ных относительно социально-исторических условий зарождения, становления, этапов развития якутского национального вида спорта. Выявлен дефицит информации об условиях взаимосвязи природно-климатических, этнических, исторических условий становления борьбы хапсагай, а также сведений относительно этносоциальной значимости, организационно-методических аспектов развития якутской национальной борьбы хапсагай в современных социально-экономических условиях.
2. Конкретизированы условия становления и развития якутской национальной борьбы хапсагай, к ним относятся природно-климатические, этносоциальные, исторические. Показано, что суровые климатогеографические условия Крайнего Севера, значительно влияющие на физическое состояние людей, продолжительность и качество жизни, состояние здоровья, исторические события, наполненные войнами, а также традиции, обычаи народа, проживающего на территории Республики Саха, предъявляли к мужчинам особые требования, что проявлялось в их стремлении быть ловкими, сильными, быстрыми, выносливыми. А одним из видов двигательной активности явился «хапсагай», что в переводе с языка саха на русский язык означает ловкость, быстрота, сила, выносливость, занятие которым позволяло поддерживать достаточный уровень физической подготовленности мужчин, обеспечивающий нормальное функционирование в быту, трудовой деятельности и на охоте, в экстремальных климатогеографических условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коррекция психофизиологических состояний спортсменов с использованием биопродукта из северного сырья (на примере борьбы хапсагай и мас-рестлинга): монография / Е. В. Кри-ворученко, И. И. Готовцев, О. В.Шадрина, А. Н. Гуляева, Б. М. Кершенгольц - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2015. - 232 с.
2. Портнягин, И. И. Интеллектуальное развитие школьника-спортсмена / И. И. Портнягин. - Москва : Academia, 1998. - 96 с.
3. Шамаев, Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера / Н.К. Шамаев. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. - 88 с.
REFERENCES
1. Krivoruchenko, E.V. Gotovtsev, I.I. Shadrina, O.V. Gulyaeva, A.N. and Kershengolts, B.M. (2015), Correction of the psychophysiological states of athletes using a bioproduct from northern raw materials (on the example of hapsagai wrestling and mas-wrestling), monograph, Yakutsk.
2. Portnyagin, I.I. (1998), Intellectual development of the schoolpupil-sportsman, Academia, Moscow.
3. Shamaev, N.K. (1996), Features of the methodology ofphysical education in the conditions of the North, Yakutsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.09.2022
УДК 797.22
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПОСТРОЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ
Павел Павлович Дудченко, кандидат педагогических наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула; Сергей Самуилович Аганов, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС
России, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены концептуальные взгляды на построение педагогической модели подготовки квалифицированных пловцов в ластах (КПЛ). Установлено, что многие тренеры КПЛ ре-
формировали свои системы подготовки спортсменов на основе новых подходов к тренировке, основанных на концепции «мобилизации». Согласно концепции «мобилизации» основная задача подготовки КПЛ - воспитать у спортсменов способность к максимальной мобилизации всех физических и психических сил для успешного решения задач, возникающих в процессе соревновательной деятельности. Эта концепция является частью так называемой «спортивной доктрины», которая рассматривает современный спорт, с позиций высокой эмоциональности и нацеленности на достижение максимальных результатов. В качестве основного средства физической и психологической подготовки КПЛ должна стать интенсификация тренировочного процесса спортсменов.
Ключевые слова: педагогическая модель подготовки; концептуальные взгляды; квалифицированные пловцы в ластах (КПЛ); тренировочный процесс.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p100-104
CONCEPTUAL VIEWS ON BUILDING A PEDAGOGICAL MODEL FOR TRAINING
QUALIFIED SWIMMERS IN FINS
Pavel Pavlovich Dudchenko, the candidate of pedagogical sciences, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University; Sergey Samuilovich Aganov, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of
Russia
Abstract
The article presents conceptual views on the construction of a pedagogical model for the training of qualified swimmers in flippers (KPL). It has been established that many KPL coaches have reformed their systems of training athletes based on new approaches to training based on the concept of "mobilization". According to the concept of "mobilization", the main task of preparing the CPL is to educate athletes to maximize the mobilization of all physical and mental forces to successfully solve problems arising in the process of competitive activity. This concept is part of the so-called "sports doctrine," which considers modern sports, from the standpoint of high emotionality and focus on achieving maximum results. The intensification of the training process of athletes should become the main means of physical and psychological preparation of the CPL.
Keywords: pedagogical model of training; conceptual views; qualified flippers in flippers (KPL); training process.
В подготовке КПЛ существуют различные концепции, в том числе, концепция готовности, имеющая направленность на достижение пика формы у спортсменов к главному старту сезона [1-7]. Концепция «готовности» предполагает формирование в процессе подготовки полной физической, психологической, технической и тактической готовности КПЛ к эффективному выполнению спортивной деятельности на соревнованиях.
Концепция «готовности» была разработана в связи с необходимостью достижения пика формы у спортсменов к главному старту сезона [1, 6].
