Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
471
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ / ИНТЕРНЕТ И ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ / ПОНЯТИЙНОЕ ПОЛЕ ФЕНОМЕНА ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ОПЫТ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каргапольцева Наталья Александровна, Капкова Елена Евгеньевна

Актуальность и востребованность исследования феномена «цифровая социализация» очевидны, так как в современном мире происходят глобальные изменения, придающие информационной эпохе статус цифровой. Целью нашего научно-педагогического исследования стало раскрытие понятийного поля ключевого понятия «цифровая социализация» с позиций многообразия подходов различных наук. Особое внимание уделено положительным тенденциям и рискам влияния современной социальной ситуации на воспитание и развитие личности подростков в процессе их субъективно протекающей и педагогически сопровождаемой цифровой социализации. Основные положения статьи базируются на результатах теоретического анализа научных источников и результатах научно-педагогического опыта решения задач Федерального проекта «Цифровая образовательная среда», проекта «Внуки Циолковского» в рамках национальной программы «Кадры для цифровой экономики» в образовательных учреждениях Оренбуржья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL SOCIALIZATION OF A TEENAGER AS A CURRENT PHENOMENON OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH

The relevance and need of the study of the phenomenon of “digital socialization” are obvious, since global changes are taking place in the modern world, giving the information age the status of a digital one. As part of the scientific and pedagogical research, we tried to the reveal the conceptual field of the key concept from the standpoint of the diversity of approaches of different sciences. Particular attention is paid to the positive trends and risks of the influence of the current social situation on the upbringing and development of the personality of teenagers in the process of their subjective and pedagogically accompanied digital socialization. The main points of the article are based on the results of a theoretical analysis of scientific sources and the results of scientific and practical experience in solving the problems of the project “Tsiolkovsky Grandchildren”, within the framework of the national program “Personnel for Digital Economy” in educational institutions of the Orenburg region.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

DOI: 10.25198/1814-6457-236-40 УДК 378

Каргапольцева Н.А.1, Капкова Е.Е.12

1Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия 2Средняя общеобразовательная школа №34, г Оренбург, Россия Е-mail: karna1@yandex.ru, principal34@yandex.ru

ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность и востребованность исследования феномена «цифровая социализация» очевидны, так как в современном мире происходят глобальные изменения, придающие информационной эпохе статус цифровой. Целью нашего научно-педагогического исследования стало раскрытие понятийного поля ключевого понятия «цифровая социализация» с позиций многообразия подходов различных наук.

Особое внимание уделено положительным тенденциям и рискам влияния современной социальной ситуации на воспитание и развитие личности подростков в процессе их субъективно протекающей и педагогически сопровождаемой цифровой социализации.

Основные положения статьи базируются на результатах теоретического анализа научных источников и результатах научно-педагогического опыта решения задач Федерального проекта «Цифровая образовательная среда», проекта «Внуки Циолковского» в рамках национальной программы «Кадры для цифровой экономики» в образовательных учреждениях Оренбуржья.

Ключевые слова: цифровая социализация, научно-педагогическое исследование, теоретический анализ, социализация подростка в цифровую эпоху, Интернет и ИКТ-технологии, понятийное поле феномена цифровой социализации, опыт инновационного проекта в цифровой среде общеобразовательной организации.

Kargapoltseva N.A.1, Kapkova E.E.1,2

1Orenburg State University, Orenburg, Russia 2School 34, Orenburg, Russia Е-mail: karna1@yandex.ru, principal34@yandex.ru

DIGITAL SOCIALIZATION OF A TEENAGER AS A CURRENT PHENOMENON OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH

The relevance and need of the study of the phenomenon of "digital socialization" are obvious, since global changes are taking place in the modern world, giving the information age the status of a digital one. As part of the scientific and pedagogical research, we tried to the reveal the conceptual field of the key concept from the standpoint of the diversity of approaches of different sciences. Particular attention is paid to the positive trends and risks of the influence of the current social situation on the upbringing and development of the personality of teenagers in the process of their subjective and pedagogically accompanied digital socialization. The main points of the article are based on the results of a theoretical analysis of scientific sources and the results of scientific and practical experience in solving the problems of the project "Tsiolkovsky Grandchildren", within the framework of the national program "Personnel for Digital Economy" in educational institutions of the Orenburg region.

