Научная статья на тему 'Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе'

Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2735
893
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОРАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / THE VOCATIONAL COUNSELING / THE PROFESSIONAL-DEVELOPING ENVIRONMENT / MAKING ACTIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малин Сергей Викторович, Поляруш Анна Алексеевна

В статье обозначены основные подходы к пониманию профориентации за рубежом и в современной России. Также определены основные задачи организации профориентационной работы в современных социальных и экономических условиях страны. Авторами описаны активизирующие технологии профориентации и приведены практические примеры их использования в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малин Сергей Викторович, Поляруш Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Making active technologies of professional orientation work with senior pupils at modern school

In article the basic approaches to understanding of vocational guidance abroad and in modern Russia are designated. Also the primary goals of the organization of professional orientation work in modern social and economic conditions of the country are defined. Authors describe making active technologies of vocational guidance and practical examples from use at school are resulted.

Текст научной работы на тему «Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе»

УДК 378.0

М19

П546

Малин Сергей Викторович

кандидат педагогических наук, начальник Управления реализации программ в сфере молодежной политики

Федерального агентства по делам молодежи Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ

тел. (903) 755-22-38

Поляруш Анна Алексеевна

ассистент кафедры организации работы с молодежью Курганского государственного университета

orsm-anna@mail.ru

АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В статье обозначены основные подходы к пониманию профориентации за рубежом и в современной России. Также определены основные задачи организации профориентационной работы в современных социальных и экономических условиях страны. Авторами описаны активизирующие технологии профориентации и приведены практические примеры их использования в школе.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессионально-

развивающая среда, активизирующие технологии.

Проблема профориентации учащейся молодежи всегда привлекала своей актуальностью многих специалистов. Исследованию проблемы профессиональной ориентации учащихся посвящено множество диссертаций, монографий, брошюр, статей, обобщен опыт работы многих сотен практиков. Научное и практическое решение вопросов профессиональной ориентации школьников является ответом на социальный заказ страны правильного подбора кадров, их подготовки и последующего закрепления в избранной профессии [1, с. 54].

Педагогические аспекты профориентационной работы с молодежью рассмотрены в работах О.Л. Базаровой, В.Ф. Сахарова, Т.А. Степановой, Н.С. Пряжникова, М.С. Савиной.

В настоящее время, когда система профессиональной ориентации в масштабах страны терпит изменения, будущие выпускники школ оказываются дезориентированными в вопросе грамотного выбора профессии. Более того, через средства массовой информации идет систематическая опосредованная пропаганда псевдо-ценностей, препятствующих правильной ориентации молодежи в поставленном вопросе. А дезориентация нации в вопросе трудовой деятельности напрямую связана с вопросом выживания страны и самой нации.

Попытки отдельных специалистов и организаций решить эту проблему чаще всего наталкиваются на парадокс, что, с одной стороны, наработки в области профориентации, сделанные в советское время, отвергаются под предлогом несоответствия «понятиям свободной экономики». С другой стороны, за основу для действий берутся переводные книжки адептов рыночной экономики, которые также не соответствуют принятым нормам. Из поля зрения специалистов совершенно выпадает философско-методологический аспект, определяющий разницу в подходах советской и западной школ профориентации.

В советской школе исходным посылом было понимание труда как позиции, которую занимает (займет) человек по отношению к обществу и общественным интересам. Чем более соответствует труд граждан интересам общества, тем больших результатов достигнет общество и каждый его гражданин.

В западной школе профессиональной ориентации разрабатывается в первую очередь вопрос подбора (соответствия) кадров для нужд конкретного производства. Человек рассматривается как ресурс для выживания экономической машины. Отсюда и обилие тестовых методик для проверки соответствия человека по своим психофизиологическим, интеллектуальным и прочим

параметрам возлагаемой на него трудовой функции. Человеку предлагается «грамотно вложиться в собственное образование» и затем попытаться «выгодно продать себя». Такой подход к профессиональной ориентации сопряжен с иными временными и финансовыми затратами, иной скоростью социального и психоэмоционального созревания личности, прочими последствиями для жизнедеятельности как индивидуума, так и общества [2, с. 27-29].

