http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98102/7ae94b47901b56f4fb1c27f031cac3fd9aec3586 (accessed21.05.2021).
16. Pilko I.S. Adaptation of distance learning didactics to the needs of library-information sphere. Informatizatsiya obrazovaniya i metodika elektronnogo obucheniya: tsifrovye tehknologii v obrazovanii: materialy IV Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii: v 2 ch., Krasnoyarsk, 06-09 oktyabrya 2020 goda [Informatization of education and e-learning methodology: digital technologies in education. Materials of the IV International Scientific Conference, in 2 hours, Krasnoyarsk, October 06-09, 2020]. Krasnoyarsk, Sibirskiy federal'nyy universitet Publ., 2020, pp. 431-435. (In Russ.).
УДК 781.5:378.147
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-57-260-265
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Кулдыркаева Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального искусства, Крымский университет культуры, искусств и туризма (г. Симферополь, РФ). E-mail: [email protected]
Введение. Современные условия жизни обусловливают необходимость поиска наиболее эффективных путей в подготовке будущих учителей музыки к организации учебно-воспитательного процесса в заведениях разного уровня с использованием современных технологий. В данной статье автором предпринята попытка выявить и оценить возможности инновационных технологий арт-менеджмента, их место в современном педагогическом пространстве и профессиональном музыкальном образовании.
Методология. Исследование проводилось на основе метода критического анализа и систематизации научной психолого-педагогической, искусствоведческой и философской литературы для определения понятийно-категориального аппарата по проблематике профессионального музыкального образования, развития высшего образования в современном социуме, анализа современных педагогических технологий, разработки модели педагогических исследований. Целью статьи является определение возможностей современных инновационных технологий арт-менеджмента в музыкальной педагогике, а также в повышении качественного уровня подготовки будущих учителей музыки.
Результаты. Автором обосновывается актуальность и значимость использования современным преподавателем технологий арт-менеджмента, анализируется личность самого преподавателя через погружение в проектную художественно-творческую деятельность, предлагаются их конкретное рассмотрение и алгоритм реализации в процессе изучения курса «Основы арт-менеджмента».
Заключение. Представленные в статье выводы и материалы (на примере курса «Основы арт-менеджмента») могут быть использованы преподавателями профессиональной школы (средней и высшей) в педагогической практике образовательного процесса.
Ключевые слова: современные педагогические технологии, проектные технологии, технологии арт-менеджмента, профессиональная деятельность.
MODERN ART-MANAGEMENT TECHNOLOGIES IN MUSICAL PEDAGOGY
Kuldyrkaeva Olga Viktorovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Music Art, Crimean University of Culture, Arts and Tourism (Simferopol, Russian Federation). E-mail: olvikuld@ ukr.net
Introduction. With a significant improvement and changes in standard of living and living conditions more modern pedagogical technologies can be seen in professional music teachers' preparation. Using all the innovation and new scientific research in modern musical pedagogic is the most effective and efficient way to improve the quality of education. Furthermore, according to the research mentioned, there are strong links between modern pedagogic, music and economics that lead to integrative processes in professional musical training. The article identifies and evaluates the possibilities of innovative art-management technologies, its place in modern pedagogical space and professional musical education.
Methodology. The study was conducted based on critical analysis of scientific pedagogical and psychological, art history and philosophical literature to determine the conceptual and categorical terms on the issues of professional music education and development of higher education in modern society, analysis of pedagogical researches, surveys, questionnaires and to create a model of professional educational research. The main aim of the article is to determine the possibilities of modern innovative technologies of art management in musical pedagogic, as well as to improve the quality of professional training of future music teachers.
Results. The author considers the relevance and significance of modern art-management technologies using by a modern teacher. The author also considers the personality of a teacher through the prism of immersion in project art-creative activities. Specific consideration and implementation algorithm are described on the special course "Basics of Arts Management."
Conclusion. Teachers of secondary and higher education can use presented conclusions and the specific educational materials in the article (for example the special course "Basics of Arts Management").
Keywords: modern pedagogical technologies, project technologies, innovative art-management technologies, professional activity.
Современная социокультурная ситуация в обществе характеризуется усложнением информационного пространства, доминированием визуальной культуры в сфере коммуникации, бурным развитием индустрии развлечений, становлением арт-рынка и системы арт-менеджмента, включением молодежи в общение в социальных сетях с доминантой на культурно-зрелищную сферу, появлением новых форм художественно-творческой коммуникации (флешмоб, перфоманс и др.). Все эти процессы указывают на необходимость внедрения в музыкальную педагогику, да и в педагогику в целом, инновационных технологий. Подготовка будущего учителя музыки к организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях - одна из наиболее актуальных проблем общества, а инновационные технологии арт-менеджмента набирают особую популярность в современном образовательном пространстве.
