тренировочном процессе студентов - спортсменов. Этот вид подготовки для таких сборных команд направлен, в основном, на разучивание и модификацию элементов в партере и на опоре. Динамические упражнения с фазой полета не разучиваются в связи с отсутствием психологической готовности студентов-спортсменов выполнять элементы из группы риска, а также плохим материальным обеспечением учебно-тренировочного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крючек Е.С. Особенности учебно-тренировочного процесса по спортивной аэробике студентов непрофильных вузов / Е.С. Крючек, Т.Е. Ковшура // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2011. - № 9 (79) - С. 90-93.
2. Коркин В.П. Парные и групповые акробатические упражнения для женщин / В.П. Кор-кин. - Москва : Физкультура и спорт, 1976. - 151 с.
3. Сомкин А. А. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных спортсменов : дис... д-ра пед. наук / Сомкин Алексей Альбертович. - Санкт-Петербург, 2002. - 383 с.
4. Чаюн Д.В. Акробатические элементы в индивидуальных соревновательных программах высококвалифицированных аэробистов / Д.В. Чаюн, К.Г. Клецов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166) -С. 274-278
5. Аэробная гимнастика : правила соревнований, 2017-2021 // Federation Internationale de Gymnastique : [site]. - [Lausanne, 2017]. - URL:://www.fig-gymnastics.com/publicdir/rules/files/ru_AER%20CoP%202017-2020.pdf (дата обращения: 01.12.2018).
REFERENCES
1. Krjuchek, E.S. and Kovshura T.E. (2011), "Features of educational-training process in sports aerobics of students of not profile higher schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No № 9 (79), pp. 90-93.
2. Korkin, V.P. (1976), "Pair and group acrobatic exercises for women", Physical culture and spots, Moscow.
3. Somkin, A. A. (2002), Classification of exercises and the main components of the training of highly qualified athletes, dissertation, St. Petersburg.
4. Chayun, D.V. and Kletsov K.G. (2018), "Acrobatic exercises in individual competitive programs of highly skilled aerobist", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.12 (166), pp. 274278.
5. Federation International Gymnastics (2017), Code of point of aerobic gymnastics - edition 2017-2020, Lausanne, Switzerland.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.02.2021
УДК 797.21
ТЕХНОЛОГИЯ СИНХРОНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ
Алексей Витальевич Кондыков, соискатель, Орловский государственный аграрный университет; Сергей Александрович Семенов, кандидат педагогических наук, профессор, Ольга Николаевна Галлямова, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Владимирович Перепелкин, соискатель, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны
Аннотация
Авторами статьи обоснована технология спортивной тренировки юных пловцов на этапе начальной специализации, которая предусматривает поэтапное протекание процессов синхронизации физической и технической подготовки с выполнением промежуточных нормативов контроля в
конце каждого этапа тренировки. Её структуру составляют: концептуальная часть, содержание и процессуальные параметры. К содержательной части разработанной технологии относится широкий спектр тренировочных упражнений, которые являются носителями информации и позволяют программировать тренировочный процесс на основе введения в практику кодированных технологических цепочек в виде последовательно применяемых синхронизирующих средств и методов тренировки. Процессуальное звено разработанной технологии составляют формы взаимодействия тренера и спортсменов на основе синхронизированных методов формирования рациональной техники плавания избранным способом и развития специальных физических качеств и навыков пловца.
Ключевые слова: технология; юные пловцы; повышение спортивного мастерства; синхронизация технической и физической подготовки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p202-207
TECHNICAL AND PHYSICAL SYNCHRONIZATION OF TECHNOLOGY OF PHYSICAL FITNESS OF YOUNG SWIMMERS
Alexey Vitalievich Kondykov, the competitor, Orel State Agrarian University; Sergey Alexan-drovich Semenov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Olga Nikolaevna Gally-amova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Vladimirovich Pere-pelkin, the competitor, Naberezhnye Chelny Institute (branch) of Kazan (Volga) Federal
University
Abstract
The authors of the article substantiated the technology of sports training of young swimmers at the stage of initial specialization, which provides for the phased process of synchronizing physical and technical training with the implementation of intermediate control standards at the end of each training stage. Its structure is composed of: the conceptual part, content and procedural parameters. The content of the developed technology includes a wide range of training exercises, which are information carriers and allow programming the training process, based on the introduction of coded technological chains in the form of sequentially applied synchronizing means and training methods. The procedural link of the developed technology consists of forms of interaction between the trainer and athletes on the basis of synchronized methods of formation of rational swimming technique in the chosen way and development of special physical qualities and skills of the swimmer.
