гогики как науки, определяет её место в системе гуманитарных наук и основные этнопедагогические термины и понятия. Рассматривается общность педагогических культур, взаимовлияние этнопедагогических традиций у разных народов.
Тематический раздел «Детство как социокультурный феномен» посвящен понятию детство в зарубежной и отечественной науке. В нем представляются образы детства в литературных источниках, также общие и особенные представления о ребёнке у разных народов; детство рассмотрено как социокультурный феномен; обозначены современные проблемы детства в новом историческом состоянии российского общества и пути их преодоления.
Тематический раздел «Общее и особенное в этнопедагогических традициях» представляют этнопедагогические традиции как стабильная часть культурного наследия народов; понятие «Я и иной (другой)» как исходящее из пространства культурного многообразия, реального бытия (онтологический подход). Здесь важное внимание уделяется роли народной педагогики в формировании культуры межэтнических отношений, методам изучения общего и особенного.
Тематический раздел «Народы Южной Сибири и Западной Монголии как евразийское культурное сообщество» призван осветить позитивный опыт по формированию культуры межэтнических отношений в лице народов Южной Сибири (алтайцы, тувинцы, русские, хакасы) и Западной Монголии (монголы, казахи, тувинцы), связанный с их месторазвитием; роль этнопедагогических традиций в формировании видов идентичностей.
Тематический раздел «Ребёнок в обществах тюрко-монгольских и русского народов» посвящен образу детства в тюрко-монгольской и русской исто-рико-художественной литературе, эволюции понимания ребенка как ценности семьи и родового сообщества; общим и особенным ценностным ориентациям в детской обрядовой практике; культуре детской игры.
Тематический раздел «Возрастной символизм детства народов Южной Сибири и Западной Монголии: общее и особенное» раскрывает категорию возраста как подсистему культуры евразийских народов, общее и особенное в возрастном символизме детства; ценностно-нормативные подходы в нравственном воспитании ребенка.
Библиографический список
Тематический раздел «Евразийские доминанты совести» рассматривает отношение народов к совести как движущей силе, способствующей нравственному становлению и развитию человека; общие и особенные модели совести у тюрко-монгольских и славянских народов [4].
Программа по совершенствованию кросскультурной грамотности рассчитана, прежде всего, на творческую работу с опорой на местный материал. Ядром совершенствования данной грамотности курса выступает кейс-метод -инструмент, посредством которого оцениваются (анализируются, рассматриваются) реальные межэтнические ситуации, возникающие в той или иной сфере. Кейс-метод (описание ситуаций) в культурно-педагогическом аспекте является логическим продолжением подобных кейс-технологий в разных областях знания [5].
Вышеизложенное обоснование вписывается в теорию отношений В.Н. Мясищева, согласно которой отношения - это система сознательных связей человека с миром и другими людьми [6]. В этом смысле совершенствование кросскультурной грамотности учителя становится глубоко востребованным и в научном, и в социальном, и практическом планах. Вопросы в основном касаются ситуациям обыденной жизни в условиях культурного многообразия, области теории воспитания, культурологии, этнографии, фольклора. Они совершенствуют социокультурный опыт учителя, мотивируют его инновационную деятельность, побуждают к осмыслению общего и особенного в целях формирования культуры межэтнических отношений школьников.
Предложенные в настоящей работе методологические подходы, универсальные и профессиональные компетенции, а также образовательная программа по совершенствованию кросскультурной грамотности учителя позволяют достичь глубинного осмысления сущностных характеристик такого явления, как общее и особенное в культурах народов совместного и сопредельного проживания; повышения уровня ответственности учителей за позитивное межкультурное взаимодействие детей; опыта освоения методов сравнения и сопоставления общего и особенного, в частности кейсов - инструмента, содержащего социокультурную ситуацию.
1. Бондырева С.К. Иное в этническом самоопределении и общекультурном определении. Мир психологии. 2004; № 3:19 - 24.
2. Колосовская Т.А. Формирование кросскультурной компетентности будущих учителей. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2006.
3. Рощупкин В.А. Кросскультурная грамотность студента - будущего учителя: диагностики, формирование. Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2006.
4. Pankin A.B., Badmaeva T.A., Sunduy G.D. Pedagogy of conscience as spiritual and moral foundation of education. European Journal of Science and Theology. 2015; Vol. 11, № 3: 13 - 19.
5. Илюшин Л.С. Методология и методика кросс-культурных исследований образовательной мотивации современных школьников. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2004.
6. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. Москва: Издательство Московского психолого-социального института: Воронеж: МОДЭК, 2003.
References
1. Bondyreva S.K. Inoe v 'etnicheskom samoopredelenii i obschekul'turnom opredelenii. Mirpsihologii. 2004; № 3:19 - 24.
2. Kolosovskaya T.A. Formirovanie krosskul'turnojkompetentnostibuduschih uchitelej. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2006.
3. Roschupkin V.A. Krosskul'turnaya gramotnost' studenta - buduschego uchitelya: diagnostiki, formirovanie. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: MOD'EK, 2006.
4. Pankin A.B., Badmaeva T.A., Sunduy G.D. Pedagogy of conscience as spiritual and moral foundation of education. European Journal of Science and Theology. 2015; Vol. 11, № 3: 13 - 19.
5. Ilyushin L.S. Metodologiya imetodika kross-kul'turnyh issledovanij obrazovatel'noj motivaciisovremennyh shkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2004.
6. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij: izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta: Voronezh: MOD'EK, 2003.
Статья поступила в редакцию 01.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10118
Khad Yu.I., postgraduate, Federal State Research Institution "Institute of Art Education" of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
APPLICATION OF INNOVATIVE HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PRIMARY GENERAL EDUCATION. The article deals with health-saving technologies that are important to be considered in solving pedagogical problems of teaching children of primary school age. Having examples of different forms of innovative health-saving technologies, the author pays great attention to the diverse development of children, including music-creative, art-therapeutic activities. The paper shows that instrumental music playing on a pipe allows to realize effective system of development of children, their ability to musical activity and creative self-realization. The theme of fairy-tale therapy with the help of which increases the interest in different types of practical tasks contribute to the psychological health of the child and have art therapeutic meaning.
Key words: health-saving technologies, fairy tale therapy, art therapy, music therapy, creative development, instrumental music making.
Ю.И. Хлад, рук. творческой лабораторией «Свирель Э. Смеловой», аспирант, ФГБНУ «ИХОиК РАО», г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые важно учитывать в решении педагогических задач обучения детей младшего школьного возраста. На примере разных форм инновационных здоровьесберегающих технологий автор статьи придает большое значение разностороннему развитию детей, включая музыкально-творческую, арт-терапевтическую деятельность. В статье показано, что инструментальное музицирование на свирели позволяет реализовать эффективную систему развития детей, их способности к музыкальной деятельности и творческой самореализации. Раскры-
вается тема сказкотерапии, при помощи которой повышается интерес к разным видам практических заданий, способствующим психологическому здоровью ребенка, а также арт-терапевтическое значение искусства.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, сказкотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, творческое развитие, инструментальное музицирование.
Забота о здоровье - важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы
(В.А. Сухомлинский) [1]
В настоящее время происходят важные изменения в сфере общего и дополнительного образования детей, определяется важность перехода системы образования на гуманистические методы и направления воспитания и обучения подрастающего поколения. В начальном образовании детей ведется поиск наиболее эффективных образовательных технологий, учитывающих здоровьесбере-гающий подход к обучению и воспитанию младших школьников.
Начальная школа - самый первый и, следовательно, весьма ответственный этап в формировании художественно-эстетических и творческих качеств личности.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» начальная школа рассматривается как важный этап выявления и развития талантливых детей, совершенствования их индивидуальных творческих способностей с учетом того, что все дети, без исключения, появляются на свет с разными задатками творчества [2]. Неслучайно, приоритеты общего начального образования направлены на применение инновационных образовательных технологий.
Наличие инновационной системы обучения на основе применения современных технологий является ярким показателем качества предоставляемого образования. Как известно, в настоящее время педагог активно участвующий в модернизации образования, должен освоить и применять в своей работе следующие педагогические технологии: личностно ориентированного обучения; проблемного обучения; проектной деятельности; информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие технологии и другие.
Следует отметить, что здоровьесберегающие технологии являются предметом обсуждения в профессиональной подготовке педагога. Сегодня становится очевидным, что в профессиональные обязанности учителя начальных классов входят не только образование и воспитание подрастающего поколения, но и в первую очередь сохранение здоровья ребёнка.
Охрана и приумножение детского здоровья является актуальной проблемой, которая постоянно волнует родителей, педагогов и самих детей. Вопросы здоровьесбережения постоянно поднимаются в педагогической среде на разных уровнях общего образования.
