Педагогические науки
Pedagogics
удк 37.01 doi: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-139-145
Формирование гармонично развитой личности обучающегося
в контексте кросс-культурного гуманитарного образования на основе взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности
А. Х. Ахмедьянова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
Введение. В статье представлена авторская интерпретация кросс-культурного гуманитарного образования, которая должна внедряться постепенно в систему школьного образования, как эффективная модель формирования гармонично развитой личности обучающегося, отвечающая требованиям нашего многонационального российского общества. Исследование проведено в Башкирском лицее № 1 города Учалы Республики Башкортостан. Цель. Выявление актуальных форм взаимодействия урочной и внеурочной деятельности в контексте кросс-культурного гуманитарного образования школы, способствующих формированию гармонично развитой личности обучающегося. Материалами и методами исследования стали: изучение литературы по данной теме исследования, педагогический опыт автора данной статьи, анализ проведенных занятий в школах, теоретическое и практическое моделирование кросс-культурного гуманитарного образования. Результат исследования показал эффективное и продуктивно-творческое взаимодействие урочных занятий по истории с деятельностью исторического кружка в контексте кросс-культурного гуманитарного образования школы. Такой процесс взаимодействия в образовательной среде школы непосредственно направлен на формирование гармонично развитой личности обучающегося путем включения обучающегося в различную созидательно-творческую деятельность, направленную непосредственно на этнокультурное взаимодействие, взаимообмен и на получение определенного культурного опыта, в ходе которого формируется развитое чувство толерантности, уважение и гуманные межкультурные отношения. В свою очередь толерантность, уважение и гуманные межкультурные отношения являются одними из главных духовно-нравственных качеств гармонично развитой личности, вырабатывающиеся на основе ценностей народов Российской Федерации, на основе исторических и национально -культурных традиций того или иного этноса. Следовательно, такую модель личности возможно получить лишь в образовательной среде, которая должна быть построена на основе культурно-исторического принципа, заложенного в основу кросс-культурного гуманитарного образования.
Ключевые слова: гармонично развитая личность, кросс-культурное гуманитарное образование, духовная личность, социокультурная идентичность.
The formation of a harmoniously developed personality
of a student in the context of cross-cultural humanitarian education based on the relationship of curricular and extracurricular activities
A. Kh. Akhmedyanova
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa
Introduction. The article presents the author's interpretation of cross-cultural humanitarian education, which should be gradually introduced into the school system as an effective model of the formation of a harmoniously developed personality of a student meeting the requirements of our multinational Russian society. The study was
© Ахмедьянова А. Х., 2019
conducted in the Bashkir Lyceum №1 of the town of Uchaly of the Republic of Bashkortostan. The purpose of the study is the identification of effective forms of interaction between curricular and extracurricular activities as the basis for the formation of a harmoniously developed personality of a student. Materials and methods of the study were: the study of literature on the research topic, the author's pedagogical experience, the analysis of classes held in schools, theoretical and practical modeling of cross-cultural humanitarian education. The results of the study showed the effective and productive-creative interaction of History lessons with the activities of the historical circle in the context of cross-cultural humanitarian education in schools. Such a process of interaction in the educational environment of school is directly aimed at the formation of a harmoniously developed personality of a student by involving him/ her in various creative activities aimed directly at ethno-cultural interaction, mutual exchange and at obtaining a certain cultural experience, during which a developed sense of tolerance, respect and humane intercultural relations are formed. In its turn, tolerance, respect, and humane intercultural relations are among the main spiritual and moral qualities of a harmoniously developed personality, developed on the basis of the values of the peoples of the Russian Federation, on the basis of the historical and national-cultural traditions of a particular ethnic group. Conclusions. Therefore, it is possible to obtain such a model of personality only in the educational environment, which should be based on the cultural and historical principle laid down on the basis of cross-cultural humanitarian education.
Keywords: harmoniously developed personality, cross-cultural humanitarian education, spiritual personality, socio-cultural identity.
В Конституции Российской Федерации сказано, что Россия является многонациональным государством, где издавна проживают бок о бок различные народы со своей самобытной культурой и историей. Данный феномен многонацио-нальности был обусловлен исторически, от которого и сегодня зависит благополучие и процветание нашей страны.