Концепция «пригодности» КПЛ, ограничивает цель их подготовки обеспечением пригодности к соревновательной деятельности за счет высокого уровня технической готовности. Достижение полной готовности осуществляется в процессе специальной и общей подготовки, под которой понимается комплексная подготовка спортсмена, включая физическую подготовку, непосредственно перед проведением соревнований с учетом специфики их содержания и условий. По мнению специалистов, такое разделение задач гарантирует более высокое качество их выполнения на соревнованиях [5].
Концепция «компенсации» является средством компенсации и нейтрализации негативных влияний, оказываемых соревновательной деятельностью на здоровье и психику КПЛ. На основе концепции сформировалась «восстановительная» модель подготовки КПЛ. В рамках этой модели основное внимание должно уделяться восстановительным упражнениям - выработке правильной схемы тренировки, подвижным и спортивным играм, оздоровительным и гигиеническим процедурам.
Многие тренеры КПЛ реформировали свои системы подготовки спортсменов на основе новых подходов к тренировке, основанных на концепции «мобилизации» [1, 7].
Согласно концепции «мобилизации» основная задача подготовки КПЛ - воспитать у спортсменов способность к максимальной мобилизации всех физических и психических сил для успешного решения задач, возникающих в процессе соревновательной деятельности. Эта концепция является частью так называемой «спортивной доктрины», рассматривающей современный спорт с присущими ему высокой эмоциональностью и нацеленностью на достижение максимальных результатов. В качестве основного средства физической и психологической подготовки КПЛ должна стать интенсификация тренировочного процесса спортсменов [1, 3, 7].
Изученные нами, модели спортивной подготовки КПЛ основаны на так называемой «спортивной доктрине» либо концепции «мобилизации», но, при этом они имеют существенные отличия. Функциональная система, характеризующая концептуальные взгляды на построение педагогической модели подготовки КПЛ представлена на рисунке.
Рисунок - Функциональная система, характеризующая концептуальные взгляды на построение педагогической
модели подготовки КПЛ
Считается, что полная готовность КПЛ заключается в заблаговременно достигнутой способности вести соревновательную борьбу, в любых климатических условиях. Полная готовность КПЛ слагается из технической, физической и морально-психологической готовности спортсменов. Полная физическая готовность включает:
1) физическую пригодность спортсменов, т. е. уровень развития основных физических качеств, обеспечивающий успешное и эффективное выполнение соревновательной деятельности;
2) двигательные навыки плавания в ластах, т. е. различные способы передвижения в водной среде и т. п.;
3) оперативную физическую готовность, т. е. наличие физических качеств и двигательных навыков, обеспечивающих успешность на соревнованиях;
4) индивидуальную физическую готовность, т. е. способность к умелым и длительным действиям в водной среде и быстрому восстановлению после соревнований.
Основная задача физической подготовки ограничена обеспечением физической пригодности, т.е. развитием наиболее значимых физических качеств кардиореспиратор-
ной аэробной выносливости, мышечной силы и выносливости, гибкости и оптимального состава тела. Такие качества, как быстрота, координация, считаются моторными компонентами, проявляющимися в конкретных двигательных навыках. «Кондиционная» модель предназначена специально для профессиональных спортсменов. Такая модель позволяет увязывать задачи физической подготовки с основными задачами и этапами подготовки к соревнованиям, наиболее полно соответствует особенностям спортсменов.
ВЫВОД
Различные модели подготовки КПЛ отличаются друг от друга концепцией, целевой направленностью, преимущественно используемыми средствами и особенностями организации тренировки. Процесс возникновения новых моделей и трансформации существующих моделей тренировки КПЛ обусловлен конкретными факторами, важнейшим из которых является анализ достижений спортивной науки в сфере плавания в ластах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дифференцированная подготовка пловцов-марафонцев к соревнованиям на открытой воде с учетом типов энергетического метаболизма / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев, К.Я. Ван Цвиетен, О.Е. Понимасов, В.К. Мотовичев // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 10 - С. 3739.
2. Контроль периферической гемодинамики пловцов категории «мастерс» / А.В. Зюкин, О.Е. Понимасов, А.Э. Болотин, Л.Н. Шелкова // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 12 - С. 67-69.
3. Bakayev V.V. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion / V.V. Bakayev, A.E. Bolotin // 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia) - 2017 - P. 763-767.
4. Bakayev V.V. Model for training marathon swimmers in fins accounting for energy supply mechanism of muscle activity/ V.V. Bakayev, A.E. Bolotin // Journal of Human Sport and Exercise. -2021- № 16 (4) - Р. 1632-1638.
5. Bolotin A.E. Estimated effect of monofin stiffness on sports performance in marathon swimmers /A.E. Bolotin, V.V. Bakayev, P.P. Dudchenko // In Proceedings of the 9th International Conference on Sport Sciences Research and Technology Support (icSPORTS 2021) - 2021 - P. 111-115.
6. Bolotin A.E. Comparative Analysis of Peripheral Blood Circulation Parameters in LongDistance Swimmers at Middle Altitude and Under the Conditions of a Hypoxic Gas Environment / A.E. Bolotin, V.V. Bakayev // Sport Mont - 2020 - № 18 (2) - P. 113-115.
