ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
ки целенаправленной социально-культурной политики, которая была бы рассчитана на удовлетворение различных духовных потребностей населения, проживающего в регионе. В современной социально-культурной ситуации культурные интересы и потребности личности меняются весьма быстро, изучить их особенности, факторы, оказывающие влияние на формирование потребностей и интересов, — важное направ-
ление таких исследований. Недостаточно изученными оказываются в настоящее время такие элементы, как досуговые приоритеты, ценностные ориентиры при выборе форм социально-культурной деятельности, хобби, кумиры молодёжи и др. Отсутствуют сравнительные исследования критериев социально-культурной деятельности различных социально-демографических, социально-образовательных групп, слоёв, классов.
С
ИНЕРГЕТИКА ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
КАК ОСНО ВА РАЗ ВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
УДК 37.01:001.8
М. А. Ариарский
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Статья раскрывает сущность и природу педагогической культурологии как средства интеграции основ философской антропологии, культурологии и педагогики в постижении культуры. Особое внимание уделяется месту педагогической культурологии в системе гуманитарного знания и её роли в совершенствовании процесса вовлечения людей в мир культуры и социально-культурного творчества.
Ключевые слова: культура, цивилизация, философская антропология, культурология, педагогика, педагогическая культурология.
M. A. Ariarskiy
St. Petersburg State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Dvortsovaya naberezhnaya, 2, St. Petersburg, Russian Federation, 91186
SYNERGETICS OF HUMANITARIAN KNOWLEDGE AS A BASIS OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL CULTURAL STUDIES
The article reveals the essence and nature of pedagogical cultural studies as a means of integration of the foundations of philosophical anthropology, cultural studies and pedagogy in the comprehension of culture. Special attention is paid to a place pedagogical cultural studies in the system of humanitarian knowledge and its role in the improvement of the process of involvement of people in the world of culture and socio-cultural creativity.
Keywords: culture, civilization, philosophical anthropology, cultural studies, pedagogy, teaching cultural studies.
АРИАРСКИЙ МАРК АРИЕВИЧ — доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, почётный профессор Московского и Казанского университетов культуры и искусств, член-корреспондент Российской академии образования
ARIARSKIY MARK ARIEVICH - Full Doctor of Cultural Studies, Professor of St. Petersburg State University of Culture and Arts, honorary Professor of Moscow and Kazan universities of culture and arts, correspondent member of the Russian Academy of Education
e-mail: ariarskiy@yandex.ru © Ариарский М. А., 2014
^ Социально-культурная деятельность
Ф
Успешность развития науки в значительной мере предопределяется наличием благоприятной интеллектуальной среды, в рамках которой апробируются идеи, уточняются концепции, формируются осмысленные научные позиции. Современное гуманитарное знание, как правило, не является плодом отдельных гениев, а представляет собой результат творческого содружества учёных, осознав ших настоя тель ную соци аль ную потребность ответить на вызовы времени.
Так, в 80-е го ды XX сто ле тия бла го да ря коллективным усилиям специалистов ведущих вузов культуры, которые были поддержаны учёными различных научно-исследовательских институтов, нашла своё место в отечественном и мировом гуманитарной знании культурология как наука о культуре в её единстве и многообразии; были рас-кры ты та кие её ком по нен ты, как тео ре ти-ческая, историческая, дифференциальная, про ек тив ная и при клад ная культу рология. Коллективный разум профессоров и преподавателей этих вузов обосновал целесо-образ ность и не обходи мость при вес ти на смену внешкольному образованию, политпросвету и культурно-просветительной работе социально-культурную дея тельность, которая в наибольшей мере отвечала требованиям активно утверждавшего себя гражданского общества. Совместными усилиями специалистов была обоснована сущность и природа социально-культурной деятельности креативно-информационной цивилизации; раскрыты её социальные функции и принципы деятельности; отработан категориально-понятийный аппарат.
Сотворчество специалистов позволило решить и ряд иных актуальных проблем социально-культурной практики; и в связи с этим несомненного одобрения и поддержки заслуживает научный журнал «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств», редакционная коллегия которого активно способствует объединению усилий учёных, создаёт благоприятную творческую среду, превратила
страницы журнала в средоточие выражения различных позиций в сфере культуры, обра-зо ва ния и до су га, в ме сто их кол лек тив ного обсуждения.
Примером этому, в частности, могут служить номера 4 и 6 за 2013 года, на страницах которых Н. Н. Ярошенко, В. А. Ремизов и Нгуен Куок Хынг начали творческую дискуссию по проблемам культурологии, педагогики и их взаимодействия [см.: 5; 8].