Так, одним из важных институтов, который ориентирован на формирование личности с развитым чувством толерантности, умеющей гармонично созидать мир и сохранять гармоничное сосуществование многонационального народа Российской Федерации, является школьная образовательная система. Именно здесь формируется главное качество подрастающего поколения -это качество гармонично развитой личности. Гармонично развитая личность - это прежде всего духовная личность, обладающая «знаниями, достаточными для формирования собственной социальной позиции» [9], основанная на морали, на доброте, нравственности, которые закладываются в личности благодаря воспитательно-образовательному процессу, строящемуся на культурно-историческом принципе.
Сам процесс формирования гармонично развитой личности обучающегося в современной школьной образовательной среде - это «специально организованная целенаправленная урочная и внеурочная деятельность, предполагающая
формирование умений сравнения и адаптации культурных ценностей в рамках межкультурного обмена и общения» [2, с. 249]. Для формирования подобной личности обучающегося необходимо внедрять новое образовательное направление в современную систему школьного образования, которое также было бы обусловлено многонациональным российским обществом. Автор статьи предлагает кросс-культурное гуманитарное образование.
Обратим внимание на понятие «кросс-культурное образование». «Кросс-культурное» состоит из двух слов «кросс» и «культура», где первое слово переводится с английского языка «пересечение», а второе слово имеет огромное количество переводов, но в целом означает «духовный и материальный мир», следовательно, «кросс-культурное» - это есть качественное пересечение культур различных национальностей. Тогда логически заключаем тот факт, что кросс-культурное образование в свою очередь - это эффективный процесс гармоничного взаимодействия этнокультур, с целью выработки высококультурных ценностей, толерантности и уважение к каждой личности, к его культуре и языку на основе жизнеформирующей категории -гуманности.
Гуманность - это «та ценность культуры, та сила, которая не позволяет людям истребить друг друга, гуманность как признание в другом -
человека, это область человеколюбия постепенно расширяла ареал своего влияния: от сочувствия ближайшему окружению - к заботе о представителях своего рода и племени, от них - к соседям, от семьи - к чужим; от этноса - к человечеству, понятому как предмет гуманистической забо-ты»1. Поэтому автор утверждает, что гуманность формируется в рамках кросс-культурного гуманитарного образования, которое ориентировано, с одной стороны, на приобретение «ценностно-смысловых основ личности обучающегося в процессе гармоничного созидания мира, познания истории и культуры, и создания ее новых форм» [4], а с другой стороны, ориентировано на обеспечение благоприятных педагогических условий и средств формирования духовной и культурной личности обучающегося.
Ученые доказали, что в целом гуманитарное образование и гуманитарные предметы в ракурсе кросс-культурной образовательной среды современной школы непосредственно «направлены на воспитание гражданственности и патриотизма у молодого поколения, а, вступая в социальную жизнь, личность обязана разделять ценности, господствующие в обществе: высокие морально-нравственные качества, общую языковую, правовую культуру, ценности гуманизма и экологического сознания» [5, с. 37].
С целью формирования гармонично развитой личности обучающегося в контексте кросс-культурного гуманитарного образования на основе взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности мы применили системно-деятельностный, аксиологический, гуманистический, этнокультурный, компетентностный, экзистенциональный и кросс-культурный подходы. Отметим, что в основе всех подходов лежит общий педагогический принцип - это развитие и саморазвитие качеств личности обучающегося на основе общечеловеческих ценностей, являющихся основными компонентами духовно-нравственной сущности личности.
Так, системно-деятельностный подход ориентирован на формирование гармонично развитой личности обучающегося в ходе его включения в различную творческую деятельность, в которой он получает необходимые знания и умения, а значит, определенные навыки для решения различных проблем.
1 Швачкина Л.А. Гуманность в контексте культурных традиций Востока и Запада : дис. ... д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 2011. 268 с. С. 3.
Теоретическое обоснование значимости аксиологического и гуманистического подходов проблемы формирования гармонично развитой личности обучающегося во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности излагает Н. Е. Щурко-ва в своей «Программе воспитания школьников». Она отмечает, что данные подходы обуславливают эффективность взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности как полноценную образовательную деятельность обучающегося, «основанную на общечеловеческой культуре; как процесс освоения, усвоения и присвоения мира обучающимся, входящим в этот мир через культуру; содержание самой образовательной деятельности как системы отношений к ценностям, а знаний и умений, полученных в образовательной деятельности — как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром»2.
