Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход к созданию условий для самообразования сотрудников ОВД'

Личностно-ориентированный подход к созданию условий для самообразования сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / SELF-EDUCATION / PERSONALITY / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходякова Н. В., Онищенко Е. В.

В статье на основе личностно-ориентированного подхода определяются условия самообразования сотрудников органов внутренних дел. Самообразование рассматривается как образовательная деятельность, субъектом управления которой является сам сотрудник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходякова Н. В., Онищенко Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PERSONAL-ORIENTED APPROACH TO CREATING CONDITIONS FOR SELF-EDUCATION OF ATS EMPLOYEES

The article defines the conditions for self-education of employees of internal Affairs bodies on the basis of a personality-oriented approach. Self-education is considered as an educational activity, the subject of which is the employee himself.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход к созданию условий для самообразования сотрудников ОВД»

Личностно-ориентированный подход к созданию условий для самообразования сотрудников ОВД

Н. В. ХОДЯКОВА,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами доктор педагогических наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]

Е. В. ОНИЩЕНКО,

начальник отделения профессиональной подготовки (УМВД России по ВАО г. Москвы) E-mail: [email protected]

A Personal-oriented Approach to Creating Conditions for Self-

education of ATS Employees

N. V. KHODYAKOVA,

Professor of the Department of psychology and pedagogy and organization of work with personnel doctor of pedagogical Sciences, associate Professor (Academy of Management of the Ministry of internal Affairs of Russia)

В статье на основе личностно-ориентированного подхода определяются условия самообразования сотрудников органов внутренних дел. Самообразование рассматривается как образовательная деятельность, субъектом управления которой является сам сотрудник.

Самообразование; личность; профессионально-личностное развитие.

E. V. ONISHCHENKO,

Head of professional training Department (Department of internal Affairs Eastern administrative district of Moscow)

УДК 374

The article defines the conditions for self-education of employees of internal Affairs bodies on the basis of a personality-oriented approach. Self-education is considered as an educational activity, the subject of which is the employee himself.

Self-education; personality; professional and personal development.

Современные реалии правоохранительной деятельности ежедневно бросают вызов компетентности сотрудников органов внутренних дел, их способности и готовности ориентироваться в изменяющемся законодательстве, пополнять свои профессиональные знания, проявлять гибкость мышления, креативно подходить к решению возникающих в оперативно-служебной деятельности проблем и

нестандартных задач, прогнозировать последствия таких решений. Сегодня сферой деятельности органов внутренних дел все чаще становится высокотехнологичная информационная среда, которая динамично развивается и требует от сотрудников ОВД непрерывного повышения уровня их индивидуальной информационной культуры. Противодействие криминальным угрозам, связанным с общественной безопасно-

стью, обусловливает необходимость активного использования сотрудниками ОВД в своей деятельности новейших достижений науки и техники. Эти многие другие причины порождают потребность в непрерывном повышении образовательного уровня сотрудников органов внутренних дел.

Ведомственная система непрерывного образования, включающая в себя образовательные организации МВД России, предоставляет сотрудникам возможность получить образование различного уровня вплоть до уровня подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Однако институциональное образование имеет дискретный характер и не исчерпывает всего объема и разнообразия требуемых в различных профессиональных ситуациях сотруднику ОВД компетенций, поэтому должно дополняться его непрерывным самообразованием, под которым мы будем понимать процесс самостоятельно инициируемой, реализуемой и управляемой образовательной деятельности человека. Приступая к этой самообразовательной деятельности, субъект испытывает дефицит определенных знаний и опыта, ставит перед собой цель, выбирает средства ее достижения, т. е. «смотрит в глаза своему незнанию и стремится его преодолеть» [1]. Предлагаемое нами определение актуализирует дополнительные анализ и синтез понятий «образование» и «субъект деятельности».

Из определения образования, которое встречаем в законе «Об образовании в Российской Федерации»1 следует, что это единый процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях развития человека и удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. В свою очередь, воспитание и обучение в данном законе интерпретируются как деятельность, направленная на создание условий для самоопределения и развития личности, овладения ею компетенциями. В этом контексте самообразование сотрудника ОВД может трактоваться как личностно-ори-ентированный образовательный процесс.

Как отмечает автор теории личностно-ориентированного образования В. В. Сериков, образование — это не формирование личности обучающегося с заданными свойствами, а создание педагогических условий для развития у него опыта «быть личностью», выступать субъектом образовательного процесса, т. е. проявлять личностные функции мотивации, целеполагания, смыслопоиска ценностных ориентаций, диа-

1 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 № 273-Ф3. Доступ из справ.-прав. системы «Кон-сультантПлюс».

логичности, ответственности, рефлексии, свободы выбора, креативности и др. [2]. Таким образом, с позиций личностно-ориентированного подхода самообразование может интерпретироваться как создание педагогических условий для проявления субъектной (личностной) активности человека в образовательном процессе.

Что же сказанное означает для самообразования сотрудника ОВД, и какова роль его руководителя в организации профессионального самообразования? Постараемся ответить на эти вопросы, определяя систему педагогических условий личностного роста сотрудника, подпроцессом которого является, как мы убедились, его самообразование. Эти условия отражают и конкретизируют средовые и личностные факторы развития сотрудника ОВД, учитывают ситуационные механизмы такого развития, смоделированные в ранее выполненных исследованиях [3].

