148 Высшее образование в России • № 12, 2008
инновационной активности характеризуется в общем виде большей целенаправленностью, устойчивостью, осознанностью путей и способов внедрения новшеств. Учитель становится автором альтернативной концепции, технологии или содержания образования. Имея достаточно надежную технологию, учитель продолжает искать и открывать новые способы педагогических решений. В структуре педагогического мышления важное место занимает рефлексия, эмпатия, обеспечивающие успешность внедрения инноваций, уменьшение риска и отторжения новшества педагогическим сообществом. Педагоги этого уровня всегда открыты новому, извлекают новую информацию из общения с другими группами.
Креативный уровень отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, обладает высокой чувствительностью к проблемам. Положительная эмоциональная направленность деятельности стимулирует переход к устойчиво преобразующей, активно-созидательной и самосозидательной работе. Особое
место в инновационной деятельности учителя приобретают аналитико-рефлексив-ные умения. Нередко педагоги выступают инициаторами создания авторских школ, проведения семинаров.
Таким образом, можно утверждать, что инновационная деятельность современного учителя может трактоваться как созидательный процесс и результат его инновационной активности.
Литература
1. См.: Россия и «восьмерка» в 2006 году. Воз-
можные глобальные инициативы в области образования. Аналитическая записка / Всемирный банк. Москва. Май 2005 г.
2. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. - М., 2007.
3. См.: Сластенин В.А., Подымова Л.С. Пе-
дагогика инновационной деятельности. -М., 1997.
4. См.: Сумнительный К. Инновации в обра-
зовании: мифы и реальность // Народное образование. - 2007. - № 4.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих
способностей. - М., 2002.
Н. ХРУСТАЛЬКОВА, доцент Пензенская государственная технологическая академия
Современная социальная ситуация, характеризующаяся прогрессирующим ростом численности детей-сирот, диктует новые подходы к педагогической подготовке людей, выполняющих функции родителей в профессионально-замещающей се-мье1. В этом процессе на первое место выступает не столько сформированность знаний, умений и навыков в воспитании детей-сирот, сколько способность применять их
Педагогическая компетентность родителей в профессионально-замещающей семье
на практике, ориентироваться в нестандартных воспитательных ситуациях, что подразумевает развитие у замещающих родителей соответствующей компетентности.
Под педагогической компетентностью родителей в профессионально-замещающей семье понимается комплекс профессиональных знаний (законодательства по проблемам защиты детства, психологии и педагогики воспитания приемных детей, специфики де-
1 Профессионально-замещающая семья - семья, где воспитание приемных детей признается профессиональной деятельностью, обеспеченной социальными гарантиями и наделенной юридической ответственностью на время договора, заключенного с органами опеки и попечительства.
Редакционная почта
149
виантного и деликвентного поведения личности и методов его психолого-педагогического корректирования, основ профессионально-педагогического саморегулирования, способов и приемов реализации педагогической деятельности, направленной на воспитание детей-сирот в условиях профессионально-замещающей семьи и готовности к ее осуществлению), умений (постановки целей, структурирования действий, регулятивных, прогностических, аналитических), навыков (осуществления ухода за приемными детьми, организации совместного быта и досуга на основе уважения, взаимопомощи, создания развивающей среды и эмоционально благоприятной обстановки для приемных детей, построения отношений с приемным ребенком, имеющим различные проблемы в развитии, применения педагогически выверенных, целенаправленных воспитательных мер по отношению к ним, взаимодействия со специалистами и представителями органов опеки и попечительства и биологическими родителями приемного ребенка). Данная компетентность требует также наличия профессионально значимых личностных качеств, не-обходимыхдля воспитаниядетей-сирот (трудолюбия, самостоятельности, активности, ответственности, общительности, любви к детям, психологической готовности стать хорошим родителем для приемных детей, принятия приемных детей, уважения детской личности).
