УДК 378.146
Венера Магасумовна Янгирова,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теорий и методик начального образования,
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (г. Уфа).
E-mail: [email protected],
Гульдар Фанисовна Ибрагимова,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теорий и методик начального образования
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (г. Уфа).
E-mail: [email protected]
Наталья Николаевна Сандалова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теорий и методик начального образования
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (г. Уфа).
E-mail: [email protected]
ОСВОЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ» БАКАЛАВРАМИ ПЕДАГОГИКИ ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS
Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетенция, чемпионат WorldSkills, стандарт WorldSkills, бакалавр педагогики, начальное общее образование, младший школьник.
Аннотация. Предмет: способы и методы освоения компетенции «Преподавание в младших классах» бакалаврами педагогики по стандартам WorlSdkills.
Тема: освоение компетенции «Преподавание в младших классах» бакалаврами педагогики по стандартам WorldSkills. Цель исследования: рассмотреть особенности компетенции «Преподавание в младших классах» бакалаврами педагогики по стандартам WorldSkills. Метод или методология проведения исследования: исследование было организовано посредством компетентностного подхода. Результат исследования: в процессе исследования на основе методик «Мотивация профессиональной деятельности» по изучению коммуникативной компетентности Г.М. Беспалова и других было выявлено, что 70% респондентов выделили в качестве одного из важных критериев навыки позитивного отношения к собственной личности и понимания других, что позволяет проявлять саморегуляцию в любых ситуациях, в том числе в ходе демонстрационного экзамена.
Область применения результатов: результаты исследования могут быть внедрены в практику преподавания колледжей и вузов.
Выводы: Принимая участие в движении WorldSkills, студенты-бакалавры на практике могут ощутить многогранность профессии учителя начальных классов. Только погружаясь в практическую деятельность, максимально раскрываются знания и умения студентов, сопровождая их творческим подходом, что позволяет самореализоваться конкурсанту в стрессовых ситуациях, проявляя мобильность, оригинальность мышления, глубину познания, оперативность.
Для цитирования: Янгирова, В.М. Освоение компетенции «преподавание в младших классах» бакалаврами педагогики по стандартам worldskills / В.М. Янгирова, Г.Ф. Ибрагимова, Н.Н. Сандалова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. -№1(91). - С.147-157.
Venera M. Yangirova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Theories and Methods of Primary Education, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla (Ufa).
E-mail: [email protected]
Guldar F. Ibragimova
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior teacher, Department of Theories and Methods of Primary Education, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla (Ufa).
Natalya N. Sandalova Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theories and Methods of Primary Education, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla (Ufa).
MASTERING THE COMPETENCE «TEACHING IN PRIMARY SCHOOL» BY BACHELORS IN PEDAGOGICAL EDUCATION ACCORDING TO WORLDSKILLS STANDARD
Keywords: competence, professional competence, Worldskills championship, Worldskills standard, bachelor of pedagogy, primary general education, primary student.
Abstract. The subject of the research is to find ways and methods of mastering the competence «Teaching in primary school» by bachelors of pedagogy according to Worldskills standards.
The purpose of the research is to consider the features of the competence «Teaching in primary school» by bachelors of pedagogy according to Worldskills standards. The research methods include a competency-based approach.
The results of the research is based on the basis of the methods «Motivation of professional activity» introduced by G.M. Bespalov and others. The authors revealed that 70% of the respondents identified as one of the important criteria the skills of a positive attitude towards their own personality, understanding of others, which allows them to show self-regulation in any situations, including those of the demo exam.
The research results can be introduced into the practice of colleges and universities.
Conclusions: Taking part in the WorldSkills movement, bachelor students can experience the versatility of the primary school teacher profession in practice. Only by plunging into practical activity, the knowledge and skills of students are revealed to the maximum, accompanying them with a creative approach, which allows the competitor to self-actualize in stressful situations, showing mobility, originality of thinking, depth of knowledge, efficiency.
For citing: Yangirova V.M., Ibragimova G.F., Sandalova N.N.(2021) / Mastering the competence "teaching in primary school" by bachelors in pedagogical education according to worldskills standard. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 1(91): 147-157.
DOI:10.21510/1817-3292-2021-91-1-147-157
Введение. Современное видение в сфере образования предполагает процессы обновления и развития на основе поиска новых моделей, инструментов и технологий. Последние исследования говорят о модернизации по наиболее важным направлениям в системе образования, направленным на достижение доступности, качества и конкурентоспособности российского образования на мировом уровне. Система высшего образования также претерпевает изменения и вступает в новую стадию функционирования, где происходит смена приоритетов с теоретической подготовки специалиста на формирование личности, которая способна к самосовершенствованию, саморазвитию и преобразованию окружающего пространства.
