РАЗДЕЛ 5
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 37.032-053.6
DOI: 10.24412/2308-717Х-2020-2-134-142
Липкина Нина Григорьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342)238-63-91 e-mail: pedagog@pspu. ru
Зуев Евгений Владимирович
МАОУ «Лицей № 8», Пермь, Россия 614088, Пермь, ул. Космонавта Леонова, 62-А, (342) 229-55-45 e-mail: [email protected]
магистрант
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ
Nina G. Lipkina
PhD in Pedagogics Associate Professor of the Pedagogy Department
Federal State Budget Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian
Pedagogical University», Perm, Russia 614990, Perm, Sibirskaya str., 24 e-mail: [email protected]
Evgeny V. Zuev
© Липкина Н.Г., Зуев Е.В., 2020
Lyceum No. 8, 614088, Perm, Kosmonavta Leonova str., 62-A, Perm, Russia
e-mail: [email protected]
Master's Degree Student of Perm State Humanitarian-Pedagogical University
Federal State Budget Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian
Pedagogical University», Perm, Russia 614990, Perm, Sibirskaya str., 24
PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
OF STUDENTS OF THE BASIC SCHOOL IN THE ACTIVITIES OF A TUTOR: PROBLEMS, RESEARCH, SOLUTIONS
Аннотация. Анализируются результаты исследования, проведенного среди учащихся восьмых классов, в связи с ними рассматриваются проблемы профессионального самоопределения обучаемых основной школы, в том числе необходимость создания педагогических условий, при реализации которых деятельность тьютора или классного руководителя с тьюторской позицией будет эффективной в решении проблемы профессионального самоопределения школьников.
Ключевые слова: профессиональный выбор, самоопределение, готовность к профессиональному самоопределению, индивидуальный образовательный маршрут, тьютор.
Abstract. The article analyzes the results of a study conducted among students of eighth grades, the problems of professional self-determination of students of basic school are considered, including the need to create pedagogical conditions under which the activities of a tutor or class teacher with a tutor position will be effective in solving the problem of professional self-determination of schoolchildren.
Key words: professional choice, self-determination, readiness for professional self-determination, individual educational route, tutor.
В соответствии с инновационной стратегией развития страны система образования должна претерпеть существенные изменения, связанные с необходимостью создать условия для подготовки высококвалифицированных кадровых ресурсов для новой инновационной экономики.
Одна из проблем модернизации школы - отсутствие таких форм и способов образования, которые могли бы создать эффективные условия для профессионального самоопределения школьников. Профессиональная ориентация школьников, имеющая своей целью содействие осознанному выбору будущей профессиональной деятельности, приобретает все большую значимость. При этом профессиональный выбор нельзя рассматривать только лишь как акт принятия решения. Выбор - это прежде всего психологическая готовность осознанно проявить свободу воли в определении своих целей
и средств их достижения. Современного школьника важно уже на школьной скамье научить проектировать свое будущее и находить необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора. Реализовать это невозможно без введения в образовательное пространство школы тьютора, обеспечивающего связь индивидуальной образовательной потребности обучающегося и вариантов ее реализации.
Несмотря на внимание педагогической науки к проблеме тьюторского сопровождения учащихся как к одному из условий эффективного профессионального самоопределения, необходимо отметить ряд противоречий:
- между общественной потребностью формирования способности подрастающего поколения к осознанному профессиональному выбору и недостаточным научно-теоретическим осмыслением организации данного процесса;
- накопленным опытом тьюторского сопровождения процесса профессионального самоопределения учащихся основной школы и отсутствием результатов его осмысления в теории и практике;
- объективной потребностью моделирования системы тьюторского сопровождения процесса профессионального самоопределения в образовательном учреждении и недостаточной разработанностью содержания и технологии ее реализации.
Исходя из выделенных противоречий нами была сформулирована проблема исследования: при каких условиях обеспечивается эффективность тьюторского сопровождения готовности к профессиональному самоопределению учащихся основной школы.
Самоопределение в современной науке рассматривается как процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления [2]. Самоопределение выступает необходимым условием саморазвития личности, опирается на процесс самопознания (самоанализ, рефлексия, сравнение, обобщение) и способность делать осознанный ответственный выбор в самых разных ситуациях.
В подростковом возрасте, на наш взгляд, важно обеспечить готовность личности к самоопределению [1].
