Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМООБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМООБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Галина Николаевна

В статье рассматриваются проблемы качества взаимодействия ДОО и семьи в аспекте подготовки ребёнка к школе. Обосновывается актуальность самообразования родителей будущих первоклассников как ресурс повышения педагогической компетентности семьи и успешной адаптации ребёнка к школе. Показано что создание условий для мотивации самообразовательной деятельности родителей в ДОО представляет определённые сложности для педагогов. На примере конкретных практик взаимодействия раскрывается содержание педагогической поддержки самообразования родителей в условиях ДОО, характеризуются виды неформального и информального образования родителей по проблеме. Обозначена роль междисциплинарного взаимодействия ресурсов семьи, детского сада и социальных институтов как условия воспитания будущего школьника. Особенное внимание в статье уделяется созданию комфортно-мотивирующей образовательной среды за счёт объединения ресурсов информального и неформального образования родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SELF-EDUCATION OF PARENTS IN THE PROCESS OF SOLVING URGENT PROBLEMS OF THE CONTINUITY OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION IN THE CONDITIONS OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article deals with the problems of the quality of interaction between the preschool educational institution and the family in the aspect of preparing the child for school. The relevance of self-education of parents of future first-graders as a resource for improving the pedagogical competence of the family and successful adaptation of the child to school is substantiated. It is shown that the creation of conditions for the motivation of self-educational activities of parents in preschool educational institutions presents certain difficulties for teachers. On the example of specific interaction practices, the content of pedagogical support for parents’ self-education in the conditions of preschool education is revealed, the types of non-formal and informal education of parents on the problem are characterized. The role of interdisciplinary interaction of resources of the family, kindergarten and social institutions is outlined as a condition for the education of the future student. Particular attention is paid to the creation of a comfortable and motivating educational environment by combining the resources of informal and non-formal education of parents.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМООБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Педагогическая поддержка самообразования родителей в процессе решения актуальных проблем преемственности дошкольного и начального образования в условиях дошкольной образовательной организации

Кузнецова Галина Николаевна,

к.п.н., доцент кафедры развития дошкольного образования

ГБУ ДПО ЧИППКРО

E-mail: Kyznecova.gn@yandex.ru

В статье рассматриваются проблемы качества взаимодействия ДОО и семьи в аспекте подготовки ребёнка к школе. Обосновывается актуальность самообразования родителей будущих первоклассников как ресурс повышения педагогической компетентности семьи и успешной адаптации ребёнка к школе. Показано что создание условий для мотивации самообразовательной деятельности родителей в ДОО представляет определённые сложности для педагогов. На примере конкретных практик взаимодействия раскрывается содержание педагогической поддержки самообразования родителей в условиях ДОО, характеризуются виды неформального и информаль-ного образования родителей по проблеме. Обозначена роль междисциплинарного взаимодействия ресурсов семьи, детского сада и социальных институтов как условия воспитания будущего школьника. Особенное внимание в статье уделяется созданию комфортно-мотивирующей образовательной среды за счёт объединения ресурсов информального и неформального образования родителей.

Ключевые слова: предшкольная подготовка, преемственность, самообразование родителей, информальное образование, неформальное образование, педагогическая поддержка

о с

U

со см о см со

Преемственность дошкольной и начальной ступеней образовательной системы является традиционным предметом обсуждения не только в среде исследователей и практиков образования, но и родителей будущего школьника. Требования к будущему первокласснику, предъявляемые временем, прогрессом и частью школ (особенно гимназий и лицеев) достаточно высоки. Поэтому новым социальным страхом современных родителей становится будущая неуспешность детей в школе и преодолевая эти страхи, взрослые уже в раннем возрасте готовы наполнить жизнь малыша школьными науками. Дошкольное репетиторство стало привычным явлением современной жизни. При этом, уровень умственной нагрузки на ребёнка-дошкольника превышает все санитарно-гигиенические нормативы и это на фоне ухудшающегося здоровья и симплификации развития детей дошкольного возраста. Безусловно, готовить детей к позиции будущего школьника необходимо, но что преумножать: знания ребёнка или желание учиться и постигать их самостоятельно? Как организовать этот процесс без ущерба для здоровья ребёнка? Часто можно видеть озабоченность родителей по поводу выбора для своего ребёнка школы, учителя, контингента обучающихся, но при этом никто из них не задумывается о том, а каким должен быть ближайший ребёнку социум - семья на пороге школы и как подготовиться к своей новой социальной роли - родителя первоклассника. К сожалению, далеко не каждая семья способна создать условия для комплексной подготовки ребёнка к школе, поскольку немногие родители, обладают достаточным уровнем педагогической компетентности в вопросах школьной готовности. Задача педагогов помочь родителям развеять мифы о том, что дошкольное детство - это подготовка ребёнка к школе и расставить приоритеты в воспитании будущего школьника.