Key words: digital socialization, scientific and pedagogical research, theoretical analysis, socialization of teenagers in the digital age, the Internet and ICT technologies, the conceptual field of the phenomenon of digital socialization, the experience of an innovative project in the digital environment of school education.

Стремительно происходящие технологические обновления как в России, так и в мировом пространстве активно влияют на процессы социализации подростков и требуют глубокого исследования явлений, понятий и терминов, возникающих на современном этапе развития. Взгляд исследователей на информационно-коммуникационные технологии как важнейшие агенты социализации, подтверждает, что в цифровую эпоху они начинают конкурировать даже с семьей и школой. Возникло целое по-

нятийно-категориальное поле, описывающее цифровую социализацию как особый социальный, педагогический и культурно-психологический процесс.

Научно-педагогическое исследование ведущего феномена «цифровая социализация» обнаруживает целый ряд подходов в различных областях научно-теоретического знания, раскрывая их специфичность и общность, междис-циплинарность и взаимодополняемость, обогащая и усиливая при этом смыслы и сущность

категорийно-понятийного поля и аппарата нашего диссертационного исследования.

Впервые понятие «цифровая социализация» появилось в статье, опубликованной австралийскими исследователями в 2014 году и описывающей изменения ценностей молодых людей в зависимости от использования Интернета между подростковым возрастом и ранней взрослостью. Было представлено лонгитюдное исследование, определяющее зависимость выбора карьеры и построения отношений во взрослой жизни от способа использования Интернета для учебы, общения и отдыха в подростковом возрасте. Цифровая социализация определялась как «процесс формирования у молодых людей ценностных суждений об использовании ими цифровых медиа и Интернета» [15, с. 1022]. В дальнейшем обозначенный феномен, порожденный такими интегративными явлениями как практически повсеместное распространение Интернета, информатизация общества, доступность цифровых активов фактически для каждого человека, активизирующий потребность в формировании актуальных цифровых компетенций, системы знаний, и ценностей субъектов цифровой эры, привлек самое пристальное внимание исследователей разных стран из различных областей науки.

В настоящее время значительно повышается роль цифровой среды для социализации подростков. Как условие социализации личности, среда характеризуется множественностью, качественным разнообразием и противоречивостью формирующих воздействий [8, с. 178].

Точное число детей и подростков, пользующихся Интернетом, трудно назвать. Согласно данным отчёта о состоянии цифровой сферы The Global State of Digital in July 2022 в мире активно пользовались Интернетом 5,03 миллиарда человек, что составляет более 63% мирового населения [16]. Особенностью данного отчета является то, что он учитывает Интернет-пользователей, начиная с 13-летнего, а по некоторым параметрам с 16-летнего возраста. Однако очевидно, что цифровая социализация детей, под которой мы вслед за Г. У. Солдатовой понимаем опосредованный всеми доступными инфокоммуникационными технологиями процесс овладения, присвоения и воспроизводства социального опыта, приобретаемого в онлайн-

контекстах и смешанной реальности, и формирующего цифровую личность человека как часть реальной личности [11, с. 75], начинается в младшем школьном, а в некоторых случаях в дошкольном возрасте, поэтому фактические и актуальные цифры проникновения Интернета в жизнь детей и подростков гораздо выше. Интернет сегодня является не просто технологией, он стал средой обитания, которая в свою очередь становится источником развития и фактором социализации подростка, и зона ближайшего развития современного подростка задается не только значимыми взрослыми, но и цифровой средой. Без цифровой социализации значительно затруднен процесс становления личности, ее адаптации и интеграции в социальную систему информационного общества.

