Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ БОРЬБЕ'

СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ БОРЬБЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОВЦЫ В ЛАСТАХ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ БОРЬБА / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудченко Павел Павлович

Для соревновательной деятельности пловцов в ластах характерно единство мыслительной и предметной ее составляющих. Мыслительная деятельность пловцов в ластах осуществляется как совокупность таких психолого-педагогических функций как первичный синтез, анализ, сравнение, выделение главного, вторичный синтез, обобщение. На разных уровнях овладения навыками соревновательной борьбы проявление отмеченных функций различны. Для репродуктивного уровня характерны: правильность, полнота, прочность знаний и умений. В условиях освоения новых навыков соревновательной борьбы на конструктивном уровне добавляются требования более высокого порядка: осознанность, действенность и системность. К специфическим особенностям тактических знаний следует отнести быстроту актуализации (мобильность), соотносимость с меняющейся ситуацией (гибкость), включенность в предметную деятельность (оперативность). Изменчивость соревновательной борьбы, равно как и состояние спортсмена под влиянием утомления или психического напряжения, может оказать значительное воздействие на конечный результат. Поэтому при принятии решения на выполнение того или иного тактического действия спортсмену необходимо учитывать не только состояние соперника, но и собственного состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OFFORMATION OF TACTICAL READINESS OF QUALIFIED SWIMMERS IN FINS FOR COMPETITIVE WRESTLING

The competitive activity of swimmers in flippers is characterized by the unity of the thought and subject components of it. The thought activity of swimmers in flippers is carried out as a set of such psychological and pedagogical functions as primary synthesis, analysis, comparison, isolation of the main, secondary synthesis, generalization. At different levels of mastering the skills of competitive wrestling, the manifestation of the marked functions is different. The reproductive level is characterized by: correctness, completeness, strength of knowledge and skills. In the context of mastering new skills of competitive wrestling at a constructive level, higher order requirements are added: awareness, effectiveness and consistency. Specific features of tactical knowledge include the speed of updating (mobility), correlation with the changing situation (flexibility), inclusion in subject activities (efficiency). The variability of competitive wrestling, as well as the condition of the athlete under the influence of fatigue or mental tension, can have a significant impact on the final result. Therefore, when making a decision to perform a particular tactical action, the athlete must take into account not only the state of the opponent, but also his own state.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ БОРЬБЕ»

REFERENCES

1. Brook, T M, Pavel A. Terekhov and A. A. Nikolaev. (2018), "Correlation matrix for revealing informative indicators of functional state estimation, anaerobic working capacity and physical readiness of highly qualified athletes», Bulletin of the Russian Military Medical Academy, V 20, № 2 (62), pp. 154159. https://doi.org/10.17816/brmma12306.

2. Oganjanov A. (2021), Complex control in sport: educational and methodical manual, MGPU, Moscow.

Контактная информация: dubinin57@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2022

УДК 797.22

СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

БОРЬБЕ

Павел Павлович Дудченко, кандидат педагогических наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула

Аннотация

Для соревновательной деятельности пловцов в ластах характерно единство мыслительной и предметной ее составляющих. Мыслительная деятельность пловцов в ластах осуществляется как совокупность таких психолого-педагогических функций как первичный синтез, анализ, сравнение, выделение главного, вторичный синтез, обобщение. На разных уровнях овладения навыками соревновательной борьбы проявление отмеченных функций различны. Для репродуктивного уровня характерны: правильность, полнота, прочность знаний и умений. В условиях освоения новых навыков соревновательной борьбы на конструктивном уровне добавляются требования более высокого порядка: осознанность, действенность и системность. К специфическим особенностям тактических знаний следует отнести быстроту актуализации (мобильность), соотносимость с меняющейся ситуацией (гибкость), включенность в предметную деятельность (оперативность). Изменчивость соревновательной борьбы, равно как и состояние спортсмена под влиянием утомления или психического напряжения, может оказать значительное воздействие на конечный результат. Поэтому при принятии решения на выполнение того или иного тактического действия спортсмену необходимо учитывать не только состояние соперника, но и собственного состояния.

