Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1870
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна

Социализация - одно из важнейших условий сохранения ценностных ориентиров, традиций, развития человека и общества. Процессы цифровой трансформации оказывают влияние на социализацию личности. Активно используются цифровые технологии, платформы, ресурсы и сервисы для решения образовательных задач и социализации обучающегося в цифровой среде. Цель статьи - раскрыть культурный смысл цифровизации, обеспечивающий цифровую социализацию личности обучающегося в образовательной среде. Анализ научной литературы по тематике исследования позволил уточнить понятийный аппарат, дать определение понятию «цифровая социализация», выделить его структурные компоненты, обосновать педагогические средства, содействующие развитию цифровой социализации обучающегося в образовательной среде. Беседа, наблюдение, опрос позволили выделить эффективные формы, методы и средства цифровой социализации личности обучающегося. В статье представлена характеристика цифровой образовательной среды, ее преимущества и недостатки, установлены тревожные риски и негативные последствия цифровизации. Автор считает, что социокультурные, рефлексивно-оценочные технологии, обеспечивающие социализацию (киберсоциализацию) личности, являются наиболее эффективными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL SOCIALIZATION OF A PERSON IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Socialization is one of the most important conditions for the preservation of value orientations of human beings, society traditions, and for the society development. Digital transformation has an impact on the socialization of the individual. Digital technologies are actively used to solve educational problems and socialize a student in a digital environment. The research aims to reveal the cultural meaning of digitalization, which ensures the digital socialization of the student's personality in the educational environment. Literature analysis made it possible to define the term "digital socialization" and to determine its structural components as well as the methods to substantiate pedagogical tools that contribute to the development of digital socialization of a student in education. The conceptual apparatus has been refined. Via interview, observation, survey the author identified the effective forms, methods and means of digital socialization of students. The characteristics of the digital educational environment are presented. The alarming risks and negative consequences of digitalization are identified as well as the advantages of the digital educational environment. The author considers socio-cultural technology and reflective-evaluative technologies as the most effective ones ensuring the socialization (cyber-socialization) of the individual.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Цифровизация в образовании Digitalization of education

Научная статья

УДК 37:004

DOI: 10.14529/ped220104

ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Г.Я. Гревцева, yakupovna@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-8334-8544

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

Аннотация. Социализация - одно из важнейших условий сохранения ценностных ориентиров, традиций, развития человека и общества. Процессы цифровой трансформации оказывают влияние на социализацию личности. Активно используются цифровые технологии, платформы, ресурсы и сервисы для решения образовательных задач и социализации обучающегося в цифровой среде. Цель статьи - раскрыть культурный смысл цифровизации, обеспечивающий цифровую социализацию личности обучающегося в образовательной среде. Анализ научной литературы по тематике исследования позволил уточнить понятийный аппарат, дать определение понятию «цифровая социализация», выделить его структурные компоненты, обосновать педагогические средства, содействующие развитию цифровой социализации обучающегося в образовательной среде. Беседа, наблюдение, опрос позволили выделить эффективные формы, методы и средства цифровой социализации личности обучающегося. В статье представлена характеристика цифровой образовательной среды, ее преимущества и недостатки, установлены тревожные риски и негативные последствия цифровизации. Автор считает, что социокультурные, рефлексивно-оценочные технологии, обеспечивающие социализацию (киберсоциализацию) личности, являются наиболее эффективными.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая образовательная среда, цифровые технологии, цифровая культура, киберсоциализация, цифровая социализация

Для цитирования: Гревцева Г.Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022. Т. 14, № 1. С. 40-49. DOI: 10.14529/ped220104

Original article

DOI: 10.14529/ped220104

DIGITAL SOCIALIZATION OF A PERSON IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

G.Ya. Grevtseva, yakupovna@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-8334-8544

Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russian Federation

Abstract. Socialization is one of the most important conditions for the preservation of value orientations of human beings, society traditions, and for the society development. Digital transformation has an impact on the socialization of the individual. Digital technologies are actively used to solve educational problems and socialize a student in a digital environment. The research aims to reveal the cultural meaning of digitalization, which ensures the digital socialization of the student's personality in the educational environment. Literature analysis made it possible to define the term "digital socialization" and to determine its structural components as well as the methods to substantiate pedagogical tools that contribute to the development of digital socialization of a student in education. The conceptual apparatus has been refined. Via interview, observation, survey the author identified the effective forms, methods and means of digital socialization of students. The characteristics of the digital educational environment are presented.

© Гревцева Г.Я., 2022

The alarming risks and negative consequences of digitalization are identified as well as the advantages of the digital educational environment. The author considers socio-cultural technology and reflective-evaluative technologies as the most effective ones ensuring the socialization (cyber-socialization) of the individual.

