РАЗДЕЛ 6. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 371.213.3
DOI: 10.24411/2308-7218-2019-10230
Козлова Елена Леонидовна
директор МАОУ «Платошинская средняя школа», Пермский край магистрант кафедры педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: [email protected]
Косолапова Лариса Александровна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Пермского государственного национального исследовательского университета, профессор кафедры педагогии и психологии Пермского гуманитарно -
педагогического университета
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский
университет», Пермь, Россия 614068, г. Пермь, ул. Генкеля, д. 8, (342) 239-64-66 e-mail: la_kossolapova@list. ru
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Elena L. Kozlova
Headmaster, Platoshinskaya Secondary School, Perm Territory Master student of the Department of Pedagogy and Psychology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
Larisa А. Kosolapova
PhD, Professor, Head of the Department of Pedagogy of the Perm State National
Research University,
Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of the Perm Humanitarian-
Pedagogical University
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Perm State
National Research University» 8, Genkel, Perm, Russia, 614068, e-mail: [email protected]
TUTORING SUPPORT FOR THE PROFESSIONAL CHOICE OF RURAL SCHOOLCHILDREN ORIENTED TO PEDAGOGICAL SPECIALTIES
Аннотация. Обосновывается, что необходимым условием успешного профессионального выбора сельских школьников является тьюторское
© Козлова Е.Л., Косолапова Л.А., 2019
сопровождение, в частности, обеспечение открытой, вариативной, избыточной и провокативной образовательной среды как пространства самоопределения сельских школьников; охарактеризована методика тьюторского сопровождения профессионального выбора сельских школьников, ориентированных на педагогические специальности; представлены результаты опытно -экспериментальной работы.
Ключевые слова: сельские школьники, профессиональный выбор, школьники, ориентированные на педагогические специальности, сопровождение самоопределения личности, тьюторское сопровождение, тьюторское сопровождение профессионального выбора.
Abstract. The article substantiates that the necessary condition for a successful professional choice of rural schoolchildren is tutoring, in particular - providing an open, varied, redundant and provocative educational environment as a space for self-determination of rural schoolchildren; The methodology of tutor support for the professional choice of rural schoolchildren oriented to pedagogical specialties is described; The results of experimental work are presented.
Key words: rural schoolchildren, professional choice, schoolchildren oriented to pedagogical specialties, accompaniment of personality self-determination, tutorial accompaniment, tutorial accompaniment of professional choice.
Педагогическое сопровождение самоопределения личности в разных видах деятельности в процессе актуализации ее потенциала становится одним из основных педагогических процессов, это - «равноценная составляющая процесса образования наряду с обучением и воспитанием. Сопровождение самоопределения обладает своими собственными целями, принципами и закономерностями, которые до настоящего времени еще не вполне освоены педагогической наукой и практикой» [11, с. 2].
Целью педагогического сопровождения самоопределения личности выступает развитие способности проектировать цели, расставлять приоритеты, делать выбор. Содержание сопровождения самоопределения - система смыслов, которые выступают внутренней движущей силой человека и общества. Для достижения целей самоопределения необходимо создание комплекса условий, что предполагает перестройку существующего образовательного процесса [11, 14].
Сопровождение самоопределения личности состоится при условии возможности выбора благодаря: а) особым характеристикам среды, в которой разворачивается образовательный процесс; б) позиции и компетентности педагога; в реалиях сегодняшнего дня сопровождение самоопределения учащегося составляет функционал тьютора.
Следует отметить, что тьюторское сопровождение подразумевает наличие свободы в действиях тьюторанта. Внутреннее духовное освобождение происходит посредством творчества. Свобода предполагает самореализацию, направленную на раскрытие внутреннего потенциала человека, она помогает обрести смысл жизни [4, 14, 16].
По мнению Т.М. Ковалевой, основным принципом работы тьютора в современном образовании является принцип индивидуализации и «расширение» образовательного пространства каждого обучающегося до преобразования этого образовательного пространства в открытое.
