Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулдыркаева Ольга Викторовна

В статье рассматривается одна из актуальных проблем музыкальной педагогики - профессиональная подготовка будущих учителей музыки, разработана и представлена педагогическая модель на основе современных интеграционных технологий арт-менеджмента. Раскрывается многоаспектность профессиональной подготовки, проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература. Показан современный взгляд на проблему подготовки будущих специалистов в сфере музыкального образования, где профессиональная подготовка представлена как процесс, направленный в большей мере на формирование знаний, умений и навыков в условиях освоения спецкурса «Основы арт-менеджмента». В процессе освоения курса активно используются интеграционные технологии, проектные технологии, технологии арт-менеджмента, способствующие становлению профессиональной компетентности, обогащающие опыт художественно-творческой деятельности, а также рассматривается значимость данных инновационных технологий в музыкальной педагогике. Особый акцент сделан на необходимости погружения в проектную художественно-творческую деятельность с последующей реализацией и защитой творческих проектов студентов. В статье приведены данные педагогического эксперимента, свидетельствующие об эффективности разработанной модели. В заключении подчеркивается перспективность создания данной «педагогической модели» с учетом специфики и особенностей профессиональной деятельности в сфере музыкальной педагогики и при использовании инновационных педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIC MODEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE MUSIC TEACHERS IN HIGHER EDUCATION

The article represents the study of professional training of future music teachers’ preparation. The article is paid attention on analysis of the concept of “professional training” and using innovative integrical technologies, projective technologies and art management technologies. The multi-aspect nature of this phenomenon is shown. The system of professional training, pedagogic model and characteristics of types of training in musical education and results of scientific research are presented. The article shows a modern view of the problem of training future specialists in the educational field of music preparation, where professional training is described as a process aimed more at the formation of knowledge, skills and abilities and the special course “Basic of art management” is presented. Special emphasis is placed on necessity of deepening into projective art-creative activity, presentation and implementation creative projects. In conclusion, the author emphasises the perspective of the “pedagogic model of professional training of futurе musіс tеасhers” tаkіng іntо ассоunt the specifics of professional activity in this field and using innovative pedagogic technologies.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,

№ 3. С. 154-159. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021. vol. 27, № 3. pp. 154-159. ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 78:378

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-154-159

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Кулдыркаева Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук,-Крымский университет культуры, искусств и туризма, Симферополь, Республика Крым, Россия, olvikuld@ukr.net, https://orcid.org/0000-0003-2835-2246

Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных проблем музыкальной педагогики - профессиональная подготовка будущих учителей музыки, разработана и представлена педагогическая модель на основе современных интеграционных технологий арт-менеджмента. Раскрывается многоаспектность профессиональной подготовки, проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература. Показан современный взгляд на проблему подготовки будущих специалистов в сфере музыкального образования, где профессиональная подготовка представлена как процесс, направленный в большей мере на формирование знаний, умений и навыков в условиях освоения спецкурса «Основы арт-менеджмента». В процессе освоения курса активно используются интеграционные технологии, проектные технологии, технологии арт-менеджмента, способствующие становлению профессиональной компетентности, обогащающие опыт художественно-творческой деятельности, а также рассматривается значимость данных инновационных технологий в музыкальной педагогике. Особый акцент сделан на необходимости погружения в проектную художественно-творческую деятельность с последующей реализацией и защитой творческих проектов студентов. В статье приведены данные педагогического эксперимента, свидетельствующие об эффективности разработанной модели. В заключении подчеркивается перспективность создания данной «педагогической модели» с учетом специфики и особенностей профессиональной деятельности в сфере музыкальной педагогики и при использовании инновационных педагогических технологий.

Ключевые слова профессиональная подготовка, профессионализм, арт-менеджмент, проектная деятельность, проект, интеграция, компетентность.

