Литература
1. Астахов О. Ю. Проблемы развития гуманитарного и социально-научного направления культурологического знания // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 22, ч. II. - С. 105-108.
2. Воронкова Л. П. Культурная антропология как наука. - М.: Диалог - МГУ, 1997. - Вып. 4. - 60 с.
3. Зверев А. С. Культурная антропология. - М.: ИПК МГЛУ Рема, 2009. - 112 с.
4. Командорова И. В. Культура, как социальный феномен в символической антропологии Л. Уайта: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - М., 1999. - 23 с.
5. Копцева Н. П. Социальная (культурная) антропология. - Красноярск: СФУ, 2011. - 240 с.
6. Культурология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. А. И. Шаповалова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 320 с.
7. Левитская И. В. Концепция культурологии Л. Уайта: Proeteontra // Вестн. СамГУ - 2011. - № 1/1 (82). -С. 5-10.
8. Миненко Г. И. Содержание и границы принципа культуроцентризма // Ученые записки научно-исследовательского института прикладной культурологи. - Кемерово: Кем ГУКИ, 2006. - Т. 2. - С. 11-22.
9. Уайт Л. Э. Наука о культуре: избранное. - М.: РОССПЭН, 2004. - 960 с.
References
1. Astahov O. Ju. Problemy razvitija gumanitarnogo i social'no-nauchnogo napravlenija kul'turologicheskogo znanija // Vestn. Kemerov. gos. un-ta kul'tury i iskusstv. - 2013. - № 22, ch. II. - S. 105-108.
2. Voronkova L. P. Kul'turnaja antropologija kak nauka. - M.: Dialog - MGU, 1997. - Vyp. 4. - 60 s.
3. Zverev A. S. Kul'turnaja antropologija. - M.: IPK MGLU Rema, 2009. - 112 s.
4. Komandorova I. V. Kul'tura, kak social'nyj fenomen v simvolicheskoj antropologii L. Uajta: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.11. - M., 1999. - 23 s.
5. Kopceva N. P. Social'naja (kul'turnaja) antropologija. - Krasnojarsk: SFU, 2011. - 240 s.
6. Kul'turologija: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. A. I. Shapovalova. - M.: VLADOS, 2003. - 320 s.
7. Levitskaja I. V. Koncepcija kul'turologii L. Uajta: Proeteontra // Vestn. SamGU. - 2011. - № 1/1 (82). - S. 5-10.
8. Minenko G. I. Soderzhanie i granicy principa kul'turocentrizma // Uchenye zapiski nauchno-issledovatel'skogo instituta prikladnoj kul'turologii. - Kemerovo: KemGUKI, 2006. - T. 2. - S. 11-22.
9. UajtL. E. Nauka o kul'ture: izbr. - M.: ROSSPEN, 2004. - 960 s.
УДК 008
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЗИДАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРЫ
Ариарский М. А., доктор культурологии, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации, вице-президент Ассоциации работников музеев России, директор Научно-образовательного центра педагогической культурологии ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств» (г. Санкт-Петербург). E-mail: ariarskiy@yandex.ru
Статья раскрывает роль культуры в условиях креативно-информационной цивилизации и место педагогической культурологии как области науки и социальной практики, обосновывающей методологию и методику вовлечения людей в мир культуры. Педагогическая культурология представляется как средство интеграции философской антропологии, культурологии и педагогики в постижении культуры.
Ключевые слова: креативно-информационная цивилизация, культура, культурология, педагогика.