Keywords: digitalization, digital educational environment, digital technologies, digital culture, cyber socialization, digital socialization

For citation: Grevtseva G.Ya. Digital socialization of a person in educational environment. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2022;14(1):40-49. (In Russ.) DOI: 10.14529/ped220104

Введение

В условиях цифровой среды социализация личности является еще более значимой проблемой. Растет поток информации, меняются ценностные ориентации, меняются образовательные парадигмы, появляются новые подходы к управлению образованием. Сегодня необходимо учитывать технологические тренды в образовании и социализации (персо-нализация, геймификация, интерактивные учебники, видеоигры, дистанционное обучение). Особая роль отводится современным технологиям, использование которых должно обеспечить повышение качества подготовки будущих специалистов.

Цифровизация образования требует значительных финансовых затрат. Согласно данным Министерства финансов РФ, в 2020 г. на образование было выделено 1015,9 млрд рублей, а в 2021 году - 1103,6 млрд рублей [8]. Е.В. Брызгалина считает, что «образование ориентируется на подготовку людей к неопределенному и в значительной степени не регламентируемому и непредсказуемому будущему» [3, с. 14].

Перед образованием появляются новые задачи, в числе которых, например, - помочь педагогу освоить новые навыки и практики преподавания, позволяющие ему научить обучающихся планировать, работать в команде, ориентироваться в огромном потоке информации, развивать аналитические, алгоритмические умения, критическое мышление.

К тому же не все педагоги свободно владеют цифровыми технологиями для подготовки онлайн-лекций, онлайн-тестов, онлайн-курсов и т. д., многие не готовы к цифровым изменениям в образовательном процессе. При этом отмечается рост доступности информации за счет открытия доступа к электронной образовательной среде.

В нормативных документах («Стратегии развития информационного общества РФ на

2017-2030 годы» (2008) [16], в Федеральной государственной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная 28.07.2017 г. [15] и т. д.) определены ценностно-смысловые ориентиры цифровизации. «Цифровизация» и кроссплатформенность сейчас являются главными трендами на общем рынке труда (Р. МеГ;а1а) [30, с. 180].

Цифровая революция влечет за собой перестройку всей системы образования и воспитания, «цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств» [10]. Информационный избыток ставит задачу воспитывать цифровую культуру, ответственность, самостоятельность, мобильность, стрессоустойчивость, развивать критическое, аналитическое, алгоритмического, проектное и другие виды мышления. Для того чтобы обучающийся умел анализировать, сравнивать, отстаивать свою позицию, необходимо создавать условия, ситуацию успеха.

Цифровизация влияет на все сферы общественных отношений, в том числе на процесс образования. Расширяется образовательное пространство. Разделяем позицию А.Р. Зенко-ва, который справедливо указывает, что в будущем «выпускникам понадобятся не только цифровые компетенции, но и фундаментальные знания, навыки критического мышления...» [6, с. 54]. Необходимо учитывать тот факт, что на социализацию личности оказывают влияние много факторов (контролируемых, относительно направляемых и стихийных). Особая роль отводится образовательным организациям.

Обзор литературы

Проблеме социализации личности в образовательной среде посвящено немало работ философов (М. Должин, М.И. Катилина, Н.В. Помогалова и др.), социологов (Л.И. Денисенко, В.И. Лабунская и др.), педагогов (И.Г. Бозина, Т. А. Осипова, В.В. Кашаева и др.).

Вопросы цифровизации, развития цифровой культуры, цифровой среды, цифровой социализации освещены в трудах отечественных ученых: А.В. Бобылева [2], Е.В. Гнаты-шиной [4], Т.С. Моспан [9], К.Л. Полупан [14], Н.Л. Соколова [18], А.А. Строкова [20], П.В. Суханова [21], Р.А. Шаухаловой [25], И.О. Котляровой [29], зарубежных психологов: R. Barglow [26], J.S. Brown [27], A. Collins [28], R. Halverson [28] и др.

По-прежнему актуальными остаются вопросы самообразовательной деятельности студентов, учебной самоорганизации личности в условиях цифровизации образования, формирования профессионально важных качеств будущих педагогов для работы в цифровой среде, контроля и оценки знаний обучающихся, здоровьесбережения и т. д.

Так, например, Е.В. Гнатышина выделяет «две группы закономерностей формирования цифровой культуры будущего педагога: первая соответствует ценностно-мировоззренческому, вторая - профессионально-предметному аспектам деятельности. Внутри каждой группы выделены специфические принципы. Каждая группа закономерностей включает атрибутивную закономерность, закономерности обусловленности и эффективности» [4, с. 266]. А.А. Строковым «определены особенности цифровой культуры современного российского общества в динамике ее воздействия на сферу образования; выявлены основные направления цифровизации отечественного образования, представлен их объективный анализ; определены возможности гуманитарной экспертизы как научной оценки «цифровых реформ» отечественного образования; обоснована роль традиционных ценностей российской образовательной культуры в проведении гуманитарной экспертизы и совершенствовании цифровых новаций в системе образования; выявлены основные противоречия в развитии цифровой культуры, определены направления ее совершенствования» [20, с. 7].