Для цитирования: Кулдыркаева О.В. Педагогическая модель профессиональной подготовки будущих учителей музыки в высшей школе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 154-159. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-154-159

Research Article

PEDAGOGIC MODEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE MUSIC TEACHERS IN HIGHER EDUCATION

Olga V. Kuldyrkaieva, Candidate of Pedagogic Sciences, Crimean University of Culture, Arts and Tourism, the City of Simferopol, olvikuld@ukr.net, https://orcid.org/0000-0003-2835-2246

Abstract. The article represents the study of professional training of future music teachers' preparation. The article is paid attention on analysis of the concept of "professional training" and using innovative integrical technologies, projective technologies and art management technologies. The multi-aspect nature of this phenomenon is shown. The system of professional training, pedagogic model and characteristics of types of training in musical education and results of scientific research are presented. The article shows a modern view of the problem of training future specialists in the educational field of music preparation, where professional training is described as a process aimed more at the formation of knowledge, skills and abilities and the special course "Basic of art management" is presented. Special emphasis is placed on necessity of deepening into projective art-creative activity, presentation and implementation creative projects. In conclusion, the author emphasises the perspective of the "pedagogic model of professional training of future musk tеасhers" liking into ассоunt the specifics of professional activity in this field and using innovative pedagogic technologies.

Keywords: professional training, professionalism, art management, project activity, project, integration, competency.

For citation. Kuldyrkaieva O.V. Pedagogic model of professional training of future music teachers in higher education // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 154-159. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-154-159

Вестник КГУ -Л 2021

© Кулдыркаева О.В., 2021

Сегодня высшее педагогическое образование пополняется современными педагогическими концепциями и технологическими инновациями, которые вносят новый формат в содержание и цели профессиональной педагогической деятельности. Интеграция отечественного высшего образования в европейское образовательное пространство и его реформирование являются важными составляющими общего процесса европейской интеграции в нашей стране. Одной из актуальных проблем современной педагогики является подготовка будущих учителей в высшей школе, поскольку социокультурные условия современной образовательно-воспитательной практики требуют от учителя музыки способности к творческой профессиональной деятельности, разработки и использования новейших технологий, готовности к практической организации художественно-творческой деятельности детей и учащейся молодежи.

Целью статьи является разработка, описание и проверка эффективности педагогической модели профессиональной подготовки будущих учителей музыки c использованием современных образовательных технологий в повышении качественного уровня профессиональной подготовки в высшей школе.

Научная новизна заключается в том, что: впервые разработаны педагогические условия формирования готовности будущих учителей музыки к проектной художественно-творческой деятельности на основе инновационных технологий, предусматривающие интеграцию в содержание профессиональной подготовки материалов о современных педагогических технологиях и нововведениях, технологиях арт-менеджмента; на основе приобретения опыта и обеспечения практики проектной художественно-творческой деятельности будущих педагогов-музыкантов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что научные материалы могут быть использованы в подготовке педагогических специалистов в высших учебных заведениях различного уровня аккредитации, в процессе усовершенствования учебно-методического обеспечения дисциплин музыкально-педагогической отрасли.

Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки будущих учителей представлены в научных исследованиях О.А. Абдуллиной,

A.М. Алексюка, И.Д. Беха, Ю.П. Болотина, М.М. Бо-рытко, А.В. Глузмана, И.А. Зязюна, С.А. Сысоевой,

B.А. Сластенина и др. Вопрос готовности к профессионально-педагогической деятельности рассматривался такими учеными, как К.М. Дурай-Новако-ва, М.Д. Дьяченко, Н.В. Кузьмина, А.Г. Кучерявый, А.Ф. Линенко и др.

Различные аспекты профессиональной подготовки учителей музыки разработаны в трудах таких исследователей, как Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова,

С.В. Борисова, Н.Н. Букач, Н.П. Гвоздева, Н.П. Гу-ральник, О.М. Олексюк, Г.Н. Падалка, Л.Н. Сбитне-ва, Г.М. Цыпин и др.

