для создания условий, свойственных детям раннего возраста: продолжение процесса самопознания и познания чувств, телодвижений близкого ему человека; защищенности от внутренних и внешних раздражителей; самосовершенствования личности (самоощущение, самоконтроль, саморегуляция, самопризнание, самокритика, самовыявление, самоустройство и т.д.); развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущений, восприятий, памяти), образующие область мысленного (чувственного), затем и логического познания человеческой природы.
Содержание общего и особенного у народов совместного и сопредельного проживания чётко отражается в этнопедагогических традициях, которые функционируют столько, сколько взаимодействуют сами народы. Сегодня, характеризуя эти традиции на материале возрастного символизма периода детства, обнаруживаем, что они выступают как специфическая форма отражения действительности и коллективного (общественного) сознания по формированию позитивного
Библиографический список
отношения человека к себе и другим (иным). Изучение возрастного символизма и ценностно-нормативных подходов в кросскультурном аспекте, хотя и сопряжено со значительными трудностями, позволяет исследовать возрастную педагогику с учётом достижения этнопедагогической культуры разных народов, у которых есть как общие, стыкующие, так и особенные черты.
Общее и особенное в поле этнопедагогики представляется как двудоми-нантный концепт культуры, в информационном ядре которого есть различие и общность, основанные на тех ценностных ориентациях, с которыми соотносятся задачи нравственного воспитания; двуединый процесс с позиции соотношения части и целого, смыслы, которые достигаются в процессе познавательной деятельности. Основанием концептуализации общего и особенного служит результат отражения реального участка жизнедеятельности, отличающегося культурным многообразием, с разными/общими смыслами, что непременно полезно в нравственном воспитании подрастающего поколения.
1. Савицкий П.Н. Географические особенности России. Прага, 1927; Т. 1, Ч. 1.
2. Трубецкой Н.С. Верхи и низы русской культуры: (Этническая основа русской культуры). Исход к Востоку: предчувствия и свершения: утверждение евразийцев. София: Типография «Балкан», 1921: 86 - 104.
3. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Москва: «Мишель и Ко», 1993.
4. Павлинская Л.Р Сибирь в контексте евразийской теории. Евразия: этнос, ландшафт, культура. Санкт-Петербург: Наука, 2001: 20 - 83.
5. Федорова Л.В. Сакральное в идеологии евразийства. София: ТАНГРА ТанНаРа ИК, 2015.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия. Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2009.
7. Сундуй ГД. Мир детства кочевой Азии: опыт духовно-нравственного воспитания. Кызыл: Тувинское книжное издательствово, 2009. References
1. Savickij P.N. Geograficheskie osobennosti Rossii. Praga, 1927; T. 1, Ch. 1.
2. Trubeckoj N.S. Verhi i nizy russkoj kul'tury: ('Etnicheskaya osnova russkoj kul'tury). Ishod k Vostoku: predchuvstviya i sversheniya: utverzhdenie evrazijcev. Sofiya: Tipografiya «Balkan», 1921: 86 - 104.
3. Gumilev L.N. 'Etnogenez i biosfera Zemli. Moskva: «Mishel' i Ko», 1993.
4. Pavlinskaya L.R. Sibir' v kontekste evrazijskoj teorii. Evraziya: 'etnos, landshaft, kultura. Sankt-Peterburg: Nauka, 2001: 20 - 83.
5. Fedorova L.V. Sakral'noe v ideologiievrazijstva. Sofiya: TANGRA TanNaRa IK, 2015.
6. Volkov G.N. 'Etnopedagogicheskaya pansofiya. 'Elista: Kalmyckij gosudarstvennyj universitet, 2009.
7. Sunduj G.D. Mir detstva kochevojAzii: opyt duhovno-nravstvennogo vospitaniya. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvovo, 2009.
Статья поступила в редакцию 01.12.19
УДК 378.046.4 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10117
Sunduy G.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), leading researcher, laboratory of ethnopedagogical researches, National School Development Institute
(Kyzyl, Russia), E- mail: sundui@inbox.ru
TEACHER'S CROSS-CULTURAL LITERACY IMPROVEMENT TRENDS: A REGIONAL ASPECT. The work formulates a problem of improving the cross-cultural literacy of teachers in the system of additional education (teacher training). The task is to identify existing contradictions, relevance of developing universal and professional competencies of a teacher, as well as an educational program to improve the cross-cultural literacy of a teacher, taking into account common and special peoples living in Southern Siberia and Western Mongolia. Improving the cross-cultural literacy of the teacher allows to achieve a deeper understanding of the essential characteristics of the common and special in the cultures of the peoples living at neighboring territories; increasing responsibility for positive intercultural interaction between children.
