Yarygin Anatoliy Nikolaevich (Togliatti), SEI HPE «Togliatti State University», Vice President for Development of the educational process, doctor of pedagogical sciences, professor. Tel.: 8-917-211-49-67. E-mail: [email protected]
Sytnyk Anna Pavlovna (Moscow), FSAEI DPO «Academy for Advanced Studies and Retraining of Education», doctor of pedagogical sciences, professor. Tel.: 8-45-45-28-305. E-mail: [email protected]
Pilyugina Svetlana Anatolevna (Saratov), SAU DPO «Regional Institute for Educational Development», Department of Pedagogy, candidate of pedagogical sciences, associate professor. Tel.:8-917-211-49-67. E-mail: [email protected]
УДК 37.04-053
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Э.Т. Хайруллова, Г.Б. Хасанова (г. Казань, Российская Федерация)
Статья посвящена проблеме развития морально-психологической устойчивости у сотрудников органов внутренних дел. Рассматриваются требования к его личности в соответствии со спецификой профессиональной деятельности. Описаны организационно-педагогические условия непрерывного развития морально-психологической устойчивости сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: морально-психологическая устойчивость сотрудника ОВД, системный, аксиологический и андрагогический подходы, мотивация к саморазвитию, самообразование, самовоспитание.
ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CONTINUOUS DEVELOPMENT OF MORAL-PSYCHOLOGICAL STABILITY POLICE
OFFICERS
E.T. Khairullova, G.B. Khasanova (Kazan, Russian Federation)
Abstract: The article is devoted to the development of psychological resilience among police officers, focuses on the requirements of his personality in accordance with the specific professional activity. The organizational-pedagogical conditions of continuous development of moral-psychological stability law enforcement officers are described.
Key words: moral-psychological stability of the police officers, axiological and andragogical approaches, motivation to self-development, self-education.
Сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава [1]. Анализ профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел показывает, что она направлена на выполнение таких задач, как разработка общей стратегии государственной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел; защита прав и свобод человека и гражданина; охрана общественного порядка; безопасность дорожного движения; государственный контроль за оборотом оружия; государственная охрана имущества и организаций; предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений, а также административных правонарушений [2]. Но в любом случае служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел является экстремальной, требующей большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труда, основанной на строжайшем соблюдении норм закона [3]. Кроме того, она жестко регламентирована существующим законодательством и приказами МВД РФ, что требует от сотрудника стремления строго придерживаться правовых норм. В связи с этим, потребность соблюдать нравственные, правовые нормы является одной из ведущих, доминирующих среди прочих, социально значимых потребностей, влияющих на правосознание. Следовательно, важ-
нейшей характеристикой личности сотрудника органов внутренних дел является морально-психологическая устойчивость, которая представляет собой систему морально-психологических качеств (знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, мотивов, установок, личностных черт), определяющую способность сотрудников сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействия психотравмирующих факторов и успешно выполнять поставленные задачи. Устойчивость морально-психологического состояния - это та или иная степень его сопротивляемости, способности противостоять, не поддаваться отрицательным воздействиям внешней социальной и природной среды, факторов и обстоятельств, как служебного характера, так и широкого социального плана (негативным воздействиям средств массовой информации, экономической, политической, криминогенной и др.).
Морально -психологическая устойчивость - неотъемлемая сторона профессиональных действий, а также характеристика сознания работника правоохранительных органов, его психологии, его личных качеств и подготовленности. Несоответствие подготовленности требованиям, которые объективно предъявляет к нему профессиональная деятельность и служба, ведет к срывам, ошибкам, неэффективности решения задач, нарушениям законности, подрыву авторитета правоохранительных органов и престижу профессии их сотрудника, плохой поддержке населением органов правопорядка, утрате гражданами веры в справедливость в обществе и
другим неприятным последствиям.
Одним из закономерных путей повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел является не только формирование у них морально-психологической устойчив ости (МПУ) в процессе профессиональной подготовки, но и дальнейшее непрерывное ее развитие в условиях выполнения профессиональных задач и непрерывного самообразования и самовоспитания. Для решения данной актуальной проблемы, на наш взгляд, необходимо выявить и обосновать организационно-педагогические условия этого процесса. При этом мы руководствовались нормативно-правовыми документами, анализом опыта формирования и развития МПУ у курсантов различных учебных заведений и сотрудников органов внутренних дел, личным опытом работы в системе МВД и Казанском юридическом институте.
