УДК 37:004:316.614 DOI 10.37972/chgpu.2021.112.3.020
О. В. Дудина
К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Сегодня невозможно представить нашу жизнь без внедрения цифровых технологий в различные сферы жизнедеятельности человека. Современное общество стремительно входит в эпоху киберсоциализации, где меняется не только потребностно -мотивационная сфера человека, но и структура самосознания личности. Данная статья посвящена изучению вопроса цифровой социализации с опорой на принцип системности и учета многомерности данного процесса. В ходе сбора информации по структуре цифровой социализации не было найдено общего определения данного явления, однако в статье предпринимается попытка выделить структуру цифровой социализации в современном обществе, которая необходима для дальнейшего изучения процесса цифровизации как современного гражданского общества в целом, так и образовательного процесса в частности.
Особенности постиндустриального общественного строя предполагают трансформацию взглядов на структуру социализации современного человека, в чем и заключается злободневность выделения структуры цифровой социализации.
В заключение проведенного анализа литературных источников, касающихся вопроса цифровизации, выделяются основные компоненты процесса цифровой социализации, которые будут пригодны в современном образовательном процессе. Таким образом, результаты научной статьи могут быть полезны в процессе дальнейшего исследования явлений цифровизации современного постиндустриального общества во всех сферах жизнедеятельности человека.
Ключевые слова: киберсоциализация, структура цифровой социализации, цифровые технологии, цифровизация, цифровая социализация, цифровая культура, цифровое образование, цифровое обучение, цифровое воспитание, цифровая личность.
О. V. Dudina
DIGITAL SOCIALIZATION STRUCTURE IN MODERN EDUCATION
I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia
Abstract. Today it is impossible to imagine our life without the introduction of digital technologies in various spheres of human activity. Modern society is rapidly entering the era of cybersocialization, where not only the need-motivational sphere of a person is changing, but also the structure of self-consciousness of the individual. This article is devoted to the study of the issue of digital socialization based on the principle of consistency and taking into account the multidimensionality of this process. In the process of collecting information on the structure of digital socialization, no definition of the structure of digital socialization was found, however, the article attempts to highlight the structure of digital socialization in modern society, which is necessary for further study of the digitalization process of both modern civil society in general and the educational process in particular.
This paper pays attention to the analysis of scientific works devoted to the study of the digitalization process, in which researchers express their point of view on the phenomena of digital socialization in the modern information space.
Thus, the results of the scientific article can be useful in the process of further research of the phenomena of digitalization of modern post-industrial society in all spheres of human activity.
Keywords: cybersocialization, structure of digital socialization, digital technologies, digitaliza-tion, digital socialization, digital culture, digital education, digital training, digital upbringing, digital personality.
Введение. Целью данной работы является проведение обобщенного анализа научной литературы и раскрытие закономерностей изучаемого процесса. Предмет исследования в статье представляет собой выявление базовых структурных компонентов в процессе социализации в контексте цифрового образования.
В настоящее время цифровизация современного гражданского общества является одним из приоритетных направлений государственной политики [6], [7], [8], [11]. Переход к цифровой экономике и цифровому обществу не может не вызывать необходимости цифровизации образовательного процесса. В процессе цифровой трансформации общества и в том числе образовательного процесса необходимо сформировать цифровую образовательную среду: цифровые образовательные ресурсы, информационные и коммуникативные технологии, систему современных педагогических технологий; подготовить общество к жизнедеятельности в условиях цифровой трансформации и профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики. Без цифровой социализации невозможно осуществить цифровую трансформацию гражданского общества. Сегодня уже сложно представить нашу жизнь без компьютеров, планшетов, смарт-телефонов, цифровых бытовых приборов, цифровых средств обучения. Цифровые технологии стали неотъемлемой частью общества, они применяются во всех сферах человеческой деятельности, повышая уровень жизни.