Авторы указанных публикаций уделяют значительное внимание педагогической культурологии как области научного знания и социальной практики, как методологии и методики постижения культуры с учётом специфики усвоения её ценностей. Особо подчёркивается место педагогической культурологии в предметном поле таких самостоятельных ветвей гуманитарного знания, как культурология и педагогика.
В целом это направление науки оценивается достаточно высоко. Вместе с тем, Н. Н. Ярошенко сетует, что основатель научной школы педагогической культурологии М. А. Ариарский допускает некоторое смешение уров ней науч ной рефлек сии и прак ти че ских функций педагогики культуры, а В. А. Ремизов и Нгуен Куок Хынг призывают к корректности в сопряжении теории и практики, к более пе дан тич ному от но шению к определению научных понятий гуманитарного зна ния, к более чёт кому вы чле не нию ос но-ваний педагогической культурологии, обеспечивающих оптимальное решение социально значи мых за дач и по зво ляю щих ей стать реальным направлением теории и практики.
Указанные публикации подтвердили, что педагогическая культурология состоялась и вошла в объективно сложившуюся методологию и методику постижения культуры. Однако, будучи новым направлением гуманитарного знания, она нуждается в уточнении ряда её параметров, и в первую очередь в обосновании ведущих факторов, которые позво ля ют уви деть как общее, так и специфическое, что соединяет и дифференцирует её с другими компонентами че-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
ловекознания.
В сложившейся ситуации представляется целесообразным более детально остановиться на ряде факторов, предопределивших рождение педагогической культурологии и утверждение её роли в реализации сози дательного потен циа ла культу ры, в раскрытии её места в системе гуманитарного знания, объективных возможностей обогащения духовного мира современного общества в условиях обеспечения синерге-тического единства основ философской антропологии, культурологии и педагогики, интегрированных в эту науку о методологии и методике постижения культуры.
В первую очередь стоит напомнить, что в XXI веке новое, как правило, рождается на стыке наук и, более того, на границах диф-ферен ци рован ных ас пек тов раз ных дис ци-плин. Сегодня, к примеру, фундаментальная педагогика объединяет в себе педагогику школы, педагогику вуза, педагогику профессионального образования, дошкольную педагогику, педагогику дополнительного образования, военную педагогику, спортивную педагогику, педагогику досуга, и этот перечень можно продолжить. Аналогичная дифференциация склады вает ся и в культурологии.И если проанализировать публикации культурологического профиля последнего десятилетия, то нельзя не констатировать, что наиболее конструктивные из них на ходят ся на стыке теоре ти че ской и прикладной, дифференциальной и проективной культурологии.
Говоря о культуре, следует отметить, что при всем её всепрони каю щем харак те ре, при том, что она охватывает все сферы бытия — от санитарно-гигиенической до профессионально-трудовой и общественно-поли-ти че ской дея тель но сти, она у людей, в отличие от роя муравьёв или стаи птиц, не передаётся генетически, а может быть лишь результатом длительного и целенаправленного воспитательного воздействия. Не ин-териоризированная личностью литература, музыка или изобразительное искусство ос-
таются «вещью в себе» и никак не влияют на человека. А это свидетельствует, что культурология без педагогики мертва и интеграция этих наук высту пает как объективная необходимость.
Появление педагогической культурологии не было результатом попыток утвердиться посредством оригинальности мыш-ле ния или стрем ле ния лю бой це ной де мон-стрировать инновации. Она впервые пришла на помощь социально-культурной практике, ко торая де сят ки лет не справ ля лась со свои ми про све ти тельны ми функ циями. Советское государство затрачивало огромные средства на художественное просвещение в сфере досуга. Однако механически перенеся дидактические методы обучения в учреждения клубного типа, оно отторгало население, которое не принимало насаждаемое силой искусство. И это заставило искать пути и средства преодоления сложившегося противоречия.
Принципиально новые задачи, вставшие перед наукой и социальной практикой в условиях глобализации духовной жизни мирового сообщества, исчерпания креативного потенциала традиционных направлений научного знания и качественных изменений, порождённых креативно-информационной цивилизацией, обусловили настоятельную необходимость искать ответы на вызовы времени в синергетическом эффекте ин теграции раз лич ных научных дисциплин в решении наиболее трудоёмких и многоплановых проблем. Только опора на широкое меж дис ци п ли нар ное ос мыс ле ние может ныне способствовать, в частности, обоснованию подлинно эффективного механизма постижения такого всеохватывающего, многослойного и диалектически разностороннего явления, как культура в её глобальной, на циональной, региональной, корпора-тив ной, се мей ной, бы товой, лич но ст ной, худо же ст вен ной и иных фор мах про яв ления.