Профессиональная педагогическая подготовка включает не только фундаментальную подготовку по базовым и вариативным дисциплинам, но и изучение большого количества смежных областей, на основе которых происходит овладение системы знаний, умений, навыков и компетенций, что, в итоге, обусловливает уровень профессиональной культуры учителя. На сегодняшний день термин «профессиональная компетентность учителя» включает все требования, которые предъявляют общество и государство к педагогу XXI века.
Одним из решений проблемы практико-ориентированной современной подготовки в высшем образовании может стать ориентация на стандарты WorldSkills. «Миссией этого движения является развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и в мире в целом» [2, 23-25.]. Движение чемпионатов WorldSkills направлено на оценку множества компетенций, в том числе и педагогических. Проходя конкурсные испытания, участники совершенствуются в профессионально-педагогической подготовке, проявляя способность реализоваться в нестандартных для себя ситуациях. Основное направление стандартов WorldSkills можно рассматривать как инструмент независимой оценки качества педагогического образования и средство его повышения.
Для современного учителя начальных классов необходим высокий уровень специальных знаний и навыков. Это предполагает повышение общей культуры педагога, владение нормами речевой культуры, профессиональной этики, развитие способности работать эффективно и экономично для достижения выдающихся результатов в установленное время и в соответствии с заданными условиями. Крайне важна способность работать инициативно [5].
Методология исследования. Международное движении WorldSkills предусматривает реализацию компетентностного подхода. В литературе
осуществлен анализ работы «российских ученых-психологов, педагогов, социологов конца XX - начала XXI веков в области данного подхода, таких как А.Л. Андреев, О.Н. Арефьев, А.С. Белкин, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, Е.А. Сорокоумова, Д.И. Фельдштейн и других» [1]. В их работах раскрывается структура компетентностного подхода и содержание понятия компетенция. Под «компетенцией» понимается «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [3].
Анализируя работы С.В. Панюковой, которая раскрывает технологию работы с сайтами и онлайн сервисами для создания интерактивных презентаций, мы пришли к выводу, что сочетание теоретической и практической составляющих, позволит сформировать компетентность в области использования возможностей современных средств ИКТ в профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов. Для выполнения конкурсных заданий чемпионата WorldSkills Russia необходимо применение различных «глобальных телекоммуникаций на основе Web-технологии, что принципиально меняет роль учителя и характер информационного взаимодействия» [4] между участниками образовательного процесса. При этом конкурсные задания должны быть выстроены с учетом деятельностного подхода, что соответствует стандартам WorldSkills Russia. Это говорит о том, что в образовательном процессе обязательно использование активных и интерактивных форм проведения учебных занятий.
Остановимся более подробно на компетенции «Преподавание в младших классах». Компетенция «Преподавание в младших классах» включает перечень знаний, умений, навыков в соответствии со спецификацией стандарта компетенции (WorldSkills Standards Specifications, WSSS), проверяемый в рамках комплекта оценочной документации по разделам: общекультурное развитие; культура безопасного труда, организация рабочего пространства и рабочего процесса; общепрофессиональное развитие; методическое обеспечение образовательного процесса. «Данная компетенция направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов в сфере начального общего образования, которые владеют широким спектром современных технологий, позволяющих эффективно решать задачи, связанных с обучением и воспитанием обучающихся младших классов» [6]. Осуществляя профессиональную деятельность, специалист по работе с детьми младшего школьного возраста должен обладать комплексом универсальных знаний фундаментального характера; умениями, навыками и опытом самостоятельной деятельности; личной ответственностью, способностью к профессиональной саморефлексии и самоактуализации, постоянному обучению в течение всей жизни [7].
На базе ФГБОУ ВО «Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы» осуществляется подготовка студентов 4 курса по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Начальное образование» для участия в чемпионатах WorldSkills Russia. При кафедре теорий и методик начального образования были организованы площадки по компетенции «Преподавание в младших классах», где студенты непосредственно погружаются в профессиональную деятельность с использованием интерактивного оборудования, изучив особенности международного движения «WorldSkills Russia».
Реализация одноименных площадок обеспечивается следующими условиями:
• наличием банка данных лучших преподавательских практик и реализацией программы обучения;
• наличием тренировочной инфраструктуры для подготовки конкурентоспособных участников региональных, отборочных и национальных чемпионатов WSR;
• наличием плана совместной деятельности со стратегическими партнерами, договоров о сотрудничестве;
• наличием научно-методического сопровождения развития компетенции (разработка программ, модулей, курсов повышения квалификации, подготовка экспертов и др.).