EDUCATIONAL CULTUROLOGY IN THE SYSTEM OF CREATIVE POTENTIAL CULTURE IMPLEMENTATION
Ariarskiy M. A., Doctor of Culturology, Professor, Honorary Worker of Culture of the Russian Federation, Vice President of the Russian Association of Museum Staff, Director of Research and Education Center of Pedagogical Culturology of FSFEI HPE "St. Petersburg State University of Culture and Arts" (St. Petersburg). E-mail: ariarskiy@yandex.ru
The article deals with culturology as a field of teaching science and social practice, which integrates the basics of philosophical anthropology, culturology and pedagogy and, based on their interaction and mutual influence, discloses a technique of social and cultural education and individual involvement in cultural activities that facilitate the transformation of knowledge about culture in moral and aesthetic beliefs, norms and principles in the spiritual life, and the skills of creative activity. Constructive contribution to the formation of cultural science teaching culture of the individual and society is manifested in the fact that, based on philosophical anthropology, culturology and centuries of experience in domestic and global pedagogy, complements and enriches it, being specific to the culture and laws of its formation. The most important advantage of culturology is teaching manifested in a synergistic effect that is achieved by relying on three areas of scientific knowledge: philosophical anthropology, culturology and pedagogy, and ensuring integration of their achievements in the process of involving the people in culture and socio-cultural creativity world.
Keywords: creative and informational civilization, culture, culturology, pedagogy.
Креативно-информационная цивилизация, характеризующая современный этап развития человечества, являет собой результат сложившихся к XXI веку достижений в науке, технике, высоких технологиях производства, экономике, социально-политической и духовной жизни. Однако ее фундаментом и ведущей движущей силой выступает культура как исторически определенный уровень развития общества и творческих сил человека, как качество жизни, как совокупность созданных человеком духовных и материальных ценностей, как сотворенная людьми сфера их обитания и созидания, как стержень сохранения исторической памяти и национального достояния, как источник прогресса и социального благополучия, как средство духовно-нравственного развития людей и стимулирования их творческой активности.
Культура всегда играла особую роль в истории России. Она способствовала прогрессивным реформам Петра I, помогала Екатерине II преобразовать страну в великую державу, придала конструктивные начала либеральным преобразованиям Александра II; дала возможность Советскому Союзу совершить исторический рывок в повышении уровня образования, развитии науки и промышленного производства, вовлече-
нии десятков миллионов людей в эстетический всеобуч и социально-культурное творчество. Исключительную роль культура обрела в креативно-информационной цивилизации, основой которой стала наука, научно-технический прогресс, приоритет знаний и общекультурное развитие людей. Культура XXI века позволила создать мир глобализации общественного развития, сломать границы информации, наполнить Вселенную спутниками Земли, посредством энергоносителей обеспечить общедоступность наиболее значимых духовных ценностей, с помощью компьютера и мобильного телефона утвердить принципиально новый уровень жизни, вооружить человека возможностью не выходя из дома решать сложнейшие задачи производства, обучения, общения; обогатила окружающую среду, внесла эстетические начала в быт и досуг. Подтверждается мысль Норберта Винера, утверждавшего, что мы изменили мир столь радикально, что теперь вынуждены сообразно ему изменить и себя.
Мы живем на огромной территории, основная часть которой обращена на север. Миллионы квадратных километров российской земли находятся в зоне вечной мерзлоты. На поддержание тепла, добычу природных богатств и развитие сельско-
го хозяйства мы тратим многократно больше сил, чем другие страны. Преимущества бескрайних просторов оборачиваются издержками на поддержание коммуникаций. Все это детерминирует принципиально более высокий уровень культуры жизнеобеспечения, диктует необходимость формировать способность успешно существовать и творить в сложнейших природно-климатических условиях.
Реализуя свои безграничные возможности, культура способна сыграть решающую роль в создании процветающего гражданского общества и формировании духовно богатой и гармонически развитой личности. Но для этого необходимо в полную меру осмыслить сущность и природу ее функционирования, найти механизмы реализации ее созидательного потенциала. В отличие от стаи птиц культура человека не передается генетически, она является предметом длительного и целенаправленного педагогического процесса, успех которого находится в прямой зависимости от способности учитывать особенности ее постижения, опираться на созидательную силу литературы и искусства, в полную меру осмыслить изменения в человеке и в первую очередь в детях и молодежи, которые порождены эпохой компьютера и мобильного телефона.