Практический опыт доказывает, что осуществление педагогической поддержки семьи будущего первоклассника организованное специалистами в традиционных формах не обеспечивает индивидуализации в выстраивании образовательных траекторий родителей. Родительская аудитория зачастую становится заложником годового плана дошкольного учреждения, в котором циклично представлены мероприятия, методы и формы взаимодействия с педагогами. Такой академизм был присущ родителям прошлого века, когда они строем посещали родительские собрания, консультации, Дни открытых дверей. Ритмы жизни со-

временной семьи, ее изменившиеся приоритеты и ценности, запросы родителей на получение индивидуальной и оперативной информации о своем ребенке, ориентация на дистанционные формы взаимодействия с педагогами и многое другое требуют пересмотра классических форм взаимодействия с семьей в аспекте преемственности ДОО со школой и ориентацию на индивидуализацию педагогической поддержки родителей будущего школьника

По нашему мнению, выстраиванию адресных стратегий в эпоху вариативности дошкольного образования будет способствовать самообразовательная деятельность родителей, которая будет добровольной, самостоятельной и управляемой самим родителем, а педагогическая поддержка данного процесса специалистами и воспитателями - объективной необходимостью. Между тем, из анализа состояния проблемы в практике следует, что большинство управленцев и педагогов дошкольного образования не готовы к организации педагогической поддержки самообразования родителей в период подготовки ребенка к школе.

Раскроем сущность данного процесса и охарактеризуем форматы взаимодействия ДОО и семьи в процессе самообразования родителей по проблеме воспитания будущего школьника. На основе понятийно-содержательного анализа данного феномена, представленного в современных научных исследованиях [1, 2. 4], мы определили, что самообразование родителей будущих школьников - это вид добровольной деятельности родителей, обусловленной их свободным выбором форм и методов образования и направленный на приращение педагогических компетенций и ответственной реализации родительских функций. Применяя классификацию форм самообразования взрослых [2], мы выделили следующие организационные формы самообразования родителей в ДОО и адаптировали их с целью педагогической поддержки семье в период подготовки ребенка к школе. Кратко их охарактеризуем и приведем примеры использования в практике. - неформальное самообразование родителей организуется педагогами ДОО, а также специалистами образовательной, культурной, социальной сфер в рамках сетевого взаимодействия с Организацией по проблеме. Оно может осуществляться как персонально, так и в группе, но всегда по выбору родителей. Одним из трендов современного дошкольного образования в условиях цифровой образовательной среды ДОО являются информационные образовательные технологии: онлайн консультации, электронные книги, дистанционное обучение. В рамках данного вида самообразования родителей, педагогам целесообразно разработать путеводитель образовательных мероприятий «Что? Где? Когда?» по проблеме школьной готовности не только внутрисадовых мероприятий, но и осуществляемых на базе различных образовательных организаций в шаговой доступности, органи-

заций -партнеров. Систематическое анонсирование и презентация данных мероприятий родителям поможет им сориентироваться в выборе наиболее адресных в соответствии с их интересами, потребностями, мотивационными и временными ресурсами.

