Научная статья на тему 'Социально-интегрирующие возможности художественной культуры как проблема педагогической науки'

Социально-интегрирующие возможности художественной культуры как проблема педагогической науки Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
364
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ART CULTURE / HUMANITARIAN CULTURE / ARTISTIC TEXT / SOCIAL INTEGRATION / SOCIALIZATION AND INDIVIDUALIZATION / ARTISTIC CREATIVITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шамсутдинова Д. В., Турханова Р. И.

В статье представлен анализ социально-педагогического, культурологического потенциалов гуманитарной культуры. Гуманитарную культуру автор рассматривает как результат и высшее проявление духовной и идеальной деятельности человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and integrates artistic culture as a problem of pedagogy

The paper presents an analysis of the socio-pedagogical, cultural potentials of humanitarian culture. Humanitarian culture the author considers as a result and the highest manifestation of the spiritual and the ideal of human activity

Текст научной работы на тему «Социально-интегрирующие возможности художественной культуры как проблема педагогической науки»

УДК 001.2:[008+37)

Д.В.Шамсутдинова, Р.И.Турханова

СОЦИАЛЬНО-ИНТЕГРИРУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

В статье представлен анализ социально-педагогического, культурологического потенциалов гуманитарной культуры. Гуманитарную культуру автор рассматривает как результат и высшее проявление духовной и идеальной деятельности человека.

Ключевые слова: художественная культура, гуманитарная культура, художественный текст, социальная интеграция, социализация и индивидуализация, художественное творчество.

Dilbar Valeevna Shamsutdinova, Rayhana Ibragimovna Turhanova SOCIAL AND INTEGRATES ARTISTIC CULTURE AS A PROBLEM OF PEDAGOGY

The paper presents an analysis of the socio-pedagogical, cultural potentials of humanitarian culture. Humanitarian culture the author considers as a result and the highest manifestation of the spiritual and the ideal of human activity.

Keywords: art culture, humanitarian culture, artistic text, social integration, socialization and individualization, artistic creativity.

Художественная культура - важнейшая составляющая гуманитарной культуры, ее ядро, концентрирующее в наиболее выраженной форме все ее потенциалы. М.С.Каган понимает под гуманитарной культурой тот массив способов и плодов деятельности людей, который ориентирован экзистен-циально, т.е. направлен на воплощение, утверждение и развитие человеческой духовности, в отличие от тех форм деятельности, которые, подобно науке и технике, экономике и способам социальной организации, имеют собственную логику существования и развития, независимую от того, благоприятны или враждебны человеку их достижения. Значение гуманитарной культуры состоит в том, что она всеми доступными ей средствами - теоретическими, практически-педагогическими и художественными - утверждает и формирует в сознании общества идею высшей ценности Человека, понимаемого в диалектически противоречивом единстве индивидуального и общечеловече-ского. В единстве, реализующемся в общении, в диалогических связях "я" и "ты" свободных, но и необходимых друг другу личностей. Именно в этом состоит историческая миссия гуманитаризма как системного свойства антропоцентристского типа культуры, т.е. такого, которое соотносит с интересами свободного развития целостного Человека все содержание культуры - и его взаимоотношения с природой, и формы организации общественной жизни, и отношения людей друг к другу1. Гуманитарная культура возникает как результат и высшее проявление духовной, идеальной деятельности человека. Она пронизывает все уровни культурного бытия, концентрируется вокруг идеальных основ человеческого бытия. Именно ценностно-нормативный, духовный уровень индивидуального и общественного бытия и есть тот пласт, который исторически в ходе постепенной дифференциации целых областей духовно-практической деятельности обособился в специализированную сферу - гуманитарную культуру2. Содержание и ценности гуманитарной культуры свидетельствуют об уровне развития социальных систем, они являются критерием того, насколько полно и каким образом в рамках конкретного общества решается задача всестороннего и гармоничного самораскрытия человека, в какой мере данному обществу присущ гуманистический потенциал. Гуманитарная культура задает жизненные ценности и идеалы, социальные ориентации и стандарты поведения, способствует общественному согласию, консолидации человеческих сообществ, обеспечивает индивидуальное самоопределение личности, социальный контроль. Она является тем уникальным социальным механизмом,

1 См.: Каган М.С. О понятии "гуманитарная культура" и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конференции.-СПб., 1996.-С.100.