Ключевые слова: пловцы в ластах; соревновательная борьба; тактическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p130-134

STRUCTURE OF FORMATION OF TACTICAL READINESS OF QUALIFIED SWIMMERS IN FINS FOR COMPETITIVE WRESTLING

Pavel Pavlovich Dudchenko, the candidate of pedagogical sciences, Tula State Pedagogical

University named after L.N. Tolstoy

Abstract

The competitive activity of swimmers in flippers is characterized by the unity of the thought and subject components of it. The thought activity of swimmers in flippers is carried out as a set of such psychological and pedagogical functions as primary synthesis, analysis, comparison, isolation of the main, secondary synthesis, generalization. At different levels of mastering the skills of competitive wrestling, the manifestation of the marked functions is different. The reproductive level is characterized by: correctness, completeness, strength of knowledge and skills. In the context of mastering new skills of competitive wrestling at a constructive level, higher order requirements are added: awareness, effectiveness and consistency. Specific features of tactical knowledge include the speed of updating (mobility), correlation with the changing situation (flexibility), inclusion in subject activities (efficiency). The variability of competitive wrestling, as well as the condition of the athlete under the influence of fatigue or mental tension, can

have a significant impact on the final result. Therefore, when making a decision to perform a particular tactical action, the athlete must take into account not only the state of the opponent, but also his own state.

Keywords: swimmers in flippers; competitive wrestling; tactical training.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс соревновательной деятельности пловцов в ластах представляет собой специфический вид, в котором ведущую роль играют психологические факторы: мотивация, мышление, двигательная память, эмоциональные свойства. Данный вид соревновательной деятельности направлен на удовлетворение важнейшей потребности спортсмена - достижение успеха на соревнованиях, в условиях отражения в его сознании, информации о состоянии внешней и внутренней среды с целью ее активного преобразования. Таким образом, методологическую основу соревновательной практики спортсмена в плавании в ластах составляет теория отражения и активного приспособления пловцов к факторам внешней среды.

Познавательный подход к тренировочному процессу в плавании в ластах, характеризуется накоплением знаний соревновательной борьбы в наиболее часто встречающихся ситуациях. Влияние целесообразно организованной соревновательной деятельности создает условия, при которых знания оказываются включенными в структуру тренировки и будущих соревнований.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для воспитания творчески мыслящей личности спортсмена в плавании в ластах необходимо применять методы, активизирующие мыслительную деятельность пловцов. Актуальная задача, стоящая перед тренером, заключается в непрерывном совершенствовании двигательных способностей, достижении тактической импровизации. Воспитание творчества в процессе соревновательной деятельности возможно посредством направленного использования активных средств и методов разнообразного характера: создания более сложных тренировочных условий; изменения задач тренировки; оперативного перестроения действий под влиянием изменения соревновательной обстановки; использования в тренировочном процессе упрощенных вариантов действий, необходимых для прочного запоминания тактических «навыков».

Интегративный характер поведенческих реакций пловцов в ластах, формируемый в процессе тренировки, оказывает комплексное воздействие на совершенствование функциональной деятельности их организма. Многоуровневая адаптация проявляется в совершенствовании анализаторной и активной двигательной деятельности, способствующей развитию двигательных способностей и координационных возможностей спортсменов. Однако процесс адаптации пловцов в ластах осуществляется в индивидуальном режиме, т. к. способность к регуляции систем организма предохраняет его от возможных перегрузок и способствует оптимизации разных процессов.

Ведущей функцией соревновательной деятельности является общение, основным содержанием которого выступают различные виды соревновательной деятельности: знания, опыт способов соревновательной борьбы и деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений в ходе соревновательной борьбы. Все эти компоненты взаимосвязаны и находятся в диалектическом единстве. Базовым механизмом этой системы выступает способ активизации соревновательной деятельности спортсменов, поскольку через осмысление достигается формирование такой важной способности пловцов в ластах, как способность - видеть - предвидеть - действовать.

Для соревновательной деятельности пловцов в ластах характерно единство мыслительной и предметной ее составляющих. Мыслительная деятельность пловцов в ластах осуществляется как совокупность таких психолого-педагогических функций как первичный синтез, анализ, сравнение, выделение главного, вторичный синтез, обобщение. На разных уровнях овладения навыками соревновательной борьбы

проявление отмеченных функций различны. Для репродуктивного уровня характерны: правильность, полнота, прочность знаний и умений. В условиях освоения новых навыков соревновательной борьбы на конструктивном уровне добавляются требования более высокого порядка: осознанность, действенность и системность. К специфическим особенностям тактических знаний следует отнести быстроту актуализации (мобильность), соотносимость с меняющейся ситуацией (гибкость), включенность в предметную деятельность (оперативность). Изменчивость соревновательной борьбы, равно как и состояние спортсмена под влиянием утомления или психического напряжения, может оказать значительное воздействие на конечный результат. Поэтому при принятии решения на выполнение того или иного тактического действия спортсмену необходимо учитывать не только состояние соперника, но и собственного состояния.