Обратимся к основным понятиям исследования: цифровизация, цифровая образовательная среда, цифровые технологии, социализация, цифровая социализация, киберсо-циализация. Отметим, что существует многообразие трактовок ключевых понятий.

Устойчивого определения цифровой трансформации, внутри которой есть понятия оцифровка, цифровизация, нет, так как про-

должается эволюция цифровых технологий. Цифровизация - «это процесс, направленный на оцифровку всех мировых ресурсов (создание цифровых копий) и формирование сетевых платформ взаимодействия с целью получения прогнозируемого и гарантированного результата от любого управляющего воздействия» [5, с. 46].

Как отмечают Ю.И. Грибанов, А.А. Шатров, «цифровая трансформация - процесс интеграции цифровых технологий во все аспекты бизнес-деятельности предприятия, требующий внесения коренных изменений в технологии, культуру, операции и принципы создания новых продуктов и услуг» [5, с. 46].

Мы разделяем позицию М.А. Маников-ской о негативных последствиях цифровиза-ции: «возможная дегуманизация общества, инструментализация человеческой жизни, деформация идентичности человека...» [7, с. 101]. Морально-этический аспект цифровизации признается актуальным и, конечно, волнует педагогическую общественность и родителей.

Цифровизация в образовании погружает субъекты в цифровую образовательную среду, которая, по мнению ученых (О. В. Бащирина, А.В. Уварова, Н.Б. Стрекалова, Е.В. Чернобай и др.), должна включать: ценностно-смысловой, информационный, нормативно-мотива-ционный, результативно-коррекционный, дея-тельностно-рефлексивный и другие компоненты.

И.Н. Теркулова трактует цифровую среду как «искусственную среду, являющуюся непрерывной последовательностью компьютерных и сетевых технологий, организующую отношения между объектами физического мира посредством передачи программ в виде сигналов по сетям и телекоммуникационным каналам» [22, с.10].

Как преимущества цифровой образовательной среды можно выделить следующие аспекты:

1) увеличение доступности образования;

2) возможность реализации гибкой индивидуальной образовательной траектории;

3) экономическая выгода;

4) уменьшение трудоемкости и освобождение преподавателей от рутинной работы;

5) приучение к самостоятельности и т. д.

Современная образовательная среда базируется на цифровых технологиях, которые «определяют не только развитие общества

в целом, но и оказывают влияние на жизнь отдельно взятого человека» [2, с. 15]. Несомненно, необходимо развивать цифровую культуру как составляющую профессиональной культуры, так как она меняет поведенческие стратегии личности, оказывает влияние на ее социализацию.

Существует множество подходов к пониманию сущности социализации, разные уровни дефиниций, один из них - интериоризаци-онный, «представляющий собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом; интра-индивидуальный - социализация является творческой саморелизацией личности» [23, с. 121-122].

Социализация - длительный процесс, в результате которого человек приобретает собственный социальный опыт, ценностные ориентации. Ученые выделяют профессиональную, гендерную, правовую, этническую, гражданскую и др. социализацию. Ю.Р. Хай-руллина [24] выделила горизонтальный и вертикальный срезы социализации. Горизонтальный срез - усвоение общественных ценностей, удовлетворенность жизненных ориента-ций. Вертикальный срез представлен когнитивным, эмоциональным и поведенческим уровнями.

Р.М. Айсина [1], А.А. Нестерова [1], Г.У. Солдатова [19] используют термин «цифровая социализация» для описания процесса «овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в смешанной офлайн / онлайн-реальности и формирующего его цифровую личность как часть реальной личности» [19, с. 76].

Сегодня каждый из нас вовлечен в процесс цифровой социализации. А современное образование является фактором цифровой социализации, которую мы трактуем как вид социализации личности, включающий когнитивный, ценностный, деятельностный, ана-литико-рефлексивный компоненты, обеспечивающий непрерывный процесс приобщения личности к ценностям цифрового общества, цифровой культуры, формирования цифровой компетенции и адаптации в цифровой среде, формирующейся и в результате стихийно возникающих и развивающихся процессов.

Социализация в образовательном процессе - результат усвоения и воспроизводста социального опыта (адаптация, коммуникация,

реализация). Использование цифровой образовательной среды (офлайн) не заменит традиционного обучения, позволяет расширить возможности традиционного обучения. Практики онлайн-обучения вошли в нашу профессиональную деятельность. Онлайн-техно-логии в образовании регулируют процессы цифровой социализации. Киберпространство полноценно активизирует механизмы социализации человека.

