Научная статья на тему 'Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов изучения младшими школьниками курса "Математика"'

Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов изучения младшими школьниками курса "Математика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1302
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METHODS OF TEACHING MATHEMATICS IN ELEMENTARY SCHOOL / METASUBJECT (INTERDISCIPLINARY) RESULTS OF TEACHING / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / PROJECT TASK / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фарафонова И.В.

В статье идёт речь о методе проектов как способе достижения метапредметных результатов изучения младшими школьниками курса «Математика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT METHOD AS A MEANS OF ACHIEVING METASUBJECT (INTERDISCIPLINARY) RESULTS IN STUDYING THE COURSE OF MATHEMATICS BY JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The article deals with the project-based method of teaching as a means of achieving metasubject (interdisciplinary) results in studying the course of Mathematics by junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов изучения младшими школьниками курса "Математика"»

УДК 51(072.2) И.В. ФАРАФОНОВА

старший преподаватель, кафедра теории и методики начального общего и музыкального образования, Орловский государственный университет E-mail: farafonova_irina78@mail.ru

UDC 51(072.2) I.V. FARAFONOVA

Senior Lecturer, Department of theory and methodology of elementary general and musical education, Orel State

University

E-mail: farafonova_irina78@mail.ru

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «МАТЕМАТИКА»

THE PROJECT METHOD AS A MEANS OF ACHIEVING METASUBJECT (INTERDISCIPLINARY) RESULTS IN STUDYING THE COURSE OF MATHEMATICS BY JUNIOR SCHOOLCHILDREN

В статье идёт речь о методе проектов как способе достижения метапредметных результатов изучения младшими школьниками курса «Математика».

Ключевые слова: методика обучения математике в начальной школе, метапредметныерезультаты обучения, универсальные учебные действия, проектная задача.

The article deals with the project-based method of teaching as a means of achieving metasubject (interdisciplinary) results in studying the course of Mathematics by junior schoolchildren.

Keywords: methods of teaching mathematics in elementary school, metasubject (interdisciplinary) results of teaching, universal learning activities, the project task.

С 1 января 2010 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, и в соответствии с ним с 2011/12 учебного года начальная школа нашей страны перешла на работу по этому новому стандарту, содержащему требования к результатам освоения основной образовательной программы, которые делятся на три группы: личностные, метапредметные и предметные. Занимая второе место в числе планируемых результатов освоения основной образовательной программы, метапредметные результаты предполагают освоение обучающимися универсальными учебными действиями. Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся прописана в структуре основной образовательной программы начального общего образования [5].

Международные исследования PISA показали, что младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУНы, и гораздо хуже выполняют задания, решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности. Это говорит о высоком уровне предметных результатов учащихся начальной школы, а уровень метапредметных и личностных результатов достигнут недостаточный. Именно поэтому в Стандарте метапред-метным результатам отводится особое место в процессе обучения.

Метапредметными результатами изучения математики младшими школьниками являются:

- способность анализировать учебную ситуацию

с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;

- умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи [1].

Достижение сформулированных метапредметных результатов возможно в процессе освоения учащимися различных видов деятельности. Важно помнить, что не всякая активность человека может быть названа деятельностью.

Теоретические положения деятельностного подхода в обучении разработаны в трудах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, являющихся основоположниками дея-тельностной педагогики.

Развитие деятельностной педагогики в современной практике является важным и актуальным, поскольку в основе Стандарта II поколения заложена реализация системно-деятельностного подхода. Данный подход предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования и ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося осуществляется на основе усвоения универсальных учебных действий.

В Примерной основной образовательной программе дана трактовка понятия универсальных учебных действий (УДД) в широком и узком смысле [2].

В широком значении, УУД - это способность субъ-

© И.В. Фарафонова © I.V. Farafonova

екта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного усвоения нового социального опыта. В более узком смысле, УУД - это совокупность способов действия учащего, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса (т.е. умение учиться).

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока [2]: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Предметное содержание программы начального курса математики направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи [4].