Характеризуя открытое образование, Т.М. Ковалева отмечает, что оно в антропологическом контексте представляется в первую очередь как пространство всех возможных ресурсов для собственного образовательного движения любого человека. Ведущими открытыми образовательными технологиями при этом являются ситуационный анализ, исследование и проектирование, создание портфолио. Важно в данной ситуации научить школьника использовать максимально различные средства для построения и реализации индивидуальной образовательной программы [7-9].
Все три обозначенных процесса - воспитание, обучение и сопровождение самоопределения - одинаково важны в профориентационной работе. В то же время невозможно реализовать процесс сопровождения профессионального самоопределения исключительно теми педагогическими средствами, которые традиционно используются в обучении и воспитании, без учета принципиально иной природы этого процесса [11, с. 2].
Профессиональное самоопределение, как отмечает Э.Ф. Зеер, это осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий [5].
Сопровождение профессионального самоопределения - значимая составная часть общего процесса сопровождения самоопределения. Она должна рассматриваться как равноправный элемент в системе «общее образование -сопровождение профессионального самоопределения - профессиональное образование» [11, с. 2].
Разработанная нами модель тьюторского сопровождения профессионального самоопределения сельских школьников, ориентированных на педагогические специальности (рисунок), фиксирует способы тьюторского сопровождения.
Тьюторское сопровождение учащихся в рамках образовательной организации позволит повысить успешность профессионального самоопределения, если модель сопровождения разработана с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и организована как целостный процесс, направленный на осуществление осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.
В качестве методологической основы в разработке системы сопровождения профессионального самоопределения были использованы личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подходы.
Продуктивным представляется комплексное использование вариантов тьюторской деятельности, которые отличаются по способу сопровождения индивидуального образовательного маршрута школьников, ориентированного на формирование у них готовности к профессиональному самоопределению.
В структуру модели тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников входят следующие компоненты:
1) целевой (обеспечивает формирование готовности выпускников школы к профессиональному самоопределению);
2) содержательный (предполагает вариативность тьюторской деятельности (наставническая, диспетчерская, событийная, консалтинговая);
3) организационный (определяет условия эффективности тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников);
4) процессуальный (включает этапы осуществления тьюторского сопровождения и средства педагогического взаимодействия);
5) оценочно-результативный (предполагает разработку мониторинга интересов, склонностей, мотивов, готовности к профессиональному самоопределению старших школьников) [14].
Этапами тьюторского сопровождения определены: диагностическо-мотивационный, проектировочный, реализационный, рефлексивный (см. рисунок).
Запрос школы: потребность сельской школы в педагогических кадрах
Запрос обучающегося: обучающиеся, ориентированные на педагогические специальности, заинтересованы в успешном профессиональном самоопределении Цель: создать организационно-педагогические условия, которые обеспечат успешность тьюторского сопровождения профессионального самоопределения сельских школьников, ориентированных на педагогические специальности
Образовательная среда Избыточная Открытая Провокативная
Этапы
Диагностическо-мотивационный Проектировочный Реализационный Рефлексивный
Деятельность тьютора
создание организационно -педагогических условий тьюторского сопровождения профессионального самоопределения сельских школьников, ориентированных на педагогические специальности
Результат: успешное профессиональное самоопределение обучающихся, ориентированных на _педагогические специальности_
Рис. Модель тьюторского сопровождения профессионального самоопределения сельских школьников, ориентированных на педагогические специальности
Важнейшим условием результативности тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях сельской школы является открытая, вариативная, избыточная и провокативная образовательная среда, включающая ресурсы сельской школы, ресурсы общественных
объединений, ресурсы социальных партнеров, способствующих росту обучающихся.
Задачей тьютора является расширение образовательного пространства школьника как пространства пробы сил за счет организации рефлексии школьниками параметров самоопределения, создания условий для приобретения жизненного и социокультурного опыта. Такое расширение образовательного пространства может осуществляться посредством технологии социального продюсирования. В ситуации, когда у школьника возникает осознанная потребность в самообразовании посредством видения имеющихся проблем, связанных с определением себя в профессии, тьютор показывает ребенку перспективы саморазвития в учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности.
