Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЧНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ / КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ / КУЛЬТУРА КАК КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ДИАЛОГ С ИСТОРИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедьянова А.Х.

В статье раскрывается современная модель образовательной среды - это кросс-культурная образовательная среда, которая определяется как диалогическое пространство эффективного формирования гармонично развитой личности обучающегося в школьной системе образования. В качестве методической системы проектирования кросс-культурной образовательной среды автор определяет интерактивные методы и формы обучения, а также определенный кросс-культурный учебный материал. Учеными установлено - интерактивность есть средство организации диалога и в процессе живого, и в процессе информационно-технологического общения. Интерактивные методы и формы обучения обеспечивают с одной стороны внутренний диалог, с другой стороны - полилог. Кросс-культурный учебный материал - это материал, который включает в себя культурно-историческую ценность, информацию, факты и события субъектов образовательного процесса, являющихся представителями различных национальностей. Автор статьи показал реализацию педагогических условий формирования гармонично развитой личности обучающегося в рамках предмета «История» с позиции кросс-культурности. Был проведен урок-конференция, где учащиеся общеобразовательного учреждения рассказали и обсудили военные подвиги, военную жизнь своих родственников, узнали много интересных фактов об участии в войне многонационального народа Советского Союза. Экспериментально-опытным путем было установлено, что процесс образования в кросс-культурной образовательной среде современной школы обуславливает формирование следующих структурных компонентов - культуры как когнитивный компонент, исторической памяти как аксиологический компонент и ценностной ориентации как деятельностный компонент, которые в совокупности образуют гармонично развитую личность обучающегося. Сделан вывод о соответствии поставленных целей и задач с полученными результатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедьянова А.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATIONS OF A HARMONIOUSLY DEVELOPED STUDENT’S PERSONALITY IN THE CROSS-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN SCHOOL

The article reveals the modern model of the educational environment - it’s a cross-cultural educational environment, which is defined as a dialogical space for the effective formation of a harmoniously developed personality of a student in the school education system. As alternative pedagogical conditions for designing a cross-cultural educational environment, the author defines interactive methods and forms of teaching, as well as a certain cross-cultural educational material. Scientists have established that interactivity is a means of organizing a dialogue both in the process of live and in the process of informational and technological communication. Interactive methods and forms of training provide an internal dialogue on the one hand, and a polylogue on the other. Cross-cultural educational material is a material that includes cultural and historical value, information, facts and events of the subjects of the educational process which are the representatives of different nationalities. The author of the article showed the implementation ofpedagogical conditions for the formation of a harmoniously developed personality of a student in the framework of the subject "History" from the position of cross-culture. A lesson - conference was held, where students of the general education institution told and discussed the military exploits and military life of their relatives, and learned many interesting facts about the participation of the multinational people of the Soviet Union. It was found experimentally that the process of education in the cross-cultural educational environment of a modern school determines the formation of the following structural components in the student’s personality - culture as a cognitive component, historical memory as an axiological component, and valuable orientation as an activity component, which together form a harmoniously developed personality. The conclusion is made about the compliance of the set goals and objectives with the results obtained.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

УДК 371

Реализация педагогических условий формирования гармонично развитой личности обучающегося в кросс-культурной образовательной среде современной школы

Implementation of pedagogical conditions for the formations of a harmoniously developed student's personality in the cross-cultural educational environment of a modern school

Ахмедьянова А.Х., Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Башкирский государственный педагогический университет имениМ. Акмуллы, alina.axmedyanova.84@mail.ru

Akhmedyanova А., Federal State Budgetary Educational Institution of Higher education Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, alina.axmedyanova.84@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.020

Ключевые слова: гармонично развитая личность, кросс-культурная образовательная среда, диалогическая форма обучения, интерактивные методы и формы, культура как когнитивный компонент, историческая память, ценностная ориентация, педагогические условия, кросс-культурный учебный материал, диалог поколений, диалог культур, диалог с историческим текстом.

Keywords: a harmoniously developed personality, cross-cultural educational environment, dialogic form of teaching, interactive methods and forms, culture as a cognitive component, historical memory, valuable orientation, pedagogical conditions, cross-cultural educational material, dialogue of generations, dialogue of cultures, dialogue with the historical text.

Аннотация. В статье раскрывается современная модель образовательной среды - это кросс-культурная образовательная среда, которая определяется как диалогическое пространство эффективного формирования гармонично развитой личности обучающегося в школьной системе образования.

В качестве методической системы проектирования кросс-культурной образовательной среды автор определяет интерактивные методы и формы обучения, а также определенный кросс-культурный учебный материал.

Учеными установлено - интерактивность есть средство организации диалога и в процессе живого, и в процессе информационно-технологического общения.

Интерактивные методы и формы обучения обеспечивают с одной стороны внутренний диалог, с другой стороны - полилог.

Кросс-культурный учебный материал - это материал, который включает в себя культурно-историческую ценность, информацию, факты и события субъектов образовательного процесса, являющихся представителями различных национальностей.

Автор статьи показал реализацию педагогических условий формирования гармонично развитой личности обучающегося в рамках предмета «История» с позиции кросс-культурности. Был проведен урок-конференция, где учащиеся общеобразовательного учреждения рассказали и обсудили военные подвиги, военную жизнь своих родственников, узнали много интересных фактов об участии в войне многонационального народа Советского Союза.

