Научная статья на тему 'Индивидуальный проект как одна из форм итоговой аттестации выпускников основной школы (из опыта работы гимназии № 3 г. Иркутска)'

Индивидуальный проект как одна из форм итоговой аттестации выпускников основной школы (из опыта работы гимназии № 3 г. Иркутска) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7012
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / METASUBJECT RESULTS / PROJECT ACTIVITY IN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жила Галина Ювинальевна

В работе рассматриваются результаты проектной деятельности в общеобразовательной школе, апробация одной из форм итоговой аттестации учащихся девятых классов, специфика работы в области создания проектов как ресурса формирования универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жила Галина Ювинальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual Project as One of the Forms of State Final Examination of the Secondary School Graduates (the Case of Gymnasium № 3, Irkutsk)

The article examines the results of project activities in the school and the specifics of creating projects as a resource for the formation of universal educational activities. The author also tells about the testing of one of the forms of the final examination for the 9-th grade students

Текст научной работы на тему «Индивидуальный проект как одна из форм итоговой аттестации выпускников основной школы (из опыта работы гимназии № 3 г. Иркутска)»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 371.389.3

Индивидуальный проект как одна из форм итоговой аттестации выпускников основной школы (из опыта работы гимназии № 3 г. Иркутска)

Г. Ю. Жила

Гимназия № 3, г. Иркутск

В работе рассматриваются результаты проектной деятельности в общеобразовательной школе, апробация одной из форм итоговой аттестации учащихся девятых классов, специфика работы в области создания проектов как ресурса формирования универсальных учебных действий.

Ключевые

слова: метапредметныерезультаты обучения, проектная де-

ятельность в общеобразовательной организации

Цели и организация образовательного процесса на уровне основного общего образования определяются нормативными документами федерального, регионального уровней и локальными актами общеобразовательной организации. В соответствии с их содержанием и требованиями к результатам обучения, которые диктуют современные условия жизни, усилия педагогов гимназии направлены на развитие творческих способностей и социальную успешность обучающихся. В образовательной программе основного общего образования гимназии № 3 г. Иркутска определены следующие задачи:

- осуществить индивидуализацию образовательного процесса через формирование способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;

- организовать легальную поддержку образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;

- способствовать развитию подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой.

Деятельностный подход - основополагающая концепция основной образовательной программы основного общего образования МБОУ гимназии № 3 г. Иркутска [1]. Планируемые результаты её освоения

Аннотация.

включают «расширение возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения для подростка - это место встречи замыслов с их воплощением, место социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей, реализовать индивидуальную предметную и метапредметную образовательную траекторию». Формой, которая позволяет всё это осуществить в полной мере, является проектная деятельность в гимназии.

В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения в МБОУ гимназия № 3 разработано Положение, регламентирующее работу над итоговыми индивидуальными проектами обучающихся как одной из форм итоговой аттестации выпускников основной школы [3].

Пункт 1. 4. Положения гласит: «Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося девятого класса, перешедшего на обучение по ФГОС, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. В течение одного учебного года учащийся обязан подготовить и защитить один итоговый индивидуальный проект».

Пункт 1. 5. Положения сообщает: «Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования».

В октябре 2016 года был проведён семинар для обучающихся 9 классов об учебных исследовательских проектах. В рамках подготовительного этапа состоялось родительское собрание на тему «Знакомство с нормативно-правовой базой ГИА. Положение об индивидуальном итоговом проекте. Защита индивидуального проекта. Психологическое сопровождение обучающихся в период итоговой аттестации». На подготовительном этапе работы обучающиеся определили предметные области и темы, в рамках которых хотели бы действовать, а также руководителей будущих проектов.

Прежде чем сообщить о результатах организационной и проектной деятельности всех участников этого процесса в 2016-2017 учебном году, следует представить краткий библиографический обзор, который свидетельствует о специфике работы, направленной «на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся».