Необходимо осознать, что культура носит всепроникающий характер, затрагивает все сферы жизнедеятельности и не может ограничиваться сферой искусств. Культура - это не только театр, кино, музыка, хореография или изобразительное творчество. Культура - это базовые ценности, отраженные в лучших традициях народов, в глубоких и прочных знаниях, в созидательном и высокопроизводительном труде на благо общества, в подлинно гуманных общественных отношениях; это реализуемые на практике духовные идеалы человеческого бытия, это постоянно проявляемое благородство, доброжелательность, способность сопереживать проблемы окружающих и помогать в их разрешении.
Существующая в стране система формирования культуры опирается на культурологическое просвещение в средней и высшей школе, которое, формируя гуманитарные знания, в основном ограничивается лишь сферой литературы и искусства, не вовлекая обучающихся в реальную культурную
деятельность, которая способствовала бы преобразованию знаний о культуре в нравственно-эстетические качества личности, превращала учащуюся молодежь из объектов просветительного воздействия в субъектов социально-культурного творчества. Историко-культурное просвещение в учреждениях базового образования малоэффективно и в силу того, что строится на механическом перенесении на него методик обучения основам наук и не учитывает, что культура постигается иными приемами и способами.
Феномен культуры не укладывается в традиционные рамки методик обучения основам наук, он требует учета многообразия условий и требований, удовлетворение которых не под силу только педагогике или только культурологии. Реализация созидающего потенциала культуры посильна лишь оригинальным методикам, вытекающим из синергетического эффекта интеграции культурологии, педагогики, психологии и иных компонентов человекознания, из опоры на искусствознание, литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, на методику социально-культурной деятельности и народного творчества, на досуговедение, музееведение, библиотековедение и иные смежные дисциплины.
Неэффективность сложившейся в России начала XXI века образовательно-воспитательной системы, не способной сформировать у подрастающего поколения минимум знаний в сфере духовной жизни и вооружить человека умениями и навыками, необходимыми для самовыражения и самоутверждения в сложившихся динамичных и нестандартных ситуациях современного мира, привела к потере культурного потенциала общества и его интеллектуального капитала, к существенному ослаблению традиционного проявления открытости и добросердечности, породила чуждые национальному менталитету россиян элементы жесткости и социальной агрессии, вызвала восприятие счастья, ограниченное лишь физическим здоровьем и материальным благополучием. В сложившейся ситуации главная задача просвещения, образования и воспитания проявляется в их способности формировать в полном смысле творческую личность, готовую к преобразовательно-созидательной деятельности в семье, трудовом коллективе, в общественно-
политической жизни, в сфере неформальных отношений, в общественных и государственных институтах; в использовании достижений современной науки как средства реализации созидающего потенциала культуры.
Сложившееся противоречие между способностью культуры отражать и формировать гуманитарную картину мира, синтезировать нравственно-эстетические ценности человечества, духовно обогащать современное общество и реальным уровнем реализации ее созидающего потенциала обусловили целесообразность появления нового направления науки и социальной практики - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ, которая приняла на себя разработку и внедрение системы инкультурации, учитывающей специфику культуры и закономерностей ее постижения, удовлетворяющих и последовательно возвышающих реальные интересы и потребности человека, и построенных на единстве информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его разум и чувства.
Педагогическая культурология исходит из того, что личность информационного общества -это не только человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности, ответственности перед социумом и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи. Понятие личность неотделимо от креативности, то есть культуры, основанной на способности к активному, созидательному творчеству, умению не только воспринимать, осмысливать, использовать, воссоздавать, но и эффективно реализовывать ее созидающий потенциал, внедрять высокие технологии, вносить посильный вклад в совершенствование качества жизни. Моделью человека XXI века должна стать креативная личность, однако ее появление нельзя ограничивать влиянием естественной среды. Обладание креативными качествами может быть лишь результатом последовательного, педагогически выверенного воздействия на сознание и чувства индивида, поэтапного приобщения его к культуре творчества и реализации своих интеллектуальных, организационных, коммуникативных и эмоциональных потенций.