Сегодня профориентация понимается как деятельность, направленная на помощь в выборе профессии через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить; оказание консультационной помощи в осознании им склонностей и способностей к этому виду деятельности; предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией.

Показателями успешной системы профессиональной ориентации в стране является большое количество успешных профессиональных карьер, быстрый вход молодых людей на рынок труда, развитая система дополнительного образования и в целом удовлетворенность молодых граждан страны своей профессиональной жизнью, а значит - высокое качество жизни в целом.

В условиях рыночной экономики на современном этапе развития российского общества система профессиональной ориентации молодежи требует качественного совершенствования.

Основными задачами профессиональной ориентации молодежи в стране и конкретно в каждом регионе являются:

- формирование инновационного поведения молодежи, путем создания стимулов к инновационной деятельности, совершенствования системы работы с талантливой молодежью;

- вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность и развитие навыков ведения собственного дела;

- преодоление структурного дисбаланса спроса и предложения на региональном рынке труда с учетом стратегического направления экономического развития региона;

- расширение партнерства региональных органов власти, учебных заведений и работодателей по реализации программ/проектов, направленных на трудоустройство и профессионализацию выпускников.

На сегодняшний день в России реализуются несколько направлений деятельности в указанной сфере, а именно:

- в отдельных регионах реализуются программы трудоустройства выпускников, стажировок для молодежи;

- реализуют деятельность свыше 1 000 центров содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников при учебных заведениях;

- существуют отраслевые проекты/программы кадровых резервов предприятий, программы обучения и развития молодых специалистов;

- ведут деятельность ряд крупных, средних и мелких общественных организаций и структур работающей молодежи, молодых специалистов, молодых ученых [3].

Профориентация молодежи в западных странах сегодня основана на системной модели. Профориентация и трудоустройство молодежи рассматриваются как основные части единого комплекса, включающего профинформацию, профконсультирование и предоставление рекомендаций, профессиональный отбор и профподбор, первоначальное трудоустройство и последующие меры по адаптации к трудовой деятельности, что в целом обозначается термином «переходные услуги» [4, с. 418].

Несмотря на различия концептуальных подходов к организационному построению профориентационной работы, общим для всех развитых стран является то, что различные институты системы образования вместе с сетью государственных и частных агентств составляют главные элементы организационной структуры профориентации и трудоустройства молодежи.

Анализ работы показал, что любые разовые мероприятия, как бы они хороши не были, большого эффекта не приносят. Нужна целенаправленная система. Вся работа должна проводиться в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями, властными структурами, родительской общественностью и представителями бизнеса. Для этого важнейшим фактором поддержки старшеклассников в определении их с выбором профессии является организация профессионально-ориентирующей и развивающей среды [5, с. 34].

К основным компонентам профориентационно-развивающей среды могут быть отнесены: постоянная экспозиция, представляющая региональные промышленные предприятия и профессиональные образовательные учреждения технического профиля; временные тематические экспозиции, приуроченные к определенным датам, юбилеям, а также посвященные различным проблемам науки и техники; меняющаяся экспозиция научно-технического творчества учащихся; информационно-ресурсный отдел, аккумулирующий научно-техническую информацию,

представленную на различных носителях; кабинет профдиагностики и профконсультирования старшеклассников и родителей; портал в Интернете; издательский отдел; фото-видеостудия; мастерская технического моделирования; методический кабинет для работы с педагогами и специалистами.

Содержание психолого-педагогической деятельности, направленной на профессиональное ориентирование молодежи, тесно связано с использованием дополняющих друг друга профориентационных средств, таких как профинформация, профагитация, профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбора и профподбор) и профконсультация.

Профессиональное просвещение имеет своей целью выработку у учащихся знаний

о мире профессий, способов и условий осуществления профессионального выбора. Выделяют две формы профессионального просвещения: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду.

