Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ'

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ПЛОВЦЫ В ЛАСТАХ / СОРЕВНОВАНИЯ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудченко Павел Павлович

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию педагогической модели подготовки квалифицированных пловцов в ластах к соревнованиям. Установлено, что основополагающие компоненты педагогической модели тренировочного процесса не в полной мере соответствует требованиям и задачам современной подготовки квалифицированных пловцов в ластах к соревнованиям. Нарушается главный принцип подготовки квалифицированных пловцов в ластах к соревнованиям - нацеленность тренировки для достижения пика формы непосредственно к главному старту соревнований. Соответственно тренировочный процесс должен носить многогранный характер и включать ряд компонентов, направленных на развитие физических качеств, на быстрое восстановление организма после высоких нагрузок, на формирование правильных технических и тактических навыков плавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF PEDAGOGICAL MODEL FOR TRAINING QUALIFIED SWIMMERS IN FINS

The article presents the results of the author's research on the justification of the pedagogical model of training qualified swimmers in flippers for competitions. It was established that the fundamental components of the pedagogical model of the training process do not fully meet the requirements and tasks of modern training of qualified swimmers in flippers for competitions. The main principle of preparing qualified swimmers in flippers for competitions is violated - the focus of training to reach the peak of form directly for the main start of the competition. Accordingly, the training process should be multifaceted in nature and include a number of components aimed at the development of physical qualities, at the rapid recovery of the body after high loads, at the formation of the correct technical and tactical swimming skills.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ»

УДК 797.22

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ

Павел Павлович Дудченко, кандидат педагогических наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию педагогической модели подготовки квалифицированных пловцов в ластах к соревнованиям. Установлено, что основополагающие компоненты педагогической модели тренировочного процесса не в полной мере соответствует требованиям и задачам современной подготовки квалифицированных пловцов в ластах к соревнованиям. Нарушается главный принцип подготовки квалифицированных пловцов в ластах к соревнованиям - нацеленность тренировки для достижения пика формы непосредственно к главному старту соревнований. Соответственно тренировочный процесс должен носить многогранный характер и включать ряд компонентов, направленных на развитие физических качеств, на быстрое восстановление организма после высоких нагрузок, на формирование правильных технических и тактических навыков плавания.

Ключевые слова: педагогическая модель; квалифицированные пловцы в ластах; соревнования; тренировочный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p142-145

STRUCTURE AND CONTENT OF PEDAGOGICAL MODEL FOR TRAINING QUALIFIED SWIMMERS IN FINS

Pavel Pavlovich Dudchenko, the candidate of pedagogical sciences, Tula State Lev Tolstoy

Pedagogical University

Abstract

The article presents the results of the author's research on the justification of the pedagogical model of training qualified swimmers in flippers for competitions. It was established that the fundamental components of the pedagogical model of the training process do not fully meet the requirements and tasks of modern training of qualified swimmers in flippers for competitions. The main principle of preparing qualified swimmers in flippers for competitions is violated - the focus of training to reach the peak of form directly for the main start of the competition. Accordingly, the training process should be multifaceted in nature and include a number of components aimed at the development of physical qualities, at the rapid recovery of the body after high loads, at the formation of the correct technical and tactical swimming skills.

Keywords: pedagogical model; qualified swimmers in flippers; competitions; training process.

Анализ подготовки квалифицированных спортсменов к соревнованиям свидетельствует, что имеется множество причин, связанных с недостаточным обоснованием основополагающих компонентов педагогической модели тренировочного процесса [1, 2]. Это же касается подготовки квалифицированных пловцов в ластах.

В силу этого основополагающие компоненты педагогической модели тренировочного процесса не в полной мере соответствует требованиям и задачам современной подготовки квалифицированных пловцов в ластах к соревнованиям. Подменяется главный принцип подготовки квалифицированных пловцов в ластах к соревнованиям - нацеленность тренировки для достижения пика формы непосредственно к главному старту сезона. Соответственно тренировочный процесс должен носить многогранный характер и включать ряд компонентов, направленных на развитие физических качеств, на быстрое восстановление организма после высоких нагрузок, на формирование правильных технических и тактических навыков плавания [2].

