Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВЫХ ЗАДАНИЙ В ХОДЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВЫХ ЗАДАНИЙ В ХОДЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВЫХ ЗАДАНИЙ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ПЛОВЦЫ В ЛАСТАХ / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудченко П. П.

В статье представлена структура педагогической модели реализации плановых заданий в ходе тренировочного процесса квалифицированных пловцов в ластах (КПЛ). Данная модель представляет собой систему взаимосвязанных структурных компонентов, обеспечивающих целенаправленные педагогические воздействия тренеров на все структурные составляющие тренировочного процесса квалифицированных пловцов в ластах. Содержание педагогической модели включает: цель тренировки; разработку программы тренировки пловцов с учетом особенностей энергообеспечения мышечной деятельности (ЭМД); мероприятия по реализации плана тренировочного процесса, его обеспечению, контролю и корректировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OF IMPLEMENTATION OF PLANNED TASKS DURING TRAINING PROCESS OF QUALIFIED SWIMMERS IN FINS

The article presents the structure of the pedagogical model for the implementation of planned tasks during the training process of qualified swimmers in flippers (KPL). This model is a system of interconnected structural components that ensure targeted pedagogical actions of trainers on all structural components of the training process of qualified swimmers in flippers. The content of the pedagogical model includes: the purpose of the training; developing a training program for swimmers taking into account the peculiarities of the energy supply of muscle activities (EMD); measures to implement the plan of the training process, its support, control and adjustment.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВЫХ ЗАДАНИЙ В ХОДЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ»

6. Tyaglova, S.A., Dragich, O.A., Sidorova, K.A., Chernobaeva, I.F., (2020), "Analysis of the use of ellipsoid simulators in higher education", Strategy for the development of sports and mass work with students", materials ofthe VI International Scientific and Practical Conference ", Tyumen, pp. 191-194.

7. Shihov, A., Semenova, G. (2020), Medical and pedagogical aspects of sports injuries : textbook, Ural university Publishing House, Ekaterinburg.

8. Yurina, T., Sidorova, K., Zhumadina, Sh. (2021), "Some questions of a healthy lifestyle", "Strategy for the development of sports and mass work with students", materials of the VI International Scientific and Practical Conference, Tyumen, pp. 217-220.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.02.2023

УДК 797.22

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВЫХ ЗАДАНИЙ В ХОДЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В

ЛАСТАХ

Павел Павлович Дудченко, кандидат педагогических наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула

Аннотация

В статье представлена структура педагогической модели реализации плановых заданий в ходе тренировочного процесса квалифицированных пловцов в ластах (КПЛ). Данная модель представляет собой систему взаимосвязанных структурных компонентов, обеспечивающих целенаправленные педагогические воздействия тренеров на все структурные составляющие тренировочного процесса квалифицированных пловцов в ластах. Содержание педагогической модели включает: цель тренировки; разработку программы тренировки пловцов с учетом особенностей энергообеспечения мышечной деятельности (ЭМД); мероприятия по реализации плана тренировочного процесса, его обеспечению, контролю и корректировке.

Ключевые слова: педагогическая модель реализации плановых заданий; тренировочный процесс; квалифицированные пловцы в ластах; целенаправленные педагогические воздействия тренеров.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p118-121

PEDAGOGICAL MODEL OF IMPLEMENTATION OF PLANNED TASKS DURING TRAINING PROCESS OF QUALIFIED SWIMMERS IN FINS

Pavel Pavlovich Dudchenko, the candidate of pedagogical sciences, Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, Tula

Abstract

The article presents the structure of the pedagogical model for the implementation of planned tasks during the training process of qualified swimmers in flippers (KPL). This model is a system of interconnected structural components that ensure targeted pedagogical actions of trainers on all structural components of the training process of qualified swimmers in flippers. The content of the pedagogical model includes: the purpose of the training; developing a training program for swimmers taking into account the peculiarities of the energy supply of muscle activities (EMD); measures to implement the plan of the training process, its support, control and adjustment.