Теоретические аспекты проектных технологий рассматривали в своих трудах такие ученые, как Г.Л. Ильин, Е.А. Новикова, Е.С. Полат, В.Н. Стерн-берг и др., интеграционные технологии и технологии арт-менеджмента изучали Е.И. Жданова, Ф. Кол-бер, Е.Ф. Командышко, С.М. Корнеева, Г.Н. Новикова и др. [Командышко 2018; Новикова 2006; Новиков 2005; Селевко 1998]

Однако использование инноваций и внедрение интеграционных технологий в музыкальную педагогику и практику в современных реалиях требуют более глубокого и детального изучения.

Анализ научной литературы и практики профессиональной подготовки учителей музыки показал наличие противоречий между: требованиями к повышению уровня и качества профессиональной подготовки будущих учителей музыки и недостаточной разработанностью путей реализации потенциала инновационных технологий (интеграционных технологий, проектных технологий, технологий арт-менеджмента) в учебно-воспитательном процессе современного вуза.

Современные условия жизни предъявляют крайне высокие требования к студентам музыкальных факультетов в высших учебных заведениях, поскольку будущий педагог музыки сегодня должен быть универсальным специалистом и профессионалом в своей области: он должен владеть музыкальным инструментом, знать теоретические аспекты музыки, владеть вокальной техникой, знать основы дирижирования и быть широко образованным музыкантом, расширяющим свой творческий кругозор и обогащающим художественно-эстетический опыт. Именно специалист с самым широким диапазоном профессиональных знаний и умений необходим сфере музыкального просвещения: от общеобразовательных заведений до вуза.

Эталонная модель личности, способная служить основой при составлении квалификационной характеристики на современном этапе, разработана нами на основе современной концепции личности, в которой Н.П. Гвоздева выделяет четыре компонента:

1) культурно-гуманистическая направленность;

2) готовность к педагогической деятельности;

3) художественно-творческие способности;

4) психическая зрелость и физическая культура [Гвоздева 2004: 329].

Комплексным критерием профессиональной готовности, по мнению Н.П. Гвоздевой, является уровень профессиональной образованности, включающий все стороны профессионального образования: теоретическое, практическое и учебное проектирование [Гвоздева 2000: 114].

Профессиональная подготовленность студента определяется следующими видами деятельности:

1. Теоретическая подготовка. В процессе теоретического обучения профессии учителя музыки обучаемые должны усвоить систему знаний, обеспечивающих их профессиональную деятельность. Генеральные отрасли научного знания: философия, психолого-педагогические науки и искусствоведение (музыкальное искусство).

2. Практическая подготовка (вместе с теоретической) создает основу всего профессионального образования. Система практической подготовки учителя музыки включает: практические занятия, на которых отрабатываются навыки игры на музыкальных инструментах, пения и хорового дирижирования, лабораторно-практические занятия по всем дисциплинам, выстроенные в логике теоретического обучения; педагогические практики на основе курсов специальных дисциплин.

Современная интеграция в образовательном пространстве дает возможность создания новейших учебных комплексов, которые соединяют между собой такие науки, как музыка, искусство и экономика. Например, на основе популярных в начале XXI века технологий арт-менеджмента (управление творческой деятельностью в сфере искусства) в ряде крупных университетов Европы и Америки студенты творческих специальностей изучают такие дисциплины, как «Менеджмент в искусстве», «Театральный менеджмент», «Музыкальный менеджмент» и др. Поэтому сегодня, в связи с большим количеством инноваций в педагогике, процессов интеграции в системе образования, назрела необходимость внесения корректив и в отечественную профессиональную музыкальную подготовку, используя современные интеграционные технологии, которые соединяют между собой знания из различных наук. С этой целью была разработана педагогическая модель профессиональной подготовки будущих учителей музыки.

Педагогическая модель разрабатывалась, основываясь на следующих аспектах:

- теоретических положениях, которые характеризуют суть профессиональной деятельности педагогов-музыкантов;

- сущности инновационных технологий (интеграционных технологий, проектных технологий, технологий арт-менеджмента);

- методологических подходов (деятельностный, лич-ностно ориентированный, культурологический, компе-тентностный, технологический, полихудожественный);

- принципов - системности, интегративности, технологичности, диалогичности, открытости, опережения, вариативности, ресурсного обеспечения.