2Духовно-нравственный потенциал гуманитарной культуры определяется прежде всего ее нравственным идеалом. Это особенно характерно для отечественной культуры. Исторически сложилось так, что проблема идеала всегда была центральной в творчестве российских писателей, философов (Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.С.Хомяков, Н.Г.Чернышевский, К.НЛеонтьев и др.). Идеал занимает центральное место в антропоцентрической модели человека, разработанной в фундаментальных трудах В.С.Соловьева, Н. Ф.Федорова, В.И.Несмелова, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, Г.П. Федотова, С.Л.Франка, В.В.Розанова, Л.П.Карсавина и др. Работы этих авторов и составляют идейное своеобразие отечественной гуманитарной культуры — своего рода культурно-символический архив и идентификационный ресурс нации, невостребованность или разрушение которого неизбежно ведет к расколу общества, экзистенциальной пустоте, утрате смысла существования человека.

благодаря которому совершается процесс наследования, передача духовных ценностей, выступает специфическим средством познания мира и человека. Это позволяет рассматривать ее не только как важнейшую сферу жизнедеятельности человека и общества, но и как качественную характеристику социального субъекта (личности, социальной группы, общества, человечества в целом), свидетельствующую о степени освоения и реализации им своей родовой сущности, мере становления человеческого в человеке. Эта мера и есть его духовность, понимаемая как развитое сознание и самосознание (интеллектуальный уровень развития личности, общества), чувство милосердия, сострадания, понимания, совесть (нравственность), целостное мировоззрение и гуманистически ориентированная деятельность.3

Гуманитарная культура находит свое концентрированное выражение в религии, философии, морали, языке, искусстве, общественной нравственности, нормах, традициях, преданиях. Особое место в гуманитарной культуре занимает искусство как универсальный способ художественного освоения человеком мира. Место это определяется тем, что "искусство является единственным инструментом культуры, с помощью которого человек воспроизводит самого себя, в реальной целостности своего уникального - природно-социально-культурного -существования, и, тем самым, расширяет свое жизненное пространство, дополняя свой реальный жизненный опыт иллюзорным опытом жизни в художественной реальности. Потому искусство гуманитарно по своей природе, ибо непосредственно участвует в процессе "очеловечивания человека" -ив филогенезе, и в онтогенезе"4.

Текст художественной культуры содержит в себе не столько знание, сколько ценности, концентрирующиеся вокруг определенного идеала. Это определяет еще одну особенность восприятия и понимания художественного текста. Дело в том, что при передаче ценностей семиотические механизмы коммуникации, опирающиеся на психологические силы мышления и воображения, не срабатывают, поскольку ценности существенно отличаются от знаний по самой своей природе - они выражают не отношение между объектами, а отношение между объектом и субъектом5. Ценности нельзя рационально выучить или изучить - они должны быть приняты личностью, пережиты ею в контексте собственной биографии. В процессе духовного диалога человек отождествляет себя с образом - персонифицированным носителем ценности, стремится достичь с ним духовной общности.

Подлинная встреча с текстом художественной культуры - это всегда диалог с его автором, героем. Именно диалогический характер постижения человеком явлений искусства принципиально отличает этот процесс от изучения естественно-научных или технических знаний, которые моно-логичны по своей сути. Эта специфика особенно выпукло проявляется в художественной деятель-ности, процесс и результат которой рождаются "совместными усилиями отправителя и получателя, превращающихся в партнеров единого действия"6.

Художественная культура выполняет важнейшие функции в системе "человек-общество": культурно-идентификационную; ценностно-ориентацион-ную (обеспечение человека и общества идеалами и смыслами бытия); нормоориентирующую (обеспечение социальных и индивидуальных стандартов поведения и форм нравственного контроля через ответственность, долг, совесть); социально-консолидирующую; индивидуализирующую7.

Существует множество концепций, теоретических построений, гипотез о природе и специфических функциях искусства, их обусловленности социальными отношениями и человеческими потребностями.

В частности, Э.В.Соколов выделяет две основные функции - функцию преобразования и освоения мира и коммуникативную функцию8.

Ю.Б.Борев, раскрывая полифункциональную природу искусства, выделяет девять функций9. Генеральная цель искусства, по его мнению, заключается в социализации личности и утверждении ее самоценности.

3 Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование/Санкт-Петербург, гуманит. ун-т профсоюзов.—СПб., 1996.

4 См.: Каган М.С. О понятии "гуманитарная культура" и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конференции.—СПб., 1996,—СЛОО— 101.