Современная система подготовки квалифицированных пловцов в ластах к соревнованиям характеризуется недостаточной эффективностью. Процесс подготовки квали-

фицированных пловцов в ластах к соревнованиям главным образом направлен на повышение физической готовности спортсменов, без учета решения других задач. Все это показывает объективность существующей задачи, связанной с обоснованием педагогической модели подготовки квалифицированных пловцов в ластах к соревнованиям.

Таким образом, главной задачей подготовки квалифицированных пловцов в ластах к соревнованиям является повышение эффективности организации тренировочного процесса. Аналогичные неблагоприятные моменты наблюдаются и в других сферах организации и проведении тренировочного процесса с квалифицированными пловцами в ластах к соревнованиям. С целью решения этой задачи нами была разработана соответствующая педагогическая модель подготовки квалифицированных пловцов в ластах к соревнованиям (рисунок).

Модель подготовки пловцов

Подбор средств и методов тренировки Уровень физического состояния Восстановление после нагрузки

Содержание тренировки пловцов в ластах

Пути подбора индивидуальной тренировочной нагрузки:

- развитие подвижности в суставах;

- планирование нагрузки;

- укрепление мышечно-связочного аппарата;

- улучшение эластичных свойств мышц и связок;

- увеличение времени в подготовительной части;

- использование жгутов и изометрических средств.

Цель тренировки — достижение пика спортивной формы

Использование физических упражнений:

- для укрепления сердечнососудистой и дыхательной системы;

- для восстановления организма после нагрузки;

- для обеспечения высокой готовности к соревнованиям;

- для улучшения эластичности мышц и связок;

- для коррекции элементов физического состояния.

г

Подготовка пловцов в ластах к соревновательной деятельности

Пути подготовки

В процессе плановых тренировочных занятий в воде и на суше

т

В процессе самостоятельной физической тренировки и специальных занятий на суше

I

Педагогическое воздействие тренеров на пловцов в ластах

сопереживание — понимание — поддержка — взаимодействие

Комплексные функции педагогического взаимодействия: инициирование активности пловцов; стимулирование в выборе средств, методов и форм тренировки по улучшению физического, психологического, технического состояния и тактических знаний

Готовность пловцов к соревновательной деятельности

Рисунок - Структура и содержание педагогической модели подготовки квалифицированных пловцов в ластах к

соревнованиям

Проведенные исследования свидетельствует, что комплексное применение средств и методов тренировочного процесса, направленных на развитие физических качеств,

быстрое восстановление после высоких нагрузок, формирование правильных технических и тактических навыков у квалифицированных пловцов в ластах, играют значительную роль для повышения эффективности их подготовки к соревнованиям [2].

Установлено, что занятия с комплексным применением средств и методов тренировки обладают высокой ценностью для достижения пика формы непосредственно к главному старту. Для занятий с комплексным применением средств и методов тренировки характерно решение специальных задач, связанных с достижением пика формы спортсменами непосредственно к главному старту на соревнованиях.

Выросли требования к сердечной, сосудистой, мышечной и дыхательной системам квалифицированных пловцов в ластах при подготовке к соревнованиям. Для квалифицированных пловцов в ластах следует применять комплексный подход к использованию средств и методов.

Важнейшим направлением повышения эффективности тренировочного процесса с квалифицированными пловцами в ластах является подбор средств и методов тренировки. Правильно наметить направления улучшения качества тренировочного процесса с квалифицированными пловцами в ластах поможет выработка четкого понимания сущности данного процесса в рамках соответствующей системы подготовки спортсменов непосредственно к главному старту на соревнованиях.

Установлено, что тренировочный процесс тесно связано с поэтапным формированием правильных технических и тактических навыков, физических качеств у квалифицированных пловцов в ластах. Развитие физических качеств и формирование правильных технических и тактических навыков должно проходить постепенно с направленностью на высокий конечный результат. Поэтому для квалифицированных пловцов в ластах следует применять комплексный подход к использованию средств и методов тренировки.