Этнокультурный подход раскрывает взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности прежде всего как воспитательный процесс, который строится на основе культуры своего народа и инокультур. Румынский ученый А. Тэнасе правильно утверждает, что педагогам необходимо принять во внимание в образовательной деятельности обучающегося культуру как социальное явление, так как «центральным явлением культуры, во-первых, выступает сам человек как субъект культурного процесса любого исторического периода; во-вторых, громадную роль в обществе играют процессы освоения ценностей культуры, их распределения, воспроизводства и умножения, передачи опыта и накопленных ценностей новыми поколениям, т. е. все процессы собственной жизни культуры, ее экстенсивного распространения, регионального синтеза путем взаимодействия с другими культурами» [6, с. 7-8].
Компетентностный подход в системе школьного и дополнительного образования был обсужден в июне 2018 г. на Международном консорциуме, где были показаны различными западными и восточными странами педагогический опыт развития гармонично развитой личности выпускников школы. Главная проблема на консорциуме - какими ключевыми компетенциями и каким уровнем грамотности должен обладать выпускник школы. Были предложены ключевые компетенции и формы кросс-культурной грамотности,
2 Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. 48 с. С. 1-2.
которые «1) связаны с мышлением или образовательные компетенции (развитие критического креативного мышления, способности использования знаний, умений, навыков, личностных качеств); 2) связаны с социальным и эмоциональным взаимодействием с окружающими (кооперация, коммуникация); 3) связаные с саморегулированием (умение планировать, адаптироваться, учиться самостоятельно и др.); 4) социально-трудовые (эффективное действие в трудовой деятельности, ориентирование на рынке труда, владение нормами, различными способами, определенными социальными средствами с целью социального взаимодействия). Две формы кросс-культурной грамотности: 1) грамотность как навык использования инструментов (читательская и математическая грамотность, а также новый важнейший вид грамотности - цифровая); 2) грамотность как владение базовым понятийным аппаратом той или иной сферы (финансовая, правовая, экологическая, медицинская грамотность и др.). Неграмотность в этих областях означает, что человек не способен полноценно использовать культурные возможности, предоставляемые ему современным обществом, что ведет к углублению социального неравенства и социальному исключению уязвимых категорий населения и в перспективе - к социальной нестабильности»1.
Следующей подход - это экзистенциальный подход, ориентированный на наполнение жизни личности такими культурными ценностями, которые бы служили смыслом жизни, являлись бы неким жизненным проектом и определяли правильный выбор личности в жизни. Такая личность, непременно, должна быть неконфликтной, гармоничной и гуманной.
Кросс-культурный подход обосновывает формирование гармонично развитой личности обучающегося в контексте кросс-культурного гуманитарного образования сквозь призму передачи собственного культурного опыта, формирования развитого чувства эмпатии, толерантности, понимания культурной психологии и поведения этноличности в инокультурной среде.
Выше приведенные подходы в формировании гармонично развитой личности обучающегося в контексте кросс-культурного гуманитарного
1 Международный консорциум обсуждает компетенции, которыми должен обладать выпускник школ. URL: https://ioe.hse.ru/news/206854708.html
образования на основе взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности мы рассмотрим на примере Башкирского лицея № 1 города Учалы Республики Башкортостан, где покажем простейший пример эффективного и продуктивно-творческого взаимодействия урочных занятий по истории с деятельностью исторического кружка.
Для начала отметим, что урочная деятельность - это занятия в рамках определенного времени, оно включено в школьное расписание, это четко планированный учебно-воспитательный процесс, строгий контроль и результат2.
Внеурочная деятельность - это деятельность, созданная на альтернативной основе в рамках основного базисного учебного плана, организуется участниками учебно-воспитательного процесса и непосредственно отличается от урочной деятельности тем, что внеурочные занятия преимущественно практикуют различные виды занятий3.