Следовательно, создаваемые организационно-педагогические условия должны быть направлены на достижение оптимального уровня информативности и осознанности знаний, на стимулирование самообразования в профессиональной сфере. В соответствии с проблемой нашего исследования под организационно-педагогическими условиями будем понимать совокупность взаимосвязанных факторов, необходимых для эффективного развития у сотрудников ОВД морально-психологической устойчивости, способствующей успешному осуществлению ими профессиональной деятельности. Изучение научно-педагогической литературы и анализ образовательной практики позволили
выделить организационно-педагогические условия развития морально-психологической устойчивости сотрудников ОВД.
Первое условие - формирование и развитие морально-психологической устойчивости личности происходит в процессе обучения и воспитания, поэтому, на наш взгляд, наиболее эффективным будет использование таких методологических подходов, как аксиологический, андрогогичес-кий и системный. Аксиологический подход (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никан-дров, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.) позволяет рассматривать в качестве одной из главных задач процесса развития морально-психологической устойчивости личности приобщение сотрудников ОВД к социокультурным ценностям.
Мы считаем, что сотруднику ОВД необходимо иметь собственную устойчивую систему социальных и профессиональных ценностей и ценностных ориентаций, твердую субъектную ценностную позицию, которые образуют содержательную основу мотивации поведения и выражают внутреннюю основу отношений личности с действительностью. Важно, чтобы ценности соответствовали смыслу жизни человека, при этом активируя внутренний аксиологический потенциал личности, предлагая ей гуманизм и творческую свободу при выборе средств и методов самовоспитания и самообразования [4].
Важным средством развития морально-психологической устойчивости у сотрудников органов внутренних дел является внедрение андрагогичес-кого подхода, ориентированного на
целостность, системность, субъект-субъектные взаимодействия, синер-гетическую методологию. Учеными (Б.М. Бим-Бад, С.И. Змеев) обобщены исследования по проблеме образования взрослых и сформулированы исходные посылки обучения взрослых: взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению; он обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег; взрослый обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели; рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств; его учебная деятельность детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения; процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и в определенной мере коррекции. Данные положения андрагогики выступили основополагающими принципами, на основе которых было разработано содержание процесса развития морально-психологической устойчивости сотрудников ОВД.
Развитие МПУ сотрудников ОВД должно происходить системно, в рамках учебной, служебной и внеслужебной деятельности. При этом сам полицейский будет выступать соор-
ганизатором и активным участником данного процесса, наиболее заинтересованным в личностном и профессиональном росте. Его заинтересованность подкрепляется наличием у него необходимых субъектных полномочий. Кроме того, системный подход позволяет рассматривать внутреннюю структуру морально-психологической устойчивости сотрудника правоохранительных органов, выделяя входящие в нее компоненты: когнитивно-операциональный, мотивационно-ценнос-тный, организационно-личностный, рефлексивный.
Развитие морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел должно происходить непрерывно и иметь сквозной характер - второе, выявленное нами организационно-педагогическое условие. Ее формирование осуществляется во время профессиональной подготовки в процессе обучения, воспитания и профессионально-личностного развития, причем, по мнению А.В. Бе-лошицкого и И.Ф. Бережной, профессионально-личностное развитие детерминировано внутренне, а учебно-воспитательный процесс является внешним по отношению к личности. В условиях учебного заведения формирование морально-психологической устойчивости курсантов происходит в процессе приобретения теоретических знаний в области морали, нравственности, психологии, социологии и др., физической, тактико-специальной и огневой подготовки [5].
