УДК 378.0
Малин Сергей Викторович
Malin Sergey Viktorovich
кандидат педагогических наук, начальник Управления реализации программ в сфере молодежной политики Федерального агентства по делам молодежи Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ тел.: (903) 755-22-38
Candidate of Pedagogics, head of the Department of implementation of programs in sphere of youth policy of Federal Agency for Youth Affairs Russian Ministry of Sports, Tourism and Youth Policy tel.: (903) 755-22-38
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖИ В ХОДЕ МОДЕЛЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
PEDAGOGICAL SUPPORT OF YOUTH DURING MODELS OF PROFESSIONALLY ORIENTATION PRACTICE
Аннотация:
The summary:
Важнейшим фактором поддержки социальнопрофессионального самоопределения старшеклассников является проектирование и организация профессионально ориентирующей и развивающей среды. Их важнейшими составляющими являются профориентационные практики, организованные взрослыми как в ходе учебного процесса, так и во внеучебное время.
The most impotent factor of support of social professional self-determination of senior pupils is projection and the organization of professionally orientation and developing environment. Their most important components are the professionally orientation practices organized by adults, both during educational process, and during nonstudying time.
Ключевые слова:
профориентационные практики, педагогическая поддержка, среда, проектная деятельность, информирование.
Keywords:
professional orientation practices, pedagogical support, environment, project activity, informing.
В условиях современной экономической ситуации педагогической науке и практике необходимо по-новому рассматривать вопросы профессиональной ориентации молодежи. Новый подход широко использует ресурсы региона и создает собственные возможности для поддержки профессионального самоопределения и личностного развития старшеклассников. Наиболее эффективно вопросы профориентации решаются в ходе профориентационных практик, специально организованных для молодежи. В ходе подобных практик осуществляется педагогическая поддержка, вовлекающая молодежь в процесс выбора профессионального пути, учебного заведения, участия в экономической жизни собственного региона.
Для осуществления такой поддержки решаются следующие задачи:
- создание современных профориентационных сред путем интеграции на единой методологической и организационной основе как специфических ресурсов различных учреждений, организаций и специалистов, так и ресурсов мировых информационно-коммуникационных сетей [1];
- эффективное сочетание интеллектуальных и эмоциональных средств формирования профессионального самоопределения старшеклассников;
- формирование научно-технических знаний и информирование молодежи о профессиях востребованных в регионе, формирование позитивного отношения старшеклассников к профессиональной карьере в сфере промышленного производства, а также на их разностороннее личностное развитие;
- осуществление профориентационной и профконсультационной деятельности в гуманитарном контексте, обеспечивающем глубокое понимание старшеклассниками первостепенного значения технических наук и промышленности для социально-культурного развития страны, обеспечения высокого уровня качества жизни, а также усиления обороноспособности и международного престижа России;
- реализация личностно-ориентированного подхода к каждому старшекласснику, обеспечивающего выстраивание оптимальных индивидуальных образовательно-развивающих и профессиональнокарьерных траекторий, учитывающих способности, личностные особенности и интересы;
- оказание методической поддержки педагогам и специалистам, формирование в регионе профессионального сообщества в сфере профориентации.
Важнейшим фактором поддержки социально-профессионального самоопределения старшеклассников и достижением указанных задач является проектирование и организация профессионально ориентирующей и развивающей среды [2, с. 54]. Для человека среда - это не только окружающий его мир, но и тот мир, который существует в его общении, взаимодействиях, взаимосвязях, коммуникации и других процессах.
Психолого-педагогическая среда - система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. При этом возможности понимаются как особое единство свойств среды и самой личности; возможность является в равной мере как фактом среды, так и поведенческим фактом личности. Понятие «возможности» предполагает активную роль самой личности в освоении развивающих ресурсов среды. Возможности можно реализовать в ходе профориентационных практик.
Профессионально ориентирующая и развивающая среда может рассматриваться как система встроенных друг в друга и тесно связанных между собой сред различных уровней [3, с. 19-26].
1. Уровень персональной профориентационно-развивающей среды для каждого учащегося. Оптимальный подбор путей и средств реализации индивидуальных профориентационно-образовательных траекторий.
