Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РАЗРЕЗЕ ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ'

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РАЗРЕЗЕ ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОКОЛЕНИЕ Z / ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ / ЦИФРОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Екатерина Александровна, Брель Елена Юрьевна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки способов наиболее эффективного взаимодействия педагогов и обучающихся в цифровой образовательной среде. Предполагается, что активность в использовании цифровых технологий при обучении связана с особенностью процесса социализации субъектов образовательного процесса. Цель - определить специфику социализации обучающихся, педагогов, преподавателей вузов в условиях цифровой образовательной среды. Анализ процесса социализации проводится в разрезе теории поколений У. Штрауса и Н. Хоу. Выявлена специфика социализации поколения Z, заключающаяся в восприятии и накоплении новой информации через призму цифрового пространства как компонента культуры. Указанная специфика имеет существенное значение при обучении и воспитании детей и подростков поколения Z, так как цифровое пространство в данном случае наделено ценностями и смыслами, а следовательно и информация, заключенная в нем, приобретает ценностный компонент. Различия в восприятии представителями разных поколений современных технологий и возможностей их эффективного использования определяют возникновение феномена цифрового разрыва. Выделены два принципиально важных направления в исследовании социализации обучающихся поколения Z, а также педагогических кадров иных поколений в условиях цифровизации образования: 1) создание условий и активизации процесса социализации в цифровой образовательной среде педагогов / преподавателей старшего поколения; 2) сокращение цифрового разрыва между ними и поколением Z за счет организации целенаправленной активной коммуникации в цифровой образовательной среде при решении педагогических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF STUDENTS AND TEACHERS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF THE THEORY OF GENERATIONS

Educational institutions need more effective patterns of interaction between teachers and students in digital environment. Digital teaching technologies are associated with the process of socialization. The research objective was to determine the specifics of the socialization of students, teachers, and university staff in a digital educational environment. The analysis relied on the theory of generations developed by W. Strauss and N. Howe. The authors identified the specificity of socialization in generation Z as the perception and accumulation of new information through the prism of digital component of culture. This specificity is essential in teaching and upbringing children and adolescents of generation Z, since they endow digital space and digital information with values and meanings. Differences in the perception of modern technologies caused the so-called digital gap phenomenon. The authors defined two fundamentally important directions in the study of the socialization of generation Z students by the teaching staff of other generations in the context of digital education. The first is to create conditions and activate the process of socialization in the digital educational environment of the older generation teachers. The second is to reduce the digital gap by organizing targeted active communication in the digital educational environment when solving pedagogical problems.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РАЗРЕЗЕ ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ»

Socialization of Students and Teachers

kemerovo state university

H) Check for updates

оригинальная статья

К проблеме исследования социализации обучающихся и педагогов в цифровой образовательной среде в разрезе теории поколений

Романова Екатерина Александровна Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Россия, г. Москва https://orcid.org/0000-0003-1006-0499

Брель Елена Юрьевна

Московский государственный университет

им. М. В. Ломоносова, Россия, г. Москва

https://orcid.org/0000-0002-7737-8058

[email protected]

Поступила в редакцию 24.11.2021. Принята после рецензирования 18.01.2022. Принята в печать 07.02.2022.

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки способов наиболее эффективного взаимодействия педагогов и обучающихся в цифровой образовательной среде. Предполагается, что активность в использовании цифровых технологий при обучении связана с особенностью процесса социализации субъектов образовательного процесса. Цель - определить специфику социализации обучающихся, педагогов, преподавателей вузов в условиях цифровой образовательной среды. Анализ процесса социализации проводится в разрезе теории поколений У. Штрауса и Н. Хоу. Выявлена специфика социализации поколения Z, заключающаяся в восприятии и накоплении новой информации через призму цифрового пространства как компонента культуры. Указанная специфика имеет существенное значение при обучении и воспитании детей и подростков поколения Z, так как цифровое пространство в данном случае наделено ценностями и смыслами, а следовательно и информация, заключенная в нем, приобретает ценностный компонент. Различия в восприятии представителями разных поколений современных технологий и возможностей их эффективного использования определяют возникновение феномена цифрового разрыва. Выделены два принципиально важных направления в исследовании социализации обучающихся поколения Z, а также педагогических кадров иных поколений в условиях цифровизации образования: 1) создание условий и активизации процесса социализации в цифровой образовательной среде педагогов / преподавателей старшего поколения; 2) сокращение цифрового разрыва между ними и поколением Z за счет организации целенаправленной активной коммуникации в цифровой образовательной среде при решении педагогических задач.