Основным показателем нашей педагогической модели является готовность студентов к проектной художественно-творческой деятельности.

Педагогическими условиями формирования готовности будущих учителей музыки к проектной художественно-творческой деятельности являются:

- интеграция в содержание профессиональной подготовки будущих учителей музыки материалов о современных педагогических технологиях и нововведениях, технологиях арт-менеджмента; на основе приобретения опыта и обеспечение практики;

- приобретение опыта проектной художественно-творческой деятельности, используя знания о современных педагогических технологиях и арт-менеджменте;

- обеспечение практики проектной художественно-творческой деятельности будущих педагогов-музыкантов.

Экспериментальная работа была проведена в Луганском национальном университете имени Tapaca Шевченко (институт культуры и искусств, специальность «Музыкальное искусство», «Музыкальная педагогика и воспитание»), Луганском государственном институте культуры и искусств (специальность «Музыкальное искусство»). Всего экспериментальной работой было охвачено 376 студентов.

Для реализации модели для студентов 3-го курса специальностей «Музыкальное искусство», «Музыкальная педагогика и воспитание» был разработан спецкурс «Основы арт-менеджмента».

Спецкурс «Основы арт-менеджмента» ставит перед собой следующие задачи:

- изучить основы технологий арт-менеджмента и современных педагогических технологий;

- овладеть опытом художественно-творческой деятельности;

- самореализация в профессиональной деятельности на основе «погружения» в проектную художественно-творческую деятельность.

Следует отметить, что проект программы спецкурса «Основы арт-менеджмент», разработанный в Институте художественного образования Российской академии образования для студентов гуманитарных факультетов вузов в 2005 и 2009 гг. (Коман-дышко Е.Ф.), а также курс «Культура и искусство», подготовленный в ИХО РАО (2003-2004) под редакцией Л.П. Печко, положены в основу разработанного нами нового спецкурса [Командышко 2009: 10; Ко-мандышко 2018: 26; Печко 2004: 5].

Спецкурс «Основы арт-менеджмента» состоит из 3 блоков.

Первый блок спецкурса построен на изучении технологий арт-менеджмента, а также на ознакомлении с инновационными технологиями (интеграционные технологии, проектные технологии, а также с технологией «Диалог культур», театральными технологиями, игровыми технологиями).

Второй блок спецкурса направлен на изучение связей культуры и искусства с современностью. Именно

этот новый опыт создает благодатную почву для активизации художественно-творческой деятельности студентов, поиску новых идей при создании творческих проектов.

Третий блок спецкурса направлен непосредственно на «погружение» студентов в проектную художественно-творческую деятельность с дальнейшей демонстрацией и защитой творческих проектов.

В разработке структуры тематического построения занятий применялись методы проектной деятельности. В связи с этим использовались следующие формы организации педагогической деятельности: диалоговые (беседа, дискуссия, консультация, семинар), художественно-творческие игры, комбинированные формы занятий (тренинги, творческие проекты, практика).

Формируя учебно-тематические блоки, мы стремились продемонстрировать содержание тем, раскрывающих многообразие форм и видов художественно-педагогического проектирования.

Структура разработанной нами педагогической модели включает:

1. Обогащение художественно-педагогического опыта на основе освоения современных инновационных технологий. Это направление получило название «Ступени мастерства». На этом этапе преподаватель знакомит студентов с требованиями к профессиональной подготовке будущих специалистов-педагогов, аргументирует значимость художественно-творческого опыта в процессе изучения курса «Основы арт-менеджмента», выработке профессиональных и личностных качеств педагога-музыканта в современных условиях.

2. Самостоятельную исследовательскую деятельность студентов и разработку творческих проектов. Это направление получило название «Поиск идей». Для него свойственно изучение специфики проектной деятельности, поиска информации, использование наиболее эффективных современных технологий, а также актуализация и переосмысление классических педагогических концепций согласно требованиям современной педагогики.