Статистические данные показывают, что средний возраст педагога сельской школы составляет 55-58 лет, в этой связи актуальным становится выявление результативных механизмов профориентационной работы с обучающимися сельских школ, ориентированных на педагогические специальности.
В работе представлен опыт соотнесения социального заказа и индивидуального запроса личности на сопровождение профессионального самоопределения.
Как показал анализ публикаций по теме исследования, именно педагогические способности и обнаружение их у себя формируют соответствующие профессиональные намерения, например, стать педагогом, склонности заниматься педагогической деятельностью, эффективность педагогического труда. Знание своих способностей, использование наиболее выраженных из них, развитие их в ходе профориентационной деятельности являются основой для успешного профессионального выбора и базой для определения путей дальнейшего самосовершенствования [1, 2, 10, 13].
Опытно-экспериментальная работа проводилось в 2017-2019 гг., в ней приняли участие 94 обучающихся 7, 8 и 10-х классов МАОУ «Платошинская средняя школа».
В ходе профориентационной работы школы к педагогическим специальностям проявили интерес 11 человек.
Тестирование этой группы педагогом-психологом школы по методике Л.А. Йовайши, предназначенной для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности, показало, что у 10 человек есть склонность к педагогической сфере и только у 1 обучающегося 7-го класса этой склонности нет, несмотря на это в исследовании осталось 11 обучающихся, из них 4 ученика 7-х классов, 3 ученика 8-х классов и 4 ученика 10-го класса.
Из 10 обучающихся запрос на тьюторское сопровождение был получен от 6 учеников, это 2 ученика 7-х классов, 1 ученик 8-го класса и 3 ученика 10-го
класса. Таким образом, наша экспериментальная группа составила 6 человека, а констатирующая - 5 человек. Группу из 6 человек сопровождает тьютор в течение 2017/18 и 2018/19 учебных годов.
Далее, после исследования обучающихся по методике Е.А. Климова «Тест для определения профессиональных склонностей», все испытуемые в графе «Человек - человек» набрали более 10 баллов и это максимальный показатель склонности к типу профессий «Человек - человек», такие показатели говорят о хороших предпосылках стать педагогом.
Можно сделать вывод, что обучающиеся на начальном этапе исследования находились в одинаковых условиях и на одном уровне профессиональной склонности к педагогике.
Для выявления готовности к педагогической деятельности была выбрана «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию», методика, разработанная Н.П. Фетискиным и др. [15]. Данная диагностика включает в себя 7 компонентов профессионально-педагогического саморазвития: мотивационный,
когнитивный, нравственно-волевой, гностический, организационный, способность к самоуправлению и коммуникативный.
Данная методика целиком и полностью отражает и замеряет способности личности педагога, зафиксированные в научных трудах.
Используя диагностику уровня парциальной (частичной, относящейся к отдельным частям) готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию, обучающиеся по 9-балльной шкале оценили себя по каждому показателю. После подсчета баллов мы определили у испытуемых уровень готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию (табл. 1, 2).
Таблица 1
Уровень парциальной готовности к педагогическому саморазвитию
(контрольная группа)
Компоненты Уровни профессионально-педагогического
№ п/п профессионально- саморазвития, %
педагогического саморазвития низкий средний высокий
1 Мотивационный - 60 40
2 Когнитивный 100 - -
3 Нравственно-волевой 40 60 -
4 Гностический 60 40 -
5 Организационный - 60 40
6 Способность к самоуправлению 100 - -
7 Коммуникативный 20 60 20
Итого 45,7 40 14,3
Анализ показателей мотивационного компонента готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию показал, что в обеих
группах отсутствует низкий уровень сформированности, большинство обучающихся находится на среднем уровне, 2 и 1 обучающийся из констатирующей и экспериментальной группы соответственно находятся на высоком уровне с точки зрения мотивационного компонента.
