ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
^УсКОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СО ЗИДАТЕЛЬ НО ГО ПО ТЕНЦИАЛА КУЛЬ ТУРЫ КРЕАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ
УДК 130.2
М. А. Ариарский
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Статья раскрывает сущность, природу и созидательный потенциал культуры креативно-информационной цивилизации. На примере выдающихся творений литературы и искусства показано, что, в отличие от истощаемых источников сырья или производственных технологий, ценности культуры обращены в вечность. Особое значение уделяется ведущим факторам реализации конструктивного влияния культуры на развитие общества. Автор считает одним из этих факторов педагогическую культурологию. Педагогическая культурология — это область науки и социальной практики, которая строится на учёте специфики постижения культуры, интегрирует в себе основы философской антропологии, культурологии и педагогики и, опираясь на их взаимодействие, раскрывает методологию и методику социально-культурного просвещения и вовлечения индивида в культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни, в умения и навыки креативной деятельности.
Ключевые слова: цивилизация, культура, креативность, педагогическая культурология, социаль-но-культур ная дея тель ность.
M. A. Ariarsky
St. Petersburg State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Dvortsovaya naberezhnaya, 2, St. Petersburg, Russian Federation, 91186
CONDITIONS OF REALISATION OF CREATIVE POTENTIAL OF CULTURE OF AN IS CREATIVE-INFORMATION EPOCH
The summary: Article opens essence, the nature and creative potential of culture of an is creative-information civilisation. On an example of outstanding creations of the literature and art it is shown that, unlike exhausted sources of raw materials or industrial technologies, values of culture are turned into eternity. Special value is given to leading factors of realisation of constructive influence of culture on society development. The author considers as one of these factors pedagogical cultural science. The pedagogical cultural science is an area of a science and social practice which is under construction on the account of specificity of comprehension of culture, integrates in itself bases of philosophical anthropology, cultural science and pedagogics, and, leaning against their interaction, opens methodology and a technique of welfare education and involving of the individual in the cultural activity promoting transformation of knowledge of culture in moral-aesthetic belief, in norms and principles of spiritual life, in skills of creative activity.
Keywords: civilisation, culture, creativity, pedagogical cultural science, welfare activity.
АРИАРСКИЙ МАРК АРИЕВИЧ — доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургского госу-20 дарственного университета культуры и искусств, член-корреспондент РАО
ARIARSKIY MARK ARIEVICH - Full Doctor of Cultural Studies, Professor of St. Petersburg State University of Culture and Arts, correspondent member of the Russian Academy of Education
e-mail: ariarskiy@yandex.ru © Ариарский М. А., 2014
Культурная политика и культурная среда
Ф
Утвердившая себя креативно-информационная цивилизация являет собой результат сложившихся к XXI веку достижений в науке, технике, высоких технологиях производства, экономике, социально-политической и духовной жизни. Однако её фундаментом и ведущей движущей силой выступает культура как исторически определённый уровень развития общества и творческих сил человека, как качество жизни, как совокупность созданных человеком духовных и материальных ценностей, как сотворённая людьми сфера их обитания и созидания.
На всех этапах развития цивилизации культура неизменно играла огромную созидательную роль. Это подтверждает история Киевской Руси, когда в 988 году князь Владимир вместе с Крещением привнёс в страну не только хри сти анст во, но и ев ропей скую культуру, оказавшую самое конструктивное влияние на духовную жизнь населения. Об этом говорят Петровские реформы, в рамках которых достижения культуры Западной Европы послужили примером мо-дер ни за ции Рос сии. Культу ра ев ропей ско-го Просвещения вооружила Екатерину II идеей использовать обучение и воспитание в качестве ведущих средств совершенствования государства и общества; коренного улучшения уровня организации экономики, системы управления и духовной жизни. Опора на культу ру при да ла конструктивные начала либеральным преобразованиям Александра II; дала возможность Советскому Союзу совершить исторический рывок в повышении уровня образования, развитии науки и промышленного производства, в во-вле че нии де сят ков мил лионов людей в эс тети ческий все обуч и социально-культурное творчество.
