training of a future teacher as a pedagogical problem]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Pedagogika, 2022, no. 2, pp. 107-118. (In Russian).
8. Latypov I. K. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie v sfere fizicheskoj kul'tury: sostojanie, problemy i perspektivy [Continuous professional education in the field of physical culture: state, problems and prospects]. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, 2004. no. 6, pp. 5-10. (In Russian).
9. Kulikova L. M. Optimizacija nepreryvnoj pedagogicheskoj praktiki kak faktor professional'noj podgotovki studentov IFK. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. [Optimization of continuous pedagogical practice as a factor of professional training of IFC students. Extended Abstract of the Ph. D. habil. thesis]. Chelyabinsk, 1986. 26 p. (In Russian).
10. Masjagina N. V. Realizacija koncepcii nepreryvnogo obrazovanija cherez centry nepreryvnogo obuchenija specialistov fizkul'turno-sportivnogo profilja [Implementation of the concept of continuous education through the centers of continuous training of specialists in physical culture and sports]. Trudy molodyh uchenyh. Vestnik Sportivnoj nauki, 2015, pp. 63-65. (In Russian).
11. Masjagina N. V. Nepreryvnoe obrazovanie v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta [Continuing education in the field of physical culture and sports]. Sovremennye problemy nauki i obrazo-
vanija, 2015, no. 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=22825 (accessed 03.02.2024). (In Russian).
12. Masjagina N. V. Principy podgotovki kadrov dlja fizkul'turno-sportivnoj otrasli v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija Rossi-jskoj Federacii [Principles of personnel training for the physical culture and sports industry in the system of additional education of the Russian Federation]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2013, no. 6. URL: www.science-education.ru/113-11384. (accessed 03.02.2024). (In Russian).
13. Badahova I. T. Organizacija vzaimodejstvija prepodavatelja i studentov v uslovijah v obrazovatel'nogo prostranstva vuza [Organization of interaction between teachers and students in the conditions of the educational space of the university]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, 2017, no. 6 (67), pp. 371-373. (In Russian).
14. Shmeljov A. G., Komin V. S., Mohova M. E. Innovacionnye pod-hody i tehnologii dlja podgotovki specialistov po fizicheskoj kul'ture [Innovative approaches and technologies for training specialists in physical culture]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. Nauki ob obrazovanija, 2022, no. 75-1, pp. 264-267. (In Russian).
15. Ushakov D. N. Tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo jazyka [Explanatory dictionary of the modern Russian language]. Moscow, 2013. 800 p. (In Russian).
УДК/UDC 378.14
DOI 10.54509/22203036_2024_2_147 EDN IUMFCI
Полякова Кристина Анатольевна
старший преподаватель кафедры физической культуры, профессиональной физической подготовки и безопасности жизнедеятельности, аспирант кафедры педагогики и образовательных технологий, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина», г. Елец
Волынкина Наталия Валериевна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж
Polyakova Kristina A.
Senior Lecturer of the Department of Physical Culture, Professional Physical Training and Life Safety, Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Educational Technologies, I. A. Bunin Yelets State University, Yelets
Volynkina Natalia V.
Doctor of Pedagogy Sciences, Full Professor, Professor of the Foreign Languages Department, Military Educational and Scientific Center of the Air Force N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin Air Force Academy, Voronezh
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
PEDAGOGICAL MODEL OF RISK-BASED THINKING OF FUTURE TECHNOSPHERE SAFETY SPECIALISTS DEVELOPMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY
Аннотация. В статье актуализируется проблема фор- рассматривается в качестве интегративного вида про-мирования риск-ориентированного мышления будущих фессионального мышления, характеризующегося спо-специалистов по техносферной безопасности, которое собностями эффективного анализа, прогноза и оцени-
вания вероятных рисков наступления негативных факторов, влияющих на человека и окружающую природу, на основе глубокого знания особенностей техносфер-ной безопасности, обусловленного внутренними мотивами к непрерывному совершенствованию профессиональных компетенций и ценностно-нравственными принципами, позволяющими принимать взвешенные, в том числе нестандартные, решения и обеспечивающими устойчивую профилактику техногенных аварий. В исследовании раскрыты сущность и специфика формирования данного типа мышления на основе специально разработанной педагогической модели, описывающей целевой, методологический, процессуальный и диагностический аспекты исследуемого процесса.