Следует отметить, что восприятие соревновательной информации носит избирательный характер, опосредованное тем обстоятельством, что необходимо делать спортсмену в данный момент и в данной ситуации. Принятие адекватного решения зависит от важности или целесообразности соревновательного момента. Это значит, что спортсмен, реализуя собственную тактическую задумку, должен принять во внимание противодействие соперника в согласовании с собственным замыслом и оценить информацию, которая этой задумке не соответствует.

Принятие спортсменом того или иного решения в конкретной ситуации в ходе спортивной борьбы зависит от правильного прогнозирования ситуации и готовности к риску. Система факторов риска ухудшения спортивной формы у квалифицированных пловцов в ластах представлена на рисунке.

Недостаточный уровень активности пловцов на тренировках, мотиваци-онной сферы и физических качеств

Недостаточный уровень опыта, навыков, умений в тренировочном процессе, ошибки на соревнованиях

Недостаточный уровень организации психических процессов: памяти, внимания, сенсомото-рики и других качеств пловца

Инертность и неуравновешенность процессов

вышей нервной деятельности, недостаточность регулирования функций в головном мозге и др.

Тренировочные факторы риска:

- недостаточный уровень методической подготовленности тренерского состава по плаванию в ластах;

- низкая организация тренировочного процесса, нездоровый морально-психологический климат в команде пловцов в ластах;

- отсутствие должного режима тренировки, отдыха и питания;

- недостаточный уровень эффективности проведения восстановительных мероприятий

Особенные факторы риска пловцов: водная среда, тренировочные перегрузки, температура водной среды, перепады барометрического давления во время соревнований, высокий уровень нервного напряжения, высокий уровень риска для здоровья во время преодоления особенно длинной дистанции в открытых водоемах

Ситуативные (временные) факторы: периоды окончания соревновательного сезона; начало тренировочной деятельности в составе команды пловцов; изменения в семейном статусе (свадьба, развод, рождение ребенка); изменение в социальном статусе; межсезонье и связанные с ним заболевания.

Рисунок - Система факторов риска ухудшения спортивной формы у квалифицированных пловцов в ластах

Нерешительность спортсмена при принятии решения может привести к двум негативным последствиям: или благоприятный момент будет упущен, или выбор действия, вследствие неопределенности мышления, не получится. В условиях принятия оперативного решения спортсмен, как правило, менее высоко оценивает возможности соперника, оставляя тем самым себе большой простор действий для поиска интересных тактических ходов и надежды на успешное завершение противодействия. Данный фактор убеждает в необходимости формирования психологической устойчивости с целью противодействия сбивающим факторам соревновательной борьбы в условиях принятия оперативных решений и приобретения соревновательного опыта.

В плавании в ластах противоборство пловцов осуществляется в быстро меняющейся обстановке, создающий лимит времени для принятия решений. Необходимость срочно решить тактическую задачу и принять правильное и своевременное решение определяется как оперативное мышление. Оперативное мышление в спортивной практике весьма актуально при лимите времени в условиях срочного поиска правильного ответного хода. В данной обстановке определяющим фактором выступает необходимость принятия вероятностного (интуитивного) решения. Практика показывает, что в основе успешного оперативного мышления лежит большой удельный вес интуитивных решений.

Таким образом, интуиция - это отражение действительности без ее логического анализа, но при включенности в рабочий процесс сознания. Интуиция есть психический процесс, требующий длительной целенаправленной подготовки, поскольку подобные решения принимаются на основе мгновенных умозаключений, наработанных богатым разносторонним опытом спортсмена. Спортсмены, обладающие даром интуиции, отличаются значительным объемом и концентрацией внимания, устойчивой долговременной памятью и острой наблюдательностью. Следует подчеркнуть, что опытный спортсмен, используя прошлый опыт соревновательной борьбы при включенном мышлении, оценивает ситуацию с начала до конца и принимает оптимальное решение.