Ключевые слова: цифровая социализация, поколение Z, цифровой разрыв, инкультурация, адаптация педагогов, цифровая коммуникация, цифровизация образования

Цитирование: Романова Е. А., Брель Е. Ю. К проблеме исследования социализации обучающихся и педагогов в цифровой образовательной среде в разрезе теории поколений. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24. № 1. С. 92-98. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-92-98

original article

Socialization of Students and Teachers in the Digital Educational Environment in the Context of the Theory of Generations

Ekaterina A. Romanova Elena Yu. Brel

Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow

https://orcid.org/0000-0003-1006-0499 https://orcid.org/0000-0002-7737-8058

[email protected]

Received 24 Nov 2021. Accepted after peer review 18 Jan 2022. Accepted for publication 7 Feb 2022.

Abstract: Educational institutions need more effective patterns of interaction between teachers and students in digital environment. Digital teaching technologies are associated with the process of socialization. The research objective was to determine the specifics of the socialization of students, teachers, and university staff in a digital educational environment. The analysis relied on the theory of generations developed by W. Strauss and N. Howe. The authors identified the specificity of socialization g in generation Z as the perception and accumulation of new information through the prism of digital component of culture. 2 This specificity is essential in teaching and upbringing children and adolescents of generation Z, since they endow digital space o and digital information with values and meanings. Differences in the perception of modern technologies caused the so-called digital S gap phenomenon. The authors defined two fundamentally important directions in the study of the socialization of generation

92 © 2022. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License

Z students by the teaching staff of other generations in the context of digital education. The first is to create conditions and activate the process of socialization in the digital educational environment of the older generation teachers. The second is to reduce the digital gap by organizing targeted active communication in the digital educational environment when solving pedagogical problems. Keywords: socialization, digital socialization, theory of generations, teaching staff, digital educational environment, digital communication

Citation: Romanova E. A., Brel E. Yu. Socialization of Students and Teachers in the Digital Educational Environment in the Context of the Theory of Generations. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2022, 24(1): 92-98. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-92-98

Введение

Сегодня система образования активно использует цифровое пространство для осуществления образовательной деятельности. В связи с этим возникают новые проблемы, связанные с разработкой способов наиболее эффективного взаимодействия педагогов и обучающихся в цифровой образовательной среде. В понимании соотношения понятий образовательного пространства и образовательной среды мы будем опираться на определение, предложенное С. В. Ивановой: «Образовательная среда - окружение участников образовательного процесса в пространстве образования, включающее педагогические условия, ситуации, систему отношений между лицами, объединенными общностью педагогической и учебной деятельности» [1, с. 25]. В данной работе социализация личности обучающихся и педагогов / преподавателей в цифровой образовательной среде рассмотрена в разрезе теории поколений.

В современной психолого-педагогической науке и практике накоплен определенный опыт исследований социализации детей и подростков в цифровой среде. Проблема социализации личности в условиях цифровизации становится все более обсуждаемой в научных кругах. В психологической литературе описываются такие понятия, как цифровое детство, цифровая социализация детей и подростков, цифровая коммуникация, цифровая компетентность [2-5].