Вклад педагогической культурологии в научное обоснование процесса вовлечения людей в мир культуры проявился в том, что она рас-
крыла механизм постижения культуры с учетом ее специфики, с опорой на особенности усвоения ее ценностей, транслируемых средствами слова, музыки и иных каналов распространения духовного богатства человечества.
Определяя особенности постижения ценностей культуры, Х. Г. Гадамер указывал на принципиальное отличие этого процесса от процесса усвоения знаний в области естественных наук. В физике, химии, биологии происходит приращение знания; в культуре - непреложно вовлечение в мир ее ценностей. Законы математики можно выучить, явления культуры необходимо пережить. Вильгельм Дильтей образно заметил, что природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем. В процессе социализации система непрерывного образования объясняет формирующейся личности раскрытые нашими предками формулы, теоремы, законы функционирования природной среды. По мере своего развития наука последовательно обогащает эти данные, что позволило только в ХХ веке породить авиацию, космонавтику, телевидение, атомную энергетику, компьютерную технику и многое другое, изменившее облик нашей планеты. И все это находит конкретное объяснение в точных науках, опирается на обоснованные ими и подтвержденные практикой закономерности. Принципиально иначе складывается формирование гуманитарного знания, вовлечение человека в мир культуры. Гомера, Дж. Боккаччо или Б. Ахмадулину нельзя «объяснить». Опираясь на требования герменевтики (Фр. Шлейермахер, Х. Г. Гадамер), педагогическая культурология помогает людям воспроизвести и реконструировать соответствующую эпоху, понять и интерпретировать авторский замысел и смысл их творений. Шедевры человеческого гения открывают широчайший простор для их толкований. При этом диапазон проявляющихся различий находится в прямой зависимости от их интеллектуальной емкости, оригинальности и глубины. Величие Рафаэля, А. П. Чехова или Д. Д. Шостаковича проявляется в том, что каждый, кто соприкасается с результатами их творчества, наряду с общечеловеческими и национальными ценностями, находит в них свое, неповторимое, отражающее только ему присущий социально-культурный опыт. М. В. Ломоносов, А. Эйнштейн или Л. Д. Ландау
навеки вписали себя в историю мировой науки. Однако их научные открытия носят объективный характер: если бы не было этих ученых, развитие научного знания через десять или пятьдесят лет взяли бы на себя другие. Принципиально иная атмосфера в гуманитарной сфере, где за ее героями обязательно стоят неповторимые авторы. Не будь Н. В. Гоголя или Б. Л. Пастернака человечество никогда не услышало бы имени Чичикова или доктора Живаго, равно как без Леонардо да Винчи и П. И. Чайковского, не было бы пленительной Джонды и Первого концерта для рояля с оркестром. Наука дает понятийное и логически аргументированное знание, которое не зависит от личных пристрастий; искусство всегда окрашено конкретной личностью, оно эмоционально и образно.
Возможности разума и рационального знания, как подчеркивал Павел Флоренский, весьма ограничены [9, с. 6]. Разум способен лишь выявить противоречия бытия и отражающие его знания. Синтез антиномий возможен лишь сердцем. Познать разумом - значит «обозначить противоречие», уразуметь сердцем - значит «понять всецело». Науку нужно понять, художественное произведение необходимо и понять, и принять.
Многогранность и диалектическая природа культуры, проявляющейся в самых разных сферах жизнедеятельности людей и общества и принимающая самые различные формы функционирования не укладывается ни в одно направление науки и требует, как минимум, междисциплинарного подхода. Это обусловило необходимость интегрировать в педагогической культурологии три направления научного знания:
- философскую антропологию;
- культурологию;
- педагогику.