5 См. там же

6 См.: Каган М.С. Указ. соч.—С. 214.

7 См.: ЗапесоцкийА.С. Указ. соч.—С.123.

8 См.: СоколовЭ.В. Культура и личность.—М., 1972.—С. 97.

9 См.: БорееЮ.Б. Эстетика.—М., 1978.—С. 132-150

Л.Н.Столович систематизирующим признаком для определения функции искусства рассматривает его структуру10. "Система функций художественной деятельности обусловлена структурой этой деятельности, функции искусства —структурой художественного произведения". Каждый элемент этой структуры имеет определенное функциональное значение. Автор устанавливает определенную последовательность перехода от одной функции к другой. Познавательная функция неразрывно связана с оценочной благодаря специфике художественного познания. Прогностическая занимает промежуточное положение между познанием и ценностными ориентациями. Способность искусства идеально восполнять то, что необходимо человеку для удовлетворения его потребностей, лежит в основе его компенсационной функции, которая связана с катарсической, снимающей духовное напряжение личности. Выполняя свою гедонистическую функцию, искусство может являться также средством отдыха и развлечения. Одновременно искусство может пробуждать высшие способности и силы человека, побуждая его к творчеству. Также искусство выступает как средство общения между людьми, что составляет его коммуникативную функцию. Далее следует социально-организаторская, социализирующая, воспитательная и просветительская, которые также взаимообусловлены и взаимосвязаны. М.С.Каган рассматривает искусство в его взаимодействии со средой, в которой и по отношению к которой проявляются функции искусства11. "Активность субъекта, направленная на объект, приводит либо к его изменению, преобразованию, трансформации, либо сохраняет объект в целостности и неприкосновенности", в этом случае активность субъекта может вернуться к нему "в виде знания, т. е. информации о качествах объекта, об объективных связях, отношениях, законах реального мира, и может выразиться в придании объекту ценности, т.е. вернуться в виде информации о значении этого объекта для субъекта"12. Но человек есть еще и существо социальное, поэтому в процессе труда, познания или выработки системы ценностей он вступает во взаимодействие с другими людьми (субъектами), налаживает с ними определенные коммуникации. Таким образом, теоретически возможны четыре вида человеческой деятельности: преобразовате-льная (созидательная, творческая), познавательная (гносеологическая), ценностно-ориентацион-ная (аксиологическая) и коммуникативная (общение). Для осуществления этих видов деятельности человеку надо обладать определенными способностями к созиданию, познанию, оценке и общению. Эти четыре вида сложных способностей, названные духовными или личностными потенциалами человека, и составляют его духовный мир и социально-психологический "слой", проявляясь и формируясь в деятельности людей.

Органическое слияние преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной деятельности рождает пятый вид - художественную деятельность. Овладение языком второй действительности предполагает синтезированную способность личности к познанию, созиданию, общению, ориентации в ценностях. Эта интегративная способность является выражением художественной культуры как важнейшей составляющей гуманитарной культуры личности. Вла-дение языком второй действительности - художественной -характеризует степень сформированности художественного потенциала личности. По своей целостности оно аналогично способности ориентироваться в действительности первой -реальной. Развитая способность адекватно восприни-мать отображаемую искусством жизнь (либо творить искусство) позволяет человеку целостно осваивать окружающую действительность, развивать свой духовный мир в гармоничном единстве и взаимодополнении основных личностных потенциалов: познавательного, созидательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного и художественного.

Важнейшая функция художественной культуры — поддержка непрерывности культурной системы в историческом времени. Жизнь общества периодически обрывает связь времен и нить культурной преемственности, вырывает целые поколения людей из культурного континуума (революции, "перестройки" и т.п.). И лишь тексты художественной культуры, которые предзаданы субъ-екту, фиксируют "генотип духовности", выполняют функции национального самосознания и культурной самоидентификации все новых и новых поколений.

Культурная преемственность обеспечивается, прежде всего тем, что художественные тексты фиксируют и сохраняют язык нации - "лицо народа" (В.Гумбольт), в котором фиксируется и

10 См.: СтоловичЛ.Н. Указ. соч. - С. 104-105.

11 См.: Каган М.С. Социальные функции искусства.—Л, 1978.—С. 13.

12 Каган М.С. Человеческая деятельность.—М., 1974.—С. 53.

