Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ» КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М. АКМУЛЛЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ» КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М. АКМУЛЛЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / МОДУЛИ / ЧЕМПИОНАТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНЖИНИРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедьянова А. Х.

В статье автор раскрывает проблему подготовки студентов педагогических вузов и её решения на основе технологии «педагогическая мастерская». В данном материале представлен опыт проектирования различных форм практических занятий и мероприятий в рамках определённых педагогических дисциплин в мастерской по компетенции «Преподавание в основной и средней школе», функционирующая на базе кафедры педагогики БГПУ им. Акмуллы. Автор обосновывает факт о том, что мастерские по развитию компетенции являются инновационным форматом качественной подготовки «Учителя будущего поколения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедьянова А. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL WORKSHOP ON THE COMPETENCE "TEACHING IN PRIMARY AND SECONDARY SCHOOLS" AS A MEANS OF PREPARING STUDENTS OF BASHKIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER M. AKMULLA FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

In the article, the author reveals the problem of training students of pedagogical universities and its solutions based on the technology "pedagogical workshop". This material presents the experience of designing various forms of practical classes and activities within certain pedagogical disciplines in the workshop on the competence "Teaching in primary and secondary schools", functioning on the basis of the Department of Pedagogy of the Bashkir State Pedagogical University named after Akmulla. The author substantiates the fact that competence development workshops are an innovative format for high-quality training of "Teachers of the future generation".

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ» КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М. АКМУЛЛЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378.2

Ахмедьянова Алина Халиловна

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа,

Россия

alina. axmedyanova. 84@mail. ru

Автор, ответственный за переписку: Ахмедьянова Алина Халиловна, alina. axmedyanova.84@mail. ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ» КАК СРЕДСТВО

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М. АКМУЛЛЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье автор раскрывает проблему подготовки студентов педагогических вузов и её решения на основе технологии «педагогическая мастерская». В данном материале представлен опыт проектирования различных форм практических занятий и мероприятий в рамках определённых педагогических дисциплин в мастерской по компетенции «Преподавание в основной и средней школе», функционирующая на базе кафедры педагогики БГПУ им. Акмуллы. Автор обосновывает факт о том, что мастерские по развитию компетенции являются инновационным форматом качественной подготовки «Учителя будущего поколения».

Ключевые слова: инновация, педагогическая мастерская, компетенции, технологические средства, модули, чемпионат, образовательный инжиниринг.

Alina Kh. Akhmedyanova

Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia alina.axmedyanova.84@mail.ru

The author responsible for the correspondence: Akhmedyanova Alina Khalilovna, alina.axmedyanova.84@mail.ru

PEDAGOGICAL WORKSHOP ON THE COMPETENCE "TEACHING IN PRIMARY AND SECONDARY SCHOOLS" AS A MEANS OF PREPARING STUDENTS OF BASHKIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER M. AKMULLA

FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

Abstract. In the article, the author reveals the problem of training students of pedagogical universities and its solutions based on the technology "pedagogical workshop". This material presents the experience of designing various forms of practical classes and activities within certain pedagogical disciplines in the workshop on the competence "Teaching in primary and secondary schools", functioning on the basis of the Department of Pedagogy of the Bashkir State Pedagogical University named after Akmulla. The author substantiates the fact that competence development workshops are an innovative format for high-quality training of "Teachers of the future generation".

Keywords: innovation, pedagogical workshop, competencies, technological tools, modules, championship, educational engineering

Сегодня в XXI в. очень модным и актуальным словом является «инновация». Особенно это понятие активно выступает в качестве реагента и движущей силой в системе школьного образования.

Наиболее распространённая трактовка данного термина раскрывается следующим

образом: «"Инновация" как процесс распространения определённого педагогического опыта и на основе его достижения поставленных задач» [5, с.174], прежде всего обозначенных Президентом Российской Федерации в Указе №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Поэтому мы полностью должны согласиться с высказыванием доктора педагогических наук, профессора Г.Я. Гревцевой: «Высокий профессионализм и готовность учителем внедрять инновационную практику в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения должен закладываться в стенах педагогического вуза на основе оригинальных технологий, обеспечивающие формирования модели "Учителя будущего поколения"» [3, с.49].

Неслучайно в наши дни масштабируется технология педагогических мастерских в системе высшего образования России, которая первоначало зарекомендовала себя в рамках движения и чемпионатов Worldskills, проводимые по различным направлениям в специальных оборудованных мастерских.