Экспериментально-опытным путем было установлено, что процесс образования в кросс-культурной образовательной среде современной школы обуславливает формирование следующих структурных компонентов - культуры как когнитивный компонент, исторической памяти как аксиологический компонент и ценностной ориентации как деятельностный компонент, которые в совокупности образуют гармонично развитую личность обучающегося. Сделан вывод о соответствии поставленных целей и задач с полученными результатами.

Abstract. The article reveals the modern model of the educational environment - it's a cross-cultural educational environment, which is defined as a dialogical space for the effective formation of a harmoniously developed personality of a student in the school education system.

As alternative pedagogical conditions for designing a cross-cultural educational environment, the author defines interactive methods and forms of teaching, as well as a certain cross-cultural educational material.

Scientists have established that interactivity is a means of organizing a dialogue both in the process of live and in the process of informational and technological communication.

Interactive methods and forms of training provide an internal dialogue on the one hand, and a polylogue on the other.

Cross-cultural educational material is a material that includes cultural and historical value, information, facts and events of the subjects of the educational process which are the representatives of different nationalities.

The author of the article showed the implementation ofpedagogical conditions for the formation of a harmoniously developed personality of a student in the framework of the subject "History" from the position of cross-culture. A lesson - conference was held, where students of the general education institution told and discussed the military exploits and military life of their relatives, and learned many interesting facts about the participation of the multinational people of the Soviet Union.

It was found experimentally that the process of education in the cross-cultural educational environment of a modern school determines the formation of the following structural components in the student's personality - culture as a cognitive component, historical memory as an axiological component, and valuable orientation as an activity component, which together form a harmoniously developed personality. The conclusion is made about the compliance of the set goals and objectives with the results obtained.

Введение. На сегодняшний день в среде подрастающего поколения ярко выражены такие негативные тенденции как агрессивность, склонность к суициду, апатия к окружающему миру, эгоцентризм, пассивность, безразличие к судьбе своего народа, к стране и к самому себе. Поэтому актуальным является вопрос формирования современной модели гармонично развитой личности, которая могла бы противостоять разрушительным тенденциям глобального мира. Следовательно, нам необходимо определить основные качества личности, которые гармонизировали бы ее человеческую сущность.

Изученность проблемы. Категория «гармонично развитая личность» всегда оставалась одной из актуальных проблем различных наук, которую и по сей день до конца не раскрыли и не установили ее точные критерии. Так в философии подобная модель личности определялась как «личность, имеющая духовно-душевную гармонию»[1, с. 131]; в психологии -это «личность, имеющая духовно-нравственную сущность» [2, с.14]; в педагогике - это «личность, имеющая определенное воспитание и образование, придающие ей гармоничный образ» [3, с.94-95].

Ученые-педагоги во все времена формирование гармонично развитой личности обуславливали прямо пропорционально в зависимости от образовательной среды школы.

Поэтому будет целесообразна дальнейшая разработка проблемы формирования гармонично развитой личности с позиции средового подхода, так как на сегодня образовательная среда школы к сожалению не выдерживает давление со стороны

инновационных технологий, она не может противостоять визуализации бытия школьника, обеспечить соразмерность воспитательного и образовательного процесса подрастающего поколения, духовной и психологической ее деградации. Следовательно, требуется поиск альтернативной инновационной модели образовательной среды, которая будет обеспечивать прежде всего развитие таких качеств личности выпускника школы как человека культуры с высоким интеллектом и определенными ценностями, реализующая себя в духовной деятельности, способная созидать, гармонично жить в поликультурном обществе и адаптироваться в любой ситуации.

Научная новизна статьи заключается в том, что впервые рассмотрен процесс введения в школьную практику инновационной модели образовательной среды - это кросс-культурная образовательная среда, обоснованная нами как эффективная конфигурация образования личности в призме диалога представителей различных культур в контексте познания истории.

Цель статьи - обосновать педагогические условия формирования гармонично развитой личности обучающегося в кросс-культурной образовательной среде современной школы.

Задачи исследования:

определить педагогический потенциал кросс-культурной образовательной среды на основе интерпретативного анализа;

- обосновать сформированность основных компонентов личности обучающегося в учебно-образовательном процессе в условиях кросс-культурности как критерии ее гармоничности;

- разработать концепт методической

системы моделирования образовательной среды;

кросс-культурной

показать на практике реализацию педагогических условий формирования гармонично развитой личности обучающегося в кросс-культурной образовательной среде;

- сделать вывод по полученным результатам реализации кросс-культурной образовательной среды как инновационной педагогической модели формирования современного идеала гармонично развитой личности подрастающего поколения.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в реализации кросс-культурной образовательной среды как диалогическое образовательное пространство на основе интерактивных методов и форм обучения, кросс-культурного учебного материала.

Методологическую основу исследования определили:

- диалогический подход, обосновывающий диалог как условие организации учебно-образовательного процесса в кросс-культурной образовательной среде [4, с.35];

личностно-ориентированный подход, «рассматривающий школьное образование как главную ступень приобретения ценностно-смысловой ориентации личностью

обучающегося» [5, с.112];

культурно-исторический подход, который акцентирует внимание на создание психолого-педагогических условий культурного диалога в контексте исторической науки [6, с.386];

- деятельностный подход, сторонники которого «в центр системы образования ставят научно-исследовательскую деятельность, в процессе которого происходит образовательное погружение личности ребенка в диалог культур в качестве звена этого мира, его причинно-следственных и функциональных связей; и доказывают, что именно через научно-исследовательскую деятельность человек достраивает самого себя и свою жизнь, придает самому себе и ей полноту, завершенность» [7, с.152].