Материалы и методы исследования. Подготовка студентов к конкурсным заданиям реализуется по модулям1, которые предусмотрены в конкурсных заданиях чемпионата по компетенции «Преподавание в младших классах», а именно:
- модуль А: методическое сопровождение и проведение (онлайн, в формате видеоконференции) фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов в условиях дистанционного обучения младших школьников;
- модуль В: разработка и демонстрация уровневых учебных заданий, обеспечивающих усвоение конкретной темы по одному из учебных предметов;
- модуль С: создание персонального сайта учителя по психолого-педагогическому консультированию родителей младших школьников в условиях дистанционного обучения с применением форума;
- модуль D: разработка и демонстрация заданий-вопросов, направленных на формирование читательской грамотности младших школьников при работе с текстом (аналог международного сравнительного исследования по оценке качества общего образования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) «Изучение качества чтения и понимания текстов») [6].
1 Отметим, что содержание конкурсных заданий обновляется каждый год, с согласия менеджера компетенции.
Каждый модуль направлен на формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков. В основе преподавания дисциплин методического характера («Методика обучения русскому языку и литературному чтению», «Методика обучения и воспитания младших школьников», «Методика преподавания технологии», «Методика преподавания изобразительного искусства», «Методическое сопровождение образовательного процесса», «Методика преподавания содержательной линии «Человек и общество»» и т.д.) эффективна подготовка студентов к конкурсным заданиям модуля А. Например, при изучении дисциплин «Методика преподавания русского языка и литературного чтения», «Методика преподавания окружающего мира», «Методика преподавания технологии» и других студенты изучают структуру технологической карты урока (тема урока; тип урока/форма урока; возраст обучающихся; цель урока; задачи: дидактические, развивающие, воспитывающие; планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные; межпредметные связи; адресность). Для сопровождения фрагмента урока студентами разрабатываются презентации по соответствующей теме. Важным аспектом, на сегодняшний день, является способность студента подготовить инструментарий для обеспечения усвоения материала по теме урока младшим школьником в условиях дистанционного обучения. Составить детальную инструкцию организации данного формата обучения, как для родителей, так и для детей. Завершающим этапом по работе с модулем А является проведение фрагмента урока по одному из учебных предметов в режиме видеоконференции. При выполнении конкурсных заданий данного модуля студенты-бакалавры должны знать и понимать основы грамотной выразительной речи, эмоционально насыщать свою речь; знать различные способы и формы поиска, переработки и представления информации. Будущий учитель должен уметь содержательно излагать материал урока, учитывая интерес младших школьников. Речь должна быть выстроена с применением выразительных средства с учетом особенностей педагогической ситуации. Например, проведение фрагмента урока, реализация виртуальной экскурсии способствует формированию и развитию навыков по использованию современных теорий и технологии обучения, воспитания, выбирать и применять способы и приемы мотивации к деятельности с учетом потребностей возрастных групп.
Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях с использованием интерактивного оборудования позволяет максимально проявить навыки разработки дорожной карты организации внеурочной проектной деятельности, демонстрации исследовательского этапа проекта, использовать знания дидактических основ планирования, проведения и анализа мероприятий урочной и внеурочной деятельности. В контексте нашего исследования особое внимание акцентировалось на общеинтеллектуальное направление, которое осуществляется в рамках программам «Робототехника», «Занимательная грамматика», «Геометрия
вокруг нас». Занятия включают в себя конкурсы, олимпиады, наблюдения, игры, беседы, исследовательскую деятельность на уровне муниципалитета, района, республики.
Задача модуля В направлена на разработку учебных заданий, различных по степени сложности уровней усвоения знаний: узнавание, воспроизведение, понимание, применение, и последующую демонстрацию по представленной теме урока. Разработка учебных заданий по уровням позволяет выявить не только конкретные знания младшего школьника по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, спрогнозировать результаты обучения по предмету, создать возможность для творческого подхода применения знаний, мотивируя к дальнейшему росту и самосовершенствованию. Таким образом, на уроке создается «ситуация успеха» для обучающихся.
Выполняя задания данного модуля, студентам по профилю «Начальное образование» необходимо знать концептуальные основы содержания примерных и вариативных программ предметных областей начальной школы. Изучить особенности современных подходов и различных педагогических технологий, применяемых в системе начального общего образования. Уметь использовать в своей профессиональной деятельности ИКТ-технологии для расширения возможностей обучающихся при освоении содержания учебных предметов. Добавим, что возможно использование имеющегося интерактивного оборудования согласно инфраструктурному листу, как SMART-панели, доски, глобуса, специализированного стола, обогащенного материалами по изучению различных предметных областей начального общего образования.