Философская антропология предопределила восприятие человека как высшей ценности цивилизации, а это в свою очередь детерминировало принципиально иное восприятие методологии постижения культуры, а вместе с ней и научных основ педагогической культурологии.
Жизнь убедительно свидетельствует, что усвоение научных знаний и постижение ценностей культуры осуществляются по разным законам и векторам. Для любого человека таблица умножения или теория относительности остаются
неизменными и однозначными в любой ситуации, а Отелло, Фауст или Арбенин у каждого - свой. Более того, один и тот же человек в разном возрасте смотрит на них разными глазами. Учитель имеет возможность заставить ученика усвоить определенную сумму знаний, но он не в состоянии заставить их полюбить стихи, музыку или живопись, ибо ценности культуры интериоризи-руются лишь в условиях свободы выбора и реально проявляемых интересов обучающихся.
Процесс социализации строится на методологической основе, исходящей из того, что любая формирующаяся личность способна освоить сущность мировоззренческих и иных гражданских качеств; один - на «отлично», другой - лишь на «удовлетворительно», но каждый может и должен овладеть объемом знаний, входящих в Государственный образовательный стандарт средней школы, и это предопределяет условие, непреложно необходимое для обретение статуса гражданина России. Вовлечение индивида в мир культуры, то есть его инкультурация, носит индивидуальный характер, ориентируется лишь на одного человека, отталкивается от реально проявляемых наклонностей, способностей, дарований, потребностей и интересов каждого индивида. Требования социализации едины для всех, кто осваивает основы гражданских качеств; содержаний и форм инкультурации ровно столько, сколько людей вовлечены в процесс постижения культуры и включены в социально-культурное творчество.
Культурология обеспечивает восприятие сущности, природы и бесконечного многообразия культуры и культурных процессов, дает возможность увидеть в ней:
• и совокупность, созданных людьми духовных и материальных ценностей;
• и исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека;
• и сложно организованную систему над-биологических программ человеческой деятельности;
• и сотворенную людьми среду их обитания;
• и средство самоорганизации, саморегуляции, самоутверждения личности.
С утверждением в конце XX столетия культурологии как единой науки о культуре появилась реальная возможность обеспечить комплексное
осмысление закономерностей происхождения, развития и функционирования культуры, раскрытие структуры и специфики духовного производства и воспроизводства, обеспечить разносторонний анализ созданных и создаваемых национальных и общечеловеческих ценностей, а главное - обосновать механизм усвоения культуры как качества личности.
Культурология позволяет увидеть специфику культуры, проявляющуюся:
• в обогащении национальных ценностей и традиций и насыщении духовного пространства каждого народа новым ценностно-смысловым содержанием, отвечающим интеграционным тенденциям XXI столетия;
• в последовательном утверждении нового типа транснациональной духовной жизни, для которой характерны трансформирующиеся в национальные культуры унифицированность, экономическая целесообразность и мобильность;
• в расширении информационно-коммуникативного пространства за счет создания медиа-пространств и виртуализации культурной среды;
• во внедрении новых форм духовной жизни и усилении диалога культуры, международного обмена и взаимообогащения их ценностями;
• в формировании транснациональных систем образования и науки, приводящих к существенным изменениям национальных образовательных и научных стандартов;
• в стимулировании социальной мобильности человека в новой креативно-информационной цивилизации, в утверждении нового уровня личностной культуры, обеспечивающей адаптивность человека к происходящим в мире явлениям и процессам духовной жизни.
Педагогика вооружила педагогическую культурологию научно обоснованным механизмом постижения культуры; раскрыла возможность разработать и реализовать систему эффективных педагогических методик и технологий, позволяющих учитывать специфику культуры, особенности процесса ее усвоения и преобразования человека из объекта культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества.