Социализация, усугубленная повсеместной цифровизацией коммуникации, считается актуальной тенденцией современной науки и отражает количественную и качественную связь результатов образовательной деятельности, профессионального образования, трудовой деятельности и будущего благополучия подрастающего поколения. Развитие ситуации цифровой социализации ускорило также вынужденное применение дистанционных образовательных технологий во всех странах мира, на всех уровнях и этапах системы обучения и воспитания.

Основные характеристики и специфические особенности цифровой социализации современного подростка изучаются с позиций социологии, психологии, экономики, полито -логии, культурологии, языковедения и литературоведения и конечно, педагогики как науки о процессах образования и развития личности представителей подрастающего поколения.

Цифровая социализация рассматривается учеными в сущности как процесс адаптации и интеграции человека в условиях цифровизации жизнедеятельности общества: на основе овладения и присвоения личностью нового социального опыта, с помощью онлайн-контекстов, а также с использованием информационно-ком -муникационных технологий и образовательных медиасредств. Подчеркивается, что уровень цифровой социализации выступает дуально: 1) отражает скорость и качество ответа общества на глобальный технологический вызов в сфере образования, 2) способствует повышению уровня

цифровой социализации общества и развитию цифровой компетентности его членов, благодаря совершенствованию учебных материалов и образовательного контента за счет Интернет-масштабов мирового взаимообмена социально значимыми ценными знаниями и опытом, накопленными человечеством [3], [7], [12].

В социологической науке интерес к исследуемой нами проблеме проявился уже с начала 1990-х гг., когда Интернет получил достаточно внезапное развитие и широкое распространение, а ранние формы Интернет-взаимодействия - электронная почта, рассылки, форумы, онлайн-новости и письма, а также ранние формы социальных сетей (чат-программ) - рассматривались как оказывающие значительное влияние на коммуникацию и социальное взаимодействие. В этот период оформился самостоятельный раздел социологии - социология Интернета. Интернет-технологии позволили создать новые формы коммуникации, новые источники информации и новые способы ее распространения, и учёные хотели понять, как это повлияет на жизнь людей, культурные модели и социальные тенденции, а также на более крупные социальные структуры, такие как экономика и политика [14].

По мере развития информационных и ком -муникационных технологий (ИКТ) менялась их роль и влияние на социальные отношения и общество в целом, что неизбежно повлекло за собой эволюцию социологического подхода к их изучению. Появление широкого спектра новых мобильных средств связи, платформ и инструментов, а также общее распространение ИКТ во всех аспектах социальной структуры и нашей жизни потребовали новых исследовательских вопросов и методов изучения. Эти сдвиги также позволили проводить новые и более масштабные исследования, например, на основе «больших данных» (big data), которые никогда ранее не встречались в истории науки. Цифровая социология, современная область, ко -торая с конца 2000-х годов включила и переняла социологию Интернета, учитывает разнообразие ИКТ-устройств, которые заполняют нашу жизнь, разнообразие способов, которыми мы их используем (общение и создание сетей, документирование, культурное и интеллектуальное производство и совместное использование

контента, потребление контента для образования и развлечений, организации и управления производительностью, в качестве средств для торговли и потребления, и так далее и тому подобное), и многочисленные и разнообразные последствия, которые эти технологии имеют для социальной жизни и общества в целом (с точки зрения идентичности, принадлежности и одиночества, политики и безопасности) [9].

Цифровая социология изучает роль цифровых медиа в общественной жизни и то, как цифровые технологии и медиа связаны с поведением, отношениями и идентичностью. Она признает центральную роль, которую ИКТ сейчас играют во всех аспектах нашей жизни. Подполе цифровой социологии также включает исследования, которые фокусируются на том, как социологи используют цифровые платформы и данные для проведения и распространения исследований, а также на том, как цифровые технологии формируют преподавание социологии.

В политологии цифровая социализация интерпретируется как процесс интернализа-ции индивидом норм, правил, практик и ролей сетевого общества, инкорпорации в цифровую культуру и экстернализации в цифровой среде; определены персональные и средовые параметры цифровой социализации в РФ; обоснована роль государства как ключевого агента вторичной цифровой социализации в российском обществе. Подчеркнуто, что целенаправленно политика цифровой социализации граждан реализуется в рамках приоритетных проектов «Современная цифровая образовательная среда в РФ», «Цифровая школа», государственной программы «Развитие образования», направления «Кадры и образование» государственной программы «Цифровая экономика РФ».