Исследование данной проблемы показало, что на процесс здоровьесбере-жения влияют предметы образовательной области «Искусство» (музыка, изобразительное искусство, танец, театр и другие), включая разные виды художественного творчества. В данном случае творческое развитие эффективно воздействует на ребёнка за счет педагогического потенциала искусства и его терапевтических возможностей. Следует подчеркнуть, что речь идет о разработке и применении технологий здоровьесбережения, направленных на развитие потребности в здоровом образе жизни, коррекции психоэмоционального состояния ребёнка.
С помощью творческой деятельности, как показывает практика, дети с ограниченными возможностями становятся полноценными членами общества, поскольку многие их недостатки благодаря искусству компенсируются, вплоть до полного выздоровления. Искусство для таких детей - единственная возможность познания окружающего мира и творческой самореализации.
В настоящее время в начальном общем образовании уделяют большое внимание применению здоровьесберегающих технологий, направленных на рациональную организацию учебного процесса, а также взаимосвязь технологий и методик обучения, способствующих индивидуальному развитию творческого потенциала ребенка.
Рассмотрим разные формы реализации инновационных педагогических и здоровьесберегающих технологий:
1. Сказкотерапия. Занятия с использованием сказкотерапии весьма продуктивны и действенны, если оценивать их с точки зрения достижения педагогом поставленной цели и получения предполагаемых результатов.
Типологий сказок достаточно много, но, исходя из интересующей нас проблемы, следует выделить психокоррекционные сказки, которые создаются для определенного влияния на поведение ребёнка.
В сказкотерапии используются такие методические приемы, которые связаны с алгоритмом определенных действий: рассказывания сказки, рисования сказки, сочинения сказки, изготовления кукол (главных персонажей), постановки сказки и сказкотерапевтической диагностики.
Используя элементы сказкотерапии в работе с младшими школьниками, необходимо учитывать как индивидуально-возрастные, так и эмоционально-психологические особенности детей.
Следует учитывать, что младшие школьники наиболее раскрепощаются в организованной среде, в которой при помощи сказкотерапии повышается интерес к разным видам практических заданий. В такой совместной творческой
атмосфере они становятся более открытыми к восприятию действительности и межличностным отношениям. При этом, используя сюжетные линии сказкотерапии, педагог создает условия для решения многих коррекционных задач [3]. В качестве основных следует выделить следующие: снижение чрезмерной активности детей в движениях, нормализацию эмоционально-речевых практик, избавление от собственных страхов, вовлечения в процесс творческой деятельности и проявления личностных качеств.
2. Арт-терапия. К технологиям здоровьесбережения следует отнести арт-терапию (лечение искусством).
Как известно, творчество отвлекает детей от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Здесь уместна работа с природными материалами - водой, песком, глиной, красками.
К примеру, цветотерапия способствует нормализации психоэмоционального состояния ребенка, что связано с воздействием на его самочувствие при помощи специально подобранных цветовых оттенков. Практически доказано, что цвет при умелом использовании способствует благотворному влиянию на нервное возбуждение ребёнка, снятию стресса. Использование определенной цветовой гаммы позволяет педагогу успокоить или же, напротив, активизировать работоспособность, улучшить настроение, поднять жизненный тонус организма.
3. Музыкотерапия. Ещё одна действенная технология - музыкотерапия, которая применяется в качестве психосоматической коррекции здоровья ребёнка при помощи музыкально-акустического воздействия. Как известно, музыка способна вызывать всевозможные терапевтические эффекты, поэтому её применяют для положительного влияния на здоровье человека. К примеру, развитие музыкально-творческой деятельности детей через инструментальное музицирование на детском музыкальном инструменте (свирели) позволяет решать задачи здоровьесберегающих технологий. Опыт работы показал, что наиболее эффективным методом является метод дыхательной гимнастики в сочетании с пальчиковой гимнастикой, разработанный педагогом Э.Я. Смеловой и апробированный педагогом-исследователем А.И. Конч [4].
Развитие мелкой моторики пальцев рук во время игры на свирели (своеобразная пальчиковая гимнастика) благотворно влияет на умственные способности ребенка. А сам процесс «включения» в музыкальное исполнительство благодатно воздействует на психологическое состояние младших школьников.
Являясь духовым инструментом, свирель способствует реализации дыхательных упражнений, также полезных для здоровья ребёнка, что является закалкой легких и профилактикой простудных заболеваний.