Целью статьи является определение возможностей современных инновационных технологий арт-менеджмента в музыкальной педагогике, а также в повышении качественного уровня подготовки будущих учителей музыки.
Анализ различных подходов к сущности понятия «арт-менеджмент» позволил определить,
что арт-менеджмент - это профессиональное управление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижение на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и координационных усилий коллектива организации (продюсерского центра, фирмы) [7, с. 56].
К передовым технологиям арт-менеджмента исследователи (А. Жарков, К. Жданова, Ф. Кол-бер, Е. Командышко, С. Корнеева, С. Костылев, Ф. Котлер, Г. Новикова, Т. Суминова, Г. Туль-чинский, А. Якупов, E. Rosewall и др.) относят продвижение арт-продукта; концертное администрирование; информационную поддержку арт-продукта и творческой деятельности исполнителя (организация и ведение рекламных компаний, информационная и рекламная рассылка по всей базе участников event-рынка); промо-кампании в Интернете (размещение баннеров, новостей и видеоновостей в лентах новостей, рассылка пресс-релизов и новостей в СМИ и профессиональным корреспондентам), ведение блогов в социальных сетях; работу со спонсорами (файн-драйзинг, меценатство, благотворительность) и т. д. [1-2; 5-6; 8-9].
Анализ проблемы формирования готовности педагога к будущей деятельности (К. Дурай-Нова-кова, М. Дьяченко, Л. Кандибович, Н. Кузьмина,
A. Кучерявый, А. Линенко и др.) позволил определить различные подходы к пониманию сущности и структуры указанного феномена. Понятие «готовность к профессиональной деятельности» в психолого-педагогической литературе рассматривается с учетом личностного, функционального и интегративного подходов и определяется как образование личности, которое содержит психологические и практические составляющие, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности; субъективное состояние личности, которое отражает стремление и способность к определенному виду профессиональной деятельности, психологический «настрой» на осуществление деятельности; установка на деятельность и условие успешного ее выполнения [3, с. 112].
Теоретико-методологические основы проектирования как научного феномена исследовали С. Крымский, В. Розин, Г. Щедровицкий и др. Проектирование в сфере образования изучали
B. Безрукова, В. Беспалько, В. Докучаева, В. Кра-евский, И. Колесникова, А. Лигоцкий, А. Новиков, В. Радионов, М. Сибирская, Н. Яковлева и др. Проблемы подготовки будущих учителей к проектированию различных форм деятельности рассматривали А. Заир-Бек, В. Кулешова, Г. Лебедева, Т. Подобедова и др. Проектная художественно-творческая деятельность в контексте профессиональной подготовки будущих учителей музыки была рассмотрена в соответствии с теоретическими положениями названных выше авторов.
Готовность к проектной художественно-творческой деятельности - это сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивацию и положительное отношение к проектной художественно-творческой деятельности, систему знаний, сформированных умений и навыков, а также совокупность профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих эффективность этого вида деятельности [4].
Разработка модели формирования готовности к проектной художественно-творческой деятельности осуществлялась с учетом, во-первых, теоретических положений, отражающих сущ-
ность профессиональной деятельности учителей музыки, изучаемого вида готовности, сущности и технологий арт-менеджмента, современных требований к моделированию в педагогической отрасли; во-вторых, соответствующих методологических подходов (деятельностный, личностно ориентированный, культурологический, компе-тентностный, технологический, полихудожественный) и принципов системности, интегратив-ности, технологичности, диалогичности, открытости, опережения, вариативности, ресурсного обеспечения.
Согласно ведущим положениям компетент-ностного подхода, особое внимание уделено единству теоретической и практической готовности будущих учителей музыки к проектной художественно-творческой деятельности, личностной составляющей части профессиональной подготовки музыкально-педагогических работников.
При разработке модели формирования готовности к проектной художественно-творческой деятельности также учитывались научные подходы Н. Гвоздевой, касающиеся компонентов квалификационной характеристики студентов художественно-педагогических специальностей, включая готовность к педагогической деятельности (теоретической и практической). Специфика разработанной модели заключается в ориентации на «погружение» студентов в проектную художественно-творческую деятельность [3, с. 73], развитие профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки.
Разработанная модель является теоретическим конструктом для определения педагогических условий формирования готовности будущих учителей музыки к проектной художественно-творческой деятельности на основе технологий арт-менеджмента: интеграция в содержание дисциплин профессиональной подготовки будущих учителей музыки сведений о технологиях арт-менеджмента; формирование опыта проектной художественно-творческой деятельности на основе использования современных технологий арт-менеджмента; обеспечение практики проектной художественно-творческой деятельности будущих учителей музыки на основе использования современных технологий арт-менеджмента.