Наиболее приемлемым организационным вариантом решения проблемы формирования педагогической компетентности у родителей в профессионально-замещающей семье, на наш взгляд, является создание единого социально-образовательного комплекса (системы межведомственного непрерывного сопровождения профессионально-замещающей семьи), в рамках которого замещающие родители проходили бы специализированный отбор, обучение, а дети-сироты и вся профессионально-замещающая семья получали бы комплексную и непрерывную помощь специалистов.
В соответствии с задачами единого со-
циально-образовательного комплекса все входящие в него учреждения разбиты на функциональные группы, имеющие свою структуру и функции (группа межведомственного управления, группа административного управления, группа педагогической и психологической поддержки, группа социализации детей-сирот и их семей, группа допрофессиональной и профессиональной подготовки, группа культурного досуга и духовно-нравственного воспитания) [1].
Функционирование единого социально-образовательного комплекса осуществляется по следующим этапам.
Подготовительный этап. Включает в себя следующие технологические циклы: 1) отбор кандидатов в замещающие родители (в ходе данного цикла лица, желающие взять на воспитание ребенка-сироту, обращаются в районный отдел по вопросам материнства и детства с заявлением, в котором изъявляется желание создать профессионально-замещающую семью, затем собирают необходимые для выполнения данной функции документы: справки о состоянии здоровья членов семьи, о соответствии материально-бытовых условий нормативам, проходят психодиагностическое обследование); 2) первичное обучение кандидатов в замещающие родители (происходит в центре помощи семье и детям, где кандидаты в замещающие родители получают профессиональные знания, умения, навыки, развивают личностно-профессиональ-ные качества, способствующие становлению у них мотивационно-ценностного, личностного, когнитивного, операционального, коммуникативного и креативно-рефлексивного компонентов педагогической компетентности); 3) подготовка заключения о возможности стать замещающими родителями; 4) помощь кандидатам в замещающие родители в подборе детей-сирот; 5) подготовка материалов на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и готовящихся к передаче на воспитание в профессионально-замещающие семьи; 6) составление комплексной программы психолого-педагогического и медико-социально-
150 Высшее образование в России • № 12, 2008
го сопровождения ребенка в профессионально-замещающей семье.
Основной этап. Состоит из двух технологических циклов: 1) выплата денежных средств замещающим родителям на содержание ребенка-сироты (осуществляется отделом социальной защиты по месту жительства в соответствии с российским законодательством); 2) реализация комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка-сироты и всей профессионально-замещающей семьи.
Этап окончания пребывания ребенка-сироты в профессионально-замещающей семье. Представлен тремя технологическими циклами: 1) проживание ребенка в профессионально-замещающей семье до нормализации ситуации в кровной семье (может закончиться до совершеннолетия возвращением ребенка в кровную семью в связи с восстановлением родителей в родительских правах, выздоровлением биологических родителей, возвращением их из мест заключения и другими обстоятельствами); 2) незапланированное прерывание пребывания ребенка-сироты в профессионально-замещающей семье (вызванное кризисной ситуацией, возникшей в профессионально-замещающей семье; возвращение приемного ребенка в сиротское учреждение по заявлению замещающихродителей или самого ребенка осуществляется на основании расторжения договора с замещающими родителями); 3) проживание ребенка-сироты в профессионально-замещающей семье до совершеннолетия (может закончиться усыновлением приемного ребенка, продолжением его пребывания в профессионально-замещающей семье и возвращением к биологическим родителям).
Организационные условия призваны создать необходимый потенциал внутри и вне профессионально-замещающей семьи для осуществления воспитания, педагогической коррекции и полноценной комплексной социализации детей-сирот - адекватно их проблемам и потенциалу развития [2]. Однако они не позволяют замещающим
родителям приобрести необходимые знания, умения и навыки, а также профессионально значимые личностные качества по воспитанию детей-сирот в условиях профессионально-замещающей семьи, то есть стать педагогически компетентными профессионалами.
