9. Седых Д.В. Лингводидактическая технология как педагогическое условие актуализации процесса обучения студентов в полилингвальной образовательной среде вуза. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018; № 5: 174 - 184.
10. Соколова Н.И. Анализ использования открытых электронных ресурсов в преподавании иностранного языка у студентов экономических специальностей вуза. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 245 - 247.
References
1. Guseva N.V. Primenenie informacionnyh tehnologij v processe diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 189 - 191.
2. Soboleva O.S., Guseva N.V. Testirovanie kak sredstvo kontrolya i ocenki znanij studentov neyazykovogo vuza. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholohova. Pedagogika i psihologiya. 2014; № 1: 71 - 75.
3. Guseva N.V. Ball'no-rejtingovaya sistema kak 'effektivnoe sredstvo pedagogicheskoj diagnostiki pri obuchenii inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 151 - 153.
4. Saidov Z.A., Yarychev N.U., Sokolova N.I. Navyki XXI veka v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 318 - 320.
5. Smirnova M.A. Realizaciya principa lingvisticheskoj paritetnosti v shvejcarskoj armii (na primere ital'yanskogo i retoromanskogo yazykov). Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i prakíiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2021; № 5-2: 169 - 173.
6. Gura V.A. Osobennosti vnedreniya lingvodidakticheskogo testirovaniya v process obucheniya inostrannomu yazyku. VestnikHNADU. 2018; Vypusk 83: 59 - 65.
7. Trubkina L.F. Rol' testirovaniya pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Problemy sovremennogo obrazovaniya v tehnicheskom vuze: materialy IV Respublikanskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Gomel': GGTU im. P.O. Suhogo, 2015: 52 - 54.
8. Trubina Z.I. Lingvodidakticheskoe testirovanie kak sredstvo kontrolya obuchennosti yazyku delovogo obscheniya. Ezhekvartal'nyjrecenziruemyj, referiruemyj nauchnyjzhurnal « VestnikAGU». 2018; Vypusk 4 (228): 92 - 98.
9. Sedyh D.V. Lingvodidakticheskaya tehnologiya kak pedagogicheskoe uslovie aktualizacii processa obucheniya studentov v polilingval'noj obrazovatel'noj srede vuza. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; № 5: 174 - 184.
10. Sokolova N.I. Analiz ispol'zovaniya otkrytyh 'elektronnyh resursov v prepodavanii inostrannogo yazyka u studentov 'ekonomicheskih special'nostej vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 245 - 247.
Статья поступила в редакцию 05.02.22
УДК 378.147
Komandyshko E.F., Professor, Department of Pedagogy of Art, Chief Researcher of Laboratory of Integration of Arts and Cultural Studies, I
nstitute of Art Education and Cultural Sciences of the Russian Academy of education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Nagaeva I.A., Head of Department of Natural Sciences, Autonomous Non-commercial organization of Higher education "Moscow International University'
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PRINCIPLES OF E-LEARNING IN CONDITIONS OF MASTERING ART-INFORMATICS. The article examines e-learning related to organization of the process of creative self-realization and the transmission of cultural values. At the present stage, technologies and mechanisms of creative activity of an individual, in general, are associated with a unique system of pedagogical impact in an e-learning environment. The authors substantiate the need for teachers' attention to the inclusion of students in productive activities and the experience of emotional-value relations. The main principles of e-learning in conditions of mastering of art-informatics are presented: polyartistic and polyvalent approaches, integration of traditional teaching methods in art and innovative multimedia technologies, convergent and cultural approaches, and equal opportunities. Characteristics of each principle are given. A new interdisciplinary trend of modern informatics, "Art Informatics", is proposed, the result of which is a change in the system of accumulation, reproduction, transmission and transformation of knowledge in the field of culture and art. The presented material allows to make a conclusion on improvement of e-learning efficiency for students in different profiles of humanitarian education in the conditions of mastering art-informatics.
Key word: e-learning, art-informatics, art education, integration, interdisciplinary.