Становление педагогической культурологии связано с попыткой определить научную базу
социально-культурной деятельности, которая в течение семидесяти лет советской власти в условиях отсутствия необходимой теоретической базы в основном руководствовалась лишь директивными документами КПСС. В 80-е годы, когда начала рушиться коммунистическая идеология и социально-культурная сфера оказалась в определенном вакууме, наиболее дальновидные ее представители, направили свою инициативу на поиски методологических и теоретических ориентиров социально-культурной деятельности и нашли их в союзе философской антропологии, культурологии и педагогики. Так родилась педагогическая культурология как мостик между философской антропологией как наукой о сущности и природе человека; культурологией как наукой о культуре, исторически сложившемся уровне развития общества, результатах проявления творческих сил человека и педагогикой как наукой о воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с требованиями социального развития. Сегодня это направление научного знания утвердило себя и есть достаточные основания дать его определение и обосновать общие характеристики его исходных целей, объекта и предмета.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ -это область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе основы философской антропологии, культурологии и педагогики и, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику социально-культурного просвещения и вовлечения индивида в культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни, в умения и навыки креативной деятельности.
Объект педагогической культурологии -человек, личность, индивидуальность, социальная общность.
Предметом педагогической культурологии выступает социально-педагогический процесс разностороннего развития личности посредством ее вовлечения в систему социально-культурного просвещения и свободного творчества, результатом которого становятся ценности культуры, обновленная культурная среда и новые социально значимые качества людей.
Ведущая функциональная установка педагогической культурологии - вовлечение челове-
ка в мир культуры. Содержание этого процесса в основе своей составляют индивидуальное постижение ценностей культуры и социально-культурная деятельность; а методика осуществления поставленной цели строится на принципах педагогики, на способах, приемах и технологиях педагогики сотворчества.
К октябрю 1981 года сформировалась научная школа педагогической культурологии, объединившая ученых, преподавателей и специалистов социально-культурной практики в России, Украине, Белоруссии, Закавказье, Средней Азии [1-5].
Для педагогической культурологии исключительное значение приобретает принцип целостного постижения культуры, методология формирования которой исходит из того, что ее нельзя усваивать фрагментарно, не связанными между собой частями, ибо она всегда базируется на синтезе знания и веры, единстве информационно-логического и эмоционально-образного. Это сближает педагогическую культурологию с педагогикой, избравшей магистральный путь развития своей методики - от репродуктивно-информа-ционного к эмпирико-диалогическому, от тематического к проблемно-концептуальному, от созерцательного к деятельному, культуротворческому.
Критикуя ущербность концепции научного мировоззрения, основанного лишь на логической информации, Б. В. Раушенбах убедительно показал, что личность постоянно получает информацию по двум каналам - логическому и внелогическому, которые одновременно воздействуют на разум и на эмоциональную сферу. Только в этом единстве педагогическая культурология способна обеспечить восприятие культуры как фактора целостного мировоззрения. Определяя методологию и методику вовлечения человека в мир культуры, она учитывает не только всепроникающий характер культуры, но и специфику ее постижения в разных сферах жизнедеятельности. Усвоение научных знаний, культуры труда и производственных отношений, как правило, опирается на логику, на разум, требует экспериментальной работы, доказательств формул, теорем, эффективности технологических процессов. Восприятие произведений искусства главным образом основывается на эмоциональной сфере, на эстетических
чувствах. Однако в целом восприятие индивидом любых ценностей духовной или материальной жизни строится на единстве информационно-логического и эмоционально-образного. На научной конференции или при разработке высоких технологий превалирует разум, на концерте симфонического оркестра или художественной выставке решающую роль играют чувства, но любое явление культуры вызывает у людей и логические умозаключения, и эмоциональное восприятие. Как образно отметил Б. В. Раушенбах, целостное - это то, в котором обе составляющие работы головного мозга (и логическая, и нелогическая, основанная на чувствах) гармонично сотрудничают, и индивид только в этом случае становится человеком. Личность, вооруженная только логикой, сродни компьютеру; человек, абсолютно лишенный способности логически мыслить, - это что-то близкое к сумасшедшему. Учет специфики культуры требует от педагогической культурологии разработать и внедрить такой механизм формирования общей культуры личности, который, с одной стороны, обеспечил бы ее постижение как единого целого, а с другой - позволил бы в разных ситуациях в большей или меньшей мере развивать логическое или эмоциональное восприятие.
