Научная статья на тему 'Фундаментальный труд Патриарха педагогической культурологии: рецензия на монографию М. А. Ариарского «Педагогическая культурология» (СПб. , 2012)'

Фундаментальный труд Патриарха педагогической культурологии: рецензия на монографию М. А. Ариарского «Педагогическая культурология» (СПб. , 2012) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
835
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL SCIENCE / PEDAGOGICS / SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Юрий Павлович

Ариарский М. А. Педагогическая культурология : в 2 т. / М. А. Ариарский ; М-во культуры РФ, С-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств ; Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор». СПб. : Концерт, 2012. Т. 1 : Методология и методика постижения культуры. 400 с. ; Т. 2 : Социально-культурная деятельность и технологии ее организации. 448 с. Статья посвящена вышедшему из печати двухтомнику основателя научной школы педагогической культурологии М. А. Ариарского «Педагогическая культурология», который разносторонне раскрывает сущность этого, родившегося в конце ХХ в., направления научного знания и социальной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fundamental work of the Patriarch of pedagogical cultural studies: review of the monograph Mark A. Ariarsky «Pedagogical cultural studies» (SPb., 2012)

The article is devoted to come out of print two-volume «Pedagogical cultural studies» by the founder of the scientific school of pedagogical culture Mark A. Ariarsky, which comprehensively disclose the essence of the direction of scientific knowledge and social practice, born in the late 20th century.

Текст научной работы на тему «Фундаментальный труд Патриарха педагогической культурологии: рецензия на монографию М. А. Ариарского «Педагогическая культурология» (СПб. , 2012)»

Ю. П.Смирнов

Фундаментальный труд патриарха педагогической культурологии: рецензия на монографию М. А. Ариарского «Педагогическая культурология» (СПб., 2012)

Ариарский М. А. Педагогическая культурология : в 2 т. / М. А. Ариарский ; М-во культуры РФ, С-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств ; Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор». - СПб. : Концерт, 2012. - Т. 1 : Методология и методика постижения культуры. - 400 с. ; Т. 2 : Социально-культурная деятельность и технологии ее организации. - 448 с.

Статья посвящена вышедшему из печати двухтомнику основателя научной школы педагогической культурологии М. А. Ариарского «Педагогическая культурология», который разносторонне раскрывает сущность этого, родившегося в конце ХХ в., направления научного знания и социальной практики.

Ключевые слова: культурология, педагогика, социально-культурная деятельность

Yuriy P. Smirnov

The fundamental work of the Patriarch of pedagogical cultural studies: review of the monograph Mark A. Ariarsky «Pedagogical cultural studies» (SPb., 2012)

The article is devoted to come out of print two-volume «Pedagogical cultural studies» by the founder of the scientific school of pedagogical culture Mark A. Ariarsky, which comprehensively disclose the essence of the direction of scientific knowledge and social practice, born in the late 20th century.

Keywords: cultural science, pedagogics, social-cultural activity

Специалисты сферы культуры и педагогики с удовлетворением встретили фундаментальную монографию М. А. Ариарского «Педагогическая культурология», два тома которой превышают 67 печатных листов. И это понятно, ибо эта работа подводит итоги тридцатилетнего функционирования созданной автором научной школы педагогической культурологии.

Объективная потребность достоверно и аргументированно определить сущность, природу и закономерности социально-культурной деятельности, которая в годы советской власти не имела научного обоснования и функционировала лишь в соответствии с директивными документами КПСС, стимулировала в 70-80-е гг. ХХ в. исследования механизмов формирования культуры личности, что в свою очередь активно способствовало становлению культурологии как науки о культуре в ее единстве и многообразии.

В книге убедительно показано, что каждое из направлений культурологического знания представляет несомненный интерес. Однако в условиях острейшей необходимости в полной мере реализовать созидательный потенциал культуры наибольшего внимания заслуживают практические аспекты, позволяющие превратить культуру в реальное достояние каждого человека.

