поставленными задачами осуществлялись различные направления совместной деятельности обучающихся и педагогического коллектива:

- разрабатывалась и внедрялась обновленная модель формирования цифровых навыков у обучающихся подростков;

- разрабатывались механизмы погружения обучающихся в цифровую среду, как неотъемлемой части образовательного пространства школы;

- создана инженерно-педагогическая команда с привлечением представителей высшего, среднего профессионального образования, а также реального сектора экономики, способствующая квалифицированной реализации ключевых идей проекта;

- повышался общий уровень цифровой грамотности как обучающихся, так и педагогов, задействованных в различных секторах проекта;

- расширялся политехнический кругозор обучающихся на уроках технологии, во внеурочное время происходило закрепление знаний подростков в практической деятельности;

- постоянно и последовательно обновлялись и дополнялись материально-технические и информационные условия ресурсы для формирования цифровых компетенций обучающихся;

- обеспечивалась эффективная система социализации и профессиональной ориентации обучающихся, предоставлялась возможность «социального лифта» для выпускников школ, проявивших одаренность в овладении цифровой грамотностью и обновленным опытом использования информационно-цифровых технологий.

В ходе традиционного образовательного процесса с учетом вышеозначенных концептуальных идей по педагогической поддержке цифровой социализации подростков целенаправленно внедрялись актуальные технологии, формы и методы цифрового характера. Участниками проекта являлись педагогический коллектив и учащиеся 12-18 лет (5-11 класс).

Диагностика и наблюдения на констатирующем этапе показали, что ежедневно 81% из школьников использует интернет. Доля продвинутых пользователей, способных изменить параметры или настройки конфигурации программного обеспечения, однако, не превышает 5%. Данный показатель касается и учащихся, обладающих навыками установки операционной системы. Менее 3% могли написать программное обеспечение с использованием языков программирования. Формирование цифровых навыков углубленно проводилось по общеобразовательным программам педагогов, имеющих лучшие результаты в преподавании предметных областей «Математика», «Информатика» и «Технология»».

Реализация и продвижение идей проекта средствами педагогической поддержки цифровой социализации обучающихся содействовали созданию и обогащению эффективной образовательной среды, усиленной компьютерно -технической оснащенностью, которая отвечала тенденциям развития цифровизации в современном обществе, и одновременно позволяла начать подготовку детей к реальному участию в научно-техническом прогрессе, мотивировать их на освоение инженерно-технических профессий, создать атмосферу полноценной вовлечённости обучающихся в проектную деятельность с применением цифровых ресурсов.

Для этого вся обстановка в жизнеустройстве школы, ее кабинеты, классы, даже коридоры стали более аттрактивными, привлекающими внимание обучающихся и пробуждающими их интерес к объектам информационно-цифрового познания. Был оборудован кабинет технологии, в машинный парк которого вошли Зд-принтер, лазерный гравировальный станок, интерактивная панель, 12 мощных компьютеров, ВР-шлемы. Приобретены образовательные конструкторы «Матрешка 2» на платформе АМшпо. Новыми компьютерами и интерактив-

ными экранами были оборудованы кабинеты математики, физики, информатики.

При обогащении личного и социально значимого опыта учащихся, в школе особое внимание было уделено реализации проектов: социальных, культурных, инженерно-технических и других, требующих применения цифровых компетенций. Учебные курсы и модули стали более разнообразными, ёмкими, интенсивными, ориентированными на практику. Учащиеся получали возможность комбинировать их в рамках учебного периода и вне урока в зависимости от своих интересов.

Обучающиеся под руководством педагогов школы постоянно и успешно участвовали в семинарах, конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях. Ребята активно проявляли свои знания и демонстрировали личный опыт в соревнованиях «Молодые профессионалы», профильных сменах в лагере «Сириус». На сегодняшний день многие из них продолжают занятия по подготовке исследовательских работ с тьюторами Оренбургского государственного университета, по подготовке к олимпиадам в Центре работы с одаренными детьми «Гагарин» и по программам профориентационного обучения, подготовленным Ассоциацией «Оренбургский (университетский) учебный округ».

В условиях постоянного мониторинга формирования цифровых компетенций обучающихся во время реализации проекта и уже после наблюдались стабильные результаты в освоении учебных предметов «Математика» и «Информатика»: средний балл по математике (профильный уровень) составляет 70,8 (максимальный балл - 98,2); выпускник, сдававший ЕГЭ по информатике, набрал 96 баллов.