Abstract. The article deals with the problem of risk-based thinking of future technosphere safety specialists development in a higher school which is considered as an integrative kind of professional thinking characterized by abilities to analyze, predict and evaluate probable risks of negative factors influencing a man and environment on the basis of deep knowledge of technosphere safety peculiarities justified by inner motives to continuing development of professional competencies and value moral principles allowing to make decisions including non-standard ones and ensuring sustainable prevention of man-made accidents. The research reveals the essence of this kind of thinking formation based on a specially developed pedagogical model describing the objective, methodological, procedural and diagnostic aspects of the process studied.
Ключевые слова: риск-ориентированное мышление, будущий специалист по техносферной безопасности, педагогическая модель, образовательный процесс вуза.
Keywords: risk-based thinking, future technosphere safety specialist, pedagogical model, university educational process.
Введение
Динамичность и технологичность XXI века, экспоненциальное увеличение рисков и опасностей, связанных с материальным и экологическим ущербом, угрозами жизни и здоровью человека как базовыми ценностями, охватывают все сферы социума и актуализируют проблему создания безопасной среды технологической сферы. Формирование культуры безопасности людей и производства определяет важнейший вектор развития государства по обеспечению стратегической безопасности страны.
Одним из решений проблемы является качественная подготовка специалистов в вузе, обладающих
высоким уровнем профессионального риск-ориентированного мышления, которое обеспечивает бытовую, производственную, экологическую и техносферную безопасность человека. Формирование данной общепрофессиональной компетенции отражено во ФГОС ВО по специальности 20.03.01 Техносферная безопасность: обеспечить безопасность человека и сохранить окружающую среду с учетом принципов культуры безопасности и концептуальных основ риск-ориентированного мышления.
Развитие аналитико-прогностических способностей будущих специалистов по техносферной безопасности, формирование нестандартного подхода к решению профессиональных задач в данной области с учетом ценностно-нравственных принципов, расширение и углубление профессиональных знаний, формирование внутренних мотивов к совершенствованию профессиональных компетенций - все это инициирует разработку новых педагогических моделей и условий формирования риск-ориентированного мышления специалистов-бакалавров по техносферной безопасности.
Обозначенная проблема многоаспектно разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных авторов: Р. О. Шадрина, Н. Н. Асхадуллиной, И. Г. Абрамовой, В. П. Соловьева, О. В. Кушнаревой, Т. И. Огрызковой, L. Norton, J. Fraser, A. Squarzoni, S. T. Mortimer и др. [1-10].
Л. В. Коломийченко и В. А. Деркунская обосновывают необходимость учить преодолевать разные опасности и риски детей уже в дошкольном возрасте [11; 12]. По мнению О. В. Кушнаревой, О. В. Жемчуговой и др., риск-ориентированное мышление связано со стратегическими и тактическими навыками, прогнозированием критических ситуаций как основанием для формирования рискологической компетенции обучающихся [13; 14]. Педагогические модели, разработанные И. Г. Долининой, В. Д. Андреевым, С. А. Днепровым, Е. И. Петровой, целенаправленно формируют знания и умения прогнозирования неблагоприятного развития событий и избегания опасных последствий [15-18]. В работе В. В. Чешева особое внимание уделяется проблеме социально-нравственной ответственности специалистов данного профиля [19].
Анализ научных источников и профессиональной образовательной практики по данному направлению позволил определить противоречия на нескольких уровнях: концептуальном - между объективной социальной востребованностью и недостаточной разработанностью теоретических и прикладных оснований для формирования риск-ориентированного мышления студентов-бакалавров по техносферной безопасности; организационном - между потребностью в фор-
мировании данного типа мышления у обучающихся в процессе освоения программ бакалавриата и неразработанностью процессуальности решения проблемы; методическом - между необходимостью разработки новой педагогической модели формирования риск-ориентированного мышления у студентов-бакалавров и отсутствием методических компетенций у субъектов образовательного процесса к ее имплементации в научной, образовательной и воспитательной деятельности. Выявленные противоречия составляют научную проблему и цель исследования, которая заключается в проектировании и научном обосновании педагогической модели формирования риск-ориентированного мышления будущих специалистов по техносферной безопасности в процессе освоения программ бакалавриата. Данная цель определяет решение следующих задач:
1) уточнить и дополнить понятие «риск-ориентированное мышление» с учетом профессиональной деятельности будущих специалистов по техносферной безопасности на основе теоретического анализа нормативных документов и научных работ по проблеме;
2) раскрыть и теоретически обосновать структурно-содержательную композицию педагогической модели формирования риск-ориентированного мышления будущих специалистов по техносферной безопасности в научном, образовательном и воспитательном процессе вуза.