По сути, сфер приложения культуры -бессменное множество, а это в свою очередь предполагает и множество аспектов прикладной культурологии, которые правомерно кон-

кретизировать в соответствии со спецификой использования конструктивного потенциала культуры. Наиболее актуальная из них - задача разработки и реализации механизма вовлечения человека в мир культуры, общекультурного развития личности.

Помочь человеку войти в мир культуры, освоить его богатства и научить жить по законам красоты призвана такая прикладная наука, как педагогическая культурология. Утверждение этого направления человекознания порождено объективными потребностями. Педагогическая культурология - это мостик между культурой как исторически сложившимся уровнем развития общества, как системой способов и результатов развития сущностных сил человека и педагогикой как наукой о воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с требованиями общественного развития.

Педагогическая культурология, подчеркивает автор, - это область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе основы философской антропологии, культурологии и педагогики и, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику социально-культурного просвещения и вовлечения индивида в культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни.

Целевая установка педагогической культурологии - вовлечение человека в мир культуры.

Методология этого процесса опирается на философскую антропологию, исходящую из восприятия человека как высшей ценности общества; содержание его составляют разнообразные формы культурной деятельности; а методика строится на принципах социальной педагогики, на технологии педагогики сотворчества. Объект педагогической культурологии - человек, личность, индивидуальность, социальная общность. Предметом педагогической культурологии выступает социально-педагогический процесс разностороннего развития личности посредством ее вовлечения в систему социально-культурного просвещения и свободного творчества, результатом которого становятся ценности культуры, обновленная культурная среда и новые, социально значимые качества людей.

К октябрю 1980 г. сформировалась научная школа педагогической культурологии, объединившая ученых, преподавателей и практиков России, Украины, Белоруссии, Закавказья, Средней Азии. Научная концепция школы была отражена в монографиях М. А. Ариарского «Прикладная культурология» (СПб., 1999. 530 с.), «Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления» (СПб., 2008. 792 с.), «Педагогическая культурология» (СПб., 2011. 848 с.), Н. В. Бурова «Педагогическая культурология музейной деятельности» (СПб., 2009. 420 с.), Кирсанова В. В. «Педагогическая культурология в культурно-досуговой деятельности» (Киев, 2009. 388 с.), в 138 руководимых М. А. Ариарским докторских и кандидатских диссертациях, раскрывающих различные аспекты методологии и методики инкультурации. В рецензируемой монографии сделан еще один шаг к раскрытию сущности и специфики педагогической культурологии.

Монография последовательно показывает, что личность информационного общества - это не только человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности, ответственности перед социумом и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи. Сегодня понятие «личность» неотделимо от креативности, т. е. культуры, основанной на способности к активному, созидательному творчеству, умению не только воспринимать, осмысливать, использовать, воссоздавать, передавать информацию, но и эффективно реализовывать ее созидающий потенциал, внедрять высокие технологии, вносить посильный вклад в совершенствование качества жизни мирового сообщества. Моделью человека XXI в. должна стать креативная личность, однако ее появление нельзя ограничивать влиянием естественной среды. Обладание креативными качествами может быть лишь

результатом последовательного, педагогически выверенного воздействия на сознание и чувства индивида, поэтапного приобщения его к культуре творчества и реализации своих интеллектуальных, организационных, коммуникативных и эмоциональных потенций.