Key words: teacher, cross-cultural literacy, people living together, additional education.
Г.Д. Сундуй, канд. пед. наук, вед. науч. сотр. лаборатории этнопедагогических исследований, Институт развития национальной школы, г. Кызыл,
E-mail: sundui@inbox.ru
ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРОССКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧИТЕЛЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В настоящей статье формулируется проблема совершенствования кросскультурной грамотности учителя в системе дополнительного образования (повышение квалификации учителей). Ставится цель выявления существующих противоречий, обоснуется актуальность разработки универсальных и профессиональных компетенций учителя, образовательной программы по совершенствованию кросскультурной грамотности учителя с учетом общего и особенного народов совместного и сопредельного проживания в частности Южной Сибири и Западной Монголии. Совершенствование кросскультурной грамотности учителя позволяет достичь глубинного осмысления сущностных характеристик общего и особенного в культурах народов; повышения уровня ответственности за позитивное межкультурное взаимодействие детей.
Ключевые слова: учитель, кросскультурная грамотность, народы совместного проживания, дополнительное образование.
В настоящее время проблема совершенствования кросскультурной грамотности учителя занимает особое место среди видов культурной деятельности и является одной из самых острых вопросов системы образования в условиях культурного многообразия страны. В данной сфере существует ряд противоречий в частности:
- между утвердившимся представлением об общности культурно-исторического развития человечества, наличии особенного в этнокультурах и недостаточным определением методологических подходов к изучению общего и особенного в формировании культуры межэтнических отношений подрастающего поколения;
- между фактом существования культурного многообразия в реальном географическом месторазвитии и слабой представленностью общего и особенного в содержании образовательных программ;
- между востребованностью учителя, подготовленного к работе по формированию культуры межэтнических отношений и недостаточной представленностью его кросскультурной грамотности в системе дополнительного образования (повышение квалификации).
Основными причинами такого положения выступают поверхностное понимание кросскультурной компетентности как наиважнейшей составляющей педагогической работы; увлечение «культурами дальнего зарубежья» нежели «ближними», т.е. народов совместного и сопредельного проживания; преобладание мероприятийного подхода на разных уровнях; недостаточная наполненность образовательных программ учреждений дополнительного образования по совершенствованию кросскультурной грамотности. В данном контексте справедливым представляется утверждение о том, что «образование как ценность человека и общества определяет важную задачу построения воспитательных программ куль-
турного человеческого многообразия, что особенно важно в условиях современности» [1, с. 28].
Методологическую основу исследования составляет философское понимание единичного, общего (всеобщего) как категории, выражающей объективные связи мира и характеризующие процесс его познания, исходя из чего определены следующие ведущие методологические подходы: онтологический, определяющий бытийственные основания общего и особенного (А.А. Анисимова, Е.В. Бон-даревская, ПН. Волков, В.И. Слободчиков, ПД. Сундуй и др.); психологический, позволяющий правильно вести воспитательную работу с учетом закономерностей развития психики детей, связанных с рефлексией коллективного (общественного) сознания (С.К. Бондырева, И.С. Кон, В.П Крысько и др.); этнопеда-гогический, ориентирующий на определение стратегии формирования культуры межэтнических отношений школьников (ПН. Волков, А.Б. Панькин, Н.А. Шодоев и др.); системный, позволяющий подходить к общему и особенному как части системы, имеющей свою структуру, свои законы функционирования (А.В. Му-дрик, П.Н. Савицкий, Л.В. Сокольская, Э.П Юдин и др.). В качестве регулятивной функции в педагогической деятельности выступает принцип единства сознания и месторазвития, представляющий собой правильное понимание сущности общего и особенного, что наличествует в культуре народов совместного и сопредельного проживания (Л.Н. Гумилёв, В.П. Крысько, П.Н. Савицкий, М.П. Татаринцева, Н.С. Трубецкой, Л.В. Федорова и др.). Данные методологические подходы позволяют рассматривать кросскультурную грамотность учителя как один из видов функциональной грамотности, её структуру образуют знания о содержании и формах культур, позитивных межэтнических диалогов, обогащающих и развивающих детей разных национальностей.
Конкретное содержание кросскультурной грамотности рассмотрено во многих исследованиях (Л.С. Илюшин, Т.А. Колосовская, Ю.Н. Кулюткин, Е.И. Добрин-ская, В.П Рощупкин и др.). В них отмечается, что образование имеет большой потенциал по обеспечению вхождения школьника в культурные диалоги через учителя, преследующего цель его обогащения культурой других (иных) народов.