Е.Ф. Командышко, проф., гл. науч. сотр. лаборатории интеграции искусств и культурологии, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», г. Москва, E-mail: [email protected]
И.А. Нагаева, зав. каф. естественно-научных дисциплин, АНО ВО «Московский международный университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОСВОЕНИЯ АРТ-ИНФОРМАТИКИ
В статье рассматривается электронное обучение, связанное с организацией процесса творческой самореализации и трансляции культурных ценностей. На современном этапе технологии и механизмы творческой активности личности в целом связаны с уникальной системой педагогического воздействия в условиях электронного обучения. Авторами обоснована необходимость внимания педагогов к включению обучающихся в продуктивную деятельность и опыту эмоционально-ценностных отношений. Представлены основные принципы электронного обучения в условиях освоения арт-ин-форматики: полихудожественного и поливалентного подходов, интеграции традиционных методик обучения в области искусства и инновационных мультимедийных технологий, конвергентного и культурологического подходов, равных возможностей. Даны характеристики каждого из принципов. Предложено новое междисциплинарное направление современной информатики - «арт-информатика», результатом которого является изменение системы накопления, воспроизводства, передачи и преобразования знаний в области культуры и искусства. Представленный материал позволяет сделать вывод о повышении эффективности электронного обучения студентов в разных профилях гуманитарного образования в условиях освоения арт-информатики.
Ключевые слова: электронное обучение, арт-информатика, художественное образование, интеграция, междисциплинарность.
Актуальность данной проблематики заключается в том, что в современном мире большое количество исследований посвящено изучению электронного обучения, а также процессу определения условий эффективного внедрения различных форм данного обучения.
Электронное обучение, или е-1еаттд - общий термин, который используется для описания широкого спектра применяемых электронных технологий (сотовый телефон, облачные технологии, МШ/ Интернет и т.д.). Электронное образование благодаря технологиям и инновационным подходам обладает возможностью переноса знаний непосредственно к обучаемым. Кроме того, преимущество е-1еаттд обеспечивает доступ обучаемых к мировым художественным ресурсам.
Современность и актуальность проблем электронного обучения связана с организацией совместной творческой деятельности на базе телекоммуникаций, реализации процесса творческой самореализации и трансляции культурных ценностей.
Сказанное дает основания к выделению противоречий между возрастающей потребностью в общекультурном развитии личности и недостаточной готовностью образовательных организаций к созданию новых условий для электронного обучения, а также значимостью развития творческой активности обучающихся и недостаточностью методического обеспечения процесса применения художественных и информационно-компьютерных технологий в практике современного образования.
Решение обозначенной проблемы по внедрению электронного обучения в условиях освоения арт-информатики выступает одной из актуальных задач современной педагогической науки.
Цель данной статьи - выявление и характеристика основных принципов электронного обучения в условиях освоения арт-информатики.
Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть понятия электронного обучения, выделить принципы данного обучения; определить условия, направленные на развитие общекультурной компетентности студентов и на освоение ценностей культуры в психологически комфортной виртуальной среде.
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы в высшей школе.
Применение моделей обучения, основанных на электронных технологиях, является приоритетным направлением в образовательной практике. В теорию и практику электронного обучения внесли значительный вклад А.В. Соловов (е-learning, электронное обучение); А.А. Андреев, Е.С. Полат (дистанционное обучение); А.В. Густырь, В.И. Овсянников, А.В. Хуторской, В.П. Тихомиров (дистанционное образование); Ч.Д. Данофф, Д. Корнели (сетевое обучение); Е.Д. Пата-ракин (сетевое образование); М.Е. Вайндорф-Сысоева (виртуальное обучение); В.А. Куклев (мобильное обучение) и др. [1-21].
Большое значение имеют исследования по проблеме электронного обучения специалистов в сфере культуры и художественного образования. Особую значимость в этой связи приобретают три главные задачи обучения: искусство как опыт эмоционально-ценностных отношений, как опыт творчества, как языковой опыт (Б.М. Неменский).
Среди основных направлений исследования следует отметить внедрение электронных учебников по искусству, включающих высокохудожественные иллюстрации, видеофрагменты исполнения музыки и т.п. (Л.Л. Алексеева); раскрывается сущность, воспитательный и развивающий потенциал электронного музыкального творчества как нового вида учебно-художественной деятельности (И.М. Красильников); обоснованы необходимые педагогические условия интеграции компьютерных технологий в художественное образование (Н.Л. Селиванов); показаны разнообразие формы применения компьютерных технологий в музыкальном и художественном образовании (А.А. Апасов, С.П. Полозов), определение взаимосвязи между технологическими инновациями, социальной ответственностью дизайнера и принципами современного дизайн-образования (М.В. Галкина, С.П. Ломов, Н.В. Михайлов) и др.
Рассматривая различные научные труды, можно отметить, что особое внимание уделяется модернизации высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства (Е.Л. Кудрина).
Объединение музыки, литературы и живописи лежит в основе проектной художественно-творческой деятельности студентов.