Применение ИКТ-, Web-технологий реализуется при выполнении конкурсных заданий модуля С. Данный модуль предполагает создание персонального сайта учителя начальных классов. Сайт должен иметь структуру и логику представления информации по психолого-педагогическому консультированию родителей обучающихся начального общего образования в условиях дистанционного обучения.
В настоящее время, все большее значение приобретает внедрение в учебный процесс технологий связанных с глобальной сетью Internet. Считается, что данные технологии повышают уровень образовательных результатов. При помощи таких технологий, как образовательные веб-сайты, происходит усвоение материала без «пробелов». На кафедре в рамках дисциплин «Методика обучения компьютерной грамотности», «Смарт-технологии в начальном образовании» студенты-бакалавры осваивают знания и умения в области поиска и систематизации материалов для консультирования по заданной теме, а также различные формы и способы размещения материалов на страницах персонального сайта. Опираясь на работы С.В. Панюковой по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании, студенты учатся разрабатывать и проводить вебинара по психолого-педагогическому
консультированию родителей, размещать ссылки вебинара на информационном портале образовательной организации, а также организовывать работу в форумах.
В русле данного модуля студентами выпускного курса были определены темы курсовых и выпускных квалификационных работ: «Использование SMART-технологии в образовательном процессе начальной школы», «Преимущества внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-образовательный процесс начальной школы», «Интерактивные формы обучения в современной начальной школе», «Использование мультимедийных ресурсов в сети Интернет при обучении младших школьников математике» и т.д.
Для реализации данной работы студенты должны знать «педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Осуществлять выбор и использование средств обучения (включая ИКТ-ресурсы)» [6], источники интеллектуальной и культурной информации (книги и средства массовой информации, кино- и видеопродукцию, компьютерные образовательные программы и Интернет). Выбор должен опираться на возрастные особенности младших школьников, а также содержание учебного предмета и этапам процесса обучения.
Модуль Д ориентирован на «разработку и демонстрацию заданий-вопросов, направленных на формирование читательской грамотности младших школьников при работе с текстом» [6]. Конкурсное задание данного модуля выстроено на основе международного сравнительного исследования по оценке качества общего образования PIRLS - «Изучение качества чтения и понимания текстов». Суть исследования заключается в сравнении уровня и качества чтения и понимания текста обучающимися начальной школы в различных странах мира, а также выявление различий в национальных системах образования.
При изучении дисциплин «Основы литературоведческого анализа художественного текста в начальной школе», «Лингвостилистический анализ в начальном образовании» студенты-бакалавры изучают основные свойства речи: грамотность, интонационную выразительность, четкость и эмоциональную насыщенность. Знакомятся с основами языкознания, литературы и литературоведения. Учатся применять вербальные и невербальные коммуникационные стратегии для вовлечения младших школьников в образовательный процесс.
Реализуя подготовку студентов по всем модулям (А,В,С,0) в русле компетенции «Преподавание в младших классах», преподаватели кафедры теорий и методик начального образования ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» акцентируют внимание на общее профессиональное развитие будущих учителей начальных классов. В преподавании дисциплин методического характера раскрываются особенности содержания учебных предметов начальной школы и методика их преподавания; общие
закономерности развития детей младшего школьного возраста; современные теории и технологии обучения и воспитания; дидактические основы планирования, а также проведения и анализа мероприятий урочной и внеурочной деятельности; учет способностей младших школьников в образовательном процессе и их индивидуальные особенности; формы и способы осуществления контроля и оценки учебных достижений младших школьников, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; факторы, обеспечивающие успешность педагогической деятельности.
Согласно документам по оценки конкурсных заданий чемпионата WorldSkill Russia важным моментом является культура безопасного труда, организация рабочего пространства и рабочего процесса. Студенты «должны знать и понимать: назначение, применение, способы технического обслуживания оборудования, а также правила безопасности при работе на нем и при организации рабочего пространства; назначение, применение, уход и возможные риски, связанные с использованием различных средств и электрооборудования; существующие правила безопасности и Санитарно-гигиенические нормы; соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики; основы культуры труда» [6]. В рамках дисциплин студенты овладевают умениями готовить рабочее место и следить, чтобы оно было чистым, безопасным и комфортным; следить за содержанием оборудования и материалов, необходимых для образовательного процесса, согласно инструкциям; применять оборудование в соответствии с правилами техники безопасности.