сохраняется картина мира, свойственная тому или иному культурному сообществу (языковому коллективу). "Если мы возьмем универсум сообщений на данном языке, т. е. потенциально бесконечное множество высказываний соответствующего языка, и сопоставим его с миром, объективной действительностью, то обнаружим, что в этом универсуме отражается картина мира, релевантная, действительная для данного языкового коллектива. ...В языке зафиксированы те категории, классификационные признаки, оппозиции, которые выработаны обществом для сведения в некоторое целое всех знаний и представлений о мире на определенном этапе развития общества"13. При наличии общих содержательных компонентов, "концептуальные поля истины" в различных языках и культурах имеют различные очертания. Именно через сферу языка "человек может непосредственно ощутить свою принадлежность к мировой истории и одновременно глубже понять свою культурно-историческую уникальность"14.

Смыслоориентирующая функция художественной культуры обеспечивается, во-первых, ее огромным духовно-нравственным потенциалом; во-вторых, тем, что идеальный мир текста носит персонифицированный характер и существует в форме образа. Являясь продуктом самосознания, "тексты" художественной культуры выполняют функцию рефлексии жизни на уровне ее образов, смыслов, ценностей, норм и целей. Они потенциально содержат в себе совокупность сущностных предназначений, фундаментальных оснований и смыслов человеческой жизни.

Данная функция художественной культуры имеет для сегодняшнего этапа развития россий-ского общества огромное значение. Это обусловлено современным состоянием духовной жизни российского общества, для которого характерна утрата общественного идеала. Огромный духовный потенциал художественной культуры несопоставим с ничтожной мерой его востребованности современным обществом. В связи с этим "вхождение в свою собственную мировоззренческую традицию для России является более важным делом, нежели интеграция в современную идеологическую ситуацию Запада, в духовном пространстве которого переживает свою агонию так называемый европейский рационализм"15. Игнорирование духовных оснований, отказ от ее традиций особенно опасны в условиях обновления общественных структур - потеря исторической памяти оставляет человека в духовном вакууме.

Смыслоориентационные возможности художественной культуры заключаются в том, что текст позволяет увидеть жизнь как целостную или дифференцированную реальность, распознать, понять и принять образ жизни, оценить и уточнить значение жизненных явлений, согласовать свое поведение с социальными нормами, адекватно определить направленность и характер действий по достижению личностно значимых результатов. На интерсубъективном уровне ценностно-ориента-ционный потенциал искусства оформляется в виде смысла жизни и жизненной стратегии, определяющих основные координаты человеческого бытия.

Индивидуализирующая функция художественной культуры проявляется в ее способности обеспечить человеку понимание и ощущение собственной уникальности и неповторимости, обрести свое призвание. Встречаясь с текстом, человек целостным образом самопроявляет свою сущность, которая разворачивается и объективируется в процессе диалога - с идеей, автором, героем. Художественный текст концентрирует в себе наиболее драматические для человеческого бытия вопросы и ответы и тем самым заставляет человека творчески самоопределиться по отношению к ним.16

Социально-интегрирующая функция художественной культуры заключается в самой сущности творчества и восприятия, которые социальны, диалогичны по своей природе. Диалогичность (или даже полилогичность) - естественное состояние и важнейший механизм развития искусства.

Кроме того, именно пласт художественной культуры, представляя собой концентрированную форму самосознания общества, содержит в себе ценностно-ориентационные

13 КасевичВ.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология.—М., 1988.—С. 15.

14 Филиппов КА. Асимметрия культурных концептов и языковое выражение // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов.—СПб., 1996.—С. 397.

15 Федоров ЮМ. Сумма антропологии. Расширяющаяся вселенная абсолюта: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук.— Тюмень, 1995.

16 Нельзя написать драмы, романа, лирического стихотворения, если нет конфликта, столкновения с нормой и законом, нет "незаконной" любви, внутренних сомнений и противоречий, нет всего того, что представляется недопустимым с точки зрения "закона", установившегося ортодоксального мнения. Невозможна творческая мысль, если нет сферы проблематического, нет мучительных усилий разрешить новые вопросы, нет искания истины, которая не падает сверху в готовом и застывшем виде, нет борений духа". (См.: Бердяев НА. Самопознание.—Л, 1991.)

доминанты, составляющие основу и специфику национально-культурной ментальности -духовного пространства непрерывности многих "я" - народа, доминирующие ценности которого являются своеобразными "линиями притяжения", преобразующими эмпирическое многообразие национальной культуры в единую системную целостность17.