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин, что в итоге способствует формированию УУД и, как следствие этого, - достижению метапред-метных результатов.

Задача реализации Стандарта нацеливает на использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Возникает насущная потребность - решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Это влечёт за собой поиск новых форм и методов обучения.

Решение поставленной в начальной школе проблемы планируется через активное применение проектной деятельности в учебном процессе. В основе проектного обучения лежит метод проектов, который предполагает самостоятельное усвоение учебного материала школьниками при выполнении проектов.

В реальности под проектной деятельностью в начальной школе подразумевают перенос данного метода из старшего звена без каких-либо изменений, или «проектом» называют всё, что сделали младшие школьники, например, подготовили сообщение об известном математике - «проект» и т.д.

Возрастные особенности младших школьников не позволяют осуществить полноценную проектную деятельность в начальной школе, а механический перенос метода проектов из основной школы в начальную неэффективен и даже вреден.Необходимой основой для полноценной проектной деятельности в основной школе могут стать проектные задачи, выполняемые младшими школьниками.

Под проектной задачей авторский коллектив под руководством А.Б. Воронцова понимает задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего

в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей[3].

В работе «Проектные задачи в начальной школе»ими сформулированы следующие педагогические эффекты от проектных задач, предложенных младшим школьникам [3]:

• Задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества)детей между собой при решении поставленной ими самими задачи: определяет место и время для наблюдения и оценки деятельности учащихся в группе.

• Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.

• Даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

По их мнению, в ходе решения проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

• рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

• целеполагать (ставить и удерживать цели);

• планировать (составлять план своей деятельности);

• моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);

• проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

• вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Очевидно, что введение в начальную школу проектных задач как прообраза проектной деятельности потребует и от учителя, и от администрации школы изменений части образовательной школьной среды, поиска эффективных технологий, которые позволят найти время для решения системы проектных задач с целью достижения новых образовательных результатов, в том числе и метапредметных.

Анализ курса «Математика» (автор М.И.Моро и др.) учебно-методического комплекса «Школа России»показал, что в связи с требованиями нового стандарта в данный курс были внесены соответствующие изменения, включающие и проектные задачи. Начиная с 1 класса, в школьных учебниках приведена примерная тематика проектных задач. Среди них: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках» (1кл.1 полуг.), «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» (1 кл.11 полуг.), « Математика вокруг нас.Узоры и орнаменты на посуде» (2 кл. I полуг.), «Оригами» (2 кл. II полуг.), «Математические сказки» (3 кл. I полуг.), «Задачи-расчёты» (3 кл. II полуг.), «Числа вокруг нас. Математический справочник

«Наш город»» (4 кл! полуг.) и «Математика вокруг нас. Составляем сборник математических задач и заданий» (4 кл.П полуг.). Однако методическая база данных проектных задач разработана и систематизирована недостаточно полно. Это является одной из важных проблем организации проектной деятельности младших школьников.

По нашему мнению, тематика проектных задач в данном учебно-методическом комплекте определяется соответствующими разделами изучаемого программного материала.

Рассмотрим методику работы над проектной задачей. Целью её является достижение учащимися системы метапредметных результатов изучения математики и не только этого учебного предмета, заложенных в Стандарте, на примере проектной задачи для 3 класса «Числа вокруг нас. Наш город в числах и величинах». В данной проектной задаче сочетаются две учебные дисциплины: математика и окружающий мир. Конечно, к 3 классу каждый из учащихся уже что-то знает о своём родном городе, его истории, выдающихся земляках, музеях, театрах и т.д. Однако, все ли знают дату возникновения нашего города,точную численность населения, сколько в нем парков, фабрик и заводов, площадей, фонтанов, школ, театров и т.д.? Эта информация была бы очень интересна и полезна всем,и не только школьникам.

После серии подобных вопросов у учащихся появляется интерес к исследованию - поиску ответов на поставленные вопросы. Таким образом, учителем проводится мотивационный этап работы над проектным заданием.