Термин «киберсоциализация» в педагогике появился благодаря В. А. Плешакову в 2005 году. Для нас представляет огромный интерес его работа «Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens'a до Homo Cyberus'a» [12]. Ученый определяет киберсоциализацию «как локальный процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в кибер-пространстве виртуальной социализирующей интернет-среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку в глобальной сети Интернет (в первую очередь, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), блогах, интернет-пейджерах, телеконференциях и online-играх)» [13, с. 34].

Особенностью киберсоциализации, по мнению В.А. Плешакова, является возможность общаться в интернет-среде в реальном времени; он выделяет функции общения в ки-берпространстве: информационную, коммуникативную, рекреационную, терапевтическую и креативную [13, с. 35]. Таким образом, киберпространство тоже можно отнести к факторам социализации, которые содействуют приобщению человека к ценностям культуры и образования.

Материалы и методы

Процесс становления личности - есть социокультурный процесс. Поэтому развитие цифровой культуры требует культурологического подхода, включающего в себя определение содержания, совокупности методов и принципов обучения и воспитания. Вместе с тем социокультурный (культурологический) подход выступает как принцип изучения и организации процесса обучения и воспитания, который рассматривает культуру как многоплановую, многослойную ценность, интегрирующую в себя множество культур. Особенности этого подхода как принципа состоит

в том, что в своей реализации он опирается на другие подходы, в том числе на гуманистический, социокультурный, семантический, аксиологический и т. д.

В качестве общих принципов можно выделить: принцип культуросообразности, социальной активности, рефлексивности, субъект-ности, преемственности, интеграции, практической ориентированности, социальной открытости и перспективности.

Нами были использованы следующие методы исследования: теоретические и эмпирические (научного сравнения, сопоставления, анализа, оценки, синтеза), а также самоописание (написание эссе), самоанализ, рефлексивный анализ учебных занятий, беседа.

Результаты и обсуждение

Технологии - это прежде всего средство, которое должно служить цели созидания единого социокультурного уклада общества на основе базовых национальных ценностей.

Социализация студентов в образовательном процессе вуза культуры осуществляется на уровнях: целеполагания, теоретико-методологического обоснования образовательного процесса, содержания образования, технологического обеспечения образовательного процесса, на уровне управления. Организационно-содержательная деятельность по социализации обучающихся реализуется через концертную, репетиционную, исполнительскую, выставочную, конкурсную и другие виды деятельности с целью творческой самореализации. При этом особая роль отводится не только педагогическим технологиям, но и мотивации обучающегося, самообразовательной деятельности.

С.Б. Синецкий предлагает «самоорганизационную парадигму, в основе которой лежат четыре процесса, в системном сочетании создающие эффективную образовательную среду: 1) создание вовлекающей (втягивающей) корпоративной культуры; 2) создание вертикального интегрированного взаимодействия студентов; 3) создание горизонтально интегрированных связей в образовательном процессе; 4) создание эксклюзивных возможностей профессионального и социального роста» [17, с. 53].

В процессе изучения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» используются технологии педагогической мастерской, модерации, делиберации, развития кри-

тического мышления через чтение и письмо, рефлексивно-оценочные технологии и т. д.

Популярны методы арт-терапии, перевернутого класса, а также технологии игрового обучения, компьютерные обучающие игры, квесты. Отличительными чертами социокультурных технологий являются воспроизводство творческих способностей и творческой активности личности, включение личности в культуротворческую, смыслотворческую деятельность и т. д.

Позитивными были отзывы респондентов в анкетах обратной связи после проведения круглого стола по теме «Студенческая наука в XXI веке: культура научного мышления», на котором обсуждались вопросы в парах, в группе: 1. Культура изложения научного текста. 2. Культура выступления на научном мероприятии. 3. Дресс-код молодого исследователя. 4. Культурные особенности научной организации труда студента. 5. Культура научной дискуссии. 6. Культура проведения научного мероприятия. Затем студенты предъявляли свой интеллектуальный продукт коллективу (социализация - экстериоризация / интериоризация). Работа в команде предполагает равное участие, индивидуальную ответственность, позитивную взаимосвязь.

Технология педагогической мастерской также способствует социализации. Такие темы, как «Культурные смыслы цифровизации: молодежь «за» и «против», «Образование и цифровизация: современные вызовы, проблемы актуализации духовно-нравственных ценностей», «Цифровая среда и здоровье», «Наука и образование» и т. д., развивают коммуникативные, исследовательские, проектировочные, аналитические, рефлексивные компетенции, умения работать в команде, а также формируют стрессоустойчивость, мобильность, ответственность, активность.