Современный мир накопил огромное количество духовных и материальных ценностей, которые сосредоточены в мировой и
Ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
отечественной художественной культуре. Од на ко, как ука зы ва лось ра нее, сам факт существования ценностей культуры, если они не ос воены человеком, про блем обогащения духовной жизни не решает. Творчество А. С. Пушкина или Э. Золя, полотна В.Тициана или Александра Иванова, музыка Л.-В. Бетховена или С. С. Прокофьева — любые шедевры человеческого гения теряют смысл, если люди их не видели, не слушали, не чи та ли.
В семье, в системе дошкольного воспитания, в средней школе дети получают определённое представление о художественной культуре, в вузах изучают культурологию. Все это, естест вен но, даёт определён ное представление о культуре, формирует знания, но в полной мере не раскрывает феномен культу ры, ин тег ри рую щий в се бе прошлое, настоящее и будущее человеческого со об ще ст ва. В Ака де мии худо жеств, в театральных училищах, в консерваториях, в учебных заведениях прикладного творчества формируют умения и навыки исполнительской дея тельности в од ном из жанров искусств, но не ставят за дачи разностороннего и убе дительного раскры тия сути и природы культуры во всем её многообразии.
К сожалению, проблему формирования культуры не в состоянии решить образовательные учреждения, реализующие вполне оправданные методы дидактики, обеспечиваю щие ус воение оп ре де лён ных зна ний. Но сложившимися традиционными технологиями обучения они не могут в полной мере раскрыть сущность культуры, природа которой требует учёта её специфики и исключает какое бы то ни было давление на человека, так как строится лишь на свободном вос при ятии лю бых её ценностей.
Диапазон культурных ценностей не ограничен искусством, он охватывает все стороны человеческого бытия — от игрушки и детской сказки до вершин философского осмысления Вселенной — и каждая составная часть культу ры требует учё та особенностей её постижения. Восприятие речи
требует одной методики, основанной на эффекте новизны; музыки — на другой, опирающейся на ассоциативную память; изобразительного искусства — третьей. Изменились художествен но-выразительные средства театра, кино, эстрады, циркового ис кусст ва; поя ви лись новые тен ден ции раз-ви тия жи вопи си, новое и бо лее су ще ст венное место в духовной жизни занял дизайн, и все это диктует необходимость разработки и использования новых методик, которые были бы адекватны природе данного этапа развития культуры. Во времена У.Шекспира «Гамлет» требовал восемь часов сценического времени; ныне этот спектакль укладывается в два с половиной часа. Современное действие осуществляется гораздо бы ст рее.
Феномен культуры не укладывается в традиционные рамки методик обучения основам наук, он требует учёта многообразия условий и требований, удовлетворение которых не под силу только педагогике или только культурологии. Реализация созидающего потенциала культуры посильна лишь оригинальным методикам, вытекающим из синергетического эффекта интеграции культурологии, педагогики, психологии и иных ком по нен тов че ло ве коз на ния, из опоры на искусствознание, литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, на методику социально-культурной деятельности и народного творчества, на досуговедение, музееведение, библиотеко-ве де ние и иные смеж ные дис ци п ли ны.
Неэффективность сложившейся в России начала XXI века образовательно-воспита-тель ной сис те мы, не спо соб ной сформи ро-вать у подрастающего поколения определённый минимум знаний в сфере духовной жизни и вооружить человека умениями и навыками, необходимыми для самовыражения и самоутверждения в сложившихся динамичных, нестан дарт ных ситуаци ях современного мира, привели к потере культурного потенциала общества и его интеллектуального капитала; к ослаблению традиционно-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
го прояв ления откры тости и добросердечности, породили чуждые национальному менталитету россиян элементы жёсткости и социальной агрессии, вызвали к жизни вос-при ятие счастья, ограни чен ное лишь физическим здоровьем и материальным благополучием.
Сложившееся противоречие между способностью культуры отражать и формировать гуманитарную картину мира, синтезировать нравственно-эстетические ценности человечества, духовно обогащать современное общество и реальным уровнем реализации её созидающего потенциала обусловили целесообразность появления нового направления науки и социальной практики — ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ, которая приняла на себя разработку и внедрение системы принципов и методов ин-культурации, учитывающих специфику культуры и закономерности её постижения, удовлетворяющих и последовательно возвышающих реальные интересы и потребности современного человека и построенных на единстве информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его разум и чувства.
