Научная статья на тему 'Педагогическая модель использования упражнений с гирями для формирования готовности у выпускников вузов Воздушно-космических сил к несению боевого дежурства'

Педагогическая модель использования упражнений с гирями для формирования готовности у выпускников вузов Воздушно-космических сил к несению боевого дежурства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАЖНЕНИЯ С ГИРЯМИ / БОЕВОЕ ДЕЖУРСТВО / КУРСАНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / EXERCISES WITH DUMBBELLS / COMBAT DUTY / CADETS / PHYSICAL READINESS / PHYSICAL EXERCISE SELF
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотин А.Э., Бакаев В.В., Дубровин Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель использования упражнений с гирями для формирования готовности у выпускников вузов Воздушно-космических сил к несению боевого дежурства»

Keywords: exercises with dumbbells, servicemen health status, high Performance, sports result, adverse factors of professional military activity, independent physical training.

УДК 796.011

А.Э. Болотин1, В.В. Бакаев2, Д.А. Дубровин3

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ С ГИРЯМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ К НЕСЕНИЮ БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА21

1,2 Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, a_bolotin@inbox.ru зВоенно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург

Изучение и анализ педагогической литературы, раскрывающей организацию процесса физической подготовки курсантов в вузах Воздушно-космических сил, позволяет выделить наиболее распространенные формы и методы построения педагогической модели с использованием упражнений с гирями [7,8].

Это даёт возможность четко представить их для решения проблемы настоящего исследования.

В своей совокупности они позволяют оптимизировать процесс физической подготовки курсантов в вузах Воздушно-космических сил на основе следующих способов его построения:

1) комплексным подходом к планированию задач по физическому совершенствованию курсантов;

2) конкретизацией задач при организации всех форм физической тренировки с гирями;

3) выбором оптимального содержания физической подготовки, с учетом особенностей тренировки с гирями;

4) выбором адекватных методов тренировки с гирями, а также соответствующих организационных форм, которые позволяют эффективно

21 Bolotin A.E., Bakaev V.V., Dubrovin D.A. Pedagogical models using exercises with dumbbells for preparedness have graduates of aerospace forces for combat duty.

решать задачи улучшения учебной работоспособности курсантов;

5) реализацией индивидуального, функционального и дифференцированного подходов к процессу физической подготовки и тренировки с гирями;

6) созданием необходимых педагогических условий для успешного решения поставленных задач.

Педагогические модели представляют собой довольно сложные системы и, как все сложные системы, не могут иметь «линейной» классификации, т.е. классификации по одному признаку. В современной педагогической науке не существует единой трактовки понятия «педагогическая модель». В настоящий момент не существует и однозначно признанной их классификации [1-6].

Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки:

1) источники физического развития курсантов и их учёт в процессе физической подготовки и тренировки с гирями;

2) методы логики, предполагающие построение модели на основе специальных знаний педагогического явления каким, является тренировка с гирями;

3) тип обучения, использование развивающих методов обучения, предполагающих физическое совершенствование курсантов с использованием упражнений с гирями;

4) уровень познавательной самостоятельности и активности курсантов вузов Военно-космических сил в целях использования упражнений с гирями;

5) дидактические цели и функции педагогической модели, использующие методы стимулирования, организации и контроля над улучшением физического состояния курсантов в процессе тренировки с гирями;

6) вид физкультурно-спортивной деятельности курсантов - преимущественное использование упражнений с гирями.

По уровню применения педагогические модели могут быть подразделены на следующие:

- обще дидактические (они характеризуют процесс физической подготовки курсантов в вузах Воздушно-космических сил);

- предметные модели (характеризуют процесс физической подготовки с использованием упражнений с гирями);

- локальные модели (разрабатывается модель отдельной тренировки с гирями).

По характеру воздействия на курсантов вузов Воздушно-космических сил педагогические модели делятся на:

- обучающие;

- воспитательные;

- развивающие;

- общеобразовательные;

- профессионально-ориентированные;

- комплексные модели (учебный процесс комбинируется из элементов различных моделей).

В современных условиях на выпускников вузов Воздушно-космических сил возлагается большая ответственность по сохранению безопасности страны. На них возлагаются серьезные задачи по нейтрализации ракетных ударов противника. Основной формой выполнения боевых задач является несение боевого дежурства. Успех в ходе несения боевого дежурства определяется высоким уровнем работоспособности офицеров Воздушно-космических сил. Поэтому повышение уровня физической готовности и работоспособности у выпускников вузов Воздушно-космических сил является одной из важнейших задач их подготовки к эффективному несению боевого дежурства и военно-профессиональной деятельности в целом.

Уровень военно-профессиональной работоспособности выпускников вузов Воздушно-космических сил должен соответствовать требованиям, которые определяются современными особенностями несения боевого дежурства. В ходе несения боевого дежурства очень важны быстрота и точность движений, своевременность и надежность действий офицеров, высокий уровень устойчивости внимания на фоне утомления и монотонной деятельности. В таких условиях основным типом физической подготовки офицеров Воздушно-космических сил становится направленность тренировки на поддержание высокого уровня работоспособности. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что важное место в такой тренировке должно отводиться использованию упражнений с гирями.