В предлагаемой модели представлено технологическое обеспечение процесса формирования готовности будущих учителей музыки к проектной художественно-творческой деятельности (интеграционные педагогические технологии, технологии проектирования, технология диалога культур в образовании; театральные и игровые технологии).
Важным элементом разработанной модели является спецкурс «Основы арт-менеджмента» для студентов 3-го курса специальности «Музыкальное искусство», который направлен на овладение технологиями арт-менеджмента, опытом художественно-творческой деятельности, профессионально значимыми качествами будущего учителя музыки, развитие восприимчивости к инновациям, побуждение к самореализации в профессиональной деятельности, углубление в проектную художественно-творческую деятельность.
Программа спецкурса структурировалась по трем блокам. Первый блок предусматривал знакомство студентов с историей становления и развития арт-менеджмента, в частности, с деятельностью выдающихся отечественных импресарио и антрепренеров, современных продюсеров; сущностью и основными направлениями арт-менеджмента, специфическими особенностями музыкального менеджмента, формами и средствами формирования арт-рынка, правовым обеспечением в социально-культурной сфере, организацией региональных культурных программ, технологиями работы со спонсорами, основами арт-маркетинга (исследование эстетических, культурных преимуществ потенциальной аудитории по арт-продукции, особенностей продвижения творческих проектов и арт-продукции на рынок с помощью рекламных средств и мероприятий, формирование благоприятного имиджа и т. п.), технологиями создания бренда (комплекс информации о художественном продукте).
Второй блок предусматривал знакомство со спецификой современного искусства, идеями взаимодействия, синтеза и интеграции искусств в художественной культуре; направлениями молодежной музыки, музыкальной частью современных молодежных субкультур; сущностью и этапами проектной деятельности (проблематизация;
моделирование; апробация). Именно эти знания создают благоприятную почву для активизации художественно-творческой деятельности студентов, поиска новых идей, разработки реальных творческих проектов (например, проект на тему «Музыка в творчестве Стефана Малларме»).
Третий блок связан с раскрытием разнообразия форм и видов проектной художественно-творческой деятельности будущего учителя музыки, специфики художественно-педагогического взаимодействия с различными категориями людей (дети, подростки, студенты и др.), обогащением опыта художественно-творческой деятельности на основе усвоения современных инновационных технологий арт-менеджмента, предусматривающих разработку и апробацию отдельных проектов, побуждение к самореализации в профессиональной деятельности. Также обеспечение практики применения будущими учителями музыки технологий арт-менеджмента осуществлялось за счет организации концертов, проведения праздников, фестивалей, конкурсов, конференций.
Разработка модели формирования готовности к проектной художественно-творческой деятельности осуществлялась с учетом современных подходов к использованию метода проектов (А. Новиков, Е. Полат, И. Чечель). Внедрение в различные виды проектной деятельности рассматривается как важный фактор формирования готовности к проектной художественно-творческой деятельности будущих учителей музыки и предусматривает разработку творческого проекта (арт-продукта), информационную поддержку соответствующего проекта, исследовательскую работу по выявлению возрастных и социально-групповых интересов аудитории, организацию связей с СМК (на университетском, местном и региональном уровнях), поиск инвесторов, спонсоров и т. п. Творчество будущих специалистов музыкально-педагогической отрасли в проектной деятельности способствует развитию навыков анализа социокультурной ситуации, целенаправленности, презентации, формированию самостоятельности, коммуникативной культуры, создает условия для личностного, творческого саморазвития, самореализации в профессиональной деятельности.
Технологическое обеспечение модели формирования готовности к проектной художественно-творческой деятельности предусматривало использование интегративных педагогических технологий на основе положений полихудожественного (Л. Масол, Г. Шевченко, Б. Юсов), интегрированного (Л. Савенкова) подходов; технологии диалога культур (В. Библер, С. Курганов), театральных и игровых технологий.
Обеспечение практики проектной художественно-творческой деятельности будущих учителей музыки на основе использования современных технологий арт-менеджмента осуществлялось в процессе привлечения будущих учителей музыки к разработке конкретных художественно-творческих проектов различного уровня. Студенты включались в разработку и внедрение музыкальных проектов: «Классика на бис», «Музыкальные фестивали старинной музыки», «Уроки музыкальных фестивалей», «Музыкальная карьера», «Студенческое радио: в мире музыки», «Новый взгляд на профессию», «Секрет успеха», «Художественное событие», ток-шоу «Встреча с профессией», «Творческие встречи», «Перспективы профессионального роста» и др. Особое внимание было уделено таким университетским проектам, как «День учителя», «День университета», «День защитников Отечества», «Лучший студент университета» и др.