Таблица 2
Уровень парциальной готовности к педагогическому саморазвитию
(экспериментальная группа)
Компоненты Уровни профессионально-педагогического
№ профессионально- саморазвития, %
п/п педагогического саморазвития низкий средний высокий
1 Мотивационный - 84 16
2 Когнитивный 100 - -
3 Нравственно-волевой 66 17 17
4 Гностический 66 34 -
5 Организационный 17 66 17
6 Способность к самоуправлению 83 17 -
7 Коммуникативный 17 83 -
Итого 49,9 43 7,1
Замер когнитивный компонента показал совершенно другую ситуацию: все обучающиеся находятся на низком уровне сформированности данного аспекта готовности.
Исследуя нравственно-волевой блок, в котором отражены личностные качества, мы выявили, что в контрольной группе 40 и 60 % обучающихся находятся на среднем уровне и на низком уровне соответственно; в экспериментальной группе 66 % обучающихся выявили низкий уровень и по 1 обучающемуся - высокий и средний уровень сформированности данного компонента готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию.
Гностический компонент, который отражает профессиональные качества педагога, оказался сформированным примерно на одинаковом уровне в обеих группах: 60 и 40 % обучающихся находятся на среднем уровне и на низком уровне соответственно в контрольной группе; в экспериментальной группе 66 % обучающихся - на низком уровне и 34 % - на среднем уровне.
Организационный компонент, который отражает умение организовать деятельность свою и окружающих, представлен в контрольной группе у 3 человека на среднем уровне и 2 - на высоком. Экспериментальная группа показала результат: 1 обучающийся - на высоком и 1 - на низком, 4 - на среднем.
Компонент «способность к самоуправлению» и в экспериментальной, и в контрольной группах находится на низком уровне. В контрольной все 100 % обучающихся продемонстрировали низкий уровень сформированности данного аспекта готовности, а в экспериментальной из 6 участников 1 человек - на среднем и 5 обучающихся - на низком уровне.
Коммуникативный компонент зафиксирован на среднем уровне и высоком в контрольной группе и на низком и среднем - в экспериментальной группе.
В результате анализа результатов проведенного исследования мы выяснили, что большинство учащихся, вошедших в контрольную группу, не готовы к профессиональному саморазвитию: находятся на низком и среднем уровне (85,7 % участников исследования), и только около 14,3 % обучающихся готовы к профессиональному педагогическому саморазвитию.
Экспериментальная группа по результатам диагностики показала результат преимущественно на низком и среднем уровне (92,9 % участников исследования), и только около 7,1 % обучающихся готовы к профессиональному педагогическому саморазвитию.
Следующим этапом исследования была работа с экспериментальной группой, а именно тьюторское сопровождение обучающихся от которых был получен запрос на сопровождение профессионального выбора, а также создание образовательной среды.
Социальная образовательная среда представлена целенаправленно формируемым образовательным пространством школы, включающим в себя материальные и нематериальные объекты, которые используются или могут быть использованы в образовательной деятельности по формировании и реализации индивидуального образовательного маршрута [6, с. 9].
В ходе опытно-экспериментальной работы проектировалась образовательная среда, соответствующая следующим требованиям: вариативность, избыточность, открытость, провокативность.
Вариативность проявлялась в выборе форм и методов работы, способов деятельности и вариантов предоставления результатов. Избыточность обеспечивалась за счет социальных партнеров, школ Пермского муниципального района, ДЮЦ «Импульс». Открытость достигалась за счет неограниченности внедрения новых ресурсов для достижения цели индивидуального образовательного маршрута. Провокативность была связана с неопределенностью выбираемой траектории саморазвития благодаря вопросу тьютора, выбору тьюторанта, его личному отношению (табл. 3).
