Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ (ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ) ЭКЗАМЕН КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ (ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ) ЭКЗАМЕН КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТ / ОЦЕНКА / КВАЛИФИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Находкина Мария Дмитриевна, Находкин Василий Васильевич

Статья посвящена анализу внедрения механизма демонстрационного экзамена Ворлдскиллс Россия по компетенции «Преподавание в младших классах» в систему подготовки педагогических кадров в ГАПОУ РС(Я) ЯПК им. С.Ф. Гоголева. Анализ состояния системы профессиональной подготовки учителей в РФ показывает, что необходим новый инструмент оценки результатов подготовки будущих учителей в системе среднего и высшего профессионального педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Находкина Мария Дмитриевна, Находкин Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL (DEMO) EXAM AS AN EFFECTIVE TOOL FOR INDEPENDENT ASSESSMENT OF THE COMPETENCIES OF GRADUATES OF HIGHER AND SECONDARY PEDAGOGICAL EDUCATION

The article is devoted to the analysis of the implementation of the mechanism of the Worldskills Russia demonstration exam on the competence of "Teaching in junior classes" in the system of teacher training in the State Educational Institution of the RS(Ya) YAPK named after S.F. Gogolev. An analysis of the state of the teacher training system in the Russian Federation shows that a new tool is needed to assess the results of training future teachers in the system of secondary and higher professional pedagogical education.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ (ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ) ЭКЗАМЕН КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

направлении - была достигнута. Разработанный комплекс занятий в дальнейшем будет дополнен и адаптирован для студентов педагогического колледжа.

Литература:

1. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие для вузов / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. -2-е изд., стер. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 170 с. - (Высшее образование). - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/490985. (дата обращения: 16.12.2021).

2. Барышникова, Е.Л. Педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов колледжа / Е.Л. Барышникова // Педагогическое образование в России. - 2021. - №6. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-professionalnoy-identichnosti-studentov-kolledzha. - (дата обращения: 25.03.2022).

3. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - Москва: Генезис, 2017. - 300 с.

4. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учеб.пособие для вузов / А.П. Егоршин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 464 с.

5. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2018. - 200 с.

6. Мухарлямова, А.Ю. Основы профориентологии: Краткий конспект лекций / А.Ю. Мухарлямова. - URL: https://edu.kpfu.ru/. - (дата обращения 30.09.022)

7. Уайтли, Ф. Мотивация / Ф. Уайтли. - Москва: Диалектика / Вильямс, 2017. - 517 c.

Педагогика

УДК 377.8

кандидат педагогических наук, руководитель

Центра развития компетенций Находкина Мария Дмитриевна

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутский педагогический колледж имени С.Ф. Гоголева» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии Находкин Василий Васильевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ (ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ) ЭКЗАМЕН КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу внедрения механизма демонстрационного экзамена Ворлдскиллс Россия по компетенции «Преподавание в младших классах» в систему подготовки педагогических кадров в ГАПОУ РС(Я) ЯПК им. С.Ф. Гоголева. Анализ состояния системы профессиональной подготовки учителей в РФ показывает, что необходим новый инструмент оценки результатов подготовки будущих учителей в системе среднего и высшего профессионального педагогического образования.

Ключевые слова: инструмент, оценка, квалификация, компетенции, педагогическое образование, система независимой оценки квалификаций, профессиональное образование, профессиональный экзамен, демонстрационный экзамен.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the implementation of the mechanism of the Worldskills Russia demonstration exam on the competence of "Teaching in junior classes" in the system of teacher training in the State Educational Institution of the RS(Ya) YAPK named after S.F. Gogolev. An analysis of the state of the teacher training system in the Russian Federation shows that a new tool is needed to assess the results of training future teachers in the system of secondary and higher professional pedagogical education.

Key words: tool, assessment, competencies, students, graduates, pedagogical education. qualification, learning outcomes, system of independent assessment of qualifications, vocational education, competence approach, professional exam, demonstration exam.

Введение. Сегодня в научно-педагогическом сообществе одной из актуальных тем провозглашается пересмотр подходов к оценке квалификации, который должен нивелировать разницу между требованиями к квалификации педагогических работников и требованиями к планируемым результатам образования.