Приём «мозгового штурма» целесообразно применять при формулировке темы проектной задачи. Действие «мозгового штурма» заключается в следующем: учащимся было предложено самим придумать название проекта. Коллективное обсуждение различных вариантов названия остановилось на теме «Математический справочник «Наш город Орёл в числах и величинах». Организация данной деятельности способствует формированию интереса учащихся к поставленной задаче.

Процесс обучения проектной деятельности проходит следующие этапы: 1) подготовительный; 2) информационно-операционный; 3) заключительный - рефлексивно-оценочный.

На подготовительном этапе необходимо сформулировать цели и задачи данного проекта, разработать план действий учащихся и продумать круг интересующих вопросов.

На этом же этапе решаются организационные вопросы, связанные с созданием исследовательских групп

учащихся, распределением заданий и обсуждением вопроса о «продукте» проектной задачи. Этот процесс формирует у учащихся следующие УУД: работа в сотрудничестве, вступление в диалог, отстаивание своей точки зрения и т. д.

В работе над проектной задачей выделяют 10 направлений, соответствующих 10 исследовательским группам, такие как история города, административное деление и управление города (мэры), экономика (заводы, фабрики, предприятия, банки, транспорт), водные ресурсы, образование и наука (школы, сузы и вузы), здравоохранение (поликлиники, больницы), СМИ и связь (газеты, телевидение, радио, связь, интернет), спорт (направления, спортивные сооружения, клубы), искусство и культура (музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, дворцы культуры, храмы и монастыри), природа и памятники (парки, скверы, памятники, места отдыха).

На следующем информационно-операционном этапе в процессе самостоятельной работы над проектом у третьеклассников формируются такие УУД, как поиск информации, работа с различными источниками информации. На этом этапе могут использоваться как литературные источники, так и Интернет. Учитель в это время выступает исключительно в роли консультанта и помощника.

После сбора всей необходимой информации для сборника учащиеся переходят к построению его модели, т.е. выполняют ещё один вид УУД - моделирование. Возможными вариантами готового «продукта» могут быть электронный справочник, печатный справочник, презентация справочных данных, а также коллаж и многие другие. В качестве продукта проектной задачи «Математический справочник «Наш город Орёл в числах и величинах» учащиеся изготавливают коллаж (см. рисунок).

На заключительном этапе работы над проектом, рефлексивно-оценочном, проводится общее собрание учащихся всех третьих классов. Участники проекта выступают с сообщениями по собранной информации и представляют её, например, в виде доклада с фотографиями различных мест города, соответствующих направлению работы, отвечают на вопросы и осуществляют самооценку, таким образом, формируя рефлексивные и презентационные УУД.

В оценивании результатов проектной деятельности школьников принимают участие учителя начальных классов и администрация школы.

Таким образом, метод проектов является одним из средств достижения метапредметных результатов, соответствующих ФГОС второго поколения для начальной школы.

Проект "Наш город Орёл в числах и величинах"

Птлцадь город псыо парга состайлчш 14.5 га,

Библиографический список

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011. 400 с.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Сост. Е.С. Савинов. 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 204 с.

3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]. Под ред. А.Б. Воронцова 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 176 с.

4. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобр. учрежд. М.: Просвещение, 2011. 528с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2014. 31 с.

References

1. 1.Approximate programmes for school subjects. Primary school. In 2 parts.- 4th ed., Rev. M.: Prosveshcheniye, 2011. 400 p.

2. 2. Approximate basic educational programme of an educational organization. (of a school). Primary school/(E.S.Savinov). 3rd ed., M.: Prosveshcheniye, 2001 204 p.

3. 3. Project tasks in primary school: the teacher's book. [A.B. Vorontsov, V.M. Zaslavskij, S.V. Egorkina and others]. Edited by A.B. Vorontsov - 3rd ed.,- M.: Prosveshcheniye, 2011. 176 p.

4. 4. The collection of school programmes "School of Russia". 1-4 forms. The manual for teachers of schools. M.: Prosveshcheniye, 2011. 528 p.

5. 5. Federal State Educational Standard of Primary Education. M.: Prosveshcheniye, 2014. 31 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.