Термин «кросскультурный» означает сравнение и адаптацию культурных различий и универсалий сообществ, индивидов согласно социокультурным характеристикам (Т. А. Колософская). Кросскультурная компетентность учителя выступает интегральным качеством личности, включающим знания о сравнении и адаптации культурных различий и универсалий, умения ретрансляции иной культуры, опыт творческой педагогической деятельности [2, с. 16].
В то же время кросскультурная грамотность представляет собой целостный, интегративный механизм, включающий способность к осмыслению, пониманию, владению культурой диалога, широкого общения с культурно-информационной средой (В.П Рощупкин). При этом к необходимым структурным элементам и важнейшим критериям кросскультурной грамотности относятся понимание как связывающее звено между конкретными видами, формами знания и мировоззренческими структурами, приобщение к истинным и достоверным основаниям в форме традиции, общения, ценностей жизнедеятельности; знание как основа отношения к иной культуре, средство понимания, т.к. человек понимает реальность, отраженную в знании; смысл, т.е. овладение знанием зависит от того, какое значение оно имеет [3, с. 183].
Совершенствование кросскультурной грамотности учителя обусловливается необходимостью знания и понимания процессов движения и характера взаимодействующих субъектов отношений, повышение уровня ответственности за детей в условиях культурного многообразия. Рассмотрение современного уровня кросскультурной грамотности учителя позволило выделить универсальные и профессиональные компетенции, которые детерминируются необходимо-
стью соответствия профессиональной готовности императивам существующего культурного многообразия, в частности народов совместного и сопредельного проживания Южной Сибири (алтайцы, русские староверы, тувинцы, хакасы) и Западной Монголии:
В основе разработанной нами программы спецкурса «Кросскультурная грамотность учителя» заложена идея исторической динамики мозаичности и единства взаимодействующих культур. Она представляет собой систематический курс, состоящий из 10 тематических разделов: «Кросскультурная грамотность как вид функциональной грамотности» (1), «Образование в системе развивающейся культуры» (2), «Диалектика общего и особенного» (3), «Этнопедагогическая пан-софия. Предмет, сущность и содержание» (4), «Детство как социокультурный феномен» (5), «Общее и особенное в этнопедагогических традициях» (6), «Народы Южной Сибири и Западной Монголии как евразийское культурное сообщество» (7), «Ребёнок в обществе тюрко-монгольских и русского народов» (8), «Возрастной символизм детства в культуре евразийских народов» (9), «Евразийские доминанты совести» (10). Цель освоения программы - совершенствование учителями своих знаний и умений в области методов и приёмов, специфики педагогического анализа вновь возникающих межэтнических проблем, социокультурной информации и связанных с ними проблем детства, технологий воспитания, междисциплинарных связей пограничных наук (этнография, культурология, философия и психология) и т.д.; анализа социокультурной информации; формулирования своей оценки происходящего и т.д.
Тематический раздел «Кросскультурная грамотность как вид функциональной грамотности» нацеливает учителей на возросшую необходимость совершенствования своей кросскультурной грамотности на нескольких уровнях: государственном (осознание своей роли в реализации политики многонационального государства), научном (получение новых знаний); социальном (консолидация многонационального общества на основе общего и особенного локальных культур, формирование культуры межнациональных отношений). Здесь рассматриваются такие вопросы, как место кросскультурной грамотности в системе функциональной грамотности, содержание кросскультурной грамотности в кросскультурной психологии и педагогике. Для паритетного (двудоминантного) изучения общего и особенного как средства формирования культуры межэтнических отношений необходим учёт уровней формирования кросскультурной грамотности.
Тематический раздел «Образование в системе развивающейся культуры» выстроен в следующей логике: закономерности функционирования культуры; взаимообусловленность культуры и образования; культурное наследие как отражение ценностных сфер; целостность и мозаичность культурно-исторического развития человечества; понятийный аппарат («культура», «традиция», «род», «этнос», «нация», «личность», «суперэтнос», «образование»). Данная последовательность позволяет выделить общее и особенное как концепта культуры, отражающего базовые ценности, сложившиеся в ходе развития народов совместного и сопредельного проживания; целостные и особенные доминанты культур; диалог культур как средство взаимопонимания и выживания, ведущая форма современного бытия человека и его места в мире культуры.