Утверждается, что цифровая социализации имеет важное значение в современном демократическом обществе, в котором права и свободы человека, его включенность в политику, являются одним из краеугольных камней политической системы и гражданского общества. Цифровая социализация интегрирована в ход политической системы общества, активизируя усвоение политических ролей, интеграцию индивидов в политику. Вскрывается особый ракурс социализации и формирования нового поколения в условиях информационного общества, испы-

тывающего влияние виртуальной реальности на развитие и обучение. Ход цифровой социализации представлен в исследованиях иногда как деградационный процесс, последствия которого небезопасны для нового поколения граждан, или как позитивный, ориентационный фактор изменений политической культуры [4]; [5].

В любом случае остается очевидным факт, что из-за сверхвысокого темпа развития цифровых технологий сформировалась новая модель восприятия информации: клиповое мышление, провоцирующее поверхностное массовое восприятие информации, возможность получения сформированных моделей поведения, что помогает в достижении экономических и политических целей тем государствам и организациям, которые владеют технологиями и средствами распространения информации.

Психологический аспект цифровой социализации интерпретируется учеными относительно существующих классических подходов к пониманию социализации: объективного, провозглашающего приспособление личности, адаптацию ее к среде в русле социального заказа, или субъективного, акцентирующего саморазвитие и самореализацию в ходе социального взаимодействия.

Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме представлена сообществом психологов, выявляющих особенности личностных качеств и поведения изменяющегося ребенка в изменяющемся мире и в нашей стране. При этом субъектами цифровой социализации выступают такие участники образовательного процесса, как начальное звено, среднее и старшее звено (подростки) в школах, студенты вузов, а также молодые люди, начинающие профессиональную деятельность или даже среднее и старшее поколение, завершающее профессиональную карьеру, когда в силу социальных обстоятельств, потеряв работу, приходится обучаться новой профессии, повышать квалификацию или даже изменять специализацию в соответствии с новыми требованиями.

Психологи доказывают, что у детей, рожденных в период цифровой революции, произошли очевидные изменения в социализации, обусловленные требованиями цифрового общества:

- изменились многие аспекты высших психических функций; обновились механизмы формирования личности;

- появились новационные социопсихологические виртуальные контакты и феномены;

- развились новые формы взаимоотношений, поиска друзей, партнеров, идеалов, гуру, которые продиктованы новой средой;

- трансформировались общепринятые в культуре социальные практики, набор способов деятельности, привычных форм поведения [1], [6].

Учеными в области языковедения в исследованиях понятийного поля цифровой социализации введен и развивается термин «цифровая личность», и вызывает научный интерес его трактовка. Считается, что это центральный элемент межперсонального общения в особых условиях интернет-коммуникации, с характеристиками свободной навигации в онлайн-пространстве, автономности и языковой креативности в интернет-контекстах. Спецификой данного взаимодействия в рамках цифрови-зации социальных отношений является отсутствие фактора адресата, множественность адресации, презентация желаемого образа, мультиплицирование информации в сети [10].

В педагогических исследованиях объективно отражается междисциплинарный характер социализации подрастающего поколения. Процесс научно обоснованной разработки программ происходит с позиций специфичности возрастных рамок, индивидуально-психологических возможностей и особенностей реализации установок, жизненных ориентиров, смены социальных ролей и трансформации социального поведения подростков на основе широкого внедрения и применения цифровых инструментов в деятельности образовательных организаций и учреждений. Востребованным становится педагогическое обеспечение цифровой социализации подростка, что выступает как фактор создания необходимых условий, предпосылок и интеллектуальной среды для уверенного освоения ими Интернет-средств и способов постоянного обновления своих знаний в изменяющемся мире [2], [3], [6].