В педагогических мастерских преодоление интеллектуальной пассивности происходит за счет включенности обучающегося в образовательный процесс, оно связано с различными формами диалогового взаимодействия. Педагогические мастерские являются наиболее эффективной технологией в развитии субъектности, позволяют человеку саморазвиваться, самореализовываться. Коллективная работа создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, содействует повышению уровня коммуникативной культуры.

Важно мнение респондентов, которые справедливо считают, что олимпиады и интеллектуальные состязания, дебаты, кейс-метод содействуют преодолению интеллектуальной пассивности студентов, развивают культуру общения, содействуют социализации личности.

Социально-культурная среда образовательной организации дает возможность овладеть искусством сотрудничества, взаимодействия, приобрести гражданский опыт в процессе включения в разнообразные виды созидательной, креативной, познавательной деятельности. Молодежь учится умению убеждать и выслушивать чужое мнение, проявлять активность, хранить добрые традиции и создавать новые.

Традиционные формы социализации все чаще соседствуют, иногда замещаются цифровой социализацией, содержание которой представляет собой сложный комплекс и включает в себя приобщение к ценностям, приобретение знаний и практических навыков культуры отношений, активное участие в деятельности.

Проектно-ориентированное обучение используется в качестве инструмента контроля. Метод проектов с использованием цифровой образовательной среды эффективен, используем его как в онлайн-, так и офлайн-реаль-ности. Интересна тематика проектов студентов заочного отделения, имеющих опыт профессиональной деятельности: «Социокультурный феномен детства», «Программа преодоления интеллектуальной пассивности», «Музыка в моей жизни», «Танец и здоровье», «Ты не один», «Дистанционное обучение -«за» и «против», «Живая музыка», «Образ киногероя», «Программа самообразования» и т. д. Заслуживают одобрения подготовленные студентами заочного отделения видеоматериалы из опыта профессиональной деятельности.

Студенты выделяют среди онлайн-техно-логий «Игрофикацию (геймификация)», веб-квесты. «Эта технология позволяет использовать и интегрировать ресурсы Интернета и цифровые технологии в учебный процесс вуза и эффективно формировать с их помощью профессиональную компетенцию, такая технология позволяет организовать научно-исследовательскую деятельность студентов. Использование технологии веб-квест позволяет педагогам решить следующие задачи: с повышением мотивации улучшить учебные достижения, использовать методы графиче-

ской визуализации в обучении, формировать информационную культуру, решать творческие задачи, оптимизировать учебную деятельность» [11, с. 152].

Оригинальным способом объективизации познавательного опыта и организации самостоятельной работы является технология «портфолио». А.В. Бобылев предлагает электронный рефлексивный дневник как средство сопровождения самостоятельной работы [2]. Следует отметить, что для самостоятельной работы важен мотив, интерес. С.Б. Синецкий отмечает, что «оценка не является универсальным стимулом для всех студентов, и воспринимать ее как соответствующий инструмент стимулирования нужно весьма избирательно» [17, с. 52]. При опросе студентов выяснилось, что для них имеет значение материальное стимулирование.

Развитие цифровых навыков и цифровых образовательных технологий, безусловно, полезно для любого человека. Об этом в анкетах обратной связи пишут студенты и магистранты 1-го курса (культурологического, консерваторского факультетов) Челябинского института культуры. При этом актуальные вопросы, связанные с цифровизацией, становятся объектом дискуссий в процессе учебных занятий (обсуждаются проблемы воспитания в процессе обучения, качества знаний, здоровья, развития коммуникативных компетенций, сохранения ценностей, традиций, духовно-нравственных установок и образов и т. д.). Несомненно, цифровые технологии содействуют цифровой социализации, несмотря на существующие риски для здоровья.

Заключение

Актуальным остается вопрос цифровой социализации личности в образовательной среде. Перед образовательными организациями стоит задача - создать психолого-педагогические условия для успешной цифровой социализации обучающихся, учитывая факторы, способствующие и препятствующие успешному решению проблемы. Субъекты образовательного процесса имеют представление о цифровизации, цифровых технологиях, цифровой социализации, понимают культурный смысл происшедших перемен. Использование цифровых технологий позволяет личности принимать решения в ситуации реального мира, в общении с соответствующим сетевым сообществом, способствует цифровой социализации обучающихся.

Список литературы

1. Айсина, Р.М. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски / А.А. Нестерова, Р.М. Айсина // Соц. психология и общество. - 2019. - Т. 9 10. - № 4. - С. 42-57. D01:10.17759/sps.2019100404

2. Бобылев, А.В. Развитие учебной самоорганизации курсантов военного вуза в условиях цифровизации образования: дис. ... канд. пед. наук /А.В. Бобылев. - Ярославль, 2021. - 217 с.

3. Брызгалина, Е.В. Наука и образование: современные тренды в глобальном мире / Е.В. Брызгалина // Философия образования. - 2012 - № 6 (45). - C. 11-19.

