Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая поддержка / профессионально-личностное развитие / сотрудники ОВД / pedagogical support / professional and personal development / employees of the Department of internal Affairs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталия Владимировна Ходякова

Статья посвящена изучению возможностей педагогической поддержки профессионально-личностного развития сотрудников ОВД. Сделан вывод о том, что профессионально-личностное развитие сотрудника в ходе его служебной деятельности может протекать и без целенаправленной педагогической поддержки, но в этом случае риски кризисных ситуаций такого развития, как правило, сотрудником педагогически не осознаются, и, как следствие, не преодолеваются. В результате опытом профессиональнослужебной деятельности на рефлексивно-творческом уровне овладевают единицы, в то время как большинство сотрудников функционируют на адаптационном и избирательно-деятельностном уровнях. Таким образом, педагогическая поддержка циклов профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел – это необходимое условие современной ведомственной кадровой политики, направленной на подготовку профессионалов, способных креативно, компетентно и ответственно решать стоящие перед ними оперативно-служебные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF POLICE OFFICERS

The article is devoted to the study of the possibilities of pedagogical support for professional and personal development of police officers. It is concluded that the professional and personal development of an employee in the course of his official activity can proceed without purposeful pedagogical support, but in this case, the risks of crisis situations of such development, as a rule, are not pedagogically realized by the employee, and, as a result, are not overcome. As a result, the experience of professional and service activities at the reflexive and creative level is mastered by a few, while the majority of employees function at the adaptive and selective-activity levels. Thus, pedagogical support of cycles of professional and personal development of employees of internal Affairs bodies is a necessary condition of modern departmental personnel policy aimed at training professionals who are able to creatively, competently and responsibly solve the operational and service tasks facing them.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД»

УДК 378; ББК 74

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10165

© Ходякова Н.В. 2020

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF POLICE OFFICERS

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД*

Natalia V. Khodyakova,

Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel of the Academy of Management of the MIA of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Наталия Владимировна Ходякова,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, доктор педагогических наук, доцент

Для цитирования: Ходякова Н.В. Педагогическая поддержка профессионально-личностного развития сотрудников ОВД. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 244-246.

Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.

*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The article is devoted to the study of the possibilities of pedagogical support for professional and personal development of police officers. It is concluded that the professional and personal development of an employee in the course of his official activity can proceed without purposeful pedagogical support, but in this case, the risks of crisis situations of such development, as a rule, are not pedagogically realized by the employee, and, as a result, are not overcome. As a result, the experience of professional and service activities at the reflexive and creative level is mastered by a few, while the majority of employees function at the adaptive and selective-activity levels. Thus, pedagogical support of cycles of professional and personal development of employees of internal Affairs bodies is a necessary condition of modern departmental personnel policy aimed at training professionals who are able to creatively, competently and responsibly solve the operational and service tasks facing them.

Keywords: pedagogical support, professional and personal development, employees of the Department of internal Affairs.

Аннотация. Статья посвящена изучению возможностей педагогической поддержки профессионально-личностного развития сотрудников ОВД. Сделан вывод о том, что профессионально-личностное развитие сотрудника в ходе его служебной деятельности может протекать и без целенаправленной педагогической поддержки, но в этом случае риски кризисных ситуаций такого развития, как правило, сотрудником педагогически не осознаются, и, как следствие, не преодолеваются. В результате опытом профессионально-служебной деятельности на рефлексивно-творческом уровне овладевают единицы, в то время как большинство сотрудников функционируют на адаптационном и избиратель-но-деятельностном уровнях. Таким образом, педагогическая поддержка циклов профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел - это необходимое условие современной ведомственной кадровой политики, направленной на подготовку профессионалов, способных креативно, компетентно и ответственно решать стоящие перед ними оперативно-служебные задачи.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, профессионально-личностное развитие, сотрудники ОВД.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел России осуществляется сегодня в условиях возрастающих требований к ним со стороны общества, повышения интенсивности профессионального труда, усложнения решаемых оперативно-служебных задач. Данная ситуация исключает возможность реализации исчерпыва-

ющей профессиональной подготовки в системе институционального образования, которая раз и навсегда обеспечивала бы сотрудника необходимыми в его деятельности знаниями и опытом и актуализирует его непрерывное профессионально-личностное развитие на протяжении всей службы.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процесс профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел, как известно, является предметом специально организованной педагогической деятельности командного и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России по развитию профессионально значимых личностных качеств обучающихся. Однако, многолетняя служебная деятельность сотрудников не ограничивается их пребыванием в стенах образовательных организаций. Самостоятельное развитие сотрудниками своих профессионализма и личностных свойств обеспечивает их адекватную ориентировку в изменяющихся условиях служебной деятельности, восхождение в профессии от уровня функционального исполнителя до субъекта инновационных преобразований.

Процесс профессионально-личностного саморазвития человека, как показывают наши исследования, протекает в индивидуальной динамике, зависит от характера взаимодействия внешних (средовых) и внутренних (личностных) факторов, сопровождается ситуационными рисками, и, как следствие, требует педагогической поддержки со стороны руководителя или наставника. При этом педагогическая поддержка понимается нами как управление параметрами профессиональной среды с целью непрерывного и поступательного профессионально-личностного развития сотрудника и минимизации рисков такого развития.

Сказанное требует дополнительного обсуждения следующих вопросов: 1) как протекает процесс развития сотрудника как профессионала и личности, каковы его механизмы и этапы? 2) какие факторы среды оказывают значимое влияние на профессионально-личностное развитие сотрудника? 3) как педагогу (руководителю, наставнику) следует управлять этими средовыми факторами?