История - это учитель всего человечества. Как писал И. А. Ильин: «Единый и великий Предмет истории заключается в служении некоему высшему Делу на земле, Божьему Делу. И вот в его живую предметную ткань мы и должны включить нашу личную жизнь. Ткань этого Дела реально присутствует во всем: и в природе, и в человеке; в самом человеке (в теле, в душе и в духе) и в его культуре; в индивидуальной жизни и в народной жизни; в семье и воспитании; в церкви и вере; в труде и хозяйстве; в праве и государстве; в науке и искусстве; в деяниях воина и в деяниях монаха. Надо научиться воспринимать ее, видеть ее, радоваться ей, пребывать в ней и служить ей» [3, с. 145], поэтому нет сомнения в том, что с момента появления человеческой цивилизации история являлась и является одним из важных педагогических «инструментов» формирования гармонично развитой личности обучающегося, с такими приоритетными задачами, как воспитание духовно-нравственных, общеинтеллектуальных, общекультурных основ в личности.
С целью формирования гармонично развитой личности обучающегося в контексте урочной деятельности по предмету «история» и получение более эффективных результатов по данному предмету был организован кружок «Занимательная история». Этот кружок посещают учащиеся,
2ФГОС. URL: https://fgos.ru/
3 Там же.
находящиеся на ступени основного общего образования.
Методика проведения кружковой работы ориентирована на тематическом разнообразии. Кружковая программа непосредственно охватывает возрастную категорию с 12 до 18 лет, но основная масса в возрасте 12-16 лет, и предоставляет возможность каждому ребенку реализовать себя в той или иной творческой деятельности. Количество детей в данном кружке 15 человек.
Отметим и тот факт, что этот кружок посещают ребята различной этнической принадлежности, это позволяет в свою очередь максимально создавать эффект кросс-культурного гуманитарного образования, так как темы занятий в кружке определяются в рамках изучения культурно-исторического прошлого данных этнических групп.
Работа кружка состоит из двух направлений -это исследовательское и методическое направление, исходя из этого, созданы две кружковые подгруппы. Так, первая группа исследовательского направления называется «Юный следопыт». Группа состоит из семи человек, различных национальностей: из них один украинец, двое русских, один армянин, один азербайджанец, один башкир и один татарин.
Основная задача данной группы - это поиск, систематизация и апробация, в результате поисково-исследовательской работы, материалов по той или иной теме в рамках предмета «История». Учитель, который является руководителем группы, дает юным следопытам опережающее задание на самую актуальную военно-историческую тему, например, на тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.». Так, один из членов кружка исследует причины, основные события и итоги Великой Отечественной войны, а остальные ребята, исходя из своей этнической принадлежности, исследует вопрос о вкладе своего народа в победу над фашизмом, о роли «народного тыла» в годы войны, о героических подвигах солдат. В ходе систематизации полученных материалов каждый кружковец по своей теме готовит доклад, презентацию и зачетные вопросы по теме выступления. Такая форма совместной работы учителя истории и кружковой группы «Юный следопыт», довольно легко и доступно позволяет объяснить тему войны учащимся 9 и 11 классов, глубоко проникнуться в военную атмосферу тыла и фронта, почувствовать дух
патриотизма и мужество всех солдат и всего многонационального народа Советского Союза.
Подобные урочные занятия по истории во взаимосвязи с внеурочной кружковой работы отвечает основным требованиям Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории, которая «направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации»1.
При этом в организации кружковой работы присутствует и региональный компонент, который раскрывает историю «на многоуровневой основе: как история государства, его регионов, народов и социальных групп, история семьи и человека и так далее. Это способствует самоидентификации учащихся как граждан своей страны, края, города, членов определенных этнических и религиозных общностей. Учащиеся приобретают опыт изучения различных источников информации об истории России, родного края»2. Следовательно, исследовательская деятельность данного кружка ориентирована на то, чтобы ученик смог успешно овладеть исследовательскими умениями с целью удовлетворения своих духовных потребностей, выражающихся в непрерывном желании «самопознания, развития необходимых современному человеку качеств гармонично развитой личности - это психологическая грамотность, культура мышления, привития духовно-нравственных ценностей и морального поведения» [1, с. 152].
Необходимо отметить эффективность и качество работы кружка «Юный следопыт». Ребята имеют огромное количество научно-исследовательских работ, которые апробируются на муниципальной и республиканской краеведческой конференции «Отечество», являются победителями и призерами муниципального конкурса проектов «Визитные карточки родных улиц», республиканского фестиваля-проектов «Горжусь тобой,
1 Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории. URL: http://mosmetod.ru/files/metod/ srednyaya_starshaya/istor/Koncepcia_final.pdf
2 Там же.