3. Активизацию проектной художественно-творческой деятельности. Здесь ориентация была на разработанные в ходе исследовательской деятельности идеи и применение современных педагогических тех-

нологий. Это направление получило название «Мастер-классы». Это завершающий этап, на котором студенты представляют собственные педагогические стратегии, описывают концепции. В итоге студенты представляют на защиту перед аудиторией свои творческие проекты, например, это могут быть различные формы творческих событий, организованных в вузе, - концерт, фрагмент урока, тематические ток-шоу, деловые игры, мастер-классы (на основе активного профессионального общения с преподавателями вуза, а также деятелями культуры и искусств, артистами областной филармонии и др.).

Исследовательская работа студентов, творческая деятельность и демонстрация концептуальной идеи является необходимой частью каждого студенческого проекта. Студентами были разработаны и представлены такие проекты, как «Классика на бис», «Музыкальные фестивали старинной музыки», «Секрет успеха», «Творческие встречи», «Художественное событие» и т. д. Предоставленные проекты оценивались согласно их концепции, оригинальности, функциональной направленности, привлекательности для потребительского спроса.

Полученные результаты научного эксперимента показали существенные изменения в формировании готовности студентов к проектной художественно-творческой деятельности (см. табл. 1).

Анализ констатирующего эксперимента показал, что у большинства респондентов отсутствует интерес к проектной художественно-творческой деятельности, низкий уровень знаний про формы и методы педагогической деятельности, особенно про инновационные технологии и технологии арт-менеджмента. 57 % и 59 % студентов контрольной и экспериментальной групп имеют низкий уровень готовности к проектной художественно-творческой деятельности, 21 % ЭГ и 25 % КГ имеют средний уровень и только 20 % ЭГ и 18 % КГ имеют высокий уровень.

На формирующем этапе эксперимента готовность к проектной художественной деятельности осуществлялась за счет реализации разработанных педагогических условий, внедрение в учебных процесс которых предполагало использование инновационных технологий: интеграционных, проектных, изучение технологий арт-менеджмента в процессе прохождения спецкурса «Основы арт-менеджмента» с целью

Уровни До эксперимента После эксперимента

ЭГ КГ ЭГ KT

Высокий 20 18 53 22

Средний 21 25 33 27

Низкий 59 57 14 51

Таблица1

Готовность студентов к проектной художественно-творческой деятельности (%)

накопления опыта проектной художественно-творческой деятельности, а также включения в активную проектную художественно-творческую деятельность. В результате показатели высокого уровня готовности к проектной художественно-творческой деятельности ЭГ увеличились на 33 %, а показатели низкого уровня уменьшились на 45 %.

На основе анализа результатов научного исследования можно сделать вывод, что экспериментальные группы продемонстрировали более высокие показатели готовности к проектной художественно-творческой деятельности, что свидетельствует об эффективности предложенной педагогической модели профессиональной подготовки будущих учителей музыки.

Перспективу научных исследований в данной области предполагаем в исследовании взаимосвязей функционирования отечественного и зарубежного арт-менеджмента и профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов.

Также следует отметить, что сегодня еще недостаточно изучены все возможности современных образовательных технологий, поэтому проблема профессиональной подготовки в современных условиях динамического развития общества и рыночных отношений требует еще большего погружения в мир инновационной педагогики.

Список литературы

Гвоздева Н.П. Квалификационная характеристика учителя музыки как научно-методическая основа обеспечения учебного процесса в вузе // Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе). М.: ИХО РАО, 2000. Вып. 2. С. 110-115.

Гвоздева Н.П. Мониторинг профессиональной компетентности учителей музыки: управление качеством образования на основе обогащения эстетического опыта // Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании. М.: ИХО РАО, 2004. Вып. 1. С. 329-334.

Командышко Е.Ф. Арт-менеджмент: новый опыт интеграционных технологий // Юсовские чтения: материалы всерос. конф. М.: ИХО РАО, 2006. С. 101-105.