В общей структуре готовности исследователи выделяют компоненты: мотивационный - познавательные потребности ребенка, определяющие мотив выбора будущей профессиональной деятельности; ориентационный - знание особенностей деятельности и ее требований к личности; операционный -владение необходимыми знаниями, а также способами деятельности; волевой -самоконтроль, умение управлять деятельностью; оценочный - самооценка своей подготовленности к решению задач деятельности.
Готовность к самоопределению, таким образом, включает мотивацию к самопознанию, способность самому строить свои жизненные планы, ставить цели, предвидеть результаты своих действий, умение отбирать адекватные целям способы деятельности, анализировать.
Формируя готовность к самоопределению., мы воспитываем людей, готовых самостоятельно обдумывать перспективы своего будущего, в том числе профессионального.
Важно отметить, что готовность к самоопределению формируется не передачей информации о профессиях, не мероприятиями по профориентации, а ценностными приращениями к сознанию личности, которые осуществляются через достижение метапредметных результатов обучения у подростков, а именно личностных и регулятивных универсальных учебных действий: умение делать осознанный выбор, осознавать его последствия, анализировать соответствие деятельности поставленным целям, прогнозировать ее результаты. Именно они позволяют воспитать человека, способного принимать самостоятельные решения, - самоопределяющуюся личность [3].
Исходя из вышесказанного, мы выделили следующие критерии сформированности готовности к профессиональному самоопределению у школьников:
- мотивационно-потребностный, включающий такие показатели, как наличие мотива выбора профессии, а также активной позиции ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии;
- когнитивный, который предполагает наличие знаний об особенностях деятельности, а также требований к личности, исходя из ее особенностей: представление о своих склонностях, о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека;
- операционный, который содержит следующие показатели: умение ставить цель и составлять программу действий для ее достижения;
- волевой, включающий самоконтроль и коррекцию профессиональных планов, способность принимать решения и нести за них ответственность;
- оценочный, предполагающий наличие способности к самоанализу имеющихся вариантов выбора профессии и самоактуализации потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профессии.
Проведенное нами исследование сформированности готовности к профессиональному самоопределению по методике Л.А. Ясюковой [5] (участвовало 45 учащихся восьмых классов МАОУ «Лицей № 8» г. Перми) показало: у 40 % подростков на первом месте выбора будущей профессиональной деятельности стоят материальные ценности: желание получать большую заработную плату, быть материально обеспеченными; у 26 % - комфортные условия труда, 29 % школьников в будущей профессии привлекает позиция исполнителя; для 15 % основной ценностью будущей профессиональной деятельности является возможность иметь широкий круг общения.
Вместе с тем исследование мотивов выбора будущей профессиональной деятельности (по методике этого же автора) показало: доминирующим мотивом является интерес к будущей профессии (29 %), на втором месте -познавательные потребности детей (23 %), далее идет статусная мотивация,
к которой относится забота о престиже (14 %), коммуникативная мотивация характерна для 11 % подростков. Внешняя мотивация, к которой относятся случайные мотивы выбора, имеет довольно низкие показатели среди подростков (9 %). Прагматичная мотивация, предполагающая стремление к материальной обеспеченности, и социальная мотивация, которая предполагает важность мнения значимых людей, имеют одинаковые показатели - 7 %.
Согласно этому исследованию, мотивация, которая связана с интересом к будущей профессии, преобладает в рассматриваемой возрастной группе. Вместе с тем эти результаты противоречат представлению о ценностях будущей профессиональной деятельности.
Анализ полученных результатов показал: познавательная мотивация доминирует в том случае, если уже появился интерес к какому-либо виду профессиональной деятельности, если ребенок почувствовал, что он сможет в этом виде деятельности реализовать себя. Ее наличие проявляется в избирательности в учебной деятельности: подросток изучает интересующие его предметы с использованием дополнительных источников информации, проявляя при этом познавательную потребность.
С помощью исследования по методике Л.А. Головей, предназначенной для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности, мы получили следующие результаты: 22 % учащихся имеют профессиональный план и определенную степень его сформированности, их выбор профессии можно считать осознанным - он построен с учетом интересов и предшествующего опыта личности, с осознанием мотивов выбора профессии. У 62 % учащихся результаты исследования свидетельствуют о недостаточной осознанности или противоречивости профессиональной мотивации (нравится одно, но выбор обусловлен другими мотивами), отсюда их профессиональные планы ситуативны, неустойчивы. Шестнадцать процентов учащихся не имеют никаких профессиональных планов.