Особую роль культура приобрела в креативно-информационную эпоху, утвердив се бя как ба зовый фак тор модер ни за ции всех сфер жизнедеятельности — от экономики и политики до науки, образования и иных областей духовной жизни. Культура доказала, что является генератором успеш-
ного развития, ведущей созидательной силой об ще ст ва, ко торое се годня име ет ис то-рический шанс эффективно использовать объективный потенциал информационной техники и информационных технологий; обеспечить подлинное торжество демократии; соз дать ус ловия для дос ти же ния нового, принципиально более высокого каче-ст ва жизни.
Богатая история, высокий уровень обра-зова ния и уни кальные дос ти жения в ли те-ратуре и искусстве предопределяют объ-ек тив ные воз мож но сти ус пеш ного раз вития об ще ст ва. Од на ко это го яв но ма ло, ибо необходимы и практические технологии реализации созидающих ресурсов, реальное использование уникального потенциала отечественной культуры. В России проживает более 160 народов и народностей со своим менталитетом, традициями, проблемами. Объединить их и направить на активное со зи да ние может только ве ли кая идея социального развития, совместная созидательная деятельность во всех областях экономической, политической и духовной жизни, высочайшая культура межнациональных от ношений.
Мы живём на огромной территории, основ ная часть ко торой обра ще на на се вер. Миллионы квадратных километров российской земли находятся в зоне вечной мерзлоты. На под дер жа ние те п ла, на до бы чу природных богатств и развитие сельского хо-зяйст ва мы тра тим мно гократ но боль ше сил, чем дру гие стра ны. Пре иму ще ст ва бес крайних просторов оборачиваются издержками на под держа ние ком му ни ка ций. Все это детерминирует принципиально более высокий уровень культуры жизнеобеспечения, диктует необходимость формировать способность успешно существовать и творить в сложнейших природно-климатических ус-ло ви ях.
Современную культуру справедливо рассматривают как фактор модернизации страны, ибо информационная, технологическая, духовная культура любого россиянина
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Ф
должна соответствовать требованиям утвердившейся ныне креативно-информационной эпохи. Однако это далеко не единственная и даже не главная функция культуры. Проникая во все сферы жизни, утверждая смыслы и скрепы общественного бытия, сохраняя историческое наследие и историческую память, формируя гуманистические традиции,стимулируя креативные качества личности, она в первую очередь утверждает высоконравственную, социально активную и духовно богатую личность. И это даёт все основания утверждать, что культура не услуга, не надстройка материального базиса, как утверждали марксисты, а основа, фундамент цивилизации, на который опираются созидание и социальный прогресс.
Как совокупность гуманистических требований, которые индивид свободно и осмысленно определил для себя, культура носит всепроникающий характер. Она начинается у ребёнка с формирования санитарно-гигиенических навыков, элементарного вла де ния ре чью и спо со ба ми обще ния и сопровождает его до последних дней жизни, проявляясь в культуре познания, культуре труда, культуре общественных отношений, культуре быта и досуга; нравственной, правовой, политической, экономической, экологической, эстетической, физической культуре; в способности везде и во всем строить свою жизнь по законам Чести, Добра и Красоты.
Главная характеристика культуры проявляется в её вечности, в непреложном участии в функционировании цивилизации на всех эта пах её зарож дения, станов ления и развития. Устаревает техника, исчерпывают себя научные открытия и высокоэффективные технологии; в недалёком будущем на смену Интернету и мобильному телефону при дут но вые дос ти жения креатив но-ин-формационной эпохи. Время не может лишь поколебать ценности, которые интегрируют в себе все вечное и непреходящее, что может быть присуще человечеству. «Гамлет»,
«Фауст», «Мёртвые души», «Идиот», «Чайка» никогда не устареют, равно как Венера Милосская, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Даная» Рембрандта, «Лунная соната» Л.Бетховена, «Реквием» В.Моцарта, V сим-фо ния П. И. Чай ков ско го; фи ло со фия Платона и Аристотеля; египетские пирамиды, Тадж-Махал и такие энциклопедии человеческого гения, как Талмуд, Библия или Коран — все они будут жить столько, сколько суждено существовать цивилизации.
Гений русского средневековья Андрей Рублёв создал свою «Троицу» в XIV веке, но и сегодня не иссякает поток посетителей Третьяковской галереи, которые не могут оторваться от этого потрясающего своей духовной силой творения. Так же как время не может остановить очередь в Лувр, где ежегодно 8,5 миллионов людей со всех час тей све та стремят ся насла диться потрясаю щей улыбкой Джо кон ды, — соз дан ного в XV веке эталона мирового изобразительного искусства, — «Моны Лизы» Леонардо да Винчи.