Арт-проектирование рассматривается нами как один из важных методов творческого развития учащейся молодежи, что создает условия для внедрения эффективных обучающих и развивающих технологий электронного обучения в подготовку и реализацию художественно-творческих продуктов.
Это выдвигает на первый план освоение разных видов искусства путем создания интерактивного мультимедийного продукта (виртуальная экскурсия, виртуальный музей, фотоколлаж, рекламный видеоролик и др.) на основе электронных художественных ресурсов.
Исходя из этого, в электронном обучении важно осуществлять взаимосвязь формирования художественного опыта с общим профессиональным развитием студентов.
Научный интерес к изучению проблем электронного обучения связан с тем, что области профессиональной деятельности выпускников гуманитарных профилей включают культурно-просветительную и творческую сферы; исследование общественных, культурных и природных явлений; междисциплинарные исследования.
Выделим основные принципы электронного обучения: приоритет самостоятельного обучения, совместная деятельность, опора на обучаемых, актуализация результатов обучения, элективность обучения, индивидуальный подход, принцип диалогичности формы взаимодействия, интерактивность, стартовые знания, идентификация, регламентность обучения, целесообразность применения информационных технологий, обеспечение открытости обучения. Рассмотрим отдельные принципы более подробно.
Принцип индивидуального подхода (личностно ориентированное обучение) заключается в утверждении о том, что каждый человек уникален. Для наилучшего достижения поставленной цели следует руководствоваться методами сотрудничества, когда обязанности между обучающимися распределяются таким образом, чтобы передать ответственность за ситуацию в пределах возможностей обучаемого.
Полная персонализация обучения или способ обучения в группе исключают многообразие взаимодействий и возможность обучаться формам деятельност-ного общения. Сочетание этих форм обучения содействует выработке групповой дифференцированной работы, которая основывается на самостоятельной познавательной и трансформирующей деятельности. Целенаправленно организованный коллектив обеспечивает полноценное функционирование и свободу творческого проявления каждого обучаемого.
Принцип диалогичности формы взаимодействия в электронном обучении модифицируется в принцип, направленный на развитие коммуникативных способностей обучающихся, восхождение к внутренней личностной культуре обучаемого, овладение культурой поведения в сетевых сообществах. Принцип диалогичности формы взаимодействия реализуется посредством организации учебных дискуссий как упорядоченный обмен информацией и знаниями с целью выработки применимого для большей части группы решения.
Специфика онлайн-обучения состоит в том, что необходимо инициировать самостоятельность и активность студентов, а также поддерживать ее в учебном процессе.
Принципы организации электронного обучения в гуманитарном образовании дополняются разными специфическими подходами, направленными на деятельностное освоение художественных ценностей и художественную коммуникацию студентов. Например, принцип интеграции классической методики художественного обучения (музыка, изобразительное искусство и др.) и новаторских мультимедийных технологий; принцип эстетического освоения мира в творческой деятельности; принцип наглядности на основе средств мультимедиа; принцип целенаправленного художественно-творческого диалога педагога с обучаемыми.
В процессе исследования нами предложены принципы электронного обучения студентов гуманитарного профиля: полихудожественного и поливалентного подходов, интеграции традиционных методик обучения в области искусства и инновационных мультимедийных технологий, конвергентного и культурологического подходов, равных возможностей.
Принцип полихудожественного и поливалентного подходов предусматривает создание модульного образовательного ресурса, который в зависимости от поставленных задач меняет свою структуру. Принцип основан на получении гуманитарных знаний по различным художественным специальностям и развитии навыков проектной деятельности.
Принцип интеграции традиционных методов обучения и инновационных мультимедийных технологий основан на сочетании «традиционного» и «инновационного» подходов. Принцип базируется на построении процесса обучения на основе интеграции нескольких предметов с целью формирования целостных представлений об окружающем мире, интеллектуальных умений и познавательного интереса.
Принцип конвергентного и культурологического подходов основан на междисциплинарном и наддисциплинарном синтезе естественно-научного и гуманитарного знания; переориентации учебной деятельности с познавательной на исследовательскую проективно-конструктивную; сетевой коммуникации; обучении различным видам деятельности.
Принцип равных возможностей заключается в предоставлении равных условий для получения образования вне зависимости от социально-экономического и географического положения обучаемых на основе интеграции образовательных инноваций и педагогических традиций.