Научная новизна состоит в уточнении и дополнении понятия «риск-ориентированное мышление» с учетом особенностей профессиональной деятельности будущих специалистов по техносферной безопасности, разработке новой педагогической модели, способствующей повышению уровня риск-ориентированного мышления студентов-бакалавров как основы профессиональной подготовки будущих специалистов по профилю «Техносферная безопасность».
Практическая значимость связана с разработкой процессуальной стороны исследуемого явления, а именно авторской программы, раскрывающей этапность, методы, формы и средства формирования риск-ориентированного мышления будущих специалистов по техносферной безопасности. Разработанный критериально-диагностический аппарат позволяет адекватно оценить уровни сформированности данного типа мышления у студентов-бакалавров.
Методология
Методологическую основу исследования составляют подходы, сочетание и внутренний потенциал которых, на наш взгляд, позволяет в полной мере достичь синергетического эффекта, способствующего запуску
механизма дальнейшего самостоятельного совершенствования риск-ориентированного мышления в профессиональной деятельности, развития ценностно-нравственных качеств специалиста и его творческих задатков. В контексте нашей работы такими подходами являются системный, личностно-деятельностный, ком-петентностный и аксиологический.
Так, системный подход, разрабатываемый А. Н. Аверьяновым, В. Г. Афанасьевым, В. П. Беспалько, Э. Г. Юдиным и другими учеными, способствует исследованию совокупности структурных составляющих риск-ориентированного мышления как целостной системы и моделированию педагогического процесса, основанного на единстве взаимодействующих структурных компонентов.
Личностно-деятельностный подход (Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Сериков и др.) позволяет организовать формирование данного типа профессионального мышления посредством вовлечения студентов-бакалавров в решение проблемных творческих профессиональных задач, касающихся защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека, учитывая современные тенденции технологического развития в техносферной безопасности.
В координатах компетентностного подхода, которому посвящены труды А. А. Вербицкого, А. А. Зимней, А. В. Хуторского и др., особое внимание уделяется практико-ориентированному характеру формирования риск-ориентированного мышления. В основе такого подхода лежит компетентностная мобильность и вариативность методов определения, оценивания, прогнозирования вероятных последствий риска для принятия организационно-технических мер их профилактики.
Аксиологический подход (Б. М. Бим-Бад, В. Н. Сага-товский, Г. И. Чижакова и др.) позволяет формировать риск-ориентированное мышление будущих специалистов по техносферной безопасности с учетом ценностно-нравственного отношения к таким базовым понятиям, как жизнь и здоровье людей, а также первозданность природной среды.
Таким образом, взаимодействие и взаимодополнение данных подходов позволяют сгенерировать ряд перспективных идей относительно понимания того, что представляет собой риск-ориентированное мышление будущих специалистов по техносферной безопасности, а также конструирования педагогической модели его формирования в процессе освоения обучающимися программ бакалавриата по профилю «Техносферная безопасность».
Анализ нормативной документации (Приказ Мин-обрнауки РФ от 14.12.2009 № 723 (ред. от 31.05.2011))
и трудов показал, что риск-ориентированное мышление обучающихся определяется способностью анализа причин явлений и процессов, выявлением закономерностей, их порождающих, и, на основании полученных знаний и системного подхода принятия решения в неординарных ситуациях, рассматривается как способность определять обстановку с позиции риска, детерминировать, проводить анализ и оценку риска и др.