Выводы. Чемпионат WorldSkills Russia предполагает использование стандартных инструментов педагогической деятельности, но участники конкурса погружаются не только в соревновательную среду, а находятся в рамках беспрерывного творческого педагогического процесса. Конкурсные задания по компетенции «Преподавание в младших классах» позволяют продемонстрировать конкурсантам степень понимания форм уроков; форм организации работы с обучающимися; осознать этапы урока и продемонстрировать любой этап, предлагаемый экспертами; показать способность применять современные средства обучения, способность взаимодействия с обучающимися при организации и проведении практической работы. Форма такой работы больше напоминает мастер-класс, где конкурсант и участники не знают друг друга.
Принимая участие в движении WorldSkills, студенты-бакалавры на практике могут ощутить многогранность профессии учителя начальных классов. Только погружаясь в практическую деятельность, максимально раскрываются знания и умения студентов, сопровождая их творческим подходом, что позволяет самореализоваться конкурсанту в стрессовых ситуациях, проявляя мобильность, оригинальность мышления, глубину познания, оперативность. Участие студентов в демонстрационных экзаменах, чемпионатах WorldSkills повышает мотивацию в развитии своих
профессиональных компетенций, активизирует познавательную деятельность студентов, дает возможность ставить цели, планировать и находить ресурсы для самообразования, что позволяет развивать способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.
1. Акапьев, В.Л. Роль компетентностного подхода в современном образовании /
B.Л. Акапьев, Н.В. Немыкина // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11, (Часть 7) - С. 1402-1406.
2. Кочетков, В.В. Движение WorldSkillsRussia как система независимой оценки квалификаций / В.В. Кочетков// История и педагогика естествознания. - 2016. - № 1. - С. 23-25.
3. Окуловский, О.И. Компетенции и компетентностный подход в обучении / О.И. Окуловский. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 12(47). -
C. 499-500. - URL : https://moluch.ru/archive/47/5841/ (дата обращения: 15.01.2021).
4. Панюкова, С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Панюкова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2010. - 224 с.
5. Teacher training for educational achievements diagnosis and evaluation: approaches and tools / Yangirova V.M., Shamigulova O. // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Humanistic Practice in Education in a Postmodern Age (HPEPA 2019). 2019. С. 1165-1178.
6. WSR: конкурсная документация // WorldSkills Russia: официальный сайт. - URL: https://worldskills.ru/ (дата обращения: 15.01.2021).
7. WSR конкурсная документация.--URL: https://www.ws89.ru/teach-skills (дата
обращения: 15.01.2021).
References
1. 1. Akap'ev V.L., Nemykina, N.V.(2013) Rol' kompetentnostnogo podkhoda v sovremennom obrazovanii [The role of the competence approach in modern education]. Fundamental Research. No. 11, (Part 7):. 1402-1406. (In Russ).
2. Kochetkov V.V.(2016) Dvizheniye WorldSkillsRussia kak sistema nezavisimoy otsenki kvalifikatsiy [The WorldSkillsRussia movement as a system of independent assessment of qualifications]. History and pedagogy of natural science. No. 1: 23-25. (In Russ).
3. Okulovsky O.I. (2012) Kompetentsii i kompetentnostnyy podkhod v obuchenii [Competence and competence approach in training]. Young scientist. № 12(47): 499-500. Available at: https://moluch.ru/archive/47/5841/. (In Russ).
4. Panyukova S.V. (2010) Ispol'zovaniye informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy v obrazovanii [The use of information and communication technologies in education]: textbook. manual for students. higher. studies. institutions. Moscow: Publishing center Academy. 224 p. (In Russ).
5. Yangirova V.M., Shamigulova 0.(2019). Teacher training for educational achievements diagnosis and evaluation: approaches and tools. European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS. Humanistic Practice in Education in a Postmodern Age (HPEPA 2019): 1165-1178. (In Eng).
6. WSR competitive documentation. In: Official website of WorldSkills Russia. Available at: https://worldskills.ru/.(In Russ).
7. WSR competitive documentation. Available at: https://www.ws89.ru/teach-skills. (In
Вклад соавторов.
Венера Магасумовна Янгирова - научное руководство; критический анализ и доработка текста.
Наталья Николаевна Сандалова - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подготовка начального варианта текста; компьютерные работы; обеспечение ресурсами.
Гульдар Фанисовна Ибрагимова - проведение полевого эксперимента.
Contribution of the authors.
Venera M. Yangirova - scientific leadership; critical analysis and revision of the text. Natalya N. Sandalova - theoretical analysis of the literature on the research problem, preparation of the initial version of the text; computer work; provision of resources. Guldar F. Ibragimova - conducting a field experiment.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Authors read and approved the final manuscript.