Научная статья на тему 'РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПРИОБЩЕНИЯ К ЦИФРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ'

РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПРИОБЩЕНИЯ К ЦИФРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРПЕДАГОГИКА / ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна

В статье раскрывается сущность и значение рефлексивной деятельности студентов в профессиональной подготовке. Отмечается, что личностно ориентированная тенденция связана с переносом центра тяжести в отношениях между педагогом и студентом с субъектно-объектных на диалоговые, субъектно-субъектные, личностно-личностные, что обеспечивает максимально полную реализацию обучающимся своего потенциала. На первое место ставится вопрос не просто о развитии обучающихся, а о стимулировании их саморазвития в цифровой среде. Уточняются ключевые понятия «рефлексивное сопровождение», «рефлексивно-ценностное сопровождение в процессе профессиональной подготовки студентов вуза». Анализируются исследования, посвященные рефлексивной деятельности, киберсоциализации, киберпространству; выделяются виды рефлексии, эффективные методы и приемы формирования рефлексивной позиции; представлены результаты опроса студентов о значении рефлексии в развитии личности. Отмечается необходимость психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки студентов вуза в цифровой образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXIVE ACTIVITY OF A STUDENT IN TERMS OF INITIATION TO DIGITAL CIVILIZATION

The article reveals the essence and significance of the reflective activity of students in professional training; it is noted that a personality-oriented tendency is associated with a shift in the center of gravity in the relationship between a teacher and a student from subject-object to dialogue, subject-subject, personal-personal. This ensures the fullest possible self-realization of students’ potential Analyzed are studies on reflexive activity, cyber socialization, cyberspace; highlighted effective methods and techniques for the formation of a reflective position; the need for psychological and pedagogical support of professional training of university students is noted. Special attention is paid to information and communication technologies as a means of cyber socialization.

Текст научной работы на тему «РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПРИОБЩЕНИЯ К ЦИФРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. 2021. № 2. С. 3-

Pedagogical perspective. 2021; 2 : 3-8.

Научная статья

УДК 378.147

РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПРИОБЩЕНИЯ К ЦИФРОВОЙ

ЦИВИЛИЗАЦИИ

Г.Я. Гревцева

Челябинский государственный институт yakupovna@rambler.ru

культуры,

Челябинск, Россия,

Аннотация. В статье раскрывается сущность и значение рефлексивной деятельности студентов в профессиональной подготовке. Отмечается, что личностно ориентированная тенденция связана с переносом центра тяжести в отношениях между педагогом и студентом с субъектно-объект-ных на диалоговые, субъектно-субъектные, личностно-личностные, что обеспечивает максимально полную реализацию обучающимся своего потенциала. На первое место ставится вопрос не просто о развитии обучающихся, а о стимулировании их саморазвития в цифровой среде. Уточняются ключевые понятия «рефлексивное сопровождение», «рефлексивно-ценностное сопровождение в процессе профессиональной подготовки студентов вуза». Анализируются исследования, посвященные рефлексивной деятельности, киберсоциализации, киберпространству; выделяются виды рефлексии, эффективные методы и приемы формирования рефлексивной позиции; представлены результаты опроса студентов о значении рефлексии в развитии личности. Отмечается необходимость психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки студентов вуза в цифровой образовательной среде.

Ключевые слова: киберпедагогика, личность, деятельность, личностно ориентированное обучение, деятельностный подход, рефлексия, рефлексивная деятельность, киберпространство, ки-берсоциализация.

Для цитирования: Гревцева Г.Я. Рефлексивная деятельность студента в условиях приобщения к цифровой цивилизации // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 3-8.

REFLEXIVE ACTIVITY OF A STUDENT IN TERMS OF INITIATION TO DIGITAL CIVILIZATION

G. Ya. Grevtseva

Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia, yakupovna@rambler.ru

Abstract. The article reveals the essence and significance of the reflective activity of students in professional training; it is noted that a personality-oriented tendency is associated with a shift in the center of gravity in the relationship between a teacher and a student from subject-object to dialogue, subject-subject, personal-personal. This ensures the fullest possible self-realization of students' potential Analyzed are studies on reflexive activity, cyber socialization, cyberspace; highlighted effective methods and techniques for the formation of a reflective position; the need for psychological and pedagogical support of professional training of university students is noted. Special attention is paid to information and communication technologies as a means of cyber socialization.

Key words: cyberpedagogy, personality, activity, personality-oriented learning, activity approach, reflection, reflexive activity, cyberspace, cyber socialization

For citation: Grevtseva G. Ya. Reflexive activity of a student in terms of initiation to digital civilization.

