Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1999
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / МАСТЕРСКАЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / ИНДУКЦИЯ / ПЕДАГОГ-МАСТЕР / МОТИВАЦИЯ / АКТИВНОСТЬ / СОЗИДАНИЕ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ДЕКОНСТРУКЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потехина Надежда Владимировна, Жеребятникова Галина Владимировна

Статья посвящена анализу категории «педагогическая мастерская», применение, которой является актуальным, как так определена потребностями развития педагогической практики. В данной статье раскрываются особенности применения технологии педагогических мастерских на практических занятиях по дисциплине «Педагогика» в вузе. По мнению авторов, современная образовательная технология педагогическая мастерская обеспечивает активную познавательную деятельность студентов, способствует формированию готовности к саморазвитию, построению образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL WORKSHOP AS A TECHNOLOGY FOR TEACHING STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The article is devoted to the analysis of the category "pedagogical workshop", the application of which is relevant, as it is determined by the needs of the development of pedagogical practice. This article reveals the features of using the technology of pedagogical workshops in practical classes in the discipline "Pedagogy" at the university. According to the authors, the modern educational technology pedagogical workshop provides active cognitive activity of students, contributes to the formation of readiness for self-development, the construction of the educational process taking into account the individual characteristics of students.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ»

2. Захарова Л.В., Гунина Л.А. Культура делового общения как важный фактор профессионального становления специалистов // Русистика. - 2016. - №4. URL: https://cyberienmka.m/artide/n/kultura-delovogo-obscheniya-kak-vazhnyy-faktor-professionalnogo-stanovleniya-spetsialistov (дата обращения: 21.02.2021).

3. Игнатенко И.И. Направления иноязычной подготовки к деловому общению // Преподаватель XXI век. - 2010. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-inoyazychnoy-podgotovki-k-delovomu-obscheniyu (дата обращения: 21.02.2021).

4. Климова Е.Д. Деловое иноязычное общение в профессиональной подготовке специалиста в области менеджмента // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - №2-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovoe-inoyazychnoe-obschenie-v-professionalnoy-podgotovke-spetsialista-v-oblasti-menedzhmenta (дата обращения: 21.02.2021).

5. Ковтунович Л.М., Прилукова Е.Г. Особенности обучения студентов деловому общению для работы в среде иноязычной культуры // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2017. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-studentov-delovomu-obscheniyu-dlya-raboty-v-srede-inoyazychnoy-kultury (дата обращения: 21.02.2021).

6. Локтюшина Е.А. Английский язык делового общения в структуре дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2019. -№1 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/angliyskiy-yazyk-delovogo-obscheniya-v-strukture-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.02.2021).

7. Шеянов О.И., Щукин М.Н. Методические рекомендации студентам и выпускникам вузов для подготовки к собеседованию при устройстве на работу // Мир науки и образования. - 2017. - №3 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-studentam-i-vypusknikam-vuzov-dlya-podgotovki-k-sobesedovaniyu-pri-ustroystve-na-rabotu (дата обращения: 21.02.2021).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Потехина Надежда Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита); кандидат педагогических наук, доцент Жеребятникова Галина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена анализу категории «педагогическая мастерская», применение, которой является актуальным, как так определена потребностями развития педагогической практики. В данной статье раскрываются особенности применения технологии педагогических мастерских на практических занятиях по дисциплине «Педагогика» в вузе. По мнению авторов, современная образовательная технология педагогическая мастерская обеспечивает активную познавательную деятельность студентов, способствует формированию готовности к саморазвитию, построению образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

Ключевые слова: технология, мастерская, педагогическая мастерская, индукция, педагог-мастер, мотивация, активность, созидание, реконструкция, деконструкция, социализация, рефлексия, исследование, творческая деятельность.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the category "pedagogical workshop", the application of which is relevant, as it is determined by the needs of the development of pedagogical practice. This article reveals the features of using the technology of pedagogical workshops in practical classes in the discipline "Pedagogy" at the university. According to the authors, the modern educational technology pedagogical workshop provides active cognitive activity of students, contributes to the formation of readiness for self-development, the construction of the educational process taking into account the individual characteristics of students.