Теоретический контент-анализ трудов Е. П. Богдановой, Н. Н. Сабининой, Р. Е. Санина, синтез научно-методических идей по исследуемой проблематике, обобщение личной практической деятельности в научно-образовательном процессе вуза позволил уточнить и дополнить понятие «риск-ориентированное мышление» с учетом особенностей профессиональной деятельности будущих специалистов по техносферной безопасности [20-22]. Авторами оно рассматривается в качестве интегративного вида профессионального мышления, характеризующегося способностями эффективного анализа, прогноза и оценивания вероятных рисков наступления негативных факторов, влияющих на человека и окружающую природу, на основе глубокого знания особенностей техносферной безопасности, обусловленного внутренними мотивами к непрерывному совершенствованию профессиональных компетенций и ценностно-нравственными принципами, позволяющими принимать взвешенные, в том числе нестандартные, решения, и обеспечивающими устойчивую профилактику техногенных аварий.
Уточнив ключевое понятие, раскроем и приведем теоретическое обоснование структурно-содержательной композиции педагогической модели формирования риск-ориентированного мышления будущих специалистов по техносферной безопасности в научном, образовательном и воспитательном процессе вуза.
Результаты
Архитектоника модели определяется целевым, методологическим, процессуальным и результативным блоками. Для достижения цели - формирования риск-ориентированного мышления будущих специалистов по техносферной безопасности - необходимо решить задачи по формированию внутренней мотивации к непрерывному совершенствованию профессиональных компетенций в области техносферной безопасности; развитию способности эффективного анализа, прогнозирования и оценивания возможных рисков проявления негативных факторов влияния на жизнедеятельность человека и окружающую среду на основе глубокого знания особенностей техносферной безопасности; формированию творческого подхода к принятию
неординарных решений в рискообразующих обстоятельствах с учетом ценностно-нравственных принципов.
Методологической основой исследуемого процесса является комплекс ключевых идей системного, личностно-деятельностного, компетентностного и аксиологического подходов, которые реализуются посредством следующих принципов: 1) структурно-компонентная целостность; 2) проблемоцентричность; 3) организационно-технологическая мобильность; 4) корреляция личностно-профессиональных ценностей.
Первый принцип характеризуется комплексным и единовременным формированием диалектически взаимосвязанных компонентов риск-ориентированного мышления будущих специалистов по техносферной безопасности (мотивационного, операционального и ценностно-нравственного) как единой системы.
Второй принцип проявляется в том, что формирование риск-ориентированного мышления основывается на работе с разноуровневыми противоречиями проблемы митигирования природных и техногенных рисков.
Третий принцип реализуется посредством непрерывного обновления и совершенствования профессиональных компетенций в области организационного и технологического обеспечения техносферной безопасности.
Четвертый принцип устанавливает глубинные связи и ценностно-нравственные приоритеты, гармонизирующие личностные и профессиональные ориентиры в процессе овладения компетенциями в техносфер-ной безопасности.
В процессуальном блоке описывается содержательная специфика формирования смыслообразую-щих компонентов риск-ориентированного мышления. Мотивационный компонент представляет собой систему мотивационных установок на приобретение глубоких знаний и компетенций в данной области, которые обусловлены внутренними мотивами к непрерывному совершенствованию профессиональных компетенций. Операциональный компонент отвечает за развитие аналитических, прогностических и диагностических навыков работы с рисками проявления негативных факторов, влияющих на жизнедеятельность человека и окружающую среду. Ценностно-нравственный компонент связан с выполнением мыслительных операций в области техносферной безопасности на основе ценностно-нравственных убеждений и императивов.
Формирование данных компонентов осуществляется на основе субъект-субъектного взаимодействия студентов-бакалавров, профессорско-преподавательского состава и представителей внешних организа-
ций МЧС. Именно такое взаимодействие участников процесса определяет сущность модели, а именно глубинную интеграцию внутренних научных, образовательных и воспитательных ресурсов вуза, определяющихся интеллектуальным потенциалом профессорско-преподавательского состава, фундаментальностью знаний и подходов к обучению, научно-методическим сопровождением, творческим субъект-субъектным взаимодействием, и внешних ресурсов, характеризующихся привлечением представителей внешних организаций МЧС для организации и проведения совместных учебных и воспитательных мероприятий, а также профессионального консультирования будущих специалистов в ходе оперативной работы групп МЧС.
В контексте процессуального аспекта формирования риск-ориентированного мышления нами разработано технологическое обеспечение данного явления, основу которого представляет специально разработанная программа, предназначенная для формирования мотивационного, операционального и ценностно-нравственного компонентов, и имеет теоретический, практический и рефлексивный этапы.