Человек самой природой наделён стремлением к исследовательскому поведению. В нашем быстро меняющемся мире оно является источником представлений об окружающей действительности, с одной стороны, и важнейшей характеристикой человеческой личности - с другой. Исследовательское поведение создаёт среду, в которой приобретаются и реализуются умения и навыки самостоятельного поиска, возникают стимулы для самообучения и развития. Главный мотив исследовательского поведения - любознательность. Познавательный интерес затрагивает все три дидактические функции обучения: обучающую, развивающую, воспитательную. Исследовательский подход к обучению, в первую очередь, характеризует не содержательную, а процессуальную сторону образовательной деятельности.

Научное или учебное исследование отличается от повседневного опытного познания тем, что имеет целенаправленный характер. В материалах Дистанционной школы учителей по теме «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линии УМК «Химия. 8-9 классы», В. В. Ерёмина, В. В. Лунина. Особенности предметного содержания и методического обеспечения» [2] содержатся пояснения и полезные для прак-

тического применения рекомендации: «Метапредметными результатами являются освоенные учащимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Они обеспечивают владение знаниями и универсальными способами деятельности как собственными инструментами личностного развития. Достижение метапредметных результатов обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (далее - УУД): регулятивных, коммуникативных, познавательных.

Регулятивные универсальные учебные действия формируются в процессе определения и формулировки цели учебного исследования, выдвижения и проверки гипотезы в соответствии с определённым алгоритмом действий в ходе практической работы. Формированию регулятивных УУД способствуют задания, связанные с самостоятельным заполнением таблиц, схем, построением графиков.

Познавательные УУД будут обеспечиваться поиском информации в рамках данного конкретного исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы или нескольких гипотез.

Коммуникативные УУД развиваются в ходе обсуждения деталей содержания исследования, а также в ходе согласования совместных действий. Необходимо, чтобы школьники владели обобщённым умением доказывать, т. е. умели высказывать суждения, аргументировать свою точку зрения, демонстрируя последовательность умозаключений. Важно также формировать у школьников привычку к систематическому развёрнутому словесному разъяснению всех совершаемых действий, что развивает способность анализировать и оценивать свои действия, преодолевать эгоцентрическую позицию и строить своё действие с учётом действий других. В связи с этим формированию коммуникативной компетентности будут способствовать такие задания, в которых требуется составить рассказ, дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме».

Исследование начинается с определения проблемы. Требования проблемы -это желаемая, идеальная ситуация. Условия проблемы - реальная, существующая ситуация. Формулировка проблемы, включающая и условия, и требования, позволяет чётко увидеть возможные пути разрешения. Очень важен вопрос о том, следует ли требовать, чтобы ученик, начиная собственное исследование, чётко формулировал проблему, то есть определил, что будет исследовать, а потом уже начинал действовать. Вероятно, это необходимо. Но в реальности исследовательского поведения оказывается, что формулировка проблемы становится возможной лишь тогда, когда она уже решена. Следует проявлять гибкость, не стоит непременно требовать от ученика ясного осознания и формулирования проблемы, вполне достаточно её приблизительной характеристики.

Уровни реализации исследовательского обучения на практике следующие:

- учитель ставит проблему, намечает стратегию и тактику решения, само решение находит ученик;

- учитель ставит проблему, но стратегию и тактику решения ученик определяет самостоятельно;

- постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется учеником самостоятельно.

Тема исследования - это ракурс, в котором рассматривается проблема. Тема должна быть интересна, причём не только на данный момент; актуальна; реализуема в имеющихся условиях; конкретна. Определяя объект исследования, необходимо ответить на вопрос: ЧТО РАССМАТРИВАЕТСЯ?