Keywords: technology, workshop, pedagogical workshop, induction, teacher-master, motivation, activity, creation, reconstruction, deconstruction, socialization, reflection, research, creative activity.

Введение. В настоящее время значимый показатель высокоразвитой, современной страны сопричастно с развитием возможностей человека, которые, прежде всего регулируются качеством образования, в связи с этим общество делает запрос на представителей способных видеть проблему и творчески её решать, обладающих такими личностными качествами как активность, инициативность, способность к критическому мышлению [5, с. 218], все это находит подтверждение в Федеральном Образовательном стандарте общего образования, где отражены требования к освоению основной образовательной программы, на среди которых мы выделили - формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, о широком спектре разнообразной деятельности по получению нового знаний в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных задачах [10, с. 15].

Изложение основного материала статьи. Быстро изменяющиеся социокультурные условия обуславливают модернизацию педагогических технологий, через объединение значимых утверждений из нескольких технологий с использованием сетевых ресурсов Интернета и технических средств обучения, а так же включая и электронные гаджеты, все это содействует увеличению познавательной мотивации, активной личностной включённости обучающегося в образовательный процесс, посредством интерактивного их взаимодействия и способствует быстрому доступу к информации [15, с. 315].

Несомненно, что на сегодняшний момент значимым в педагогическом процессе является внедрение активных методов и методических приемов, позволяющих сформировать у обучающихся умения строить умозаключения, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, самостоятельно приобретать новые знания и т.д. Таким образом актуальной задачей образования определяется оказание помощи обучающимся в овладении широким набором действий, которые помогут осознанно сделать выбор и реально

оценить свои возможности [13, с. 187]. Выполнить поставленную задачу можно с помощью современных педагогических технологий, таких как квест-технология [12, с. 149], проектная технология [7, с. 70] и др.

В контексте исследовательской работы считаем необходимым рассмотреть историю возникновения, представляющей для нас особый интерес технологию - это педагогическая мастерская. Данная технология получила первую популярность у педагогов с 90-х годов XX века, как итог слияния зарубежного и отечественного педагогического опыта. В контексте глубокого изучения технологии лежат идеи Л.С. Выготского и Л.Н. Толстого, философские взгляды Ж.Ж. Руссо, практическая деятельность А.С. Макаренко и С.А. Рачинского, и др.

Так же при анализе психолого-педагогической литературы, мы можем наблюдать синтезирование опыта внедрения технологии педагогической мастерской в образовательный процесс, как инновационной технологии [3, с. 65]. Авторы Н.И. Белова, Т.В. Модестова, А.А. Окунев, Г.К. Селевко, В.А. Степикова рассматривают актуальность изучения педагогической мастерской как инновационного явления в образовании в рамках школьной педагогики, Г.В. Головин, М.Г. Ермолаева, Д.Г. Левитес, И.А. Мухина в теории и методике профессионального образования. В России же с технологией педагогической мастерской впервые познакомились в 1990 году. Одними из первых в ее освоении и внедрении стали И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, Н.И. Хлебович, Ж.О. Андреева.

На сегодняшний день в современной педагогической науке существует множество определений «педагогическая мастерская», считаем необходимым рассмотреть более подробно.

Согласно определению, которое дает И.А. Мухина - педагогическая мастерская это форма обучения, содействующая для развития каждого студента через коллективное и самостоятельное открытие к новому знанию и новому опыту [9, с. 999].

Однако мы считаем, что наиболее полно отражает сущность рассматриваемой технологии, определение которое даёт Жаров И.Б. «Педагогическая мастерская» - это нестандартная форма организации учебных занятий, инновационная технология обучения, которая позволяет организовать и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), способствует созданию на занятиях творческой атмосферы, психологического комфорта, а так же содействует становлению профессионального и личностного роста преподавателя и студента [4, с. 105].

Проведенный анализ определений «педагогическая мастерская» позволяет сделать вывод, что это многоаспектная и широкая технология, так как, охватывает весь процесс обучения и заключает в себе элементы созидательной деятельности участников образовательного процесса и осмысление ее результатов действия. Мы солидарны с утверждением И.А. Мухиной, что выстраивание знаний с помощью технологии педагогической мастерской по логической цепочке: творческий процесс - творческий продукт - осознание его закономерностей - соотнесение полученного с достижениями культуры - коррекция своей деятельности -новый продукт, будет способствовать построению индивидуального стиля творческой, исследовательской, деятельности, личностному росту и т.д. [9, с. 452].