Учитывая данные обстоятельства, изменяется цель физической подготовки курсантов в вузах Воздушно-космических сил. Цель физической подготовки курсантов в вузах Воздушно-космических сил приобретает особенные установки, связанные с формированием навыков самостоятельного использования упражнений с гирями для поддержания высокого уровня

работоспособности. Основным ориентиром физической подготовки курсантов в вузах Воздушно-космических сил должно стать формирование у них навыков самостоятельного использования упражнений с гирями для поддержания высокого уровня работоспособности, во время несения боевого дежурства. Вместе с тем, изучение войсковой практики выявило недостаточный уровень готовности выпускников вузов Воздушно-космических сил к методически грамотному использованию упражнений с гирями. Характерными ошибками в подготовке выпускников вузов Воздушно-космических сил является недостаточная их методическая подготовленность по нормированию нагрузки, по самостоятельному использованию упражнений с гирями для поддержания высокого уровня работоспособности во время несения боевого дежурства. Это отрицательно сказывается на уровне их работоспособности во время несения боевого дежурства.

В приказах Командующего Воздушно-космическими силами отмечается, что уровень физической готовности выпускников вузов Воздушно-космических сил к эффективному несению боевого дежурства остаётся недостаточным и требует принятия комплекса мер по повышению качества подготовки курсантов в вузах.

Всё вышесказанное свидетельствует, что необходим поиск новых, более качественных подходов к организации процесса физической подготовки в вузах Воздушно-космических сил для повышения уровня методической подготовленности курсантов по самостоятельному использованию упражнений с гирями для поддержания высокого уровня работоспособности. Между тем, в исследованиях педагогов, занимающихся проблемами физической подготовки курсантов в вузах Воздушно-космических сил, отсутствует единое понимание сущности понятия «физическая готовность» к несению боевого дежурства и роли средств гиревого спорта для поддержания работоспособности. Не определены цели и методы тренировки для поддержания работоспособности курсантов в вузах Воздушно-космических сил.

Практика показывает, что задачи физической подготовки решаются не в единой системе обучения курсантов, отсутствуют основные критерии оценки уровня физической готовности выпускников к несению боевого дежурства.

В настоящий момент не нашли своего научного решения вопросы, связанные с выявлением психолого-педагогических условий, определяющих высокое качество физической подготовки курсантов в вузах Воздушно-

космических сил. Не обоснована педагогическая модель физической подготовка курсантов вузов Воздушно-космических сил с использованием упражнений с гирями для обеспечения высокого уровня работоспособности.

Таким образом, актуальность обоснования педагогической модели физической подготовка курсантов вузов Воздушно-космических сил с использованием упражнений с гирями определяется:

- во-первых, высокой значимостью высокого уровня работоспособности выпускников вузов Военно-космических сил в условиях несения боевого дежурства;

- во-вторых, необходимостью существенного повышения качества физической подготовки курсантов в вузах Воздушно-космических сил;

- в-третьих, объективной необходимостью формирования навыков самостоятельного использования упражнений с гирями для поддержания высокого уровня работоспособности у курсантов вузов Воздушно-космических сил.

В ряде исследований отмечается, что решить такие задачи можно с помощью разработки специальной модели физической подготовки, отражающей специфику военно-профессиональной деятельности тех или иных военных специалистов [1-6].

Для решения вышеперечисленных задач была разработана педагогическая модель физической подготовки для курсантов вузов Воздушно-космических сил с использованием упражнений с гирями (рис.1).

В нашем случае процесс физической подготовки строился путем конструирования сложной модели, в которой интегрировался ряд элементов различных моделей тренировки с гирями на основе приоритетной оригинальной идеи - улучшения работоспособности курсантов вузов Воздушно-космических сил. Существенным фактом являлось то, что комбинированная дидактическая педагогическая модель физической подготовки курсантов с использованием упражнений с гирями должна была обладать качествами, превосходящими все ранее разработанные модели.

В настоящее время существуют различные подходы к определению компонентного состава педагогических систем, какими являются педагогические модели физической подготовки. В своем исследовании мы использовали пятикомпонентную структура учебно-педагогической деятельности курсантов и преподавательского состава. В данной структуре

можно выделить следующие компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский.

Гностический компонент, который включал деятельность по накоплению, систематизации и обобщению новых знаний об использовании упражнений с гирями в целях улучшения работоспособности курсантов. Полученная информация содержала: сведения о целях, задачах физической тренировки с гирями, средствах их достижения, общих закономерностях тренировочного процесса с гирями, результатах тренировки с гирями и педагогических коррективах, вызванных низкой эффективностью тех или иных средств и методов тренировки.

Конструктивный компонент, который предполагал совершенствование научно-методического содержания тренировочного процесса с гирями, его композиционное построение с учетом решаемых задач по улучшению работоспособности курсантов вузов Воздушно-космических сил.

Коммуникативный компонент, который включал в себя действия по регламентации и регулированию отношений между субъектами и объектами тренировочного процесса с гирями. Речь идет о взаимодействии преподавателей и курсантов в ходе тренировочного процесса с гирями.