Определяя особенности постижения ценностей культуры, М. А. Ариарский указывает на принципиальное отличие этого процесса от процесса усвоения знаний в области естественных наук. В физике, химии, биологии происходит приращение знания; в культуре - непреложно вовлечение в мир ее ценностей. Законы математики можно выучить, явления культуры необходимо пережить. Природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем. В процессе социализации система непрерывного образования объясняет формирующейся личности раскрытые нашими предками формулы, теоремы, законы функционирования природной среды. По мере своего развития наука последовательно обогащает эти данные, что позволило только в ХХ в. породить авиацию, космонавтику, телевидение, атомную энергетику, компьютерную технику и многое другое, изменившее облик нашей планеты. И все это находит конкретное объяснение в точных науках, опирается на обоснованные ими и подтвержденные практикой закономерности. Принципиально иначе складывается формирование гуманитарного знания, вовлечение человека в мир культуры. Гомера, Дж. Боккаччо, М. Сервантеса или У. Шекспира нельзя «объяснить». Шедевры человеческого гения открывают широчайший простор для их толкований. При этом диапазон проявляющихся различий находится в прямой зависимости от их интеллектуальной емкости, оригинальности и глубины. Величие Леонардо да Винчи, М. А. Булгакова или Д. Д. Шостаковича проявляется в том, что каждый, кто соприкасается с результатами их творчества, наряду с общечеловеческими и национальными ценностями, находит в них свое, неповторимое, отражающее только ему присущий социально-культурный опыт.

И. Ньютон, М. В. Ломоносов, А. Эйнштейн или Л. Д. Ландау навеки вписали себя в историю мировой науки. Однако их научные открытия носят объективный характер: если бы не было этих ученых, развитие научного знания взяли бы на себя другие через десять или пятьдесят лет. Принципиально иная атмосфера в гуманитарной сфере, где за ее героями обязательно стоят неповторимые авторы. Не будь Н. В. Гоголя или Б. Л. Пастернака человечество никогда не услышало бы имени Чичикова или доктора Живаго, равно как без Леонардо да Винчи и П. И. Чайковского не было бы пленительных Джоконды и

Ю. П.Смирнов

Первого концерта для рояля с оркестром. Наука дает понятийное и логически аргументированное знание, которое не зависит от личных пристрастий; искусство всегда окрашено конкретной личностью, оно эмоционально и образно.

Монография последовательно раскрывает мысль о том, что важнейшим условием эффективного развития общества становится успешная социализация и инкультурация личности, ее саморазвитие как субъекта культуры. Но, чтобы достичь этого, нельзя ограничиваться данными разных гуманитарных наук, раскрывающих методики решения частных образовательных или воспитательных задач. Нужна комплексная, всепроникающая программа нравственно-эстетического и историко-патриотического воспитания и развития творческих потенций личности во всех сферах жизнедеятельности, и таковая может быть предопределена культурологией как наукой о культуре во всем ее единстве и многообразии, прикладной культурологией, обосновывающей принципы культурной политики, социального проектирования и управления социально-культурной сферой, и педагогической культурологией как областью культурологии и педагогики, раскрывающей механизм вовлечения человека в мир культуры, его разностороннего развития и социально-культурного творчества.

Как область практического преломления закономерностей культуры и культурной деятельности, педагогическая культурология строится на обоснованной фундаментальной культурологией классификации функций культуры и вытекающих из них направлениях социально-культурной деятельности: на идее многообразия и обеспечения диалога и взаимовлияния культур, на принципах социодинамики культуры, на теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций. Принципиальное значение для педагогической культурологии имеют закон приоритетности культуры в общественном развитии, требования дифференциальной культурологии об учете специфики формирования культуры различных социальных общностей, прогностические идеи проективной культурологии.

Специфика культуры проявляется в том, что в ней происходят два диалектически взаимосвязанных процесса: создание духовных и материальных ценностей и передача накопленного национального богатства от одного поколения к другому. Сложность механизма обеспечения культурной преемственности предопределяется тем, что подрастающее поколение за считанные годы должно усвоить совокупность того, что человечество созидало в течение многих тысячелетий.

Для педагогической культурологии исключительное значение приобретает принцип целостного постижения культуры, методология формирования которой исходит из того, что ее нельзя усваивать фрагментарно, не связанными между собой частями, она всегда базируется на синтезе знания и веры, единстве информационно-логического и эмоционально-образного. Это сближает педагогическую культурологию с педагогикой, избравших единый магистральный путь развития своей методики - от репродуктивно-информационного к эмпирико-диалогическому, от тематического к проблемно-концептуальному, от созерцательного к деятельному, культуротворческому.