Содержание пропаганды профессий связано, прежде всего, с воздействием на эмоционально-чувственную сферу молодых людей. Задача пропаганды - привлечь внимание к профессиям, востребованным в регионе, вызвать к ним симпатию, зародить интерес. С этой точки зрения, содержание пропаганды должно возбуждать в молодых людях романтические и патриотические чувства, гордость и восхищение достижениями, например, конструкторов, инженеров и производственных коллективов, подчеркивать пафос и эстетическую сторону этих технических достижений. Наука, техника, производство должны рассматриваться как неотъемлемые составляющие национальной культуры. Такой подход позволяет преодолевать традиционное противопоставление «технарей» и «гуманитариев».

Содержание пропаганды технических профессий транслируется такими средствами, как плакаты, красочные фотографии, стенды, портреты, технические модели, значки, марки, конверты, наклейки, отражающие научно-техническую тематику, а также соответствующие лозунги, цитаты, обращения, видеоклипы и т.д.

Содержание просвещения старшеклассников направлено, прежде всего, на повышение их эрудиции в научно-технических вопросах, приобщение их миру научно-технических открытий и изобретений. Научно-техническое просвещение не дублирует и не заменяет содержание общего и профессионального технического образования. Просветительская деятельность, как правило, носит более массовый характер, но при этом не имеет непосредственной обратной связи (типа экзаменов), подтверждающей степень усвоения распространяемой информации. Задача научно-технического просвещения - знакомить с историей и современным состоянием отдельных научных и технических направлений, с личностями и судьбами людей, посвятивших себя этой деятельности.

Содержание просвещения транслируется средствами массовой информации (журналы, научно-популярные книги, телепередачи и научно-популярные фильмы, Интернет-сайты и т.п.), музейными экспозициями и техническими выставками, популярными лекциями ученых и конструкторов и т.д.

Содержание воздействия на сознание средствами кинематографа, литературы и искусства может оказывать мощное влияние на эмоционально-чувственную сферу старшеклассников. Это важнейший фактор формирования отношения к сфере научно-технической деятельности, так как именно произведения искусства стимулируют проявление эстетических чувств, вызывают размышления об отношении к окружающей действительности, заставляют переосмысливать жизненные ценности и приоритеты и т.д. Нередко именно прочитанная книга или просмотренный художественный фильм оказываются тем эмоциональным толчком, с которого у молодого человека начинает формироваться все более устойчивый интерес к какой-либо профессии или области деятельности. Герои книг и фильмов становятся примерами, направляющими активность юношей и девушек.

Содержание образовательных программ, реализуемых в учреждениях основного и дополнительного образования, отличается системностью и последовательностью, поскольку предусматривается формальная ответственность образовательной структуры за конечный результат образовательного процесса - уровень подготовленности выпускников, подтверждаемый соответствующими документами (свидетельствами, дипломами) на основе выпускных испытаний (экзаменов).

В школах, лицеях и гимназиях научно-техническое содержание может быть представлено как в соответствующих разделах предметных курсов базисных учебных планов (прежде всего, физики, химии, истории), так и в элективных и интегративных курсах (например, «История науки и изобретений»), а также в исследовательской и проектной деятельности школьников. При разработке образовательных программ необходимо рассмотрение каждого технического достиже-

ния в его историко-политическом, социально-экономическом, научном, конструкторско-технологическом, внедренческом и эксплутационном аспектах. Важно формировать знания школьников о личностях, обеспечивших это достижение на разных этапах, а также о различных последствиях (социальных, экономических, экологических, политических, этических и т.п.) его использования. Особенно необходимо четко показать связь определенных фундаментальных открытий с последующими техническими изобретениями, возникшими на их основе.

Содержание исследовательской и проектной деятельности школьников связано с разработкой планов и программ исследований; сбором, обработкой, анализом и систематизацией различной информации; проведением опытов и измерений; анализом и обобщением результатов; составлением описаний устройств и принципов их действия; составление отчетов; проектированием схем, расчетом параметров и величин; оформлением завершенных научноисследовательских и проектно-конструкторских работ и т.п.