Тематический раздел «Диалектика общего и особенного» рассматривает категорию общего, единичного и особенного в контексте закона единства и борьбы противоположностей (философский подход); многообразия культур как достижение человеческого общества, познаваемое через ценностные ориентации в общем и особенном (ценностный подход).
Тематический раздел «Этнопедагогическая пансофия. Предмет, сущность и содержание» раскрывает предмет, сущность и содержание этнопеда-
Таблица 1
Универсальные Профессиональные
Общенаучные: расширение теоретических знаний об общем и особенном в различных культурах; навыков философской, культурной аналитики и ценностной интерпретации межэтнических ситуаций; интерпретация информации для формирования самостоятельных суждений, связанных с межэтническими отношениями. Образовательные: совершенствование умений к формированию культуры межэтнических отношений (осознание и постановка проблемы); повышение методической грамотности (зун, постановка цели и задач, отбор и подача материалов, разработка дидактических ситуаций); совершенствование технологической грамотности (планирование, технологии обучения и воспитания); совершенствование психологической грамотности (специфика мононациональных и многонациональных школьных (классных) коллективов, этнопедагогических технологий воспитания с учётом национально-психологических особенностей школьников; умение создавать систему воспитательных мероприятий с учётом общего и особенного
Инструментальные: совершенствование навыка пользователя компьютера, мультимедийными информационными источниками, ИКТ-средствами. Научно-исследовательские: понимание необходимости изучения общего и особенного народов совместного и сопредельного проживания, его осмысление как концепта культуры, создание и использование процедур и методик исследования
Социокультурные: глубинное понимание специфики функционирования и воспроизводства современного детства, его исторической, психологической составляющих; правильная интерпретация общего и особенного; осознание объективного социокультурного процесса; умение фиксировать и демонстрировать мотивы, ценностные ориентации, ситуации Организационно-управленческие: совершенствование навыков, приемов педагогического общения с детьми разных национальностей и их родителями, представителями родовых сообществ; способность применять на практике организационно-управленческие решения.
Универсальные и профессиональные компетенции учителя по совершенствованию кросскультурной грамотности
гогики как науки, определяет её место в системе гуманитарных наук и основные этнопедагогические термины и понятия. Рассматривается общность педагогических культур, взаимовлияние этнопедагогических традиций у разных народов.
Тематический раздел «Детство как социокультурный феномен» посвящен понятию детство в зарубежной и отечественной науке. В нем представляются образы детства в литературных источниках, также общие и особенные представления о ребёнке у разных народов; детство рассмотрено как социокультурный феномен; обозначены современные проблемы детства в новом историческом состоянии российского общества и пути их преодоления.
Тематический раздел «Общее и особенное в этнопедагогических традициях» представляют этнопедагогические традиции как стабильная часть культурного наследия народов; понятие «Я и иной (другой)» как исходящее из пространства культурного многообразия, реального бытия (онтологический подход). Здесь важное внимание уделяется роли народной педагогики в формировании культуры межэтнических отношений, методам изучения общего и особенного.
Тематический раздел «Народы Южной Сибири и Западной Монголии как евразийское культурное сообщество» призван осветить позитивный опыт по формированию культуры межэтнических отношений в лице народов Южной Сибири (алтайцы, тувинцы, русские, хакасы) и Западной Монголии (монголы, казахи, тувинцы), связанный с их месторазвитием; роль этнопедагогических традиций в формировании видов идентичностей.
Тематический раздел «Ребёнок в обществах тюрко-монгольских и русского народов» посвящен образу детства в тюрко-монгольской и русской исто-рико-художественной литературе, эволюции понимания ребенка как ценности семьи и родового сообщества; общим и особенным ценностным ориентациям в детской обрядовой практике; культуре детской игры.
Тематический раздел «Возрастной символизм детства народов Южной Сибири и Западной Монголии: общее и особенное» раскрывает категорию возраста как подсистему культуры евразийских народов, общее и особенное в возрастном символизме детства; ценностно-нормативные подходы в нравственном воспитании ребенка.
Библиографический список
Тематический раздел «Евразийские доминанты совести» рассматривает отношение народов к совести как движущей силе, способствующей нравственному становлению и развитию человека; общие и особенные модели совести у тюрко-монгольских и славянских народов [4].
Программа по совершенствованию кросскультурной грамотности рассчитана, прежде всего, на творческую работу с опорой на местный материал. Ядром совершенствования данной грамотности курса выступает кейс-метод -инструмент, посредством которого оцениваются (анализируются, рассматриваются) реальные межэтнические ситуации, возникающие в той или иной сфере. Кейс-метод (описание ситуаций) в культурно-педагогическом аспекте является логическим продолжением подобных кейс-технологий в разных областях знания [5].