Теоретический этап посвящен формированию моти-вационного компонента на основе организационно-технологической мобильности как значимого принципа. На основе получаемых теоретических знаний в области техносферной безопасности студенты стремятся постоянно их обновлять и совершенствовать, расширять профессиональный кругозор, формируют внутреннюю мотивацию к дальнейшему развитию профессиональных компетенций в области техносферной безопасности. Это происходит на лекциях, практических (семинарских), лабораторных занятиях, организуются беседы, проводятся диспуты на соответствующие темы с использованием библиотечного фонда, учебно-материальной базы, ИКТ как основных средств формирования данного компонента риск-ориентированного мышления на первом этапе.
На практическом этапе формируется операциональный компонент, основным принципом которого является проблемоцентричность. Студенты учатся профессионально анализировать, прогнозировать, диагностировать возможные риски влияния негативных факторов на жизнедеятельность человека и окружающую его среду; изучают, как разрешить противоречия в области митигирования природных и техногенных рисков с помощью методов «Мозговой штурм», RIR, SWIFT, кейс-методов, приемов ТРИЗ в ходе проведения совместно с внешними организациями профессиональных квестов, викторин, конкурсов. Важной формой является самостоятельная работа студентов, где обучающиеся рабо-
тают над индивидуальными «маршрутными» прикладными заданиями с использованием авторского учебного пособия по формированию риск-ориентированного мышления специалистов данного профиля, характеризующегося четкой модульной структурой.
Рефлексивный этап формирует ценностно-нравственный компонент и строится на самоанализе и самооценке профессиональных действий будущего специалиста по техносферной безопасности, позволяя в полную силу работать принципу, связанному с корреляцией личностно-профессиональных ценностей. Во главу угла ставится ценностное отношение к социуму и окружающей природе, рассматривается, как соотносятся профессиональные и личностные поступки на основе морально-нравственных принципов общества в ходе приобретения профессиональных компетенций в техносферной безопасности. Основной формой на рефлексивном этапе является «круглый стол», на котором проводятся беседы, дискуссии, затрагивающие ценностный аспект профессии, осуществляется комплексная самооценка уровней сформированности ценностно-нравственного компонента с применением специально разработанного критериально-диагностического аппарата. Комплексность оценивания позволяет рассматривать весь процесс в качестве единой структурно-компонентной целостности как важного принципа формирования риск-ориентированного мышления будущих специалистов по техносферной безопасности.
Критерии, показатели, диагностические методики критериально-диагностического аппарата, а также конечный результат всего процесса в целом, выражающийся в повышении уровня сформированности риск-ориентированного мышления будущих специалистов по техносферной безопасности, представляют основу результативного блока модели.
В соответствии с выявленными компонентами риск-ориентированного мышления будущих специалистов по техносферной безопасности, определены критерии их сформированности: когнитивный, практический и ценностный. Когнитивный компонент характеризуется сформированностью внутренних мотивов к непрерывному совершенствованию профессиональных компетенций в техносферной безопасности и когнитивного контента. Диагностируется с помощью методики Г. Д. Бабушкина и контрольных вопросов и заданий по специальному модулю в соответствии учебными программами.
Показатели практического компонента раскрываются в способности выполнять мыслительные операции и креативности в решении нестандартных риско-образующих задач, в том числе в стрессовых обстоя-
тельствах. Диагностика осуществляется с помощью школы интеллектуальной оценки риска (автор - G. Cra-paroetal) и опросника принятия решений (авторы -L. Mann, P. Burnettetal). Показатели ценностного критерия отражаются в ценностном отношении к окружающей среде и социуму на основе морали и нравственности при обеспечении техносферной безопасности, оцениваются по методике М. Рокича и дилеммы Л. Колберга.
Каждый критерий оценивается с позиции трех уровней: порогового, оптимального и творческого. Результатом реализации модели прогнозируется повышение уровня сформированности риск-ориентированного мышления будущих специалистов по техносферной безопасности.
Таким образом, представленное содержание блоков педагогической модели позволяют комплексно формировать риск-ориентированное мышление студентов-бакалавров по профилю «Техносферная безопасность» в образовательном, научном и воспитательном процессе вуза, а также спроецировать дальнейший вектор его совершенствования в профессиональной деятельности.