Продуктивность оперативного мышления во многом зависит от антиципации, предвидения развития спортивных событий в данный момент. Антиципация у пловцов в ластах проявляется как в форме вероятностного прогнозирования, так и в виде упреждающих действий в ходе спортивной борьбы. Тактическое разнообразие действий, широкий диапазон распределения и переключения внимания формируют у пловцов в ластах установку на ожидание типичных и неожиданных событий.

Биологическая система с позиций биокибернетики рассматривается как саморегулируемая, иерархическая и многоуровневая, в которой выделяются преимущественно три уровня: управляющий (центральная нервная система), исполнительный (двигательная система), обеспечивающий (энергетическая система). Уровень в системных исследованиях рассматривается как ступень качественного преобразования системы, организации в процессе ее развития. Считается, что организм человека как объект управления в процессе спортивной тренировки также можно представить в виде трехуровневой системы, являющейся некоторым упрощением схем, представленных в исследованиях Н.А. Бернштейна, Н.М. Амосова и др, в которых можно выделить управляющие, рабочие и обслуживающие уровни. Реальность этих уровней адекватна наличию в функциональной системе трех сфер, соответствующих этим уровням: психической, мышечно--двигательной и функционально-вегетативной. Отражение этого положения четко прослеживается в классификации трех групп различных видов спорта по общности требований к ведущим качествам спортсменов.

Первая группа характеризуется преимущественными требованиями к энергетике и объединяет циклические виды спорта. Вторая группа характеризует преимущественные требования к координационным способностям спортсменов и включает технически

сложные виды спорта. Третья группа предъявляет ведущие требования к психическому и эмоциональному состоянию и включает спортивные игры и различные виды единоборств.

Н. А. Бернштейн, открывший кибернетический принцип управления движениями в живых организмах, ввел в разработанную им уровневую теорию управления движениями понятие высших (ведущих) и низших (фоновых) уровней. Он отмечает, что «мы постоянно сталкиваемся с тем, что какой-то уровень функциональных систем приобретает на данный момент ведущее значение» и в этой связи ввел понятие «ведущего уровня» в функциональных системах. При внимательном наблюдении и анализе нетрудно заметить, что в каждом виде спортивной деятельности можно выделить ведущий уровень, который в основном и определяет достижение необходимого результата в данной деятельности и каждый вид деятельности предъявляет преимущественные требования к определенному (ведущему) уровню функциональных систем.

Согласно теории функциональных систем П. К. Анохина, принятие решений о характере и структуре управляющих движений должно носить «антиципирующий во времени и пространстве характер на основе опережающего отражения действительности». Эти теоретические положения позволяют понять, что для оперативного управления двигательной деятельностью современным специалистам мало выработать достаточно прочные двигательные навыки как устойчивые биомеханические структуры движений. Не менее важно сформировать устойчивые и достаточно пластичные действия, включающие совершенные механизмы контроля и регуляции движений в изменяющихся условиях. В этом отношении велико значение комплексных упражнений, обеспечивающих развитие мыслительных и психомоторных способностей, формирование способности мгновенной оценки обстановки, принятия решений и пространственно-временных результатов управляющих действий.

Принятие решения в конкретной ситуации есть процесс возникновения идеального в результате особым образом организованной деятельности. Само идеальное - это образ будущего результата или модель потребного будущего. Она может быть представлена в виде различных образов или в форме понятий или умозаключений. Идеал определяет выбор целей и задач и выступает в качестве критерия их достижения. Модель потребного будущего формируется в ЦНС и реализуется в процессе двигательной деятельности, в ходе которой организм пловцов в ластах преодолевает влияние внешних факторов и на основе накопленных знаний и опыта осуществляет их позитивную трансформацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс освоения навыков в плавании в ластах содержит следующие фазы: интериоризации, тренинга, экстериоризации. Вследствие этого тренировочная деятельность в плавании в ластах носит фазовый характер и ее эффективность находится в зависимости от индивидуальных особенностей пловцов в ластах: содержания прошлого опыта, ценностных ориентаций, устойчивости механизмов антиципации и рефлексии.

Контактная информация: sdd@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 23.04.2022

УДК 796.332

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В ЖЕНСКОМ ФУТБОЛЕ

Анастасия Михайловна Ермакова, преподаватель, Александр Петрович Золотарев,

доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.