Формирование навыков плавания, физических качеств у квалифицированных пловцов в ластах должно осуществляться последовательно, с учетом решения поэтапных задач тренировочного процесса. Поэтапное развитие физических качеств и формирование правильных технических и тактических навыков плавания у квалифицированных пловцов в ластах предполагает понимание тренерами цели и задач тренировочного процесса. Осознание важности поэтапного развитие физических качеств и формирования правильных технических и тактических навыков плавания у квалифицированных пловцов в ластах является неотъемлемой частью повышения эффективности тренировочного процесса.

Содержание педагогического воздействия тренера должно стимулировать мотивацию у пловцов, активизировать их деятельность на тренировках. Педагогическое воздействие на пловцов должно восприниматься ими положительно. Оно должно позитивно влиять на психику, сознание и волю спортсменов.

ВЫВОД

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической модели подготовки квалифицированных пловцов в ластах к соревнованиям. Использование данной модели позволит более эффективно применять комплексы средств и методов тренировки в ходе подготовки квалифицированных пловцов в ластах к соревнованиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин А.Э. Показатели военно-профессиональной направленности кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России, занимающихся полиатлоном /А.Э. Болотин, О.В. В.В.Бакаев, В.В. Челядинов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 3. - С. 15-22.

2. Новосельцев О.В. Факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов плаванию брассом / О.В. Новосельцев, А.Э. Болотин // Ученые записки университета имени

П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 112-115.

REFERENCES

1. Bolotin A.E., Bakayev V.V. and Chelyadinov V.V. (2016), " Indicators of the militaryprofessional orientation of cadets of educational institutions of the border bodies of the FSB of Russia engaged in polyathlon", Izvestia of Tula State University. Physical education. Sport, No. 3, pp. 15-22.

2. Novoseltsev, O.V. and Bolotin A.E. (2013), " Factors determining the high efficiency of teaching students to swim breaststroke/O.V Novoseltsev, A.E. Bolotin", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 112-115.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.05.2022

УДК 796.91

АНАЛИЗ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ДВИЖЕНИЙ

ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИИ 500 МЕТРОВ

Николай Андреевич Дьяченко, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Игоревич Кузнецов, преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Екатерина Андреевна Морозова, тренер по конькобежному спорту, Спортивная школа олимпийского резерва имени А.А. Прокуророва, г. Муром

Аннотация

В предложенном исследовании была предпринята попытка анализа взаимозависимости результата бега на 500 метров и времени прохождения отдельных отрезков этой дистанции с дискретностью 50 метров у высококвалифицированных конькобежцев спринтеров. В качестве критериев для анализа были использованы корреляционные зависимости суммарного результата в беге на 500 метров и времени отдельных отрезков дистанции. Корреляционная матрица взаимосвязи исследуемых показателей позволила определить вклад каждого из отрезков дистанции в общий результат. Примененная методика исследования позволяет оценить взаимосвязь кинематических параметров в процессе прохождения спринтерской дистанции в конькобежном спорте. Выявленные закономерности позволяют моделировать кинематические параметры бега по прямой и по повороту и определять пути увеличения скорости бега по дистанции.

Ключевые слова: конькобежный спорт, кинематические параметры, корреляционные зависимости, взаимосвязь отдельных компонентов исследуемого двигательного действия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p145-148

ANALYSIS OF THE KINEMATIC STRUCTURE OF MOVEMENT OF HIGHLY QUALIFIED SKATERS DURING THE PROCESS OF PASSING A DISTANCE OF 500

METERS

Nikolai Andreevich Dyachenko, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Igorevich Kuznetsov, the teacher, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Ekaterina Andreevna Morozova, the speed skating coach, A.A. Prokurorov Sports School of the Olympic Reserve, Murom

Abstract

In the proposed study, an attempt was made to analyze the interdependence of the integrative indicator and the time of passage of separate segments of the distance with a discreteness of 50 meters among highly qualified sprinters speed skaters. As the analysis criteria, the correlation dependences of the total result in the 500-meter sprint and the time of separate segments of the distance were used. The correlation matrix of the interconnection of the studied indicators made it possible to determine the contribution of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.