Keywords: technology, young swimmers, improving sportsmanship, synchronization of technical and physical training.
Современная концепция спортивной тренировки юных пловцов на этапе базовой спортивной специализации предусматривает многообразие научно-практических конструктов, используемых для повышения эффективности средств, методов и условий формирования интегральной готовности спортсменов к соревнованиям. [1, 2, 4]. Подготовленность юных пловцов, формируемая на этапе базовой спортивной специализации, в перспективе реализуется в высокий спортивный результат в виде многофакторной модели деятельности, включающей в себя совокупность компонентов, относящихся к различным сферам организма спортсмена.
Интегральный подход, основанный на рассмотрении возможности и целесообразности синтеза отдельных сторон подготовки спортсмена в интегральную готовность к соревнованиям, позволяет выявить тенденции синхронизации физической и технической подготовки юных пловцов.
Конструктивность процессов синхронизации составляющих интегральной подготовки спортсмена обусловливают следующие типологические признаки разрабатываемой технологии спортивной тренировки:
- наличие исходной информации для построения структуры технологической модели в виде формализованных трендов динамики происходящих процессов становления и развития спортивной формы пловцов;
- постановка генеральной цели функционирования разрабатываемой технологии;
- структурность технологии в зависимости от наличия этапов подготовки спортсменов;
- конкретизированная дифференциация задач по этапам подготовки;
- учет влияния экзогенных факторов на характер развития технологии тренировки;
- наличие технологических аттракторов, сконцентрированных на достижении эффективности технологии (средств, методов и условий спортивной тренировки).
Методологическую основу решения вопросов синхронизации тренировочных эффектов в спорте составляют исследования, рассматривающие категории понятий одного системного порядка. Вопросы, касающиеся основ синхронизации разнородных процессов, таких как техническая и физическая подготовка спортсменов, изучены недостаточно. [3]. Априорные предпосылки решения данной проблемы позволяют предположить, что синхронизация разнородных видов подготовки юных пловцов может протекать по типу координации, субординации и реординации взаимных связей и взаимовлияния.
В спорте под координацией подразумевают согласование отдельных движений в целостный двигательный акт с целью эффективного достижения высокого спортивного результата. Взаимодействующие движения, как правило, рассматриваются равнозначными, упорядоченными на одном уровне. Априори различные виды подготовки спортсмена не могут считаться равнозначными на всем протяжении многолетней тренировки. На определенных этапах предпочтение отдается физической подготовке, на других этапах технической подготовке. В этом случае взаимодействие видов подготовки носит характер субординации - вертикальное интегрирование отношений компонентов в структуре интегральной подготовки спортсмена. В этих условиях одни виды подготовки спортсмена подчинены другим, а доминирующие направления могут выполнять функции подчиненных. При длительном развитии подобных отношений субординации, может возникнуть ситуация переформатирования, замены (реординации) функций одних видов подготовки функциями других видов. Реординация, как модель взаимодействия видов подготовки, сложна тем, что реструктуризация тренировочного процесса спортсменов будет происходить как по горизонтали, так и по вертикали внутри модели тренировки.
Таким образом, синхронизация физической и технической подготовки юных пловцов представляет сложную педагогическую задачу для тренеров, осуществляющих интегральную подготовку спортсменов.
С целью оптимизации тренировочного процесса была разработана поэтапная педагогическая технология синхронизации физической и технической подготовки юных пловцов на этапе начальной специализации (рисунок).
В процессе синхронизации технического мастерства с развитием специальных физических качеств целесообразно соблюдение последовательных этапов тренировки.
В процессе начальной специализации в избранном способе плавания были выделены три этапа освоения спортивного мастерства - овладение базовыми основами избранного способа плавания, овладение деталями техники способа плавания, овладение индивидуальной вариацией способа плавания.
Исследуя процессы синхронизации технической и физической подготовки юных пловцов, целесообразно дифференцировать общие методические приемы формирования спортивного мастерства юных пловцов по этапам подготовки в процессе начальной специализации в избранном способе плавания. Продолжительность каждого этапа составляла около года.