Таблица 3
Характеристика социально-образовательной среды с учетом задачи этапов тьюторского сопровождения профессионального _самоопределения обучающихся_
Вариативность Избыточность Открытость
Диагностико-мотивационный этап, задача социально-образовательной среды: создание комфортных условий и актуализация процесса профессионального самоопределения
- Тьюторант погружается в профессию «Педагог» через медиасредства и^и _ _ г литературные произведения выбирая любое произведение, сранивает чсебя с героем данного___с произведения определяет форму предоставления, сравнения себя ч с героем выбранного произведения
- Тьюторанту предлагаются варианты психологических диагностик и самодиагностик по определению направлении педагогической деятельности прохождение данных диагностик возможно по методикам применяемых школьным психологом, а также используя различные методики, найденные в сети Интернет тьюторант может предложить свой способ по определению склонности к направлению педагогической деятельности
Окончание табл. 3
Вариативность
Избыточность
Открытость
- Тьюторант знакомится с профессиональной деятельностью по направлениям педагогических специальностей
через образовательное пространство школы, _ ^тьюториалы, личные беседы и встречи с педагогами, изучение литературы и сети Интернет_
тьюторант может предложить свои формы деятельности, использование ресурсов
,___!■
- Тьюторанту предлагается определиться с направлением педагогической деятельности из перечня педагогических профессий
решение может быть самостоятельным, а также
тьюторант может предложить выбранный вариант как на
может воспользоваться ¡_~ ~ > основе используемых
консультацией значимого взрослого
диагностик, так и свой личный выбор
Проектировочный этап, задача социально-образовательной среды: предоставить возможность увидеть ресурсы _и структурировать среду через картирование_
- Тьюторант определяется с партнерами своего образовательного маршрута_
¡Л".".!;
не ограничивается количественный состав
возможен выбор партнеров за рамками образовательного
г--\
учреждения
- Тьютор знакомит тьюторанта с разными формами оформления ИОМ, определяются с формой ИОМ, в которой будут определены цели и задачи
_ _ и
I _
тьюторант решает, каким образом он будет двигаться к цели и решать поставленные им задачи
на любом этапе своей деятельности в ИОМ могут вноситься изменения
Реализационный этап, задача социально-образовательной среды: это предоставлять возможности
Вариативность
Избыточность
Открытость
Провокативность
- Тьюторант двигается по определенному ИОМ
самостоятельно, тьютор играет роль навигатора
тьюторант привлекает к реализации маршрута востребованные в ходе реализации не достающие элементы
может внести изменения в ИОМ, строго не ограничен определенным ИОМ
Тьютор намерено осложняет ситуации за счет провокаций, побуждение тьюторанта к необдуманным поступкам
Рефлексивный этап, задача социально-образовательной среды: это организовать возможность рефлексии полученного опыта, а также провести повторный диагностический срез
- Тьюторанту , _ _ N предоставляется ' возможность выбора формы рефлексии демонстрация полученного опыта не ограничивается '- - -группой тьюторантов тьюторант мотивируется /к продолжению или формированию нового ИОМ
Грамотно организуемая социально-образовательная среда позволяет создать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут. Благодаря серии образовательных профессионально ориентированных ситуаций, в которые попадают участники события, и их рефлексии, тьюторанты учатся
ставить задачи личностного и профессионального самоопределения, апробируют новые стратегии поведения, реализуют индивидуальный образовательный маршрут [3, 10, 12].
Разработанная модель тьюторского сопровождения (см. рисунок) нацеливает школьников на профессиональное самоопределение, соответствующее их интересам, способностям и потребностям.
Существуют различные методики построения образовательного маршрута. В рамках нашей работы профессионального самоопределения сельских школьников, ориентированных на педагогические специальности, была использована модель проектирования идеального образа будущего, где движение от себя в «каков я есть» к себе качественно новому, «идеальному» и есть образовательный маршрут (табл. 4).
I этап - диагностико-мотивационный. На мотивационном этапе для обучающихся был организован групповой тьюториал «Я познаю себя». В рамках данного тьюториала работали над следующими задачами: осознание своей роли, развитие способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей, повышение коммуникативных навыков. Результатом данного тьюториала стало оформление рефлексивного дневника в произвольной форме, тьютор предложил разные варианты и образцы его ведения, обучающиеся самостоятельно выбрали форму и методику занесения информации.