Особое значение в настоящее время приобретают исследования, направленные на определение новых подходов в отношении подготовки педагогических кадров и на разработку инструментов для обеспечения эффективной педагогической деятельности педагогов и преподавателей, работающих в новых для них условиях [6-8]. С началом пандемии и переходом на дистанционное обучение педагоги школ и преподаватели вузов столкнулись с необходимостью ведения образовательной деятельности в цифровой среде [9; 10]. Многие в этот период испытали трудности адаптации к новым условиям, ограничения в построении эффективной коммуникации с учащимися, что способствовало возникновению ощущений неготовности и неуверенности. В то же время приобретенный опыт дает возможность выявить основные проблемные зоны и определить ряд приоритетных задач в исследовании возможностей и ограничений педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной среды [11].

Феномен цифрового разрыва

На сегодняшний день дистанционный формат обучения прочно занял свою нишу в образовательном процессе. В связи с этим встает проблема подготовки педагогических кадров для работы, в том числе и в цифровой среде [12]. Исходя из того, что образовательная организация является одним из основных институтов социализации личности, для нас выглядит целесообразным проанализировать процесс социализации современных школьников, а также особенности и специфику социализации педагогов и преподавателей, работающих в цифровой образовательной среде. В основу проведения анализа положена идея о различиях процесса социализации в условиях цифрового пространства для представителей различных поколений.

Теория поколений У Штрауса и Н. Хоу основана на различиях в философии людей разного возраста. Так, авторы выделяют несколько поколений в зависимости от года рождения: Беби-бумеры (1943-1963), Х (1964-1984), У (1985-2000), Ъ (с 2001 по настоящее время) [13]. Для нас границы поколений важны не столько для четкого выявления особенностей каждого поколения, сколько для рассмотрения качественных изменений в процессе социализации различных поколений в цифровой образовательной среде. Поколения У и Ъ принято относить к цифровым поколениям, т. к. процесс социализации у них происходил в том числе в цифровой среде. Очевидно, что нынешний педагогический и профессорско-преподавательский состав школ и вузов состоит в основном из представителей поколений Беби-бумеров, Х и частично У а обучающиеся относятся к поколению Ъ и частично к У.

Анализируя вопрос социализации личности в контексте приведенной классификации поколений, можно утверждать, что дети поколения Ъ (в большей степени) и У (частично) с детства воспринимают цифровые технологии как компонент культуры, чему способствует активное использование современных технологий для игр, общения детей между собой, поиска информации. В то же время для представителей поколений Беби-бумеров и Х, к которым относится большая часть педагогов и преподавателей, современные информационные технологии являются скорее элементом внешних условий профессиональной деятельности, к которым необходимо адаптироваться.

Socialization of Students and Teachers

kemerovo state university

Различия в восприятии представителями разных поколений современных технологий и возможностей их эффективного использования определяют возникновение феномена цифрового разрыва. Под ним понимается новая форма социального неравенства, основанная на развитии информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) во второй половине ХХ в. [14-16]. Интерес вызывает рассмотрение уровней цифрового разрыва в связи со спецификой и масштабами доступа и использования ИКТ. Цифровой разрыв первого уровня обуславливается наличием или отсутствием материальной базы ИКТ. Цифровой разрыв второго уровня заключается в наличии или отсутствии навыков использования современных технологий. «В России наблюдается общемировая тенденция сохранения серьезного цифрового разрыва между поколениями» [14, с. 113]. Цифровой разрыв третьего уровня выражен возможностями, которыми обладают индивиды, использующие продукты ИКТ [17]. И если материальные возможности во многих областях предоставляются государством (расширение области подключения к сети Интернет, внедрение информационных ресурсов для организации работы социальных и медицинских учреждений), то разрыв в навыках овладения технологиями компенсируется через образование.

Можно говорить о расширении понятия цифрового разрыва, включая в него «помимо различий в использовании, различия в субъективном отношении к технологиям и некоторой констатации субъективно оцениваемого уровня владения технологиями» [4, с. 241]. При рассмотрении этого вопроса в данном контексте возникает задача не только обеспечения педагогов и преподавателей знаниями в отношении использования новых технологий, но и создания условий для присвоения нового социального опыта. Важно выявить и обосновать возможности эффективной социализации представителей различных поколений в условиях цифровой образовательной среды.