На первом этапе исследования мы провели интерпретативный анализ категории «кросс-культурная образовательная среда» с целью определения педагогического потенциала данной среды в сфере школьного образования, и предполагаемых компонентов, которые будут сформированы в данной образовательной среде у личности обучающегося в качестве основных показателей ее гармоничности.

В первую очередь мы выяснили этимологическое содержание термина «кросс-культурность» с позиции лингвистики. Так «кросс» с английского переводится как «крест, пересекать, перекрестье, скрещивание, пересечение» [8]. В научной литературе «кросс-культурность» имеет следующие смысловые значения - это «общение представителей различных культур; пересечение культур разных национальностей; коммуникация и

сотрудничество на стыке культур; на пересечение культур; войти через диалог на знание инокультур» [9, с.112]. Учитывая факт того, что культура сопряжена с прошлым, можно заключить, что кросс-культурная образовательная среда моделируется в плоскости образовательного пространства, которая проектируется как дидактическое условие преднамеренного «столкновения» личности с прошлой историей своих предков, и с культурно-историческими контекстами самих субъектов образовательного процесса - обучающихся различных национальностей в определенной практической образовательной деятельности, направленных на познание себя и инокультур, что позволяет сравнить найти общие черты культуры и явления, раскрывающие общую судьбу поликультурного российского общества. Следовательно, кросс-культурная

образовательная среда должна проектироваться как диалогическое образовательное пространство.

Европейские ученые утверждают, что «кросс-культурная образовательная среда эффективно реализуется с позиции диалогового обучения в рамках исторической дисциплины» [10].

Социологи определили историю как «предмет, который учит искусству понимания другой индивидуальности, другую этнокультуру, историю, развивают способности их интерпретировать, а полученные культурные знания использовать как основу созидания гармонии» [11, с.18]. История есть универсальная дисциплина, обеспечивающая «инкультурацию личности на основе диалога» [12, с. 11].

С авторской позиции в кросс-культурной образовательной среде в призме изучения истории должны сформироваться такие компоненты, как культура, историческая память и ценностная ориентация - это те качества, которые в совокупности определяют личность обучающегося как гармонично развитую личность.

Культура формируемой личности является когнитивным компонентом, который включает в себя универсальные знания. В понятие «универсальные знания» входят такие знания,

которые «приближают личность обучающегося к гармонии бытия» [13, с. 91]. Культура как код универсальных знаний состоит из духовных и нравственных знаний:

- духовные знания «есть суть духовного совершенствования личности, они обеспечивают устойчивое развитие личности, эти знания формируются внутри человека как всевидящее око» [14, с.456]; к духовным знаниям относятся «научные, религиозные, культурные,

определяющие развитие человечности в человеке» [15, с.92];

нравственные знания - знания о

ценностях, выступающих опорой гармонии и человеческой жизни, носители культурных смыслов.

Историческая память есть «педагогический механизм, направленный на регулярное воспроизводство обществом культуры как когнитивного концепта, обеспечивающего гармоничную социализацию новых поколений в поликультурном пространстве» [16, с.37]. Исходя из этого, историческая память носит ценностно-смысловую нагрузку в нашей модели и определяется в качестве аксиологического компонента.

Ценностная ориентация «позволяет выстроить стратегию жизнедеятельности, «ориентирует личность, является ядром мотивации» [17, с.40]. Ценностная ориентация выступает «основным каналом превращения ценностей, знаний и социального опыта в стимулы и мотивы практического поведения, выполнения определенных видов деятельности, которые позволяют прежде всего транслировать и приумножать культурно-историческое наследие многонационального российского общества и совершать добродетельные поступки,

направленные на преобразование личностью окружающих и себя» [18, с.176]. Ценностная ориентация - основа деятельностного компонента.

В совокупности перечисленные компоненты развивают этническую, национальную, гражданскую и общечеловеческую идентичность и высокий уровень осознания своей роли в жизни общества и государства личности обучающегося. Идентичность - залог социально-политической гармонии.

На втором этапе был разработан авторский концепт методической системы моделирования педагогических условий образовательной среды в школе с позиции кросс-культурности.

Методическая система - это «целостная модель педагогической деятельности, выступающая ориентировочной основой

оптимизации образовательного процесса, технологичность которого задается отбором содержания, методов, форм и средств обучения, установлением связей между ними в соответствии с выбранной целью» [19, с. 10].

На первом этапе нашего исследования мы утвердили, что кросс-культурная образовательная среда - это диалогическое образовательное пространно, поэтому учебно-образовательный процесс должен быть организован на основе диалогической формы обучения. Исходя из этого, мы предполагаем, что наиболее актуальными методами и формами обучения, обеспечивающи диалог личности обучающегося, являются интерактивные методы и формы обучения.

Ученые следующим образом сгруппировали интерактивные методы и формы обучения, это:

- методы и формы, обуславливающие построение внутреннего диалога субъектов ообразовательного процесса: эссе, научные работы, статьи, творческие работы, анализ текста;

- методы и формы, обеспечивающие полилог в ходе общения нескольких субъектов образовательного процесса - конференции, круглый стол, дебаты, игры, лекции, поисково-исследовательский метод интервьирование, образовательные экпедиции и т.д. [20]».