Обратим внимание на важный момент: одним из ключевых терминов в движении Worldskills является понятие «компетенция». На сегодняшний день категория «компетенция» становится ведущей концепцией и идеей президентской платформы «Россия -страна возможностей», созданная в 2018 года. Исходя из того, что главной задачей данного проекта - это создание инновационных траекторий и условий повышения социальной мобильности и обеспечение личностной и профессиональной самореализации студентов, в 2021 г. был дан старт открытию мастерских по компетенциям в российских вузах. Таким образом, и в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы произошло важное событие - открытие мастерской по компетенции «Преподавание в основной и средней школы» на базе кафедры педагогики с целью формирования учителя третьего тысячелетия.

С целью формирования представленной компетенции в нашей мастерской запланировано и реализуется огромное количество занятий и мероприятий на основе технологических средств прилагаемой к мастерской как в учебном процессе, так и вне его. Раскроем каждую из них.

Это, во-первых, демонстрационный экзамен по компетенции «Преподавание в основной и средней школе», который включает в себя следующие задания для выполнения:

1.«Проектирование и организация внеурочной деятельности обучающихся основной и средней школы» (включает разработку студентом конспекта внеурочного мероприятия и проведение ее в качестве учителя перед волонтёрами).

2.«Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся основной и средней школы» (создание инновационного продукта студентом).

3.«Осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе основной и средней школы» (разработка контрольно-измерительного и диагностического средств, применяемые в ходе проведения урока и внеурочного мероприятия).

4.«Педагогическая коммуникация с обучающимися основной и средней школы с учётом их психологических и физиологических особенностей» (включает разработку студентом конспекта урочного занятия и проведение ее в качестве учителя перед волонтёрами).

5.«Взаимодействие с родителями обучающихся основной и средней школы» (включает разработку студентом конспекта родительского собрания на основе решения определённой педагогической ситуации, и видеозапись своего выступления как имитационный сюжет выступления по предложенной проблеме перед родителями).

Во-вторых, организация и участие студентов старших курсов в чемпионате Worldskills по компетенции «Преподавание в основной и средней школе» в нашей мастерской, который включает задания в виде модулей:

1.Модуль А. «Подготовка и проведение учебного занятия для обучающихся, в том числе с ОВЗ».

2. Модуль В. «Организация и реализация внеурочной деятельности».

3. Модуль C. «Разработка интерактивного обучающего средства».

4. Модуль D. «Организация эффективного взаимодействия с родителями».

5. Модуль E. «Организация эффективного взаимодействия с коллегами».

Отметим, что на демоэкзамене и во время чемпионата студенту предлагается определённое время для выполнения того или иного задания, что позволяет формировать у будущих учителей такое понятие как «тайм-менеджмент», распределять время на уроке и в процессе внеурочных мероприятиях, а также грамотно владеть их структурой содержания, что позволяет достигать цели и задачи поставленные перед учителем и учениками.

В-третьих, задания демоэкзамена и модули чемпионата включены в практические занятия дисциплин по педагогики, они обеспечивают эффективную и качественную подготовку студентов на с 1 по 3 курс ко всем видам практик кафедры педагогики.

Так на 1 курсе в рамках дисциплины «Введение в педагогическую деятельность», студенты учатся в нашей мастерской разрабатывать интерактивные образовательные ресурсы (Модуль С - задание из чемпионата) в рамках своей предметной области и педагогики.

На втором курсе по дисциплине «Теория и технология обучения» студенты 2 курса на лабораторных занятиях учатся проектировать, а на практических занятиях проводить урок (Модуль А - задание из чемпионата).

В течение третьего курса на лабораторных занятиях по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения» студенты разрабатывают контрольно-измерительные и диагностические средства (задание из демоэкзамена); на практических занятиях «Практикум по решению профессиональных задач» студенты проектируют и проводят внеурочное мероприятие (задание из демоэкзамена; для начало записывается видео реального сценария, чтобы оценить и проанализировать содержательный аспект разработанного мероприятия, и затем провести ее в очном или дистанционном формате со студентами младшего курса); также на этих практических занятиях студенты проектируют сценарий родительского собрания по предложенной теме или педагогической ситуации и записывают своё поэтапное решение на видео, потом проводят анализ созданного сюжета (Модуль D - задание из чемпионата).