4. Гнатышина, Е.В. Формирование цифровой культуры будущего педагога: моногр. /Е.В. Гна-тышина. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуманит.-пед. ун-та, 2019. - 294 с.

5. Грибанов, Ю.И. Сущность, содержание и роль цифровой трансформации в развитии экономических систем /Ю.И. Грибанов, A.A. Шатров //Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 3-1. - С. 44-48. - https://vaael.ru/ru/article/view?id=349 (дата обращения: 07.01.2022).

6. Зенков, А.Р. Цифровизация образования: направления, возможности, риски /А.Р. Зенков // Вестник ВГУ. - 2020. - № 1. - С. 52-55.

7. Маниковская, М.А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали /М.А. Маниковская // Власть и управление на Востоке России. - 2019. - № 2 (87). -С. 100.

8. Министерство финансов Российской Федерации. - https://minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения: 16.03.2021).

9. Моспан, Т. С. Формирование профессионально важных качеств будущих педагогов для работы в цифровой образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук / Т.С. Моспан. - Кемерово, 2020. -183 с.

10. Отчет «Измерение информационного общества за 2018 год». - Краткий обзор. Международный союз электросвязи. - https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/publications/ misr2018/MISR2018-ES-PDF-R.pdf (дата обращения: 10.05.2019).

11. Павлова, И.Г. Современные цифровые технологии в образовательном пространстве / И.Г. Павлова; под ред. Р.И. Кириллова и др. // Цифровизация образования: вызовы современности: материалы Всерос. науч. конф. c междунар. участием. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. -С. 149-153.

12. Плешаков, В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens'a до Homo Cyberus'a: моногр. / В.А. Плешаков. - М.: Изд-во Прометей, 2012. - 212 с. - https://rucont.ru/efd/315789 (дата обращения: 01.02.2022).

13. Плешаков, В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен / В.А. Плешаков // Преподаватель XXI век. - 2009. - № 3-1. - https://cyberleninka.ru/article/n/ kibersotsializatsiya-kak-innovatsionnyy-sotsialno-pedagogicheskiy-fenomen.

14. Полупан, К.Л. Концептуальные основы проектирования индивидуального образовательного маршрута студента в цифровой образовательной среде университета: дис. . д-ра пед. наук / К. Л. Полупан. - Калининград, 2021. - 458 с.

15. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». 28.июля 2017 г. - http:// static.government.ru/media/files/(дата обращения: 23.10.17).

16. Российская Федерация. Президент (2012 - В.В. Путин). О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г.№ 203. - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 14.11.2020).

17. Синецкий, С.Б. К вопросу о мотивации и стимулировании студентов / С.Б. Синецкий // Инновации в системе высшего образования: материалы V Всерос. науч.-метод. конф. - Челябинск: Челяб. ин-т экономики и права им. М.В. Ладошина, 2014. - С. 49-58.

18. Соколова, Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? / Н.Л. Соколова // Междунар. журнал исследований культуры. - www.cultural-research.ru (дата обращения: 26.03.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Солдатова, Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире /Г. У. Солдатова // Соц. психология и общество. - 2018. -Т. 9. - № 3. - С. 71-80.

20. Строков, А.А. Цифровая культура и ценности российского образования: автореф. дис. ... канд. филос. наук /А.А. Строков. - Н. Новгород, 2021. - 21 с.

21. Суханов, П.В. Педагогическая концепция развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / П.В. Суханов. - Кострома, 2013. - 53 с.

22. Теркулова, И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговорящих странах (Франция, Канада): автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Н. Теркулова. - М., 2019. - 27 с.

23. Тулькибаева, Н.Н. Педагогика: учеб. пособие / авт.-сост. Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова, Г.Я. Гревцева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. - 195 с.

24. Хайруллина, Ю.Р. Социализация личности: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.01 / Ю.Р. Хайруллина. - Казань, 1998. - 362 с.

25. Шаухалова, Р.А. Педагогическая система формирования цифровой культуры студентов бакалавриата в информационно-образовательной среде университета: дис. . канд. пед. наук /Р. А. Шаухалова. - Грозный, 2021. - 216 с.

26. Barglow, R. The Crisis of the Self in the Age of Information: Computers, Dolphins and Dreams / R. Barglow. - London; New York: Routledge, 1994. - 227р.

27. Brown, J.S. Growing up digital: How the web changes work, education, and the ways people learn / J.S. Brown // Change the Magazine of Higher Learning. - 2000. - № 32. - Р. 10-20.

28. Collins, A. Rethinking Education in the Age of Technology: The Digital Revolution and Schooling / A. Colins, R. Halverson. - New York: Teachers College Press, 2009. - https://www. goodreads.com/book/show/6705342-rethinking-education-in-the-age-of technology? ac=1 &from_ search=true&qid=WXNzKm4MEs&rank=1 (дата обращения: 20.01.2020).