На первом этапе подготовки осуществлялось поэлементное формирование техники в процессе равномерного и повторного методов плавания по отрезкам дистанции на выносливость. Скорость обуславливает освоение базовых основ способа плавания посредством использования упражнений, включающих в себя отдельные функциональные единицы различных видов подготовки, связанные между собой единой целевой задачей.
Этапы синхронизации технической и физической подготовленности юных пловцов
ч г 1
1 этап - овладение базовыми основами избранного способа плавания Поэлементное овладение техникой на основе предварительной физической подготовки 2 этап - овладение особенностями техники способа плавания Целостное овладение техникой на основе развития специальных физических качеств 3 этап - овладение индивидуальной вариацией способа плавания Вариативное овладение техникой на основе специальной физической подготовки и соревнований
Синхронизируемые процессы базовой спортивной специализации
1 ; 1 1 1 1 1 1 1
Овладение основными техническими элементами техники избранного способа плавания, развитие общих физических качеств пловца Овладение рациональной структурой техники плавания избранным способом, развитие силы гребка Формирование устойчивости и вариативности техники плавания, развитие специальной скоростно-силовой выносливости пловца
Методические приемы синхронизированного формирования технической и физической подготовленности юных пловцов
1 i
Поэлементное формирование техники в процессе равномерного и повторного плавания по отрезкам дистанции на выносливость и скорость Совершенствование техники избранного способа плавания в интервалах времени на развитие силовых качеств Формирование устойчивости и вариативности техники способа плавания при ступенчатом повышении нагрузки и в условиях соревнований
Показатели промежуточного контроля уровня технической и физической подготовленности юных пловцов на этапе базовой спортивной специализации
II 111 lili
Базовый уровень освоения широкого круга технико-динамических, временных, метрических, параметров техники плавания и физической подготовленности Промежуточный уровень освоения специализированных параметров техники плавания и специальной физической подготовленности Приближение значений тестируемых параметров к запланированным на окончание этапа базовой спортивной специализации
Рисунок - Технология синхронизации физической и технической подготовки юных пловцов
С точки зрения физиологии целесообразность освоения данных упражнений определяется двойным фактором - отсутствием у юного спортсмена достаточных двигательных представлений о технике избранного способа плавания, а также недостаточным уровнем развития его физических качеств. Использование данных упражнений минимизирует иррадиацию нервных процессов за счет многократного плавания по отрезкам на основе активного осознания пловцами рациональности выполняемых двигательных действий. Особое внимание необходимо уделить согласованию параметров нагрузки при использовании координирующих упражнений на суше и в воде. Из-за обширной иррадиации нервных процессов на первом этапе начальной специализации в движениях задействуются большое количество мышечных групп, не являющихся необходимым для реализации техники плавания. Это приводит к возрастанию совокупной величины физи-
ческой нагрузки на организм юных пловцов. Оптимизация энергетического обеспечения работы кровеносной, дыхательной и других функциональных систем достигалась применением координирующих упражнений с целью не только технической, но и функциональной экономизации работы.
К окончанию первого года специализации пловцы должны освоить базовый уровень технико-динамических, временных, метрических, темпоральных параметров техники плавания и физической подготовленности. Уровень спортивных результатов должен составлять около 30-40% от запланированного на окончание начальной специализации в избранном способе плавания. Наиболее эффективно это может достигаться методом совершенствования техники избранного способа плавания в интервалах времени на развитие силовых качеств. Данный метод характеризуется совмещением метода целостно-конструктивного выполнения упражнения с интервальным методом тренировки.
К окончанию второго года подготовленность юных пловцов должна достичь промежуточного уровня освоения специализированных параметров техники плавания и специальной физической подготовленности в 50-60% от запланированного на окончание цикла начальной специализации.
Исследуя вопросы разработки технологии синхронизации физической и технической подготовки юных пловцов, необходимо дифференцировать общие и специальные основы их технической и физической подготовки. Особую актуальность представляют вопросы, связанные с освоением структурных элементов общей программы деятельности. Поскольку технические навыки и физические качества связаны между собой функционально, то их структурные элементы должны напрямую взаимодействовать друг с другом. Качество синхронизации технической и физической подготовки юных пловцов было обусловлено уровнем развития, как координационных способностей, так и функционального состояния спортсменов.