Содержание дополнительного образования в кружках, клубах, секциях и т.д., связывается в основном с формированием компетентностей в области моделирования (историкотехнического, спортивного). В основе содержания этого типа образования лежит формирование и развитие различных практических навыков, таких как работа с чертежами и схемами, изготовление моделей, их настройка и наладка, эксплуатация и техническое обслуживание (особенно в спортивном моделировании).

Профориентационной практике в условиях новой социально-экономической ситуации, не хватает научного обоснования таких вопросов, как формирование у подрастающего поколения интереса к массовым профессиям промышленности, строительства, транспорта, связи, сферы обслуживания и других в условиях рынка труда; система работы на селе по воспитанию у учащихся сознательного отношения к выбору сельскохозяйственных профессий, а также других профессий; влияние личных потребностей, интересов, склонностей, способностей к сельскохозяйственному труду на выбор профессии школьниками; формирование у школьников интереса к профессиям искусства, сельского учителя, врача и другим профессиям бюджетной сферы [6, с. 68].

Современные государственные структуры выделяют пять основных принципов, определяющих актуальный подход к профориентации:

1. Уникальность индивидуальной карьеры. Отсутствие единых для всех людей карьерных целей. Профессиональный путь любого человека уникален, и современная трудовая жизнь в целом неспособна к постановке нормативных задач развития. Ключевые, поворотные для человека события жизни должны рассматриваться как уникальные.

2. Каждая карьера имеет свои стадии профессионального развития. Профессиональный путь представляет собой систему микрорешений, через которые индивид на разных этапах жизни формирует свое будущее. Постоянная необходимость переобучения и получения дополнительного образования подрывает представление об универсальной стадиальности профессионального развития.

3. Карьеру можно конструировать. Профессиональное развитие является итогом изучения и нового толкования индивидом своей жизни; обогащения своего опыта и придания жизни новых значений.

4. Профессиональное развитие как субъективная интерпретация. Успех или неудача в карьере - это только представление отдельного человека, и нет никаких объективных параметров оценки этого успеха, существует только субъективное мнение.

5. Влияние на карьеру индивида исторических, культурных и социальных факторов, рассмотрение профессионального пути индивида с учетом исторических и социально-культурных связей.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики в рамках Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации в 2010 г. реализует проект «Профориентация», где используют следующие подходы:

- обучение школьников и молодежи навыкам самостоятельного карьерного конструирования;

- обучение школьников и молодежи навыкам поиска и анализа информации о мире профессий и рынках труда;

- создание возможности для школьников и молодежи сформировать субъективную позицию, построенную на собственных уникальных жизненных ценностях;

- привлечение работодателей к деятельности по профориентации школьников и молодежи;

- привлечение родителей к участию в профориентационных мероприятиях;

- привлечение экспертного сообщества, имеющего опыт карьеры в нескольких сферах деятельности и способного подтвердить свою профессиональную квалификацию для передачи своих знаний школьникам и молодежи [3].

Практическое решение поставленных задач предполагает использование так называемых активизирующих методик в профессиональной ориентации старшеклассников. Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности.

Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются:

1) интересность, увлекательность процедуры методики для данных клиентов;

2) личная значимость обсуждаемых в методике вопросов;

3) добровольность участия клиентов в процедуре данной методики (как известно, «насильно играть не заставишь», и тем более, насильно не активизируешь, так как есть риск вызвать у клиента прямо противоположные реакции);

4) двуплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. Например, профконсультант и клиент в воображении могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных «пространств» самоопределения и т.п. Внешне это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, которые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем больше выражен такой воображаемый план действия, тем больше возможностей для подлинной активизации, тогда как план реальных действий ограничен конкретными (реальными) условиями и действиям. Заметим, что профконсультация во многом и предполагает работу с воображаемыми объектами — своеобразный «мысленный эксперимент» (например, планирование и рассмотрение будущей жизни клиента, о которой можно лишь только догадываться). Однако не все клиенты и не все консультанты готовы к такой (внутренней) активности, основанной на развитом воображении. И тогда возникает проблема выбора того метода активизации, который соответствует общему уровню развития участников консультационного взаимодействия.