29. Kotlyarova, I.O. Information and Communication Technology of Getting Future Masters Ready for Scientific Communication / I.O. Kotlyarova, R.Z. Elsakova, S.D. Vaulin // Proceedings of the 2020 IEEE International Conference "Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies", IT and QM and IS 2020. - 2020. - P. 506-511.

30. Mertala, P. Paradoxes of participation in the digitalization of education: A narrative amount / P. Mertala //Learning, Media and Technology. - 2019. - No. 45 (2). - P. 179-192.

References

1. Aisina R.M., Nesterova A.A. [Cybersocialization of Youth in the Information and Communication Space of the Modern World: Effects and Risks]. Social Psychology and Society, 2019, vol. 10, no. 4, pp. 42-57. (in Russ.) DOI: 10.17759/sps.2019100404

2. Bobylev A.V. Razvitie uchebnoy samoorganizatsii kursantov voennogo vuza v usloviyakh tsifro-vizatsii obrazovaniya. Dis. kand. ped. nauk [Development of Educational Self-Organization of Cadets of a Military University in the Context of Digitalization of Education. Dis. kand (Pedagogy)]. Yaroslavl, 2021. 217 p.

3.Bryzgalina E.V. [Science and Education: Modern Trends in the Global World]. Philosophy of Education. 2012, no. 6 (45), pp. 11-19. (in Russ.)

4. Gnatyshina E.V. Formirovanie tsifrovoy kul'tury budushchego pedagoga [Formation of the Digital Culture of the Future Teacher]. Chelyabinsk, South Ural Statute Humanitarion Pedagogical University Publ., 2019. 294 p.

5. Gribanov Yu.I., Shatrov A.A. [The Essence, Content and Role of Digital Transformation in the Development of Economic Systems]. Vestnik altayskoy akademii economiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law], 2019, no. 3-1, pp. 44-48. Available at: https://vaael.ru/ru/ article/view?id=349. (in Russ.)

6. Zenkov A.R. [Digitalization of Education: Directions, Opportunities, Risks]. Proceedings of Voronezh State University, 2020, no. 1, pp. 52-55. (in Russ.)

7. Manikovskaya M.A. [Digitalization of Education: Challenges to Traditional Norms and Principles of Morality]. Power and Administration in the East of Russia, 2019, no. 2 (87), pp. 100. (in Russ.)

8. Ministerstvo fnansov Rossiyskoy Federatsii [Ministry of Finance of the Russian Federation]. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/ (accessed: 03.16.2021).

9. Mospan T.S. Formirovanie professional'no vazhnykh kachestv budushchikh pedagogov dlya raboty v tsifrovoy obrazovatel'noy srede. Dis. kand. ped. nauk [Formation of Professionally Important Qualities of Future Teachers for Work in a Digital Educational Environment. Dis. cand. (Pedagogy)]. Kemerovo, 2020. 183 p.

10. Otchet "Izmerenie informatsionnogo obshchestva za 2018 god" [Measuring the Information Society Report 2018]. Available at: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/publications/ misr2018/MISR2018-ES-PDF-R.pdf.

11. Pavlova I.G. [Modern Digital Technologies in the Educational Space] Tsifrovizatsiya obrazova-niya: vyzovy sovremennosti: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii c mezhdunarodnym uchas-tiem [Digitalization of Education: Challenges of the Present: Materials of Al Russian Scientific Conference with International Participation]. Cheboksary, Publishing House "Sreda", 2020, pp. 149-153. (in Russ.)

12. Pleshakov V.A. Kibersotsializatsiya cheloveka: ot Homo Sapiens'a do Homo Cyberus'a [Human cybersocialization: from Homo Sapiens to Homo Cyberus]. Moscow, 2012. 212 p. Available at: https://rucont.ru/efd/315789.

13. Pleshakov V.A. [Cybersocialization as an Innovative Socio-Pedagogical Phenomenon]. Prepodavatel XXI vek, 2009, no. 3-1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kibersotsializatsiya-kak-innovatsionnyy-sotsialno-pedagogicheskiy-phenomen. (in Russ.)

14. Polupan K.L. Kontseptual'nye osnovy proektirovaniya individual'nogo obrazovatel'nogo marsh-ruta studenta v tsifrovoy obrazovatel'noy srede universiteta. Dis. dok. ped. nauk [Conceptual Foundations for Designing an Individual Educational Route of a Student in the Digital Educational Environment of the University. Dis. of Dr. (Pedagogy)]. Kaliningrad, 2021. 458 p.

15. Programma "Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoj Federatsii" [Program "Digital Economy of the Russian Federation"]. July 28, 2017. Available at: http://static.government.ru/ media/files.