В России полным ходом идет процесс создания инструментария внешней оценки качества профессиональной подготовки педагогов, основывающегося на требованиях профессионального стандарта. Большинство компетентных специалистов едино во мнении, что традиционные методы контроля и оценки для этого не подходят, необходимо внедрять методы операциональной оценки профессиональной готовности. По их мнению, «нужна интегральная оценка степени владения способами деятельности и готовности применять знания и умения на практике» (В.И. Блинов, О.Ф. Батрова, 2012) [1, С. 46-67].

С 1 сентября 2022 года педагогические вузы страны приступили к внедрению «Ядра высшего педагогического образования», который выдвигает единые требования ко всем направлениям подготовки педагога и условиям ее реализации. Это несомненно позволит перестроить учебные программы в сторону практических навыков, усиливая подготовку к конкретным видам деятельности будущих учителей, включая внеучебную и воспитательную. Данный документ был одобрен на совещании коллегии Министерства просвещения РФ 25 ноября 2021 г.

Каждый вуз на сегодня четко осознает, что, только опережая темпы изменений системы подготовки педагогических кадров может обеспечить свою конкурентоспособность на современном рынке образовательных услуг. Таким образом, перед вузами страны стоит задача создания единого образовательного пространства с учетом содержательных, средовых и технологических составляющих подготовки учителей.

За последние годы активно идет процесс совершенствования педагогического образования, внедрены новые ФГОС ВО, в котором более конкретизированы предметное и исследовательское направление педагогического образования, усилен воспитательный блок, разработаны механизмы независимой оценки компетенций студентов.

Принята «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» [3], которая служит главным ориентиром деятельности ОО ВО, ПОО, организаций ДПО. В 11 регионах РФ созданы Центры оценки квалификаций, в которых проводятся профессиональные (демонстрационные) экзамены.

На сегодня 229 вузов и 440 колледжей успешно готовят педагогические кадры для страны. Вместе с тем необходимо отметить, что уровень подготовки педагогических кадров не в полной мере, соответствуют актуальным запросам образования, трансформации, связанной с изменениями системы общего образования [3].

Изложение основного материала статьи. Демонстрационный экзамен (ДЭ) в формате ГИА выпускников, помимо экспертной оценки качества подготовки будущих учителей, также дает широкие возможности объективной оценки реализуемых образовательных программ, соответствия МТБ, профессионализма преподавательского состава [6, С. 77-78; 7, С. 90-94]. Готовность студента к профессиональной деятельности в выбранной области определяется успешной сдачей ДЭ. Целью ДЭ является выявление у выпускников уровня знаний, умений, навыков, дающих возможность осуществлять профессиональную деятельность в определённой сфере и работать по конкретным профессиям или специальностям в соответствии с мировыми практиками и отечественными стандартами.

Проверка сформированности профкомпетенций осуществляется по 100-балльной шкале, баллы присуждаются за аспекты, которые отражают определенное владение навыками, соотнесенными со стандартами. Следовательно, определение уровня знаний, умений и навыков выпускников происходит в соответствии с международными требованиями [4].

Если данная форма ГИА для вузов совершенно новая, то в СПО, по данным «Агенства развития навыков и профессий», за последние 4 года более 335 тыс. человек прошли через демоэкзамен. Только в 2020 году свои компетенции через ДЭ подтвердили свыше 200 тыс. выпускников СПО [2].

Реалии на сегодня таковы, что во многие российские компании успешно трудоустраиваются соискатели, чьи навыки подтверждены скиллс-паспортом. По всей России более 600 компаний признали результаты ДЭ. Кроме того, представители организаций не только выступают экспертами ДЭ, также предоставляют свои площадки и оборудование для проведения экзамена.

В школьном отделении ГАПОУ РС(Я) ЯПК в первую очередь провели анализ содержания рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, программы педагогических практик в соответствии с требованиями Ворлдскиллс Россия, скорректировали их с точки зрения приобретения практического опыта, формы квалификационных экзаменов в соответствии конкурсными заданиями (Табл. 1).

Таблица 1

Задания квалификационных экзаменов по специальности «Преподавание в начальных классах»

Профессиональные модули Задание квалификационного экзамена

Модуль 1. «Преподавание по программам НОО» Подготовка и проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов.