В современном постиндустриальном обществе стремительно изменяются институты социализации личности. Принятые фундаментальные методы и формы социализации активно и широко замещаются цифровой социализацией. Это технологические новинки, приобретенные субъектами гражданского общества непосредственно с помощью цифровых технологий. Превалирующей в современном мире становится цифровая среда, которая формирует цифровую личность. В цифровую среду входят: инфраструктура, структура и ультраструктура. Инфраструктуру представляют телекоммуникации, интернет, различные вычислительные комплексы. Программные платформы, программы интерфейса для пользователей входят в структуру цифровой среды. «Ультраструктура представлена инфосферой, которая является необходимым атрибутом культуры и экономики современного общества» [3, с. 91].
Актуальность исследуемой проблемы. Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется. Повсеместно происходит внедрение современных цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека, поэтому процесс социализации в цифровом мире является злободневным. В настоящее время многие исследователи занимаются вопросами социализации и проблемами адаптации в постиндустриальном обществе, поэтому выделение структуры процесса цифровизации поможет всесторонне рассмотреть данное явление в современном цифровом пространстве.
Постиндустриальное общество заинтересовано в самостоятельности граждан, сегодняшний член общества должен обладать способностями к быстрому принятию решений и быть гибким в своих действиях. При традиционном подходе к образовательному процессу воспитать и обучить современного человека уже не предоставляется возможным, поэтому цифровое образование востребовано сегодня и является одним из приоритетных направлений политики страны.
Материал и методы исследования. Вопрос цифровой социализации освещается сегодня Г. У. Солдатовой, А. Н. Сафроновой, Н. О. Вербицкой, Н. А. Молчановым, М. С. Шкля-рук, Н. С. Гаркуши [5], [9], [10].
В своих научных работах авторы затрагивают концепции цифровой социализации.
Г. У. Солдатова говорит о цифровой социализации как о «мере принятия обществом технологических новшеств, и отношение к инновациям, и возможности ответа на вызовы четвертой промышленной революции. И проблемы цифрового гражданства и цифрового неравенства» [10, с. 76]. И у нее же видим определение цифровой социализации как «опосредованный всеми доступными цифровыми технологиями процесс овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в смешанной офлайн / онлайн-реальности и формирующего его цифровую личность как часть реальной личности. Без цифровой социализации сегодня затруднен процесс становления личности, ее адаптации и интеграции в социальную систему информационного общества» [10, с. 76].
М. С. Шклярук выделяет в цифровой трансформации цифровую культуру и ее составляющие: идеологические, организационные и технологические ценности, обеспечивающие цифровое взаимодействие и развитие человека [5].
В своих научных трудах, посвященных исследованию виртуальной образовательной среды, А. Н. Сафронова, Н. О. Вербицкая, Н. А. Молчанов определяют воспитательный процесс в виртуальной среде как совокупность ценностных, когнитивных, деятель-ностных и поведенческих компонентов [9].
В цифровом обучении в настоящее время используются информационно-коммуникативные технологии, применение которых помогает изучить большой объем нового материала и которые являются стимулятором познавательных способностей и эффективным методом самоорганизации обучающихся [2]. Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе требует профессионального педагогического сопровождения во избежание негативного влияния информатизации на учеников.
Информационное пространство, складывающееся из технического, математического, программного, информационного, правового и организационного обеспечения, стало неотъемлемой частью нашей жизни. Примерами информационных систем являются библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet [1].
В современном мире говорят уже не о простой личности, а о цифровой личности. Федеральное законодательство создает систему учета персональных данных каждого члена современного гражданского общества, формируя тем самым огромную информационную базу [12]. Переход личности к цифровой личности является процессом и результатом постоянного оцифровывания персональных данных человека. Принадлежность к различным социальным сетям, использование разного рода гаджетов, которые значительно расширяют саму личность, являются ее продолжением, изменяют и совершенствуют различные ее функции.
Э. Р. Хайруллина, Н. К. Нуриев, Д. А. Крылов, В. А. Комелина называют технологическими ценностями эффективность, точность, истинность, экономичность, прочность и т. п., которые могут быть лишь инструментальными ценностями, выступающими в качестве средств достижения базовых фундаментальных ценностей, заданных духовной или социальной культурой [13].