Например, в примитивных ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к мысленному экспериментированию»), профконсультант вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными прихлопами» и «притопами»). И лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действиями, потихоньку переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана [7, с. 89].

Примером активизирующей методики профориентационной работы является организованная в 2010 г. на территории Курганской области выставка «Вкус карьеры». «Вкус карьеры» -это специализированная выставка - мастерская, предоставляющая возможности профессионального и личностного развития молодежи в регионе, обучает молодых людей практическим навыкам и умениям в конкретных сферах профессиональной деятельности. Объединяет работодателей, учебные заведения региона, органы власти и молодежь в создании открытого и доступного для применения пространства карьерного развития, где каждый участник рынка может представить свои возможности и выгоды развития. В работе Выставки приняло участие

1 500 молодых людей и 30 работодателей, представителей органов власти региона. В рамках события было проведено социологическое исследование участников, общее число респондентов 1 000 человек, среди которых 60 % - старшеклассники, 30 % - студенты высших учебных заведений, 10 % - студенты специальных учебных заведений. Респондентам после проведения Выставки было предложено определиться с ролью, которую им предстоит играть на рынке труда. Роль предпринимателя - 36 % опрошенных, роль наемного работника - 30 %, роль служащего планируют играть - 17 % молодых людей, по мнению респондентов, собственниками станут 10 %, а роль безработного сыграют 7 % молодых специалистов. Также опрошенным было предложено ответить на вопрос: «Каким умениям, необходимым в рыночной экономике, Вы готовы обучаться целенаправленно?». Умение быстро и самостоятельно обучаться всему новому привлекательно для 23 % опрошенных; умение общаться с любыми людьми и договариваться отметило 22 % респондентов; 19 % школьников и студентов готовы учиться умению быть инициативным и предприимчивым; 14 % опрошенных назвали необходимость умения планировать и достигать целей; умение работать с деньгами выделило 10 % молодежи. Помогают приобрести необходимые умения и знания молодым людям родители (26 %); интересные люди (25 %); самостоятельно получают знания 23 % опрошенных; для 14 % школьников и студентов помогают приобрести знания и умения учителя; друзья - 8 %, братья и сестры - 4 %.

К сожалению, существуют определенные сложности распространения и совершенствования подобных активизирующих профориентационных технологий:

1) неготовность многих профконсультантов к работе в активизирующем режиме (более привычно для многих использовать традиционные тесты или часто не имеющие отношения к профориентации психотерапевтические и тренинговые процедуры);

2) неготовность многих клиентов к работе в активизирующем режиме (для многих таких клиентов удобней просто «получать готовую помощь, добровольно отказываясь от реального самоопределения);

3) определенное несовершенство многих существующих активизирующих методов, особенно в плане доступности для массового использования, а также в плане целесообразного их применения в более широком контексте личностного и жизненного самоопределения.

Таким образом, активизирующие технологии профориентации - это специальный набор активизирующих форм, методов, способов, приемов, используемых в целях выбора старшеклассником вида профессиональной деятельности, системно используемых в работе профкон-сультантов.

Используя активизирующие технологии, профконсультант должен помочь человеку действовать более эффективно и уверенно, что особенно важно в условиях современного российского общества. Молодые люди при использовании данных методик проявляют наибольший интерес, поскольку им предоставлена возможность показать свои способности, другими словами, «примерить» на себя определенные виды профессиональной деятельности.

Ссылки:

1. Копытов М.А. Федотова Е.Е., Л.А. Новикова. Трудоустройство выпускников учебных заведений как педагогическая проблема (на опыте западных стран) // Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 10 (61). Серия: педагогика.

2. Бобкова Н.Д., Гиль С.С., Малин С.В. Профориентация молодежи: теории и практики. Курган, 2009.

3. URL: www.fadm.gov.ru

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 1996.

5. Мучински П. Психология, профессия, карьера. СПб., 2004.

6. Тюшев Ю. Выбор профессий. Тренинг для подростков. СПб., 2009.

7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2003.

- 12Q -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.