УДК 371.01 ББК 74.202.15
Махмутова Лариса Гаптульхаевна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра математики, естествознания и методики преподавания математики и
естествознания Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Makhmutova Larisa Gaptulkhaevna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor
Chair of Mathematics, Science and Methods of Mathematics and Science Teaching
Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk larima06@mail.ru Педагогическая модель достижения младшим школьником метапредметных образовательных результатов на основе освоения
учебника
The Pedagogical Model of Achievement Metasubject Educational Results by a Primary School Pupil on the Basis of Using a Textbook
В статье рассматривается педагогический потенциал учебника в достижении младшим школьником метапредметных образовательных результатов. Представлена педагогическая модель достижения младшим школьником метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника соответственно целевому, содержательно-процессуальному и результативному компонентам. Приведены педагогические условия реализации представленной модели.
The article deals with the pedagogical potential of a textbook in the process of achievement metasubject educational results by a primary school pupil. It also gives the pedagogical model of achievement metasubject educational results by a primary school pupil on the basis of using a textbook according to the purposive, substantial-procedural and resultant components. The pedagogical conditions of realizing the presented model are disclosed.
Ключевые слова: метапредметные образовательные результаты, младший школьник д учебник, педагогическая модель, компонент, педагогические этапы, педагогические условия.
Key words: metasubject educational results, primary school pupil, textbook, pedagogical model, component, pedagogical stages, pedagogical conditions.
Планируемые результаты освоения предметных программ начального
общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации
требований к результатам освоения основных образовательных программ феде-
рального государственного стандарта, которые представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Планируемые результаты отражают ориентацию на результаты образования, подход к стандарту как к общественному договору, ориентацию на системнодеятельностный подход и др. [4].
Как заявлено разработчиками федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин» [2, с. 3]. При этом универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они надпредметны, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специального предметного содержания. В связи с этим выделяют метапредметные образовательные результаты, под которыми понимаются освоенные учащимися универсальные способы деятельности и способы регуляции своей деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях [3].
Достижение метапредметных образовательных результатов, по нашему мнению, связано с учебником, выступающим поддержкой образовательного процесса и влияющим на успешность обучения. Педагогический потенциал учебника - это внутренний резерв возможностей учебника, заключающийся в развитии мотивационной, когнитивной, ориентировочной и операциональной
сфер деятельности младшего школьника с целью рациональной организации освоения содержания образования.
Учитывая специфику вариативного образования, характеризующегося многообразием учебников и возможностью их выбора, мы выходим на необходимость изучения ведущих параметров учебника для начальной школы. Такими параметрами определены следующие: 1) объем учебника, содержащий дидактические единицы; 2) наличие заданий конструктивного и алгоритмического характера; 3) сложность учебных заданий; 4) построение; 5) алгоритм управления обучением.
Исследованием установлено, что объем, содержащий дидактические единицы, связан с достижением таких метапредметных образовательных результатов, как:
- находить главное (существенное) в учебнике (термины, правила, алгоритмы выполнения практических заданий, примеров, построения конструкций, фактические сведения из истории науки и т.д.);
- работать с информацией, представленной в учебнике в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Наличие заданий конструктивного и алгоритмического характера обеспечивает достижение следующих метапредметных образовательных результатов:
- делать выводы на основе обобщения знаний, полученных из учебника;
- составлять собственный рассказ, задачу и т.д., опираясь на приведенный в учебнике план, схему, рисунок;
- выполнять задания из учебника, направленные на осуществление операций анализа и синтеза, аналогии, сравнения, классификации и т.д.;
- составлять план действий по решению проблемы, приведенной в учебнике.
Учитывая сложность учебных заданий, можно повлиять на достижение следующих метапредметных образовательных результатов:
- осознанно читать текст, приведенный в учебнике (разбираясь в символах, знакомой терминологии);
- определять количество операций выполнения задания из учебника при составлении плана решения.
Ориентировка на построение учебника влияет на достижение таких метапредметных образовательных результатов, как:
- отбирать необходимые для выполнения практического задания источники информации в учебнике, опираясь на темы, оглавление;
- ориентироваться в оглавлении учебника.
С учетом такого параметра, как алгоритм управления обучением, происходит достижение следующих метапредметных результатов:
- опираясь на сигналы-символы, ориентироваться в учебнике (в тексте, на развороте, в словаре, в справочном материале);
- осуществлять рефлексивную деятельность, опираясь на учебник (проверочный блок заданий, задания на повторение);
- самостоятельно работать по предложенному в учебнике плану при открытии новых знаний.
Завершающим этапом теоретического анализа исследуемой проблемы стала разработка педагогической модели достижения младшим школьником метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника (рис. 1), которая выступает ориентировочной основой и служит для успешного целенаправленного достижения метапредметных образовательных результатов. Ее структуру составляют взаимосвязанные компоненты: целевой,
содержательно-процессуальный и результативный.
Целевой компонент спроектированной практико-ориентированной модели содержит цель обозначенного процесса (достижение младшим школьником метапредметных образовательных результатов посредством
учебника) и теоретико-методологическую основу, в качестве которой выступают подходы (системный, компетентностный, личностно ориентированный) и педагогические принципы: выбора (обеспечение
личностной самореализации ученика в образовании), управляемости и целенаправленности (цель и управление как системообразующие факторы функционирования и развития процесса обучения), образовательной рефлексии (осознание младшими школьниками способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей), доверия и поддержки (создание внутренней мотивации к освоению учебного материала при обеспечении поддержки устремлений младшего школьника к самореализации).
Указанные педагогические принципы согласуются с названными подходами: выбора, образовательной рефлексии, доверия и поддержки - с личностно ориентированным подходом, управляемости и целенаправленности - с системным, все принципы - с компетентностным подходом.