Важ ней шая осо бен ность культу ры, и в первую очередь художественной культуры, проявляется в том, что она подчас по мере сво его воз действия опере жает реальную жизнь. Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов ушли из жизни более века назад, но в их гениальном наследии, равно как в музыке П. И. Чайковского или Д. Д. Шостаковича, в живописи Александра Иванова или Ильи Репина, в фильмах С. М. Эйзенштейна или А. А. Тарковского, мы находим ответы на актуальные проблемы XXI столе тия.
Замечательный российский мастер изобразительного искусства Михаил Шемякин установил в Санкт-Петербурге памятник Петру I, который по размерам фигуры абсолютно идентичен оригиналу. Однако люди не хотят принимать его длинное тело и ко рот кие ма ленькие ноги. Они пред по читают великого императора в изображении Николая Симонова, создавшего яркий образ ос но вате ля но вой Рос сии в од ноимён-
Ф
Культурная политика и культурная среда
Ф
ном фильме, или хотя бы такого, каким изобразил его Этьен Фальконе в «Медном всаднике».
В мировой культуре известен феномен писателей-фантастов, которые во многом предвосхищают научные открытия. Но есть немало примеров, когда писатели рождают социальные явления, приобретающие историческую значимость. Так, в 30-е годы прошлого века Аркадий Гайдар написал великолепную повесть «Тимур и его команда», где придумал гуманистическое движение детей, заботящихся о стариках. На войне 1941—1945 годов погиб А. П. Гайдар, практически было истреблено поколение тимуровцев, первыми ушедших на фронт; нет пионерской организации, возглавившей это движение, а оно живёт и поныне. Художественная идея победила время, её гуманистический потенциал превзошёл практику, и хочется верить, ещё многие годы будет помогать детям и подросткам утверждать себя в социально значимых делах, проявлять свои нравственные качества с юных лет.
Созидательная сила культуры сегодня используется для решения самого широкого круга задач — от учебного процесса в школе до арт-терапии, обеспечивающей излечение мно гих болез ней. Как со вокуп ность явлений и процессов духовной деятельности, она удовлетворяет непреложные потребности людей от ра жать ок ру жаю щую дейст ви-тельность средст вами искусст ва, ду ховно подниматься над повседневными буднями, вно ся в них эле мен ты пре крас ного, стро ить свою жизнь по законам красоты.
В российской философии и педагогике XX века (Н. А. Бердяев, С. И. Гессен, Н. О. Лосский, А.М. Новиков, Э. В. Соколов, В. А. Сухомлинский, Г. П. Федотов, Д. И. Фельд-штейн, С. Т. Шацкий и др.) сложилась концепция, в соответствии с которой цели воспитания совпадают с целями формирования культуры как сердцевины становления ин-ди ви ду аль ности.
Сложную задачу вовлечения человека в
мир культуры взяла на себя педагогическая культурология как область науки и социальной практики, которая строится на учёте специфики постижения культуры, интегрирует в себе основы философской антропологии, культурологии и педагогики и, опираясь на их взаимодействие, раскрывает методологию и методику социально-куль-тур ного про све ще ния и вовле че ния ин ди-вида в культурную деятельность, способствую щую пре обра зова нию зна ний о культу ре в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни, в умения и навыки креативной деятельности.
Вряд ли правомерно идентифицировать понятия «воспитание» и «формирование» культуры личности, однако, включая человека в сложившийся социум, система воспитания в первую очередь обеспечивает вхождение индивида в литературу, искусство, науку, в культуру труда, познания, общения, бы та, до су га; про бу ж да ет в нем ис кру творчества, утверждает потребность прекрасного. И в этом смысле методика воспитания выступает не только как атрибут педагогической культурологии, но и как средство пре тво ре ния в жизнь це ле вых ус та новок и принципов российского общества, стремящегося реализовать созидательную силу культуры.