Интересным решением для дистанционного обучения родителей в реализации данного направления самообразования родителей будет создание педагогами и специалистами ДОО банка цифровых образовательных ресурсов по проблеме школьной готовности с краткими тематическими аннотациями и указанием ссылок. Например, ве-бинар «Готовность детей к школьному обучению», который проводится Образовательным СМИ «Продленка. орг». Доступ к вебинарам бесплатный и открыт всем зарегистрированным пользователям портала. К сожалению цифровая платформа ДОО по проблеме преемственности со школой выглядит достаточно предсказуемо и не привлекает своим содержанием родителей. Такая информация как договорные обязательства со школой, план взаимодействия с учителем начальных классов, советы родителям будущих первоклассников не удовлетворяют интересам и потребностям современных родителей. Педагогам необходимо объединить информационные ресурсы детского сада и школы и предложить родителям не только консультации и советы, но и материалы, информирующие их о повседневной жизни старшего дошкольника, специально-организованной деятельности, различных образовательных событиях, интересах и достижениях детей на пороге школы, «пригласить» родителей к решению проблемных ситуаций, возникающих в семье в предшкольный период.

Кинопедагогика также может занять далеко не последнее место в самообразовании родителей, поскольку обладает значительным воспитательно-образовательным потенциалом не только для взрослых, но и для детей. Создать ани-матеку, в которой представлены не только тематические фильмы о школе, но и самые разножанровые, оформить киноафишу с аннотацией, обеспечить родителям удобный доступ к кинома-терилам в режиме реального времени или использовать их фрагменты на различных мероприятиях в детском саду - в компетенции педагога. Специалисты должны знать, что в использовании данного приема есть ограничения, которые представлены в Федеральной образовательной программе дошкольного образования в разделе 33.4, где предложен примерный перечень анимационных произ-ведений[7].

Чтение современными родителями специальной литературы по подготовке детей к школе в традиционном формате представляется сегодня весьма затруднительным, поэтому развертывание и оснащение электронной (виртуальной) библиотеки в ДОО будет более результативным, конечно, не нивелируя книжные фонды, а дополняя их цифровыми. Подборка и постоянное обновление

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

электронных журналов, книг, публикаций специалистов по проблемам школьной готовности станет доступным дополнительным источником знаний родителей. А обеспечение к нему оптимального доступа, позволяет родителям получить оперативную педагогическую поддержку. Вместе с тем, воспитатели ДОО, а также педагоги ОУ могут основать систематический выпуск электронного журнала для детей и родителей «ПРОШКОЛУ» с периодичностью раз в квартал с целью выявления, изучения и распространения лучших практик подготовки детей к школе, что позволит переосмыслить отношение родителей на приоритеты предшколь-ной подготовки и соответственно определить грамотный маршрут сопровождения своего ребёнка. Разработка рекламно-представительской продукции на сайте детского сада и школы, а именно: анонсов мероприятий, брошюр, буклетов, лифле-тов, флаеров, видеороликов, интервью со специалистами по различным проблемам предшкольного образования будут поддерживать интерес родителей к событиям и мероприятиям ДОО.

Уточняя дальнейшие характеристики видов самообразования родителей, мы акцентируем внимание на информальное образование. Отметим, что в отличие от неформального характеризуется стихийностью и не всегда осознанно и целенаправленно, однако, способно оказать значительное влияние на приращение педагогических знаний. К самым распространённым видам информального самообразования современных родителей можно отнести: общение на родительских форумах, просмотр телепередач, чтение аудиокниг, специализированной литературы, обращения к специалистам, старшему поколению. Статистика свидетельствует, что наиболее предпочитаемым видом самообразования родителей является поиск ответов на волнующие вопросы, связанные с предшкольной подготовкой посредством использования интернет ресурсов, тогда как межличностное общение с ребенком, наблюдение за ним, процесс совместной детско-родительской деятельности, самоанализ собственных действий в роли родителя, участие в тренингах родительского роста является менее востребованным.