Содержательно-процессуальный компонент спроектированной модели включает этапы, методы, механизм реализации рассматриваемого процесса и педагогические условия ее успешной реализации. Процесс достижения младшим школьником метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника подразумевает несколько этапов: прогностический, формирующий и оценочно-результативный.
Прогностический этап задает направленность процессу достижения младшим школьником метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника. Прогноз осуществляется на основе анализа исходного уровня достижения младшим школьником метапредметных образовательных результатов посредством учебника и ведущих параметров учебников для начальной школы в вариативном образовании. Кроме того, учителю начальных классов целесообразно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся: их речевой запас (это связано, например, со сложностью учебных за-
даний), особенности внимания, навык чтения учащихся, ориентацию на развитие конструктивного мышления и др.
Ведущие параметры учебника позволяют прогнозировать результат достижения младшим школьником метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника. Например, зная количество сложных заданий в учебнике и владея методикой определения сложности учебных заданий, учитель начальных классов может спрогнозировать, с какой успешностью конкретный школьник выполнит это задание. Итак, такое педагогическое условие реализации рассматриваемой модели, как прогнозирование сроков и динамики достижения младшим школьником метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника, связано с прогностическим этапом.
На формирующем этапе происходит введение в педагогический процесс запланированных нововведений. Его содержание специфично и зависит от целей, предмета, характера изучаемого процесса, а также особенностей каждого обучаемого. Достижение младшим школьником метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника предполагает обеспечение процесса дидактическим материалом и выбор соответствующих технологий. Иными словами, еще одним педагогическим условием реализации модели выступает отбор содержания и технологий обучения соответственно уровню достижения каждым младшим школьником метапредметных образовательных результатов. Кроме того, педагогу необходимо обеспечить мотивацию обучаемого, направленную на достижение метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника (это еще одно педагогическое условие).
Формирующий этап ориентирован на качество и срок достижения мета-предметных образовательных результатов на основе освоения учебника. Для этого исследователь специально разрабатывает, а педагог начальных классов реализует на практике совокупность условий и ситуаций, в которых происходит достижение рассматриваемых результатов на основе освоения учебника, а также процедур и факторов (контролируемых и неконтролируемых).
Оценочно-результативный этап направлен на соотнесение результата цели процесса достижения младшим школьником метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника, на исследование того, в какой мере прогноз подтвердился. В процессе достижения метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника педагог использует ряд методов - работу с книгой (прежде всего с учебником), самоконтроль, объяснение, инструктаж, контроль.
Средством достижения младшим школьником метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника выступает учебник для начальной школы. Для учащегося начальной школы учебник - ведущий источник знаний и одно из важнейших средств обучения; вокруг него группируются все другие учебные издания, и учебник координирует их функциональное использование [1]. Опираясь на методики изучения ведущих параметров учебника, нами проанализированы учебники для начальной школы по математике, в результате чего определены количественные значения и описательные характеристики ведущих параметров. Полученные данные, на наш взгляд, позволяют прогнозировать успешность достижения младшим школьником метапредмет-ных образовательных результатов на основе освоения учебника.
Субъектами процесса достижения метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника выступают младшие школьники и учитель начальных классов, их взаимодействие в образовательном процессе на основе модели приводит к достижению планируемых результатов соответственно возрасту и особенностям учащихся.
Результативный компонент включает метапредметные образовательные результаты младшего школьника, о сформированности которых судят по определенным критериям; к ним отнесены осмысленность, информированность, применимость, самостоятельное использование. На основании показателей данных критериев можно определить уровень (низкий, высокий, средний) дос-
тижения метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника.
Проведенная нами опытно-поисковая работа позволила установить, что взаимосвязь элементов педагогической модели обеспечивается совокупностью педагогических условий, реализуемых в начальном образовании, внутри которого функционируют и взаимодействуют элементы модели.
Следует отметить, что педагогическая модель представляет собой приближенное, ограниченное отображение структуры и связей элементов процесса достижения младшим школьником метапредметных образовательных результатов посредством учебника, т.е. выступает ориентировочной основой. Отметим, что мы не претендуем на целостное решение проблемы, а представляем один из возможных вариантов содействия в ее решении.
Результативный — Содержательно-процессуальный компонент — Целевой ком-компонент понент
Педагогическая модель достижения младшим школьником метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника
Библиографический список
1. Бейлинсон, В.Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование [Текст] / В.Г. Бейлинсон. - М.: Мнемозина, 2005. - 399 с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
- М.: Просвещение, 2009. - 215 с.
4. Планируемые результаты начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2770 (дата обращения: 08.12.2013).
5. Попова, А.А. Теоретические основы исследовательской деятельности учителя (квалиметрический аспект) [Текст]: монография / А.А. Попова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 217 с.
Bibliography
1. Beylinson, V.G. The Arsenal of Education. Textbooks: Projecting and Constructing [Text] / V.G. Beylinson. - M.: Mnemosina, 2005. - 399 p.
2. How to Project Universal Educational Skills in Primary School: from Doing to Thought [Text] / Ed. by A.G. Asmolov. - M.: Prosveshtsheniye, 2011. - 152 p.
3. The Assessment of the Planning Results of Elementary General Education. The System of Tasks. In 2 Parts. Part 1 [Text] / Ed. by G.S. Covalyova, O.B. Loginova. - M.: Prosveshtsheniye, 2009. - 215 p.
4. The Planning Results of Elementary General Education [Electronic Resource]. - Access Mode: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2770. (Access Date: 08.12.2013).
5. Popova, A.A. The Theoretical Basis of Research Activity of a Teacher (the Aspect of Qualimetry) [Text]: Monography / A.A. Popova. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University, 2000. - 217 p.