Представленная группа интерактивных методов и форм, прежде всего, запускает и обеспечивает смысловое развитие личности обучающегося. Это методы и формы, благодаря которым ученик открывает, приобретает и конструирует знания, запуская процесс смыслообразования и запоминания.

Смыслообразование, возникающее в процессе изучения истории на основе диалога - это размышление и приобретение смыслов, приводящие вступление личности в диалог с самим собой, обуславливающие формирование личностных установок - отношений к истории, культуре и социальному опыту; это субъектно-субъектные отношения, «порождающие в субъектах обучения и воспитания индивидуальные смыслы; поскольку

гуманитарное образование принято

рассматривать как трансляцию смыслов, то в случае диалогического образовательного общения в рамках истории происходит пересечение личностных смыслов в ходе взаимодействия и тем самым создается общее смысловое поле обучающего и обучающихся, полноценное преставление о поликультурном обществе и историческом единстве; в диалогическом обучении кроется возможность развития способности стать человеком, осознающим не только социальные отношения,

историю и культурные ценности, но и осознать свой смысл по отношению к ним» [21, с.162].

Диалогическое обучение обеспечивается также кросс-культурным учебным материалом. Кросс-культурный учебный материал - это «материал, который включает в себя культурно-историческую ценность, информацию, факты и события субъектов образовательного процесса, являющиеся представителями различных национальностей» [22, с.5].

На третьем этапе опытно-экспериментальном путем происходила проверка эффективности авторского концепта реализации педагогических условий формирования гармонично развитой личности обучающегося в кросс-культурной образовательной среде в МБОУ Башкирский лицей № 1 им. Зиганшина С.Ш. г. Учалы Республики Башкортостан. Базовый эксперимент проходил в 7 а классе.

Обратим внимание, что в 7 а классе МБОУ Башкирский лицей № 1 им. Зиганшина С.Ш. г. Учалы Республики Башкортостан довольно многонациональный состав - 5 русских, 5 башкир, 4 армянина, 3 дагестанца, 3 марийца, 4 украинца, 3 немца, 3 еврея. Учитывая данный факт, мы непосредственно включили в учебно-образовательный процесс изучения исторических фактов и событий по перечисленным представителям этнических групп.

Реализацию педагогических условий формирования гармонично развитой личности обучающегося в кросс-культурной

образовательной среде современной школы осуществлялось на примере интерактивной формы обучения - урока-конференции.

Тема конференции «Роль моей семьи в годы Великой Отечественной войны». Тема 7 а классу была объявлена заранее. Подготовка проходила в пяти этапах: первый этап включал в себя поисково-исследовательскую деятельность - сбор информации о своих родственниках-участниках войны, второй этап систематизация собранного материала и формирование его в готовую исследовательскую работу, третий этап - защита работы на конференции, четвертый этап -обсуждение и анализ событий Великой Отечественной войны, определение роли семьи, народа, нации в победе над врагом, пятый этап -рефлексия - самоанализ уровня сформированности знаний, исторической памяти и ценностных ориентаций у участников конференции.

В ходе поисково-исследовательской деятельности учащиеся 7 а класса применили различные интерактивные методы - это работа с историческими источниками, литературы, метод

интервьюирования; интерактивные формы -исследовательская работа и круглый стол.

Собранный и апробированный материал на конференции учащимися 7 а класса имел характер кросс-культурного содержания: в процессе написания исследовательской работы чувствовался национальный колорит, были использованы документы из семейного архива, из Военного комиссариата Учалинского района Республики Башкортостан, г. Киева, г. Махачкалы, г. Уфы, Республики Марий Эл, г. Ереван, благодаря помощи родственников, проживающих в этих городах и республиках и активному сотрудничеству учащихся 7 а класса с военным клубом «Мужества России».

Научно-исследовательские работы

получились довольно объемные, насыщенные интересными фактами, в них ребята показали глубокие человеческие чувства и ценности, благодаря которым жизнь продолжалась в годы войны и без которых бы не было победы.

Приведем некоторые фрагменты из исследовательских работ. Так Николай Андреев рассказал, что его дедушка Константин Андреев был рядовым лейтенантом, служил на Западном Украинском фронте. В письме к своей матери он написал, что ему очень повезло с товарищами в его части, - «родные мои земляки - башкиры -два брата Батыр и Урал очень часто вспоминают свою деревню, рассказывают о том, как их бабушка варила суп из конины, пирог с картошкой и бараниной, а потом заваривала чай с матрешкой, ... сразу перед глазами возникают широкие просторы башкирского края, леса, озера, реки, горы, в этот момент я обнимаю их, и становится так тепло на душе, как будто обняла тебя мама».

Зарема Магомедова поделилась интересным фрагментом из военной жизни своей бабушки Иссиды Магомедовой, которая была в составе 714 зенитно-артиллерийского полка,

сформированный из 980 девушек Дагестана. Была тяжело ранена в голову. Вытащила ее из пламени сражения медсестра, как потом выяснилось, армянка по происхождению, Найра. Была прооперирована. Медсестра Найра ни шагу не отходила от нее до полной стабилизации ее состояния. Ранение лишило ее зрения. Вернулась домой. Несмотря на слепоту в 1950 году на Родине вышла замуж. Достойно воспитали с мужем двух сыновей. Старший сын окончил в Москве военное училище, поступил на службу в военный морской флот Советского Союза. После выхода на пенсию, переехали жить на родину своей жены - в Башкортостан. Имеет пять внучек, одна из них и есть Зарема Магомедова.