Организаторский компонент, который обеспечивал практическую деятельность преподавателей и курсантов по реализации принятых решений и достижению целей физической подготовки с использованием упражнений с гирями.

Наиболее эффективным способом решения образовательных задач, отвечающим современным требованиям, является использование обучающих систем по организации тренировочного процесса с гирями. Исходя из вышеизложенного, нами в качестве основной формы обучения курсантов был разработан образовательный информационный комплекс по обучению курсантов вузов Воздушно-космических сил методике проведения самостоятельной физической тренировки с гирями.

Основными задачами данного образовательного информационного комплекс комплекса явились:

1. Сбор информации по различным направлениям организации и проведения самостоятельной физической тренировки курсантов вузов Воздушно-космических сил с использованием упражнений с гирями для улучшения их работоспособности.

Модель физической подготовки

Совершенствование

Уровень подготовленности

Плановые занятия

Содержание тренировки с гирями

Формирование навыков самостоятельной тренировки:

- развитие мотивации;

- планирование нагрузки; ,

- организация тренировочного процесса;

- освоение навыков тренировки с гирями;

- воспитание уверенности;

- самоорганизация в преодолении трудностей тренировочного процесса.

Цель тренировки -поддержание работоспособ ности

Развитие физических качеств:

силы, ловкости, силовой выносливости, точности движений;

высокая личная |физическая готовность;

формирование физической готовности, обеспечивающей высокий уровень учебной работоспособности;

знание всех сторон физической готовности.

Ж

В процессе соревнований по гиревому спорту и плановых занятий физической подготовкой

Педагогическое воздействие преподавателей

сопереживание — понимание — поддержка — взаимодействие

_±_

Комплексные функции педагогического взаимодействия:

инициирование активности курсантов; стимулирование выбора средств и форм тренировки; оснащение методами тренировки; формирование навыков самостоятельной тренировки

Готовность выпускников вузов к несению боевого дежуоства

Рис.1. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов воздушно - космических сил с использованием упражнений с гирями

2. Обеспечение необходимой информацией по методике проведения самостоятельной физической тренировки с с использованием упражнений с гирями и другим вопросам.

3. Создание необходимых условий для повышения эффективности тренировочного процесса с гирями.

Главная научно-методическая идея создания данного комплекса заключается в попытке системного использования в тренировочном процессе с гирями основных его задач, направленных на улучшение работоспособности курсантов.

Предлагаемый комплекс представлял собой совокупность информационных модулей, находящихся в определенной причинно-следственной зависимости друг от друга. Этот комплекс обеспечивал информационное поле для решения стоящих задач по улучшению работоспособности курсантов вузов Воздушно-космических сил с использованием упражнений с гирями. Информационное содержание предлагаемых модулей было ориентировано на основные направления по обучению курсантов вузов Воздушно-космических сил методике проведения самостоятельной физической тренировки с гирями. К разработке программного и информационного обеспечения были привлечены опытные специалисты по физической подготовке. С их консультационной помощью нами была разработана примерная тематика по обучению курсантов вузов Воздушно -космических сил методике проведения самостоятельной физической тренировки с гирями.

Данная тематика раскрывает содержание информационных модулей по основным вопросам организации и проведения самостоятельной физической тренировки, а также других форм физической подготовки, с использованием упражнений с гирями для улучшения учебной работоспособности курсантов.

В рамках предложенной тематики был предусмотрен лекционный материал для индивидуального усвоения курсантами вузов Воздушно-космических сил основ методики проведения самостоятельной физической тренировки с гирями. Были разработаны контрольные вопросы, литература, учебные и видео курсы по различным вопросам обучения курсантов вузов Воздушно-космических сил методике проведения самостоятельной физической тренировки с гирями.

Таким образом, разработанная педагогическая модель физической

подготовки курсантов вузов Воздушно-космических сил с использованием упражнений с гирями была направлена на формирование у них навыков проведения самостоятельной физической тренировки с гирями. Кроме того, данная модель обеспечивала высокий уровень учебной работоспособности курсантов.

Литература

1. Болотин, А.Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы / А.Э. Болотин, А. Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 164-169.

2. Болотин, А.Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э. Болотин, А. Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 185-187.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 9 (91). - С. 38-42.

4. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России/ А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.

5. Болотин, А.Э. Структурно-функциональная модель управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов / А.Э. Болотин, А.В. Буханов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 30-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Болотин, А.Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А.Э. Болотин, А.В. Борисов, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 11-14.

7. Савченко, О.А. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов Военно-космических сил с использованием упражнений с гирями / О.А. Савченко, Д.А. Дубровин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 131-137.

8. Савченко, О.А. Показатели, определяющие готовность выпускников вузов Военно-космических сил к несению боевого дежурства / О.А. Савченко,

Д.А. Дубровин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 8 (126). - С. 131-137.

Ключевые слова: упражнения с гирями, боевое дежурство, курсанты, физическая готовность, самостоятельная физическая тренировка.

Keywords: exercises with dumbbells, combat duty, cadets, physical readiness, physical exercise self.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.