Следующим составляющим заданием диагностико -мотивационного этапа был организован просмотр видеороликов, документальных фильмом на школьную тематику. Для того чтобы выбрать медиаресурс, были проведены индивидуальные тьюториалы, на которых использовалась методика картирования. На карте ребенку предлагалось нанести положительные и отрицательные моменты в профессии «Учитель», в ходе полученного результата тьютор подбирал медиаресурс для самостоятельного просмотра и осмысления. В диагностико-мотивационный этап вошло одно общешкольное мероприятие - «День самоуправления», в ходе которого обучающиеся экспериментальной группы прошли первую профессиональную пробу по выбранному направлению. Результатом данного мероприятия стал отзыв в рефлексивном дневнике. Завершающим элементом диагностико -мотивационного этапа и началом проектировочного этапа стал групповой обучающий тьюториал по составление ресурсной схемы.
II этап - проектировочный. Это этап выбора ресурсов и расстановки приоритетов. Тьюторанты совместно с тьютором на данном этапе в ходе индивидуального тьюториала составляли ресурсную схему для максимального расширения пространства, заполняется три вектора: культурно-предметный,
антропологический и социальный. Самостоятельным заданием обучающихся стало на основе схемы составить интеллект-карту «Проект моего профессионального будущего». Согласно индивидуальной интеллект-карте тьютор с обучающимися совместно составляют циклограмму дальнейших действий и расписывают пошаговую инструкцию движения профессионального самоопределения. Данный тьюториал является переходным составляющим к следующему этапу.
III этап - реализационный этап. В ходе данного этапа активные действия тьютора прекращаются, он остается наблюдателем со стороны -консультантом. На этом этапе тьюторант реализует намеченный план согласно циклограмме действий. Обучающийся должен суметь ориентироваться в среде, выполнять намеченные задания, а в последствии самостоятельно ставить и реализовывать поставленные задачи, рефлексировать.
IV этап - рефлексивный. Данный этап был разбит на две части, первая часть - групповой тьюториал и вторая - индивидуальный тьюториал с разбором рефлексивного дневника и сравнение его с наблюдениями тьютора.
Групповой тьюториал был организован в формате просмотра короткометражного фильма с последующим заданием - «примерить» роль актера фильма на себя, т.е. сопоставление себя и актера фильма.
В ходе индивидуального тьюториала рассматривался рефлексивный дневник и сопоставлялись намеченные пути и планы с фактическим результатом, на данный тьюториале использовался основной метод тьюторского сопровождения, специально организованная работа с вопросом тьюторанта или собственные вопросы тьютора.
Таблица 4
Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов
ч
>
ио й И ¡П
Этапы
Деятельность тьюторанта
Деятельность тьютора
Фиксация результата
1.
Диагнос-тико-мотиваци-онный
1. Знакомство с особенностями профессии педагога через встречу с тьютором
2. Освоение техник картирования на тренинге с тьютором
3. Проявление своего интереса во время тьюторской встречи с тьютором
4. Работа с дневником тьюторанта
1. Ознакомление тьюторантов
с особенностями профессии педагога
2. Проведение среди тьюторантов тренинга по работе с картой, дневником тьюторанта
3. Выявление интересов и запросов тьюторантов на тьюторской встрече с тьюторантами
4. Работа с дневником тьютора_
1. Сценарий тренинга «Я познаю себя»
с тьюторантами
2. Записи наблюдений в дневнике тьютора
2.