Гордиенко Юлия в своей исследовательской работе повествует о боевом пути своего прадеда Гордиенко Антона - жителя Украины, который принимал участие в Берлинской операции. Во время войны потерял свою жену и сына. Все поиски своей семьи после войны были безрезультатными. Женился во второй раз на русской женщине-санитарке Марии. После войны, переехали жить в Казахстан. По воле судьбы именно там он узнал, что во время крупных наступательных операций на Украине его первая жена и сын были спасены неким русским солдатом Иваном. Он помог эвакуировать свою семью и семью прадеда Юлии вместе с другими жителями Украины на территорию Башкортостана. В скором времени первая жена Антона Гордиенко получила письмо, что он пропал без вести. Вышла замуж за казаха и уехала жить с ним на его Родину. При знакомстве двух жен и своих детей Антон Гордиенко очень сильно плакал, повторяя такие слова: «Судьба -странная штука, может подбросить сюрпризы, которые можно понять и простить, а вот война -самый жестокий враг, который может разрушить все, и даже при всем желании не склеить и не переделать так, как было раньше, остается только смириться и жить как человек, который снялся в двух фильмах - «Как радостно жили, не зная беды», и «Как мне принять прошлое в настоящую жизнь». Антон Гордиенко прожил до 91 года, записав в своем дневнике последние слова «счастлив прожитыми годами, несмотря ни на что». Юлия Гордиенко является внучкой старшего сына Антона, дневник хранит как живую память о прадеде, где описана вся его жизнь, гордится тем, что есть то, что можно передать будущему своему поколению, для ее семьи дневник - это целый исторический диалог между прошлым и будущим.

Сергей Тищенко записал интересный случай во время интервью у своей бабушки: ее отец Максим Тищенко был в составе 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиационной Сталинградской Краснознаменной дивизии. Так однажды утром Максим Тищенко был направлен к реке за водой полевым пекарем, так как его помощник заболел. Это утро было перед самым первым его боем. Когда рядовой Максим спустился к речке, после того как набрал воду, резко повернулся направо, смотрит в 100 метрах стоит немецкий солдат. Оба испугались, начали искать руками свое оружие, не отрывая друг от друга глаза. Вспомнили, что пришли за водой. А потому и без оружия, решили договориться жестами, не оборачиваясь, постоянно смотря в глаза друг другу, но при этом показывая жестами,

что мирно расходимся и никому ничего не говорим. Так немецкий солдат и Максим Тищенко спокойно вернулись к себе в часть. Ночью началась бомбежка с двух сторон, вражеский самолет сбил железного друга Максима Тищенко. Его самолет пал во вражеский стан. Когда рядовой Максим открыл глаза, вокруг была тишина, сквозь туман он увидел, как тот самый немец протянул ему свою руку, закинул на спину и понес в непонятном направлении, все время, оглядываясь назад. Оказалось, этот немецкий солдат, узнал его, и в знак благодарности, что не убил его у реки, помог добраться до опушки леса, где находилась часть Максима Тищенко. Оставил его там и ушел. До штаба оставалось немного, рядовой Максим ползком сам добрался до своих. Так прадед Сергея обрел вторую жизнь и неожиданного друга. Оказалось, на войне, среди врагов, бывает такое понятие как человечность и добродетельность, ведь все хотят жить.

В ходе конференции учащиеся 7 а класса за круглым столом обсудили вопрос роли и значения каждого народа Советского Союза в годы тяжелых испытаний и сделали вывод о том, что именно высокое самосознание о единстве истории Отечества и общей судьбы позволило выстоять и победить врага.

Результаты исследования. Моделирование кросс-культурной образовательной среды на основе интерактивных методов и форм обучения, а также кросс-культурный учебный материал в целом обеспечили следующие «диалогические реакции»:

1. Диалог поколений - это процесс «вступления в диалог настоящего поколения с прошлым через устные беседы с живыми информаторами по военной истории» [23, с.45].

2. Диалог культур в контексте истории - это «знакомство с военной историей различных народов на основе другодоминантности, рефлективности, метофоричности» [24, с.134].

3. Диалог с историческими текстами и различными видами источников. Текст - это «культурно-исторический продукт» [25, с.13], он является подробным и истинным носителем знаний о прошлом, помогает глубоко погрузиться в ту или иную историческую эпоху, событий и героического прошлого своего народа и иной культуры, своей и чужой страны. Поэтому вступление в диалог с текстом является наилучшим методом развития у личности обучающегося умения анализировать историю и представлять полную объективную взаимосвязь с духом предков, историческую картину как единое поле развития поликультурного общества, от

которого зависит дальнейшая судьба человечества.

Предложенный авторский концепт реализации педгогических условий кросс-культурной образовательной среды на примере урока-конференции позволил сформировать основные компоненты гармонично развитой личности обучающегося, обоснованные в начале данной статьи.