Pedagogical perspective. 2021; 2 : 3-8.(In Russ.)

© Гревцева Г.Я.

3

Рефлексивная деятельность студента является показателем компетентности. Развитие ответственности, мобильности, самостоятельности, стрессоустойчивости, критического мышления осуществляется в процессе деятельности. Осмысление студентом своей деятельности содействует его социализации, которая происходит в условиях цифровизации жизненного пространства. По данным ВЦИОМ число ежедневных интернет-сёрферов неуклонно растёт. Среди молодёжи от 18 до 24 лет доля пользователей Интернета превышает 95% [1]. Киберпедаго-гика становится приоритетным направлением развития системы образования, а киберсреды завоёвывают всё большее пространство в нашей жизни. Инно-вационность современной педагогики заключается именно в интеграции традиционных, успешных методик воспитания в виртуальную среду.

В отечественной психологии основы изучения рефлексии заложены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского. Рефлексия рассматривается учеными (О.С. Ани-симов, И.И. Булычёв, О.В. Бережнова, В.И. Слободчиков и др.) как способ осмысленного существования и деятельности человека, как педагогическое условие саморазвития личности. Исследования О.В. Бережновой, И.А. Истоминой, Г.Д. Тонких, Н.Б. Гусарева, Н.И. Олейник и др. посвящены рефлексивной деятельности, рефлексивной контрольно-оценочной деятельности. Работы Г.М. Андреевой, Н.В. Андре-енковой, Л.В. Мардахаева, Дж. Мид, М. Мид, Л.И. Новиковой, B.C. Мухиной, Т. Парсонс, Б.Д. Парыгина, A.B. Петровского и др. отражают различные аспекты социализации человека. Изучению процесса виртуальной компьютерной социализации в киберпространстве (киберсоциализации человека) посвящены труды философов, психологов, педагогов: В.А. Плешакова, A.B. Му-дрик, С.Н. Хуторного и др. По мнению О.И. Елхова [2] виртуальная реальность

является порождением субъективных и объективных составляющих и формируется как процессуальное взаимодействие между человеком и некоторой окружающей его средой, искусственно созданной техническими средствами. Д.В. Иванов выделяет три универсальных свойства виртуальной реальности: «нематериальность воздействия, условность параметров, эфемерность, под которой подразумевается свобода входа и выхода и возможность многократного возобновления существования в виртуальной среде» [3, с. 30].

Личностно ориентированное воспитание и обучение направлено на формирование у обучающихся способности к самооценке, самовоспитанию, самопознанию, саморазвитию, полной реализации внутренних ресурсов, с одной стороны, и взаимопомощи, сотрудничества, соучастия, совместного творчества, с другой. Личностно ориентированное обучение означает признание приоритета личности обучаемого перед группой, осознание гуманистических взаимоотношений, благодаря которым обучающиеся отождествляют себя с личностью и учатся видеть личность в других. Основные признаки личностно ориентированного подхода - это индивидуализация, выявление личностного потенциала, удовлетворение потребностей и интересов личности. При этом личность рассматривается как величайшая ценность.

Человек, участвуя в деятельности добровольно и осознанно, сам изменяет свои отношения, взгляды, установки, мировоззрение, приносит значимый результат. Активно включаясь в преобразовательные процессы, человек меняет свою внутреннюю природу, обогащает свое сознание, отношения с другими людьми, мировоззрение. «Активность человека в виртуальной социализирующей среде киберпространства не ограничивается позицией его как зрителя, читателя или слушателя, он сам может организовывать и включаться в

действие, влиять на происходящее» [4, с. 37]. Особенности деятельности определяются её общественным характером, целенаправленностью, плановостью, систематичностью.

Специально организованная рефлексивная деятельность, рефлексивная среда, актуализация рефлексивности являются условиями развития рефлексии. Создать в учебно-воспитательном процессе среду рефлексии и саморазвития каждого студента означает усилить гуманистическую сущность воспитательного процесса в вузе.

Студенты являются активными пользователями сети Интернет, в которой нашло своё проявление такое новое явление, как киберпространство, являющееся частью информационного пространства. Интернет - это не само киберпространство, а лишь условие, в котором оно может существовать. При этом следует помнить, что киберпро-странство играет как позитивную, так и негативную роль в развитии личности. Всё зависит от опыта, творчества, личностных качеств социализирующегося индивида. Он может найти необходимую информацию, опубликовать свою статью на различных форумах, журналах, использовать социальные сети для общения и т.д. Следует отметить и негативные моменты, например, студент перестаёт работать самостоятельно, все ответы на вопросы он находит в Интернете.