Вышеизложенное обоснование вписывается в теорию отношений В.Н. Мясищева, согласно которой отношения - это система сознательных связей человека с миром и другими людьми [6]. В этом смысле совершенствование кросскультурной грамотности учителя становится глубоко востребованным и в научном, и в социальном, и практическом планах. Вопросы в основном касаются ситуациям обыденной жизни в условиях культурного многообразия, области теории воспитания, культурологии, этнографии, фольклора. Они совершенствуют социокультурный опыт учителя, мотивируют его инновационную деятельность, побуждают к осмыслению общего и особенного в целях формирования культуры межэтнических отношений школьников.
Предложенные в настоящей работе методологические подходы, универсальные и профессиональные компетенции, а также образовательная программа по совершенствованию кросскультурной грамотности учителя позволяют достичь глубинного осмысления сущностных характеристик такого явления, как общее и особенное в культурах народов совместного и сопредельного проживания; повышения уровня ответственности учителей за позитивное межкультурное взаимодействие детей; опыта освоения методов сравнения и сопоставления общего и особенного, в частности кейсов - инструмента, содержащего социокультурную ситуацию.
1. Бондырева С.К. Иное в этническом самоопределении и общекультурном определении. Мир психологии. 2004; № 3:19 - 24.
2. Колосовская Т.А. Формирование кросскультурной компетентности будущих учителей. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2006.
3. Рощупкин В.А. Кросскультурная грамотность студента - будущего учителя: диагностики, формирование. Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2006.
4. Pankin A.B., Badmaeva T. A., Sunduy G.D. Pedagogy of conscience as spiritual and moral foundation of education. European Journal of Science and Theology. 2015; Vol. 11, № 3: 13 - 19.
5. Илюшин Л.С. Методология и методика кросс-культурных исследований образовательной мотивации современных школьников. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург 2004.
6. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. Москва: Издательство Московского психолого-социального института: Воронеж: МОДЭК, 2003.
References
1. Bondyreva S.K. Inoe v 'etnicheskom samoopredelenii i obschekul'turnom opredelenii. Mirpsihologii. 2004; № 3:19 - 24.
2. Kolosovskaya T.A. Formirovanie krosskul'turnojkompetentnostibuduschih uchitelej. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2006.
3. Roschupkin V.A. Krosskul'turnaya gramotnost' studenta - buduschego uchitelya: diagnostiki, formirovanie. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: MOD'EK, 2006.
4. Pankin A.B., Badmaeva T.A., Sunduy G.D. Pedagogy of conscience as spiritual and moral foundation of education. European Journal of Science and Theology. 2015; Vol. 11, № 3: 13 - 19.
5. Ilyushin L.S. Metodologiya imetodika kross-kul'turnyh issledovanij obrazovatel'noj motivaciisovremennyh shkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2004.
6. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij: izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta: Voronezh: MOD'EK, 2003.
Статья поступила в редакцию 01.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10118
Khad Yu.I., postgraduate, Federal State Research Institution "Institute of Art Education" of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia),
E-mail: iurita@yandex.ru
APPLICATION OF INNOVATIVE HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PRIMARY GENERAL EDUCATION. The article deals with health-saving technologies that are important to be considered in solving pedagogical problems of teaching children of primary school age. Having examples of different forms of innovative health-saving technologies, the author pays great attention to the diverse development of children, including music-creative, art-therapeutic activities. The paper shows that instrumental music playing on a pipe allows to realize effective system of development of children, their ability to musical activity and creative self-realization. The theme of fairy-tale therapy with the help of which increases the interest in different types of practical tasks contribute to the psychological health of the child and have art therapeutic meaning.
Key words: health-saving technologies, fairy tale therapy, art therapy, music therapy, creative development, instrumental music making.
Ю.И. Хлад, рук. творческой лабораторией «Свирель Э. Смеловой», аспирант, ФГБНУ «ИХОиК РАО», г. Москва, E-mail: iurita@yandex.ru
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые важно учитывать в решении педагогических задач обучения детей младшего школьного возраста. На примере разных форм инновационных здоровьесберегающих технологий автор статьи придает большое значение разностороннему развитию детей, включая музыкально-творческую, арт-терапевтическую деятельность. В статье показано, что инструментальное музицирование на свирели позволяет реализовать эффективную систему развития детей, их способности к музыкальной деятельности и творческой самореализации. Раскры-