С целью измерения сформированности установленных компонентов, нами были применены следующие методы диагностики:

1. Измерения сформированное™ базовых знаний о ценностях у обучающихся 7 а класса мы провели на основе методики Ш. Шварца при помощи анкеты «Ценностный опросник» [26]. Анкетирование показало, что у учащихся ярко выражены такие мотивационные ценности как доброта, забота о близких и окружающем мире, сохранение благополучия страны и ее безопасность, отзывчивость, толерантность, миролюбие, осознание ответственности за историю и культуру, бережное отношение к наследию своего народа, восхищение поступками соотечественников и солдатами иных национальностей, гордость за единый патриотических дух многонационального советского общества.

2. Для измерения сформированности исторической памяти мы провели контрольную работу в 7 а классе в форме тестирования, разработанного Организационным комитетом Республики Башкортостан по подготовке празднования 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войны. Тест показал, что учащиеся имеют высокие знания об основных событиях и исторических фактах по истории Великой Отечественной войны, прекрасно разбираются в основных датах и сражениях. Следующая методика измерения исторической памяти у личности обучающегося, разработанная автором статьи - это «Карта анализа исторической памяти через исследовательские работы субъектов образования» [27], которая оценивает, насколько содержательна исследовательская работа ученика историческими фактами, насколько раскрыты личности исторических деятелей, национальных героев, традиции, этапы, которые прошел тот или иной этнос, нация, народ в своем развитии. Анализ на основе исследовательской работы по указанным категориям показал максимальный уровень развитой исторической памяти у участников конференции.

3. Сформированная ценностная ориентация как деятельностный компонент у личности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учащихся выражается в виде определенной сформированной компетенции -

исследовательской культуры. Исследовательская культура - это коэффициент исследовательской грамотности, то есть «совокупность знаний, умений, навыков, которые позволяют самостоятельно осваивать и получать новые знания, работы с различными источниками, исследование темы, проведение наблюдения, поиска рациональных путей решения проблем, с целью создания значимых проектов, духовных и материальных продуктов для общества, представляющие собой ценность». Эффективной методикой оценивания исследовательской культуры является «Автоматизированная система измерения», разработанная А.Б. Плужником и И.Г. Широковой [28]. Данная система показала, что учащиеся 7 а класса владеют исследовательской культурой на достаточно хорошем уровне, так как исследовательские работы по своей структуре правильно составлены, выражают эмоциональный настрой авторов, желание продолжить исследования истории своего рода и участвовать в различных мероприятиях по восстановлению исторической памяти народа.

Обратим внимание на то, что одним из главных критериев сформированности гармонично развитой личности обучающегося является уровень сформированности гражданской идентичности, являющийся основой внутренней и внешней гармонии подрастающего поколения. Так «Методика оценки и самооценки уровня сформированности гражданской идентичности» Л.В. Байбородова, Н.К. Андреева, В.Н. Рябкова [29] показала, что у учащихся 7 а высокий показатель любви к Родине, развитое чувство милосердия, желание служить Отечеству, интерес к историческому прошлому своей малой Родине, почитание и следование традициям семьи, уважительное отношение к страшим, дружелюбное отношение к сверстникам, к многонациональному народу России.

Вывод. На теоретико-практическом уровне мы обосновали интерактивные методы, формы обучения и кросс-культурный учебный материал в качестве педагогических концептов моделирования кросс-культурной

образовательной среды как диалогическое образовательное пространство. Установили, что максимальный диалог культур возможен в контексте изучения исторической науки.

Установили диалог в качестве главного педагогического условия становления гармонично развитой личности обучающегося. Доказали, что результатом образования в кросс-

культурной образовательной среде в рамках изучения истории является формирование таких компонетов у личности обучающегося, как знания о ценностях, историческая память и ценностные ориентации, которые в совокупности определяют сформированность в ней главного качества - гармонии.

Заключение. В результате проведенного исследования можно утверждать, что кросс-культурная образовательная среда на сегодняшний день актуальна в системе школьного образования, так как она обеспечивает формирование современной модели гармонично развитой личности, которая должна иметь определенные знания, духовную сущность,

нравственную культуру, психологическую уравновешенность, способна выступать в качестве хранительницы и транслятор фундаментальных основ человеческих ценностей, реализовывать себя через определенный вид деятельности.

Дальнейшее исследование будет направлено на разработку методических рекомендаций по реализации педагогических условий

формирования гармонично развитой личности обучающегося в кросс-культурной

образовательной среде на основе межпредметной интеграции истории с другими предметами гуманитарного цикла.

Литература:

1. Новейший философский словарь / В.А. Кондратов, Д.А. Чекалов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 672 с.

2. Ковалев А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - М.: Изд-во «Просвещение», 1965. -289 с.

3. Педагогика: словарь системных понятий. -М.: Изд. центр ИЭТ, 2013. - 126 с.

4. Скрипкина Т.П., Арабанова О.А. Социокультурные технологии формирования социального и индивидуального толерантного поведения / Т.П. Скрипкина, О.А. Арабанова // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 2(6). - С. 34-39.

5. Батракова С.Н. Методологические проблемы становления педагогического процесса формирования целостной личности / С.Н. Батракова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 112-124.

6. Фурсенко Т.Ф. Формирование ценностных ориентаций подрастающей личности как научная проблема / Т.Ф. Фурсенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 2. - С. 385388.

7. Ремнева В.В. Психологическое содержание понятия гармоничной личности / В.В. Ремнева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2008. - № 2. - С. 152-156.