ВЫВОД. Установлено, что координация движений пловцов в водной среде проявляется при активном взаимодействии внешних гидродинамических сил и мышечных усилий спортсменов. У юных пловцов координационные способности проявляются в умении рационально распределить гребковые усилия в водной среде, циклично воспроизвести движения, связанные с преодолением гидродинамического сопротивления, сохранить темп, ритм, структуру и «шаг» плавания на основе развития физических качеств у пловцов. Стабильность данных технических параметров наиболее информативно характеризует уровень синхронизации технической и физической подготовки юных пловцов в условиях деструктирующего воздействия соревновательной нагрузки.
С другой стороны эффективность процессов синхронизации двух видов подготовки пловцов характеризует способность к противодействию гидродинамическому сопротивлению посредством мышечных усилий и мощности гребка. Поэтому показатели силы тяги, развиваемой пловцом, коэффициента использования силовых возможностей, импульса силы также являются критериями эффективности согласованности процессов интегральной подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Оценка уровня тренированности спортсменок в плавании на основе анализа показателей вариабельности сердечного ритма / А.Э. Болотин, К.Я. Ван Цвиетен, О.Е. Понимасов, Н.М. Тимченко, С.С. Аганов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 7 - С. 10-12.
2. Дифференцированная подготовка пловцов-марафонцев к соревнованиям на открытой воде с учетом типов энергетического метаболизма / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев, К.Я. Ван Цвиетен, О.Е. Понимасов, В.К. Мотовичев // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 10 - С. 37-39.
3. Bakayev V. Comparative analysis of the dynamics of heart rhythm variability indicators of long-distance runners in different training conditions /V. Bakayev, A. Bolotin // Sport Mont. - 2019. - No. 17 (2). - P. 41-46.
4. Bolotin A. Comparative Analysis of Peripheral Blood Circulation Parameters in LongDistance Swimmers at Middle Altitude and Under the Conditions of a Hypoxic Gas Environment / A. Bolotin, V. Bakayev // Sport Mont. - 2020. - No. 18 (2). - P. 113-115.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E., Van Zvieten, K.J., Ponimasov, O.E., Timchenko, N.M. and Aganov, S.S. (2020), "Assessment of the level of training of athletes in swimming based on the analysis of heart rate variability indicators", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, рр.10-12.
2. Bolotin, A.E., Bakayev, V.V., Van Zvieten, K.J., Ponimasov, O.E. and Motovichev, V.K. (2020), "Differentiated preparation of marathon swimmers for open water competitions, taking into account the types of energy metabolism", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, рр.37-39.
3. Bakayev, V. and Bolotin, A. (2019), "Comparative analysis of the dynamics of heart rhythm variability indicators of long-distance runners in different training conditions", Sport Mont, No. 1 7(2), рр. 41-46.
4. Bolotin, A., and Bakayev, V. (2020), "Comparative Analysis of Peripheral Blood Circulation Parameters in Long-Distance Swimmers at Middle Altitude and Under the Conditions of a Hypoxic Gas Environment", Sport Mont, No. 18(2), рр. 113-115.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.03.2021
УДК 378.147
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ
Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Наталья Анатольевна Бело-усова, доктор биологических наук, доцент, Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
Неоднородность контингента обучающихся в магистратуре приводит к трудностям при организации обучения. В магистратуре по педагогическим направлениям одновременно обучаются студенты, имеющих педагогическое образование по профилю, близкому к профилю магистратуры, студенты, имеющие педагогическое образование другого профиля, и студенты, получивших высшее образование по специальностям и направлениям других групп специальностей. Для уменьшения различий в уровне базовых знаний предлагается применять индивидуальные образовательные траектории как условие повышения эффективности обучения. Реализация научно-исследовательских проектов по различным дисциплинам может выступать в качестве инструмента реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Ключевые слова: магистратура, индивидуальная образовательная траектория, дифференцированный подход, проектное обучение.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p207-210
INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY AS A CONDITION FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF LEARNING IN MASTERS PROGRAM Yulia Valeryevna Korchemkina, the senior teacher, Natalya Anatolyevna Belousova, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Abstract
The heterogeneity of the contingent of students in the magistracy leads to difficulties in organizing training. In the master's program in pedagogical areas, students who have a pedagogical education in a