Музицирование в оркестре как коллективный вид деятельности способствует положительному влиянию на развитие музыкальных способностей ребенка, способствует положительному настроению. Игра на свирели позволяет получить эмоциональное удовлетворение, так как основной целью является создание творческой атмосферы через привлечение внимания к музыкальному звучанию и исполнительской деятельности, а не целенаправленное заучивание произведений.
Как известно, проявление творчества характерно для человека с раннего детства. Давно доказано, что реализация творческих способностей личности делает жизнь более насыщенной, содержательной. По мнению исследователей, человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию [5, с. 119].
Еще Б. Асафьев в свое время писал о важности создания творческой атмосферы, так как человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, обогащает опыт восприятия не только музыкальных произведений, но и жизненных ситуаций, становится более открытым по психическому складу, чем человек, подражающий только творческим проявлениям других [6]. Б. Асафьев отмечал, что сущностная особенность творческой деятельности вовсе не в том, чтобы сочинять оригинальную музыку и выискивать вундеркиндов-композиторов, а в том, чтобы вызвать интерес и способствовать воспитанию музыкально-творческого инстинкта. Такие коллективные занятия планируются с учетом возрастных особенностей ребенка, отсутствием насилия над его природой. Так, учитывая эмоционально-психологические особенности и индивидуальные наклонности детей, педагог оказывает синкретическое воздействие на важные жизненные функции - речь, движение, общение и другие.
Следует отметить, что в развитии ребенка творческое воображение является своеобразной основой для предвосхищения и проявления деятельности, предвидения совместного результата. Это очень помогает ребенку вообразить ряд своих действий, то есть мысленно предугадать свои действия, что повышает их умственное развитие [7, с. 171].
К примеру, создавая условия для коллективного музицирования на свирели, в непосредственном общении «учителя-ученика» реализуется возможность оценить саму форму музыкальной деятельности. Данный вид коллективной де-
ятельности основан на музыкальных и эмоциональных впечатлениях каждого из участников, что характерно для со-творчества как совместного продуктивного творческого процесса.
В сочетании с музицированием на свирели можно использовать инструменты орф-оркестра: металлофоны, бубны, маракасы, а также русские народные инструменты: ложки, трещетки и др.
Опыт работы показал, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе коллективного музицирования на свирели активизирует ребенка к применению определенных дыхательных упражнений. Эти упражнения имеют важное значение не только для укрепления здоровья детей, но и для развития исполнительского дыхания. К примеру, используются следующие дыхательные упражнения:
• «Ладошки». Детям предлагается встать прямо и показать «зрителям» ладошки. В процессе выполнения короткого, шумного, активного вдоха через нос, дети одновременно сжимают ладошки в кулачки (по типу хватательного движения). Сразу же после активного вдоха - выдох, кулачки разжимают.
• «Ветерок» - учитель предлагает взять листок бумаги, подуть на листок, затем подуть на ладошку.
• «Шарик» - дети имитируют надувание шарика, показывая его руками.
• «Ёжик». Движения основаны на поворотах головы вправо-влево. С каждым поворотом делается короткий шумный вдох носом, «как ёжик». Затем через открытые губы - выдох, произвольный и мягкий.
• «Трубочка». Предлагаем вытянуть губы трубкой, далее дети выполняют полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Необходимо научить детей резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа, сделать глотательное движение. Затем через определенную паузу (2 - 3 сек.) поднять голову вверх и выдохнуть плавно и медленно воздух через нос.
Следует отметить, что применение дыхательных упражнений тесно связано с применением игровых методов обучения. К примеру:
Библиографический список
• Игры на развитие чувства ритма. Дети проговаривают тексты с хлопками. Например: Ба-ра-шень-ки, кру-то-ро-жень-ки, по го-рам хо-дят, по ле-сам бро-дят.
• Игра на внимание и координацию движений. Предлагаем прохлопать и протопать ритм любого стихотворения (к примеру, на слове «бе-гать» дети дважды хлопают, в слове «шаг» - один раз топают и др.).
• Музыкальная игра «Мелодия по цепочке». Каждому ребенку дается одна нота из произведения (по порядку), проигрывается вся мелодия по цепочке.
• Музыкальная игра «Эхо». Учитель проигрывает мелодию или ритмическую фразу на свирели, а дети повторяют услышанное в заданном темпе.
• Музыкальная игра «Друзья». Дети проигрывают мелодию не только на свирели, но и на других инструментах (металлофон, фортепиано, колокольчики).