Особенности социализации детей и подростков поколения Z

В соответствии с пониманием отечественной психологической школы социализация представляет собой процесс приобретения личностью накопленного общественного опыта с целью последующей переработки и воспроизведения [18]. Процесс социализации не прекращается с получением человеком образования. Наоборот, в период профессионального развития личность максимально активно воспроизводит накопленный социальный опыт [19, с. 85]. В определении содержания процесса социализации личности Е. П. Белинской и О. А. Тихомандрицкой были выделены четыре стороны (грани) данного процесса: инкультурация, интернализация, адаптация и конструирование реальности. Инкультурацию авторы понимают как усвоение личностью культурно задаваемых ценностей, интернализацию - как процесс усвоения и присвоения социального опыта, моделей поведения и социальных значений. Адаптацию в контексте

социализации личности авторы трактуют как формирование определенных характеристик индивида, обеспечивающих его нормативное функционирование. Указанные три грани процесса социализации отражают первую сторону социализации, а именно приобретение личностью социального опыта. Вторая сторона социализации личности находит выражение в конструировании субъектом социального мира. Под конструированием понимается воспроизводство человеком и привнесение в общество информации о социальном мире, связях, представлений о самом себе, социальной идентичности [20].

Основное внимание в данной статье мы уделим рассмотрению процесса инкультурации как социализации личности детей и подростков поколения Z. Понятие инкультурации было введено М. Херсковиц, который выделял два ее этапа - детство и зрелось. В детстве личностью усваиваются язык, ценности и смыслы культуры. На этапе зрелости инкультурация может выражаться только в усвоении отдельных элементов культуры [18].

Рассматривая социализацию детей и подростков поколения Z в цифровой образовательной среде, можно предположить, что современные дети и подростки усваивают цифровые технологии как элемент культуры. Нельзя отрицать, что информационные и цифровые технологии являются частью нашей культуры. Мы так или иначе все чаще сталкиваемся с цифровыми элементами культуры, примером которых могут служить популярные выставки, использующие цифровые технологии для трансляции или создания художественных образов; разработка и внедрение технологий виртуальной реальности для обучения.

Цифровые технологии настолько прочно вошли в нашу культуру, что для описания специфики социализации поколения Z появляются новые понятия - цифровая социализация и феномен цифрового детства. В работах Г. У Солдатовой данные понятия связаны с образом жизни современных детей и подростков, в который интегрированы цифровые технологии. Под цифровой социализацией понимается «опосредованный всеми доступными цифровыми технологиями процесс овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в смешанной офлайн / онлайн-реальности и формирующего его цифровую личность как часть реальной личности» [3, с. 76]. При этом цифровая социализация является дополнением к социализации личности в целом. Г. У Солдатова отмечает, что современные подростки практически самостоятельно приобретают этот социальный опыт посредством смартфонов, компьютерных игр, виртуальной реальности, т. е. они приобретают жизненный опыт в смешанной среде реального и виртуального миров. Уникальность этого поколения выражается в том, что «традиционные формы социализации все чаще соседствуют, вытесняются, а иногда замещаются новыми формами приобретения необходимых знаний и навыков - цифровой социализацией» [3, с. 75].

Таким образом, социализация поколения Ъ имеет существенное отличие от социализации представителей иных поколений. Данное отличие определяет специфику восприятия и накопления новой информации через призму цифрового пространства как компонента культуры. Указанная специфика имеет существенное значение при обучении и воспитании детей и подростков поколения Ъ, т. к. цифровое пространство в данном случае наделено ценностями и смыслами, а следовательно и информация, заключенная в нем, приобретает ценностный компонент.

Так, в работе М. Аппел и соавторов представлены результаты исследования, проводимого на двух группах подростков. В первой группе подростки активно использовали онлайн-коммуникацию со своими родителями, во второй группе такая коммуникация отсутствовала. Подростки из первой группы намного реже проявляли агрессивность в онлайн-переписке со сверстниками [21].