Обучающиеся используют современные возможности киберпро-странства как доступного источника получения информации, среду для коммуникации и самореализации, творческой деятельности. Т.В. Ефимова, выделяя преимущества онлайн-образования для молодежи (большие возможности сети Интернет, новизна, яркость и т.д.), отмечает также, что «общаясь в интернет-среде, молодые люди начинают усваивать ценности и нормы, принятые в сетевом сообществе с его размытыми правилами и границами, не имеющими

прочной социокультурной базы и традиций» [5, с. 4-9].

Обучающиеся осведомлены и компетентны в области технического прогресса, информационно-коммуникационных технологий, под влиянием которых происходит киберсоциализа-ция - социализация личности в кибер-пространстве или виртуальная компьютерная социализация личности. Киберсоциализация становится важнейшим видом социализации человека и механизмом социально-психологического развития личности.

В эпоху киберсоциализации развитие рефлексии личности возможно и в реальности киберпространства. Однако результаты опроса студентов 1 курса культурологического факультета Челябинского государственного института культуры свидетельствуют о том, что 27% респондентов обладают низким уровнем развития рефлексии, 48% -средним, 25% - высоким уровнем.

Благодаря рефлексии человек осознанно проектирует, осуществляет и анализирует индивидуальную и совместную деятельность (Н.Г. Алексеев, В.П. Зинченко и др.). Рефлексия лежит в основе самовоспитания, самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности. Рефлексия выступает условием саморазвития личности, стимулирует процессы самосознания, носит деятельный характер. Рефлексивная деятельность позволяет студенту быть ответственным, адаптивным и конкурентоспособным в профессиональном пространстве. Студенты считают, что обращение к аналитическому, рефлексивному дневнику способствует развитию рефлексии, т.к. дневник позволяет взглянуть на себя со стороны, записать свои размышления.

Рефлексивное взаимодействие, сопровождение научно-исследовательской, музейной, проектировочной деятельности содействует формированию рефлексивной позиции. Следует использовать разные приемы рефлексии:

тесты, эссе, сочинения, составление таблицы, размышления над вопросами и т.д. Целесообразно использование разных форм (коллективных и индивидуальных) и типов (коммуникативной, личностной, интеллектуальной и т.д.) рефлексии. Рефлексия способствует познанию природы ценностей. Осуществление рефлексии - это признак ценностного отношения, природа которого отражает личностно-переживае-мую связь человека с внешней средой, выражает активную избирательную позицию человека.

Мы используем в процессе изучения педагогики коммуникативную, личностную, интеллектуальную, кооперативную рефлексию. Например, популярна среди студентов анкета обратной связи, которая включает 3 пункта: «Мои размышления по поводу занятия, выступления (своего)»; «Моя оценка работы в команде, группе»; «Что было позитивного и негативного на занятии?». Наиболее эффективны, по мнению респондентов, такие приемы: радуга настроения, лесенка успеха, работа пресс-группы, анкета обратной связи, самоанализ работы, синквейн, педагогический кластер, интеллект-карты, письменное интервью и т.д.

Для нашего исследования представляют интерес труды Е.П. Седых [6], М.В. Белобородовой [7], посвященные значению сетевого обучения, особенностям организации рефлексивной деятельности в виртуальной информационной среде. Заслуживают особого внимания работы Т.П. Осиповой [8], Ю.А. Трифоновой [9], в которых представлен практический опыт проведения рефлексивных семинаров, раскрывается принцип акмеологического сопровождения в реализации потенциала профессионального самосовершенствования студентов.

Внося свой вклад в научное осмысление проблемы, рассмотрим возможности рефлексивно-ценностного сопровождения в процессе профессиональной

подготовки разносторонне развитых конкурентоспособных специалистов, способных критически мыслить и находить пути решения педагогических задач и проблем. Несомненно, педагогическое сопровождение имеет особое значение для студентов, создаёт условия для смыс-лотворческой деятельности.

Профессиональная рефлексия способствует осознанию, осмыслению своей деятельности, поиску путей самоорганизации, самосовершенствования, самореализации. Следовательно, в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности необходимо организовать рефлексивное взаимодействие, использовать ценностно-рефлексивную поддержку и сопровождение различных видов деятельности, в том числе специфических для киберпро-странства.

Нами использовались рефлексивные приёмы, предложенные И.Ю. Шустовой [10], которые позволили нацелить студентов на анализ своего опыта деятельности и её содержания, моделировать возможные действия в будущем, планировать, проектировать деятельность по реализации намеченных целей, рефлексировать в проблемной ситуации.