Широта, многогранность, диалектическая при рода культуры, проявляющаяся в самых разных сферах жизнедеятельности и принимающая самые различные формы функционирования, не укладывается ни в одно из сложившихся направлений науки и требует междисциплинарного подхода. Это обусловило необходимость интегрировать в педагогической культурологии три направления научного знания: философскую антропологию; культурологию; педагогику.
Философская антропология предопределила восприятие человека как высшей ценности цивилизации, что, в свою очередь, детерминировало принципиально иное восприятие методологии постижения культуры, а вместе с ней и научных основ педагогической культурологии.
Жизнь убедительно свидетельствует, что усвоение научных знаний и постиже-
ние ценностей культуры осуществляются по разным законам и векторам. Для любого человека таблица умножения или теория относительности остаются неизменными и однозначными в любой ситуации, а Отел-ло, Фауст или Арбенин у каждого — свой. Более того, один и тот же человек в разном возрасте смотрит на них разными глазами. Учи тель име ет воз мож ность заста вить ученика усвоить определённую сумму знаний; но он не в состоянии заставить полюбить сти хи, музы ку или жи во пись, ибо цен но сти культуры интериоризируются лишь в усло-ви ях сво боды выбора и реально проявляемых интересов обучающихся.
Процесс социа лизации строится на методологической основе, исходящей из того, что лю бая фор ми рую щая ся лич ность спо собна ос воить сущность мировоз зрен-ческих и иных гра ж данских качеств; один — на «отлично», другой лишь на «удовлетворительно», но каждый может и должен овладеть объёмом знаний, входящих в Государственный образовательный стандарт средней школы, и это предопределяет первое условие, непреложно необходимое для обретения статуса гражданина России. Вовлечение индивида в мир культуры, то есть его инкультурация, носит индивидуальный характер, ориентируется лишь на одного человека, отталкивается от реально прояв-ляе мых на клон но стей, спо соб но стей, дарований, потребностей и интересов каждого индивида. Требования социализации еди ны для всех, кто ос ваи вает ос новы гра-ж дан ских качеств; содер жа ний и форм ин-культурации ровно столько, сколько людей вовлечены в процесс постижения культуры и включены в социально-культурное твор-че ст во.
Культурология обеспечивает восприятие сущ ности, при роды и бес конечного много-обра зия культу ры и культур ных про цес сов, да ёт воз мож ность уви деть в ней:
• и совокупность, созданных людьми духов ных и матери аль ных цен но стей;
• и исторически определённый уровень
Ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
развития общества, творческих сил и способностей человека;
• и сложно организованную систему над-биологических программ человеческой деятельности;
• и сотворённую людьми среду их обитания;
• и средство самоорганизации, саморегуляции, самоутверждения личности.
С утверждением культурологии как единой науки о культуре появилась реальная возможность обеспечить комплексное осмысление закономерностей происхождения, развития и функционирования культуры; рас кры тие струк ту ры и спе ци фи ки духов ного производства и вос производст ва; обеспечить разносторонний анализ созданных и соз да вае мых на цио нальных и об ще чело ве че ских цен но стей; а глав ное — обос но-вать механизм усвоения культуры как каче-ст ва лич ности.
Культурология позволяет увидеть специфику культуры, проявляющуюся:
• в обогащении национальных ценностей и традиций и насыщении духовного пространства каждого народа новым ценностно-смысловым содержанием, отвечающим интеграционным тенденциям XXI столетия;
• в утверждении нового типа транснациональной культу ры, для ко торой харак терны трансформирующиеся в национальные культуры унифицированность, экономическая целесообразность и мобильность;
• в расширении информационно-коммуникативного пространства за счёт создания медиапространств и виртуализации культур ной сре ды;
• во внедрении новых форм организации духовной жизни и усилении диалога культур, международного обмена и взаимообогащения их ценностями;
• в формировании транснациональных систем образования и науки, приводящих к существенным изменениям национальных образовательных и научных стандартов;
• в стимулировании социальной мобильно сти че ловека в новой креатив но-ин фор ма-
ционной цивилизации, в глобализирующемся ми ре; в ут вер жде нии нового уров ня личностной культуры, обеспечивающей адап-тив ность че ловека к про ис ходя щим в ми ре явлениям и процессам духовной жизни.
Педагогика вооружила педагогическую культурологию научно осмысленным механизмом постижения культуры; раскрыла возможность разработать и реализовать систему эффективных педагогических методик и технологий, позволяющих учитывать специфику культуры, особенности процесса её усвоения и преобразования человека из объекта культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества.