Нами предлагается новое междисциплинарное направление современной информатики - «арт-информатика», результатом которого является изменение системы накопления, воспроизводства, передачи и преобразования знаний в области культуры и искусства. Специфика данного направления заключается, прежде всего, в том, что с одной стороны, это процесс информатизации обучения, с другой - особый вид практической художественно-творческой деятельности обучаемого.
Информационно-коммуникационные технологии применяются на двух уровнях: предметном, включая объединение знаний об одних и тех же явлениях действительности из различных предметных областей («Информатика», «Информационные технологии», «Изобразительное искусство», «Музыка») и др.; технологическом - на основе применения инновационных информационных технологий при разработке художественных мультимедийных проектов. Важными факторами, обеспечивающими эффективность электронного обучения студентов в условиях освоения арт-информатики, выступают специально организованные практикумы для самостоятельной работы студентов. Например, создание рисованного видео и анимированной презентации, разработка интерактивной мультимедийной веб-страницы, разработка учебного ресурса (музыкальный диктант, интерактивный маршрут), рисование музыки (симулятор синтезатора АНС).
Таким образом, можно сделать выводы о том, проведенный анализ научной литературы и предложенные педагогические новации позволили нам заключить, что принципы электронного обучения в условиях освоения арт-информатики являются одним из важнейших показателей стратегии и тактики современного гуманитарного образования. Посредством разработанного учебного курса «Арт-ин-форматика» обеспечивается повышение эффективности электронного обучения студентов в разных профилях гуманитарного образования на основе комплекса приемов и способов использования мультимедийного программного обеспечения. В образовательной организации высшей школы необходимо создавать условия педагогического взаимодействия участников учебного процесса для подготовки квалификационного специалиста, умеющего использовать новейшие цифровые технологии в различных художественных сферах.
Научная новизна статьи определяется выявлением принципов электронного обучения студентов гуманитарного профиля. Теоретическая значимость статьи обозначена в определении принципов электронного обучения студентов в условиях освоения арт-информатики. Практическая значимость - в предложении нового учебного курса «Арт-информатика».
Библиографический список
1. Апасов А.А. Музыкально-компьютерные технологии как основа приобщения студентов педагогического вуза к композиции и аранжировке. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва. 2015.
2. Алексеева Л.Л. Об электронных учебниках по искусству. Педагогика искусства: современные тенденции развития, история и опыт: сборник научных статей по материалам II Международного научно-практического форума. Москва: Издательство «ИХО РАО», 2013: 21 - 23.
3. Андреев А.А. Непрерывное образование и дистанционное обучение. Relga. 2005; № 20. Available at: http://www.relga.ru/
4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: хрестоматия. Москва: Издательство МГОУ, 2006.
5. Галкина М.В., Ломов С.П., Михайлов Н.В. Современное дизайн образование с учетом влияния технологических инноваций и социальной ответственности. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016; № 4: 89 - 96.
6. Командышко Е.Ф., Нагаева И.А. Электронные информационные ресурсы в художественном самообразовании учащейся молодежи. Казанский педагогический журнал. 2020; № 5: 84 - 89.
7. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва. 2007.
8. Корнели Д., Данофф Ч. Парагогика: синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности. Перевод И. Травкина. Available at: http://www. connectedlearning.ru/home/ravnogogika/1st-paper
9. Кудрина Е.Л. Формирование человека культуры как фактор развития человеческого потенциала. Вестник МГУКИ. 2014; № 1 (58): 204 - 212.
10. Куклев В.А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ульяновск. 2010.
11. Нагаева И.А. Арт-информатика: учебное пособие, Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2021.
12. Нагаева И.А. Арт-информатика: основы, технологии, перспективы: монография. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2021
13. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение, 2007.
14. Овсянников В.И., Густырь А.В. Введение в дистанционное образование. Москва: ИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2000.
15. Патаракин Е.Д. Построение учебной среды из множества личных «кирпичиков». Высшее образование в России. 2008; № 8: 59 - 65.
16. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2007.
17. Полозов С.П. Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Новосибирск. 2000.
18. Селиванов Н.Л. Педагогические условия интеграции компьютерных технологий в художественное образование подростков. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва. 2008.
19. Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке. Высшее образование в России. 1995; № 2: 31 - 36.
20. Тихомиров В.П. Электронное обучение как основа образовательных систем 21 века. Телекоммуникации и информатизация образования. 2007; № 1: 25 - 26.
21. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Интернет-журнал «Эйдос». 2005. Available at: http://www.eidos.ru/ journal/2005/1212.htm
References
1. Apasov A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak osnova priobscheniya studentov pedagogicheskogo vuza k kompozicii i aranzhirovke. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva. 2015.