родной Башкортостан!», республиканского конкурса на лучшее знание государственной символики России и Республики Башкортостан, всероссийского конкурса исследовательских работ по теме «Человек в истории. Россия -21 век» и так далее.
Вторая подгруппа кружковцев «Юный методист». Состав группы 8 человек. По этническому составу - двое башкир, один татарин, трое украинцев, один армянин, один русский. «Ребята-методисты» создают огромное количество методических пособий в виде брошюрок с викторинами по темам, связанных с культурой, традициями и обычаями тюркских, славянских и кавказских народов, проживающих в нашей Республике Башкортостан. Эти викторины с большим успехом апробируются на уроках истории и истории культуры Башкортостана, башкирского языка и литературы в городских и сельских школах нашего Учалинского района.
Сами составители вопросов викторин становились не раз призерами районно-городских и всероссийских конкурсов викторин, таких как «Учалы-золотая колыбель» и «Знатоки своего края», посвященных нашему земляку - военному деятелю Мусе Муртазину; Всероссийской исторической викторине «Культура и традиции народов мира: Русский народ».
Кружковцы составляют и самостоятельно тестовые задания по истории многонационального народа России с целью самостоятельной подготовки их к участию на олимпиадах различных уровней. Например, «юные методисты» являются постоянными победителями и призерами
таких республиканских и Всероссийских олимпиад как «Я помню, я горжусь», «Летописец», «Пятерочка», «Энциклопедист», «Олимпус» и так далее. Участие в таких олимпиадах и викторинах позволяют формировать высокоинтеллектуальную гармоничную личность, с крепким гуманитарным знанием и опытом, которые помогают личности обучающегося «оформиться в особую сферу духовной культуры человечества со своим языком, мировоззрением, системой правил и отношений» [7, с. 232].
Следовательно, формирование гармонично развитой личности обучающегося в контексте кросс-культурного гуманитарного образования на основе взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности позволяет развить «культурную компетентность личности на уровень проникновения в сущность культуры и истории других народов; делает возможным самостоятельное и ответственное принятие решений в сфере межкультурного взаимодействия; умение самостоятельно ориентироваться и свободно перемещаться в пространстве культурного многообразия» [8, с. 71]. В этом мы убедились в ходе изложенного материала в данной статье на примере взаимосвязи урочной работы по предмету «История» с внеурочной работой кружка «Занимательная история», направленной на формирование в подрастающем поколении развитых чувств патриотизма, четкой гражданской позиции и активной творческой личности, ответственной, добросовестной, направленной на гармоничное созидание духовного и материального мира.
Литература
1. Акинина Л.И., Емельянова И.А., Игумнова Е.В., Секишева ТА. Исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся // Молодой ученый. 2017. № 41. С. 152-153. URL: https://moluch.ru/archive/175/45901/ (дата обращения: 23.02.2019).
2. Зайцева В.А. Кросскультурная компетенция как условие успешного межкультурного общения // Теория и практика профессионально ориентированно обучения иностранным языкам : материлы VIII Международной научно-практич. конф. Минск : Международный университет «МИТСО», 2015. С. 249-252.
3. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов : в 2 т. М. : Рарогъ, 1992. Т. 2. 343 с.
4. Льянова Х.Б. Формирование эстетической культуры младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1239 (дата обращения: 18.02.2019).
5. Рыбакова М.В., Зернова Л.П., Матраева А.Д. Гуманитарные дисциплины как средство формирования общекультурных компетенций студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история : сб. ст. по материалам XXXVII междунар. научно-практич. конф. № 5 (37). Новосибирск : СибАК, 2014. С. 34-50.
6. Тэнасе А. Культура и религия : пер. с румын. М. : Политиздат, 1975. 127 с.
7. Фролова Н.Н. Язык и духовная культура общества // Молодой ученый. 2014. № 5. С. 232-235. URL: https://moluch.ru/archive/64/10093/ (дата обращения: 18.02.2019).
8. Чернякова Н.С. Гуманитарная образованность как качество личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3. С. 69-71.
