ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
УДК 37.0+371
Латыпова Ирина Владимировна
Методист Регионального центра Челябинского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, [email protected], Челябинск
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИя
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (итоговый индивидуальный ПРОЕКТ)
Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования системы оценки достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, объект оценки метапредметных результатов, оценка проектной деятельности обучающихся, защита итогового индивидуального проекта как основная процедура итоговой оценки достижения метапредметных результатов, разработана шкала оценки индивидуального итогового проекта, проектные задачи, индивидуальные проекты.
Ключевые слова: проектная деятельность, индивидуальный проект, организация проектной деятельности в учебном учреждении.
Latypova Irina Vladimirovna
Methodologist of the Regional Сenter of Chelyabinsk Institute of Vocational Retraining and Development of Educational Personnel ,[email protected], Chelyabinsk
PROJECTION OF SYSTEM OF AN ASSESSMENT OF ACHIEVEMENT OF PLANNED RESULTS OF MASTERING OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF THE BASIC GENERAL EDUCATION (THE TOTAL INDIVIDUAL PROJECT)
Abstract. The article explains the need of creation of the system to assess achievements of metasubject results of the basic educational program of the basic general education, object of an assessment of metasubject results, an assessment the projection activity of students, presentation of the results of individual project work as the main procedure of a total assessment of achievement of metasubject results, is developed the scale of an assessment of the individual total project, the project tasks, the individual projects.
Keywords: projection activity, the individual project, the organization of projection activity in educational institution.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее - система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Основные функции системы оценки: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; обеспечение обратной связи, которая позволяет осуществлять управление образовательным процессом.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые пред-
PEDAGOGICAL EXSPERIENTCE
ставлены в разделах программы формирования универсальных учебных действий, планируемых результатов, показанных в разделах междисциплинарных учебных программ [4].
Защита итогового индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Для подготовки проекта общеобразовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки и выполнения проекта.
В примерной основной образовательной программе основного общего образования предлагаются следующие рубрики для работы над индивидуальным проектом:
• организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.
При организации работы над индивиду -
альным учебным проектом необходимо продумать следующие позиции:
- спецификация индивидуального учебного проекта;
- комплекс контрольно-измерительных материалов для итоговой оценки метапред-метных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения (в форме итогового индивидуального проекта/исследования);
- карту наблюдения за ходом выполнения индивидуального итогового проекта;
- примерное содержательное описание каждого критерия
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения является источником для создания рабочих материалов по проверке метапредметных
результатов основного общего образования. В статье мы приводим вариант спецификации индивидуального учебного проекта. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет требования к системе оценки планируемых результатов: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся»). Защита итогового индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих системы внутриш-кольного мониторинга.
В основной образовательной программе основного общего образования, в целевом разделе «Планируемые результаты освоения обучающимися ООП» отмечается, что опыт проектной деятельности обучающиеся приобретут в ходе изучения всех учебных предметов.
Необходимо отметить, что индивидуальный итоговый проект - самостоятельная работа, выполняемая учащимся в течение одного или двух учебных лет (в соответствии с Положением об «Индивидуальном учебном проекте»). Индивидуальный учебный проект это еще и универсальная технология формирования комплекса УУД у обучающегося основной школы:
- регулятивные УУД - планировать и работать по плану, поиск проблем и оптимальных способов их устранения, проведение коррекции и достижение поставленной цели;
- коммуникативные УУД - организация совместной деятельности партнеров, удовлетворение эмоционально-психологических потребностей;
- познавательные УУД - способ проверки способности использовать знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач учащихся, освоение предметных компетенций на двух уровнях.
Защита индивидуального учебного проекта может проводиться на школьной кон-
ференции, также возможны и другие формы защиты.
При разработке критериев оценки выполнения индивидуального учебного проекта в соответствии с учетом целей и задач проектной деятельности на данном уровне образования выделяются следующие позиции:
- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем;
- сформированность предметных знаний и способов действий;
- сформированность регулятивных действий;
- сформированность коммуникативных действий.
На уровне начального общего образования применяются проектные задачи, в отличие от индивидуальных проектов основной школы такие задания краткосрочны и более результативно решаются в групповой работе при педагогическом сопровождении проектной деятельности младших школьников [1].