Эффективны следующие виды рефлексии: ситуативная, ретроспективная и проспективная. Рассмотрим примеры ситуативных заданий, направленных на формирование рефлексивной позиции студентов в образовательном процессе. Нами организовывались дискуссионные площадки, где студенты получали возможность защищать свои проекты, портфолио, анализировать результаты своего профессионального становления. Наиболее популярны среди студентов аналитические беседы, аудиторные обсуждения, педагогические мастерские. Работа с «живой» ситуацией, возникающей во взаимодействии «здесь и сейчас», позволяет чётче обозначить ситуацию, вывести её на уровень анализа и преобразования. Использовались

проблемные, сложные педагогические ситуации, в которых студент через рефлексию находит верное решение.

Рефлексия стимулирует творческий процесс, позволяет осознавать свои затруднения, формирует рефлексивную позицию обучающегося. Рефлексивная деятельность вовлекает обучающихся в процессы целеполагания, планирова-

ния, диагностирования, оценивания и т.д.; выполняет разные функции: диагностическую, мотивационную, коммуникативную, проектировочную, социализирующую.

Рефлексивная деятельность в условиях приобщения к цифровой цивилизации помогает студенту определить свой образовательный путь.

Список литературы

1. Жизнь в интернете и без него. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid = 9024 (дата обращения: 25.04.2021).

2. Елхова О.И. Онтологическое содержание виртуальной реальности: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Уфа, 2011. 38 с.

3. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. 224 с.

4. Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель. XXI век. 2009. № 3-1. С. 32-39.

5. Ефимова Т.В. Социализация в условиях постиндустриальной культуры // Человек и образование. 2011. № 4. С. 4-9.

6. Седых Е.П. Проектирование рефлексивной деятельности обучающихся в условиях сетевого обучения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21239.

7. Белобородова М.Е. Рефлексивная деятельность студентов в учебном процессе и особенности ее организации в виртуальной информационной среде // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2013. № 9. С. 59-63.

8. Осипова Т.П. Рефлексивно-деятельностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. Т. II. (Психолого-педагогические науки). С. 163-166.

9. Трифонова Ю.А. Рефлексивные формы психолого-образовательного сопровождения профессиональной подготовки студентов (в условиях педагогического колледжа): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2013. 22 с.

10. Рефлексия в инновационной практике школы: монография / Под ред. И.Ю. Шустовой. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2015. 152 с.

References

1. Life on the Internet and without it. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid = 9024 (Accessed: 25.04.2021) [in Russian].

2. Elkhova O.I. Ontological content of virtual reality: Author's abstract. Dis.....doctor of sciences

(Philosophy). Ufa, 2011. 38 p. [in Russian].

3. Ivanov D.V. Virtualization of society. St. Petersburg: Peterburgskoye vostokovedeniye, 2002. 224 p. [in Russian].

4. Pleshakov V.A. Cyber socialization as an innovative social and pedagogical phenomenon. Prepodavatel'. XXI vek. 2009. No. 3-1. P. 32-39 [in Russian].

5. Efimova T.V. Socialization in the conditions of post-industrial culture. Chelovek i obrazovaniye. 2011. No. 4. P. 4-9 [in Russian].

6. Sedykh E.P. Designing the reflective activity of students in the context of network learning. Modern problems of science and education. 2015. No. 4. Avaible at: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=21239 [in Russian].

7. Beloborodova M.E. Reflexive activity of students in the educational process and features of its organization in a virtual information environment. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatsionnyye komp'yuternyye tekhnologii v obrazovanii. 2013. No. 9. P. 59-63. [in Russian].

8. Osipova T.P. Reflexive-activity approach in the process of professional training of students. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2012. No. 1. Vol. II. (Psikhologo-pedagogicheskiye nauki). P. 163166 [in Russian].

9. Trifonova Yu.A. Reflexive forms of psychological and educational support for vocational training of students (in a pedagogical college): Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Philology). Kemerovo, 2013. 22 p. [in Russian].

10. Reflection in the innovative practice of the school: monograph / Ed. I.Yu. Shustova. Moscow: NOU Tsentr «Pedagogicheskiy poisk», 2015. 152 p. [in Russian].

Информация об авторе

Гульсина Якуповна Гревцева - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры.

Information about the author

Gulsina Grevtseva - Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Chelyabinsk State Institute of Culture, Professor of The Department of Pedagogy and Psychology.

Статья принята в редакцию 30.04.2021; одобрена после рецензирования 08.05.2021; принята к публикации 12.05.2021.

The article was submitted 30.04.2021; approved after reviewing 08.05.2021; accepter for publication

12.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.