Представленные данные свидетельствуют о недостаточной осознанности или противоречивости профессиональной мотивации учащихся. Анализ результатов исследования подтверждает, что у большинства школьников готовность к профессиональному самоопределению не сформирована.
Анализ результатов исследования по методике «Профиль» (автор А. Голомшток, модификация Г. Резапкиной [4]) свидетельствует: большинство учащихся 8-х классов проявляют ярко выраженный интерес к химии и биологии (68 %), к педагогике, медицине (55 %), к предпринимательству, домоводству, спорту и военному делу (50 %), слабо выражен или совсем не проявлен интерес к физике, математике, литературе, искусству, истории и политике.
Результаты исследования подтвердили актуальность проблемы и необходимость специально организуемой деятельности, направленной на формирование готовности к профессиональному самоопределению.
Одной из важнейших проблем, выявленных в данном исследовании, является, на наш взгляд, наличие серьезных противоречий в профессиональной
мотивации: нравится одно, но выбор обусловлен другими мотивами; в качестве ценностей на первый план выходит одно, а мотивация оказывается иной.
Таким образом, наше исследование выявило серьезную проблему, а именно низкую осознанность подростками выбора профессии. Профессиональная осознанность может быть представлена тремя позициями:
- я знаю, кем хочу быть;
- я достаточно информирован о будущей профессии;
- я знаю свои способности, склонности, интересы и то, насколько они соответствуют моему выбору профессии.
Выбор профессии связан с преодолением неопределенности на личностно-мотивационном уровне. Наиболее трудным является сам акт принятия решения о выборе профессии, установление личностного смысла профессиональной деятельности.
С учетом выявленных проблем актуальной, на наш взгляд, является проблема создания таких педагогических условий, при которых деятельность тьютора или классного руководителя с тьюторской позицией будет способствовать профессиональному самоопределению школьников.
Опытно-экспериментальная работа, проведенная в 8-х классах лицея № 8 г. Перми, позволила выявить условия эффективной организации тьюторского сопровождения как особого типа педагогической деятельности, обеспечивающей индивидуализацию образования, направленную на выявление интересов обучающихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
Тьюторское сопровождение процесса профессионального самоопределения школьников основывается на построении индивидуального образовательного маршрута, что, с нашей точки зрения, является одним из условий его эффективной организации. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это письменно зафиксированный проект движения ученика в образовательном пространстве. ИОМ способствует формированию у школьников умения ставить цель, планировать пути достижения образовательных результатов, прогнозировать уровень их достижений, корректировать собственные планы и способность самостоятельно оценивать и осознавать качество и уровень освоения материала. В маршрутизированном обучении дети получают возможность проявить свои учебные предпочтения, попробовать сделать выбор и взять на себя ответственность за него. Задача тьютора при введении в образовательный процесс ИОМ - разработать систему образовательных выборов. При построении ИОМ тьютор осуществляет картирование (составляет ресурсные карты), использует такие формы тьюторского сопровождения, как индивидуальные и групповые консультации, тьюториалы, тренинги и т.д. Кроме этого, он создает условия для участия обучающихся в образовательных и профессиональных стажировках, в олимпиадах, вовлекает их в исследовательскую и проектную работу, организует пробы общественной и профессиональной деятельности через социальную и профессиональную практику.
Методическое обеспечение эффективной организации тьюторского сопровождения формирования готовности к профессиональному самоопределению учеников основной школы предполагает разработку моделей занятий с использованием современных образовательных технологий (кейс-стади, тренинги, деловые игры и т.д.); кейсов диагностических методик.
Примерами тьюториалов и тренингов, проводимых нами в рамках опытно-экспериментальной работы, можно назвать: тренинг по командообразованию, индивидуальные тьюториалы с учащимися и их родителями по поводу результатов исследований, профессиональных планов детей, индивидуальных тьюториалов с учащимися по поводу написания и подготовки к защите учебно-исследовательских работ, а также летней профильной практики, организованной в рамках профильного обучения.
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов включает как учебную, так и внеурочную деятельность подростка. Причем активное взаимодействие педагога и ученика возникает уже в ходе проектирования индивидуального образовательного маршрута, так как заинтересованность учащегося в происходящем и включенность его непосредственно в построение своей маршрутной карты является приоритетом в выборе тьютором приемов и средств сопровождения.
Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществлялась поэтапно. На начальном этапе тьютор проводил диагностику познавательных интересов ребенка, его профессиональные предпочтения, уровень развития его способностей (диагностический этап).
Затем осуществлялось погружение детей в знакомство с профессиями, соответствующим интересам и познавательным потребностям детей через краткосрочные курсы, профессиональные пробы (когнитивный этап).
Далее тьютор создает условия для определения ребенком цели и задач, которые будут реализованы в процессе его продвижения по индивидуальному образовательному маршруту, времени, которое должен и может затратить ребенок на освоение базовой и специальной части своей индивидуальной образовательной программы. В процессе совместной деятельности ребенка и тьютора разрабатывается учебно-тематический план, определяется логика освоения содержания, отбираются формы занятий, методы, приемы и технологии, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления индивидуального образовательного маршрута (операционный этап).
Следующий этап - выбор способов оценки успешности освоения индивидуального образовательного маршрута и подготовка презентации достижений (оценочный этап).
Важнейшим педагогическим условием эффективности тьюторского сопровождения является расширение образовательного пространства учащегося как пространства пробы себя, своих возможностей за счет организации условий для рефлексии школьниками точек профессионального самоопределения,
создания мест для приобретения учениками нового образовательного, коммуникативного, социального и управленческого опыта.
Такое расширение образовательного пространства осуществляется с помощью организации посреднических действий между школой и социумом. Это происходит в ситуации, когда у ученика возникает осознанный заказ своему образованию через видение собственных проблем, связанных с выбором профессии.
Тьютор (классный руководитель с тьюторской позицией) показывает ребенку образовательное пространство развития в той или иной профессиональной деятельности. Выбрав из предлагаемых форм и мест прохождения социальной практики или профессиональных проб вариант, отвечающий его профессиональным интересам, ученик имеет возможность попробовать себя в том или ином виде деятельности.
Кроме этого, необходимым условием эффективности тьюторского сопровождения процесса профессионального самоопределения подростка является организация рефлексии по итогам прохождения профессиональных проб, летней школьной профильной практики, защиты исследовательских и проектных работ. Главное, что помогает удерживать тьютор в рефлексии, это полученный опыт, выделение тьюторантом своих сильных сторон, понимание своих возможностей и дальнейшего развития.
Подростки в рефлексии отвечают (в первую очередь для себя) на вопросы: «Что интересно познавать именно мне?», «Что я могу делать с полученными знаниями, информацией, отношениями, учебными задачами?», «Что я не могу делать и с чем не справлюсь?», «Что я еще хочу попробовать сделать?» и т.д. без риска получить статус неудачника.
Важную роль в процессе профессионального самоопределения играет совместная работа педагогов, родителей, детей и тьютора или классного руководителя с тьюторской позицией.
Созданные педагогические условия оказали позитивное влияние на формирование готовности обучающихся к выбору профессии. В результате данной деятельности у большинства подростков повысилась мотивация к профессиональному самоопределению, профессиональной идентичности и выбору профессии, сформировались профессионально-личностные ценности, увеличились объем, осознанность, полнота знаний об особенностях различных профессий, отраслей и сфер профессиональной деятельности, основах самоконтроля и самооценки, повысилась самостоятельность, успешность реализации умений и профессионально важных качеств и универсальных, надпрофессиональных навыков и умений. Обучающиеся стали более активно участвовать в профориентационных программах, мероприятиях и профессиональных пробах, профориентационных психологических диагностиках и тренингах, осуществлять рефлексию собственной деятельности.
Таким образом, педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся основной школы, осуществляемая тьютором, предполагает: принятие субъектами образования принципа индивидуализации,
вариативности учебной, практической и рефлексивной деятельности; создание открытого образовательного пространства за счет расширения социальной практики, организации профессиональных проб; рефлексии осуществляемой деятельности.
Список литературы
1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. - Минск: Изд-во «Университетское», 1985. - 206 с.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. - С. 300.
3. Косолапова Л.А., Липкина Н.Г. Пространства личностного самоопределения подростка // Международный научно-исследовательский журнал [Research Journal of International Studies]. - 2018. - № 01(67). - Ч. 4. -Январь. - С. 44-47.
4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М., 2019. - 208 с.
5. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. - СПб., 2005.