Поиск ответа на первый вопрос приводит к необходимости анализа природы развития человека, которая состоит во взаимодействии его личности с окружающей социокультурной (в нашем случае профессиональной) средой. В этом взаимодействии личность сотрудника и профессиональная среда могут иметь различную активность, определяемую ситуацией. Профессионально-личностное развитие сотрудника детерминируется нарастанием его активности в служебной среде, которое подкрепляется сменой психологических механизмов взаимодействия со средой. На первом этапе действует механизм адаптации сотрудника к новым для него условиям среды. На втором этапе, после успешной адаптации, сотрудник начинает само-

стоятельно осуществлять деятельность в профессиональной среде, т.е. способен ставить для себя задачи и выбирать средства их решения. В этом случае действует психологический механизм свободного выбора в среде. На третьем этапе сотрудник рефлексирует свою деятельность, т.е. вырабатывает и предъявляет служебному коллективу собственную профессионально-личностную позицию в среде, в силу чего подвергается социальной оценке (действует механизм диалога со средой). На четвертом этапе сотрудник реализует свою позицию в служебном общении и профессиональной деятельности, тем самым трансформирует среду (механизм изменения среды). Приобретенные новообразования в профессионально-личностном опыте сотрудника и изменившаяся среда обуславливают завершение одного цикла профессионально-личностного развития сотрудника в данной среде и начало нового такого цикла.

Что касается наиболее влияющих на развитие сотрудника средовых факторов, то их многообразие можно свести к следующим функционально различающимся группам: а) активно действующие на личность условия-стимулы, к которым относятся предъявляемые к деятельности и поведению сотрудника требования, профессиональные и служебные правила, существующая система оценок, поощрений и взысканий; б) содержательные условия, задающие эталонные образцы, социальные и культурные нормы профессионально-служебной деятельности и поведения, существующие традиции; в) процессуальные условия-возможности для проявления активности со стороны сотрудника, которые включают в себя информационное и инструментальное обеспечение деятельности, профессиональные контакты и коммуникации; г) условия безопасности.

На первом этапе цикла профессионально-личностного развития сотрудника педагогическая поддержка состоит в такой коррекции средовых условий службы, которая максимально способствовала бы его скорейшей адаптации. Это означает, что его необходимо познакомить с существующими в подразделении традициями, предъявляемыми к его деятельности и поведению требованиями, обеспечить необходимой информацией, наладить психологически благоприятные коммуникации «руководитель-сотрудник» и «наставник-сотрудник». Риски дезадаптации на этом этапе связаны с большим объемом и неструктурированностью предъявляемой служебной информации, беспорядочностью действий и контактов, возникающими у сотрудника когнитивно-психологическими затруднениями и должны компенсироваться педаго-

гическим субъектом за счет систематизации и до-зированности информационных воздействий, оказания конкретной помощи, подкрепления в виде положительной оценки.

На втором этапе цикла профессионально-личностного развития, связанном с реализацией сотрудником самостоятельной деятельности, педагогическая поддержка состоит в его обеспечении достаточными информационными ресурсами, вариативными инструментами и средствами деятельности, предъявлении объективных критериев ее оценки и соревновательных стимулов. Риски этого этапа состоят в недостаточности предметно-коммуникативных возможностей для реализации сотрудником деятельности, субъективной оценке ее результатов, нежелании выходить из «зоны комфорта» адаптационного этапа. Педагогическое преодоление этих рисков связано с обеспечением избыточных возможностей для избирательной активности сотрудника, максимальной объективизации оценки профессиональной деятельности, статусным вызовом.

На третьем этапе цикла профессионально-личностного развития сотрудника роль педагогической поддержки состоит в создании средовых условий для осознания сотрудником смыслов и ценностей профессиональной деятельности, выработки системы отношений к профессиональному окружению, себе как профессионалу и генерированием индивидуальной профессионально-личностной позиции. Риски этого этапа состоят в невозможности личностного самовыражения, возникновении ситуации непонимания и социальной изоляции в коллективе, некритичном отношении к себе, процессу своей деятельности и ее результатам. Педагогическая элиминация названных рисков заключается в установлении в коллективе диалогических отношений, предъявлении социокультурных образцов профессионально-личностного саморазвития и соответствующих критериев оценки деятельности и поведения.

Четвертый этап цикла профессионально-личностного развития сотрудника требует обеспечения педагогическим субъектом его максимальной

степени свободы для реализации предложенных на предыдущем этапе инновационных моделей профессионально-служебной деятельности и личностного самоутверждения. Риски данного этапа состоят в жестких коммуникативно-деятельност-ных ограничениях и сопротивлении профессиональной среды, неуспешности реализованных инноваций. Преодоление этих рисков связано с минимизацией контроля, обеспечением благоприятных условий для экспериментирования, психологической защитой личностной целостности сотрудника в случае неудачи.

В заключение отметим, что профессионально-личностное развитие сотрудника в ходе его служебной деятельности может протекать и без целенаправленной педагогической поддержки, но в этом случае риски кризисных ситуаций такого развития, как правило, сотрудником педагогически не осознаются, и, как следствие, не преодолеваются. В результате опытом профессионально-служебной деятельности на рефлексивно-творческом уровне овладевают единицы, в то время как большинство сотрудников функционируют на адаптационном и избирательно-деятельностном уровнях. Таким образом, педагогическая поддержка циклов профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел - это необходимое условие современной ведомственной кадровой политики, направленной на подготовку профессионалов, способных креативно, компетентно и ответственно решать стоящие перед ними оперативно-служебные задачи.

Библиографический список

1. Родин В.Ф., Ковальчук Е.П. Психологические условия личностно-профессионального становления курсантов и слушателей в образовательных учреждениях МВД России // Вестник Московского университета МВД России. - 2003. - № 8. -С.233-237.

2. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающих образовательных систем : дис. ... д-ра пед. наук. -Волгоград, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.