Заключение
Проектирование и научное обоснование педагогической модели формирования риск-ориентированного мышления будущих специалистов по техносферной безопасности в процессе освоения программ бакалавриата как педагогической проблемы позволяет осмыслить некоторые пути решения концептуальных, организационных и методических противоречий, обнаруженных по данному направлению в образовательной практике вуза. Содержательное уточнение самого понятия «риск-ориентированное мышление будущих специалистов по техносферной безопасности», определение структурных компонентов исследуемого феномена (мотива-ционный, операциональный, ценностно-нравственный) детерминирует архитектонику модели и ее функциональные блоки (целевой - цель и задачи; методологический - подходы и принципы; процессуальный - субъекты, программу, включающую этапы, формы, методы, средства, учебно-воспитательные мероприятия; результативный - критерии, показатели, диагностические методики, уровни, результат). Сущность модели раскрывается в глубинной интеграции внутренних ресурсов вуза и образовательного вклада внешних ведомственных организаций, что в целом образует единое научное, образовательное и воспитательное пространство формирования риск-ориентированного мышления будущих специалистов по техносферной безопасности. Перспективы исследования прогнозируются в расши-
рении методологических подходов и принципов формирования данного типа профессионального мышления, а также разработке новых механизмов интенсификации педагогического процесса в вузе.
Литература
1. Шадрин Р. О., Шаламова А. В. Формирование компонентов риск-ориентированного мышления у студентов бакалавриата в процессе обучения безопасности труда // Инновационные направления интеграции науки, образования и производства : сборник тезисов докладов участников II Международной научно-практической конференции. Керчь. 2021. С. 783-785.
2. Асхадуллина Н. Н. Модель формирования рискологической компетентности будущего учителя к инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 4. Т. 7. URL: https://mir-nauki.com/ PDF/15PDMN419.pdf (дата обращения: 28.02.2024).
3. Абрамова И. Г. Теория педагогического риска : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1996. 224 с.
4. Соловьев В. П. Процессное и риск-ориентированное мышление работников [Электронный ресурс] // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 2. С. 206-217. DOI 10.17073/2072-1633-2020-2-206-217. EDN QKTJWO (дата обращения: 28.02.2024).
5. Кушнарева О. В. Формирование рискологической компетентности будущих бакалавров технических направлений подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пермь, 2021. 24 с.
6. Огрызкова Т. И., Манакова И. А. Применение риск-ориентированного мышления в организации по предоставлению банковских услуг [Электронный ресурс]. URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_39135324_97229745.pdf (дата обращения: 28.02.2024).
7. Norton L. Quality improvement, risk management, and patient education: tools to reduce medication error [Электронный ресурс] // Journal of managed care pharmacy. 2001. No. 7 (2). P. 156-165. DOI: 10.18553/jmcp.2001.7.2.156 (дата обращения: 28.02.2024).
8. Fraser J., Simkins B. Enterprise risk management: today's leading research and best practices for tomorrow's executives [Электронный ресурс]. N. Y. : John Wiley & Sons, 2010. 577 p. URL: https://doi.org/10.1017/S1748499512000206 (дата обращения: 28.02.2024).
9. Squarzoni A., Perez J. J., Mager V. E. On-line Quality Assurance of Study Programmes: EQUASP Approach [Электронный ресурс] // Engineering education : journal of the Association for Engineering education of Russia. 2015. № 18. P. 73-82. URL: http://aeer. ru/filesen/io/m18/art_9.pdf (дата обращения: 28.02.2024).
10. Mortimer S. T., Mortimer D. Quality and Risk Management in the IVF Laboratory [Электронный ресурс]. Cambridge : Cambridge University Press, 2015. 240 p. URL: https://doi.org/10.1017/ CBO9781139680936 (дата обращения: 28.02.2024).
11. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / под общ. ред. Л. В. Коломийченко. М. : Издательство Юрайт, 2024. 212 с.
12. Деркунская В. А. Воспитание и развитие дошкольника как субъекта деятельности и поведения в детском саду // СДО. 2019. № 1. С. 34-45.
13. Кушнарева О. В. Формирование рискологических компетенций студентов политехнического вуза: таксонометрический подход // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 4. C. 13-19.
14. Жемчугова О. В. Развитие терминологии риск-менеджмента применительно к системе менеджмента качества организации [Электронный ресурс] // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 11-1. С. 64-69. DOI 10.17513/ vaael.790. EDN FNROMK (дата обращения: 28.02.2024).