Студенческие проекты анализировались по следующим признакам: концептуальность, функциональная направленность, оригинальность, технологичность, привлекательность для потенциальных потребителей арт-продукта, адекватность информационной поддержки.
В работе над указанными проектами студенты использовали приобретенные в процессе изучения спецкурса «Основы арт-менеджмента»
знания о сущности технологий арт-менеджмента и способах их применения в будущей профессиональной деятельности. Погружение студентов в проектную художественно-творческую деятельность способствовало формированию навыков рефлексивного анализа собственной деятельности, самооценки и творческого саморазвития.
Анализ результатов исследования позволил сделать выводы, что студенты экспериментальных групп показали глубокие знания, умения и навыки проектной художественно-творческой деятельности на основе современных технологий арт-менеджмента, обнаружили способность к творческой профессиональной деятельности, направленность к личностному, творческому саморазвитию, самореализации в профессиональной деятельности.
Таким образом, внедрение современных технологий арт-менеджмента в образовательную систему предусматривает: а) выдвижение на первый план творческих производительных знаний; б) «погружение» в проектную художественно-творческую деятельность с последующей обработкой отдельных элементов и действий; в) побуждение к самореализации в профессиональной деятельности, выдвижению новых идей и педагогических замыслов.
Перспективой вышеуказанных инновационных технологий является эффективное обновление содержания профессиональной подготовки студентов вузов. Однако мы считаем, что проблема изучения инновационных технологий арт-менеджмента еще не исчерпана. В условиях реформации системы высшего образования и применения современных технологий открываются возможности для дальнейших поисков в этой области.
Литература
1. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учеб. пособие. -М.: МГУКИ, 2012. - 456 с.
2. Командышко Е. Ф. Арт-менеджмент в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: Военный ун-т, 2012. - 76 с.
3. Командышко Е. Ф. Арт-менеджмент. - М.: Инфра-М, 2017. - 194 с.
4. Командышко Е. Ф. Инновационные технологии арт-менеджмента в профессиональной подготовке управленческих кадров // Образование. Наука. Научные кадры. - М.: Юнити-Дана. - 2018. - № 1. - С. 181-185.
5. Костылев С. В. Этика и аксиология арт-менеджмента в сфере культуры и искусства: теория, методология, практика: монография. - М.: Русайнс, 2020. - 172 с.
6. Лузан В. С. Арт-менеджмент: учеб. пособие. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. - 1SS с.
7. Новикова Г. Н. Технологии арт-менеджмента. - М.: МГУКИ, 2006. - 178 с.
S. Суминова Т. Н. Арт-менеджмент: теория и практика: учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2020. - 655 с. 9. Rosewall Ellen W. Arts Management: uniting arts and audience in the 21st Century. - NY: Oxford University Press, 2014. - 331 p.
References
1. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizatsiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti: uchebnoe posobie [Theory, methodology and organization social and art activity. Textbook]. Moscow, MGUKI Publ., 2012. 456 p. (In Russ.).
2. Komandyshko E.F. Art-menedzhment v voprosakh i otvetakh: uchebnoe posobie [Art-management in questions and answers. Textbook]. Moscow, Military University Publ., 2012. 76 p. (In Russ.).
3. Komandyshko E.F. Art-menedzhment [Art-management]. Moscow, Infra-M Publ., 2017. 194 p. (In Russ.).
4. Komandyshko E.F. Innovatsionnye tekhnologii art-menedzhmenta v professional'noy podgotovke upravlencheskikh kadrov [Innovative technologies of art-management in the management personnel professional training]. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry [Education. Science. Scientific personnel]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2018, no. 1, pp. 181-185. (In Russ.).
5. Kostylev S.V. Etika i aksiologiya art-menedzhmenta v sfere kul'tury i iskusstva: teoriya, metodologiya, praktika: monografiya [Ethics and axiology of art management in the culture and art sphere: theory, methodology, practice. Monograph]. Moscow, Ruscience Publ., 2020. 172 p. (In Russ.).
6. Luzan V.S. Art-menedzhment: uchebnoe posobie [Art-management. Textbook]. Krasnoyarsk, Siberian Federal University Publ., 2016. 188 p. (In Russ.).
7. Novikova G.N. Tekhnologii art-menedzhmenta [Art-management technologies]. Moscow, MGUKI Publ., 2006. 178 p. (In Russ.).
8. Suminova T.N. Art-menedzhment: teoriya i praktika: uchebnoe posobie [Art-management: theory and practice. Textbook]. Moscow, Academic project Publ., 2020. 655 p. (In Russ.).
9. Ellen W. Rosewall Arts Management: uniting arts and audience in the 21" Century. New York, Oxford University Press, 2014. 331 p. (In Engl.).