Становление педагогической культурологии на начальном этапе было связано с попыткой определить научную базу социально-культурной деятельности, которая в течение семидесяти лет советской власти в условиях отсутствия необходимой теоретической базы в основном руководствовалась лишь директивными документами КПСС. В 1980-е годы, когда начала рушиться коммунистическая идеология и социально-культурная сфера оказалась в определённом вакууме, наиболее дальновидные её представители направили свою инициативу на поиски теоретических ориентиров социально-культурной деятельности и нашли их в союзе философской антропологии, культурологии и педагогики. Так родилась педагогическая культурология как мостик между философской антропологией — как наукой о сущности и природе человека; культурологией — как наукой о культуре, об исторически сложившемся уровне развития общества и результатах проявления творческих сил человека; и педагогикой — как наукой о воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с требованиями социального развития. Сегодня это направление научного знания утвердило себя, и есть достаточные основания дать его определение и обосновать общие характеристики его исходных целей, объ екта и пред ме та.
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
— это область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе основы философской антропологии, культурологии и педагогики и, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику социально-культурного просвещения и во-вле чения ин ди ви да в культур ную дея тель-ность, спо соб ствующую пре обра зова нию зна ний о культу ре в нрав ст вен но-эс те ти че-ские убе ж де ния, в нормы и прин ци пы духовной жизни, в умения и навыки креативной дея тель но сти.
Объекш педагогической культурологии — человек, личность, индивидуальность, социальная общность.
Предмешом педагогической культурологии выступает социально-педагогический процесс разностороннего развития личности посредством её вовлечения в систему социально-культурного просвещения и свободного творчества, результатом которого становятся ценности культуры, обновлён ная культур ная сре да и новые соци аль но значимые качества людей.
Ведущая функциональная установка педагогической культурологии — вовлечение человека в мир культуры. Содержание этого процесса в основе своей составляют индивидуальное постижение ценностей культуры и социально-культурная деятельность; а методика осуществления поставленной цели строится на принципах педагогики, на способах, приёмах и технологиях педагогики сотворчества.
К октябрю 1981 года сформировалась научная школа педагогической культурологии, объединившая учёных, преподавателей и специалистов социально-культурной практики в России, Украине, Белоруссии, Закавказье, Средней Азии1. Основной вклад
1 См.: Ариарский М. А. Прикладная культурология. Санкт-Петербург : Эго, 1999. 530 с.; Ариарский М. А. Педагогическая культурология. СПб. : Концерт, 2011. 848 с.; Ариарский М. А. Педагогическая культурология : в 2 т. СПб. : Концерт,
2012. Т. I. 440 с.; Т. II. 448 е.; Ариарский М. А. Созидательный потенциал культуры и условия его реализации. СПб.: Концерт,
2013. 64 с.; Буров Н. В. Педагогическая культурология музейной деятельности. СПб. : Концерт, 2009. 420 с. и др.
педагогической культурологии в научное обоснование процесса вовлечения людей в мир культуры и социально-культурного творчества проявился в том, что, опираясь на общие за ко но мер но сти со вре мен ной культурологии и педагогики, она раскрыла механизм постижения культуры с учётом её специфики, с опорой на закономерности и спе ци фи ку ус вое ния её цен но стей, транс ли-руемых средствами слова, музыки, изобразительного искусства и иных каналов распространения духовного богатства челове-че ст ва.
Определяя особенности постижения ценностей культуры, Х. Г. Гадамер указывал на принципиальное отличие этого процесса от методологии и методики усвоения знаний в области естественных наук. В физике, химии, биологии происходит приращение знания; в культуре — непреложно вовлечение в мир её ценностей. Законы математики молено выучить, явления культуры необходимо пережить. Вильгельм Дильтей образно заметил, что природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем. В процессе социализации система непрерывного образования объясняет формирующейся личности раскрытые нашими предками и совре мен ни ка ми формулы, тео ре мы, за-ко ны функ циони рова ния при род ной сре ды. По мере своего развития наука последовательно обогащает эти дан ные, что позво-ли ло толь ко в XX ве ке по ро дить авиа цию, космонавтику, телевидение, атомную энергетику, компьютерную технику, а в начале XXI столетия привести в действие такие информационные системы, которые коренным образом изменили облик нашей планеты и объ ек тив ные воз мож но сти че ловека. И все это находит конкретное объяснение в точных науках, опирается на обоснованные ими и подтверждённые практикой закономерности. Принципиально иначе складывается формирование гуманитарного знания, вовлечение человека в мир культуры. Гомера, Дж. Боккаччо, М.Сервантеса или А.А. Ахматову нельзя «объяснить». Опираясь
Ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
на требования герменевтики (Фр. Шлейер-махер, X. Г. Гадамер), педагогическая культурология помогает людям воспроизвести и реконструировать соответствующую эпоху, понять и интерпретировать авторский за мы сел и смысл их тво ре ний. Ше девры человеческого гения открывают широчайший простор для их толкований. При этом диапазон проявляющихся различий находится в прямой зависимости от их интеллектуальной ёмкости, оригинальности и глубины. Величие Леонардо да Винчи, М.А. Булгакова или Д. Д. Шостаковича проявляется в том, что ка ж дый, кто со при касает ся с результатами их творчества, наряду с общечеловеческими и национальными ценностями, на ходит в них своё, непо вто ри мое, от ра-жаю щее только ему при су щий соци аль но-культурный опыт.