15. Долинина И. Г, Кушнарева О. В. Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления обучающихся // Гуманизация образования. № 4. 2017. С. 85-91.
16. Андреев В. Д. Риск-ориентированное мышление как основа повышения результативности аудита хозяйствующих субъектов // SOCHI JOURNAL OF ECONOMY. 2019. № 4. Т. 13. С. 427-437.
17. Днепров С. А. Рискологическая компетенция в формировании профессиональной безопасности бакалавров нефтегазовой отрасли с использованием кейс-стади // Высшее образование сегодня. 2015 № 12. С. 4-10.
18. Петрова Е. И. Профессиональный риск как элемент профессиональной среды // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2015. № 4 (34). С. 152-158.
19. Чешев В. В. Нравственные начала в жизни общества // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12. № 4. Ч. 2. С. 311-329.
20. Богданова Е. П. Аспекты экологической безопасности и риск-ориентированного мышления в деятельности студентов-спасателей Курганского государственного университета // Материалы II национальной научной конференции. 2022. С. 363-366.
21. Сабинина Н. Н. Современные подходы к исследованию профессиональных рисков // Специфика педагогического образования в регионах России : материалы 5-й Всероссийской научной конференции. Тюмень : ТОГИРРО. 2012. С. 184-190.
22. Санин Р. Е. Формирование рискологической компетенции у будущих офицеров внутренних войск : дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2012. 193 с.
References
1. Shadrin R. O., Shalamova A. V. Formirovanie komponentov risk-orientirovannogo myshlenija u studentov bakalavriata v processe obuchenija bezopasnosti truda [Formation of bachelors' risk-based thinking during labour safety teaching]. Innovacionnye napravlenija integracii nauki, obrazovanija i proizvodstva, sbornik tezisov dokladov uchastnikov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kerch, pp. 783-785. (In Russian).
2. Ashadullina N. N. Model' formirovanija riskologicheskoj kom-petentnosti budushhego uchitelja k innovacionnoj dejatel'nosti [Teacher's risk-based thinking in digital education]. Mir nauki. Pedagogika i psihologija, 2019, no. 4, vol. 7. URL: https://mir-nauki. com/PDF/15PDMN419.pdf (accessed 28.02.2024) (In Russian).
3. Abramova I. G. Teorija pedagogicheskogo riska. Dis. ... d-ra ped. nauk [The theory of pedagogical risk. Extended Abstract of the Ph. D. habil. thesis]. Saint Petersburg, 1996. 224 p. (In Russian).
4. Solov'ev V. P. Processnoe i risk-orientirovannoe myshlenie rabotnikov [Procedural and risk-based thinking of workers]. Jekonomika promyshlennosti, 2020, vol. 13, no. 2, pp. 206-217. URL: DOI 10.17073/2072-1633-2020-2-206-217. EDN QKTJWO. (accessed 28.02.2024). (In Russian).
5. Kushnarjova O. V. Formirovanie riskologicheskoj kompetent-nosti budushhih bakalavrov tehnicheskih napravlenij podgotovki. Avtoref. dis. . kand. ped. nauk. [Formation of riskological com-penetence of future bachelors of engineering training. Extended Abstract of the Ph. D. habil. thesis]. Perm, 2021. 24 p. (In Russian).
6. Ogryzkova T. I., Manakova I. A. Primenenie risk-orientirovannogo myshlenija v organizacii po predostavleniju bankovskih uslug [The employment of risk-based thinking in a bank service support organization]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_ 39135324_97229745.pdf (accessed 28.02.2024). (In Russian).
7. Norton L. Quality improvement, risk management, and patient education: tools to reduce medication error. Journal of managed care pharmacy, 2001, no. 7 (2), pp. 156-165. DOI:10.18553/ jmcp.2001.7.2.156 (accessed 28.02.2024). (In Russian).
8. Fraser J., Simkins B. Enterprise risk management: today's leading research and best practices for tomorrow's executives. New York,
2010. 577 p. URL: https://doi.org/10.1017/S1748499512000206 (accessed 28.02.2024). (In Russian).
9. Squarzoni A., Perez J. J., Mager V. E. On-line Quality Assurance of Study Programmes: EQUASP Approach. Engineering education: journal of the Association for Engineering education of Russia, 2015, no. 18, pp. 73-82. URL: http://aeer.ru/filesen/io/m18/ art_9.pdf (accessed 28.02.2024). (In Russian).