Объект исследования - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию. Устанавливая предмет исследования, отвечают на вопрос: КАК БУДЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ объект в данном исследовании? Гипотеза - предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

Исследование, в идеале, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Исследовательское и проектное обучение не тождественны. Если в итоге исследования и удаётся решить практическую проблему, то это дополнительный эффект. Особенность исследования в том, что новое знание, добытое в результате такой работы, может быть не только бесполезно, но даже вредно и опасно.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это значит, что его главной целью является не получение объективно нового результата, как в «большой» науке, а развитие личности. Требования возрастной психологии накладывают на тематику, характер и объём исследований важные ограничения. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесённая из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Требования, предъявляемые к задачам учебного проекта:

- ограниченность объёма экспериментального материала;

- ограниченность математического аппарата обработки данных,

- ограниченность межпредметного анализа.

По степени сложности анализа экспериментальных данных задачи можно разделить на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение (например, объёма). Результат стабилен и не требует анализа. Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязнённость местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.

Научные задачи. В них присутствует много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции, поэтому они неприменимы в образовательном процессе.

Точный перевод слова «проект» - «брошенный вперёд». Условия применения метода проектов:

- существование значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрирования знания;

- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

- структурирование этапов выполнения проекта;

- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора;

- проект и проектирование всегда направлены на решение практической задачи, реальной проблемы;

- разработка проекта всегда предполагает создание нового продукта.

В методическом плане метод проектов предполагает:

- наличие чёткого плана проводимых работ;

- осознание изучаемой проблемы;

- выработку реальных гипотез.

На выбор учащихся предлагались следующие этапы проектов: практико-ориентированный (цель - решение практических задач), исследовательский (цель - доказательство или опровержение какой-либо гипотезы), творческий (цель - привлечение интереса публики к проблеме проекта), информационный (сбор информации о каком-либо объекте или явлении).

Этапы проектной работы, согласно Положению, - подготовительный, основной и заключительный - определяли временные рамки и завершались публичной защитой учащимися проекта перед экспертной комиссией.

На основании распоряжения министерства образования Иркутской области «О проведении региональной оценки метапредметных результатов выпускников образовательных организаций, пилотных площадок опережающего введения ФГОС основного общего образования Иркутской области» № 40-мр от 24.01.2017 разработан оценочный лист, содержащий четыре показателя, с помощью которых оценивались достигнутые метапредметные результаты. Итоговая оценка представляла собой среднее арифметическое значение оценок по всем показателям всех членов экспертной комиссии. Вывод о том, насколько сформированы навыки проектной деятельности, был сделан на основе экспертизы всех основных элементов проекта.

Показатель: самостоятельное приобретение знаний и решение проблем. Оценивалась способность учащегося выявить проблему и выбрать способы её решения, найти и обработать информацию.

Показатель: знание предмета. Оценивалось умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно, в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

Показатель: регулятивные действия. Оценивалось умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

Показатель: коммуникация. Оценивалось умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

В общей сложности было подготовлено 107 проектов, в которых представлены практически все изучаемые предметы. Статистика свидетельствует, что наибольшей популярностью пользовались учебные предметы: обществозна-ние (11 проектов), литература (11 проектов), физическая культура (10 проектов), английский язык (9 проектов), физика (8 проектов), химия (8 проектов).

В области химии тематика проектных работ достаточно разнообразна: «Химические аллергены в окружающей среде», «Газированные напитки», «Пищевые добавки в продуктах питания - классификация и значение», «Пероксид водорода и его свойства», «Редкоземельные элементы в электротехнике», «Лечебные свойства специй и пряностей», «Сталактиты. Процесс образования». Анализ тем проектов свидетельствует о широком интересе школьников к различным аспектам жизни, истории государства, определённой гражданской позиции: «Эффект Магнуса», «Разработка туристических маршрутов по Иркутской области», «История газеты "Иркутский Авиастроитель"», «Русская комедиография ХУШ века», «Мотивация учебной деятельности у подростков», «Способы экономии электроэнергии».