И. Ньютон, М. В. Ломоносов, А. Эйнштейн или Л. Д. Ландау навеки вписали себя в историю мировой науки. Однако их научные открытия носят объективный характер: если бы не было этих учёных, развитие научного знания взяли бы на себя другие через десять или пятьдесят лет. Иная ситуация в гуманитарной сфере, где за её героями обязательно стоят неповторимые авторы. Не будь Н. В. Гоголя или Б. Л. Пастернака, человечество никогда не услышало бы имени Чи чи кова или док тора Жива го, равно как без Леонардо да Винчи и П. И. Чайковского не бы ло бы пле ни тель ной Джо кон ды и Первого концерта для рояля с оркестром.
Наука даёт понятийное и логически аргументированное знание, которое не зависит от лич ных пристрастий; искусст во всегда ок ра ше но кон крет ной лич но стью, оно эмоционально и наглядно. Носителями художе-ст вен ной культу ры могут вы сту пать и социальные общности (коллектив театра, члены архитектурной мастерской, творческие объединения по обработке дерева, колеи, металла, камня и т.д.), однако всегда это в первую очередь люди, создающие новые материальные или духовные ценности. Науку нужно понять, художественное произведение не-
обходи мо и понять, и при нять.
Как подчёркивал Павел Флоренский [7, с. 6], возможности разума и рационального знания весьма ограничены. Разум способен лишь выявить противоречия бытия и отражаю щие его знания. Син тез ан ти но мий возможен лишь серд цем. Познать ра зу мом — значит «обозначить противоречие», уразуметь сердцем — значит «понять всецело».
В определённых ситуациях поведение и деятельность человека обусловливается нормами права, религиозным верованием, уставами общественных организаций, правилами внутреннего распорядка трудовых кол лек тивов, воинских час тей или учебных заведений. Культура лее носит всепроникающий характер и детерминирует поведение индивида во всех сферах лсиз-недеятельности: от сферы производственно-экономических и общественно-политических отношений — до форм самовыралсе-ния личности на новогоднем балу, в туристской поездке, на пляже или в интимном супрулсеском общении. Готовность человека соответствовать требованиям культу ры в ка ж дом кон крет ном ви де соци аль-ной или се мей ной жиз ни пре до пре де ляет ся всей системой его обучения и воспитания, всей жизненной практикой, в процессе которой индивид закрепляет культурологические зна ния и пре обра зует их в убе ж де ния, нормы и принципы поведения. А методология и методика решения этой задачи разрабатывается и реализуется педагогической культурологией.
Для педагогической культурологии исключи тельное значение приобре тает принцип целостного постилсения культуры, методология формирования которой исходит из того, что её нельзя усваивать фрагмен-тар но, не свя зан ны ми ме ж ду со бой час тя ми, ибо она всегда базируется на синтезе знания и веры, единстве информационно-ло-ги че ского и эмоционально-образного. Это сблилсает педагогическую культурологию с педагогикой, избравшей магистральный путь развития своей методики — от репро-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
дуктивно-информационного к эмпирико-диалогическому, от тематического к проблемно-концептуальному, от созерцательного к деятельному, культуротворческому.
Критикуя ущербность концепции научного мировоззрения, основанного лишь на логической информации, Б. В. Раушенбах убеди тельно пока зал, что лич ность постоянно получает информацию по двум каналам — логическому и внелогическому, которые одновременно воздействуют на разум и на эмоциональную сферу. Только в этом единстве педагогическая культурология способна обес печить вос при ятие культуры как фактора целостного мировоззрения.