Ценности культуры невозможно навязать силой. Добро, любовь или дружеские отношения могут быть результатом только свободного, активного, интериоризированного, личностно-ос-мысленного выбора. Эти ценности нельзя заставить принять или отвергнуть, они должны быть восприняты сердцем, а это предопределяет необходимость сделать стержнем вовлечения человека в мир ценностей культуры методику воздействия на его эмоциональную сферу. Сверхзадача педагогической культурологии - превратить ценности культуры из «вещи в себе» в «вещь для нас», реализовать духовный потенциал культуры, сделать его доступным каждому человеку.
Более чем за тридцать лет своего существования научная школа педагогической культурологии осуществила ряд теоретико-эмпирических исследований, позволивших прийти к достаточно существенным выводам, которые вносят определенный вклад в современное гуманитарное знание.
Школа выявила закономерности педагогической культурологии, проявляющиеся:
- в ее гуманистической направленности;
- в креативно-инициативных началах;
- в удовлетворении и последовательном возвышении духовных интересов и потребностей людей.
На первоначальном этапе своего становления школа ограничивалась научным обоснованием сущности и природы социально-культурной деятельности. Однако логика исследования позволила увидеть в педагогической культурологии гораздо более широкие функции, показала, что она способна обеспечить эффективность постижения культуры в условиях семьи, в учебных заведениях, трудовых коллективах, во всех сферах духовной жизни. Она дала возможность обеспечить научную базу социально-культурной деятельности, преодолеть бытовавшее в годы советской власти ее сведение лишь к организации свободного времени. Она способствовала утверждению принципиально нового уровня подготовки специалистов социально-культурной сферы в вузах и колледжах культуры, которые ныне могут успешно решать вопросы формирования культуры не только в культурно-досуговых учреждениях, но и в самых разных сферах духовной жизни.
Конструктивная роль педагогической культурологии проявилось в обогащении содержания и форм социально-культурной функции учреждений искусств, в духовно-познавательном наполнении туристского досуга, в стимулировании креативно-творческой активности школьников на внеклассных мероприятиях, в реализации созидательного потенциала корпоративной культуры трудовых коллективов. Однако социальная практика убедительно свидетельствуют, что синерге-тический эффект интеграции философской антропологии, культурологии и педагогики этим далеко не исчерпывается. Педагогическая культурология может и должна проявить себя в разностороннем эстетическом развитии детей в дошкольных учреждениях; в системе историко-культурного и нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи; в формировании благоприятной культурной среды в семье, трудовом коллективе, воинской части, общественном объединении, в разных формах досуга.
Конструктивный вклад педагогической культурологии в формирование культуры личности и общества проявляется в том, что, опираясь на философскую антропологию, культурологию и многовековой опыт отечественной и мировой педагогики, она дополняет и обогащает его учетом специфики культуры и закономерностей ее формирования. А это позволяет констатировать, что:
1. Культура носит всепроникающий характер. Ее нельзя ограничивать лишь сферой искусств. Сегодня правомерно видеть культуру личности во всех областях реализации ее созидательного потенциала - от культуры быта, культуры речи, культуры общения до профессиональной, политической, экономической, правовой, экологической, нравственно-эстетической культуры.
2. Природа культуры предполагает абсолютную свободу индивида в выборе ее ценностей и следованию им. Культура - это индивидуально принятые критерии поведения, деятельности и восприятия действительности и искусства. Эти критерии человек выбирает для себя в соответствии с интериоризированными в семье и микросреде нравственно-эстетическими традициями, образом жизни, способностями, наклонностями, эрудицией, интересами, жизненными притязаниями.