В гимназии накоплен большой опыт сопровождения проектной деятельности учащихся. Но до сих пор эта работа носит исключительно добровольный харак-

тер со стороны детей, интерес к проекту поддерживается большой индивидуальной работой преподавателей и результаты соответствуют всем требованиям, главным из которых является практический результат. Впервые подготовка проектов носила столь массовый и отчасти стихийный характер. Выбор руководителя ничем не ограничивался, поэтому некоторым учителям пришлось выдержать большую нагрузку. Однако данное обстоятельство имело и свои положительные стороны, потому что объективно проекты оказались собственным творчеством детей. Они показали, на что способны в данный момент в плане генерации идей и их реализации. Конечно, некоторые проекты носили исключительно информативный характер и представляли собой скорее реферат, чем проект, но это был индивидуальный опыт, важность которого трудно переоценить.

Для учителя подобная внеурочная работа позволила с новой стороны узнать и оценить своих учеников. Это обстоятельство, несомненно, способствовало более продуктивному общению «учитель - ученик» и положительно сказалось на результатах обучения.

Содержание и защита работ в целом свидетельствовали о способности учащихся определить проблему, её сформулировать, с опорой на помощь учителя найти пути её решения, освоить новые способы действий. Ответы на вопросы свидетельствовали о понимании материала, самооценке и самоконтроле. Отрадно, что участники сумели уложиться в установленные временные рамки.

Полученный опыт полезен ещё и тем, что выявил определённые недостатки: отсутствие чёткой системы в работе некоторых учеников, недостаточная практика публичных выступлений, неумение последовательно выражать мысли. Стало понятно, в каком направлении следует продолжать работу. А то, что продолжать её необходимо, сомнений ни у кого не возникло. Более того, пришло понимание того, что эту работу следует начинать раньше, например, уже с восьмого класса. Ещё один аспект проявил себя достаточно отчётливо: следует отказаться от отметочного оценивания проекта и квалифицировать работу по уровням сформированности навыков проектной работы «Высокий», «Повышенный», «Базовый» и внести соответствующие изменения в Положение об итоговом индивидуальном проекте.

Список литературы

1. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Гимназия № 3 г. Иркутска [Электронный ресурс] : утверждена 08.08.2012. - URL: http://gymn3.irkutsk.ru/normativka/2016-2017/doki/oop_ooo_ot_2012g_dlja_7-9_kl_fgos. pdf (дата обращения: 09.05.2017).

2. Материалы «Дистанционная школа учителей по теме «Достижение личностных, ме-тапредметных и предметных результатов образования средствами линии УМК «Химия. 8-9 классы. В. В. Ерёмина, В. В. Лунина. Особенности предметного содержания и методического обеспечения» // Дистанционная школа учителей издательства «Дрофа - Вента-на» [Электронный ресурс] : сайт. - URL: http://distant.drofa.ru/course/category.php?id=1 (дата обращения: 15.05.2017).

3. Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся ООО [Электронный ресурс] : онлайн публикация документов. - URL.: http://school001.ru/wp-content/ uploads/2015/09/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5°/oD0%BD0/o D0%B8%D0%B5_%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82 %D0%B5.pdf (дата обращения: 14.05.2017).

А

уЦ'ДПО ПРО/

||ЧУДПО ПРО/

Individual Project as One of the Forms of State Final Examination of the Secondary School Graduates (the Case of Gymnasium № 3, Irkutsk)

G. Yu. Zhila

Gymnasium № 3, Irkutsk

Abstract. The article examines the results of project activities in the school and the specifics of creating projects as a resource for the formation of universal educational activities. The author also tells about the testing of one of the forms of the final examination for the 9-th grade students

Keywords: metasubject results, project activity in educational organization

Жила Zhila

Галина Ювинальевна Galina Yuvinalievna

кандидат химических наук Candidate of Sciences (Chemistry)

Гимназия № 3 г. Иркутска Gimnasium № 3, Irkutsk

664020, г. Иркутск, ул. Ленинград- 75 Leningradskaya St, Irkutsk,

ская, 75 664020

тел.: 8(3952)551531 tel.: 8(3952)551531

e-mail: zhila.1950@mail.ru e-mail: zhila.1950@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.