Определяя методологию и методику во-вле че ния че ло века в мир культу ры, пе да го-гическая культурология должна учитывать не только всепроникающий характер культу ры, но и спе цифи ку её по сти же ния в разных сферах жизнедеятельности. Усвоение научных знаний, культуры труда и произ-вод ст вен ных от но ше ний, как пра ви ло, опирается на логику, на разум, требует экспериментальной работы, доказательств формул, теорем, эф фек тивности тех нологи че-ских процессов. Восприятие произведений искусства главным образом основывается на эмоциональной сфере, на эс те ти ческих чувствах. Однако в целом восприятие инди-ви дом лю бых цен но стей ду хов ной или материальной жизни строится на единстве информационно-логического и эмоциональ-но-образ ного. На науч ной кон фе рен ции или при разработ ке вы соких тех но логий пре ва-лирует разум, на концерте симфонического оркестра или художественной выставке решающую роль играют чувства, но любое явление культуры вызывает у людей и ло-ги че ские умо зак люче ния, и эмо цио наль-ное вос при ятие. Как образ но от ме тил Б. В. Раушенбах, целостное — это то, в котором обе составляющие работы головного мозга (и логическая, и нелогическая, основанная на чувствах) гармонично сотрудничают, и индивид только в этом случае становится человеком. Личность, вооружённая только
логикой, сродни компьютеру; человек, аб-со лют но ли шён ный спо соб но сти логи че ски мыслить, — это что-то близкое к сумасшедшему. Учёт специфики культуры требует от педагогической культурологии разработать и внедрить такой механизм формирования общей культуры личности, который, с одной стороны, обеспечил бы её постижение как еди ного це лого, а с дру гой — по зво лил бы в разных ситуациях в большей или меньшей мере развивать логическое и эмоциональное вос при ятие.
Более чем за тридцать лет своего существования научная школа педагогической культурологии осуществила ряд теоретико-эмпирических исследований, позволивших прий ти к дос таточ но су ще ст вен ным выводам, ко торые вно сят оп ре де лён ный вклад в современное гуманитарное знание. Она выявила закономерности педагогической культурологии, проявляющиеся:
• в её гуманистической направленности;
• в креативно-инициативных началах;
• в удовлетворении и последовательном возвышении духовных интересов и потребно стей людей.
На первоначальном этапе своего становления школа ограничивалась научным обоснованием сущности и природы социально-культурной деятельности. Однако логика исследования позволила увидеть в педагогической культурологии гораздо более широкие функ ции, по ка за ла, что она спо соб-на обеспечить эффективность пости жения культуры в условиях семьи, в учебных заведениях, трудовых коллективах, во всех сферах ду хов ной жиз ни.
Конструктивная роль педагогической культурологии проявилась в обогащении содержания и форм социально-культурной функции учреждений искусств, в духовно-познавательном наполнении туристского досуга, в стимулировании креативно-творческой активности школьников на внеклассных мероприятиях, в реализации сози дательного потен циа ла корпоративной культуры трудовых коллективов. Одна-
Ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
ко социальная практика убедительно свидетельствует, что синергетический эффект интеграции философской антропологии, культурологии и педагогики этим далеко не исчерпывается. Педагогическая культурология может и должна проявить себя в разностороннем эстетическом развитии детей в дошкольных учреждениях; в системе историко-культурного и нравственно-эстетического воспитания учащейся молодёжи; в формировании благоприятной культурной среды в семье, трудовом коллективе, воинской части, общественном объединении, в разных формах досуга.
Конструктивный вклад педагогической культурологии в формирование культуры личности и общества проявляется в том, что, опираясь на философскую антропологию, культурологию и многовековой опыт отечественной и мировой педагогики, она дополняет и обогащает его учётом специфики культуры и закономерностей её формирования. А это позволяет констатировать, что:
1. Культура носит всепроникающий характер. Её нельзя ограничивать лишь сферой ис кусств. Се годня пра вомер но ви деть культуру личности во всех областях реализации её сози дательного потен циа ла — от культуры быта, культуры речи, культуры общения до про фессиональной, полити ческой, экономической, правовой, экологической, нравственно-эстетической культуры.
2. Природа культуры предполагает абсолютную свободу индивида в выборе её ценностей и следованию им. Культура — это индивидуально принятые критерии поведения, дея тельности и вос при ятия действительности и искусства. Эти критерии человек вы би рает для се бя в со от вет ст вии с ин-териоризированными в семье и микросреде нравственно-эстетическими традициями, образом жизни, способностями, наклонностями, эрудицией, интересами, жизненными притязания ми.
3. Культура всегда субъективна, отражая индивидуальные, личностные дарования,
наклонности, пристрастия. Законы природы порождаются естественными потребно-стя ми мироздания. В культу ре новации носят личностный характер. Заменить Бетховена или Пушкина нельзя. Просто без них духовный мир был бы намного беднее.