Духовная проективность художественной культуры - это ее способность выводить человека за свои пределы, формировать его стремление к миру идеального. Идеальный мир культуры, ее духовное основание имеет надличностную природу, "возвышающуюся" над человеком. Это пространство смыслов, позволяющее каждому человеку сделать выбор в условиях принципиальной ограниченности индивидуального сознания. Образы, ценности фиксируют идеальное состояние человека и общества, вынесенное за пределы реального бытия и задающее мировоззренческую и онтологическую перспективу жизни, они способствуют самосохранению культуры, обеспечивая человека "материалом" для самоопределения, помогая ему понять себя, смысл своей жизни, занять свое место в мире культуры. Этот мир не дается человеку в форме готовой предметности, он требует духовных усилий, понимания и переинтерпретации смыслов, идей, символов. Его актуальность резко возрастает в критические периоды жизни человека, когда теряется смысл жизни, трагически переживается несоответствие сущего и должного, конечного и бесконечного. В такой ситуации факт диалога с текстом художественной культуры можно рассматривать как жизненное событие, сопоставимое по значимости с важнейшими факторами индивидуальной биографии.

В искусстве как специфической форме духовного производства "человека целостного" содержатся также возможности оптимизации процессов социальной интеграции, реабилитации и самореализации личности (не случайно сущность искусства ассоциируется с категорией творчества как изменения реальности, выхода за рамки данного)18.

Для того чтобы искусство могло реализовать свои сущностные функции и потенциалы, человек должен понимать его язык. Язык искусства представляет собой отдельную для каждого художественного жанра знаковую систему, посредством которой и происходит "общение" искусства и человека. Существует несколько определений понятия "знак". Знаком называется "предмет или любая форма его психологического или психофизиологического отображения, которые выполняют или способны выполнять следующие основные функции (одну или все вместе) - пробуждение представлений и мыслей о явлениях мира (включая сюда и процессы психической жизни), выражение оценочного отношения, программированное воздействие на механизм восприятия или мышления, указание на связь с другими знаками"19. Такое понимание достаточно близко определению, бытующему в общей теории знаков: "Знак есть материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (предметов) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем"20.

Можно сказать, что язык искусства - это система образов, с одной стороны, отражающих существующую реальность. С другой стороны, создавая особый художественный мир, искусство, посредством влияния на реципиента (слушателя, зрителя и т.д.), преобразует эту реальность. Искусство действует не на какую-нибудь одну человеческую способность, эмоции или интеллект, а на человека в целом. Овладение языком искусства позволяет человеку целостно осваивать окружающую действительность и воспроизводить себя в единстве всех сущностных составляющих человеческой экзистенции.

Культурно-идентификационные, ценностно-ориентационные, нормоориентирующие, социа-льно-интегрирующие и индивидуализирующие потенциалы художественной культуры определяют ее сущностные функции в системе "человек-общество"21. Социально-интегрирующие возможности художественной культуры обусловлены ее сущностной природой - она является, прежде всего, идеальной формой закрепления, хранения, накопления, трансляции и трансформации социального и духовного опыта, а следовательно, универсальным способом обеспечения исторической преемственности - как на уровне индивидуального человеческого

17 См.: Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологи. - СПб.,1996.

18 Следует отметить, что именно эти способности художественной культуры лежат в основе атртерапевтических и артпедагогических методов.

19 Медушевский В. Как устроены художественные средства музыки? // Эстетические очерки. Вып. 4.—М., 1977.—С. 80.

20 Резников Л. Гносеологические проблемы семиотики.— Л., 1964.—С. 19.

21 Их подробная характеристика дана в монографии А.С.Запесоцко-го (Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование/Санкт-Петербург, гуманит. ун-т профсоюзов.—СПб., 1996.)

бытия, так и на уровне исторического бытия социального организма. Процесс социализации начинается с потребления субъектом духовных продуктов, содержание и объективированная форма которых определяют и сам способ присвоения их предметной сущности. Духовное потребление выступает одновременно и как духовное воспроизводство тех общественных отношений, в которых воплощена культурная преемственность поколений.