М. В. Крель, П. М. Потеев определяют корпоративную, или организационную культуру как «свод правил, норм, поведения организации, определенный через формально или неформально закрепленные ценности организации (например, «уважение», «стремление к совершенству» либо существующих на уровне слухов, легенд и «здесь так принято»), а также через поощряемые и пресекаемые действия (например, поощрять уважение и пресекать переход на «личности») [4].
Результаты исследования и их обсуждение. Проведя анализ научных трудов, можно предположить, что цифровая социализация как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность, в самом общем виде складывается из цифрового
воспитания, цифрового обучения, цифровой грамотности и цифровой культуры, которые, в свою очередь, имеют собственное структурное деление.
Цифровое воспитание сегодня является молодой сферой педагогики, с новыми задачами, которые не свойственны фундаментальной науке, познающей законы, управляющей поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Прикладной характер цифрового воспитания затрагивает вопросы кибербезопасности, цифровой социализации и здоровьесбережения.
Говоря о структуре цифрового воспитания, мы имеем в виду следующее: во-первых, ценностный компонент, отражающий мировоззренческое осознание индивида; во-вторых, когнитивный компонент, включающий представления индивида о самом процессе и совокупность знаний о нем; в-третьих, деятельностный компонент, который формирует адекватную оценку окружающей среды индивида и умения использовать полученные знания и приобретенные навыки; и в-четвертых, поведенческий компонент в виртуальном воспитательном процессе, включающий в себя социальную ответственность и формирование умений для избегания негативных проявлений в цифровом обществе.
Рассматривая цифровое обучение как структурный компонент процесса цифровой социализации, мы выделяем цифровую грамотность, т. е. способность правильно воспринимать информацию из различных информационных источников, и цифровые навыки, обеспечивающие безопасность в процессе работы с информацией в интернет-пространстве.
Цифровая культура сегодня - это современные идеологические ценности, составляющие образ высших ценностей в современном мире и формирующие понятия о сегодняшнем добре и зле, о смысле жизни в современном мире, и организационные ценности, т. е. общепринятые в постиндустриальном обществе нормы и правила поведения, являющиеся основой и фундаментом человеческой культуры.
Процесс цифровой социализации неразрывно связан с цифровым развитием личности. Поэтому сегодня мы говорим о цифровой личности и о ее цифровой репутации, которая является информацией о пользователе сети интернет. Она может быть положительной либо отрицательной. В любом случае цифровая репутация имеет влияние на реальную жизнь личности.
Наглядно структуру цифровой социализации можно представить в виде схемы, как показано на рисунке 1.
Рис. 1. Структура цифровой социализации
Выводы. Исходя из того, что социализацией считается вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями и навыками, то можно предположить, что вхождение в цифровую среду возможно через овладение
основными элементами информационных систем: знаниями, квалификацией, самостоятельностью мышления и умением работать с информационным потоком.
В результате анализа литературных источников были выделены базовые составные части процесса цифровой социализации, которые необходимы при составлении модели педагогического сопровождения цифровой социализации обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова 3. В., Пархолюв В. А. Информационные технологии в экономике : учебное пособие. - Иркутск : Издательство БГУЭП, 2003. - 184 с.
2. Бгшецкая Н. Ю. Информационные технологии и цифровое образование: приоритетные направления развития и практика реализации // Информационные технологии и цифровое образование: приоритетные направления развития и практика реализации : материалы международн. науч.-практ. конф. - Омск, 2020. - С. 5-8.
3. Гунина Е. В., Дудина О. В. К вопросу изучения цифровой социализации как фактора социализации личности // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 6. - С. 89-96.
4. Крепь М., Потеев П. Культура цифровой трансформации : учебник 4CDTÖ. О цифровой трансформации и цифровизации / под ред. С. Кирюшина, Е. Борисова, В. В. Определенова [Электронный ресурс! И URL : https://4cio.ru/uploads/Kyflbiypa_Il,T_Kpenb_noTeeB_дга_Учебнжа_СВТО_:июнь_2020.рс1Г(дата обращения: 04.07.2021). ' '
5. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления / под ред. М. С. Шклярук, И. С. Гаркуши. - М. : РАНХиЕС, 2020. - 84 с.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 317 «О реализации национальной технологической инициативы».