В исследованиях педагогики обнаруживается также ряд вопросов, свидетельствующих о снижении степени социализированности школьников: недостаточно обоснованы педагогические механизмы влияния цифровизации на повышение уровня социализации личности;

просматривается озабоченность педагогов по поводу ослабления инициативности, самостоятельности и творческих способностей подростков; происходит сужение познавательной активности и интереса к углубленному анализу изучаемых дисциплин; обнаруживается подмена компетентности с наличием доступа к любой информации в интернете без учета ее научного обоснования и качественности. Кроме того, наблюдается вредное влияние компьютера на психическое и физическое здоровье подростков и нарушения и расстройства в области коммуникации и взаимоотношений в условиях окружающей оффлайн-действительности.

Более успешно протекает цифровая социализация подростков при реализованности положительных сторон цифровой среды образовательного процесса: применении ИКТ в управлении системой образования, разработанности цифровой копии общеобразовательной организации, более объективном анализе степени освоения знаний подростками, переводе учебно-образовательного материала в цифровой аналог, возрастании доступности электронной образовательной среды и онлайн-платформ в стране и за рубежом. В связи с массовым переходом в режим дистанционного обучения в 2020-2021 гг. произошла проверка потенциала и ресурсов современной системы образования в новых условиях, в том числе, готовности педагогического состава к резким изменениям в сложившейся ситуации.

Именно в данный период в нашей общеобразовательной организации было проведено углубленное научно-практическое исследование по тематике данной статьи. В условиях новых реалий социальной ситуации, нами был создан и реализован проект «Внуки Циолковского», который осуществлялся на экспериментально-практической базе в естественных условиях жизнедеятельности муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №34» города Оренбурга.

Концепция проекта - создание эффективной образовательной среды, которая отвечала бы тенденциям развития современного общества и одновременно позволила бы начать подготовку подростков к реальному участию в научно-техническом прогрессе, мотивировать их на освое-

ние инженерно-технических профессий, создать атмосферу полной вовлечённости в проектную деятельность, способствующую успешной цифровой социализации представителей новой эпохи.

В рамках данной статьи обратим внимание только на ту проблематику, которые выбрали для научного исследования педагоги из коллектива разработчиков новационного проекта. В дальнейшем полученные результаты были представлены в сообщениях на конференциях и в публикациях, раскрыты сущность и содержание основных идей, доказывающие взаимосвязи цифровой социализации, обучения, воспитания и развития личности современного школьника.

Среди них предъявлены такие актуальные материалы, как: практическое использование социальных сетей и мессенджеров в образовательном процессе; социальный аспект применения дистанционных технологий в начальной школе; использование метода фокальных объектов для развития креативности школьников в цифровом обучении; использование онлайн-платформ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ; медий-но-информационная грамотность как ключевая компетенция современного педагога.

Важным профессиональным событием для педагогического состава нашей школы было участие в таком международном событии, как Скандинавский иммерсионный интенсив «Инновационные технологии школьного образования 21 века: финский опыт цифрового образования школьников (подготовка кадров и особенности учебно-методического процесса на практике)». Содержанием его являлся взаимообмен в дистанционном режиме передовым педагогическим опытом по проблемам цифровизации школьного образования. Существенным результатом сотрудничества стало создание коллективной монографии с участием педагогов-исследователей России и Финляндии «Прыжок в «цифру»: трансформация образования в эпоху глобальной дигитализации».

Отметим, что в образовательной среде общеобразовательной организации происходила целенаправленная педагогическая поддержка социализации подростков. Апробировались механизмы целевого погружения подростков в реалии цифровой среды, выступающей теперь неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Значительно повысился общий

уровень цифровой грамотности и подростков, и педагогического коллектива. Расширился политехнический кругозор подростков на уроках технологии, что позволило закрепить полученные знания и навыки в практической социально значимой деятельности, обеспечить повышение уровня цифровой социализации подростков.

Таким образом, цифровая социализация как феномен научного исследования все чаще заменяет сегодня привычный термин «информатизация», а традиционные формы социализации вытесняются и замещаются новыми формами приобретения необходимых знаний и навыков. Без цифровой социализации затруднен и существенно тормозится процесс становления личности, ее адаптации и интеграции в общество.