Результаты другого исследования, представленного в работах Г. У Солдатовой и коллектива соавторов, свидетельствуют о появлении у современных подростков виртуальных друзей: «виртуальные друзья занимают почетное второе место» [4, с. 54], на первом месте все же остаются друзья реальные. Авторы выделяют новый феномен -незнакомый друг. Такие друзья обладают своей спецификой и занимают важное место в жизни современных подростков. Например, к виртуальному другу за советом и помощью по данным опроса обратились бы две трети детей, а к реальному - только треть. В 7 раз больше детей, которые доверили бы свою тайну виртуальному другу, нежели реальному; доля тех, кто поделится с виртуальными друзьями своими переживаниями, более чем в 10 раз превышает тех, которые расскажут это своим реальным друзьям [22].

Социальная адаптация педагогов в условиях цифровой образовательной среды

Деятельность по подготовке педагогических кадров должна осуществляться в том числе и в цифровой образовательной среде. При этом она не должна ограничиваться исключительно организацией процесса передачи информации, в ней могут быть сосредоточены инструменты для реализации общения, взаимодействия со студентами и их воспитания. «Система профессионального образования должна стать готовой массово обучать людей под задачи не только стабильного настоящего (которого уже нет), но и неожиданного будущего (принятия которого старшими поколениями пока часто нет)» [23, с. 56].

Ситуация 2020 г., безусловно, повлияла на укрепление позиций цифровой образовательной среды в системе образования. В этот период педагоги и преподаватели столкнулись с необходимостью адаптации к новым на тот момент условиям работы, которые включали в себя освоение новых информационных технологий, способов организации взаимодействия с обучающимися, поиск оптимальных средств для достижения педагогических целей.

Для нас особое значение приобретает рассмотрение адаптации как одной из сторон социализации, т. е. адаптации к взаимодействию, коммуникации, организации групповой работы учащихся в цифровой образовательной среде. Вместе с тем «успешность социально-психологической адаптации может оцениваться исходя из ряда факторов -способности человека к изменению собственных ценностных ориентаций и Я-концепции, умения находить баланс между своими ценностными ориентациями и социальной ролью, ориентации на универсальные, а не конкретные требования» [19, с. 86]. Согласно модели уровневой организации ценностных ориентаций личности и социальных общностей, разработанной М. С. Яницким, адаптация является ведущим процессом ценностного развития личности, обеспечивающим устранение тревоги посредством модификации ценностных ориентаций [24].

Таким образом, для эффективной социальной адаптации в цифровой среде педагогам и преподавателям в первую очередь необходимо принять на себя новую социальную роль -педагог / преподаватель цифровой образовательной среды.

Оперируя понятием адаптации как одной из сторон социализации личности, мы предполагаем, что личность приобретает новый социальный опыт путем выработки устойчивых механизмов к воздействию изменяемых условий. В данном случае речь идет о приобретении социального опыта путем освоения новых способов коммуникации посредством современных технологий цифровой образовательной среды. Данный процесс описан понятием цифровой коммуникации или ИКТ-опосредованной образовательной коммуникации. Подробное описание указанного феномена представлено в трудах Т. Н. Носковой и др. Принципиальным отличием ИКТ-опосредованной образовательной коммуникации, по их мнению, является наличие синхронной и асинхронной коммуникации, что расширяет пространственно-временные границы коммуникативного взаимодействия. При этом увеличивается плотность развертывания коммуникативных актов, расширяется круг решаемых коммуникационных задач. В такой форме возможны различные виды образовательных действий, включающие консультирование, взаимодействие в рамках какого-либо проекта и даже сотрудничества в профессиональном сообществе, когда «социальные сервисы позволяют человеку по-новому решать задачи взаимодействия -с помощью "коллективного разума"» [2, с. 174]. Также авторы отмечают, что в цифровой среде порождается новый феномен - визуальная коммуникация. Под этим понятием подразумевается обмен информацией между участниками посредством визуальных образов: анимации, видеороликов, смайлов - всего, что позволяет передавать эмоциональное состояние. Вместе с тем «демонстрация эмоций, опосредованная какими-либо знаками, ...предполагает сначала их рефлексию и идентификацию, что, в свою очередь, существенно снижает импульсивность и оперативность эмоциональной реакции» [25, с. 163].