Индивидуализирующая (или самореализационная) функция искусства вытекает из его универсальности, проективности. В максимальной степени выражая сущность культуры как "второй реальности", искусство тем самым дополняет мир "реальности первой", вводит человека в новое измерение бытия - идеальный мир фантазий, замыслов, надежд. Уже сам факт обращения к художественному тексту (его интерпретации, пониманию в новом контексте) становится мощным средством проявления самостоятельности мысли личности. И это вполне естественно -человеческая индивидуальность, самость обнаруживает себя "внутри" культуры, в процессе самоидентификации, она не является "абсолютной внутренней собственностью" человека. Лишь в системе культурных коммуникаций, в процессе постижения и освоения культурных смыслов индивид получает от других "подтверждение и признание и как вообще личность, и как эта индивидуальная личность"22.

Самореализационный потенциал состоит также в проектности художественного творчества. Само произведение есть результат индивидуально переживаемого творцом понимания справедливости, истины, идеалов и смыслов человеческой жизни. Индивидуализирующая функция художественной культуры осуществляется в процессе духовного самоопределения человека (обретения смы-сла жизни и призвания), самопределения человека в социально-культурной среде, которая выступает для него пространством не-поредственной жизнедеятельности и условием личностного развития, в процессе самореализации человека посредством потребления и создания культурных ценностей. Являясь сферой (процессом, результатом) идеального, духовного производства, художественная культура предоставляет максимальную возможность самореализации человеческой сущности, которая наиболее полно обнаруживает себя в сфере духовности, ибо только здесь человек обретает ту свободу, которой нет в других сферах общественной практики.

Художественная культура в концентрированном виде содержит смыслы человеческой жизни. Поэтому идентификация с образом оснащает человека способностью сформировать собственную жизненную среду и организовать оптимальное взаимодействие с миром других, не приводящее к утрате собственной индивидуальности.

Разработка условий и механизмов востребованности потенциалов художественной культуры, в том числе и в сфере досуга, - важнейшая теоретическая и практическая проблема. Глубокие изменения, переживаемые ныне Россией, охватили все сферы ее жизни, оказали существенное воздействие на духовный уклад общества. Они заставляют пересматривать многие традиционные идейно-нравственные ценности, искать новые духовные ориентиры. Художественная культура содержит в себе острую экзистенциальную проблематику, ответы на наиболее сущностные вопросы бытия, которые сегодня приобретают особую актуальность в связи с характером переживаемого российским обществом периода.

Однако реальной трудностью здесь становится объективное противоречие между ресурсами искусства и уровнем личностного развития. Формирование личности осуществляется в процессе распредмечивания индивидами "культурных сущностей", адекватность которого находится в прямой зависимости от способностей человека востребовать и понять подлинный смысл художественного текста. Реализация потенциалов искусства зависит также от этапа личностного становления. На этапе первичной социализации искусство предоставляет человеку возможность интериоризации всеобщих способов деятельности и общения, перевода их в индивидуальные свойства и качества личности. Затем искусство позволяет человеку в идеальной плоскости проиграть социальные роли, посредством которых он интегрируется в социум. Этап личностной смыслоориентации обеспечивается инновационным потенциалом художественной деятельности (создания и потребления), ее возможностями реализации творческих способностей личности. Кроме того, субъект, воспринимающий текст, принадлежит определенной эпохе, которая и обусловливает специфику и уровень понимания смысла текста. Данное противоречие разрешается путем целенаправленных усилий по включению индивидов в предметно-деятельностное освоение форм художественной культуры, в том числе и в сфере досуга.

Залогом личностной значимости контакта (и условием реализации соответствующего

22 Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. - 1989.-№2. - С.38

потенциала культуры) является адекватное понимание и интерпретация текста, что предполагает не только соответствующий уровень личностного развития, но и владение специфической техникой работы с текстами. Специфика понимания художественного текста заключается в том, что процесс познания и его адекватность во многом определяются способностью человека к эмпатии, интуитивно-эмоциональному проникновению в его подлинный и сокровенный смысл, недоступный обычным рациональным способам извлечения содержащегося в естественных науках знания. При этом необходимо владеть технологией понимания и использования различных уровней постижения текста: восприятие, т.е. его прочтение в форме непосредственного отображения образа; переживание, предшествующее рациональному постижению текста, представляющее собой непосредственное и индивидуальное восприятие образа в соответствии с собственным жизненным опытом, включение его в свое смысловое поле; понимание и интерпретация переживаемого образа, перевод его в плоскость собственного духовного бытия.