Органично связывая между собой цели вос пи та ния и во вле че ние форми рую щей ся лич но сти в мир культу ры, пе да гоги че ская культурология опирается на философскую антропологию, общую теорию культуры, фундаментальную культурологию, на выработанные педагогикой методы развития духовно богатой и социально активной индивидуальности, которая обладает исто-ри ческой па мя тью, верна сложив шимся национально-культурным традициям, владеет способностью воспринимать и создавать цен но сти культу ры во всех сфе рах жиз не-дея тельности.
Ка ж дая культу ра, ка ж дая эпоха вы раба-тывает свои идеалы и нормативные образцы. В истории человечества закрепились
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Ф
образы героев Эллады, викингов, славянских дружинников, английских джентльменов, японских самураев, американских деловых людей. Миллионы людей стремились подражать героям Гомера, М. Сервантеса, В.Гюго, Д.Лондона, А. Сент-Экзюпе-ри. Самый глубокий след в жизни ряда поколений оставили созданные Л. Н. Толстым образы Андрея Болконского и Пьера Безу-хова. Их характеры существенно разнятся, но у них, равно как и у иных героев мировой ли те рату ры, есть не ма ло об щих черт — таких как трудолюбие, благородство, чув-ст во чес ти, активная добро та, деловитость, скром ность.
Попыт ки создать обобщён ный нормативный образец личности как творения культуры и её творца мы находим в других произведениях человеческого разума, и это позволяет увидеть конкретные ориентиры раз ви тия лич но сти, фор ми рова ния в ней наиболее цен ных нравст вен но-эс те ти че-ских качеств. При этом на каждом этапе исторического развития сохраняется значимость многих общечеловеческих черт, которые веками передаются из поколения в поколение. В то лее время появляются новые ас пек ты акту аль ной культу ры, ко торые отражают требования данного времени. К примеру, ныне в нормативный образец че ло века вхо дят та кие неиз вест ные в прошлом понятия, как «экологическая безопасность», «компьютерная грамотность» и мно гое дру гое, что от ра жает харак тер новой эпохи.
Включаясь в дальнейшее развитие государства и общества, нельзя не учитывать опыт модернизации начала XVIII века или эпохи советской власти. Однако, осознавая историческую значимость гигантского прорыва, который обеспечили эти титанические по новизне и объёму акции, современная Россия не может и не должна оплачивать этот прогресс разорением и уничтожением миллионов соотечественников, как это было в петровское или сталинское время. Пример постиндустриального раз-
вития западных цивилизаций убедительно пока зал, что креативно-информа цион-ное общество и без применения варварских средств спо собно обес печить такой уровень технологического развития, который делает возможным всеобщий доступ к эле мен тар ным матери аль ным благам, к системам образования, медицинского обслуживания, информационного обмена. Ис поль зуя кон ст рук тив ный опыт стран с высокоэффективной экономикой, Россия способна стать государством, благополучие которого будет обеспечиваться не столько сырьевыми, сколько интел лекту-альными ресурсами. Жизнь убедительно доказала, что креативно-информационная эпоха может обеспечить широчайшие возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Однако цивилизованный процесс приобретает гуманистическую направленность лишь в условиях опоры на культуру. А. И. Солженицын очень точно заметил, что «цивилизация питает тело, а культура — душу, и только в их единстве реален подлинный прогресс». Не детерминированная культурой цивили-за ция не сёт в се бе ис то ще ние при род ной среды, нарушение экологического баланса, угрозу ядерных катастроф и иные катаклизмы. И это ещё и ещё раз подтверждает, что имен но куль ту ра долж на стать ве ду-щим стерж нем модер ни за ции Рос сии.
Противоречия цивилизации начала XXI века проявляются в том, что, успешно решая од ни про бле мы, она не из беж но сталкивается с другими. Человечество достигло потрясающих возможностей информатизации и ком му ни ка ции, но, не за дейст вовав при этом созидающий потенциал культуры, оно пока не обрело способности дос таточ но эффективно использовать их в гуманистических целях. Глобализация многократно расширила параметры технической кооперации и торгового обмена, но завалила мир далеко не лучшими образцами квазиискусства, нанесла ущерб фольклору, прикладному творчеству, другим компонентам тради-
Ф
Культурная политика и культурная среда
Ф
ционной культуры. Появление телевидения и бурный рост информационного влияния Интернета позволили каждому стать сви-де те лем того, что про ис ходит на пла не те. Однако век телевидения, Интернета и мобильной свя зи увёл ог ром ную массу людей от книги, от возможностей, читая или обмениваясь письмами, глубоко осмысливать про чи тан ное и на пи сан ное. Пре одо ле нию сложившихся противоречий и обеспечению конструктивного развития цивилизации может помочь использование заложенного в национальной культуре генетического кода, ко торый спо со бен при дать ей гу ма ни-сти ческую направлен ность, передать сис тему фунда мен тальных цен ностей, народных традиций, нравственных норм, эстетических принципов, конструктивно осмыслить исторический опыт.
