Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арасланова А. Т., Ахмедьянова А. Х.

В данной статье авторы раскрывают актуальные проблемы системы школьного образования, выделяя из них вопрос воспитания подрастающего поколения. В работе обосновывается факт о том, что в современной школе необходим инновационный подход в организации и управлении воспитательной системой с целью достижения национальных стратегических задач поставленных государством перед образованием. В этом направлении важную роль играет уровень профессиональной готовности самих педагогов. Авторы доказывают, что на сегодняшний день нет определённой эффективной вузовской программы для подготовки педагогов управлению и организации воспитательной системы школы. Поэтому предлагают концепцию и разработанную на основе нее новую магистерскую программу «Управление воспитательными системами в образовательных организациях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арасланова А. Т., Ахмедьянова А. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF TEACHING STAFF FOR THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN A MODERN SCHOOL

In this article, the authors reveal the actual problems of the school education system, highlighting the issue of educating the younger generation. The paper substantiates the fact that a modern school needs an innovative approach in the organization and management of the educational system in order to achieve the strategic objectives set by the state for education. In this direction, the level of professional readiness of teachers themselves plays an important role. The authors prove that today there is no specific effective university program for training teachers in the management and organization of the educational system of the school. Therefore, they propose a concept and a new master's program "Management of educational systems in educational organizations" developed on the basis of it.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

УДК 378.2

1 2

Арасланова Алия Талгатовна , Ахмедьянова Алина Халиловна

1 Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа,

Россия

1aliyatalg@mail.ru

2alina. axmedyanova.84@mail. ru

Автор, ответственный за переписку: Алина Халиловна Ахмедьянова, alina. axmedyanova.84@mail. ru

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В данной статье авторы раскрывают актуальные проблемы системы школьного образования, выделяя из них вопрос воспитания подрастающего поколения. В работе обосновывается факт о том, что в современной школе необходим инновационный подход в организации и управлении воспитательной системой с целью достижения национальных стратегических задач поставленных государством перед образованием. В этом направлении важную роль играет уровень профессиональной готовности самих педагогов. Авторы доказывают, что на сегодняшний день нет определённой эффективной вузовской программы для подготовки педагогов управлению и организации воспитательной системы школы. Поэтому предлагают концепцию и разработанную на основе нее новую магистерскую программу «Управление воспитательными системами в образовательных организациях».

Ключевые слова: воспитание, глобальные ценности, управление, организация, воспитательная система

1 2

Aliya T. Araslanova , Alina Kh. Akhmedyanova

12Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia

alina.axmedyanova.84@mail.ru

1 aliyatalg@mail.ru

2 alina.axmedyanova.84@mail.ru

The author responsible for the correspondence: Akhmedyanova Alina Khalilovna, alina.axmedyanova.84@mail.ru

TRAINING OF TEACHING STAFF FOR THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN A MODERN SCHOOL

Abstract.. In this article, the authors reveal the actual problems of the school education system, highlighting the issue of educating the younger generation. The paper substantiates the fact that a modern school needs an innovative approach in the organization and management of the educational system in order to achieve the strategic objectives set by the state for education. In this direction, the level of professional readiness of teachers themselves plays an important role. The authors prove that today there is no specific effective university program for training teachers in the management and organization of the educational system of the school. Therefore, they propose a concept and a new master's program "Management of educational systems in educational organizations" developed on the basis of it.

Keywords: education, global values, management, organization, educational system

Сегодня в современном российском обществе идёт активный процесс навязывания глобальных ценностей подрастающему поколению. В этом направлении основным

источником распространения псевдоценностей является интернет, где «специальная информация, предназначенная для молодёжи, призывает к аморальному образу жизни и модели поведения» [1, с.9].

В связи с данными негативными тенденциями в январе 2023 г. был пересмотрен Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики», в результате чего, принято решение о внесении определённых изменений в него, с целью предотвращения и борьбы с такими опасными явлениями для будущего России как «разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ослабление единства многонационального народа, снижение культурного уровня общества, рост агрессии, нетерпимости, атомизация общества, которая заключается в разрыве дружеских, семейных и соседских связей, рост индивидуализма, пренебрежения правами других, деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России» [5].

Значимая же роль в решении выше обозначенных проблем, Президент Российской Федерации отводит школьному образованию, делая акцент в своем докладе на то, что «в школу должно вернуться воспитание» [2, с. 92].