Как стихийный разнонаправленный процесс социализация подростков происходит опосредованно, и на сегодня находится под

влиянием техносистемы, что отражается в специфике переживания субъектом онлайн-деятельности, особого рода самостоятельном вхождении в социальную среду, систему социальных связей за счет собственной активности. С помощью Интернет-устройств и ме-диасвязи они фактически сами, без содействия со стороны взрослых, осваивают новый образ жизни. Дополненная ими реальность перемешана с виртуальной, на основе компьютерного искусственного мира, и это становится нормой онлайн-коммуникации, содержащей риски и угрозы в ходе цифровой социализации подростков. Тем более значимым становится целенаправленное взаимодействие педагогов и обучающихся в образовательном пространстве, так как именно живое общение - необходимый элемент любого вида социализации, включая и такой современный формат, как цифровой.

14.06.2022

Список литературы:

1. Баклашова Т. А. Педагогическое образование в период пандемии COVID-19: объединяя теорию и практику. //Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №5. С. 136-140.

2. Глухов А. П., Стаховская Ю. М. Цифровой разрыв в фокусе межпоколенческой коммуникации. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. №59. С. 148-155.

3. Гревцева Г.Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 2022, С. 40-47

4. Камнев Д.Г. Поиск эффективной модели политической социализации молодежи с учетом влияния информационных технологий //Политбук, 2014

5. Капкова Е.Е. Ведущие компетенции, ценности, установки учебного процесса в школе №34, г. Оренбурга // Ванхемпинг Э.Г., Сальцева С.В., Сейдуманова А.С. Прыжок в «цифру»: трансформации образования в условиях глобальной дигитализации. (Россия-Финляндия) - СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020. - 284 с.

6. Капкова Е.Е. Приоритеты проектирования цифрового школьного образования в современной социальной ситуации // Педагогика, психология, общество: перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. ИД «Среда», 2020. [Электронный ресурс]

7. Каргапольцева, Н. А. Социализация личности и ценности современного образования Вестник ОГУ №2 (121)/февраль'2011

8. Кузьмина Е. С. Влияние виртуального пространства на поколение Z. Социальная реальность виртуального пространства: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 21 сентября 2020 г.) Иркутск: ИГУ, 2020. С. 37-40.

9. Леванова Е.А. Мудрик А.В. Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодежи, Цифровая книга. М, 2018

10. Попова Д. А. Цифровая личность как Центральный элемент межперсонального интернет-дискурса //Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2019

11. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. №3. С. 71-80.

12. Толстикова И. И., Игнатьева О. А., Кондратенко К. С., Плетнев А. В. Цифровое поведение и характеристики личности поколения Z в условиях глобальной цифровизации. Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2020. №4. С. 103-115.

13. Щербина Е. Ю., Кислов А. Г. К педагогике эпохи цифрового разрыва. Профессиональное образование и рынок труда. 2020. №1. С. 49-59

14. Cole, Nicki Lisa, Ph.D. The Sociology of the Internet and Digital Sociology. ThoughtCo, Feb. 16, 2021, www.thoughtco.com/ sociology-of-the-internet-4001182

15. Digital socialization: young people's changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood Jonathan Smitha *, Belinda Hewittb and Zlatko Skrbis a a School of Social Sciences, Monash University, Melbourne, Australia; b Institute for Social Science Research and the School of Social Science, The University of Queensland, Brisbane, Australia (Received 18 September 2014; accepted 23 December 2014)

16. Digital 2022 July Global Statreport [Электронный ресурс] - 2022. - Режим доступа: https://datareportal.com/reports/digital-2022-july-global-statshot

References:

1. Baklashova T. A. Pedagogical education during the COVID-19 pandemic: combining theory and practice. Obshchestvo: sociologiya,psihologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy]. 2021. No. 5. P. 136-140.