Решение сложнейших социальных, научно-технических, экономических и иных задач, вставших перед Россией на современном этапе, актуализировало не только общие про бле мы культуры как яв ления духовной жизни, но и человека — как её носите ля. Строи тель креативно-информационной формации, основу которой составляют производство знаний и информации, гуманистически ориентированные высокие технологии, эффективная экономика, перспективно-долгосрочное планирование, демократия, самообеспечение и самозанятость, обязан следовать нормам права, может руководствоваться религиозной нравственностью, однако главным регулятором его поведения, деятельности, жизненной позиции должна выступать культура, про-яв ляющаяся в обра зованности, про фессио-нализме, социально-культурной активности, толерантности, следовании высоким принципам морали и гражданского долга.
Существующая в стране система формирования культуры опирается на культурологическое просвещение в средней и высшей школе, которое, формируя гуманитарные знания, в основном ограничивается лишь сферой литературы и искусства, не вовле-
кая обучающихся в реальную культурную деятельность, которая бы способст вова ла преобразованию знаний о культуре в нравственно-эстетические качества личности, превращала учащуюся молодёжь из объектов просветительного воздействия в субъектов социально-культурного творчества. Историко-культурное просвещение в учреждениях базового образования малоэффективно и в силу того, что строится на механическом перенесении на него методик обучения основам наук и не учитывает, что культура постигается иными приёмами и спо соба ми, ибо име ет свою при роду и специфику.
Значительная часть детей в детских садах и цен трах ран него эсте тического развития знакомится с доступной их возрасту литературой, усваивает некоторые навыки песенной, музыкальной, хореографической культуры, овладевает основами изобразительного искусства, но это касается далеко не всех дошкольников. Многие приходят в школу без опыта общения с ровесниками и без навыков культурной деятельности.
Как свидетельствует опыт, наиболее успешно формирование культуры личности про текает в семье, где есть библио тека, фильмотека, информационная и музыкальная аппаратура, где культивируется по-стоян ное чте ние, в нор му во шли по се ще-ние центров культуры, где широко поддерживается семейный театр, осуществляется коллективное обсуждение книг, фильмов, спектаклей, телепередач, где максимально поощряются попытки писать стихи, создавать произведения изобразительного искусства. Жаль лишь, что такие в полном смыс ле ин тел ли гент ные семьи сегодня составляют меньшинст во.
Культура неотделима от инициативы, са-модея тель но сти, твор че ст ва. И в разви тии этих качеств особое место занимает социально-культурная деятельность как про-яв ле ние кол лек тив ной ак тив но сти людей в процессе создания, освоения, сохранения и распространения значимых ценностей куль-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Ф
туры, в результате чего удовлетворяются и возвышаются их интересы, духовно обо-га щает ся че ло век и ок ру жаю щий его мир. В силу своей сущности и природы социально-культурная деятельность совершенствует культурную среду, вовлекает людей в мир прекрасного, стимулирует реализацию творческих потенций личности. Принципи-аль но важ но, что сфор ми ро ван ные в со ци-ально-культурной деятельности креативные каче ст ва, уме ния и на вы ки ор га ни за-ции общественного самоуправления могут успешно проявиться в сфере производства, политической жизни, в повседневном быту. А это значит, что она способна играть ис-клю чи тель ную роль в вос пи та нии соци аль-но активной личности и формировании гражданского общества.