- 19B -
2. Уровень микросреды первичного детско-взрослого сообщества - учебные группы, а также исследовательские и проектные группы учащихся под руководством педагогов вместе с консультирующими их специалистами и родителями.
3. Уровень локальной среды учреждения - школы, центры и т.п. На данном уровне сосредотачивается материальное и методическое обеспечение деятельности, вырабатывается ее стратегия, формируется корпоративная культура: соответствующий корпоративный дух, позитивный психологический климат, способствующие развитию личностного потенциала всех субъектов профориентационнообразовательного процесса.
4. Уровень взаимодействия с социальной макросредой. Проектирование и организация профессионально ориентирующей деятельности с использованием информационных, образовательных и развивающих ресурсов социума.
В качестве интегративного критерия качества профессионально ориентирующей и развивающей среды рассматривается ее способность обеспечить каждому учащемуся систему возможностей для эффективного социально-профессионального самоопределения и личностного саморазвития. Организация комплекса возможностей для удовлетворения различных информационных и образовательных потребностей учащихся является основным психолого-педагогическим механизмом актуализации их свободной активности. Проявляя соответствующую активность в использовании развивающих возможностей (ресурсов) среды старшеклассники становятся реальными субъектами своего собственного развития и профессионального самоопределения.
К основным компонентам профориентационно-развивающей среды могут быть отнесены: постоянная экспозиция, представляющая региональные промышленные предприятия и профессиональные образовательные учреждения технического профиля; временные тематические экспозиции, приуроченные к определенным датам, юбилеям, а также посвященные различным проблемам науки и техники; меняющаяся экспозиция научно-технического творчества учащихся; информационно-ресурсный отдел, аккумулирующий научно-техническую информацию, представленную на различных носителях; кабинет профдиа-гностики и профконсультирования старшеклассников и родителей; портал в Интернете; издательский отдел; фото-видеостудия; мастерская технического моделирования; методический кабинет для работы с педагогами и специалистами.
Содержание психолого-педагогической деятельности, направленной на профессиональное самоопределение старшеклассников, тесно связано с использованием тех или иных, дополняющих друг друга, профориентационных средств.
Содержание пропаганды профессий связано, прежде всего, с воздействием на эмоциональночувственную сферу молодых людей. Задача пропаганды - привлечь внимание к профессиям, востребованным в регионе, вызвать к ним симпатию, зародить интерес. С этой точки зрения, содержание пропаганды должно возбуждать в молодых людях романтические и патриотические чувства, гордость и восхищение достижениями, например, конструкторов, инженеров и производственных коллективов, подчеркивать пафос и эстетическую сторону этих технических достижений. Наука, техника, производство должны рассматриваться как неотъемлемые составляющие национальной культуры. Такой подход позволяет преодолевать традиционное противопоставление «технарей» и «гуманитариев» [4, с. 24].
Содержание пропаганды технических профессий транслируется такими средствами, как: плакаты, красочные фотографии, стенды, портреты, технические модели, значки, марки, конверты, наклейки, отражающие научно-техническую тематику, а также соответствующие лозунги, цитаты, обращения, видеоклипы и т.д.
Содержание просвещения старшеклассников направлено, прежде всего, на повышение их эрудиции в научно-технических вопросах, приобщение их миру научно-технических открытий и изобретений. Научно-техническое просвещение не дублирует и не заменяет содержание общего и профессионального технического образования. Просветительская деятельность, как правило, носит более массовый характер, но при этом не имеет непосредственной обратной связи (типа экзаменов), подтверждающей степень усвоения распространяемой информации. Задача научно-технического просвещения - знакомить с историей и современным состоянием отдельных научных и технических направлений, с личностями и судьбами людей, посвятивших себя этой деятельности.
Содержание просвещения транслируется средствами массовой информации (журналы, научнопопулярные книги, телепередачи и научно-популярные фильмы, Интернет-сайты и т.п.), музейными экспозициями и техническими выставками, популярными лекциями ученых и конструкторов и т.д.