Командышко Е.Ф. Арт-менеджмент: специфика, проблемы, перспективы развития: монография. М.: ИХО РАО, 2009. 216 с.

Командышко Е.Ф. Инновационные технологии арт-менеджмента в профессиональной подготовке управленческих кадров // Образование. Наука. Научные кадры. М.: Юнити-Дана, 2018. С. 181-185.

Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005. 176 с.

Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента. М.: Изд. дом МГУКИ, 2006. 178 с.

Печко Л.П. Искусство в развитии художественно-эстетического опыта формирующейся личности //

Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании. М., 2004. С. 5-18.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Нар. образование, 1998. 256 с.

References

Gvozdeva N.P. Kvalifikatsionnaya kharakteristika uchitelya muzyki kak nauchno-metodicheskaya osno-va obespecheniya uchebnogo protsessa v vuze [Qualification characteristics of a music teacher as a scientific and methodological basis for ensuring the educational process at university]. Esteticheskaya sreda i razvitiye kul'tury lichnosti (vshkole ipedvuze) [Aesthetic environment and development of personality culture (at school and pedagogical university)]. Moscow, IKhO RAO press Publ., 2000, vol. 2, pp. 110-115. (In Russ.).

Gvozdeva N.P. Monitoring professional'noy kom-petentnosti uchiteley muzyki: upravleniye kachestvom obrazovaniya na osnove obogashcheniya estetichesko-go opyta [Professional competence monitoring of music teachers: managing the quality of education based on enriching the aesthetic experience]. Esteticheskiy opyt kak istochnik aktivnosti tvorcheskogo voobrazheniya v khu-dozhestvennom obrazovanii [Aesthetic experience as a source of creative imagination activity in art education]. Moscow, IKhO RAO press Publ., 2004, vol. 1, pp. 329334. (In Russ.).

Komandyshko E.F. Art-menedzhment: novyy opyt in-tegratsionnykh tekhnologiy [Art-management: new experience of integrical technologies]. Trudy Materialy vserossiyskoy konferentsii (Yusovskiye chteniya) [Yus-ov readings]. Moscow, IKhO RAO press Publ., 2006, pp. 101-105. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Komandyshko E.F. Art-menedzhment: spetsifika, prob-lemy, perspektivy razvitiya: monografiya [Art-management; specificity, problems, perspectives]. Moscow, IKhO RAO press Publ., 2009, 216 p. (In Russ.).

Komandyshko E.F. Innovatsionnyye tekhnologii art-menedzhmenta v professional'noy podgotovke up-ravlencheskikh kadrov [Innovative technologies of art-management in the management personnel professional training]. Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kad-ry [Education, science, scientific personnel]. Moscow, Yuniti-Dana press Publ., № 1, pp. 181-185. (In Russ.).

Novikov A.M. Metodologiya uchebnoy deyatel'-nosti [Methodology of educational activities]. Moscow, Egves press Publ., 2005, 176 p. (In Russ.)

Novikova G.N. Tekhnologii art-menedzhmenta [Artmanagement technologies]. Moscow, Dom MGUKI press Publ., 2006, 178 p. (In Russ.).

Pechko L.P. Iskusstvo v razvitii khudozhestvenno-es-teticheskogo opyta formiruyushcheysya lichnosti [Art in the development of artistic and aesthetic experience of the emerging personality]. Trudy Esteticheskiy opyt kak

istochnik aktivnosti tvorcheskogo voobrazheniya v khu-dozhestvennom obrazovanii [Aesthetic experience as a source of creative imagination activity in art education]. Moscow, 2003, pp. 5-18. (In Russ.).

Selevko G.K. Sovremennyye obrazovatel'nyye tekh-nologii [Modern educational technologies]. Moscow, Nar. obrazovaniye press Publ., 1998, 256 p. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 30.05.2021; одобрена после рецензирования 16.07.2021; принята к публикации 09.08.2021.

The article was submitted 30.05.2021; approved after reviewing 16.07.2021; accepted for publication 09.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.