На современном этапе общественного развития социально-культурная деятельность может способствовать:
• обеспечению культуроохранительной и культуротворческой направленности общественной жизни, формированию исторического сознания, ак тив ной гра ж данской и нрав ст вен ной по зи ции во всех сфе рах жизнедеятельности, способности осуществлять общественное самоуправление;
• осуществлению всеобъемлющего движения «Культура в каждый дом, культура ка ж до му», ко торое позво лит вовлечь в мир культу ры мил лио ны людей, ещё не ощу тив-ших её созидательное воздействие; обеспечит воспи тание новых чи тате лей, зри те лей, слушателей;
• развитию народной художественной культуры, формированию интереса к её уникальности и неповторимости;
• организации компьютерного всеобуча людей старшего поколения;
• использованию конструктивного потенциала досугового общения как средства обеспечения межличностных связей, утверждения корпоративных ценностей и формирования трудового коллектива в объединениях нового типа с отсутствием прямых производст вен ных кон тактов;
• развитию таких форм просветительства и художественного творчества, которые утверждают высокие духовные ценности, формируют нравственный иммунитет и из-би ратель ное от ношение к ком пью терной информа ции;
• совершенствованию общего и профессионального образования подрастающих поколений средствами дополнительного художественного образования, позволяющего стать не только потребите лем цен ностей худо же ст вен ной культу ры, но и субъ ек том их вос производства.
Современная цивилизация коренным образом изменила планету Земля и образ жизни её обитателей. Человек оказался в новом со ци аль ном и культур ном пространстве, в условиях когда посредством новейших информационных технологий он в считанные минуты может «охватить вселенную», с помощью социальных и интел-лек туаль ных се тей спо со бен обес пе чить кон так ты на рас стоя нии в де сят ки тысяч километров, но, опираясь на фрагментарную, обрывочную информацию, не успевает дос таточ но пол но осмыслить происходящее, полу чить обобщённое, дос товерное и логи че ски строй ное представ ле ние о ми ре и составляющей его дейст вительности. Подтверждается мысль основателя кибернетики Норберта Винера о том, что мы изменили своё окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом но том ок руже нии. И по мочь это му призвана культура.
Созидательный потен циал культу ры в полном смысле безграничен, но его необходимо реализовать, что диктует настоятельную необходимость учесть ряд условий претворения в жизнь её объективных возможно стей.
Первым условием представляется требо-ва ние пре одолеть сложив шее ся на прак тике ограничение восприятия культуры лишь областью образования, литературы и искусства. Культура простирается от детской игры до профессионально-трудовой и обще-
Ф
Культурная политика и культурная среда
Ф
ственно-политической деятельности. Она пронизывает все, что сотворено человеком. Культура — это осмысленные личностью требования, которые она предъявляет себе и реализует их независимо от того, находится ли человек под общественным кон-тро лем или ос тался наеди не с со бой.
Вторым условием выступает следование особенностям методологии постижения культуры. В отличие от социализации, осуществляемой на основе удовлетворения единых требований социума к гражданским качествам каждого члена общества, инкультурация строится на обратном век торе, она ис ходит от ка ж дой кон крет-ной лич но сти, её спо соб но стей, на клон но-стей, дарований,интересов и потребностей, от специфики каждой индивидуальности. Процесс социализации для всех един, процессов инкультурации ровно столько, сколько людей постигают культуру.
Третье условие вытекает из осознания необходимости создания в стране благоприятного нравственно-психологического климата, развёрнутой материальной базы культуры и динамичной системы подготовки специалистов социально-культурной сфе ры.
Четвёртое условие вытекает из учёта того, что фор ми рова ние культу ры лич но сти, социальной группы или общества в целом не может строиться способом линейного обучения оп ре де лён ным ас пек там ду хов ной жизни. Культура формируется всей окружающей дейст вительностью, всеми сферами бы тия, сложившимся нрав ствен но-пси-хологическим климатом. Знать о каких-то яв ле ни ях и про цес сах культу ры — это лишь начало её постижения. Качеством личности она ста новится лишь тогда, когда прояв ля-ется в повседневной жизнедеятельности, ста но вит ся нор мой по ве де ния.
Пятое условие детерминировано настоятель ной социаль ной по требно стью ис пользовать объективные возможности семьи как ведущей базы развития и утверждения культуры. Именно в семье формирующаяся
личность обретает свой облик, а это предопределяет необходимость создать в ней материальную базу культурной деятельности; вооружить родителей минимумом знаний о культуре, которые они могли бы передавать сво им де тям; вне сти в ка ж дую се мью заря ды духовности и творчества.