Содержание воздействия на сознание средствами кинематографа, литературы и искусства может оказывать мощное влияние на эмоционально-чувственную сферу старшеклассников. Это важнейший фактор формирования отношения к сфере научно-технической деятельности, так как именно произведения искусства стимулируют проявление эстетических чувств, вызывают размышления об отношении к окружающей действительности, заставляют переосмысливать жизненные ценности и приоритеты и т.д. Нередко именно прочитанная книга или просмотренный художественный фильм оказываются тем эмоциональным толчком, с которого у молодого человека начинает формироваться все более устойчивый интерес к какой-либо профессии или области деятельности. Герои книг и фильмов становятся примерами, направляющими активность юношей и девушек [5, с. 34].
Целесообразно сформировать «золотую полку» художественной литературы и кинофильмов, в которых главными героями являются профессионалы в профессиях, востребованных на рынке труда региона; в которых рассказывается об их трудовых буднях, о романтике и трудностях этих профессий. В экспозиции целесообразно вводить также и художественные экспонаты (художественные фотографии, картины, малые
скульптурные формы, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.), отражающие эмоциональночувственное восприятие профессиональных достижений и людей, обеспечивающих эти достижения.
Содержание образовательных программ, реализуемых в учреждениях основного и дополнительного образования, отличается системностью и последовательностью, поскольку предусматривается формальная ответственность образовательной структуры за конечный результат образовательного процесса - уровень подготовленности выпускников, подтверждаемый соответствующими документами (свидетельствами, дипломами) на основе выпускных испытаний (экзаменов).
В школах, лицеях и гимназиях научно-техническое содержание может быть представлено как в соответствующих разделах предметных курсов базисных учебных планов (прежде всего, физики, химии, истории), так и в элективных и интегративных курсах (например, «История науки и изобретений»), а также в исследовательской и проектной деятельности школьников. При разработке образовательных программ необходимо рассмотрение каждого технического достижения в его историко-политическом, социальноэкономическом, научном, конструкторско-технологическом, внедренческом и эксплутационном аспектах. Важно формировать знания школьников о личностях, обеспечивших это достижение на разных этапах, а также о различных последствиях (социальных, экономических, экологических, политических, этических и т.п.) его использования. Особенно необходимо четко показать связь определенных фундаментальных открытий с последующими техническими изобретениями, возникшими на их основе.
Содержание исследовательской и проектной деятельности школьников связано с разработкой планов и программ исследований; сбором, обработкой, анализом и систематизацией различной информации; проведением опытов и измерений; анализом и обобщением результатов; составлением описаний устройств и принципов их действия; составление отчетов; проектированием схем, расчетом параметров и величин; оформлением завершенных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и т.п.
Содержание дополнительного образования в кружках, клубах, секциях и т.д. связывается в основном с формированием компетентностей в области моделирования (историко-технического, спортивного). В основе содержания этого типа образования лежит формирование и развитие различных практических навыков, таких как работа с чертежами и схемами, изготовление моделей, их настройка и наладка, эксплуатация и техническое обслуживание (особенно в спортивном моделировании).
Содержание профессионального консультирования старшеклассников включает психологическую профдиагностику, информирование о востребованности профессий на региональном (муниципальном) рынке труда, информирование о соответствующих предприятиях и учебных заведениях и т.п. В процессе профессионального консультирования выявляются и анализируются личностные ресурсы каждого старшеклассника (интересы, мотивация, склонности, способности, качества, особенности сочетания сенсорных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов психики, своеобразно преломляющихся и развивающихся в конкретных видах деятельности и т.д.); обсуждаются требования к избираемым профессиям; осознаются потенциальные несоответствия личностных особенностей и соответствующих профессиональных требований; выясняются возможности (или невозможности) коррекции этих несоответствий [6, с. 27].
Содержание виртуального моделирования профессиональной деятельности должно обеспечивать старшеклассникам возможности в игровой форме проживать различные ситуации, типичные для той или иной профессиональной деятельности. Использование соответствующих современных аудиовизуальных технологий позволяет старшеклассникам «примерять» на себя различные профессии с минимальными рисками, в минимальные сроки, с минимальным расходом ресурсов. Целесообразно также создание и использование компьютерных игр, позволяющих моделировать жизненные стратегии и социальнопрофессиональные сценарии, карьерные линии и социальные ситуации, возникающие в различных видах профессиональной деятельности.