Для нас интересной представляется рассмотрение использование технологии педагогической мастерской на практическом занятии по дисциплине «Педагогика» в вузе.

В настоящее время в современном вузе, в процессе организации учебного процесса, значимое место отводится педагогическим технологиям обучения, которые не только способствует качественному овладению знаниями и умениями, но и выступает движущей силой развития созидательной активности личности, что позволяет становиться конкурентноспособной в современном мире [6, с. 99]. Мы солидарны с мнением Беловой Н.И., Наумовой Н.Н., о том, что в процессе организации учебного занятия так же существует возможность создания условий для реализации такой современной технологии, как педагогическая мастерская. Её использование на практических занятиях, характеризуется как творческое освоения материала, как открытие. Что, конечно, же в свою очередь предполагает другой формат организации деятельности студентов, который будет созидаться как исследование. Использование технологии педагогических мастерских на занятиях, происходит по следующему алгоритму: создается организованный хаос представлений, ассоциаций, который порождает вопросы без ответов, на которые нельзя двигаться дальше, знания же в свою очередь приобретаются через личный опыт обучающегося, а педагог перестает быть всеведующим провидцем знаний [2, с. 75].

В контексте нашего исследования, рассмотрим более подробно основные этапы разработки и реализации педагогической мастерской более детально. Первый этап индукция характеризуется созданием определенных условий для активизации восприятия, содействует повышению познавательной активности и строится на собственном опыте обучающегося. Педагог выступает в роли мастера, который строит свою работу в соответствии таким принципам как: формирование знаний, организация диалогового взаимодействия детей высказывание своих мыслей в созидательном процессе, способствует созданию условий для выявления ошибок, совершенствованию навыков принятия и понимания друг друга. Вторым этапом разработки и реализации педагогической мастерской выступает деконструкция. На данном этапе осуществляется превращение материала (работа с текстом) в хаос-смешение слов, явлений и событий. Далее происходит созидание своего мира, проекта, гипотезы, текста и выдвигаются решения - это этап реконструкции. Следующим выступает этап социализации. На данном этапе происходит организация своей деятельности и сопоставление ее с деятельностью остальных участников процесса, а также прогнозирование промежуточного и итогового результата своего труда. Цель данного этапа состоит в возможности дать самооценку и провести самокоррекцию. Затем следует презентация итогов работы перед аудиторией, то есть этап афиширования. Высшей точкой творческого процесса осознания неполноты своего старого знания новому, видение предмета в другом ракурсе и погружение в глубину проблемы, характеризует этап разрыва. И завершающим этапом реализации педагогической мастерской выступает этап рефлексии, где происходит -самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в педагогической мастерской [4, с. 105].

Для педагога технология педагогических мастерских открывает безграничные возможности, способствующие формированию ценностного отношения к себе как к личности, к другим людям, гуманного отношения к живой природе [14, с. 187].

Приведем пример разработки занятия по дисциплине «Педагогика» на тему «Методы и средства обучения».

Этап практического занятия Деятельность педагога - мастера Деятельность студентов

Индукция Деление группы на команды. 1. Каждому студенту предлагается выбрать один из вопросов, написанных на бумаге (вопросы из темы прошлого занятия «Методы и средства обучения». Вопросы: - Какие признаки составляют понятие метода? -Что такое организационные формы обучения? -В чем заключается сущность традиционной классификации методов? 2. Каждый студент делает самолетик из листа бумаги и по команде педагога запускает его. Обучающиеся поднимают упавшие рядом самолетики, озвучивают вопрос и делятся на группы. Активно слушают, планируют учебное сотрудничество со сверстниками; постановка вопросов и ответы на вопросы, выражают свою позицию [11, с. 166], сопоставляют представленные суждения.

Афиширование Педагог-мастер предлагает обучающимся написать слова на листах: электронный, бумажный, технический. Как вы считаете, о чем идет речь? С прошлого занятия известно, что существует классификация средств обучения. Средства обучения могут быть: электронными, бумажными (таблицы, книга и т.д.) и технические. Обучающиеся делятся с аудиторией своей точкой зрения и аргументируют ее.