7. Bolotin A.E. Comparative analysis of peripheral blood circulation indicators in stayer swimmers under the conditions of the hypoxic gas environment and middle mountains / A.E. Bolotin, V.V. Bakayev // In Proceedings of the 17th Annual Scientific Conference of Montenegrin Sports Academy "Sport, Physical Activity and Health : Contemporary Perspectives": Cavtat, Dubrovnik, Croatia. 2-5 April 2020. -2020 - P. 32.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E., Bakaev, V.V., Van Tsvieten, K.Ya., O.E. Ponemasov, and Motovichev, V.K. (2020), "Differentiated preparation of marathon swimmers for open water competitions, taking into account the types of energy metabolism", Theory and Practice of Physical Culture, No. 10, pp. 37-39.
2. Zyukin, A.V., Ponemasov, O.E., Bolotin, A.E. and Shelkova, L.N. (2020), "Control of peripheral hemodynamics of swimmers of the "masters" category", Theory and Practice of Physical Culture, No. 12, pp. 67-69.
3. Bakayev, V.V. and Bolotin, A.E. (2017), "Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion", 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.763-767.
4. Bakayev, V.V. and Bolotin, A.E. (2021), "Model for training marathon swimmers in fins accounting for energy supply mechanism of muscle activity", Journal of Human Sport and Exercise, 16(4proc), No. 16(4), рр. 1632-1638. doi:10.14198/jhse.2021.16.Proc4.09.
5. Bolotin, A.E., Bakayev, V.V. and Dudchenko, P.P. (2021), "Estimated effect of monofin stiffness on sports performance in marathon swimmers", In Proceedings of the 9th International
Conference on Sport Sciences Research and Technology Support (icSPORTS 2021), pages 111-115. DOI: 10.5220/0010656600003059.
6. Bolotin,, A.E. and Bakayev, V.V. (2020), "Comparative Analysis of Peripheral Blood Circulation Parameters in Long-Distance Swimmers at Middle Altitude and Under the Conditions of a Hypoxic Gas Environment", Sport Mont, No. 18(2), 113-115. DOI: 10.26773/smj.200603.
7. Bolotin, A.E. and Bakayev, V.V. (2020), "Comparative analysis of peripheral blood circulation indicators in stayer swimmers under the conditions of the hypoxic gas environment and middle mountains.", In Proceedings of the 17th Annual Scientific Conference of Montenegrin Sports Academy "Sport, Physical Activity and Health: Contemporary Perspectives": Cavtat, Dubrovnik, Croatia. 2-5 April 2020 - page 32.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.09.2022
УДК 796.011
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОЦЕНИТЬ УРОВЕНЬ СОМАТИЧЕСКОГО
ЗДОРОВЬЯ
Алексей Олегович Егорычев, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, Москва; Элина Викторовна Егорычева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский политехнический университет, Москва
Аннотация
В университетах России обучается более четырех миллионов студентов, около 600 тысяч из них имеют отклонения в состоянии здоровья и занимаются физической культурой в специальном учебном отделении. Принадлежность к специальному учебному отделению определяется по результатам врачебного обследования, такие студенты знают, что они имеют ограничения к занятиям физической культурой, но не понимают, что их уровень здоровья значительно ниже, чем у остальных студентов. Поэтому предлагается включить таких студентов в управляемую учебную деятельность по оценке уровня соматического здоровья и разработке индивидуальной программы для самостоятельных занятий. Анализ медицинских документов о принадлежности к специальному учебному отделению позволил ранжировать нозологические формы студентов. Наиболее распространенными заболеваниями являются болезни: костно-мышечной системы, органов зрения, онкологические и эндокринной системы. У большинства студентов имеется 2-3 дополнительных диагноза, наиболее распространенным является болезни органов кровообращения. Анализ уровня соматического здоровья 67 студентов по методике Г.Л. Апанасенко показал, что 76,2% студентов, имеют «низкий» и «ниже среднего» уровень. Основу их индивидуальной программы самостоятельных занятий должны составлять ускоренная ходьба в сочетании с общеразвивающими упражнениями, оздоровительное плавание, занятия малой интенсивности на тренажерах. Результаты обучения студентов умению самостоятельно оценить уровень соматического здоровья показал, что 97% из них сформировали представление о количественной методике оценки здоровья и подготовили индивидуальную программу для самостоятельных занятий.
Ключевые слова: физическая культура, студенты, умение, количество здоровья, экспресс-оценка, карта самооценки, автоматизированные приборы, индивидуальная программа, деятель-ностный подход.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p104-110
TRAINING STUDENTS OF A SPECIAL EDUCATION DEPARTMENT TO INDEPENDENTLY ASSESS THE LEVEL OF SOMATIC HEALTH
Aleksey Olegovich Egorychev, the doctor of pedagogical sciences, docent, National University of Oil and Gas "Gubkin University", Moscow, Elina Viktorovna Egorycheva, the candidate of