С июня 2020 на базе школы был организован цифровой дистанционный лагерь «Техно-Кампус», где ежегодно обучающиеся 7-8 класса занимались освоением математической логики, увлеченно создавали роботов и экспериментировали с робототехникой, а также учились программировать на языке Кумир и Пайтон, освоили азы кибербезопасности и веб-разработки. Так профессионально заложенная, педагогически продуманная цифровая среда школы стала местом встречи и инструментом успешной цифровой социализации для многих мотивированных подростков.

Таким образом, апробированный опыт педагогической поддержки цифровой трансформации образования при его обобщении и систематизации показал, что в целом социализация - это процесс и результат присвоения подростком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения, воспитания и развития его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка - с другой стороны.

Следовательно, педагогическая поддержка в развивающемся мире способствует их цифровой социализации в общеобразовательном процессе в ряде аспектов: в активной адаптации к условиям информационно - цифровой среды (посредством усвоения внешних требований и изменения собственных реакций и решений); в индивидуализации (в ходе самопознании собственных возможностей, склонностей и талантов); в интеграции в общество (в процессе осознанной самореализации в постоянно усложняющейся деятельности в соответствии с общественно значимыми запросами и в согласовании с личными ценностями и принципами жизнедеятельности).

В результате осуществления задач проекта обнаружена положительная динамика формирования цифровых навыков (digital skills) учащихся, проявившихся в автоматизме модели поведения при использовании цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей, для доступа и управления информацией. Цифровые компетенции (digital competencies) повысили способность учащихся решать многообразие задач в области использования ИКТ. Пользовательские компетенции содействовали созданию контента, поиску и обмену информации, взаимодействию с другими людьми. Профессиональные навыки и умения активизировали опыт компьютерного программирования.

Педагогическая поддержка самопознания подростков заключалась в гармонизации индивидуально-психологического состояния обучающихся, в соответствии с их ключевыми потребностями: в четко предъявленных правилах

и границах, помогающих подросткам самостоятельно избежать деструктивных форм поведения, и успешно социализироваться как субъекту своей судьбы; в получении личных достижений и жизненного опыта, в предоставлении возможности участвовать в увлекательных жизненных событиях значимых для личностного развития,

стимулировании инициативности и любознательности; в уважении и признании выработке жизнестойкости и уверенности в себе, помощи в осознанной постановке целей на будущее, что снимало повышенную тревожность, ориентировало на успех в современном информационно-цифровом пространстве.

10.11.2023

Список литературы:

1. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т.В. Анохина // Новые ценности образования. - СПб., 1996. - №6. - С. 71.

2. Афонина, Н.И. Развитие идеи педагогического сопровождения личности в современных исследованиях / Н.И. Афонина // Человек и образование. - 2012 - №4 (33). - С 134-137.

3. Бороздина, О.С. Культурно-антропологические основания педагогики поддержки / Бороздина О.С. // Перспективы науки и образования. - 2018. - №3 (33) - С. 22-28.

4. Глухов, А.П. Цифровой разрыв в фокусе межпоколенческой коммуникации. / А.П. Глухов, Ю. М. Стаховская // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2021. - №59. - С. 148-155.

5. Гревцева, Г.Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде / Г.Я. Гревцева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2022 - С. 40-47.

6. Дробышева, Т.В. Социальная психология экономической социализации личности в разных ее формах: автореф ... доктора экон.наук / Т.В. Дробышева. - 2022.

7. Колпакова, Е.С. Контент-анализ понятия «социально-педагогическая поддержка / Е.С. Колпакова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - №16 (135) - С. 452-256.

8. Косенко, Л.Л. Педагогическая поддержка как актуальная современная парадигма /Л.Л. Косенко // Проблемы науки. - М, 2017. - С. 87-92.

9. Котляр, П.С. Социальные предикаты новомедийного субъекта в дискурсе медиаграмотности : автореф... дисс. канд. наук / / П.С. Котляр. -2018. - 24 с.

10. Маренцева, Е.С. Педагогическая поддержка как научная категория в современных педагогике и психологии / Е.С. Марен-цева // Вестник Костромского государственного университета. - 2009. - С. 74-83.

11. Мишин, Л.В. Управление общественной активностью студенческой молодежи в цифровом социокультурном пространстве / Л.В. Мишин. - Екатеринбург, 2021. - 175 с.