Литература

1. Ариарский М.А. Педагогическая культурология. В двух томах. Том 1. Методология и методика пости-жения культуры. -СПб.: Концерт,2012.-400с.

2. Ариарский М.А. Педагогическая культурология. В двух томах. Том 2. Социально-культурная деятель-ность и технологии ее организации. - СПб.: Концерт, 2012.-448с.

3. Бердяев НА. Самопознание.-Л., 1991

4. Борее Ю.Б. Эстетика.-М., 1978.-С. 132-150

5. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУКИ, 2012.-456 с.

6. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование/Санкт-Петербург, гуманит. ун-т профсоюзов.-СПб., 1996.

7. Запесоцкий А.С. Указ. соч.-С.123.

8. Каган М.С. Социальные функции искусства.-Л., 1978.-С. 13.

9. Каган М.С. Указ. соч.-С. 214.

10. Каган М.С. Человеческая деятельность.-М., 1974.-С. 53.

11. Каган М.С. О понятии "гуманитарная культура" и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: Ма-териалы конференции.-СПб., 1996.—С. 100.

12. Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. -М., 1988.-С. 15.

13. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологи. - СПб.,1996

14. Медушевский В. Как устроены художественные средства музыки?//Эстетические очерки. Вып. 4.— М., 1977.-С. 80.

15. Резников Л. Гносеологические проблемы семиотики.- Л., 1964.С. -19.

16. Соколов Э.В. Культура и личность.-М., 1972.-С. 97.

17. Столоеич Л.Н. Указ. соч. - С. 104-105.

18. Филиппов К.А. Асимметрия культурных концептов и языковое выражение // День науки в Санкт-Пе-тербургском гуманитарном университете профсоюзов.-СПб., 1996.-С. 397.

19. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. - 1989.-№2. - С.38

1. Ariarskij M.A. Pedagogicheskaja kul'turologija.

V dvuh tomah. Tom 1. Metodologija i metodika posti-zhenija kul'tury. -SPb.: Koncert,2012.-400s.

2. Ariarskij M.A. Pedagogicheskaja kul'turologija.

V dvuh tomah. Tom 2. Social'no-kul'turnaja dejatel'-nost' i tehnologii ee organizacii. - SPb.: Koncert, 2012.-448s.

3. Berdjaev NA. Samopoznanie.-L., 1991

4. Boree Ju.B. Jestetika.-M., 1978.-S. 132-150

5. Zharkov A.D. Teorija, metodika i organizacija social'no-kul'turnoj dejatel'nosti: Uchebnik. - M.: MGUKI, 2012.-456 s.

6. Zapesockij A.S. Gumanitarnaja kul'tura i gumanitarnoe obrazovanie/Sankt-Peterburg, gumanit. un-t profsojuzov.-SPb., 1996.

7. Zapesockij A.S. Ukaz. soch.-S.123.

8. Kagan M.S. Social'nye funkcii iskusstva.-L., 1978.-S. 13.

9. Kagan M.S. Ukaz. soch.-S. 214.

10. Kagan M.S. Chelovecheskaja dejatel'nost'.-M., 1974.-S. 53.

11. Kagan M.S. O ponjatii "gumanitarnaja kul'tura" i roli gumanitarnosti na sovremennom jetape istorii chelovechestva // Den' nauki v Sankt-Peterburgskom gumanitarnom universitete profsojuzov: Ma-terialy konferencii.-SPb., 1996.—S. 100.

12. Kasevich V.B. Semantika. Sintaksis. Morfologija.-M., 1988.-S. 15.

13. Markov A.P. Otechestvennaja kul'tura kak predmet kul'turologi. - SPb.,1996

14. Medushevskij V. Kak ustroeny hudozhestvennye sredstva muzyki?//Jesteticheskie ocherki. Vyp. 4.—M., 1977.-S. 80.

15. Reznikov L. Gnoseologicheskie problemy semiotiki.- L., 1964.S. -19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Sokolov Je.V. Kul'tura i lichnost'.-M., 1972.-S. 97.

17. Stoloeich L.N. Ukaz. soch. - S. 104-105.

18. Filippov K.A. Asimmetrija kul'turnyh konceptov i jazykovoe vyrazhenie // Den' nauki v Sankt-Pe-terburgskom gumanitarnom universitete profsojuzov.-SPb., 1996.-S. 397.

19. Habermas Ju. Ponjatie individual'nosti // Voprosy filosofii. - 1989.-№2. - S.38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.