Деконструкция Педагог предлагает обучающимся ознакомиться с классификацией средств обучения, представленную в учебном пособии. Обучающиеся работают с текстом и рисунками учебного пособия, анализируют и оценивают информацию, соблюдают культуру труда.

Реконструкция Учитель предлагает обучающимся и заполнить таблицу, характеризующую современные средства обучения. Студенты изучают, сравнивают и классифицируют средства обучения; умеют самостоятельно проводить исследование.

Афиширование Педагог предлагает участникам педагогической мастерской поделиться впечатлением о проделанной работе (исследовании). Студенты обсуждают проделанную работу, преобразовывают информацию из одной формы в другую; сравнивают разные точки зрения; задают вопросы.

Разрыв Далее педагог-мастер подводит итог работы. Работа аудитории, обсуждение проблемы. Подведение промежуточного итога.

Социализация Педагог предлагает оформить исследовательскую работу в тетрадь и сформулировать вывод под его руководством. Обучающиеся взаимодействуют со одногруппниками и педагогом; преобразовывают информацию из одной формы в другую, умеют оформлять работу.

Рефлексия и итоги урока Ученикам предлагается устно обсудить контрольные вопросы, представленные в учебном пособии, оценить свою работу на занятии с помощью «Дерева успеха». Каждому студенту раздаются листочки с изображением дерева и предлагается раскрасить листья в определенный цвет: зеленый - справился со всеми заданиями, все понравилось, желтый цвет - были небольшие трудности в выполнении заданий, лист без цвета цвет -было много ошибок, трудностей. В конце педагог выборочно просит студентов рассказать, в какие цвета они раскрасили листья и почему. Студенты обсуждают вопросы, анализируют и оценивают свою работу на занятии, принимают активное участие в групповом обсуждении проблем, пытаются убедительно обосновывать свою точку зрения.

В ходе реализации технологии педагогической мастерской обучающимся можно представить набор заданий, которые поэтапно будут приближать к пониманию познавательной проблемы, и выстраиванию примерного алгоритма ее решения, так же необходимо обратить внимание, что каждый участник педагогической мастерской, определяет для себя значимый на текущий период саморазвития вопрос, находит необходимые варианты его разрешения, учитывая свои личностные особенности. В контексте нашего исследования приведем пример организации практического занятия по дисциплине «Педагогика» с использованием современной технологии педагогическая мастерская. В работу были включены 58 бакалавров направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», три учебные группы студентов (30, 14 и 14 человек). В процессе изучения дисциплины «Педагогика» направления подготовки 44.03.01 -«Педагогическое образование» при разработке и проведении семинарских занятий нами была активно применена технология педагогическая мастерская. Тема практического занятия была обозначена: «Ведущие

подходы, концепции и принципы обучения». Студентам было предложено задание: проанализировать нормативно-правовые документы, основные дидактические концепции, классификацию авторских школ и разработать модель «Современной школы». Представленное задание ориентированно на систематизацию знаний, работа осуществлялась как в совместном поиске, так и индивидуально, а также в микрогруппах. При организации работы на практическом занятии с использованием технологии педагогической мастерской соблюдались основные принципы инновационной технологии, которые обязательно должен учитывать и соблюдать педагог-мастер: создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества; активизацию личной заинтересованности каждого студента в изучении проблемы; включение эмоциональной сферы обучающихся, чередование индивидуальной и коллективной работы; в результате, выполненное задание как индивидуально, так и в микро группе, обсуждается, все мнения учитываются, и завершающим моментом выступал этап «афиширование», то есть представление работ обучающихся (схем, рисунков, проектов, моделей и т.п.) в аудитории и ознакомление с ними всех участников образовательного процесса. Проведенное исследование показало, что студенты с удовольствием включаются в педагогический процесс с использованием педагогической мастерской, что способствует включению студентов вуза в инновационную деятельность, создавая предпосылки будущей инновационной деятельности учителя [5, с. 158].