Значительными ресурсами для решения данной проблемы располагают предложенные нами педагогические условия, в частности теоретико-практический этап, разработанный нами с целью интенсивного и краткосрочного обучения замещающих родителей воспитанию детей-сирот в условиях единого социально-образовательного комплекса. Продолжительность обучения замещающих родителей на этом этапе составляет 2 недели (72 академических часа); родители приобретают теоретические знания, практические умения и навыки в области воспитания детей-сирот в профессионально-замещающей семье, а также необходимые профессионально-личностные качества посредством изучения экспериментального курса «Педагогическая компетентность у родителей в профессионально-замещающей семье» и программы педагогической студии.
В рамках экспериментального курса нами применялось сочетание докладно-ре-феративного метода с фронтальным обсуждением основных теоретических положений темы, анализом практических занятий, решением педагогических ситуаций, задач, заданий, проведением дискуссий, деловых игр, тренингов и др. Данный курс позволяет существенно повысить теоретический уровень замещающих родителей, но не формирует в должной мере практические умения и навыки воспитания детей-сирот в условиях профессионально-замещающей семьи, а также их профессионально значимые личностные качества. Для этих целей служит педагогическая студия, где родители обучаются методическим приемам решения проблем воспитания детей-сирот в условиях профессионально-замещающей семьи, что в конечном счете повышает их педагогическую компетентность.
Редакционная почта
151
Содержание тем, предназначенных для студийной работы замещающих родителей, объединено в ряд модулей: диагностика готовности замещающих родителей к воспитанию детей-сирот в условиях профессионально-замещающей семьи; консультирование приемных родителей и оказание им помощи в налаживании отношений с ребенком-сиротой, имеющим различные проблемы в индивидуально-личностном развитии; разработка индивидуальной программы реабилитации для каждого ребенка-сироты, воспитывающегося в условиях профессионально-замещающей семьи; тренинги подготовки профессионально-замещающей семьи и детей-сирот к совместному проживанию; профессиональная этика и культура семейного педагога, пути со-
вершенствования его педагогического мастерства.
Прошедший такую подготовку замещающий родитель демонстрирует педагогическую мотивацию помощи ребенку-сироте и получает знания, умения, навыки, а также необходимые профессионально-личностные качества для воспитания детей-сирот.
Литература
1. См.: Хрусталькова Н.А. Система комплек-
сного сопровождения профессионально-замещающей семьи // Педагогика. - 2007. - № 2.
2. См.: Хрусталькова Н.А. Технологии рефор-
мирования системы профилактики социального сиротства // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 4.
И. ЗАДОРОЖНЮК, доктор филос. наук
Современная гуманитарная академия
Разработка и внедрение «современной модели образования» (www.mon.gov.ru) с опорой как на технические новшества, в первую очередь - информационно-коммуникационные технологии, так и на социальные и педагогические технологии (к примеру, дистанционное обучение) - одна из важных предпосылок модернизации не только сферы образования, но и всей жизни российского общества. На этом фоне любая ошибка в стратегии чревата системными сбоями. Как отмечает социолог А.Л. Андреев, на книгу которого мы будем постоянно ссылаться, «в этой ситуации очень опасно поддаться разного рода увлечениям, равно как и соблазну "окончательных решений"» [1, с. 353]. Поэтому анализ исторических прецедентов и социальных контекстов любой образовательной реформы в качестве средства предотвращения подобных сбоев незаменим ничем.
Дело осложняется тем, что сегодня нужно выстраивать образовательную систему, способную параллельно решать за-
Возможна ли работа на опережение?1
дачи разного типа и уровня: эффективно выполнять заказ на формирование у студентов умений и личных качеств, востребованных на рынке труда и одновременно развивать у них многомерное видение социально-исторической реальности. Для решения таких диалектических проблем нужны принципиально новые мыслительные практики, в частности в сфере управления системой образования.
Есть таковые? - Конечно, земля российская умами не скудеет. Вопрос, в какой мере они востребованы... Ведь образовательное дело - материя тонкая: здесь следует развить, но и сохранить, приумножить, но и не перегрузить. А главное - сделать систему образования соответствующей вызовам быстроменяющегося времени.
Чтобы эти процессы шли успешно, необходимо критическое осмысление предшествующих сдвигов в отечественной об-
1 Работа написана при поддержке РФФИ (грант 08-06-00262а).