ем и государством станет охранное агентство. Главная функция указанной организации - юридическое представление интересов клиента. Однако в связи с отсутствием центрального органа принуждения охранные агентства будут выполнять также функции и по исполнению решения или договора с другой охранной организацией (5,3136). Главным недостатком данной теории является ее абстрактность, схематичность, отсутствие под ней эмпирического материала. В истории нет ни одного примера возникновения каких-либо охранных организаций, подобных тем, что мы встречаем в работе РНозика.
В полной мере к договорной можно отнести концепцию, предложенную профессором Б.С. Шалютиным. Согласно указанной теории, право возникло с переходом к дуально-родовой структуре человеческой общности. Таким образом, оно стало не только гарантом безопасности и справедливого разрешения споров вступивших в договор родов, но и своеобразным инструментом для завершения социогенеза, возникновения общества (6,147-155). Полагаем, что те же самые функции выполняет право и на сегодняшний день, только стороной вместо рода выступает индивид. Цель права остается той же самой - поддержание целостности единого организма - общества. Данный вывод позволяет нам завершить определение, данное Л.Фуллером. Право - это предприятие, направленное на подчинение поведения человека руководству правил в целях поддержания целостности общественного организма. Именно вышеуказанная цель, на наш взгляд, и будет, прежде всего, определять материальное содержание права.
Необходимо понимать, что право - это лишь условная схема поведения людей, придерживаясь которой общество будет иметь возможность нормально функционировать. Полагаем, что право не отвечает на вопрос о том, какие права есть у человека, но оно должно отвечать на вопрос о том, как необходимо действовать, чтобы не нанести ущерб другим членам общества и какие действия предпринять, если этот ущерб нанесен. В этом и заключается различие между «естественным правом» и «естественными нормами». Если первое говорит о том, что у человека есть определенный неотчуждаемый перечень прав и свобод, то второе указывает на то, что человек, будучи членом социума, не имеет права своими действиями наносить ущерб другим его членам.
Таким образом, в центре области правового регулирования лежит общество. Целостность же общества может быть обеспечена лишь наличием в нем безопасности и справедливости при разрешении споров. Личность, будучи частью социума, желает получить выгоду от взаимодействия с другими его членами. Если же продуктивное взаимодействие невозможно, выгода слишком мала либо не обеспечена безопасность членов, то индивид уже не стремится быть членом общественного организма. Произойдет его распад. Именно этот процесс сейчас происходит в Российской Федерации, когда ее граждане не имеют возможности активно и безопасно взаимодействовать, стремятся уехать из страны, стать членами другого, более безопасного и свободного для межгражданского взаимодействия социума.
Нет сомнения, что на данном этапе исторического развития соблюдение всех тех естественных прав, о которых говорили классики естественноправовой теории, является залогом стабильности целостности общественного организма. Учебные пособия по теории права указывают в качестве одного из принципов права справедливость. Но справедливость - это не принцип права, это его цель. Полагаем, что именно справедливость можно назвать естественной нормой права. Она должна быть заложена в
качестве материального содержания права. В противном случае право не сможет выполнять свою функцию и вместе с распадом общества превратится в фикцию.
Список литературы
1. Гроций Г. О праве войны и мира. - М, 1994.
2. Харт Г.Л.А. Понятие права. - СПб., 2007.
3. Фуллер Л. Мораль права. - М., 2007.
4. Теория государства и права/Под. ред. В.Д.Перевалова. - М., 2009.
5. Нозик Р. Анархия, государство и утопия. - М., 2008.
6. Шалютин Б. С.К вопросу о происхождении права//Вестник Курганского
государственного университета. - Серия «Гуманитарные науки».- 2009. - №2. Примечание
1 Позволим себе не останавливаться на недостатках данной теории, которая, впрочем, исторически доказала свою несостоятельность.
I
С.В. Малин
Федеральное агентство по делам молодежи Министерства спорта, туризма и молодежной политики
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖИ В ХОДЕ МОДЕЛЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация
Важнейшим фактором поддержки социально-профессионального самоопределения старшеклассников является проектирование и организация профессионально ориентирующей и развивающей среды. Их важнейшими составляющими являются профориентационные практики, организованные взрослыми как в ходе учебного процесса, так и во внеучебное время.
Ключевые слова: профориентационные практики, психолого-педагогическая среда, социально-профессиональное самоопределение, индивидуальные образовательные траектории.
S.V. Malin
Federal Agency for Youth Affairs of the Ministry for Sport, Tourism and Youth Policy
PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE YOUTH IN THE COURSE OF THE MODELS OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION PRACTICE
Annotation
The key factor of support of social and professional self-determination of senior high school students is design and
organization of professionally focusing and developing environment. Their major components are professional orientation practices organized by adults both in the course of the educational process and in the course extracurricular time.