Позиция авторов [8, с. 998], отражает, что неповторимость технологии педагогической мастерской, определяется тем, что она позволяет создать на занятии атмосферу созидания, сотворчества, оптимистичности в благожелательном общении, а обращение к эмоциональной сфере обучающегося, позволяет пробудить познавательный интерес, мотивацию к изучению нового, способствует укреплению взаимосвязи процессов взаимообучения, самообучения, самовоспитания и взаимовоспитания. Педагог выступает в новой роли (педагог-мастер), и главной его задачей определяется сопровождение творческого, самостоятельного исследования, где все обучающиеся могут продемонстрировать свои таланты. Учитывая все вышеизложенное, мы поддерживаем данную позицию авторов.

Выводы. Таким образом, проведённый анализ педагогической технологии позволяет сделать вывод о том, что использование в процессе обучения, технологии педагогической мастерской, содействует каждому обучающемуся в тренировке, развитии способности к аналитической деятельности, интерпретации, к самоанализу и самоконтролю, способствует построению индивидуального стиля творческой, исследовательской, деятельности и личностному росту как педагога так и обучающегося, через создание благоприятных, условий для роста каждого участника образовательного процесса и приобретение нового опыта через коллективное открытие [1, с. 702].

Литература:

1. Акутина, С.П. Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании // Молодой ученый. - 2015. - № 12 (92). - С. 700-703.

2. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских. Метод, пособие. - С.-Пб.: «Паритет», (Серия «Педагогическая мастерская»). - 2004. - С. 375.

3. Васильева Г.Т. Педагогическая мастерская как инновационная технология // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2011. - № 4. - С. 62-67.

4. Жарова И.Б. Нестандартная форма учебного процесса технология педагогических мастерских на уроках биологии // Вестник военного образования. - 2020. - № 6 (27). - С. 105.

5. Жеребятникова Г.В. Формирование созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. - Чита, 2013. - 225 с.

6. Жеребятникова Г.В. Характеристика созидательной активности будущего социального педагога // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. - С. 99.

7. Жеребятникова Г.В., Лучкина Т.В. Модель формирования созидательной активности социальных педагогов в образовательном пространстве современного вуза // Гуманитарный вектор. - 2013. - № 1 (33). -С. 65-71.

8. Лучкина Т.В., Жеребятникова Г.В. Педагогические условия формирования созидательной активности будущих социальных педагогов в образовательном пространстве современного вуза // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-4. - С. 998-1002.

9. Мухина, И.А. Что такое педагогическая мастерская. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: книга для учителя СПб., 2002. - 489 с.

10. Министерство образования и науки Российской Федерации. Официальный сайт. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 10.03.2021).

11. Петренко М.А. Теория педагогической интеракции: Монография. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 168 с.

12. Потехина Н.В., Жеребятникова Г.В. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущих учителей Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-2. - С. 147-150.

13. Потехина Н.В. Высшее образование в системе личностных ценностей // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-3. - С. 185-191.

14. Рамазанова Е.Р. Использование технологии педагогических мастерских на уроках биологии // Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности. - 2017. - Выпуск 7. -С. 187. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29788629 (дата обращения: 09.03.2021)

15. Таганова И.С., Цыденова В.Н., Рудий В.Ю., Жеребятникова Г.В. Квест-технология как эффективная форма организации деятельности младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-12. - С. 310-323.

Педагогика

УДК 372.878

кандидат педагогических наук, доцент Прокофьева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук Жукова Анна Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрен психолого-педагогический потенциал сказки в области музыкального образования в контексте её дидактических и арт-терапевтических возможностей на основе общности задач музыкального образования и сказкотерапии. Освещены разновидности сказок. Раскрыта сущность и функции дидактической сказки на начальном этапе обучения. Предложен алгоритм создания дидактической сказки в практике музыкального образования и возможные формы представления дидактической сказки на уроке музыки.

Ключевые слова: психолого-педагогический потенциал сказки, сказкотерапия, виды сказок, дидактическая сказка, алгоритм создания дидактической сказки в практике музыкального образования.

An^tat^. The article examines the psychological and pedagogical potential of a fairy tale in the field of music education in the context of its didactic and art-therapeutic capabilities based on the commonality of the tasks of music education and fairy tale therapy. Varieties of fairy tales are covered. The essence and functions of a didactic fairy tale at the initial stage of training are revealed. An algorithm for creating a didactic fairy tale in the practice of music education and possible forms of presenting a didactic fairy tale at a music lesson are proposed.