Дальнейшее развитие МПУ сотрудников органов внутренних дел происходит в ходе их служебной деятельности, поскольку формирование
и изменение личности осуществляется под влиянием реальных условий жизни и исполнения профессиональных обязанностей. Этот процесс идет посредством поддержания служебной дисциплины отдельного сотрудника и всего служебного коллектива (руководители органов, подразделений, учреждений системы МВД России); своевременного и всестороннего информирования сотрудников, формирования государственно-патриотического сознания, морально-психологических и боевых качеств, а также организации досуга сотрудников (воспитательные отделы системы МВД); поддержания психологической устойчивости личного состава и служебных коллективов, сохранения психологического здоровья сотрудников в интересах выполнения оперативно-служебных задач (подразделения психологического обеспечения) [6]. Кроме того, в соответствии с приказом МВД РФ №777 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» от 10.08.2012 во всех органах, организациях, подразделениях министерства организуется обязательная морально-психологическая подготовка сотрудников, целью которой является формирование у сотрудников моральной установки на верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, морально-психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач.
Развитие МПУ происходит также в рамках дополнительного профессионального образования сотрудни-
ков органов внутренних дел, которое включает в себя их профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку, которые осуществляются в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и специализированных учреждениях указанного федерального органа по переподготовке и повышению квалификации сотрудников. Стажировка сотрудников органов внутренних дел осуществляется в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях, а также в иных государственных органах и организациях.
Однако, на наш взгляд, непрерывность процесса развития морально-психологической устойчивости в значительной мере обеспечивается самообразованием и самовоспитанием сотрудников ОВД.
Следующее условие - процесс развития МПУ личности сотрудника ОВД должен строиться на следующих основных принципах: единства личностной, социокультурной и профессиональной направленности; единства развития, саморазвития и служебной подготовки; активизации самостоятельности и творческого потенциала сотрудников ОВД; гуманизма; ценностно-смысловой и рефлексивной направленности процесса развития морально-психологической устойчивости; систематичности, принципе непрерывности и преемственности.
Развитие морально-психологической устойчивости возможно только
за счет повышения уровня внутренней мотивации сотрудников ОВД к соответствующей деятельности - четвертое организационно-педагогическое условие. С.Л. Рубинштейн отмечал, что для совершения действия недостаточно того, чтобы задача была субъектом понята, она должна быть субъектом принята. Когда общественно значимая цель не становится личнос-тно значимой, не актуализирует какую-либо потребность человека, она выступает в роли нежелаемой необходимости [7].
Мотивация - это процесс выбора между различными возможными действиями, регулирующий, направляющий действия на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Для того, чтобы характер деятельности сотрудника ОВД соответствовал общественным требованиям, нормам и ценностям, необходима не только практическая, но и психологическая готовность. В связи с этим, необходимо приложить максимум усилий, чтобы способствовать увеличению мотивационного потенциала профессиональной деятельности, соответствующей нормам морали. Эта задача представляется крайне сложной и важной. Вслед за Е.П. Ильиным, подчеркнем, что нельзя извне в процессе воспитания формировать мотивы. Можно только способствовать этому процессу: «мотив - сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект» [8].
Следующим условием является наличие стимулирующей среды. Развитие морально-психологической
устойчивости параллельно с непосредственным осуществлением сотрудником ОВД профессиональной деятельности имеет ряд преимуществ перед ее развитием в условиях учебного заведения, на курсах повышения квалификации. Возможность в непосредственной хронологической близости сопоставить приложенные усилия с достигнутыми результатами, реальная востребованность приобретаемых навыков и умений способствуют восприятию морально-психологической устойчивости как неотъемлемого инструмента решения профессиональных задач.
Анализ исследований Н.М. Бо-рытко, В.И. Слободчикова, Н.Е. Щур-ковой и др. позволил нам дать следующее определение стимулирующей среды в соответствии с проблемой нашего исследования: стимулирующая среда - многокомпонентное образование, представленное совокупностью: предметно-пространственных характеристик; людей - руководителей, сотрудников, слушателей и др.; их ценностными ориентациями, характером отношений друг к другу и к тому, что они делают; значимыми событиями, содержанием деятельности; профессионально-нравственным полем, где осуществляется педагогическое взаимодействие.