7. Приоритетный проекг в сфере «Образование» «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9).
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (раздел 2 - «Кадры и образование»),
9. Сафронова А. Н., Вербицкая Н. О., Молчанов Н. А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6 [Электронный ресурс] // URL : littp://science-education.ru/ra/article/view?id=28368 (дата обращения: 04.07.2021).
10. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. - 2018. - Т. 9. - № 3. - С. 71-80.
11. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
12. Федеральный закон от 08.06.2020 № 168-ФЗ "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации".
13. Хайруллиш Э. Р., Нуриев Н. К, Крылов Д. А,, Комелина В. А. Технологическая культура как элемент общей культуры личности в трактовке ученых философов и педагогов // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - № 11. - Т. 17. - С. 260-263.
Статья поступила в редакцию 17.07.2021
REFERENCES
1. Arhipova Z. V., Parhomov V. A. Informaciomiye teklmologii v ekonomike : uchebnoe posobie. - Irkutsk : Izdatel'stvo BGUEP, 2003. - 184 s.
2. Bileckaya N. Yu. Mormacionnye teklmologii i cifrovoe obrazovanie: prioritetnye napravleniya razvitiya i praktika realizacii // Informacionnye teklmologii i cifrovoe obrazovanie: prioritetnye napravleniya razvitiya i praktika real-izacii: materialy mezhdunarodn. nauch.-prakt. konf. - Omsk, 2020. - S. 5-8.
3. Quilina E. V., Dudina О. V. К voprosu izucheniya cifrovoj socializacii kak faktora socializacii lichnosti // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. -2020. -№ 6. - S. 89-96.
4. КгеГ M., Poteev P. Kul'tura cifrovoj transformacii : uchebnik 4CDTO. О cifrovoj transformacii i cifrovizacii / pod red. S. Kiryushina, E. Borisova, V. V. Opredelenova [Elektronnyj resurs] // URL : https://4cio.m/uploads^idta 04.07.2021).
5. Mode! kompetencij komandy cifrovoj transformacii v sisteme gosudarstvemiogo upravleniya / pod red. M. S. Shklyaruk, N. S. Garkushi. - M. : 'RANHiGS, 2020. - 84 s.
6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 18.04.2016 № 317 «O realizacii nacional'noj tekhno-logicheskoj iniciativy».
7. Prioritetnyj proekt v sfere «Obrazovanie» «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii» (utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i pri-oritetnym proektam, protokol ot 25.10.2016 № 9).
8. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28.07.2017 № 1632-r «Ob utverzhdenii programmy «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» (razdel 2 - «Kadry i obrazovanie»),
9. Safronova A. N., Verbickaya N. O., Molchanov N. A. Vospitanie v cifrovom prostranstve: samoso-hranenie zdorov'ya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2018. - № 6 [Elektronnyj resurs] // URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=28368 (data obrashcheniya: 04.07.2021).
10. Soldatova G. U. Cifrovaya socializaciya v kul'turno-istoricheskoj paradigme: izmenyayushchijsya rebenok v izmenyayushchemsya mire // Social'naya psihologiya i obshchestvo. - 2018. - T. 9. - № 3. - S. 71-80.
11. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo ob-shchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody».
12. Federal'nyj zakon ot 08.06.2020 № 168-FZ "O edinom federal'nom informacionnom registre, soderzhashchem svedeniya о naselenii Rossijskoj Federacii".
13. Hajrullina E. R., Nuriev N. K., Krylov D. A., Komelina V. A. Tekhnologicheskaya kul'tura как element obshchej kul'tury lichnosti v traktovke uchenyh filosofov i pedagogov // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2014. - № 11. - T. 17. - S. 260-263.
The article was contributed on July 17, 2021 Сведения об авторе
Дудина Оксана Владимировна - аспирант кафедры гуманитарных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Dudina, Oksana Vladimirovna - Post-graduate Student, Department of Humanitarian Disciplines, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]