12. Никифорова, Н.В. Отличие педагогической поддержки от педагогического сопровождения / Н.В. Никифорова // Психология и педагогика: методика и проблемы. - М., 2011. - С. 87-91.

13. Панов, В.И., Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия: монография / В.И. Панов, Э.В. Патраков. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: «Университетская книга», 2020. - 199 с.

14. Преображенская, С.В. Информационная социализация подростков и молодежи в транзитивном мире: автореф... дисс. канд. наук / С.В.Преображенская. - 2023. - 24 с.

15. Сиверская, У П. Педагогическая поддержка как технология достижения индивидуальной успешности подростка в образовательном процессе / У П. Сиверская // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - №1. - С. 120-124.

16. Солдатова, Г.В. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность / Г.В. Солдатова. - М.: Смысл, 2017. - 375 с.

17. Солдатова, Г.В. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики / Г.В. Солдатова, А.Е. Войскунский // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. - 2021. - Том 18. №3. - С. 431-450.

18. Ткаченко, Д.П. Психологические особенности социализации подростков в современном транзитивном обществе : автореф... дисс. канд. наук / Д.П. Ткаченко. - 2020. - 24 с.

References:

1. Anokhina T.V. (1996) Pedagogical support as a reality of modern education. New values of education. St. Petersburg, No. 6, pp. 71.

2. Afonina N.I. (2012) Development of the idea of pedagogical support of the individual in modern research. Person and education, No. 4 (33), pp. 134-137.

3. Borozdina Olga Sergeevna (2018) Cultural and anthropological foundations of support pedagogy. Perspectives of science and education, No. 3 (33), pp. 22-28

4. Glukhov A.P., Stakhovskaya Yu.M. (2021) Digital gap in the focus of intergenerational communication. Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science, No. 59, pp. 148-155.

5. Grevtseva G.Ya. (2022) Digital socialization of personality in the educational environment. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical Sciences, pp. 40-47

6. Drobysheva T.V. (2022) Social psychology of economic socialization of the individual in its various forms. Doctor thesis.

7. Kolpakova E.S. (2011) Content analysis ofthe concept of «social and pedagogical support». Bulletin of Orenburg State University, No. 16(135), pp. 452-256.

8. Kosenko L.L. (2017) Pedagogical support as a relevant modern paradigm. Problems of science, M., pp. 87-92.

9. Kotlyar P.S. (2018) Social predicates of a new media subject in the discourse of media literacy. Ph.D. thesis, 24 p.

10. Marentseva E.S. (2009) Pedagogical support as a scientific category in modern pedagogy and psychology. Bulletin of Kostroma State University, pp. 74-83.

11. Mishin L.V. (2021) Managing the social activity of student youth in the digital sociocultural space. Ekaterinburg, 175 p.

12. Nikiforova N.V. (2011) The difference between pedagogical support and pedagogical support. Psychology and pedagogy: methods and problems. M., pp. 87-91.

13. Panov V.I., Patrakov E.V. (2020) Digitalization of the information environment: risks, ideas, interactions: monograph. M.: Federal State Budgetary Institution «Psychological Institute of the Russian Academy of Education»; Kursk: «University Book», 199 p.

14. Preobrazhenskaya S.V. (2023) Information socialization of adolescents and youth in a transitive world. Ph.D. thesis, 24 p.

15. Siverskaya U.P. (2011) Pedagogical support as a technology for achieving individual success of a teenager in the educational process. Bulletin of the Buryat State University, No. 1, pp. 120-124.

16. Soldatova G.V. (2017) Digital generation of Russia: competence and safety. M.: Smysl, 375 p.

17. Soldatova G.V., Voiskunsky A.E. (2021) Social-cognitive concept of digital socialization: a new ecosystem and social evolution of the psyche.

Psychology. Journal of the Higher School of Economics, Vol. 18, No. 3, pp. 431-450.

18. Tkachenko D.P. (2020) Psychological features of socialization of adolescents in modern transitive society. Ph.D. thesis, 24 p.

Сведения об авторе:

Капкова Елена Евгеньевна, директор муниципального общеобразовательного автономного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №34» г. Оренбурга, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета

Е-mail: principal34@yandex.ru

460024, Россия, Оренбургская обл., г Оренбург, ул. Туркестанская, д. 11а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.