Шестое условие реализации созидательной силы культуры связано с методикой её постижения, с педагогической культурологией, которая обеспечивает преодоление механического перенесения технологий социализации и формирования знаний на область культуры. Педагогическая культурология опирается на учёт специфики культуры, которую необходимо не только понять, но и принять. Интегрируя информационно-логи ческое и эмоционально-образное, она одновременно воздействует на разум и чувства людей, помогает интериоризировать ценности культуры, формирует культуру личности как качество человека. Педагогическая культурология призвана стать методологией и методикой постижения культуры в семье, в системе образования, в трудовых коллективах, воинских частях, во всех облас тях жизнедеятельности.
«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (утверждена 12 мая 2009 года) ориентирует на то, что долгосрочные государственные интересы требуют новых инновационных под ходов к разви тию культу ры и культу ро-охранительной сферы, к обеспечению постоянного воспроизводства культурно-интеллектуального потенциала общества, к достижению роста экономики путём инвестирования в человеческий капитал, к усилению просветительной и образовательной функ ции культу ры, к осу ще ст в ле нию стратегического рывка, опирающегося на культурно-гуманитарные императивы и триаду «культура, образование, наука».
Концепция реализации созидательного потенциала культуры креативно-инфор-ма цион ной эпохи сле дует су ти и ду ху этой стратегии.
Ф
ISSN 199У-0S03 ♦ Вестник MryКИ ♦ 2014 ♦ 1 (ЗУ) январь-февраль ^
Примечания
1. Ариарский М. А. Педагогическая культурология : в 2-х т. Санкт-Петербург : Концерт, 2012. Т. I. 448 с. ; Т. II. 400 с.
2. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность креативно-информационной эпохи. Санкт-Петербург : Концерт, 2013. 248 с.
3. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI веке//Педагогика. 2013. № 1. С. 3—17.
4. Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6. С. 130—134.
5. Ярошенко Н. Н. Педагогика и культурология в контексте интеграции и дифференциации научного знания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4 (54). С. 76—83.
References
1. Ariarskiy M. A. Pedagogicheskaya kulturologiya [Educational Cultural Studies]. St. Petersburg, Kontsert Publ. [Concert Publ.], 2012.
2. Ariarskiy M. A. SotsiaVno-kuVturnaya deyatePnosf kreativno-informatsionnoy epokhi [Socio-cultural activities creatively-information age]. St. Petersburg, Kontsert Publ. [Concert Publ.], 2013.
3. Fel'dshteyn D. I. Problemy psikhologo-pedagogicheskikh nauk v XXI veke [Problems of psychological and pedagogical sciences in the XXI century]. Pedagogika [Pedagogy], 2013, № 1, pp. 3—17.
4. Yaroshenko N. N. Razvivayushchaya sreda i sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' v kontekste pedagogiki kul'tury [Developing environment and socio-cultural activities in the context of pedagogy culture]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2012, № 6, pp. 130—134.
5. Yaroshenko N. N. Pedagogy and cultural studies in the context of integration and differentiation of scientific knowledge. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2013, № 4 (54), pp. 76—83.
ОСУДАРСТВО И МОЛОДЕЖЬ: ВЗАИМНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
УДК 304:374.3
А. П. Любимов
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье говорится о взаимных социальных обязательствах государства и молодёжи. Отмечается, что социальная политика, воспитание (патриотическое воспитание) и образование — это базисные государственные позиции для реализации молодёжной политики. Государственная молодёжная политика опирается на Конституцию Российской Федерации, в которой закреплены права молодых граждан и социальные обязательства государства. При этом автор показывает основные современные проблемы в отношениях молодёжи и общества (государства).
Ключевые слова: государство, молодёжь, социальные обязательства, социальная политика, воспитание, патриотическое воспитание, образование, право, проблемы.
ЛЮБИМОВ АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ — доктор юридических наук, профессор, проректор по международным связям и социально-воспитательной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств
LYUBIMOV ALEKSEY PAVLOVICH — Full Doctor of Laws, Professor, Vice-Rector for International Relations and socio-educational activities, Moscow state University of culture and arts
e-mail: prorektor.mguki@gmail.com © Любимов А. П., 2014