9. Шевченко Л.А. Гармоничное развитие личности // Актуальные проблемы современной науки. 2006. № 6. URL: http://naukarus.com/garmonichnoe-razvitie-lichnosti (дата обращения: 18.02.2019).
1. Akinina L.I., Emelyanova I.A., Igumnova E.V., Sekisheva T.A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya lichnosti uchashchikhsya [Research activity as a means of personal development of pupils]. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2017, no. 41, pp. 152-153. Available at: https://moluch.ru/archive/175/45901/ (accessed 27.02.2019).
2. Zaitseva V.A. Krosskul'turnaya kompetentsiya kak uslovie uspeshnogo mezhkul'turnogo obshcheniya [Cross-cultural competence as a condition of successful intercultural communication]. Teoriya i praktika professionals orientirovannogo obucheniya inostrannym yazykam : materialy VIII Mezhdunarodnoi nauchno-praktich. konf. = Theory and practice of professionally oriented foreign language teaching. Materials of the VIII International scientific-practical conference, Minsk, International University "MITSO", 2015, pp. 249-252.
3. Ilyin I.A. Nashi zadachi. Istoricheskaya sud'ba i budushchee Rossii. Stat'i 1948-1954 godov: v 2 t. [Our tasks. The historical fate and future of Russia. Articles of years 1948-1954: in 2 volumes]. Vol. 2, Moscow, Rarog", 1992, 343 p.
4. Lyanova Kh.B. Formirovanie esteticheskoi kul'tury mladshikh shkol'nikov [Formation of aesthetic culture of primary school pupils]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii = Modern scientific researches and innovations, 2011, no. 3. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1239 (accessed 18.02.2019).
5. Rybakova M.V., Zernova L.P., Matraeva A.D. Gumanitarnye distsipliny kak sredstvo formirovaniya obshchekul'turnykh kompetentsii studentov [Humanities as a means of forming students' common cultural competencies]. Aktual'nye voprosy obshchestvennykh nauk: sotsiologiya, politologiya, filosofiya, istoriya : sb. st. po materialam XXXVII mezhdunar. nauchno-praktich. konf. = Topical issues of social sciences: sociology, political science, philosophy, history. Collection of articles on materials of the XXXVII International scientific and practical conf., no. 5 (37), Novosibirsk, SibAK, 2014, pp. 34-50.
6. Tenase A. Kul'tura i religiya : per. s rumyn. [Culture and religion : translated from Romanian]. Moscow, Politizdat, 1975, 127 p.
7. Frolova N.N. Yazyk i dukhovnaya kul'tura obshchestva [Language and spiritual culture of society]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2014, no. 5, pp. 232-235. Available at: https://moluch.ru/archive/64/10093/ (accessed 18.02.2019).
8. Chernyakova N.S. Gumanitarnaya obrazovannost' kak kachestvo lichnosti [Humanitarian education as a quality of personality]. Aktual'nyeproblemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Actual problems of the Humanities and Natural Sciences, 2015, no. 3, pp. 69-71.
9. Shevchenko L.A. Garmonichnoe razvitie lichnosti [Harmonious development of personality]. Aktual'nye problemy sovremen-noi nauki = Actual problems of modern science, 2006, no. 6. Available at: http://naukarus.com/garmonichnoe-razvitie-lichnosti (accessed 18.02.2019).
References
Статья поступила в редакцию 25.02.2019 г.; принята к публикации 30.03.2019 г.
Submitted25.02.2019; revised30.03.2019.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Citation for an article:
Ахмедьянова А. Х. Формирование гармонично развитой личности обучающегося в контексте кросс-культурного гуманитарного образования на основе взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 2. С. 139-145. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-139-145
Akhmedyanova A. Kh. The formation of a harmoniously developed personality of a student in the context of cross-cultural humanitarian education based on the relationship of curricular and extracurricular activities. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 2, pp. 139-145. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-139-145 (In Russ.).
Об авторе
Ахмедьянова Алина Халиловна
кандидат философских наук, докторант, Башкирский педагогический университет им. Акмуллы, г. Уфа, [email protected]
About the author Alina Kh. Akhmedyanova
Ph. D. (Philosophy), Doctoral student, Bashkir Pedagogical University named after M. Akmulla,
Ufa, alina. axmedyanova. [email protected]