Keywords: professional orientation practices, the psychological and pedagogical environment, social and professional self-determination, individual educational paths.
В современной экономической ситуации педагогической науке и практике необходимо по-новому рассматривать вопросы профессиональной ориентации молодежи. Новый подход широко использует ресурсы регионов и создаёт собственные возможности для поддержки профессионального самоопределения и личностного развития старшеклассников.
Наиболее эффективно вопросы профориентации решаются в ходе профориентационных практик, специально организованных для молодежи. В ходе подобных практик осуществляется педагогическая поддержка, вовлекающая молодежь в процесс выбора профессионального пути, учебного заведения, участие в экономической жизни собственного региона.
Для того, чтобы осуществление поддержки было более эффективно, необходимо создавать специальные условия путем решения следующих задач:
- создание современных профориентационных сред путём интеграции на единой методологической и организационной основе как специфических ресурсов различных учреждений, организаций и специалистов, так и ресурсов мировых информационно-коммуникационных сетей;
- эффективное сочетание интеллектуальных и эмоциональных средств формирования профессионального самоопределения старшеклассников;
- формирование научно-технических знаний и информирование молодёжи о профессиях, востребованных в регионе, формирование позитивного отношения старшеклассников к профессиональной карьере в сфере промышленного производства, а также на их разностороннее личностное развитие;
- осуществление профориентационной и профкон-сультационной деятельности в гуманитарном контексте, обеспечивающем глубокое понимание старшеклассниками первостепенного значения технических наук и промышленности для социально-культурного развития страны, обеспечения высокого уровня качества жизни, а также усиления обороноспособности и международного престижа России;
- реализация личностно-ориентированного подхода к каждому старшекласснику обеспечивающего выстраивание оптимальных индивидуальных образовательно-развивающих и профессионально-карьерных траекторий, учитывающих способности, личностные особенности и интересы;
- оказание методической поддержки педагогам и специалистам, осуществляющим профориентационную работу, и формирование в регионе профессионального сообщества в сфере профориентации.
Важнейшим фактором поддержки социально-профессионального самоопределения старшеклассников и достижением указанных задач является проектирование и организация профессионально ориентирующей и развивающей среды.
Психолого-педагогическая среда - система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. При этом возможности понимаются как особое единство свойств среды и самой личности; возможность является в равной мере как
фактом среды, так и поведенческим фактом личности. Понятие «возможности» предполагает активную роль самой личности в освоении развивающих ресурсов среды.
Профессионально ориентирующая и развивающая среда может рассматриваться как система встроенных друг в друга и тесно связанных между собой сред различных уровней.
1. Уровень персональной профориентационно-раз-вивающей среды для каждого учащегося. Оптимальный подбор путей и средств реализации индивидуальных про-фориентационно-образовательных траекторий.
2. Уровень микросреды первичного детско-взросло-го сообщества - учебные группы, а также исследовательские и проектные группы учащихся под руководством педагогов вместе с консультирующими их специалистами и родителями.
3. Уровень локальной среды учреждения - школы, центры и т.п. На данном уровне сосредотачивается материальное и методическое обеспечение деятельности, вырабатывается её стратегия, формируется корпоративная культура: соответствующий корпоративный дух, позитивный психологический климат, способствующие развитию личностного потенциала всех субъектов профориен-тационно-образовательного процесса.
4. Уровень взаимодействия с социальной макросредой. Проектирование и организация профессионально ориентирующей деятельности с использованием информационных, образовательных и развивающих ресурсов социума.
В качестве интегративного критерия качества профессионально ориентирующей и развивающей среды рассматривается её способность обеспечить каждому учащемуся систему возможностей для эффективного социально-профессионального самоопределения и личностного саморазвития. Организация комплекса возможностей для удовлетворения различных информационных и образовательных потребностей учащихся является основным психолого-педагогическим механизмом актуализации их свободной активности. Проявляя соответствующую активность в использовании развивающих возможностей (ресурсов) среды, старшеклассники становятся реальными субъектами своего собственного развития и профессионального самоопределения.
Основной характеристикой процесса профессиональной ориентации старшеклассников является целенаправленная интеграция различных профориентационных ресурсов.
Повышение уровня знаний и общей эрудиции осуществляется в основном путем реализации соответствующих образовательных и просветительских программ для старшеклассников. Для формирования устойчивого позитивного отношения к людям, посвятившим себя той или иной профессиональной деятельности, эффективно использовать особые психологические ресурсы, которыми обладают кинематограф, литература и искусство. Основная роль на данном этапе отводится сотрудничеству педагогов с учреждениями общего среднего образования (школы, лицеи, гимназии), средствами массовой информации, музеями, выставочными центрами и т.п.