10. Mortimer S. T., Mortimer D. Quality and Risk Management in the IVF Laboratory. Cambridge, 2015. 240 p. URL: https://doi.org/10.1017/ CB09781139680936 (accessed 28.02.2024). (In Russian).
11. Metodika vospitanija i obuchenija v oblasti doshkol'nogo obrazovanija: uchebnik i praktikum dlja vuzov. Uchebnik i praktikum dlja vuzov [The methods of upbringing and teaching in preschool education]. Ed. L. V. Kolomichenko, Moscow, 2024. 212 p. (In Russian).
12. Derkunskaja V. A. Vospitanie i razvitie doshkol'nika kak sub#ekta dejatel'nosti i povedenija v detskom sadu [Upbringing and development of a preschooler as a subject of activity and behavior in a kindergarten]. SDO, 2019, no. 1. pp. 34-45. (In Russian).
13. Kushnarjova 0. V. Formirovanie riskologicheskih kompetencij studentov politehnicheskogo vuza: taksonometricheskij podhod [Formation of riskological competencies of Engineering students: taxonomic approach]. Mir nauki. Pedagogika i psihologija, 2019, no. 4, pp. 13-19. (In Russian).
14. Zhemchugova 0. V. Razvitie terminologii risk-menedzhmenta primenitel'no k sisteme menedzhmenta kachestva organizacii [Development of risk-management terminology with respect to the management system of organization quality]. Vestnik Altajskoj aka-demii jekonomiki i prava, 2019, no. 11-1, pp. 64-69. DOI 10.17513/ vaael.790. EDN FNROMK (accessed 28.02.2024). (In Russian).
15. Dolinina I. G., Kushnareva O. V. Pedagogicheskaja tehnologija formirovanija risk-orientirovannogo myshlenija obuchajushhihsja [Pedagogical technology of students' risk-based thinking formation]. Gumanizacija obrazovanija, no. 4, 2017, pp. 85-91. (In Russian).
16. Andreev V. D. Risk-orientirovannoe myshlenie kak osnova povy-shenija rezul'tativnosti audita hozjajstvujushhih sub#ektov [Risk-based thinking as a basis of the efficiency improvement of the audit of business entities]. SOCHI JOURNAL OF ECONOMY, 2019, pp. 427-437. (In Russian).
17. Dneprov S. A. Riskologicheskaja kompetencija v formirovanii professional'noj bezopasnosti bakalavrov neftegazovoj otrasli s ispol'zovaniem kejs-stadi [Riskological competency in formation of professional security of bachelors in oil and gas industry with case-study employment]. Vysshee obrazovanie segodnja, 2015, no. 12, pp. 4-10. (In Russian).
18. Petrova E. I. Professional'nyj risk kak jelement professional'noj sredy [Professional risk as an element of professional environment]. Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromys-lovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki, 2015, no. 4 (34), pp. 152-158. (In Russian).
19. Cheshev V. V. Nravstvennye nachala v zhizni obshhestva [Moral basis in a society life]. Idei i idealy, 2020, vol. 12, no. 4, part 2, pp. 311-329. (In Russian).
20. Bogdanova E. P. Aspekty jekologicheskoj bezopasnosti i risk-orientirovannogo myshlenija v dejatel'nosti studentov-spasatelej Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta [Ecological safety and risk-based thinking aspects in Kurgan state university student lifeguards activity]. Materialy II nacional'noj nauchnoj konferencii, 2022, pp. 363-366. (In Russian).
21. Sabinina N. N. Sovremennye podhody k issledovaniju professional'nyh riskov [Modern approaches to the study of professional risks]. Specifika pedagogicheskogo obrazovanija v regionah Rossii : materialy 5-j Vserossijskoj nauchnoj konfe-rencii, Tymen, 2012, pp. 184-190. (In Russian).
22. Sanin R. E. Formirovanie riskologicheskoj kompetencii u budushhih oficerov vnutrennih vojsk. Dis. ... kand. ped. nauk. [Formation of riskological competence of future internal troops officers. Extended Abstract of the Ph. D. habil. thesis]. Izhevsk, 2012, 193 p. (In Russian).