Проектировочный
1. Формулирование своего вопроса «Проект моего профессионального будущего»
2. Поиск ресурсов для ответа на свой вопрос
3. Выстраивание индивидуально-образовательного маршрута (ИОМ) и графическое оформление его
в дневнике тьюторанта
1. Создание ресурсной карты, в которой отводится место для внесения дополнений со стороны тьюторантов
2. Навигация тьюторантов в ресурсах социально-образовательной среды
3. Помощь тьюторантам в постановке своего вопроса
4. Помощь тьюторантам в выборе способа ответа на вопрос
5. Помощь тьюторантам в переложении ИОМ в графическую форму на страничке дневника тьюторанта
6. Выстраивание кооперации с родителями, классными руководителями, специалистами учреждений_
1. Запись вопроса тьюторанта в дневнике тьюторанта
2. Запись вопросов тьюторантов в дневнике тьютора
3. Ресурсная карта
4. Индивидуальные маршруты тьюторантов: карты, схемы, таблицы и т.д.
5. Запись контактов участников в дневнике тьютора
3.
Реализационный
1. Поиск ответа на свой вопрос
2. Создание своего образа
3. Участие в обсуждении с тьютором событий, вызвавших эмоциональный отклик
1. Координация работы
2. Организация обсуждения с тьюторантами событий, вызвавших эмоциональный отклик, и побуждение их к размышлению
о себе, приобретенном опыте и др.
1. Заполненная страница дневника тьюторанта (реализованные точки маршрута)
2. Заполненная страница дневника тьютора (что удивило, понравилось, что взять на заметку, возникшие проблемы
и др.)_
Окончание табл. 4
Этапы Деятельность тьюторанта Деятельность тьютора Фиксация результата
4. Рефлексивный 1. Участие в тьюториалах, индивидуальных беседах с тьютором 2. Корректирование собственного образовательного маршрута (при необходимости) 3. Определение перспектив своего дальнейшего развития (исследовательская работа, учебный проект, курс по выбору, выступление на конференции и др.) 1. Организация и проведение тьюториалов и индивидуальных бесед с тьюторантами по выстраиванию дальнейшего образовательного маршрута 1. Анализ тьютора по ИОМ в дневнике тьютора
оо о
Экспериментальная проверка результативности тьюторского сопровождения проводилась в мае 2019 г. с привлечением обучающихся 8, 9 и 11-х классов МАОУ «Платошинская средняя школа», которые в ходе профориентационной работы в школе проявили интерес к педагогическим специальностям.
На начальном этапе исследования мы выявили, что обучающиеся находятся в одинаковых условиях и на одном уровне готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию. Об уровне парциальной готовности к педагогическому саморазвитию на заключительном этапе опытно -экспериментальной работы свидетельствуют количественные показатели, представленные в табл. 5, 6.
Таблица 5
Уровень парциальной готовности к профессионально-педагогическому
Компоненты Уровни профессионально-педагогического
№ профессионально- саморазвития, %
п/п педагогического саморазвития низкий средний высокий
1 Мотивационный 40 40 20
2 Когнитивный 100 - -
3 Нравственно-волевой 40 60 -
4 Гностический 60 40 -
5 Организационный - 60 40
6 Способность к самоуправлению 80 20 -
7 Коммуникативный 60 40 -
Итого 51,4 40 8,6
Таблица 6
Уровень парциальной готовности к профессионально-педагогическому _саморазвитию (экспериментальная группа)_
№ п/п Компоненты профессионально-педагогического саморазвития Уровни профессионально-педагогического саморазвития, %
низкий средний высокий
1 Мотивационный - 17 83
2 Когнитивный 50 50 -
3 Нравственно-волевой - 50 50
4 Гностический 17 49 34
5 Организационный - 17 83
6 Способность к самоуправлению - 17 83
7 Коммуникативный - 34 66
Итого 9,6 33,4 57
Исследование мотивационного компонента профессионально-педагогического саморазвития показало, что в контрольной группе имеется отрицательная тенденция: 40 % обучающихся продемонстрировали низкий уровень, а в экспериментальной группе положительная динамика: 67 % (5 человек) находятся на высоком уровне готовности к педагогическому саморазвитию.