На этапе профориентационного информирования старшеклассников основными средствами являются пропаганда, просветительская деятельность, виртуальное моделирование. Становится необходимым активное подключение предприятий и организаций, заинтересованных в привлечении молодых рабочих и специалистов необходимого им профиля и соответствующих учреждений профессионального образования.
Этап профессионального консультирования старшек-
СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 6
39
лассников осуществляется непосредственно специалистами профориентационных центров и служб занятости.
Поддержка активного профессионального самоопределения учащихся осуществляется на всех этапах профо-риентационного процесса в ходе профориентационных практик. Такими практиками являются научно-технические кружки, клубы, исследовательская и проектная деятельность, а также различные фестивали, конкурсы, соревнования и олимпиады. Важнейшими институтами поддержки профессионального самоопределения учащихся являются, наряду с общеобразовательными учреждениями, также учреждения дополнительного образования, музеи, промышленные предприятия и организации, учреждения профессионального образования различных уровней. Эффективная реализация региональных программ возможна только при активной организационной поддержке региональных органов управления наукой, промышленностью и образованием, а также разносторонней (методической, материальной, организационной и т.п.) помощи со стороны заинтересованных общественных организаций и объединений (клубов, ассоциаций, движений и т.п.).
В основе психолого-педагогической модели процесса профессиональной ориентации и консультирования старшеклассников в сфере науки и техники лежат принципы и механизмы кооперации и интеграции на основе взаимодействия профориентационного центра, службы занятости и образовательных учреждений, в которых учатся старшеклассники.
Образовательные и просветительские программы, направленные на профессиональную ориентацию школьников, должны обеспечивать глубокую межпредметную интеграцию педагогического процесса, при которой размываются границы между отдельными темами, модулями и курсами. На занятиях должны преобладать исследовательские, проектные, диагностическо-консультационные формы организации образовательной деятельности. Данная модель характеризуется широкой направленностью содержания образовательного процесса: наряду с традиционным содержанием, образование направлено на эмоциональное, нормативно-поведенческое, социальное и экспрессивное (умение выражать себя) развитие личности.
Учащиеся, согласно своим интересам, должны иметь возможность выбирать индивидуальные образовательные траектории: набор образовательных курсов, глубину освоения отдельных модулей и тем. Образовательно-консультационный процесс обязательно строится на основе учета интересов и проблем самих учащихся. Акцент ставится на их самореализации, личностном росте, индивидуальной ответственности за собственный выбор. На основе консультаций в образовательные и просветительские курсы вносятся изменения в соответствии с потребностями и интересами, возникающими у старшеклассников.
Основным механизмом организации образовательно-консультационного процесса являются индивидуальные образовательные траектории учащихся, которые позволяют выдвигать и обеспечивать необходимые приоритеты на различных его этапах. Образовательная траектория - это педагогически проектируемый оптимальный путь решения индивидуальных образовательных задач с помощью ресурсов образовательной среды и социума, ведущий к достижению персональных образовательных и социальных целей. Разработка индивидуальных образовательных траекторий осуществляется на основе диагностических и консультационных процедур.
Организация образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных траекторий требует как его вариативного содержания, так и вариативных методов, средств, форм. Индивидуальные образовательные траек-
тории разрабатываются в соответствии с персональными жизненными целями и образовательными задачами учащихся.
Индивидуальные образовательные траектории включают четыре основных компонента: образовательные и просветительские курсы; групповые и персональные исследования и проекты; участие в культурной и общественной жизни; консультации специалистов.
Образовательные и просветительские курсы. Определяется индивидуальный набор курсов, а также персональные стратегические задачи в рамках каждого образовательного курса, выделяются особенно актуальные проблем но-содержательные модули, разделы и темы. Планируется количество часов по каждому курсу в том числе - часов на групповые и индивидуальные занятия, самостоятельную работу, практики.
Групповые и персональные исследования и проекты. Определяются профиль и тематика проектов, а также руководители и консультанты. Формулируются персональные задачи участия в проектной деятельности. Планируются индивидуальные функции в проектных группах и т.п.
Консультации специалистов. Определяется профиль и персональный состав специалистов-консультантов, формулируются основные проблемы и соответствующие задачи, планируется необходимое количество консультаций.
Участие в культурной и общественной жизни. Определяются виды деятельности, решаемые развивающие задачи, необходимые репетиции, заседания, выступления на конкурсах, фестивалях, олимпиадах, участие в выставках и т.п.
Обязательным элементом всех указанных компонентов являются профориентационные практики, в ходе которых каждый молодой человек получает опыт, необходимый для построения карьеры.
Итак, как показывают представляемые нами материалы, в теории и практике профориентации молодежи накоплены серьезные ресурсы для формирования новейших моделей мобильной профориентационной практики, соответствующей требованиям инновационного развития страны.