Определяя методологию и методику вовлечения человека в мир культуры, монография показывает, что педагогическая культурология должна учитывать всепроникающий характер культуры и специфику ее постижения в разных сферах жизнедеятельности. Усвоение научных знаний, культуры труда и производственных отношений, как правило, опирается на логику, на разум, требует экспериментальной работы, доказательства формул, теорем, эффективности технологических процессов. Восприятие произведений искусства, главным образом, основывается на эмоциональной сфере, на эстетических чувствах. Однако в целом восприятие индивидом любых ценностей духовной или материальной жизни строится на единстве информационно-логического и эмоционально-образного. На научной конференции или при разработке высоких технологий превалирует разум, на концерте симфонического оркестра или художественной выставке решающую роль играют чувства, но любое явление культуры вызывает у людей и логические умозаключения, и эмоциональное восприятие. Учет специфики культуры требует от педагогической культурологии разработать и внедрить такой механизм формирования обшей культуры личности, который, с одной стороны, обеспечил бы постижение культуры как единого целого, а с другой - позволил бы в разных ситуациях в большей или меньшей мере развивать логическое или эмоциональное восприятие.

Книга еще и еще раз убеждает, что на современном этапе развития цивилизации, вступающей в креативно-информационную эпоху, культура приобретает значение базового условия развития всех сфер жизнедеятельности - от экономики и политики до науки, образования и иных областей духовной жизни. Однако для эффективного использования ее созидающего потенциала необходимо не только осмыслить ее социальную сущность, но и осознать специфику ее постижения.

Нельзя не учитывать, что в отличие от стаи птиц или роя пчел, у людей нет генетической базы взаимодействия, им по наследству не транслируются санитарно-гигиенические и охранительные навыки, не передаются умения коллективной деятельности. Все это призвана формировать культура, культурная среда, система воспитания.

Ценности культуры невозможно навязать силой. Добро, любовь или дружеские отношения могут быть результатом только свободного, активного, интериоризированного, личностно-осмысленного выбора. Эти ценности нельзя заставить принять или отвергнуть, они должны быть восприняты сердцем, а это предопределяет необходимость сделать стержнем вовлечения человека в мир ценностей культуры методику воздействия на его эмоциональную сферу. Сверхзадача педагогической культурологии - превратить ценности культуры из «вещи в себе» в «вещь для нас», реализовать духовный потенциал культуры, сделать его доступным каждому человеку.

Педагогическая культурология разрабатывает механизм восприятия разных жанров искусства, основанный на использовании способности психики индивида поддаваться внушению, подражать героям художественных произведений, а главное - сопоставлять отраженные в искусстве явления и процессы со своим жизненным опытом, сопереживать, соизмерять себя с мыслями, чувствами и поступками этих героев. За пределами искусства нет силы, которая одновременно позволяет человеку видеть, слышать, чувствовать, мыслить, сопереживать и, по сути,

вслед за создателем творения духовной жизни подняться до уровня художника.

Воспитательное воздействие искусства возвышает человека, выводит его за пределы будничного, заставляет оперировать категориями вечного. Л. С. Выготский и его последователи еще в 20-е гг. прошлого столетия убедительно показали, что искусство не копирует природу, а отражает ее сущность и смысл, оно вызывает не обыденные, а художественные эмоции, носящие социальный характер и осмысленное восприятие окружающего мира.

Монография М. А. Ариарского убеждает, что, конкретизируя роль педагогической культурологии в общественном развитии личности, в первую очередь, целесообразно видеть ее: в обосновании технологии гармонизации отношений человека с природой, осуществлении такой системы ноосферного, экологического, а по существу гуманистического образования и воспитания, которая утвердит новую систему ценностей, основанную на гуманистической парадигме экологической культуры, способной сохранить биосферу и ее главное составляющее -самого человека;

в раскрытии механизма погружения человека в социально-культурную среду через освоение системы научных знаний и ценностей литературы и искусства;

во внедрении эффективных методик формирования способности человека включиться в процесс непрерывного образования, постичь информационные технологии XXI в., познать себя, реализовать свои творческие потенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.