Модуль 2. «Организация деятельности общения младших школьников во внеурочной деятельности» Разработка и проведение внеурочного занятия с использованием интерактивного оборудования.

Модуль 3. «Классное руководство» Подготовка и проведение обучающего интерактива для родителей.

Модуль 4. «Методическое обеспечение образовательного процесса» Подготовка и размещение материала для персонального сайта учителя. Разработка паспорта исследовательского проекта.

Учебная практика модуля 4 «Методическое обеспечение образовательного процесса» с 2020 года проводится в формате учебно-тренировочных сборов, в которой студенты выполняли следующие виды работ (Табл. 2).

Таблица 2

Тематический план учебно-тренировочных сборов для подготовки к демонстрационному экзамену

№ Виды работ Количество часов

1 Установочная конференция по УТС КП-19 и ПвНК-19. Мастер класс по платформам дистанционного образования (ZOOM, jitsy meet, vebinar, vebex и др.), (learning Apps, google class, Quizziz, Учи.ру, РЭШ, МЭШ)Работа в сессионных залах, технология работы. Доска сообщений ZOOM, технология работы. Демонстрация возможностей платформ. Самостоятельная работа по отработке навыка работы на данных платформах с индивидуальным репетитором и консультацией (студенты ПДО). Технология работы на приложение canva (использование методов визуализации - схема, чек-лист, покет МОД, интеллект карта, фотоальбом, презентация). Подготовка к презентации полученного навыка. 6

2 Требования к разработке веб-квеста. Самостоятельная работа по отработке навыка разработки веб-квеста на платформе wix.com. Мастер-класс использованию образовательных онлайн платформ. 6

3 Мастер-класс по использованию возможностей SMART доски (студенты ПДО). Самостоятельная работа по отработке навыка работы на SMART доске с консультацией (студенты ПДО). Подготовка к презентации полученного навыка. 6

4 Демонстрация полученных навыков разработки веб-квеста на платформе wix.com КП-19 (индивидуально). 6

5 Демонстрация полученных навыков разработки веб-квеста на платформе wix.com ПвНК-19 (по группам). 6

6 Самостоятельная отработка полученных навыков работы на платформах дистанционного обучения в процессе проведения фрагмента урока (математика, русский язык, родной язык, окружающий мир). 6

Данная работа показала, что задания УТС, педпрактик позволяют, во-первых, объективно оценить какие компетенции, в том числе ИКТ, успешно освоены студентами, а какие - недостаточны или отсутствуют, во-вторых, позволяют экономить ресурсы, так как преподаватель не тратит время на вопросы, оценка знаний участника проводится исключительно через практическое выполнение задания [5, С. 177-180].

В колледже демонстрационный экзамен проводится с 2021 года по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Экзаменационные задания по компетенции «Преподавание в младших классах» направлены на проверку общекультурного (А) и общепрофессионального развития (В), способностей к самообразованию и саморазвитию (Е) (Табл. 3) [9].

Таблица 3

Задания для демонстрационного экзамена по комплекту оценочной документации №1.4

№ Модули Вид задания

1 Модуль А1 Проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов с использованием интерактивного оборудования.

2 Модуль В1 Разработка паспорта проекта, включающего исследовательский этап проекта во внеурочной деятельности.

3 Модуль Е Подготовка и проведение обучающего интерактива для родителей.

Далее рассмотрим на примере экзаменационного задания «Модуль А1. Проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов с использованием интерактивного оборудования» соотношение критериев оценки и сформированности профессиональных компетенций: «ПК.1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки» разработаны 4 критерия (общий балл - 4,5). Сформированность «ПК.1.2. Проводить уроки» оценивается 11 критериями (общий балл - 13,6). «ПК.1.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения» - 3 критериями (1,9 баллов).

Практика показывает, что наибольшее затруднение у студентов в оценке проведенного фрагмента урока вызывают следующие критерии: владение понятийным аппаратом, подбор фактического и иллюстративного материала с точки зрения научности; демонстрация обучающимися умений применять усвоенные знания при выполнении учебных заданий на новый материал (первичных умений на первом уроке по теме); фиксация затруднений в учебном действии.