В-четвертых, в мастерских «Преподавание в основной и средней школе», профессорско-преподавательский состав готовит студентов к педагогическим олимпиадам и конкурсам различных уровней. При помощи технологических средств мастерской проводятся онлайн-тестирование по олимпиадным заданиям, готовится видеовизитка команды в рамках конкурсного испытания «Ed-story», работа с электронным сервисом из области педагогической науки, решение педагогического онлайн-кроссворда,

В-пятых, с целью практической подготовки студентов к будущей профессии, в наших мастерских мы реализуем систему наставничества в следующих формах:

-старшекурсники-победители педагогических олимпиад и чемпионатов проводят профориентационные мероприятия на тему «Учитель - профессия птица», и уроки для студентов 1 -3 курсов с целью практического знакомства с будущей профессией и формирование высокой мотивации быть мастерами своего дела;

-для студентов 3-4 курсов учителя - победители конкурса «Учитель года», показывают мастер-классы - это обеспечивает «преемственность кадров, обмен знаниями между специалистами, обладающими уникальным опытом, и молодёжью» [1, с.4];

- в рамках практических занятий по дисциплинам студенты могут дистанционно подключаться и к урокам проводимые в школах учителями, а также проводить беседы с учениками на различные нравственные темы используя систему дистанционного обучения.

Необходимо отметить, что в мастерских студенты 4 курса разрабатывают и формируют методическую копилку для учителей школ по различным психолого-педагогическим темам, и создают социально значимые проекты. Поэтому в будущем наша мастерская может превратиться в образовательный инжиниринг - быть центром «генерации новых идей, способствующая внедрению инноваций» [4, с. 10].

В мастерских «Преподавание в основной и средней школе» проводится активная работа и с обучающимися психолого-педагогических классов, это:

- мастер-классы на такие темы как «Самопрезентация субъекта образования в публичном выступлении», «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся», «Первые шаги в науку», «Калейдоскоп профессий».

- интерактивные лекции на темы: «Диалог поколений: профессия учителя вчера, сегодня, завтра», «ЮНЕСКО-образование в современном мире», «Современные тенденции развития профессиональной структуры общества».

- квест «Коэффициент педагогического интеллекта».

- профориентационный квиз «БГПУ им. М. Акмуллы - старт в профессию» и др.

Таким образом, выше изложенный педагогический потенциал мастерской созданной на базе кафедры педагогики и проводимая в ней практико-ориентированные занятия для студентов Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы позволяет на высоком уровне подготовить их к будущей профессии, быть «способными к компетентной деятельности во всех областях жизни общества, и одновременно обладать актуальным педагогическим ресурсом, необходимым для решения главных задач в системе образования России на современном этапе её развития» [2, с.98]. Хорошо выстроенная работа профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики в мастерских позволяет в дальнейшем разработать концепцию и открыть центр развития компетенции с планируемым названием «Академия развития профессиональных компетенций будущих учителей "Соты"».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. В.П. Вейдт. Ключевые понятия федерального проекта «Учитель будущего»: постижение смыслов//Педагогика и психология образования. 2019. № 4. С.9-21.

2. Гительман Л. Д., Кожевников М. В. Центры компетенций - прогрессивная форма организации инновационной деятельности//Инновации. 2014. №10.С.92-98.

3. Гревцева Г.Я. Педагогическая мастерская как средство подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности//Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. №3. С.49-52.

4. Груздев М. В.,Тарханова И. Ю., Энзельдт Н. В. Образовательный инжиниринг: концептуализация понятия//Ярославский педагогический вестник.2019.№4. С.8-15.

5. Потехина Н.В., Жеребятникова Г.В. Педагогическая мастерская как технология как технология обучения студентов в вузе//Проблемы современного педагогического образования. 2021. №76-3. С.174-177.

REFERENCES

1. V.P. Veidt. Key concepts of the federal project "Teacher of the Future": comprehension of meanings//Pedagogy and psychology of education. 2019. No. 4. Pp.9-21.

2. 2. Gitelman L. D., Kozhevnikov M. V. Competence centers - a progressive form of organization of innovative activity//Innovation. 2014. No.10.Pp.92-98.

3. 3. Grevtseva G.Ya. Pedagogical workshop as a means of preparing a future specialist for professional activity//Modern Higher school: Innovative aspect. 2012. No.3. Pp.49-52.

4. Gruzdev M. V.,Tarkhanova I. Yu., Enzeldt N. V. Educational engineering: conceptualization of the concept//Yaroslavl Pedagogical Bulletin.2019.No.4. Pp.8-15.

5. Potekhina N.V., Zherebyatnikova G.V. Pedagogical workshop as a technology as a technology for teaching students at a university//Problems of modern pedagogical education. 2021. No. 76-3. Pp.174-177.

Информация об авторе

А.Х. Ахмедьянова — кандидат философских наук, ст. преподаватель;

Information about the author

A.H. Akhmedyanova - Candidate of Philosophical Sciences, senior lecturer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.