Первую группу составляют мотивационно-целевые условия. Чтобы самообразование состоялось, необходимо, чтобы сотрудник испытывал нужду в новых знаниях и опыте, осознавал свою мотивацию к саморазвитию. «Пусковыми механизмами» для постановки сотрудником задач по самообразованию могут выступать:

—принципиальнаяновизнавыполняемыхвидов деятельности и профессиональной среды;

— имеющиеся у него духовные потребности и образовательные интересы;

— недостаточность уровня профессиональной квалификации сотрудника и планирование с учетом этого траектории своего профессионально-служебного роста;

— постановка руководителем профессионально-служебных задач «на вырост»: наиболее проблемных, комплексных, не имеющих готовых решений, требующих дополнительного изучения научных источников и анализа информационно-образовательных ресурсов;

— выдвижение кандидатуры сотрудника в состав кадрового резерва по руководящей должности, делегирование ему некоторых управленческих функций;

— обеспечение условий состязательности с коллегами, предложение об участии в конкурсе «Лучший по профессии»;

—представленность в служебной среде вдохновляющих образцов личностного саморазвития вы-дающихсяпрофессионаловиофицеров(например, самого руководителя);

— стимулирование самообразования сотрудников со стороны руководителей.

На последнем из мотивационно-целевых условий остановимся особо. Заметим, что определенной слабостью руководителя является принуждение сотрудника к самообразованию на

основе отрицательных стимулов. Самообразование в этом случае вырождается в сугубо исполнительскую деятельность, субъектом которой является не сам сотрудник, а его руководитель. Такое «самообразование» вряд ли обеспечит приобретаемые знания личностными смыслами, а также качественными характеристиками широты, глубины и устойчивости. Обучение, заданное сугубо внешнимирамками, этимирамками скорее всего и ограничится.

Вторую группу условий образуют содержательно-процессуальные условия. Их, в свою очередь, можно разделить наинвариантные ивариативные. К инвариантным относятся следующие условия:

— доступность и актуальность необходимых источников информации;

— владение сотрудником опытом поиска, переработки и представления информации, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

— владение сотрудником знаниями и умениями из предметной области, обозначаемой формулой «учись учиться»: адекватного восприятия информации, ее понимания, запоминания, точного устного и письменного формулирования мыслей;

— владение сотрудником опытом организации процессов самообучения и самовоспитания: планирования, реализации, контроля своих образовательных действий;

— уровень образованности, общей эрудиции, культуры мышления и деятельности сотрудника;

— возможность продуктивной коммуникации и сотрудничества с более образованными коллегами.

Вариативные условия связаны с индивидуальными предпочтениями сотрудника: привычными для него и наиболее часто избираемыми методами, формами и приемами самообучения, используемыми средствами.

Третью группу составляют условия психологической защищенности, к которым могут быть отнесены:

— удовлетворенность витальных потребностей сотрудника и его семьи;

— исключение экстремальных факторов: недостатка временного ресурса, поступления слишком большого объема информации, неупорядоченности информации, физических и интеллектуальных перегрузок;

— отсутствие сопротивления ближайшего окружения: руководителя и коллег, семьи.

Четвертую группу составляют результативно-оценочные условия, определяющие успешность и эффективность самообразования. К ним относятся:

— педагогическая оценка со стороны руководителя успешности самообразования сотрудника;

— анализ результатов самообразования посредством получения сотрудником-участником конкурса или соревнования оценки на основе объективных критериев;

— анализ результатов самообразования посредством получения сотрудником групповой оценки со стороны служебного коллектива;

— самооценка результатов самообразования.

Сказанное позволяет сделать некоторые

выводы. Во-первых, самообразование сотрудника ОВД — это процесс его самостоятельно инициируемой, реализуемой и управляемой образовательной деятельности. Педагогическое влияние на этот процесс возможно только опосредованно — через создание системы условий, т. к. прямое управление ею приводит к дискредитации субъектной активности самого сотрудника. Во-вторых, самообразование сотрудника ОВД — это подпроцесс профессионально-личностного развития, поэтому создание для него условий должно учитывать закономерности такого развития: детерминирующие развитие средовые и личностные факторы, действующие в ситуации развития психологические механизмы. В-третьих, описание системы условий саморазвития сотрудника ОВД предполагает характеристику четырех групп условий: мотивационно-целевых; содержательно процессуальных; психологической защищенности; результативно-оценочных.

Список литературы:

1. Роботова А. С. Повседневное самообразование педагога высшей школы на этапе профессиональной зрелости // Непрерывное образование: XXI век. 2016. Вып. 1 (13). URL: https://lll21 .petrsu.ru/journal/article. php?id=3064 (дата обращения: 22.05.2020).

2. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: Мо-

нография. URL: http://www.bimbad.ru/docs/ serikov_education_of_personality.pdf (дата обращения: 22.05.2020).

3. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающих образовательных систем: дис. ... доктора педагогических наук. Волгоград, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.