Опыт работы с младшими школьниками показал, что коллективное музицирование, а также совместные репетиции и выступления детей положительно влияют на детскую психику. Работая в оркестре, дети учатся раскрепощаться, избавляются от боязни быть в центре внимания. Уже изначально совместная музыкально-исполнительская деятельность предполагает интерактивное, диалоговое обучение, позволяет решать возникшие проблемы совместно, то есть в условиях совместной музыкальной деятельности. Инструментальное музицирование на свирели Э. Смеловой даёт позитивный результат независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии.
Таким образом, разработка и применение здоровьесбегающих технологий (сказкоператии, арт-терапии, музыкотерапии), а также апробация методики коллективного музицирования младших школьников на свирели Э. Смеловой позволила доказать, что реализация инновационных технологий обучения способствует сохранению и укреплению здоровья в атмосфере музыкальной деятельности, вносит в процесс обучения игровое начало, отвечает потребностям младших школьников, способствует развитию их творческой активности.
1. Афоризмы по рубрикам. Афоризмы и цитаты мудрых людей. Available at: https://elims.org.ua/aphorism/
2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон РФ № 273-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом... Москва: Генезис, 2011.
4. Хлад Ю.И. Программа по подготовке к школе детей 5 - 7 лет Программа «Преемственность»: модуль «Игра на Свирели». Москва: «Просвещение», 2018: 148 - 152.
5. Бережная М.С. Концептуальные основания применения технологий арт-педагогики и образовательной практики. Творческая самореализация личности как антропологический эталон здоровья в современной культуре: коллективная монография. Москва: ИХО РАО, Высшая школа консалтинга, 2007.
6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Лениград: Музыка, 1973.
7. Командышко Е.Ф., Хлад Ю.И. Творческое развитие младших школьников как предмет исследования. Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. 2018; № 4. Available at: http:/ www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/komandyshko_ hlad_169-174.pdf.5
References
1. Aforizmy po rubrikam. Aforizmy i citaty mudryh lyudej. Available at: https://elims.org.ua/aphorism/
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon RF № 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Vachkov I.V. Vvedenie vskazkoterapiyu, iliIzbushka, izbushka, povernis'ko mneperedom... Moskva: Genezis, 2011.
4. Hlad Yu.I. Programma po podgotovke k shkole detej 5 - 7 let. Programma «Preemstvennost'»: modul' «Igra na Svireli». Moskva: «Prosveschenie», 2018: 148 - 152.
5. Berezhnaya M.S. Konceptual'nye osnovaniya primeneniya tehnologij art-pedagogiki i obrazovatel'noj praktiki. Tvorcheskaya samorealizaciya lichnosti kak antropologicheskij 'etalon zdorov'ya v sovremennoj kul'ture: kollektivnaya monografiya. Moskva: IHO RAO, Vysshaya shkola konsaltinga, 2007.
6. Asaf'ev B.V. Izbrannye stat'i o muzykal'nom prosveschenii i obrazovanii. Lenigrad: Muzyka, 1973.
7. Komandyshko E.F., Hlad Yu.I. Tvorcheskoe razvitie mladshih shkol'nikov kak predmet issledovaniya. Pedagogika iskusstva: setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2018; № 4. Available at: http:/ www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/komandyshko_ hlad_169-174.pdf.5
Статья поступила в редакцию 01.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10119
Voskovskaya A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Karpova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
PECULIARITIES OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN MULTILEVEL GROUPS OF A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLVING. The article considers current issues related to the teaching of a foreign language in multilevel groups. The article describes the main difficulties and problems of training in such conditions but still the emphasis is on the advantages of the learning process in multilevel groups. The research is based on a study of a number of works by foreign authors. The article provides methods for solving problems in two aspects: evaluation and organization. Particular attention is paid to the styles of teaching, the theory of experimental learning, and to the model for organizing lessons in a multilevel group. The authors of the article put forward the idea that the TBL approach to learning a foreign language is the most effective for teaching in a multilevel group. The article also describes the experience and results of experimental training, the purpose of which was to test the model of lesson organization taking into account the learning styles, as well as the application of the TBL approach to teaching a foreign language in multilevel groups.
Key words: multilevel group, learning styles, theory of experimental learning, lesson organization model, TBL approach.
А.С. Восковская, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва,
E-mail: [email protected]
Т.А. Карпова, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва,
E-mail: [email protected]