Исследователь А.К. Торосян утверждает: «Воспитание — важнейшее явление духовной жизни общества для всех времен и народов. Без воспитания немыслима жизнь человечества, т. к. его назначение — передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможно развитие человека» [4, с. 249]. Великий педагог-ученый А.С. Макаренко считает, что «воспитание - это счастливое дело, если оно хорошо организовано» [3, с.113]. Следовательно, организация и управление воспитательной системой школьного образования на сегодняшний день приобретает свою весомую актуальность.

С целью раскрытия основной идеи темы данной статьи, необходимо дать чёткое определение к каждой научной категории - «воспитательная система», «организация», «управление воспитательной системой».

Приведём два определения к первому нашему понятию «воспитательная система»:

-это динамичное явление, она индивидуальна в каждой образовательной организации [4, с. 250];

-она представляет собой целостное, социальное педагогическое явление, соединяющее в единый целенаправленный воспитательный процесс все явления внутренней и внешней жизни учреждения, которые обеспечивают полноценное развитие его субъектов» [4, с. 250].

Организация как функция управления формирует структуру организации как системы и обеспечивает её всем необходимым, то есть на этом этапе создаются условия для достижения целей процесса воспитания [4, с. 249].

Управление воспитательной деятельностью «представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля участников образовательного процесса, в тоже время планирование предполагает определение цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей [4, с. 249].

Мы полностью соглашаемся со следующим фактом: «Грамотно организованный процесс управления позволяет обеспечить воспитательной системе: целостность — за счет наличия всех уровней руководства; устойчивость — за счет оптимальной расстановки кадров; восприимчивость — включенностью в систему управления всех педагогов, обучающихся, их родителей; динамичность — за счет возможности саморазвития и самоорганизации, исходя из собственных потребностей, внешних и внутренних факторов» [4, с. 250].

Отметим, что традиционно в школе воспитательной системой управляет руководитель образовательного учреждения, а координирует воспитательную деятельность заместитель

директора по воспитательной работе, который каждодневно сталкивается с рядом

проблем: отсутствие реальных механизмов привлечения молодежи к вопросам формирования необходимых ценностей, действенных технологий, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания различного уровня, полезных курсов повышения квалификации в области воспитательной работы; усиление со стороны государства требований к деятельности классного руководителя, помощника директора по воспитанию и др.

Однако традиционный подход к управлению и организации воспитательной системой на сегодняшний день себя исчерпало, новая школа требует новый подход к проектированию воспитательной системой.

В связи с чем, возникает вопрос о подготовке или переподготовке педагогических кадров готовых организовать и управлять воспитательными системами в школах. К сожалению, сегодня отсутствуют подходящие образовательные программы на уровне высших образовательных учреждений, которые могут обеспечить качественную подготовку педагогов для организации деятельности в образовательных организациях в соответствии с требованиями к выполнению трудовых функций профессионального стандарта «Педагог» и профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». В данном направлении наш вуз - Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы предлагает новую магистерскую программу «Управление воспитательными системами в образовательных организациях».

Данная образовательная программа предназначена для подготовки и повышения профессионального мастерства заместителя директора по воспитательной работе, советника директора по воспитанию, классного руководителя, специалиста в области воспитания государственных органов управления.

Основные преимущества указанной программы:

- актуальность, фундаментальность;

- реализация направления от «нового» содержания до «новых» технологий и инструментов воспитательной работы;

- организация и управление жизненным циклом своего профессионального проекта (от идеи до «продажи» и масштабирования), создание портфеля проектов;

- уникальный набор модулей, дисциплин, веер элективных курсов, МООК -платформы;

- выстраивание индивидуального образовательного трека;

- организация экспертных сессий и стажировок в лучших ОО республики и страны.

К реализации содержания образовательной программы «Управление воспитательными системами в образовательных организациях» приглашены победители конкурса «Учитель года». По завершению программы каждый выпускник оснащен индивидуальным проектом, материалами, необходимыми для успешного участия в профессиональных конкурсах республики и за пределами ее.

Подготовка магистрантов осуществляется в специально оборудованных учебных площадках («Открытый класс», мастерская «Преподавание в основной и средней школе», коворкинг - центр).

Подготовка осуществляется по действующим нормам функционала заместителя директора ОО по воспитательной работе. Структурно профессиональная подготовка осуществляется по модулям:

- организационно-управленческий;

- проектный;

- педагогический;

- социально-психологический.

Первый модуль направлен на изучение нормативного обеспечения руководства воспитательными системами, современных методов управления организацией.

Второй модуль предполагает формирование у студентов умений проектирования воспитательных систем, программ воспитания, использование проектных методов

управления и организации педагогической деятельности.