2. Glukhov A. P., Stakhovskaya Yu. M. Digital divide in the focus of intergenerational communication. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya [Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science]. 2021. No. 59. S. 148-155.

3. Grevtseva G. Ya. Digital socialization of personality in the educational environment. Vestnik YUzhno-Ural'skogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences], 2022, С 40-47

4. Kamnev D.G. Search for an effective model of political socialization of youth, considering the influence of information technology. Politbuk [Politbook], 2014.

5. Kapkova E.E. Leading competencies, values, attitudes ofthe educational process at school No. 34, Orenburg. Vankhemping E.G., Saltseva S.V., Seidumova A.S. Pryzhok v «cifru»: transformacii obrazovaniya v usloviyahglobal 'noj digitalizacii [Leap into the «digital»: transformation of education in the context of global digitalization]. (Russia-Finland). St. Petersburg: Publishing and Printing Association of Higher Educational Institutions, 2020, 284 p.

6. Kapkova E.E. Priorities for the design of digital school education in the modern social situation. Pedagogika, psihologiya, obshchestvo: perspektivy razvitiya: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem [Pedagogy, psychology, society: development prospects: materials of All-Russian scientific-practical conference with international participation]. Publishing House «Sreda», 2020.

7. Kargapoltseva N.A. Socialization of the individual and the values of modern education. Vestnik OGU [Bulletin of OSU], No. 2 (121). February'2011

8. Kuzmina E.S. Influence of virtual space on generation Z. Social 'naya real 'nost'virtual 'nogoprostranstva: mat-ly IIMezhdunar. nauch.-prakt. konf [Social reality of virtual space: materials of II Intern. scientific-practical. conf.] (Irkutsk, September 21, 2020) Irkutsk: IGU, 2020, pp. 37-40.

9. Levanova E.A., Mudrik A.V. Sociokul 'turnye ipsihologo-pedagogicheskieproblemy socializacii molodezhi [Socio-cultural and psychological-pedagogical problems of youth socialization]. Digital book. M, 2018.

10. Popova D.A. Digital Personality as a Central Element of Interpersonal Internet Discourse. VestnikBuryatskogo gosudarstvennogo universiteta. YAzyk. Literatura. Kul 'tura [Bulletin of the Buryat State University. Language. Literature. Culture]. 2019.

11. Soldatova G.U. Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world. Social'naya psihologiya i obshchestvo [Social psychology and society]. 2018. V. 9. No. 3. S. 71-80.

12. Tolstikova I.I., Ignatieva O.A., Kondratenko K.S., Pletnev A.V. Digital behavior and personality characteristics of generation Z in the context of global digitalization. Informacionnoe obshchestvo: obrazovanie, nauka, kul 'tura i tekhnologii budushchego [Information society: education, science, culture and technologies of the future]. 2020. No. 4. S. 103-115.

13. Shcherbina E.Yu., Kislov A.G. To pedagogy ofthe era ofthe digital divide. Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Vocational education and the labor market]. 2020. No. 1. P. 49-59

14. Cole, Nicki Lisa, Ph.D. The Sociology ofthe Internet and Digital Sociology. ThoughtCo, Feb. 16, 2021, www.thoughtco.com/sociology-of-the-internet-4001182

15. Digital socialization: young people's changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood Jonathan Smitha *, Belinda Hewittb and Zlatko Skrbis a a School of Social Sciences, Monash University, Melbourne, Australia; b Institute for Social Science Research and the School of Social Science, The University of Queensland, Brisbane, Australia (Received 18 September 2014; accepted 23 December 2014)

16. Digital 2022 July Global Statreport. 2022. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-july-global-statshot

Сведения об авторах:

Каргапольцева Наталья Александровна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук Е-шш1: karna1@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-7290-0847 460018, Россия, Оренбургская обл., г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3319

Капкова Елена Евгеньевна, директор муниципального общеобразовательного автономного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №34» г Оренбурга, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета

Е-ша11: principal34@yandex.ru 460024, Россия, Оренбургская обл., г Оренбург, ул. Туркестанская, д. 11а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.