На уровне основного общего образования обучающийся самостоятельно инициирует работу с руководителем. При этом просит необходимую помощь, реализует целеполагание, планирование, коррекцию, контроль и оценку результатов своей работы. Использует методы познания осознанно и самостоятельно. Применяет логические действия и операции для выполнения проекта. Руководитель же проекта только вносит коррективы в самостоятельную деятельность обучающегося и акцентирует внимание в последующем на уровень сфор-мированности универсальных учебных действий.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования отмечается, что «результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов» [2, с. 34].
Собственно эти ориентиры и были применены нами при составлении шкалы оценки индивидуального итогового проекта.
На первом, организационном, этапе руководителю проекта предлагается обратить внимание на сформированность таких позиций у обучающегося, как «Определение темы проекта», «Поиск и анализ проблемы», «Постановка цели проекта».
На втором этапе «Содержание и направленность проекта» руководителю проекта предлагается обратить внимание на сформированность следующих позиций: анализ имеющейся информации; поиск информационных пробелов; сбор и изучение информации; построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта.
На этапе «Защита проекта» руководителю проекта предлагается обратить внимание на сформированность следующих позиций: подготовка презентационных материалов; презентация проекта; изучение возможностей применения результатов проекта (выставка, публикация и др.).
На этапе «Критерии оценки проекта» руководителю проекта необходимо обратить внимание на сформированность позиций: анализ результатов выполнения проектов; а также оценка качества выполнения проекта.
При работе над комплексом контрольно-измерительных материалов для итоговой оценки метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения (в форме итогового индивидуального проекта) мы выбрали УУД (универсальные учебные действия) критерии и показатели сформирован-ности УУД в соответствии с этапами работы над проектом.
На следующем этапе определили показатели сформированности УУД
При выполнении обучающимися индивидуального учебного проекта нами была
Таблица 2 - Вариант показателей сформированности познавательных УУД
PEDAGOGICAL EXSPERIENTCE
Таблица 1 - Вариант организационного этапа
Этапы работы над проектом Универсальное учебное действие Критерии сформированности УУД
Организационный
1.1 Определение темы проекта Регулятивные Целеполагание
1.2. Поиск и анализ проблемы Познавательные Освоенность методов познания, инструментария и понятийного аппарата, логических действий и операций
1.3. Постановка цели проекта Регулятивные Целеполагание
Универсальное учебное действие Показатели сформированности УУД обучающихся
Познавательные - Сформированность умения самостоятельно планировать учебный проект (учебное исследование), используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме; - Сформированность умения самостоятельно выполнять учебный проект (учебное исследование), используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями; - Сформированность умения самостоятельно оформлять учебный проект (учебное исследование) в соответствии с требованиями; - Сформированность умения представлять продукт (результат) учебного проекта (учебного исследования) в форме устной презентации с использованием объектов наглядности и аргументированных ответов на вопросы; - Сформированность умения при представлении продукта (результата) учебного проекта (учебного исследования) спорить и отстаивать свою позицию; - Сформированность умения проводить самоконтроль и самооценку хода и результатов выполнения учебного проекта (учебного исследования).
создана карта наблюдения за ходом выполнения индивидуального итогового проекта. В карту наблюдения занесены в соответствии с этапами степень выполнения обучающимся индивидуального итогового проекта. В соответствии с рекомендациями данными в ООП ООО мы определили следующие уровни выполнения индивидуального итогового проекта: повышенный уровень, базовый уровень, низкий уровень.
По каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за учеником. При необходимости даются комментарии в процессе наблюдения или после завершения проекта. Описываются проблемы, возникшие в процессе работы.
В соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Существенное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты
того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что - только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся к выполнению индивидуального учебного проекта. И основное здесь - индивидуальное выполнение проекта.
Отметка за выполнение индивидуального учебного проекта выставляется в графу или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования - аттестат об основном общем образовании - отметка выставляется в свободную строку.
Результаты выполнения индивидуального проекта на повышенном уровне могут рассматриваться как главное основание при поступлении выпускника общеобразовательного учреждения на выбранное им направление профильного образования.
Библиографический список
1. Богданова Р. А. Педагогическое сопровождение проектной деятельности младших школьников //Сибирский педагогический журнал. -2012. - № 3 - С. 28-30.
2. Проектирование основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения: особенности проектирования и оценки сформированности условий для ее реализации: методические рекомендации. -
Челябинск : ЧИППКРО, 2013. - 292 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего. -М.: Просвещение, 2013. - 63 с.
4. Хан Е. Ю. Особенности метопредметных действий младших школьников //Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 8. - С.118-121.
5. Царева С. Е. Проектирование уроков как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей // Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 72-79.