3. Культура всегда субъективна, отражая индивидуальные, личностные дарования, наклонности, пристрастия. Законы природы порождаются естественными потребностями мироздания. В культуре новации носят личностный характер. Заменить Бетховена или Пушкина нельзя. Просто без них духовный мир был бы намного беднее.
4. Научные знания постигаются разумом. Их можно усвоить трудом и терпением. Однако возможности разума и рационального знания ограничены. Они не способны объять все богатство и многообразие культуры, которую нужно не только понять, но и принять, интериоризировать. А это становится реальным лишь тогда, когда разум подкрепляется эмоциональной сферой человека.
5. Освоение ценностей культуры органично связано со спецификой их эмоционального восприятия. Слово воспринимается новизной, музыка - ассоциативной памятью, изобразительное искусство - способностью человека вычленить в нем рациональное зерно. Своими эмоциональны-
ми каналами воздействия отличаются и иные жанры искусства, и это предопределяет богатейшую палитру приемов и способов постижения широчайшего многообразия различных жанров, видов и форм искусства.
6. Методология инкультурации принципиально отлична от социализации. Включение индивида в социум исходит из непреложных требований общества; вовлечение человека в мир культуры строится на учете его индивидуальных
способностей, дарований, наклонностей, потребностей и интересов.
Важнейшее преимущество педагогической культурологии проявляется в синергетическом эффекте, который достигается опорой на три области научного знания - философскую антропологию, культурологию и педагогику - и обеспечением интеграции их достижений в процессе вовлечения людей в мир культуры и социально-культурного творчества.
Литература
1. Ариарский М. А. Педагогическая культурология: в 2 т. - СПб.: Концерт, 2012. - Т. I. - 448 с.; т. II. - 400 с.
2. Ариарский М. А. Педагогическая культурология. - СПб.: Концерт, 2011. - 848 с.
3. Ариарский М. А. Прикладная культурология. - СПб.: Эго, 1999. - 530 с.
4. Ариарский М. А. Созидательный потенциал культуры и условия его реализации. - СПб.: Концерт, 2013. - 64 с.
5. Буров Н. В. Педагогическая культурология музейной деятельности. - СПб.: Концерт, 2009. - 420 с. и др.
6. Каган М. С. Философия культуры. - СПб.: Петрополь, 1996. - 416 с.
7. Новиков А. М. Основания педагогики. - М.: Эгвес, 2010. - 208 с.
8. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI веке. // Педагогика. - 2013. - № 1. -С. 3-17.
9. Флоренский П. Столп и утверждение истины. - М.: Правда, 1990.
References
1. Ariarskij M. A. Pedagogicheskaja kul'turologija: v 2 t. - SPb.: Koncert, 2012. - T. I. - 448 s.; t. II. - 400 s.
2. Ariarskij M. A. Pedagogicheskaja kul'turologija. - SPb.: Koncert, 2011. - 848 s.
3. Ariarskij M. A. Prikladnaja kul'turologija. - SPb.: Ego, 1999. - 530 s.
4. Ariarskij M. A. Sozidatel'nyj potencial kul'tury i uslovija ego realizacii. - SPb.: Koncert, 2013. - 64 s.
5. Burov N. V. Pedagogicheskaja kul'turologija muzejnoj dejatel'nosti. - SPb.: Koncert, 2009. - 420 s. i dr.
6. Kagan M. S. Filosofija kul'tury. - SPb.: Petropol', 1996. - 416 s.
7. Novikov A. M. Osnovanija pedagogiki. - M.: Egves, 2010. - 208 s.
8. Fel'dshtejn D. I. Problemy psihologo-pedagogicheskih nauk v XXI veke // Pedagogika. - 2013. - № 1. - S. 3-17.
9. Florenskij P. Stolp i utverzhdenie istiny. - M.: Pravda, 1990.