8. Словарь иностранных слов русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/45733/кросс

9. Hai Chun Lin. Pedagogy of Heuristic Contexturalisation: Intercultural transmission through cross-cultural encounters. Educational Sciences. Doctor. School of Education, Malmo University. - 2002. - P. 31.

10. Rauhut F. Die Herkunft der Worte und Begriffe "Kultur", "Civilisation" und "Bildung" // GermanischRomanische Monatsschaft, 1953, Neue Folge, Bd.III. - S. 81-91.

11. Федотова Л.Ф. Гуманитаризация образования и диалоговое общение как необходимые условия развития качественной системы обучения специалиста

/ Л.Ф. Федотова // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 4. - С. 12-19.

12. Кирова М.Ю. Феномен инкультурации личности в теории и практики вузовского образования / М.Ю. Кирова // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - № 2. - С. 9-12.

13. Смирнов П.И. От гармонии личности к гармонии деятельности / П.И. Смирнов // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. - Т. 2.

- № 2. - С. 89-101.

14. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000. - 937 с.

15. Шульженко А.К. Развитие экологической и эстетической культуры личности в современной Германии / А.К. Шульженко // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 92-97.

16. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память / М. Хальбвакс // Неприкосновенный запас. -2005. - № 2-3. - С. 37-44.

17. Цютина А.Э. Ценностные ориентации современной молодежи / А.Э. Цютина // Открытая школа. - 2001. - № 4. - С. 43-45.

18. Музыбаев К. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ / К. Музыбаев // Журнал социологии и соц. антропологии.

- 2004. - Т. 7. - № 1. - С. 175-189.

19. Осипова С.И. Методика в личностно-ориентированном образовании: монография / С.И. Осиповам / Издатель: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstr. 99,66123 Saarbrucken, Germany. - 2011. - 92 c.

20. Сомкин А.А. Личностно ориентированный подход в системе современного гуманитарного образования: от монологизма к диалогической модели обучения / А.А. Сомкин // Образование и наука. - 2019.

- Т. 21. - № 3. - С. 9-28.; Хуторский А.В., Король А.Д. Диалогичность как проблема современного образования / А.В. Хуторской, А.Д. Король // Вопросы философии. - 2008. - № 4. - С. 109-114; Курганов С.Ю. Экспериментальная программа Школы диалога

культур / С.Ю. Курганов. - Кемерово: АЛЕФ, 1993. -62 с.

21. Галанова О.А. Диалогичность как ведущий принцип современной парадигмы образования / О.А. Галанова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 13. - С. 161-164.

22. Ахмедьянова А.Х. Формирование гармонично развитой личности обучающегося посредством развития диалогического мышления в рамках урочной и внеурочной деятельности по предмету «История»: Методическая разработка мастер-класса / А.Х. Ахмедьянова. - Уфа: Мир печати, 2020. -32 с.

23. Ахмедьянова А.Х. Онтологические основания совершенствования духа и тела: монография / А.Х. Ахмедьянова. - Уфа: РИЦ БашГу, 2017. - 130 с.

24. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования / В.И. Слободчиков. -Екатеринбург: Информ.-изд. отд. Екатеринбургской епархии, 2010. - 261 с.

25. Фазылзянова Г.И. Текст как культурный феномен / Г.И. Фазылзянова // Вестник Казанского

1. The newest philosophical dictionary / V.A. Kondrashov, D.A. Chekalov. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2005. - 672 p.

2. Kovalev A.G. Psychology of personality / A.G. Kovalev. - M.: Publishing house "Education", 1965. -289 p.

3. Pedagogy: a dictionary of systemic concepts. -M.: Ed. Center IET, 2013. - 126 p.

4. Skripkina T.P., Arabanova O.A. Sociocultural technologies of social and individual tolerant behavior formation / T.P. Skripkina, O.A. Arabanova // National psychological journal. - 2011. - № 2(6). - S. 34-39.

5. Batrakova S.N. Methodological problems of the formation of the pedagogical process of the formation of an integral personality / S.N. Batrakova // Siberian Pedagogical Journal. - 2007. - № 1. - S. 112-124.

6. Fursenko T.F. Formation of value orientations of the growing personality as a scientific problem / T.F. Fursenko // Problems of modern pedagogical education. - 2018. - № 2. - P. 385-388.

7. Remneva V.V. The psychological content of the concept of a harmonious personality / V.V. Remneva // Bulletin of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. - 2008. - № 2. - S. 152-156.

8. Dictionary of foreign words of the Russian language [Electronic resource]. - Access mode: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/45733/cross

9. Hai Chun Lin. Pedagogy of Heuristic Contexturalization: Intercultural transmission through cross-cultural encounters. Educational Sciences. Doctor. School of Education, Malmö University. - 2002. - P. 31.

10. Rauhut F. Die Herkunft der Worte und Begriffe "Kultur", "Civilization" und "Bildung" // GermanischRomanische Monatsschaft, 1953, Neue Folge, Bd.III. - S. 81-91.

государственного университета культуры и искусств. -2011. - № 2. - С. 12-16.

26. Шварц Ш. «Ценностный опросник» [Электронный ресурс] / Ш. Шварц. - Режим доступа: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-sh-shvartsa-po-izucheniyu-tsennostnykh-oriyentatsiy

27. Ахмедьянова А.Х. Карта анализа исторической памяти через исследовательские работа субъектов образования / А.Х. Ахмедьянова. - Уфа: Мир печати, 2007. - С. 11-13.