2. Alekseeva L.L. Ob 'elektronnyh uchebnikah po iskusstvu. Pedagogika iskusstva: sovremennye tendencii razvitiya, istoriya i opyt: sbornik nauchnyh statej po materialam II Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma. Moskva: Izdatel'stvo «IHO RAO», 2013: 21 - 23.
3. Andreev A.A. Nepreryvnoe obrazovanie i distancionnoe obuchenie. Relga. 2005; № 20. Available at: http://www.relga.ru/
4. Vajndorf-Sysoeva M.E. Pedagogika v virtual'noj obrazovatel'noj srede: hrestomatiya. Moskva: Izdatel'stvo MGOU, 2006.
5. Galkina M.V., Lomov S.P., Mihajlov N.V. Sovremennoe dizajn obrazovanie s uchetom vliyaniya tehnologicheskih innovacij i social'noj otvetstvennosti. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2016; № 4: 89 - 96.
6. Komandyshko E.F., Nagaeva I.A. 'Elektronnye informacionnye resursy v hudozhestvennom samoobrazovanii uchaschejsya molodezhi. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2020; № 5: 84 - 89.
7. Krasil'nikov I.M. 'Elektronnoe muzykal'noe tvorchestvo v sisteme hudozhestvennogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva. 2007.
8. Korneli D., Danoff Ch. Paragogika: sinergiya samostoyatel'noj i organizovannoj uchebnoj deyatel'nosti. Perevod I. Travkina. Available at: http://www.connectedlearning.ru/home/ ravnogogika/1st-paper
9. Kudrina E.L. Formirovanie cheloveka kul'tury kak faktor razvitiya chelovecheskogo potenciala. Vestnik MGUKI. 2014; № 1 (58): 204 - 212.
10. Kuklev V.A. Stanovlenie sistemy mobil'nogo obucheniya v otkrytom distancionnom obrazovanii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Ul'yanovsk. 2010.
11. Nagaeva I.A. Art-informatika: uchebnoe posobie, Moskva; Berlin: Direkt-Media, 2021.
12. Nagaeva I.A. Art-informatika: osnovy, tehnologii, perspektivy: monografiya. Moskva; Berlin: Direkt-Media, 2021
13. Nemenskij B.M. Pedagogika iskusstva. Moskva: Prosveschenie, 2007.
14. Ovsyannikov V.I., Gustyr' A.V. Vvedenie v distancionnoe obrazovanie. Moskva: IC «Al'fa» MGOPU im. M.A. Sholohova, 2000.
15. Patarakin E.D. Postroenie uchebnoj sredy iz mnozhestva lichnyh «kirpichikov». Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008; № 8: 59 - 65.
16. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.
17. Polozov S.P. Obuchayuschie komp'yuternye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk. 2000.
18. Selivanov N.L. Pedagogicheskie usloviya integracii komp'yuternyh tehnologij v hudozhestvennoe obrazovanie podrostkov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva. 2008.
19. Solovov A.V. Informacionnye tehnologii obucheniya v professional'noj podgotovke. Vysshee obrazovanie v Rossii. 1995; № 2: 31 - 36.
20. Tihomirov V.P. 'Elektronnoe obuchenie kak osnova obrazovatel'nyh sistem 21 veka. Telekommunikacii iinformatizaciya obrazovaniya. 2007; № 1: 25 - 26.
21. Hutorskoj A.V. Tehnologiya proektirovaniya klyuchevyh i predmetnyh kompetencij. Internet-zhurnal "Ejdos". 2005. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
Статья поступила в редакцию 05.02.22
УДК 37.378
Kulikova K.M., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
INDEPENDENT WORK OF ECONOMICS STUDENTS AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES AS A TOOL TO IMPROVE THE LEVEL OF PROFESSIONAL COMPETENCES. The article examines an issue of improving the level of professional competences of economics students with the help of independent work which is organized in class, as well as a part of out-of-class activities. Nowadays, students are more interested in particular professional skills which may be applied on the spot, such as negotiating, delivering various types of presentations and writing business letters. As for academic classes, they also imply acquisition of practical language skills. There is grammar practice, vocabulary activities, monologues and dialogues and reading strategies. Assuming the fact that independent work in English university classes is one of the key components of the curriculum and it contributes to more efficient acquisition of professional terminology, it is to admit the necessity to pay more attention to independent work as well as to make teaching English more targeted in terms of professional competences.
Key words: independent work, professional competence, motivation.
К.М. Куликова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]