Keywords: pedagogical model of implementation of planned tasks; training process; qualified swimmers in flippers; targeted pedagogical impacts of trainers.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время тренировка квалифицированных пловцов в ластах (КПЛ) представляет собой педагогический процесс, направленный на обеспечение физической

готовности к выполнению соревновательных задач [2]. Тренировочный процесс при этом, должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать реализацию плановых заданий на основе целенаправленных педагогических воздействий тренеров [1]. В ходе реализации плановых заданий проводятся необходимые педагогические воздействия тренеров, направленные на улучшение физической подготовленности, расширение функциональных резервов у КПЛ и их работоспособности [2]. При этом должны учитываться: особенности энергообеспечения мышечной деятельности (ЭМД); планируемые физические нагрузки; готовность тренеров прийти на помощь спортсменам; конструктивность педагогического взаимодействия тренеров и КПЛ [2].

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для решения вышенеречисленных задач необходимо было разработать соответствующую педагогическую модель реализации плановых заданий на основе целенаправленных педагогических воздействий тренеров на КПЛ.

Разработанная нами педагогическая модель реализации плановых заданий в ходе тренировочного процесса КПЛ, имеющих различные специфические возможности ЭМД, представлена на рисунке.

Рисунок - Педагогическая модель реализации плановых заданий в ходе тренировочного процесса квалифицированных пловцов в ластах

На данном рисунке представлена структура разработанной педагогической модели, которая включает: цель тренировки; разработку программы тренировки пловцов с учетом особенностей энергообеспечения мышечной деятельности (ЭМД); мероприятия по реализации плана тренировочного процесса, его обеспечению, контролю и корректировке.

Педагогическая модель реализации плановых заданий с КПЛ, представляет собой систему взаимосвязанных структурных компонентов, обеспечивающих целенаправленные педагогические воздействия тренеров на все структурные составляющие тренировочного процесса квалифицированных пловцов в ластах.

Определяющим компонентом модели реализации плановых заданий с КПЛ является цель тренировочного процесса для КПЛ. Цель тренировочного процесса определяется на

основе тестирования функционального состояния КПЛ с учетом особенностей ЭМД. Структура педагогической модели тренировочного процесса на основе разработки плановых заданий для КПЛ должна строиться с применением психолого-педагогических условий, а также с учетом особенностей ЭМД и соответствующих методов тренировки.

Конкретная реализация плановых заданий в ходе тренировочного процесса КПЛ включает:

- выявление адекватной направленности тренировки КПЛ с учетом особенностей

ЭМД;

- определение концепции организации тренировочного процесса с КПЛ;

- установление уровня профессиональной, а также психолого-педагогической квалификации тренеров по плаванию;

- выявление мотивации у КПЛ к достижению высоких спортивных результатов;

- определение научно обоснованных требований к использованию физической нагрузки в ходе тренировочного процесса КПЛ с учетом особенностей ЭМД;

- разработку планов и программ тренировочного процесса в соответствии с целью подготовки КПЛ;

- разработку мероприятий по обеспечению тренировочного процесса КПЛ и повышению результативности соревновательной деятельности.

Особое место в тренировочном процессе должна занимать разработка плановых заданий тренировки для КПЛ, с учетом особенностей ЭМД. Содержание программ тренировки должно строиться с учетом особенностей ЭМД и алгоритма действий, связанных с ее реализации. Алгоритм и последовательность действий должны осуществляться на основе с учета особенностей ЭМД и мониторинга реализации плановых заданий с КПЛ.

Тренировочные программы должны способствовать повышению результативности соревновательной деятельности КПЛ. Выбор тренировочных программ должен осуществляться с учетом особенностей ЭМД и плановых заданий с КПЛ. Определение необходимых средств и методов тренировки с КПЛ должно обеспечивать:

- индивидуализацию тренировочного процесса с каждым пловцом;

- выявление приоритетов в тренировке КПЛ с учетом особенностей ЭМД;

- улучшение качества тренировочного процесса с КПЛ;

- установление слабых мест в подготовленности пловцов с последующей коррекцией содержания тренировочного процесса.