Если в учебных заведениях стимулирующую функцию выполняет образовательная среда, то в условиях служебной деятельности стимулирующая среда является подсистемой профессиональной среды подразделения ОВД. В отличие от обучающихся в образовательных учреждениях МВД России (в частности в ДПО), развитие
морально-психологической устойчивости сотрудников ОВД проходит в рамках морально-психологической подготовки и всецело пересекается со служебной деятельностью. Среда, стимулирующая развитие морально-психологической устойчивости сотрудников ОВД, является сложным по структуре целостным образованием, представленным внешней и внутренней составляющими. Внешняя составляющая включает ментальные, политические, социально-экономические и другие компоненты, объективное влияние которых необходимо учитывать. К ним мы, в частности, относим: социально-экономическую обстановку в стране, сложившееся в обществе отношение к сотрудникам ОВД и др.
Внутреннее содержание стимулирующей среды определяют материальный, информационный и деятельност-ный компоненты; элементом является педагогическое влияние того или иного компонента на субъектов процесса развития МПУ сотрудников ОВД; системообразующим фактором является управление и самоуправление взаимодействием участников этого процесса; целостность среды обеспечивается наличием связей исходного, обратного, встречного, параллельного и относительно самостоятельного направления.
Стимулирующая среда - это и окружение, среди которого находится сотрудник ОВД и влияет на его развитие: коллектив подразделения, его руководители, сотрудники отдела морально-психологического обеспечения. При этом большое значение имеет тот факт, что динамика развития морально-психологической устой-
чивости сотрудников ОВД включает использование такого фактора, как следование образцам. Подражание в данной деятельности имеет особенности, отличающиеся последовательным переходом от подражания репродуктивного характера к творческому подражанию избранному образцу, а далее к самостоятельному развитию данного феномена, фундамент которого базируется на двух предшествующих стадиях. Следовательно, руководители (начальники) подразделений должны иметь такие морально-психологические качества, которые определяют их способность сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействия психотравмиру-ющих факторов и успешно выполнять поставленные задачи, другими словами, сами обладать высокой морально-психологической устойчивостью.
Стимулирующая среда открыта, целостна, обладает динамичностью, управляемостью, имеет потенциал для развития. Она позитивно воздействует на результативность служебной деятельности сотрудников, морально-психологический климат в служебных коллективах органов внутренних дел, состояние служебной дисциплины и морально-психологическое состояние личного состава.
И последнее организационно-педагогическое условие - активизация процесса развития морально-психологической устойчивости сотрудников ОВД средствами самообразования и самовоспитания. Любое развитие невозможно без саморазвития, самосовершенствования. Под саморазвитием мы понимаем собственную активность человека в изменении себя, в
раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, своего личностного потенциала [9]. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности. Саморазвитие происходит путем самовоспитания и самообразования. Следовательно, развитие морально-психологической устойчивости сотрудника ОВД невозможно без самообразования и самовоспитания. Чтобы самообразование и самовоспитание способствовали эффективному развитию МПУ, необходимо помочь каждому сотруднику критически осмыслить собственную профессиональную позицию, оценить степень своей морально-психологической устойчивости и выявить новые источники личностного и профессионального роста. Необходимость получения практического опыта самообразования, самовоспитания, самоанализа продиктована физической, интеллектуальной и эмоциональной энергоемкостью труда полицейского, насыщенностью различными напряженными ситуациями. Постоянное совершенствование обеспечивает интенсивность обогащения операционального опыта продуктивными формами поведения взамен несоответствующих норм морали и профессиональных стереотипов.
Источники:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета
- Федеральный выпуск. №5651. 7 декабря
2011. [Federal law of the Russian Federation of November 30, 2011 «On service in organs of internal Affairs of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta
- Federal issue № 5651. December 7, 2011. (In Russ.)]
2. Гайдов В.Б. Правоохранительная служба в органах внутренних дел Российской Федерации. М.: ЦОКР МВД России, 2009. 152 с. [Gaydov V.B. Law enforcement service in organs of internal Affairs of the Russian Federation: M, COCR the Ministry of internal Affairs of Russia, 2009, p. 152. (In Russ.)]
3. Соколова Е.Н. Педагогическая система морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел: Автореферат дисс....докт. пед. наук. М., 2009. [Sokolova E.N. Pedagogical system of moral-psychological training of organs of internal Affairs personnel. Abstract, M, 2009. (In Russ.)]