Результаты исследования, проводимого на кафедре развития дошкольного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО в рамках совместных с ДОО научно-прикладных проектов показали, что в практике взаимодействия педагогов с родителями по вопросам предшкольной подготовки, специалисты не учитывают процессы информального образования семьи, не создают условия для мотивации самообразовательной деятельности родителей. Педагогам необходимо изучать и анализировать данный вид самообразования родителей 5 и активно использовать как ресурс повышения пе-§ дагогической компетентности родителей в вопро-Я сах подготовки ребёнка к школе. ° Например, использование элементов гейми-ав фицикации поможет педагогам значительно обо-

гатить практику информального образования родителей обучающихся в предшкольный период. Безусловно, необходимы систематизация, отбор и классификация данных ресурсов по их тематической нагрузке, а также учёт возможностей цифровой среды ДОО и цифровой грамотности педагогических кадров. Например, разработка педагогами веб-кроссвордов на тему «Ребёнок на пороге школы», и размещение их на цифровой платформе ДОО позволит включить родителей в увлекательную игру, расширить представления о компонентах психологической готовности к школьному обучению, проявить смекалку и творчество, самостоятельно получить необходимую информацию и проанализировать свои родительские позиции в воспитании ребёнка. При решении виртуального кроссворда, родители могут воспользоваться предложенными полезными ссылками на первоисточники и найти не только ответы на вопросы кроссворда, но и много полезной и нужной информации по теме.

Разработка игр в цифровом формате для родителей будущих школьников - одно их инновационных направлений современной образовательной практики и находится в стадии разработки. Тем не менее, результаты инновационной деятельности позволяют сделать вывод о эффективности использования компьютерных игр в самообразовательной деятельности родителей и констатировать следующие эффекты:

- процесс самообразования родителей становится мотивированным, гибким, мобильным и более доступным для разных категорий родителей;

- совершенствуются ключевые компетенции родителей (информационная, технологическая, рефлексивная);

- использование элементов геймификации нивелирует дидактизм в получении новых знаний, родитель-самообучающийся субъект Вовлекаясь в игру и принимая непосредственное участие в достижении игровых целей, родители из пассивных потребителей информации превращаются в активных заинтересованных пользователей, способных к самостоятельному поиску ответов в области воспитания, образования и коррекции детей дошкольного возраста.

В аспекте информального образования родителей будущих первоклассников, обозначим роль междисциплинарной интеграции как объединение ресурсов семьи, детского сада и социальных институтов как условии воспитания будущего школьника. Здесь мы можем говорить о интеграции как внутри ДОУ, а это организация различных профессионально-родительских объединений, например, «Клуб родителей будущих первоклассников», «Мамина школа», «Телешкола» и др., ориентированных на поддержку образовательных потребностей, интересов семей, пропаганду семейных ценностей. Так и внешней интеграции, опирающейся по замечанию Е.П. Арнаутовой, на «ансамбль» социокультурных институтов как

партнеров образовательной организации, объединяющихся вокруг семьи в своеобразную «мегасе-мью». Сетевое окружение ДОО (учреждения здравоохранения, образования, культуры, спорта производственной сферы) органично интегрируется в социокультурное пространство ДОО как ресурс для поддержки воспитательного потенциала семьи, предлагая родителям выбор разнообразных образовательных, консультативных услуг по подготовке ребенка к школе.

С целью педагогической поддержки самообразования родителей в условиях ДОО целесообразно проектирование адресных самообразовательных маршрутов по проблемам школьной готовности, в которых будут интегрированы различные виды как неформального, так и информально-го образования родителей, что позволит создать комфортно-мотивирующую образовательную среду, в которых родители по своему выбору определяют направления, тематику и форматы своей самообразовательной деятельности.

Несколько слов о планировании. Подчеркнем, что взаимодействие с родителями в предшколь-ный период должно гармонично вписываться в общую педагогическую концепцию ДОО. Это значит, что каждая Организация планирует методы и формы взаимодействия с родителями по подготовке ребенка к школе в соответствии с уровнем родительской компетентности, особенностями социального портрета семьи, образовательными потребностями родителей, профессиональной компетентностью специалистов, материально-технической базой ДОО, инновационной деятельностью. В том случае, если образовательную организацию посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, уточняются цели и задачи взаимодействия с родителями в предшкольный период с учетом специфики отклонений в развитии старшего дошкольника, раскрытых в Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [8].

Таким образом, во взаимодействии с семьей целесообразно определить два взаимосвязанных блока - инвариантного и вариативного, где содержание инвариантного блока ориентировано на всех без исключения родителей, а вариативный предназначен для адресной работы с разными категориями семей и дополнен направлениями и формами, приоритетными и значимыми для конкретной ДОО.