16. Rossiyskaya Federatsiya. Prezident (2012 - V.V. Putin). O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2030 gody: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 9 maya 2017 g. №203 [Russian Federation. President (2012 - V.V. Putin). On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030: Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017, no. 203]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71570570/.

17. Sinetsky S.B. K voprosu o motivacii i stimulirovanii studentov /Innovacii v si-steme vysshego obrazovaniya [On the Issue of Motivation and Stimulation of Students / Innovations in the System of Higher Education]. Materialy V Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii. [Innovations in the System of Higher Education. Materials of the V All-Russian Scientific and Methodological Conference]. Chelyabinsk, Chelyabinskiy institut ekonomiki i prava imeni M.V. Ladoshina Publ., 2014, pp. 49-58. (in Russ.)

18. Sokolova N.L. Tsifrovaya kul'tura ili kul'tura v tsifrovuyu epokhu? [Digital Culture or Culture in the Digital age?]. Internetional Journal of Cultural Reserch, 2019. Available at: www.cultural-research.ru. (in Russ.)

19. Soldatova G.U. Tsifrovaya sotsializatsiya v kul'turno-istoricheskoy paradigme: izmenyayu-shchiysya rebenok v izmenyayushchemsya mire [Digital Socialization in the Cultural-Historical Paradigm: a Changing Child in a Changing World]. Social Psychology and Society, 2018, vol. 9, no. 3, pp. 71-80. (in Russ.)

20. Strokov A.A. Tifrovaya kul'tura i tsennosti rossiyskogo obrazovaniya. Avtoref. kand. dis. [Digital Culture and Values of Russian Education. Abstract of cand. dis.]. Nizhny Novgorod, 2021. 21 p.

21. Sukhanov P.V. Pedagogicheskaya kontsepciya razvitiya samoobrazovatel'noy deyatel'nosti studentov v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya. Avtoref. dokt. dis. [Pedagogical Concept of the Development of Self-Educational Activity of Students in the Conditions of Informatization of Education. Abstract of doct. dis.]. Kostroma, 2013. 53 p.

22. Terkulova I.N. Tsifrovaya sreda kak pedagogicheskoe uslovie pozitivnoy sotsializtsii obu-chayushchikhsya vo frankogovoryashchikh stranakh (Frantsiya, Kanada). Avtoref. kand. dis. [Digital Environment as a Pedagogical Condition for the Positive Socialization of Students in French-Speaking Countries (France, Canada). Abstract of cand. dis.]. Moscow, 2019. 27 p.

23. Tulkibaeva N.N., Bolshakova Z.M., Grevtseva G.Ya. Pedagogika: uchebnoe posobie [Pedagogy. Textbook]. Chelyabinsk, South Ural Statute Humanitarion Pedagogical University Publ., 2007. 195 p.

24. Khairulina Yu.R. Sotsializaciya lichnosti. Diss. dok. sotsial. nauk [Personality Socialization. Diss. Of Doct. (Sociology)]. Kazan, 1998. 362 p.

25. Shaukhalova R.A. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya tsifrovoy kul'tury studentov baka-lavriata v informatsionno-obrazovatel'noy srede universiteta. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical System for the Formation of Digital Culture of Undergraduate Students in the Information and Educational Environment of the University. Dis. kand. (Pedagogy)]. Grozny, 2021. 216 p.

26. Barglow R. The Crisis of the Self in the Age of Information: Computers, Dolphins and Dreams. London; N.Y., Routledge, 1994. 227 р.

27. Brown J.S. Growing up Digital: How the Web Changes work, Education, and the Ways People Learn. Change. The Magazine of Higher Learning, 2000, no. 32, pp. 10-20.

28. Collins A., Halverson R. Rethinking Education in the Age of Technology: The Digital Revolution and Schooling. New York: Teachers College Press, 2009. Available at: https://www.goodreads.com/ book/show/6705342-rethinking-education-in-the-age-of-technology?ac=1&from_search=true&qid= WXNzKm 4MEs&rank=1.

29. Kotlyarova I.O., Elsakova R.Z., Vaulin S.D. Information and Communication Technology of Getting Future Masters Ready for Scientific Communication. Proceedings of the 2020 IEEE International Conference "Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies", IT and QM and IS 2020, 2020, pp. 506-511.

30. Mertala P. Paradoxes of participation in the digitalization of education: A narrative amount. Learning, Media and Technology, 2019, no. 45 (2), pp. 179-192.

Информация об авторе

Гревцева Гульсина Якуповна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств, Челябинск, yakupovna@rambler.ru.

Information about the author

Gul'sina Ya. Grevtseva, Doctor of Education, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Челябинск, yakupovna@rambler.ru.

Статья поступила в редакцию 11.01.2022

The article was submitted 11.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.