Socialization of Students and Teachers

kemerovo state university

Кроме того, ученые выделяют три группы факторов, влияющих на цифровую коммуникацию: отражение образа партнера в разных типах цифровой коммуникации; алгоритмизация коммуникационных действий субъектов цифровой среды; накопление результатов (продуктов, следов) коммуникационной деятельности субъектов в цифровой среде [2]. В первом случае авторы пишут о специфике межсубъектной коммуникации в цифровой среде. Алгоритмизация коммуникации выражается в наличии последовательности коммуникативных действий, но в то же время гибкой, меняющейся в зависимости от коммуникативных задач. Образование следов коммуникации связано с их постоянной фиксацией в цифровой среде и ее доступностью для дальнейшей рефлексии.

Заключение

Выделено два принципиально важных направления в исследовании социализации обучающихся поколения Z, а также педагогических кадров иных поколений в условиях цифро-визации образования: 1) создание условий и активизации процесса социализации в цифровой образовательной среде педагогов / преподавателей старшего поколения; 2) сокращение цифрового разрыва между ними и поколением Z за счет организации целенаправленной активной коммуникации в цифровой образовательной среде при решении педагогических задач. Необходимость «встречи» поколений в сети подтверждается результатами исследований, приведенными в данной статье. Более того, опираясь на одну из главных задач обучения и воспитания, заключающуюся в целенаправленном процессе развития

личности обучающегося, педагогам необходимо быть готовыми к переходу из реальной среды коммуникации в онлайн-среду, где они с большей вероятностью обнаружат какие-либо трудности у учащегося и смогут предотвратить критические ситуации.

Однако для науки остается ряд нерешенных вопросов. Например, как и на основе каких критериев определить границы развертывания коммуникативных актов в цифровой образовательной среде? Каким образом увеличить плотность взаимодействия с обучающимися в цифровой среде, не нарушив границы обучения и воспитания? Как педагогу сохранить объективность оценки действий и результатов учащихся при увеличении коммуникативных контактов в цифровой среде? Как научиться интерпретировать эмоциональный компонент в коммуникации с учеником? Обозначенные вопросы требуют отдельного рассмотрения в рамках психолого-педагогических исследований.

Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflict of interests: The authors declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

Критерии авторства: Авторы в равной степени участвовали в подготовке и написании статьи. Contribution: All the authors contributed equally to the study and bear equal responsibility for information published in this article.

Литература / References

1. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий. Ценности и смыслы. 2015. № 6. С. 23-28.

Ivanova S. V. Education space and education milieu: in search of differences. Tsennosti i smysly, 2015, (6): 23-28. (In Russ.)

2. Носкова Т. Н., Фомин В. В., Павлова Т. Б., Куликова С. С., Яковлева О. В., Осочкин А. А., Тербушева Е. А. Методологические основания комплексного внедрения интеллектуальных информационных технологий в цифровой образовательной среде. Интеллектуальные технологии в цифровой среде университета, ред. Т. Н. Носкова. СПб.: Астерион, 2020. С. 106-236.

Noskova T. N., Fomin V. V., Pavlova T. B., Kulikova S. S., Yakovleva O. V., Osochkin A. A., Terbusheva E. A. Methodological foundations for the integrated implementation of intelligent information technologies in the digital educational environment. Intelligent technologies in the digital environment of the university, ed. Noskova T. N. St. Petersburg: Asterion, 2020, 106-236. (In Russ.)

3. Солдатова Г. У Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71-80. https://doi.org/10.17759/sps.2018090308 Soldatova G. U. Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world. Social Psychology and Society, 2018, 9(3): 71-80. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/sps.2018090308

4. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. 2-е изд., стер. М.: Смысл, 2018. 375 с.

Soldatova G. U., Rasskazova E. I., Nestik T. A. The digital generation of Russia: competence and safety. 2nd ed. Moscow: Smysl, 2018, 375. (In Russ.)

5. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн. Национальный психологический журнал. 2016. № 2. С. 50-60. https://doi.org/10.11621/npj.2016.0205

Soldatova G. U., Rasskazova E. I. Models of digital competence and online activities of Russian teenagers. Natsionalnyy psikhologicheskiy zhurnal, 2016, (2): 50-60. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2016.0205

6. Марголис А. А. Деятельностный подход в педагогическом образовании. Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 3. С. 5-39. https://doi.org/10.17759/pse.2021260301

Margolis A. A. Activity approach in teacher education. Psychological Science and Education, 2021, 26(3): 5-39. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/pse.2021260301

7. Седых Е. П., Кутанов В. А. Об используемых подходах в образовании. Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 4. С. 86-98. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2021-77-86-98

Sedyh E. P., Kutanov V. A. Modern education systems and their particularities. Domestic and foreign pedagogy, 2021, 1(4): 86-98. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2224-0772-2021-77-86-98

8. Павлова Т. Б. Изменения в функциональных компонентах деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 6. С. 1081-1086. https://doi.org/10.30853/ped20210138 Pavlova T. B. Changes in the functional components of a university teacher's activity in the digital educational environment. Pedagogy. Theory & Practice, 2021, 6(6): 1081-1086. (In Russ.) https://doi.org/10.30853/ped20210138

9. Баклашова Т. А. Педагогическое образование в период пандемии COVID-19: объединяя теорию и практику. Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 136-140. https://doi.org/10.24158/spp.202L5.23

Baklashova T. A. Pedagogical education during the COVID-19 pandemic: combining theory and practice. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 2021, (5): 136-140. (In Russ.) https://doi.org/10.24158/spp.202L5.23

10. Коршунова О. В., Береснева Л. Н. Мотивы выбора педагогической профессии и востребованные качества педагога: исследование представлений студентов вуза. Перспективы науки и образования. 2021. № 5. С. 154-177. https://doi. org/10.32744/pse.2021.5.11

Korshunova O. V., Beresneva L. N. Motives for choosing a teaching profession and the qualities of teacher in deman: a study ofuniversity students' ideas. Perspektivy Nauki i Obrazovania, 2021, (5): 154-177. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/ pse.2021.5.11

11. Неборский Е. В., Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Наумова Т. А. Изучение отношения студентов педагогических направлений подготовки к цифровой трансформации в вузе. Перспективы науки и образования. 2021. № 4. С. 94-107. https://doi.org/10.32744/pse.2021.4.6

Neborsky E. V., Boguslavsky M. V., Ladyzhets N. S., Naumova T. A. Studying the attitude of students of pedagogical areas of preparation for digital transformation in a university. Perspektivy Nauki i Obrazovania, 2021, (4): 94-107. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/pse.2021.4.6

12. Панкратова О. П., Конопко Е. А. Повышение квалификации педагогических кадров в условиях цифрового разрыва. Стандарты и мониторинг в образовании. 2020. Т. 8. № 3. С. 49-55. https://doi.org/10.12737/1998-1740-2020-49-55 Pankratova O. P., Konopko E. A. Continuing education of teachers in the digital divide. Standards and Monitoring in Education, 2020, 8(3): 49-55. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/1998-1740-2020-49-55

13. Кузьмина Е. С. Влияние виртуального пространства на поколение Z. Социальная реальность виртуального пространства: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 21 сентября 2020 г.) Иркутск: ИГУ, 2020. С. 37-40. Kuzmina E. S. The influence ofvirtual space on generation Z. Social reality of virtual space: Proc. II Intern. Sci.-Prac. Conf., Irkutsk, 21 Sep 2020. Irkutsk: ISU, 2020, 37-40. (In Russ.)

14. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва. ВестникРУДН. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 108-120. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120 Dobrinskaya D. E., Martynenko T. S. Perspectives of the Russian information society: digital divide levels. RUDN Journal of Sociology, 2019, 19(1): 108-120. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120

15. Толстикова И. И., Игнатьева О. А., Кондратенко К. С., Плетнев А. В. Цифровое поведение и характеристики личности поколения Z в условиях глобальной цифровизации. Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2020. № 4. С. 103-115. https://doi.org/10.17586/2587-8557-2020-4-103-115

Tolstikova I. I., Ignatjeva O. A., Kondratenko K. S., Pletnev A. V. Digital behavior and personality traits of generation Z in global digitalization environment. Information Society: Education, Science, Culture and Technologies of the Future, 2020, (4): 103-115. (In Russ.) https://doi.org/10.17586/2587-8557-2020-4-103-115

16. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Возможно ли цифровое равенство? (о книге Я. ван Дейка «Цифровой разрыв»). С Социологические исследования. 2020. № 10. С. 158-164. https://doi.org/10.31857/S013216250009459-7 | Dobrinskaya D. E., Martynenko T. S. Is digital equality possible? (on the book "The digital divide" by J. van Dijk). о Sotsiologicheskie issledovaniia, 2020, (10): 158-164. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S013216250009459-7 я

Socialization of Students and Teachers kemerovo state university

17. Глухов А. П., Стаховская Ю. М. Цифровой разрыв в фокусе межпоколенческой коммуникации. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 59. С. 148-155. https://doi. org/10.17223/1998863X/59/14

Glukhov A. P., Stakhovskaya Yu. M. The digital divide in the focus of intergenerational communication. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya, 2021, (59): 148-155. (In Russ.) https://doi. org/10.17223/1998863X/59/14

18. Андреева Г. М. Социальная психология. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2014. 363 с. Andreeva G. M. Social psychology. 5nd ed. Moscow: Aspekt Press, 2014, 363. (In Russ.)

19. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии, под. ред. Т. Д. Марцинковской. М.-Обнинск: Социальные науки, 2010. 284 с.

Concepts of socialization and individualization in modern psychology, ed. Martsinkovskaya T. D. Moscow-Obninsk: Sotsialnye nauki, 2010, 284. (In Russ.)

20. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с. Belinskaya E. P., Tikhomandritskaya O. A. Social psychology of personality. Moscow: Aspekt Press, 2001, 301. (In Russ.)

21. Appel M., Stiglbauer B., Batinic B., Holtz P. Internet use and verbal aggression: the moderating role of parents and peers. Computers in Human Behavior. 2014, 33: 235-241. https://doi.org/10.1016/jxhb.2014.01.007

22. Солдатова Г. У, Олькина О. И. Кому мне открыться? Друг, виртуальный друг и знакомый: в чем между ними разница? Дети в информационном обществе. 2016. № 22. С. 28-35.

Soldatova G. U., Olkina O. I. Who should I open to? Friend, virtual friend, and acquaintance: what is the difference between them? Deti v informatsionnom obshchestve, 2016, (22): 28-35. (In Russ.)

23. Щербина Е. Ю., Кислов А. Г. К педагогике эпохи цифрового разрыва. Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С. 49-59. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10105

Shcherbina E. Y., Kislov A. G. To the pedagogy of the digital divide. Vocational Education and Labor Market, 2020, (1): 49-59. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10105

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1. С. 194-206. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206 Yanitskiy M. S. System ofvalue orientations ofpersonality and social communities: structural and dynamic model and its application in psychological research and psychological practice. VestnikKemerovskogogosudarstvennogo universiteta, 2020, 22(1): 194-206. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206

25. Минюрова С. А., Басюк В. С., Брель Е. Ю., Воробьева И. В., Кружкова О. В., Матвеева А. И. Эмоциональный интеллект субъектов образовательной среды в условиях цифровизации: обзор исследований. Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 153-173. https://doi.org/10.17223/17267080/82Z9

Miniurova S. A., Basyuk V. S., Brel E. Yu., Vorobyeva I. V., Kruzhkova O. V., Matveeva A. I. Emotional intelligence of subjects of the educational environment amidst digitalization: review of studies. Sibirskiy Psihologicheskiy Zhurnal, 2021, (82): 153-173. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/17267080/82/9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.