Первый ДЭ состоялся с 17-19 мая 2021 года для студентов специальности КП-18 в количестве 17 человек. Студенты выполняли 4 модуля в течение 6ч.30 мин., максимальный балл по КОД составлял 60 баллов. В оценке ДЭ приняли участие 6 экспертов - представителей работодателей, среди которых были и заместители директора по УВР, руководители МО учителей начальных классов. По итогам ДЭ успеваемость составила 100%, качество - 76,4%. Все 17 выпускников получили скиллс паспорта. Наивысший балл по колледжу составил - 54,24, наименьший - 36.04, средний балл по группе - 45.

Второй ДЭ проведен с 18-20 мая 2022 года для студентов специальности КП-19 в количестве 17 человек. Студенты выполняли 3 модуля в течение 5ч.30 мин., подготовили и провели фрагмент урока по русскому языку, разработали паспорт исследовательского проекта и провели интерактив с родителями, максимальный балл по КОД составил 60 баллов. В оценке ДЭ приняли участие 4 эксперта - представителя работодателей. Результаты сдачи ДЭ ГИА в 2022 г. показали 100% успеваемость, качество - 82,3% (14 студентов), выполнение свыше 60% - 3 человека, 70% - 8 человек, 80% - 8 человек, 90% - 3 человек. По итогам экзамена эксперты высоко оценили уровень сформированности профессиональных компетенций будущих учителей, особо подчеркнули методическую подготовку, владение ИКТ-компетенцией, творческий подход и высокую работоспособность выпускников.

Выводы. Как показывает практика, ДЭ как механизм внешней оценки качества подготовки выпускников, себя вполне оправдывает. Можно использовать разработанные компетенции СПО и совершенствовать их до уровня, соответствующего требованиям ФГОС ВО. Таким образом, вузы и колледжи в процессе подготовки педагогических кадров решают задачи эффективного использования инструментов развития навыков Ворлдскиллс. Для совершенствования системы педагогического образования необходима общая синхронизация деятельности учебных заведений всех уровней, которые готовят будущих учителей.

Литература:

1. Блинов, В.И. Концепция оценивания квалификаций / В.И. Блинов, О.Ф. Батрова, Е.Ю. Есенина, А.А. Факторович // Образование и наука. - 2012. - № 10. - С. 46-67

2. Демонстрационный экзамен - эффективный инструмент оценки в системе высшего образования / Ворлдскиллс Россия: Агентство развития навыков и профессий // https://worldskiHs.ru/media-czentr/novosti/demonstraczionnyij-ekzamen-%E2%80%93-effektivnyij-instrument-oczenki-v-sisteme-vyisshego-obrazovaniya.html

3. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года / Учительская газета. - 2022. - №27.

4. Наумкина, В.А. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс: уверенный выход на рынок труда / В.А. Наумкина // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. - № 3. - С. 44-48

5. Находкина, М.Д. Внедрение международных стандартов «World skills Россия» в образовательный процесс подготовки учителей начальных классов / М.Д. Находкина // Электронный научный сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Национальная система учительского роста: региональный опыт и инновации». - 2018. -Выпуск №4(15). - С. 177-180

6. Петров, А.А. Значение и роль демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в системе профессионального образования / А.А. Петров // Наука и образование: новое время: науч.-метод. журн. - 2017. - № 3. - С. 77-78

7. Сергеев, Г.Г. Анализ методик организации современной итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций и чемпионатов по системе WorldSkills / Г.Г. Сергеев, О.А. Берестова // Вестник научных конференций. - 2016. - № 2(1). - С. 90-94

8. Смолина, О.А. Особенности итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций в соответствии с международными стандартами "WorldSkills" / О.А. Смолина // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2017. - Т. 12. - №6. - С. 87-91

9. Яковлева, Э.Н. Новый подход к оценке компетенций в системе среднего профессионального педагогического образования / Э.Н. Яковлева, Г.В. Воителева, И.Е. Красилова // Современные исследования социальных проблем. - 2018. -Том 9. - №11 - https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-podhod-k-otsenke-kompetentsiy-v-sisteme-srednego-professionalnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.