Повторный срез отразил существенную положительную динамику показателей в экспериментальной группе: по 6 компонентам профессионально -педагогического саморазвития из 7 зафиксировано преобладание высокого уровня сформированности. Это свидетельствует о переходе сельских школьников, ориентированных на педагогические специальности, на уровень осознанного профессионального самоопределения. Показатели готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию незначительно снизились (в частности, по мотивационному и коммуникативному компонентам).
Результат тьюторского сопровождения проявился также в поступлении тьюторантов в вуз: три выпускницы Платошинской средней школы, входящие в экспериментальную группу, сегодня являются студентками 1 -го курса ПГГПУ.
Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу о том, что профессиональный выбор обучающихся сельской школы, ориентированных на педагогические специальности, будет успешным, если разработана и реализована модель тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся сельских школ, ориентированных на педагогические специальности.
Список литературы
1. Белоусов А.Е. Организационно-педагогические условия непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Управление школой. - 2009. - № 15 (498). - URL: http://upr.1 september.ru/index.php?year=2009&num=15 (дата обращения: 02.09.2018).
2. Воронин И.В. Эффективность профориентационных занятий с подростками // Педагогические технологии. - 2008. - № 1. - С. 71-77.
3. Гурова Е.В. Профориентационная работа в школе: метод. пособие. -М.: Просвещение, 2007. - 95 с.
4. Доклад Агентства стратегических инициатив и Сколковский институт науки и технологии «Атлас новых профессий» [Электронный ресурс]. - URL: http://atlas100.ru (дата обращения: 25.02.2018).
5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: МПСИ, 2008. - 258 с.
6. Казакова Е.И., Галактионова Т.Г., Пугач В.Е. Основные приемы и технологии в работе тьютора: учеб.-метод. пособие. - М.: АПКиППРО, 2009. - 64 с.
7. Ковалева Т.М. Культурные границы тьюторства [Электронный ресурс] // Управление школой. 2009. - № 15 (498). - URL: http://upr.1september.ru/ index.php?year=2009&num=15 (дата обращения: 15.06.2018).
8. Ковалева Т.М. Основные тенденции развития тьюторства в России [Электронный ресурс] // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы междунар. науч.-практ. конф. (28-30 марта 2012 г., г. Пермь) / под общ. ред. Л.А. Косолаповой; редкол.: Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева, Т.П. Гаврилова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь: ПГГПУ, 2012. - 205 с. - 8,33 Mb. - URL: http://pedagog.pspu.ru/attach/tutor-conf/tutor-conf.Perm.28-30.03.2012.pdf (дата обращения: 08.09.2018).
9. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. лекции 1-4. - М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2017. -С. 8.
10. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. - Донецк, 2006. - 800 с.
11. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Электронный ресурс] / авт.-сост. В.И. Блинов, И.С. Сергеев, при участии Е.В. Зачесовой, Е.Ю. Есениной, И.В. Кузнецовой и др. - М.: Центр проф. образования ФГАУ «Федерал. ин-т развития образования», 2016. - URL: https://www.cposo.ru/ federalnyj-uroven/1087-kontseptsiya-soprovozhdeniya-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayushchikhsya-v-usloviyakh-nepreryvnosti-obrazovaniya
12. Межрегиональная тьюторская ассоциация [Электронный ресурс]. -URL: https://thetutor.ru/tutor/istoriya-tyutorstva/ (дата обращения: 13.02.2018).
13. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: Сфера, 2006. - 118 с.
14. Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения [Электронный ресурс]: материалы междунар. науч.-практ. конф. (28-30 марта 2012 г., г. Пермь) / под общ. ред. Л.А. Косолаповой; редкол.: Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева, Т.П. Гаврилова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь: ПГГПУ, 2012. - 205 с. - 8,33 Mb. - URL: http://pedagog.pspu.ru/attach/tutor-conf/tutor-conf.Perm.28-30.03.2012.pdf (дата обращения: 08.09.2018).
15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М., 2002. - C. 421-424.
16. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 кл. - М.: Сфера, 2006. - 119 с.