Основной характеристикой процесса профессиональной ориентации старшеклассников является целенаправленная интеграция различных профориентационных ресурсов.
Повышение уровня знаний и общей эрудиции осуществляется в основном путем реализации соответствующих образовательных и просветительских программ для старшеклассников. Для формирования устойчивого позитивного отношения к людям, посвятившим себя той или иной профессиональной деятельности, эффективно использовать особые психологические ресурсы, которыми обладают кинематограф, литература и искусство. Основная роль на данном этапе отводится сотрудничеству педагогов с учреждениями общего среднего образования (школы, лицеи, гимназии), средствами массовой информации, музеями, выставочными центрами и т.п.
На этапе профориентационного информирования старшеклассников основными средствами являются пропаганда, просветительская деятельность, виртуальное моделирование. Становится необходимым активное подключение предприятий и организаций, заинтересованных в привлечении молодых рабочих и специалистов необходимого им профиля и соответствующих учреждений профессионального образования.
Этап профессионального консультирования старшеклассников осуществляется непосредственно специалистами профориентационных центров и служб занятости.
Поддержка активного профессионального самоопределения учащихся осуществляется на всех этапах профориентационного процесса в ходе профориентационных практик. Такими практиками являются научно-технические кружки, клубы, исследовательская и проектная деятельность, а также различные фестивали, конкурсы, соревнования и олимпиады. Важнейшими институтами поддержки профессионального самоопределения учащихся являются, наряду с общеобразовательными учреждениями, также учреждения дополнительного образования, музеи, промышленные предприятия и организации, учреждения профессионального образования различных уровней. Эффективная реализация региональных программ
возможна только при активной организационной поддержке региональных органов управления наукой, промышленностью и образованием, а также разносторонней (методической, материальной, организационной и т.п.) помощи со стороны заинтересованных общественных организаций и объединений (клубов, ассоциаций, движений и т.п.) [7, с. 93].
В основе психолого-педагогической модели процесса профессиональной ориентации и консультирования старшеклассников в сфере науки и техники лежат принципы и механизмы кооперации и интеграции на основе взаимодействия профориентационного центра, службы занятости и образовательных учреждений, в которых учатся старшеклассники.
Образовательные и просветительские программы, направленные на профессиональную ориентацию школьников, должны обеспечивать глубокую межпредметную интеграцию педагогического процесса, при которой размываются границы между отдельными темами, модулями и курсами. На занятиях должны преобладать исследовательские, проектные, диагностическо-консультационные формы организации образовательной деятельности. Данная модель характеризуется широкой направленностью содержания образовательного процесса: наряду с традиционным содержанием, образование направлено на эмоциональное, нормативно-поведенческое, социальное и экспрессивное (умение выражать себя) развитие личности.
Учащиеся, согласно своим интересам, должны иметь возможность выбирать индивидуальные образовательные траектории: набор образовательных курсов, глубину освоения отдельных модулей и тем. Образовательно-консультационный процесс обязательно строится на основе учета интересов и проблем самих учащихся. Акцент ставится на их самореализацию, личностный рост, индивидуальную ответственность за собственный выбор. На основе консультаций в образовательные и просветительские курсы вносятся изменения в соответствии с потребностями и интересами, возникающими у старшеклассников [8 с. 34-36].
Основными организационными единицами образовательно-консультационного процесса должны стать первичные детско-взрослые сообщества - небольшие исследовательско-проектные группы, включающие наряду со школьниками также педагогов, консультантов и активных родителей. Такое детско-взрослое творческое сообщество функционирует как единая команда в логике наставничества, является средством личностного развития и социализации каждого члена такой группы. В данной модели детско-взрослые команды обладают высокой степенью автономности: разрабатывают содержание исследовательской и проектной деятельности в зависимости от специфических потребностей и интересов членов своей группы (основной критерий - высокая мотивация к саморазвитию), а также вырабатывают собственную стратегию реализации проектов.