Третий модуль призван познакомить с традициями воспитания, научить осуществлять воспитательное сопровождение трудных детей, использовать инструменты педагогического влияния со всеми субъектами образовательного процесса

Четвертый модуль раскрывает психологию воспитания, причины и результаты воспитательной деятельности, инструменты решения воспитательных задач.

В содержание программы входят обязательные для изучения дисциплины: «Развивающее наставничество», «Основы дизайн-проектирования», «Сюжетное стратегирование взаимодействия с родителями», «Теория и методика воспитательного процесса в образовательной организации», «Организация состязательной деятельности одаренных детей», «Взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной системы ОО», «Воспитательный потенциал бренда образовательной организации» и др.; МООК: «Механизмы реализации дополнительного образования в современной ОО», «Технологии работы с детьми группы риска», «Воспитание личности в коллективе», «Модели воспитывающей среды образовательной организации», «Стратегический менеджмент в воспитательной деятельности» и др.

К примеру, на площадке WS «Преподавание в основной и средней школе» осуществляется демонстрация навыков будущих специалистов - заместителей директора по воспитательной работе - по взаимодействию:

- с педагогическим коллективом;

- с родителями;

- обучающимися

Формы взаимодействия с обучающимися на площадке WS: виртуальная академия, митап, краудсорсинг, ворк-шоп, прокторинг, вебинарная комната, акселератор, видеоскрайбинг.

Пример задания - кейса:

1. Анализ нормативно-правового обеспечения управления воспитательной системой ОО (Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации», «Примерная программа воспитания 2021», ФГОС 2022, «Стратегия развития воспитания до 2025 г. РФ»).

2. Осуществить экспертизу предложенной воспитательной системы ОО. Критерии экспертизы прилагаются (В.А. Ясвин). З.Обоснование взаимосвязи компонентов воспитательной системы ОО. Модель воспитательной системы ОО 2022. Оборудование: PROClass система контроля и мониторинга качества знаний для анализа уровня восприятия и понимания изучаемого материала обучающимися или аналог

Перспективы после обучения - выпускник способен:

- организовать современный воспитательный процесс в образовательной организации в соответствии с образовательно-воспитательной политикой РФ;

- разрабатывать необходимую методическую документацию по воспитательной работе;

- осуществлять систематический контроль за качеством воспитательного процесса, работой кружков, секций, студий и других видов воспитательной работы, проводимой работниками школы;

- осуществлять просветительскую работу для родителей (законных представителей), принимать родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса;

- осуществлять контроль за индивидуальной воспитательной работой с детьми из неблагополучных семей;

-сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

-участвовать в разработке воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов;

- участвовать в разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов воспитательной работы школы;

-проектировать воспитательные системы в образовательных организациях при управлении организацией.

Таким образом, образовательная программа «Управление воспитательными системами в образовательных организациях» позволяет подготовить специалистов в области воспитания к эффективной работе с учетом современных требований.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.Амосова О.С. Асоциальное поведение молодежи: факторы, причины, методы профилактики и коррекции//Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. №9. С. 9-13.

2.Дмитрий Г.Л. «Возвращение» воспитания в школу//Школьные технологии.2010. №2. С.92-98.

3.Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. 365 с.

4.Торосян, А. К. Управление воспитанием в образовательном учреждении//Молодой ученый. 2020. № 8 (298). С. 249-250.

5.Указ Президента РФ от 25 января 2023 г. № 35 ' ' О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 " [Электронный ресурс]: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406130451/ (дата обращения: 11.02.23).

REFERENCES

1. Amosova O.S. Antisocial behavior of youth: factors, causes, methods of prevention and correction/Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University. 2017. No.9. Pp. 9-13. 2.Dmitry G.L. "Return" of education to school//School technologies.2010. No.2. Pp.92-98.

3.Makarenko A. S. Pedagogical essays: in 8 vols. Vol.1. M.: Pedagogy, 1983. 365 p.

4. Torosyan, A. K. Management of education in an educational institution//A young scientist. 2020. No. 8 (298). Pp. 249-250.

5.Decree of the President of the Russian Federation No. 35 dated January 25, 2023 "On Amendments to the Fundamentals of State Cultural Policy Approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 808 dated December 24, 2014"[Electronic resource]: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406130451 / (accessed: 11.02.23).

Информация об авторе

А.Т. Арасланова - кандидат педагогических наук, доцент;

А.Х. Ахмедьянова — кандидат философских наук, ст. преподаватель.

Information about the authors

A.T. Araslanova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

A.H. Akhmedyanova - Candidate of Philosophical Sciences, senior lecturer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.