Педагогическая поддержка родителей в самообразовании - это разноплановый процесс, мы предложили один из вероятных путей его организации в аспекте преемственности со школой. Перспективным направлением исследуемой проблемы может быть проектирование модели мотивирующей образовательной среды ДОО как условия эффективной самоорганизации родителей в самообразовательной деятельности.

Литература

1. Айзенберг А.Я. Педагогические проблемы самообразования / А.Я. Айзенберг //Советская педагогика. 1968 № 11 С. 51-61.

2. Абдуллина, Л.Э. Информальное образование родителей дошкольников как условие совершенствования педагогических компетенций / Л.Г. Петерсон, Л.Э. Абдуллина // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 5. -С.153-1603.

3. Бывшева М.В. Преемственность дошкольной и начальной ступеней образования: проблемы и решения // Педагогическое образование в России. - № 4. - 2015. - С. 57-63.

4. Горохов В.А., Коханова Л.А. Основы непрерывного образования в СССР. М, 1987.

5. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) // Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 1. - 2006. - С. 1019.

6. Майер А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада / А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с. 4. Методические рекомендации к программе «Мир открытий».

7. Федеральная образовательная программа дошкольного образования». - М.: ТЦ Сфе-ра,2023.-208 с.: табл.(Правовая библиотека образования)

8. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ») http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202301270036 (дата обращения 28.07.2023)

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SELF-EDUCATION OF PARENTS IN THE PROCESS OF SOLVING URGENT PROBLEMS OF THE CONTINUITY OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION IN THE CONDITIONS OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Kuznetsova G.N.

GBU DPO CHIPPKRO

The article deals with the problems of the quality of interaction between the preschool educational institution and the family in the aspect of preparing the child for school. The relevance of self-education of parents of future first-graders as a resource for improving the pedagogical competence of the family and successful adaptation of the child to school is substantiated. It is shown that the creation of conditions for the motivation of self-educational activities of parents in preschool educational institutions presents certain difficulties for teachers. On the example of specific interaction practices, the content of pedagogical support for parents' self-education in the conditions of preschool education is revealed, the types of non-formal and informal education of parents on the problem are characterized. The role of interdisciplinary interaction of resources of the family, kindergarten and social institutions is outlined as a condition for the education of the future student. Particular attention is paid to the

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

creation of a comfortable and motivating educational environment by combining the resources of informal and non-formal education of parents.

Keywords: pre-school preparation, continuity, self-education of parents, informal education, non-formal education, pedagogical support.

References

1. Aizenberg A. Ya. Pedagogical problems of self-education / A. Ya. Aizenberg //Soviet pedagogy. 1968 No. 11 S. 51-61.

2. Abdullina, L.E. Informal education of parents of preschoolers as a condition for improving pedagogical competencies / L.G. Peterson, L.E. Abdullina // Pedagogical education and science. -2016. - No. 5. - S. 153-1603.

3. Byvsheva M.V. Continuity of preschool and primary education: problems and solutions // Pedagogical education in Russia. -No. 4. - 2015. - S. 57-63.

4. Gorokhov V.A., Kokhanova L.A. Fundamentals of continuous education in the USSR. M, 1987.

5. Gogoberidze A.G. Preschool education: some results of reflections (The concept of education of children of senior preschool age) // Management of a preschool educational institution. -No. 1. - 2006. - P. 10-19.

6. Mayer A.A. 555 ideas for involving parents in the life of the kindergarten / A.A. Mayer, O.I. Davydova, N.V. Voronin. - M .: TC Sphere, 2012. - 128 p. 4. Guidelines for the program "World of Discovery".

7. Federal educational program of preschool education. - M.: TC Sphere, 2023.-208 p.: tab. (Legal library of education)

8. Federal adapted educational program for preschool education for students with disabilities (Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated November 24, 2022 No. 1022 "On approval of the federal adapted educational program for preschool education for students with disabilities") http://publi-cation.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202301270036 (accessed 07/28/2023)

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.