Все это обусловливает необходимость тесной кооперации между разными педагогами и специали-стами-консультантами, участвующими в реализации образовательно-консультационного процесса.
Основным механизмом организации образовательно-консультационного процесса являются индивидуальные образовательные траектории учащихся, которые позволяют выдвигать и обеспечивать необходимые приоритеты на различных его этапах. Образовательная траектория - это педагогически проектируемый оптимальный путь решения индивидуальных образовательных задач с помощью ресурсов образовательной среды и социума, ведущий к достижению персональных образовательных и социальных целей. Разработка индивидуальных образовательных траекторий осуществляется на основе диагностических и консультационных процедур.
Организация образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных траекторий требует как его вариативного содержания, так и вариативных методов, средств, форм. Индивидуальные образовательные траектории разрабатываются в соответствии с персональными жизненными целями и образовательными задачами учащихся.
Индивидуальные образовательные траектории включают четыре основных компонента.
Образовательные и просветительские курсы. Определяются индивидуальный набор курсов, а также персональные стратегические задачи в рамках каждого образовательного курса, выделяются особенно актуальные проблемно-содержательные модули, разделы и темы. Планируется количество часов по каждому курсу, в том числе - часов на групповые и индивидуальные занятия, самостоятельную работу, практики.
Групповые и персональные исследования и проекты. Определяются профиль и тематика проектов, а также руководители и консультанты. Формулируются персональные задачи участия в проектной деятельности. Планируются индивидуальные функции в проектных группах и т.п.
Консультации специалистов. Определяется профиль и персональный состав специалистов-консультантов, формулируются основные проблемы и соответствующие задачи, планируется необходимое количество консультаций.
Участие в культурной и общественной жизни. Определяются виды деятельности, решаемые развивающие задачи, необходимые репетиции, заседания, выступления на конкурсах, фестивалях, олимпиадах, участие в выставках и т.п.
Обязательным элементом всех указанных компонентов являются профориентационные практики, в ходе которых каждый молодой человек получает опыт, необходимый для построения карьеры.
Итак, как показывают представленные нами материалы, в теории и практике профориентации молодежи накоплены серьезные ресурсы для формирования новейших моделей мобильной профориентационной практики, соответствующей требованиям инновационного развития страны.
Ссылки:
Ткаченко Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе // Образование и наука. 2000. № 2 (4).
References (transliterated):
Tkachenko E.V. O problemnyh voprosah rossiyskogo obra-zovaniya na sovremennom etape // Obrazovanie i nauka. 2000. No. 2 (4).
2. Масюкова Н.А. Проектирование в образовании. Минск, 1999.
3. Бобкова Н.Д., Гиль С.С., Малин С.В. Профориентация молодежи: теории и практики: учебное пособие. Курган, 2009.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М., 1991.
5. Иванушкина С.А. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и профессиональное самоопределение: автореф... канд. псих. н. М., 1998.
6. Ларионова-Кречетова А.А. Динамика ценностно-смысловой сферы профессиональной деятельности в процессе станвле-ния субъекта труда: автореф.. .канд. псих. н. М., 2005.
7. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., 2005.
8. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005.№ 1.
2. Masyukova N.A. Proektirovanie v obrazovanii. Minsk, 1999.
3. Bobkova N.D., Gil' S.S., Malin S.V. Proforientatsiya mo-lodezhi: teorii i praktiki: uchebnoe posobie. Kurgan, 2009.
4. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategii zhizni. M., 1991.
5. Ivanushkina S.A. Vospriyatie starsheklassnikami sobytiy sobstvennogo zhiznennogo puti i professional'noe samoo-predelenie: avtoref... kand. psih. nauk. M., 1998.
6. Larionova-Krechetova A.A. Dinamika tsennostno-smyslovoy sfery professional'noy deyatel'nosti v protsesse stanovleniya subekta truda: avtoref.kand. psih. nauk. M., 2005.
7. Pryazhnikova E.Y., Pryazhnikov N.S. Proforientatsiya. M., 2005.
8. Chistyakova S.N. Problema samoopredeleniya starsheklass-nikov pri vybore profilya obucheniya // Pedagogika. 2005. No. 1.