В рассматриваемой модели следует отметить мероприятия, улучшающие качество тренировочного процесса [1]. Важное место здесь должно отводиться контролю и корректировке тренировочного процесса с КПЛ [3]. Особое внимание должно уделяться мероприятиям по информационному обеспечению и другим видам обеспечения тренировочного процесса с КПЛ [2].

Исходя из всего вышесказанного, следует, что обеспечение должно охватывать все стороны тренировочного процесса КПЛ, в том числе и мотивацию спортсменов. Как известно, мотивация спортсменов обладает большими возможностями, определяющими повышение активности КПЛ при достижении целей тренировочного процесса. Высокая мотивация к тренировочному процессу способствует постоянному стремлению пловцов к совершенствованию своего спортивного мастерства. Совершенствование спортивного мастерства представляет собой непрерывный процесс, требующий улучшения функциональных и технических показателей.

Для рассматриваемой педагогической модели реализации плановых заданий в ходе тренировочного процесса с КПЛ, необходимы:

- планомерный мониторинг функциональных и технических показателей пловцов;

- коррекционные мероприятия, направленные на устранение недостатков в ходе тренировочного процесса КПЛ;

- педагогические воздействия тренеров, направленные на улучшение функциональных и технических показателей у КПЛ с учетом особенностей ЭМД;

- психолого-педагогические условия, необходимые для практической реализации данной модели;

- тренировочные занятия пловцов с учетом особенностей ЭМД.

Эффективность функционирования педагогической модели реализации плановых

заданий в ходе тренировочного процесса КПЛ во многом зависит от объективности критериев, оценивающих качество тренировочного процесса. Под критерием мы понимаем признаки, на основании которых производится оценка эффективности тренировочного процесса пловцов, а конкретным измерителем каждого критерия выступают определенные показатели улучшения подготовленности КПЛ. Такими показателями могут служить функциональные и технические показатели подготовленности КПЛ.

Таким образом, сложность процесса реализации плановых заданий с КПЛ в ходе их тренировочного процесса, требует постоянного психолого-педагогического сопровождения роста спортивного мастерства пловцов.

ВЫВОД

Проведенные исследования показали, что качественное использование педагогической модели реализации плановых заданий в ходе тренировочного процесса КПЛ, будет способствовать эффективному росту спортивного мастерства пловцов в ластах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-30.

2. Comparative analysis of the changes in blood chemistry among long-distance swimmers during workouts at middle and low altitudes / V. Bakaev, А. Bolotin, S. Surmilo, S. Aganov // World congress of performance analysis of sport XII (19-23 September, 2018, Opatija, Croatia). - Opatija, 2018. - P. 39-42.

REFERENCES

1. Bolotin A.E. and Laishev R.A. (2012), "Model of the process of training conscription youth for military service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-30.

2. Bakaev V., Bolotin, А., Surmilo S. and Aganov S. (2018), "Comparative analysis of the changes in blood chemistry among long-distance swimmers during workouts at middle and low altitudes", World congress ofperformance analysis of sport XII (19-23 September, 2018, Opatija, Croatia), pp.39-42.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.02.2023

УДК 796.011

К ВОПРОСУ О ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРИ ЗРИТЕЛЬНОЙ

ДИСТРОФИИ

Вера Николаевна Еременко, старший преподаватель, Римма Ивановна Ковтун, старший преподаватель, Надежда Васильевна Раилко, студент, Ксения Сергеевна Агеева,

студент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

Современный мир всё стремительнее развивается, и ввиду этого могут возникать различные проблемы со здоровьем человека. Развитие технологий особенно сказывается на функциональном состоянии зрительных органов. Для решения этой проблемы разработан комплекс мер спортивно-оздоровительного характера для адаптации людей с ограничениями по зрению. В статье рассматривается вопрос значения адаптивной физической культуры в комплексе мер по профилактике проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.