Keywords: psychological and pedagogical potential of a fairy tale, fairy tale therapy, types of fairy tales, a didactic fairy tale, an algorithm for creating a didactic fairy tale in the practice of music education.

Введение. Целью современного музыкального образования является формирование музыкальной культуры личности, как части ее общей духовной культуры. Данная цель предполагает комплексное решение образовательных и воспитательных задач и, прежде всего, нравственно-эстетическое воспитание, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Достижение указанной цели возможно в опоре не только на собственно музыкально-педагогические методы, но и на общие методы воспитания и обучения, имеющие образную, интерактивную природу и воспитательное значение. Одним из актуальных методов может являться сказка, учитывая её психолого-педагогический потенциал в области музыкального образования.

Изложение основного материала статьи. Сказка во все времена была ориентирована на воспитание и обучение подрастающего поколения, она не утратила этих функций и в настоящее время. Функции сказки в образовательном процессе с годами расширяются, благодаря её многозначности, особому сочетанию формы и содержания. С помощью сказки человек познает мир, «законы окружающей действительности», поэтому очень важно общение на основе сказки именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, при том, что ее значимость сохраняется и в более позднем возрасте при постановке соответствующих задач.

В обучении сказка помогает нивелировать границы между познавательными интересами учеников и новыми знаниями, которые им предлагает учитель. Она учит рассуждать, анализировать и делать выводы, через переживание сказочных событий и осмысление поступков героев. Сказка позволяет выстроить преемственность между школой и детским садом, адаптируя ребёнка к новым для него учебным реалиям и позволяя педагогу в привычной для детей форме сформировать у них новые понятия и представления. Эта роль в большей мере отводится дидактической сказке.

Опора на сказку в образовательном процессе всегда была привлекательной педагогической идеей. С позиций отечественной педагогической мысли примечательны высказывания Л.Н. Толстого, который придерживался мнения о том, что образный рассказ учителя может дать ребенку намного больше знаний, чем материал учебника. В своей Яснополянской школе он предпочитал преподносить детям новые знания форме художественных рассказов, которые в современной педагогической практике называют дидактическими сказками. Л.Н. Толстой использовал как образовательный, так и воспитательный потенциал дидактических сказок. Свои искания и обобщения в этой области Л.Н. Толстой отражал в педагогическом журнале, который был назван им «Ясная Поляна» [10].

Особое место дидактическая сказка заняла и в педагогике В.А. Сухомлинского. Работая с младшими школьниками в «Школе радости» он применял такие формы обучения, которые были призваны сделать процесс обучения шестилетних детей интересным, увлекательным и продуктивным. Одной из таких форм явилась дидактическая сказка. В.А. Сухомлинский отмечал, что сказка - «...раздувает огонек детской мысли и речи», а также, что «клетки детского мозга настолько нежны и нормально работать могут только при условии, когда объектом восприятия, осмысления является образ» [9, с. 34].

В опоре на убеждения и опыт В.А. Сухомлинского можно заключить, что сказка активизирует интеллектуальную работу детей за счёт эмоционального восприятия информации, делает более интенсивным запоминание нового знания, явления или понятия, придает эмоциональную насыщенность процессу обучения, благодаря чему должна стать ведущим способом обучения.

Современные исследователи также выделяют множество функций дидактической сказки, указывая на их организационные возможности, заключающиеся в привлечении внимания к изучаемым явлениям, повышение интереса к излагаемому материалу, улучшение микроклимата на уроке; содержательные возможности, связанные с углублением понимания отдельных свойств изучаемого объекта, сообщение дополнительных сведений о нем; контролирующие качества, позволяющие корректно выявить имеющиеся недочеты в усвоении материала, степени и глубины его усвоения; мотивационные ресурсы, способствующие повышению уровня мотивации в изучении учебного предмета [1; 3; 4].

Педагоги-практики отмечают, что дидактическая сказка помогает в решении разнообразных педагогических проблем, возникающих в работе с младшими школьниками, связанных с: «трудностями перехода от дошкольного детства к школьной жизни; установлением взаимопониманий между педагогом и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.