4. Научные знания постигаются разумом. Их мож но ус во ить трудом и тер пе ни ем. Однако возможности разума и рационального знания ограничены. Они не способны объять все богат ст во и мно го обра зие культу ры, которую нужно не только понять, но и принять, интериоризировать. А это становится реальным лишь тогда, когда разум подкрепляется эмоциональной сферой человека.
5. Освоение ценностей культуры органично свя за но со спе ци фи кой их эмоцио наль-ного вос при ятия. Слово вос при ни мает ся новизной, музыка — ассоциативной памятью, изобразительное искусство — способностью человека вычленить в нем рациональное зерно. Свои ми эмоциональны ми каналами воздействия отличаются и иные жан ры ис кусст ва, и это пре до пре де ляет богатей шую па лит ру приё мов и спо со бов постижения широчайшего многообразия раз-лич ных жан ров, ви дов и форм ис кус ст ва.
6. Методология инкультурации принципиально отлична от социализации. Включение индивида в социум исходит из непреложных требований общества; вовлечение человека в мир культуры строится на учёте его индивидуальных способностей, дарований, наклонностей, потребностей и интересов.
Важнейшее преимущество педагогической культурологии проявляется в синер-гетическом эффекте, который достигается опорой на три области научного знания — философскую антропологию, культурологию и педагогику — и обеспечением интеграции их достижений в процессе вовлечения людей в мир культу ры и соци аль но-культурного творчества.
Молено спорить о соотношении понятий «педагогическая культурология», «педагогика культуры», «культурология педаго-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
гики»; молено искать различия в научной рефлексии и практических функциях педагогической культурологии, как это весьма убедительно делают уважаемые Н. Н. Яро-шенко, В. А. Ремизов или Нгуен Куок Хынг, и это оправдано, так как заставляет ещё и еще раз обратить внимание на чёткость и корректность каждой научной формулиров-
ки. Но гораз до важ нее рас крыть ре аль ное место педагогической культурологии в гуманитарном знании; показать, что подлинная наука одновременно решает как про-бле мы тео рии, так и во про сы по все днев ной прак ти ки.
Дан ная ста тья ста ви ла сво ей за дачей продемонстрировать эти пололсения.
Примечания
1. Ариарский М. А. Педагогическая культурология : в 2 т. Санкт-Петербург : Концерт, 2012. Т. I. 448 с.; Т. II. 400 с.
2. Ариарский М. А. Созидательный потенциал культуры и условия его реализации. Санкт-Петербург : Концерт, 2013. 146 с.
3. Каган М. С. Философия культуры. Санкт-Петербург : Петрополь, 1996. 416 с.
4. Новиков А. М. Основания педагогики. Москва : Эгвес, 2010. 208 с.
5. Ремизов В. А., Нгуен Куок Хынг Культура и педагогика: соотносительность или дистантность? // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 6 (56). С. 42—45.
6. Флиер А. Я. Культурология 20-11. Москва : Согласие, 2011. 560 с.
7. Флоренский П. Столп и утверждение истины. Москва : Правда, 1990.
8. Ярошенко Н. Н. Педагогика и культурология в контексте интеграции и дифференциации научного знания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4 (54). С. 76—83.
References
1. Ariarskiy M. A. Pedagogicheskaya kuVturologiya [Educational Cultural Studies]. St. Petersburg, Kontsert Publ. [Concert Publ.], 2012.
2. Ariarskiy M. A. SozidateVnyi potentsial kul'tury i usloviia ego realizatsii [Creative potential of culture and the conditions of its implementation]. St. Petersburg, Kontsert Publ. [Concert Publ.], 2013. 146 p.
3. Kagan M. S. Filosofiia kul'tury [Philosophy of culture]. St. Petersburg, Petropol' Publ. [Petropolis Publ.], 1996.416 p.
4. Novikov A. M. Osnovaniia pedagogiki [Foundation pedagogy]. Moscow, Egves Publ., 2010. 208 p.
5. Remizov V. A., Nguen Kuok Khyng Cultural and pedagogy: the correlation of or distant? Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2013, № 6 (56), pp. 42—45.
6. Flier A. Ya. KuPturologiia 20-11 [Culturology 20-11]. Moscow, Soglasie Publ. [Consent Publ.], 2011. 560 p.
7. Florenskiy P. Stolp i utverzhdenie istiny [The pillar and ground of the truth]. Moscow, Pravda Publ. [True Publ.], 1990.
8. Yaroshenko N. N. Pedagogy and cultural studies in the context of integration and differentiation of scientific knowledge. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2013, № 4 (54), pp. 76—83.