28. Плужник А.Б., Широкова И.Г. Оценивание исследовательской грамотности обучающихся с использованием автоматизированной системы измерения: Методическая разработка / А.Б. Плужник, И.Г. Широкова. - СПб.: ГБОУ ДППО ЦПКС «Информационный методический центр» Приморского района Санкт-Петербурга, 2018. - C. 4-6.

29. Байбородова Л.В., Андреева Н.К., Рябкова В.Н. Методика оценки и самооценки уровня сформированности гражданской идентичности [Электронный ресурс] / Л.В. Байбородова, Н.К. Андреева, В.Н. Рябкова. - Режим доступа: https://crtdytambovr-n.ucoz.ru/diagnostika.pdf

ces:

11. Fedotova L.F. Humanitarianization of education and dialogue communication as necessary conditions for the development of a high-quality training system for a specialist / L.F. Fedotova // Modern scientific research and innovations. - 2015. - № 4. - S. 12-19.

12. Kirov M.Yu. The phenomenon of personality inculturation in the theory and practice of higher education / M.Yu. Kirov // Humanitarian vector. Series: Pedagogy, Psychology. - 2010. - № 2. - S. 9-12.

13. Smirnov P.I. From harmony of personality to harmony of activity / P.I. Smirnov // Journal of Sociology and Social Anthropology. - 1999. - T. 2. - № 2. - S. 89-101.

14. Bezrukova V.S. Fundamentals of Spiritual Culture (Encyclopedic Dictionary of a Teacher) / V.S. Bezrukov. -Yekaterinburg, 2000. - 937 p.

15. Shulzhenko A.K. Development of the ecological and aesthetic culture of the individual in modern Germany / A.K. Shulzhenko // Pedagogy. - 2003. - № 3. - S. 92-97.

16. Halbwax M. Collective and historical memory / M. Halbwax // Emergency reserve. - 2005. - № 2-3. - S. 37-44.

17. Tsyutina A.E. Value orientations of modern youth / A.E. Tsyutina // Open School. - 2001. - № 4. - S. 43-45.

18. Muzybaev K. Life strategies of modern youth: intergenerational analysis / K. Muzybaev // Journal of sociology and social. anthropology. - 2004. - T. 7. - № 1. -S. 175-189.

19. Osipova S.I. Methodology in personality-oriented education: monograph / S.I. Osipovam / Publisher: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstr. 99.66123 SaaTbrucken, Germany. -2011. - 92 p.

20. Somkin A.A. Personality-oriented approach in the system of modern humanitarian education: from monologism to a dialogical model of teaching / A.A. Somkin // Education and Science. - 2019. - T. 21. - № 3. -S. 9-28; Khutorsky A.V., King A.D. Dialogue as a problem

of modern education / A.V. Khutorskoy, A.D. King // Questions of Philosophy. - 2008. - № 4. - S. 109-114; Kurganov S.Yu. Experimental program of the School of Dialogue of Cultures / S.Yu. Kurganov. - Kemerovo: ALEF, 1993. - 62 p.

21. Galanova O.A. Dialogue as a leading principle of the modern paradigm of education / O.A. Galanova // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. - 2013. - № 13. - S. 161-164.

22. Akhmedyanova A.Kh. Formation of a harmoniously developed personality of a student through the development of dialogical thinking in the framework of lesson and extracurricular activities on the subject "History": Methodical development of a master class / A.Kh. Akhmedyanov. - Ufa: World of Printing, 2020. -32 p.

23. Akhmedyanova A.Kh. Ontological foundations of the perfection of spirit and body: monograph / A.Kh. Akhmedyanov. - Ufa: RITs BashGu, 2017. - 130 p.

24. Slobodchikov V.I. Anthropological perspective of national education / V.I. Slobodchikov. -Yekaterinburg: Inform.-ed. dep. Ekaterinburg diocese, 2010. - 261 p.

25. Fazylzyanova G.I. Text as a cultural phenomenon / G.I. Fazylzyanova // Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. - 2011. - № 2. - S. 12-16.

26. Schwartz Sh. "Value questionnaire" [Electronic resource] / Sh. Schwartz. - Access mode: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-sh-shvartsa-po-izucheniyu-tsennostnykh-oriyentatsiy

27. Akhmedyanova A.Kh. The map of the analysis of historical memory through the research work of subjects of education / A.Kh. Akhmedyanov. - Ufa: World of Printing, 2007. - S. 11-13.

28. Pluzhnik A.B., Shirokova I.G. Assessment of research literacy in teaching using an automated measurement system: Methodical development / A.B. Pluzhnik, I.G. Shirokova. - SPb.: GBOU DPPO TsPKS "Information methodological center" of the Primorsky district of St. Petersburg, 2018. - P. 4-6.

29. Bayborodova L.V., Andreeva N.K., Ryabkova V.N. Methodology for assessing and self-assessing the level of formation of civil identity [Electronic resource] / L.V. Bayborodova, N.K. Andreeva, V.N. Ryabkova. - Access mode: https://crtdytambovr-n.ucoz.ru/diagnostika.pdf

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования Сведения об авторе:

Ахмедьянова Алина Халиловна (г. Уфа, Россия), кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, e-mail: alina.axmedyanova.84@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.