4. Аксиологические индикаторы качества образования в контексте Болонского процесса // Успехи современного образования. 2011. № 8. С. 519-523. [Axiological indicators of the quality of education in the context of the Bologna process // Successes of modern education. 2011, № 8, p 519-523. (In Russ.)]
5. Сибирко М.А. Формирование морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений МВД России в экстремальных ситуациях: автореф. дисс. .канд. пед. наук. Елец,
2012. С. 14. [Sibirko M.A. Formation of moral and psychological stability of students in educational institutions of the MIA of Russia in extreme situations: Abstract, Yelets, 2012. P. 14. (In Russ.)]
6. Семчук И. Формирование морально-психологической устойчивости у сотрудников органов внутренних дел // Профессионал. 2013. №6 (116). С. 37-38. [Semchuk I. Formation of internal Affairs organ employees moral-psychological stability
// Professional. 2013, № 6 (116). P. 37-38. (In Russ.)]
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2001. 705 с. [Rubinstein S.L., Basis of General psychology. 2001. C. 705 p. (In Russ.)]
8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006. 512 с., С. 114. [Il'in V.P. Motivation and motives. SPb., 2006. 512 P. 114 (In Russ.)]
9. Мингалеева А.В. Педагогические условия формирования готовности к профессионально-личностному саморазвитию у будущих экономистов: дисс. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2012. 194 с. С. 16. [Mingal-eeva A.V. Pedagogical conditions of readiness formation for professional and personal self-development of future economists: Dissertation. Ulyanovsk. 2012. 194 p. P. 16. (In Russ.)]
References:
1. Federal'nyj zakon Rossijskoj Fed-eracii ot 30 nojabrja 2011g. N 342-FZ «O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta - Federal'nyj vypusk. №5651. 7 dekabrja 2011.
2. Gajdov V.B. Pravoohranitel'naja slu-zhba v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii. M.: COKR MVD Rossii, 2009. 152 s.
3. Sokolova E.N. Pedagogicheskaja sistema moral'no-psihologicheskoj podgoto-vki lichnogo sostava organov vnutrennih del: Avtoreferat diss....dokt. ped. nauk. M., 2009.
4. Aksiologicheskie indikatory kachest-va obrazovanija v kontekste Bolonskogo processa // Uspehi sovremennogo obrazovanija. 2011. № 8. S. 519-523.
5. Sibirko M.A. Formirovanie moral'no-psihologicheskoj ustojchivosti kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii v jekstremal'nyh situacijah: avtoref. diss. . kand. ped. nauk. Elec, 2012. S. 14.
6. Semchuk, I. Formirovanie moral'no-psihologicheskoj ustojchivosti u sotrudnikov organov vnutrennih del // Professional. 2013. №6 (116). S. 37-38.
7. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psi-hologii. SPb., 2001. 705 s.
8. Il'in E.P. Motivacija i motivy. SPb., 2006. 512 s., S. 114.
9. Mingaleeva A.V. Pedagogicheskie uslovija formirovanija gotovnosti k professional'no-lichnostnomu samorazvitiju u budushhih jekonomistov: diss. . kand. ped. nauk. Ul'janovsk, 2012. 194 s., S. 16
Зарегистрироeа: 22.09.2014
Хасанова Галия Булатовна (г. Казань), ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», кафедра социальной работы, педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор. Тел.: 231-43-53. E-mail: ufkbz58@ mail.ru.
Хайруллова Эльвира Тагировна (г. Казань), ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», кафедра криминалистики Казанского юридического института МВД России, преподаватель, аспирант кафедры социальной работы, педагогики и психологии. Тел.: 221-20-65. E-mail: [email protected]
Khasanova Galiya Bulatovna (Kazan), Kazan State Technological University, the department of social work, education and psychology, doctor of pedagogical sciences, professor. Те!.: 231-43-53. E-mail: [email protected].
Khairullova El'vira Tagirovna (Kazan), Kazan State Technological University, the department of criminology at Kazan Law Institute of the Russian Interior Ministry, teacher, graduate student of social work, psychology and pedagogy. Tel .: 221-20-65. E-mail: [email protected].